Научно – исследовательский проект «Экология Донбасса: вчера, сегодня, завтра»
Оценка 4.8

Научно – исследовательский проект «Экология Донбасса: вчера, сегодня, завтра»

Оценка 4.8
Конкурсы +1
docx
экология
7 кл—11 кл
18.05.2020
Научно – исследовательский проект «Экология Донбасса: вчера, сегодня, завтра»
Научно-исследовательская работа «Экология Донбасса: вчера, сегодня, завтра» направлена на пропаганду экологического воспитания среди школьников их родителей и учителей, развития экологического мышления, формирование активной жизненной позиции. Цель исследовательской работы: изучить экологическую обстановку родного края и города Стаханова. Разработать практические рекомендации по улучшению экологического состояния города Стаханова, на основе анализа поверхностных вод, атмосферного воздуха и проблемы утилизации отходов.
Экология Донбасса РАБОТА НА КОНКУРС.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«СТАХАНОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №11 ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»

 

 

Республиканский конкурс экологических  исследовательских проектов «Человек на Земле»

Номинация:

1.«Экологические проблемы родного края»

 

 

 

 

 

 

Научно – исследовательский проект

«Экология Донбасса: вчера, сегодня, завтра»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Выполнил: учащийся 9-А класса

                                                        Никульников Алексей

                                                           Научный руководитель:

                                                                учитель биологии и химии

                                                                          Никульникова Татьяна Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стаханов  2020

 

 

Оглавление

Введение……………………………………………….………………….….…………………..4

Раздел 1. Теоретическая часть………………………………………………………..............6

1.1       Что такое экология?...........................................................................................................6

1.2.      Экологические проблемы Донбасса и города Стаханова………....…..........................6

Раздел 2. Результаты исследования………………………………………………………...10

2.1. Анализ качества воды р. Камышеваха. Источники загрязнения. 10

2.2. Анализ качества воды природного источника возле СГ№ 11(родник)………………...10

2.3. Мониторинг состава атмосферного воздуха г. Стаханова. Причины изменения его состава…………………………………………………………………………………………   13

2.4. Проблемы складирования и утилизации бытовых отходов г. Стаханова и городов-спутников……………………………………………………………………………………….17

2.5. Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей»……………………….24

2.6. Мониторинг качества экологических знаний учащихся……….……….........................25

2.7. Результаты анкетирования родителей и учащихся ……………………………………..25

2.8. Мероприятия по охране окружающей среды в рамках месячника по экологии……...28

Выводы………………………………………………………………..….……........................29

Заключение……………………………………………………….…….……………………...31

Библиографический список ………………………………………………………………...33

Приложения……………………………………………………………..……………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелѐтных,

Лишь на ней одной цветут,

Ландыши в траве зелѐной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлѐнно.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Я. Аким

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Наш дом – планета Земля, регион Донбасс, город Стаханов.

 Много лет прошло с тех пор, когда для существования человеку нужен был только огонь, вода и пища. Именно тогда человек был частью природы. Но шло время, человек изменялся и менял природу. С появлением таких отраслей, как скотоводство и земледелие, отношения человека с природой резко переменились не в лучшую сторону. Позже человек начал извлекать полезные ископаемые, что существенно отражалось на характере кругооборота веществ в природе. Проще говоря, люди совсем не умеют пользоваться бесценными дарами природы, тем самым обращая все свои деяния против себя же. Бескрайние ковыльные степи постепенно превращались в пашни, реки мелели, зверья и рыбы становилось меньше, и люди знали, что всему этому причина одна – человек!

 Сперва – леса, озёра и реки, потом – атмосфера, моря и океаны... Человечество не слишком бережно относится к родной планете, иначе проблема загрязнения окружающей среды не стояла бы сегодня так остро.

Своими действиями в процессе эволюции человек умышленно, вследствие войн, и не умышленно, в следствии, к примеру, добычи полезных

ископаемых, наносит урон экологии конкретных регионов.

По данным социологического исследования основными экологическими проблемами нашего региона Донбасса и города Стаханова являются: увеличение количества автомобильного транспорта, бытовой мусор, загрязнение водоемов, недостаток зеленых насаждений и выбросы в атмосферу промышленных предприятий. Поэтому, проблема сохранения природы не просто актуальна, она – основа для выживания.

Научно-исследовательская работа «Экология Донбасса: вчера, сегодня, завтра» направлена на пропаганду экологического воспитания среди школьников их родителей и учителей, развития экологического мышления, формирование активной жизненной позиции.

Цель исследовательской работы: изучить экологическую обстановку родного края и города Стаханова.  Разработать практические рекомендации по улучшению экологического состояния города Стаханова, на основе анализа поверхностных вод, атмосферного воздуха и проблемы утилизации отходов.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи, а именно:

§     развить интерес и уважительное отношение всех категорий      населения к экологическим проблемам своей местности;

§     выделить основные экологические проблемы региона и города;

§     подобрать методики для их исследования;

§     провести исследования на местности;

§     осуществить взаимодействие с городскими службами, отвечающими за экологическое состояние города;

§     проанализировать и систематизировать полученную информацию, предложить пути решения экологических проблем..

Объект исследования: регион – Донбасс, город Стаханов.

Методической базой исследования являются: описание – фиксирование внешних признаков объекта; анкетирование – изучение отношения к объекту исследования и графическое отображение полученных данных; наблюдение – фиксация наглядных признаков объекта или явления; интервью – проведение беседы по заранее подготовленным вопросам с работниками государственных учреждений; классификация – разделение объекта или явления на группы по определенным признакам; анализ – выделение определенных признаков и свойств в изучаемых объектах; эксперимент – проведение опытов; систематизация – общий вывод на основе анализа мелких признаков; измерение – определение числовых показателей процесса или объекта.

Гипотеза: Выяснить, влияет ли загрязнение территории на экологию Донбасса и города?


 

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Что такое экология?

 Что такое экология? В прошлом под этим термином, впервые употреблённым в 1866 г. немецким биологом  Э. Геккелем, понималась наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Учёный полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания, но на самом деле вышло иначе.

 Когда мы говорим о современных экологических проблемах, то обычно подразумеваем под этим загрязнение атмосферы, воды и земли. Но не стоит забывать о проблемах, которые возникли в растительном и животном мире.

Начали зримо меняться условия обитания. Прежде всего, этот процесс почувствовали растения и животные. Стали быстро сокращаться численность и, главное, разнообразие живого мира.

 Возникла необходимость в создании специальной науки, которая изучала бы возможность сохранения реликтовых участков природы и исчезающих популяций отдельных живых видов. Люди стали постепенно понимать, что только богатство природы, разнообразие живых видов обеспечивает жизнь и будущее самого человека. Сегодня этот принцип сделался основополагающим. Природа без человека жила миллиарды лет и сможет жить без человека, но человек вне полноценной биосферы существовать не может. Вопрос об охране природы является одним из важнейших приоритетов национального развития.

 В настоящее время, экология - наука, изучающая проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

 

1.2.      Экологические проблемы Донбасса и города Стаханова.

 

 Наличие и причины этих проблем можно более подробно рассмотреть на примере Донбасса. В первую очередь, очень напряжённую экологическую обстановку в Донбассе создаёт усиливающееся техногенное воздействие на среду обитания, которое связано с развитием металлургической, коксохимической, химической и других видов промышленности, а также с возрастающей разработкой угля и иных полезных ископаемых. Боевые действия в регионе, применение разнообразного оружия, отсутствие экологического надзора, по объективным причинам, приводит к загрязнению атмосферы, почв и вод региона, сокращению численности сообществ растений и животных.

 Огромнейшие выбросы в атмосферу, внушительно влияют на её загрязнение, что, в свою очередь, довольно пагубно отражается на состоянии здоровья большинства жителей Донбасса. Загрязнение воздушного бассейна является одной из самых острых проблем.

 Для устранения этой экологической проблемы сейчас не хватает финансовых и физических ресурсов, поэтому в данный момент они находятся только в стадии разработки. В 2016 году вступил в силу законопроект «Об охране атмосферного воздуха»

 

DPP_0003

 

Рисунок 1 – Выбросы в атмосферу

Другой, не менее важной проблемой для Донбасса и нашего города является загрязнение земли или почвы. Большинство промышленных предприятий предпочитают использовать метод утилизации отходов в земле.


Сейчас на нашей территории накоплено около 4 миллиардов тонн промышленного и бытового мусора (рис. 2).

 

Рисунок 2 – Строительный мусор (свалка возле города, район Чутино)

 

 

 На фоне всего этого становится понятно, что земли Донбасса превращаются в одну большую свалку. В настоящее время уже разрабатываются пути решения этой проблемы. Так, например, стараются обеспечивать эффективную переработку мусора и иных вредных отходов, вводят строжайшие санкции и различные штрафы за загрязнения воздуха, воды и земли и проводят регулярные социальные рекламы среди населения. Многие хотят соблюдать эти простые шаги, но им критически недостаёт финансовой поддержки и человеческих ресурсов.

http://www.gazetapik.ru/wp-content/uploads/2012/04/ryigin_1240.jpg

 К сожалению, это не последняя наша экологическая проблема. Не стоит забывать о таком явлении, как массовое загрязнение водоёмов и водохранилищ (рис. 3).

 

Рисунок 3 – Загрязнение водоёмов (речка Камышеваха)

 Вода – ценный дар природы, который требует бережного отношения. Для всего мира остро стоит вопрос защиты природных ресурсов от загрязнения и истощения. На территории Луганской Народной Республики протекает 38 рек, из которых одна большая – Северский Донец, три средних – Миус, Лугань, Кундрючья, и 34 малых реки. На сегодняшний день в Республике насчитывается 396 водных объектов, из которых – 26 водохранилищ, 367 прудов.

 Одной из важных задач, стоящих перед Министерством природных ресурсов и экологической безопасности Луганской Народной Республики, является осуществление на территории Луганской Народной Республики государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, в том числе за использованием водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Министерство природных ресурсов и экологической безопасности ЛНР совместно с другими исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления проводятся меры, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, связанных с

 

водным фактором, обеспечение безаварийного пропуска паводковых вод и минимизации разрушительных последствий наводнений. Природный режим рек нарушается воздействием хозяйственной деятельности человека.

 Одним из значимых вопросов является «здоровье» малых рек, так как от них зависит состояние больших рек. Состояние р. Северский Донец зависит от состояния её основных притоков (включая ручейки, источники, водохранилища и т.п.).

 Качество воды постоянно ухудшается. Со сточными водами в реки попадают удобрения и пестициды с сельскохозяйственных земель. А также в них попадают воды из канализации и дренажных канав. Некоторые заводы сливают в реки и озера потоки грязной воды. Загрязнение вод рек и озёр нитратными удобрениями растёт. Нитраты медленно, уже в течение многих лет, просачиваются через землю в русла рек или озёр. Грязные сточные воды и удобрения попадают в озера и водохранилища и вызывают стремительный рост тины – водорослей, которые душат речную фауну и флору.

 Не просто так люди Донбасса чаще остальных имеют болезни почек и мочевыводящих путей. Сейчас же, в большей мере, вода загрязняется иным образом, а именно подтоплением шахт на нашей территории. Дело в том, что закрытие угольных шахт проводится с нарушением законодательных и нормативных документов по охране окружающей природной среды, и подрывается экологическая и техногенная безопасность населения и территорий.

Не менее важным фактором ухудшения экологической обстановки на Донбассе и в городе является изменения в растительных и животных сообществах.  Было принято решение о создании Красной книги  Луганской Народной Республики. Впервые составлена Красная книга Луганской Народной Республики, в которой приведены сведения о 51 видах растений и 90 видов животных, подлежащих особой охране на территории республики.

 Все вышеперечисленные виды основных экологических проблем являются причинами сильного роста заболеваемости населения нашего региона разными специфическими болезнями, появившимися вследствие ухудшения экологической обстановки. В основном это заболевания органов дыхания и эндокринной системы. У более старшего поколения развивается язвенная болезнь и всё больше растёт количество злокачественных новообразований.

 Вопросы экологической обстановки на территории Донецкого края, которые обострились из-за военных действий, уже более пяти лет остаются неразрешёнными. Основными проблемами региона, угрозой для жизни жителей Донбасса считаются остановка металлургического комплекса, закрытие горнодобывающих предприятий и продолжающиеся обстрелы важных объектов инфраструктуры на линии фронта.


 

Раздел 2. Результаты исследоваиния

2.1 Анализ качества воды р. Камышеваха. Источники загрязнения.

Поскольку река изучалась не на всем протяжении, а только в пределах доступной зоны, то и данные показаны на одном участке. При изучении гидрологического и гидрохимического режимов было выявлено: глубина реки составляет в среднем 0,8 м, водность 1,62 . Температура воды в течение года колеблется от 2 до 22. Вода прозрачная или слабо мутная, цвет отсутствует, запах прелый, с примесью гнили, величина окисления 4-6 .

Русло реки загрязнено пластиком, перегорожено листвой и сухими ветками, на поверхности воды маслянистых примесей не обнаружено

Вблизи речного бассейна расположены: металлургическое предприятие и сельскохозяйственные угодья, что влияет на состав и чистоту воды.

http://xn--b1acdsycapm.com/wp-content/uploads/2017/09/1505885545_img_20170919_093145.jpg

Рисунок 4 – речка Камышеваха

.

2.2. Анализ качества воды природного источника возле СГ№ 11(родник)

При исследовании мы использовали разные методы определения качества воды - визуальный, органолептический, физический и химический.

Предварительный – визуальный метод. Мы взяли несколько проб воды. По внешнему виду она была прозрачная, без запаха, с привкусом мела.

 Органолептическая оценка качества воды – обязательная начальная процедура санитарно– химического контроля воды.   К органолептическим характеристикам относятся цветность, мутность, прозрачность, запах, вкус и привкус.  

     Санитарно – химический контроль воды начинается с суточного отстаивания воды.

Осадок.

     Определение осадка производится после суточного отстаивания воды. Мои наблюдения показали, что суточное отстаивание воды не дало никакого осадка.

Запах.

     Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают

в нее естественным путем и со сточными водами.

     Для определения запаха воды я налил ее в колбу на 2/3 объёма с  пробкой и сильно встряхнул в закрытом состоянии. Открыл  быстро колбу и сразу понюхал, отметил отсутствие запаха воды.

 Цветность и прозрачность.

     Цвет воды зависит от химического состава и механических примесей. Пробирку заполнил водой на 10-12 см. Рассматривая пробирку сверху на белом фоне, определяю цветность и прозрачность воды.

Проведённый опыт показал, что вода в пробирке – бесцветная и прозрачная.

 Мутность.

Пробирку заполнил  водой на 10-12 см. Рассматривая пробирку сверху на темном фоне при достаточном освещении, определяю мутность воды. Вода в пробирке  прозрачная.

Характер вкуса и привкуса.

Вкусовые качества родниковой воды: она с привкусом мела.

Все показатели физического исследования воды помещаю в таблицу.

Таблица 1. Физическое исследование воды

                                                                                                                                           

Вода родника

Возле

СГ№ 11

Осадок

Запах

Прозрачность

Цветность

Вкус

Мутность

нет

нет

прозрачная

бесцветная

б/вкусная

жёсткая

прозрачная

 

Химический анализ воды.

Определение кислотности среды. Опускаю универсальную лакмусовую бумагу в воду родника рН = 7.

Определение солей в воде.

     Поместила несколько капель воды родника на стёклышко и нагрела. На стекле есть белое пятно, которое подтверждает наличие солей.

Определение жёсткости воды.

     Жесткая вода характеризуется  наличием в ней солей кальция и магния. Она нежелательна как для употребления внутрь, так и для наружного применения. 

Различают временную, постоянную и общую жесткость воды

Временная жесткость иначе называется устранимой или карбонатной. Она обусловлена наличием гидрокарбонатов кальция и магния (Ca(HCO3)2, Mg(HCO3)2.

Постоянная жесткость или некарбонатная характеризуется наличием солей сульфатов и хлоридов кальция и магния CaSO4,  CaCl2,   MgSO4,   MgCl2.

Общая жесткость обусловлена главным образом присутствием растворимых соединений кальция и магния в воде. Она складывается из карбонатной (временной) и некарбонатной (постоянной) жёсткости.

Определение временной жёсткости воды.

При кипячении и дальнейшем отстаивании выпадает осадок белого цвета. Это доказывает наличие карбонат ионов.

Определение общей жёсткости воды.

     В пробирку налил 10 мл воды из родника и прилил избыток раствора  Na3PO4.  Появляется  осадок  белого цвета. 

3Mg(HCO3)2 + 2Na3PO4    = Mg3(PO4)2  +  6NaHCO3

3CaCl2  + 2Na3PO4     =   Ca3(PO4)2    +  6NaCl

Определение хлорид - ионов.

     К 10 мл воды из  родника в пробирке добавил 1-2 капли 10% раствора AgNO3 .

В пробирке образуется белый хлопьевидный объёмный осадок.

Определение ионов Fe3+.

      К 10 мл воды из родника  добавил  каплю концентрированной HNO3, 0,5 мл Н2О2 и 0,5 мл KCNS. Никаких изменений в пробирке не происходит.

Определение сульфат – иона SO4 2- .

Воду из родника наливаю в пробирку, подкисляю разбавленным раствором соляной кислоты. Добавляю по каплям раствор хлорида бария. Вода в пробирке помутнела, значит, в воде находятся сульфат-ионы SO42-.

Ba2+  +  SO42- = BaSO4       

 

Таблица №2  Химический анализ воды родника возле СГ№ 11

 

Вода

родника

рН

Наличие

солей

Общая

жёсткость

Карбонаты

Ca2+

SO42-

Cl-

Fe3+

7

есть

есть

есть

есть

есть

есть

нет

 

Анализируя физический и химический состав воды можно сделать вывод, что вода в источнике является преимущественно гидрокарбонатно-хлоридно-сульфатной.

2.3. Мониторинг состава атмосферного воздуха г. Стаханова. Причины изменения его состава

Атмосферный воздух – один из важнейших жизнеобеспечивающих компонентов на земле – представляет смесь газов и аэрозолей, сложившуюся в ходе эволюции планеты и деятельности человека. Последние данные подтвердили, что именно загрязнение приземного слоя атмосферы – это самый мощный фактор воздействия на биосферу. Город Стаханов исторически создавался как мощный индустриальный центр с многоотраслевой экономикой, что привело к обострению экологической обстановки. Однако, вследствие нерегулярной работы предприятий и достаточно чётким контролем за выбросами во время работы, (например, на Стахановском вагоностроительном заводе уровень выбросов замеряется каждый день) и по данным статистики, количество выбрасов вредных веществ уменьшился на 6 тыс. т. за последние 5 лет.

Поэтому, в настоящее время, основным загрязнителем является автомобильный транспорт. В Стаханове общее количество автомобильного транспорта составляет 42 153 единиц. Из них:

§     Бензином заправляются – 26 000 единиц;

§     На дизельном топливе – 13 100 единиц;

§     На газовом топливе – 3 053 единиц;    (см. рис.4).

Рисунок 5 - Виды топлива, используемые автотранспортом г. Стаханова

Автомобильные выхлопные газы – это смесь примерно 200 веществ. В них содержатся углеводороды – не сгоревшие или не полностью сгоревшие компоненты топлива.

При исследовании состава воздуха в разных частях города, мы обнаружили, что содержание вредных веществ максимально в местах, где установлены светофоры, т.к. в момент, когда водитель нажимает на акселератор – выделяется больше всего несгоревших частиц, примерно в 10 раз больше, чем при работе двигателя в нормальном режиме.

К несгоревшим газам относятся:

¾                угарный газ (ядовит);

¾                окись азота (главный источник загрязнения воздуха и появления смога);

¾                несгоревшие углеводороды (метан, бензопирен, гексен и др.).

Большинство веществ тяжелее воздуха и скапливаются у поверхности земли. Один легковой автомобиль поглощает ежегодно из атмосферы больше 4 тонн кислорода, выбрасывая с выхлопными газами около 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов (см. таблицу 3).

Таблица 3 – Данные по количеству выбросов (средние, тыс.т.)

№ п/п

Тип выброса

Данные

1

Общее кол-во выбросов всеми видами транспорта

2729,2

2

Оксид углерода

2120,4

3

Метан

9,0

4

Оксиды азота

227,7

5

Сажа

15,3

6

Диоксид серы

16,4

7

Неметановые легкие органические соединения

338,4

8

Диоксид углерода

26,4

9

Кол-во выбросов стационарными источниками

200,8

Плотность выбросов пыли и газов в атмосферу составляет 70 тонн на .

В процессе изучения состава воздуха, мы определили, что в структуре выбросов преобладает оксид углерода (см. рис.6).

Рисунок 6 – Структура выбросов вредных веществ в атмосферу г. Стаханова

Это обусловило превышение предельно допустимых концентраций (далее по тексту ПДК) в несколько раз (см. рис.7).

§     Диоксида азота – от 1.2 до 3,3 ПДК.

§     Пыли – до 1,3 ПДК.

§     Сернистого ангидрида – до 2 ПДК.

§     Оксида углерода – до 1,25 ПДК.

§     Аммиака – до 3 ПДК.

§     Фенола – до 3,2 ПДК.

Рисунок 7 – ПДК газов в атмосфере г. Стаханова

В результате исследований было доказано, что высокий уровень загрязнения атмосферы в свою очередь влияет на здоровье жителей города Стаханова (см. таблицу 4).

Таблица 4 - Самые распространенные заболевания в городе Стаханов

№ п/п

Наименование

2005

2007

2009

2011

2014

2018

1

Пневмонии

321

443

276

211

198

205

2

Бронхиальная астма

260

367

309

257

218

340

3

Болезни органов дыхания

15283

33150

29043

31014

32156

33016

Используя статистические данные медицинских учреждений и метод анализа заболеваемости, было выявлено, что концентрация  приводит к снижению остроты зрения и способности оценивать длительность интервалов времени, нарушению некоторых психомоторных функций головного мозга (при содержании 2-5%), к изменениям деятельности сердца и легких (при содержании более 5 %), головным болям, сонливости, спазмам, нарушению дыхания и смерти (при содержании 10-80 %).

Диоксид серы и серный ангидрид в комбинации со взвешенными частицами и влагой сильно раздражают и вызывают воспаление глаз, а в комбинации с озоном раздражают носоглотку, приводят к спазмам грудной клетки, а при высокой концентрации (свыше 3-4 ) вызывают сильный кашель и ослабляют возможность на чем- либо сосредоточиться.

Какие же пути решения проблемы мы можем предложить? К сожалению, уменьшить количество светофоров будет небезопасно для участников дорожного движения, поэтому необходимо увеличить количество автомобилей, работающих на газу, что абсолютно реально и такая работа проводится в нашем городе. Водителям автомобилей с бензиновым двигателем необходимо использовать более высокооктановое топливо – оно дает меньше вредных выбросов. А также мы предлагаем, и уже делаем, – увеличить количество защитных растительных насаждений вдоль всех автомобильных дорог.

Также, для решения этой экологической проблемы в масштабах Республики был принят Закон «Об охране окружающей среды», где в ст.43 прописаны требования к эксплуатации транспортных средств и ответственность за их нарушение.

2.4. Проблемы складирования и утилизации бытовых отходов г. Стаханова и городов-спутников.

Еще одной не менее важной проблемой для Донбасса и нашего города является загрязнение земли или почвы. Огромное количество стихийных свалок и нерегулярный вывоз мусора из специально отведенных мест складирования отходов, превращают наш край и наш город в зону экологического бедствия. Большинство промышленных предприятий предпочитают использовать метод утилизации отходов в земле, не осуществляя его сортировку. В результате ядовитые вещества попадают в подземные воды (практически единственный источник чистой пресной воды в нашем регионе), делая их непригодными для употребления, а плодороднейшие почвы изымаются из сельскохозяйственного оборота.

В нашем городе контроль за сбором отходов осуществляют 9 предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Транспортировку твердых бытовых отходов (далее по тексту ТБО) осуществляет КП «Экотранс».

Все виды отходов (бытовые, строительные, промышленные) в г. Стаханове вывозятся на городской полигон ТБО, за пределы жилищных застроек в г. Алмазная, где происходит их складирование (рис. 8).

https://stakhanov.su/uploads/posts/2019-08/1565354118_img_2967.jpg

Рисунок 8Стихийная свалка возле г. Алмазная

Все отходы, встречающиеся на полигонах города можно разделить на четыре группы:

§     Бытовые (коммунальные) – образуются в результате жизнедеятельности человека.

§     Промышленные – сырьевые остатки, образовавшиеся в результате производства и утратившие свои свойства полностью или частично.

§     Сельскохозяйственные – непригодные органические отходы ( солома, сено, остатки силосных ям. Испорченный или непригодный комбикорм, жидкие корма).

§     Строительные – просроченные, непригодные для использования, лишние, сломанные товары и материалы, металлопрофиль, трубы, гипсокартон, строительная химия – лаки, краски, растворы, добавки и др.


Рисунок 9 – Состав ТБО (г. Стаханов)

Промышленные и сельскохозяйственные принято называть отходами производства, как правило, это токсичные и нетоксичные отходы и мусор (см. рис. 9).

Как мы видим, большую часть составляют органические отходы, которые легко поддаются переработке, однако перерабатывавшие предприятия находятся за пределами республик, на территории Украины и, в настоящее время недоступны.

Кроме того, в составе ТБО встречается достаточно много, так называемых, специальных отходов, это: батарейки и аккумуляторы, неиспользованные медикаменты, ядохимикаты, лакокрасочные изделия, косметика, бытовая химия. ртутные термометры, лампы и т.д. Они содержат радиоактивные вещества, ядовитые соединения свинца, ртути и мышьяка и

 

требуют особой утилизации, которая не осуществляется. Мы предложили населению нашего города принять участие в опросе по поводу решения проблемы отходов и, оказалось, что большая часть согласна осуществлять раздельный сбор мусора, чтобы сделать возможной


его утилизацию (см. рис.10).

Рисунок 10 – Пути ликвидации отходов

В свою очередь, для выбора оптимального способа решения проблемы отходов, мы решили рассмотреть плюсы и минусы каждого из способов и оказалось, что для захоронения необходимо оборудование водонепроницаемой подложки, а места захоронения становятся рассадниками заразы. Кроме того, такие места часто самовозгораются и не эстетично выглядят. Сжигание отходов загрязняет атмосферу, финансово затратное и требует предварительной сортировки мусора. После сжигания все равно остается около 30% мусора в виде зольного остатка. Для переработки же необходимо только приобретение сортировочных комплексов.

Также, мы просчитали экономическую выгоду разных способов ликвидации отходов:

Сжигание 1 тонны мусора позволяет получить 240  энергии. Между тем, 1 тонна мусора содержит приблизительно:

§     400 кг. бумаги ( ее переработка предотвратит вырубку пяти деревьев и сэкономит 500  энергии;

§     17 кг. алюминия (предотвращаем выброс в атмосферу 500 г. токсичных веществ, экономим 26  энергии);

§          260 кг. пищевых отходов (их переработка в биогаз позволит получить еще 60  энергии и удобрения для сельского хозяйства);

Итак, экономия от переработки – приблизительно 350 .

Чтобы расширить доказательную базу лучших способов избавления от отходов, мы решили сравнить те способы, которые наиболее широко сейчас применяются по стоимости утилизации, степени уменьшения массы и возможности повторного использования. Результаты занесены в таблицу (см. таблицу 5).

Таблица 5 – Сравнительная характеристика различных способов утилизации твердых бытовых отходов

№ п/п

Способ ликвидации ТБО

Стоимость утилизации 1 тонны ТБО в $

Степень уменьшения массы ТБО

Возможности повторного использования ТБО

1

Специально оборудованная свалка

35

1/3

Нет

2

Компостирование мусора

37 – 70

1/2

Есть (в виде удобрения)

3

Переработка мусора

55 - 70

9/10

Есть ( для получения энергии)

Оказалось, что и в данном случае более выгодным путем решения проблемы отходов является его переработка. В нашей республике как раз и используется этот метод. Ещё в 2015 году при участии Минприроды ЛНР решена проблема утилизации полимерных и резинотехнических отходов, в т.ч. автомобильных шин, на 2-х пиролизных установках «FORTAN-4» ООО «Компания Укрросресурсы» в г. Луганске. В марте 2017 года, в г. Алчевске был осуществлен запуск установки «Экотром-2У», которая позволяет обезвреживать отработанных люминесцентные лампы. В связи со сложной экономической ситуаций в Республике и невозможностью создания предприятий по переработке отходов за счет госбюджета, эти предприятия являются частным бизнесом. В настоящее время ООО «Компания Укрросресурсы» при поддержке Минприроды ЛНР запускает новую установку, которая позволит значительно расширить спектр принимаемых отходов и организовать на предприятии глубокий уровень их переработки.  Применяемая технология переработки отходов соответствует самым строгим стандартам в сфере окружающей среды. По данным санитарно-эпидемиологической службы, предприятием обеспечено соблюдение санитарно-защитной зоны, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух не превысят допустимых значений.

Теперь данное предприятие сможет перерабатывать более 80 видов отходов, из которых 79 относится к отходам I-III классов опасности. Это такие отходы как все виды отработанных масел и растворителей, нефтешламы, просроченные лекарственные средства, медицинские отходы (кроме биологических), тара из-под нефтепродуктов, пестицидов, лакокрасочных материалов, а также другие отходы, загрязненные нефтепродуктами и лакокрасочными материалами. В результате всего цикла переработки отходов будет получаться дизельное топливо и полукокс. Еще нерешенным остается вопрос утилизации отработанных аккумуляторов. Однако и в этом направлении в ближайшем будущем ожидаются положительные сдвиги.

В нашем городе также принимаются меры по очистке города, например,  в феврале-марте пролого года городской комиссией было проведено обследование мест несанкционированного сбора твердых бытовых отходов на территории города Стаханова.  Комиссией было выявлено более 50 стихийных свалок, расположенных на пустырях, в частном секторе, лесополосах, на обочинах дорогах, в скверах и балках.  22-23 апреля работники коммунального предприятия «Экотранс» провели работы по ликвидации несанкционированных свалок по ул. Камышевахской, Индустриальной, Плеханова, Брянской. Убирают свалку на пересечении улиц Мануфактурной и Кассаурова.  На прошлой неделе коммунальщиками ликвидирована стихийная свалка мусора по ул. Красногвардейской, а также завершен вывоз мусора с несанкционированной свалки по ул. Жуковского. (рис.11)

https://stakhanov.su/uploads/posts/2019-04/medium/1556024875_img_3075.jpg

Рисунок 11- Вывоз мусора

Контроль за выполнением законодательных актов об отходах, содержании полигонов ТБО, хранении токсических отходов выполняет СЭС г. Стаханова.

В решении городских проблем большую помощь оказывает население. В результате городских субботников, наш город становится чище. Кроме того, по данным социологического исследования, население готово осуществлять раздельный сбор мусора и платить за его переработку (см. рис.12).

Мы считаем, что для решения проблемы отходов и в городе, и в Республике недостаточно только государственных мер. Каждый человек уже сейчас может внести посильный вклад:

§     Избегать образования отходов (например, разливать молоко в свою тару).

§     Повторно использовать товары без их переработки (использовать стеклотару).

§     Обезвреживать отходы (компостировать отходы с последующим захоронением компоста).

§     Вместо пластиковых пакетов использовать бумажные.

§    


Осуществлять просветительскую деятельность.

Рисунок 12 – Данные социологического исследования по вопросу: «Что вы готовы сделать для чистоты родного города?»

Полученные результаты социологического исследования, позволяют утверждать, что большая часть населения готова отказаться от использования пластика и соблюдать правила утилизации бытовых отходов, однако вопрос о механизмах реализации сортировки мусора и поиск эффективных альтернатив замены пластику остается актуальным для дальнейших исследований.

2.5. Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей»

Цель анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования школьников и его осуществления в семье. В анкетировании приняли участие 76 человек. На вопросы нужно было ответить – да, нет, не знаю.

Ф.И.О.

1.Знаете ли вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

2.Интересует ли  Вас лично проблема экологического воспитания детей?

3.Ощущаете ли вы по ребёнку, что вы уделяете должное внимание экологическому воспитанию? (ребёнок много рассказывает о природе, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т.д.).

4.Как вы сами относитесь к природе, любите животных, птиц?

5.Поддерживаете ли Вы проводимую работу по экологическому воспитанию со своим ребёнком? (беседа с ребёнком о природе, приобрели животных, подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу, проводите наблюдения с детьми за природными объектами, сажаете деревья, охраняете природу, смотрят телепередачи о природе).

6.Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? Нужно ли это

делать?

Обработка результатов:

По первому вопросу ДА ответили -100% родителей.

По второму вопросу ДА ответили -- 100% родителей.

По третьему вопросу ДА ответили -- 53% родителей, НЕТ– 3%, НЕ ЗНАЮ -44%

По четвёртому вопросу ДА ответили -100% родителей.

По пятому вопросу - 57% ответили ДА.

Знакомят ребёнка с правилами поведения в природе 84% родителей.

 

Вывод: Родители высказывают свою заинтересованность к проблеме экологического воспитания, что является хорошим показателем. Однако не все родители уделяют должное внимание экологическому воспитанию детей дома.

 

 

 

2.6. Мониторинг качества экологических знаний учащихся.

 

Анкета, которую мы предложили ученикам 5 - 7 классов.

Цель опроса: Для определения уровня сформированности экологической культуры школьников, учащимся были предложены вопросы анкеты.

(Для того чтобы привлечь внимание учащихся школы к проблеме загрязнения окружающей среды, а также узнать, как они информированы об этой проблеме и что делают для охраны природы, мы провели анкетирование среди учащихся 5, 6 и 7 классов. В анкетировании приняли участие 112 человек.)

 

Вопросы анкеты:

1. Что такое природа?

2. Что природа даёт человеку?

3.Что такое экологический кризис и его главные причины?

4. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

5. Назовите охраняемые растения, животных нашей местности.

6. Главные экологические проблемы нашего города.

7. Что лично ты можешь сделать для охраны природы в нашем городе?

 

2.7 Результаты анкетирования родителей и учащихся

На каждый вопрос разрешалось давать не один, а несколько ответов. Все показатели суммировались и переводились в процентное соотношение.

 Отвечая на первый вопрос, дети давали следующие ответы: почва (3%), воздух (3%), вода (2%), животные (25%), растения (12%), человек (15%). 11% детей не смогли сформулировать свой ответ. Как видно из графика (график прилагается), некоторые учащиеся не имеют полного представления, о том, что такое природа. (рис.13)

Рисунок 13  Результаты анкетирования родителей и учащихся

Среди компонентов природы учащиеся называли растения, животных, человека; в то же время забывали назвать почву, воздух и воду.

 По второму вопросу "Что природа даёт человеку?" были получены следующие ответы:

пищу (30%),

лекарства (13%),

одежду (50%),

древесину (20%).

топливо (16%),

чистый воздух (70%),

воду для нужд (68%),

предметы быта (5%),

2% детей не смогли сформулировать свой ответ.

Рисунок 14    Что природа даёт человеку

Приведённые данные свидетельствуют, что большинство учащихся имеет представление о том, что даёт природа человеку. Лишь некоторые называют не полный перечень

 По третьему вопросу большинство учащихся 76% знают, что такое экологический кризис и его причины.

 По пятому вопросу многие – 78% затрудняются назвать растения и животных, которые в нашей местности находятся под охраной.

 По шестому вопросу дети называют основные экологические проблемы, которые существуют в нашем городе:

Рисунок 15 Экологические проблемы г.Стаханова

По седьмому вопросу. Что лично ты можешь сделать для охраны природы? Дети предложили свои пути решения экологических проблем:

- уборка территории возле школы, создание зелёной зоны в пределах школы, высаживание клумб на территории школьного двора, деревьев в парках и скверах города,

- уборка школы (последний день четверти),

- акция «Чистый четверг»,

- операция «Сделаем школу красивой», озеленение коридоров и классов,

- лекции по экологическому воспитанию, экоуроки,

- учиться использовать как можно меньше пластика.

 

2.8.Мероприятия по охране окружающей среды

 1.В 2016 и 2017 годах участвовали в акции «Русская весна» совместно с Администрацией г. Стаханова и общественными организациями.

 2.В апреле 2018 года был проведён экоурок (см. Приложение 1) по теме «Разделяй с нами» для учеников 5 классов. Новый урок из серии «Разделяй с нами» позволил расширить представления школьников о раздельном сборе и переработке отходов и познакомил с концепцией «Ноль отходов» и циклической экономикой, а также сформировал понимание того, какие действия может предпринять каждый ученик, чтобы внести свой вклад в решение проблемы отходов.

 3.В ноябре 2018 года был проведён экоурок «Сохранение редких видов животных и растений» в 6 классе. Дети познакомились с такими понятиями, как: трофические цепи, биоразнообразие, Красная книга; типами воздействия человека на природу, в чем они выражаются и к каким последствиям приводят. Обсудили, почему важно сохранять естественные экосистемы. Выявили угрозы снижения биоразнообразия из-за деятельности человека. Узнали об отдельных видах животных и растений, которые сегодня находятся под угрозой исчезновения. Предложили возможные способы решения экологических проблем.

4.Участие в Республиканских конкурсах:

«Птица года – фазан» учащиеся познакомились с многообразием семейства Фазановые, о пользе, которую они приносят человеку. Методиками разведения фазанов.

 Научно – исследовательский проект по теме: «Энергосбережение в школе и дома» (см. Приложение 2) направлен на пропаганду энергосбережения среди школьников их родителей и учителей и развития экономического мышления, формирование активной жизненной позиции.

 Научно - исследовательская работа «Космический мусор: средства обнаружения, регистрации, ликвидации» (см. Приложение 3). Рассказать детям о малоизвестных фактах космической деятельности человечества, проанализировать негативные стороны этой деятельности. Влияние запусков ракет на поверхность планеты.

Найти пути решения проблем засорения космического пространства.

 Творческий отчёт о проделанной работе «Озеленение территорий СГ № 11, сохранение и приумножение зелёных зон », « В объективе натуралиста» (см. Приложение 4)

Основные мероприятия которые проводятся в нашей гимназии по озеленению:

- проводятся экологические субботники (уборка сухих листьев и веток, скашивание травы, уничтожение сорной растительности);

- участие в акциях и проектах;( «Русская весна», «Цветущая школа»)

- обновляются старые клумбы однолетними и многолетними цветочно-декоративными растениями;

- уход за растениями: прополка, окучивание, полив, обрезка ненужных ветвей;

сезонное обновление спортивной площадки (скашивание травы, окрашивание);

- оформление «аллеи отдыха» в школьном дворе (выставлены скамейки).

- мероприятия «День птиц» (зимой вывешивали кормушки), «День Земли», «Зелёная аптека»

- работает кружок «Юные друзья природы»

На уроках и во внеклассной работе по биологии, географии, химии, ОБЖ, технологии, ИЗО, ребята получают теоретические и практические навыки экологической работы.)

 Творческий проект «Первоцветы» Учащиеся изучили первоцветы, отыскали легенды и предания об этих прекраснейших весенних цветах. Изучили, чем первоцветы отличаются от других цветковых растений? Познакомиться с местами их произрастания на территории нашей местности и в городе и их ботаническим описанием. Провели мониторинг среди родителей и детей о знании ими первоцветов и об их охране. Провели наблюдения и выяснили, не грозит ли им исчезновение. Как антропогенное воздействие сказывается на жизнеспособности первоцветов? В проекте представлены меры по защите первоцветов. (см. Приложение 5)

Выводы

·                    с появление человека природа стала изменяться, и чаще всего негативно;

·                    изменения касаются всех компонентов природы и имеют свойство накапливаться;

·                    в нашем регионе основными экологическими проблемами являются: загрязнение атмосферного воздуха, природных водоемов, снижение плодородия и разрушение почв, обеднение органического мира, проблема утилизации отходов;

·                    учащиеся и их родители не в полной мере осознают значение экологических знаний и воспитание экологического поведения;

·                    в нашей гимназии вопросы зкологического воспитания являются приоритетными и осуществляются разнообразными методами: экоуроки, научные конференции, исследовательская и природоохранная деятельность.


 

Заключение

На основе теоретического и практического рассмотрения выбранной тематики исследования можно отметить, что экологические проблемы в нашем регионе стоят достаточно остро. И хотя мы выбрали для исследования самые, на наш взгляд, злободневные: загрязнение атмосферного воздуха, природных водоемов, проблему утилизации отходов, они, в свою очередь, вызывают появление других проблем: уничтожение биологического разнообразия, снижение плодородия почв, загрязнение подземных вод.

Все вышеперечисленные виды основных экологических проблем являются причинами сильного роста заболеваемости населения нашего региона разными специфическими болезнями, появившимися вследствие ухудшения экологической обстановки. В основном это заболевания органов дыхания и эндокринной системы. У более старшего поколения развивается язвенная болезнь и всё больше растёт количество злокачественных новообразований.

В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:

§     развить интерес и уважительное отношение всех категорий      населения к   экологическим проблемам своей местности;

§     выделены основные экологические проблемы города;

§     подобраны методики для их исследования;

§     проведены исследования на местности;

§     осуществлено взаимодействие с городскими службами, отвечающими за экологическое состояние города;

§     проанализирована и систематизирована полученная информация, предложены рекомендации.

Пришло время задуматься: кто мы на Земле и что мы оставим после себя? К данному вопросу актуально обратиться именно в настоящий момент, потому что человечество XX-ХХI века столкнулось с рядом проблем окружающей среды, оказывающих влияние, как на жизнь современного общества, так и будущих поколений. Горы отходов и голое пепелище подобно беспечным туристам на пикнике, или, как рачительные хозяева, благоустроенный дом со всем необходимым для жизни наших потомков?

И хотя в Республике приняты многие экологические закона, а Министерство охраны осуществляет надзор за их выполнением я считаю, что без каждого из нас природу не сохранить. Экологическая культура должна составлять основу мировоззрения современного человека, поскольку она является главным условием его выживания на Земле.

Каждому человеку нужны знания экологического характера. Думай глобально, действуй локально, начните преобразовывать мир с самого себя.

Пусть некоторые посчитают, что я лишь ребёнок и ничего не смыслю в подобных вещах. Но мне кажется, что для нас – людей - еще не все потеряно. Изменить мир под силу любому из нас. Нужно лишь взяться и начать действовать. Один начинает, а другой подхватывает. Как почки, распускающиеся на деревьях, как птицы, трезвонящие во все голоса. Все вместе мы справимся с нависшей над нами угрозой. Современным «занятым и забегавшимся» людям пора понять, что домом для людей называется не их съёмная «двушка» на шестом этаже, а вся наша огромная и, безусловно, прекрасная планета. А это значит, что и поддерживать чистоту и порядок, и заботится, мы должны о ней все вместе. Сплотившись мы преодолеем любые преграды.

 


 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.                  Аверин Г.В., Родригес Залепинос Р.А., Клюев В.Е. Реки Луганской области / Г.В. Аверин, Р.А. Родригес Залепинос, В.Е. Клюев. – Луганск: Изд. «ШИКО», 2014. – 92 с.

2.                  Боголюбов А.С. Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описание рек / А.С.Боголюбов. – М.: Экосистема, 1996. – 12 с.

3.                  Большаков В.Н., Качак В.В, Коберниченко В.Г. Экология: учебник / Под. ред. Г.В. Тягумова, Ю.Г. Ярошенко. – М.: Логос, 2005. – 504 с.

4.                  Водный кодекс Луганской Народной Республики (электронный ресурс) – Режим доступа: https://nslnr.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/zakonoproekty/2025,

5.                  Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учебное пособие для вузов, средних школ и колледжей / Ю. В. Новиков. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 736 с.

6.                  Об охране окружающей среды (электронный ресурс) закон Луганской Народной Республики – Режим доступа: https://www.mprlnr.su/docs/121-zakon-luganskoy-narodnoy-respubliki-17-iyunya-2016-goda-100-ii-ob-ohrane-okruzhayuschey-sredy.html,

7.                  Порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду (электронный ресурс) – Режим доступа: https://www.mprlnr.su/video/166-prikaz-ob-utverzhdenii-poryadka-provedeniya-ocenki-vozdeystviya-na-okruzhayuschuyu-sredu.html,

8.                  Сайт Министерства природных ресурсов и экологической безопасности ЛНР (электронный ресурс) – Режим доступа: https://www.mprlnr.su/news/786-pri-podderzhke-minprirody-lnr-v-respublike-zapuschena-novaya-ustanovka-po-pererabotke-shirokogo-spektra-othodov.html,

9.                  Связь человека с природой (электронный ресурс) – Режим доступа: https://pravdu.ru/articles/2366-svjaz-cheloveka-s-pri,

10.              Яковенко Н. Состояние окружающей среды в Донбассе (электронный ресурс) – Режим доступа: http://eco.bobrodobro.ru/15281.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Экоуроки

Фотографии с классного часа: «Энергосбережение в школе и дома».

 

Научно-практическая конференция

 

 

 




 

Скачано с www.znanio.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Оглавление Введение ………………………………………………

Оглавление Введение ………………………………………………

Есть одна планета-сад В этом космосе холодном

Есть одна планета-сад В этом космосе холодном

Введение Наш дом – планета Земля, регион

Введение Наш дом – планета Земля, регион

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи, а именно: § развить интерес и уважительное отношение всех категорий населения к экологическим проблемам своей местности; §…

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи, а именно: § развить интерес и уважительное отношение всех категорий населения к экологическим проблемам своей местности; §…

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1

Огромнейшие выбросы в атмосферу, внушительно влияют на её загрязнение, что, в свою очередь, довольно пагубно отражается на состоянии здоровья большинства жителей

Огромнейшие выбросы в атмосферу, внушительно влияют на её загрязнение, что, в свою очередь, довольно пагубно отражается на состоянии здоровья большинства жителей

На фоне всего этого становится понятно, что земли

На фоне всего этого становится понятно, что земли

Природный режим рек нарушается воздействием хозяйственной деятельности человека

Природный режим рек нарушается воздействием хозяйственной деятельности человека

Раздел 2. Результаты исследоваиния 2

Раздел 2. Результаты исследоваиния 2

Органолептическая оценка качества воды – обязательная начальная процедура санитарно– химического контроля воды

Органолептическая оценка качества воды – обязательная начальная процедура санитарно– химического контроля воды

Определение солей в воде.

Определение солей в воде.

Таблица №2 Химический анализ воды родника возле

Таблица №2 Химический анализ воды родника возле

Рисунок 5 - Виды топлива, используемые автотранспортом г

Рисунок 5 - Виды топлива, используемые автотранспортом г

Метан 9,0 4

Метан 9,0 4

Рисунок 7 – ПДК газов в атмосфере г

Рисунок 7 – ПДК газов в атмосфере г

Какие же пути решения проблемы мы можем предложить?

Какие же пути решения проблемы мы можем предложить?

Рисунок 8 – Стихийная с валка возле г

Рисунок 8 – Стихийная с валка возле г

Промышленные и сельскохозяйственные принято называть отходами производства, как правило, это токсичные и нетоксичные отходы и мусор (см

Промышленные и сельскохозяйственные принято называть отходами производства, как правило, это токсичные и нетоксичные отходы и мусор (см

Мы предложили населению нашего города принять участие в опросе по поводу решения проблемы отходов и, оказалось, что большая часть согласна осуществлять раздельный сбор мусора, чтобы…

Мы предложили населению нашего города принять участие в опросе по поводу решения проблемы отходов и, оказалось, что большая часть согласна осуществлять раздельный сбор мусора, чтобы…

Итак, экономия от переработки – приблизительно 350

Итак, экономия от переработки – приблизительно 350

Применяемая технология переработки отходов соответствует самым строгим стандартам в сфере окружающей среды

Применяемая технология переработки отходов соответствует самым строгим стандартам в сфере окружающей среды

Контроль за выполнением законодательных актов об отходах, содержании полигонов

Контроль за выполнением законодательных актов об отходах, содержании полигонов

Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей»

Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей»

Мониторинг качества экологических знаний учащихся

Мониторинг качества экологических знаний учащихся

Рисунок 13 Результаты анкетирования родителей и учащихся

Рисунок 13 Результаты анкетирования родителей и учащихся

Рисунок 14 Что природа даёт человеку

Рисунок 14 Что природа даёт человеку

Чистый четверг», - операция «Сделаем школу красивой», озеленение коридоров и классов, - лекции по экологическому воспитанию, экоуроки, - учиться использовать как можно меньше пластика

Чистый четверг», - операция «Сделаем школу красивой», озеленение коридоров и классов, - лекции по экологическому воспитанию, экоуроки, - учиться использовать как можно меньше пластика

Влияние запусков ракет на поверхность планеты

Влияние запусков ракет на поверхность планеты

· в нашем регионе основными экологическими проблемами являются: загрязнение атмосферного воздуха, природных водоемов, снижение плодородия и разрушение почв, обеднение органического мира, проблема утилизации отходов; ·…

· в нашем регионе основными экологическими проблемами являются: загрязнение атмосферного воздуха, природных водоемов, снижение плодородия и разрушение почв, обеднение органического мира, проблема утилизации отходов; ·…

З аключение На основе теоретического и практического рассмотрения выбранной тематики исследования можно отметить , что экологические проблемы в нашем регионе стоят достаточно остро

З аключение На основе теоретического и практического рассмотрения выбранной тематики исследования можно отметить , что экологические проблемы в нашем регионе стоят достаточно остро

Экологическая культура должна составлять основу мировоззрения современного человека, поскольку она является главным условием его выживания на

Экологическая культура должна составлять основу мировоззрения современного человека, поскольку она является главным условием его выживания на

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1

Приложение Экоуроки Фотографии с классного часа: «Энергосбережение в школе и дома»

Приложение Экоуроки Фотографии с классного часа: «Энергосбережение в школе и дома»

Научно-практическая конференция

Научно-практическая конференция

Научно – исследовательский проект «Экология Донбасса: вчера, сегодня, завтра»

Научно – исследовательский проект «Экология Донбасса: вчера, сегодня, завтра»

Научно – исследовательский проект «Экология Донбасса: вчера, сегодня, завтра»

Научно – исследовательский проект «Экология Донбасса: вчера, сегодня, завтра»

Научно – исследовательский проект «Экология Донбасса: вчера, сегодня, завтра»

Научно – исследовательский проект «Экология Донбасса: вчера, сегодня, завтра»

Научно – исследовательский проект «Экология Донбасса: вчера, сегодня, завтра»

Научно – исследовательский проект «Экология Донбасса: вчера, сегодня, завтра»

Научно – исследовательский проект «Экология Донбасса: вчера, сегодня, завтра»

Научно – исследовательский проект «Экология Донбасса: вчера, сегодня, завтра»

Научно – исследовательский проект «Экология Донбасса: вчера, сегодня, завтра»

Научно – исследовательский проект «Экология Донбасса: вчера, сегодня, завтра»
Скачать файл