«Научно-исследовательская деятельность студентов, как способ повышения качества подготовки специалистов»
Статья для выступления на заседании предметно-цикловой комиссии
В настоящих условиях выпускникам колледжа трудно адаптироваться в конкретных, часто меняющихся, условиях производства. В системе среднего профессионального образования (СПО) имеется возможность подготовить к профессиональной деятельности обучающихся таким образом, чтобы они соответствовали современным требованиям и тенденциям, которые предполагают:
ускорение темпов развития общества и как следствие – необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях;
переход к постиндустриальному информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия;
динамичное развитие экономики, рост конкуренции, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовки работников, росте их профессиональной мобильности;
рост значения человеческого капитала, что обуславливает интенсивное, опережающее развитие, как молодежи, так и взрослого населения.
Именно на это направлена концепция модернизации российского образования, в качестве одного из приоритетов которой выступает подготовка конкурентоспособных специалистов, готовых к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, способных жить и работать в условиях высокого динамизма экономической системы.
В настоящее время в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта 3 поколения предприятия-работодатели являются неотъемлемой частью образовательного процесса, начиная от разработки образовательных программ и заканчивая проведением квалификационных испытаний по изученным профессиональным модулям и проведением защиты итоговой квалификационной работы.
Одной из наиболее сложных проблем среднего профессионального образования является формирование системы связи между учебными заведениями и производством. Проблема заключается в противоречии между традиционно сложившейся системой подготовки кадров среднего звена и производством, которое развивается в условиях нестабильных рыночных отношений. Вполне очевидно, что профессиональное образование должно быть приближено к потребностям региона, местным рынкам труда.
Решение этой проблемы обеспечивается различными путями:
разработкой государственных образовательных стандартов новых поколений;
созданием современных учебно-методических комплексов;
внедрением инновационных педагогических технологий;
совершенствованием кадрового потенциала;
развитием материально-технической базы профессиональных учебных заведений.
Законы рыночных отношений обуславливают необходимость подготовки специалистов, способных:
гибко адаптироваться в меняющихся условиях;
умело применять знания на практике для решения возникающих проблем;
критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы,
искать и находить пути их решения;
быть способным генерировать новые идеи, творить;
умело работать с информацией, собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, формулировать выводы;
быть коммуникабельным, контактным, но при этом уметь отстаивать свою позицию.
Как нельзя лучше, эти качества формируются в результате научно – исследовательской деятельности.
Под учебно-исследовательской деятельностью[2,с.94] нужно понимать не только создание ранее не созданного, не предложенного никем (объективная новизна), но и создание обучающимся неизвестного ему, нового для него, но уже известного преподавателям и специалистам (субъективная новизна).
В условиях конкурентной рыночной экономики результативность деятельности специалиста достигается не только за счет его высокого профессионализма, но и во многом зависит от его личностных качеств и способностей. Воспитанию и развитию этих качеств и способностей у обучающихся в значительной мере содействует их участие в научно-исследовательской деятельности.
Основной целью исследовательской деятельности обучающихся является развитие профессиональных умений для выполнения определенного вида деятельности в рамках формирования общих и профессиональных компетенций.
Можно выделить два направления работы. Первое направление – научно-исследовательская работа, входящая в образовательный процесс, основной задачей которого является активизация процесса обучения на аудиторных занятий; второе – научные исследования, дополняющие образовательный процесс. На этом этапе проводятся конкурсы, семинары, научно-практические конференции.
Исследовательская деятельность при подготовке специалистов решает следующие задачи:
образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала (подготовка сообщений, докладов, наглядных пособий);
информационной грамотности: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности (работа с научной, справочной литературой, интернет-источниками, ГОСТами, стандартами, создание презентаций, фильмов);
социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знания.
Для организации исследовательской работы обучающихся можно использовать различные технологии, в том числе поисково-исследовательскую.
Чтобы вывести студента на уровень исследования, далеко недостаточно, чтобы он овладел знаниями, умениями, навыками по определенному, пусть даже весьма широкому набору учебных элементов. Необходимо обучить его умению самостоятельно «добывать» необходимые знания и умения. Нужно заставить его поверить в свои творческие способности.
Задача формирования творческих качеств личности решается только в системе проблемного, или проблемно-поискового обучения.
Формы исследовательской деятельности разнообразны:
организация семинаров, конференций в рамках деятельности колледжа;
изготовление компьютерных учебных программ, видео-пособий, приборов, установок, учебных пособий;
участие в выработке решений, касающихся внутренней жизни техникума, в рамках самоуправления;
осуществление контактов с представителями академической науки, общественных движений, других образовательных учреждений, предприятий города;
распространение и пропаганда материалов о своей деятельности.
Cписок используемой литературы
Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. - М.: Академия, 2011 - 192 с.
Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. - Минск: Высшая школа, 2012 - 95 с.
Кравченко А.И., Анурии В.Ф. Социология. – СПб.: Питер, 2016 - 432 с.
Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии. Учебное пособие. – Самара: СГТУ, 2004 - 89 с.
Типушкова Н.В., Ангеловская С.К. О проведении конференции социальное партнерство в системе среднего профессионального образования. - Копейск: 2004 - 46 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.