Научно-исследовательская работа Норманнская теория происхождения России: взгляд современной молодежи
Оценка 4.6

Научно-исследовательская работа Норманнская теория происхождения России: взгляд современной молодежи

Оценка 4.6
docx
19.10.2021
Научно-исследовательская работа Норманнская теория происхождения России: взгляд современной молодежи
Журавлева.docx

Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение

«Соликамский автодорожно-промышленный колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Норманнская теория происхождения России: взгляд современной молодежи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сведения об авторе:

Журавлева Екатерина Сергеевна,

 

преподаватель истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соликамск, 2021

Содержание

Введение. 2

Глава 1. Норманнская теория происхождения государства у восточных славян. 4

1.1. Появление норманнской теории: авторы, источники, основные положения. 4

1.2 Антинорманнская теория. 9

1.3 Современный взгляд на норманнскую и антинорманнскую теорию.. 12

Глава 2. Влияние норманнской теории на исторические процессы в России XX века  13

2.1 Взаимосвязь расовой теории Адольфа Гитлера и норманнизма. 13

2.2 Взгляд современной молодежи на норманнское происхождение России. 15

Заключение. 18

Список основных источников. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                         

 

 

 

Введение

 

Нет в истории России вопроса, который не вызвал бы столь продолжительные, ожесточенные и с участием многих ученых споры, чем вопрос, «Откуда есть пошла земля русская», кто такой Рюрик и его «варяги», отождествляемые русскими летописями с «Русью».

Письменные источники относят возникновение Древнерусского государства к IX веку. По данным Повести временных лет ильменские словене и их соседи - финские племена мери - платили дань варягам, но затем, в 862 году они изгнали варяг и стали жить самостоятельно, но между ними начались войны. На что они решили избрать князя. По итогу они отправились на Русь.  Придя на Русь, власть финскими племенами взяли трое братьев Рюрик в Новгороде, Синеус в Белоозере, а Трувор в Изборске

Таково летописное предание о начале русской государственности. Издавна вокруг него ведутся бесконечные споры. Рассказанная летописцем история послужила основанием для создания в XVIII веке «норманнской теории» возникновения Древнерусского государства. Основоположниками этой теории были работавшие в России в ХVIII веке немецкие ученые Байер, Миллер и Шлецер. Они считали, что главную роль в становлении Киевской Руси сыграли варяги, под которыми понимали норманнов.

Норманнская теория практически сразу после своего создания вызвала резкую критику. Впервые она была высказана в рамках антинорманнской теории, сформулированной М.В. Ломоносовым и основанной на гипотезе об абсолютной самобытности славянской государственности.

С момента создания норманнской и антинорманнской теорий прошло уже более двух с половиной столетий. За это время накоплено огромное количество нового материала, а надежды на то, что вопрос будет окончательно решен, не оправдываются. И норманнская, и антинорманнская теории развивались с разной интенсивностью все это время и по сию пору каждая имеют большое количество сторонников. При этом среди «антинорманнистов», некоторые соглашаются с тем, что варяги - скандинавы, и одновременно утверждают, что они не принесли государственность на Русь, а лишь сыграли некоторую политическую роль как наемники при княжеских дворах и были ассимилированы славянами. Другая часть «антинорманнистов» нашли и отстаивают свидетельства того, что варяги и тождественные им русы - славяне.

В настоящее время вопрос о происхождении русского государства так и не прояснен до конца. Из-за недостатка данных многие современные исследователи стали склоняться к компромиссному варианту: варяжские дружины оказали серьезное влияние на становление славянской государственности

Цель работы - рассмотрение влияния норманнской теории на исторические процессы России.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1.     Изучить истоки и представителей норманнской теории

2.     Описать основные положения антинорманнской теории

3.     Установить связь расовой теории А.Гитлера и теории норманнизма

4.     Определить отношение современной молодежи к норманнской теории происхождения Руси

Объектом исследования является процесс образования Киевской Руси.

Предмет - норманнская теория, как попытка реконструкции процесса образования Древнерусского государства Киевская Русь.


 

Глава 1. Норманнская теория происхождения государства у восточных славян

 

1.1. Появление норманнской теории: авторы, источники, основные положения

 

В 30-40-ые годы XVIII в. российские ученые немецкого происхождения, служившие в XVIII в. в России, академики Петербургской академии наук Готлиб Зигфрид Байер, Герхард Фридрих Миллер и Август Людвиг Шлецер предложили так называемую «норманнскую теорию» происхождения древнерусского государства.

Основными источниками, на которые опирались первые российские академики, была, во-первых, Начальная летопись или «Повесть временных лет». Эта дошедшая до нас летопись излагает события русской истории до lдесятых годов XII века. Ее первая редакция была составлена около 1113 года Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, по заказу князя Святополка II Изяславича. Ее вторая редакция относится к 1116 году и была составлена Сильвестром, игуменом Киевского Выдубицкого монастыря, для Владимира Мономаха. А в 1118 году в Переяславле безымянным летописцем была создана третья редакция «Повести временных лет» для князя Мстислава Владимировича. На этом работа летописцев в 12 веке над текстом "Повести" не закончилась. Согласно вероятному предположению ряда ученых (М.Х.Алешковский и др.) в 1119 году пресвитер Василий, близкий к Владимиру Мономаху, в четвертый раз отредактировал текст "Повести временных лет" и его сохранила нам Ипатьевская летопись. Этот Василий - автор «Повести об ослеплении князя Василька Теребовльского», вошедшей в «Повесть временных лет».

В 1123 году в Переяславле епископ Сильвестр, бывший игумен Выдубицкого монастыря, скопировал текст Васильевой редакции. В процессе многократных переписок текст Васильевой редакции "Повести временных лет" вошел в состав Тверского свода 1305 года, который дошел до нас в Лаврентьевской летописи 1377г. В составе этого Лаврентьевского списка – самого древнего из сохранившихся списков общерусской летописи - дошла до нас «Повесть временных лет».

Во-вторых, в качестве источников, на которые опирались Байер, а за ним Шлецер и Миллер, можно назвать имена князей и дружинников указанные в договорах Олега и Игоря с Византией, а так же упоминания византийских писателей о варягах и Руси, Скандинавские саги, известия арабских писателей и финское наименование шведов Руотсы и название шведской Упландии Рослагеном.

Немалое внимание для подтверждения своей правоты сторонники норманнской теории уделяли известиям западных историков. Здесь в качестве основного источника можно назвать Бертинские летописи и сочинения епископа кремонского Лиутпранда, который дважды был послом в Константинополе в середине 10 века.

В основу теории была положена легенда из "Повести временных лет" о призвании славянами варягов. Согласно этой легенде славяне, опасаясь внутренних усобиц, пригласили для управления отряд варягов во главе с конунгом, князем Рюриком.

Норманнская теория основана на представлении от том, что варяги, упоминаемые в «Повести временных лет», есть никто иные как представители скандинавских племен, известные в Европе под именем норманнов или викингов. Еще профессор Санкт-Петербургской Академии наук немец Т. 3. Байер, не знавший русского языка, а тем более древнерусского, в 1735 г. в своих трактатах на латинском языке высказал мнение, что древнерусское слово из летописей – «варяги» - это название скандинавов, давших государственность Руси. В поисках соответствующего термина в древнесеверных языках, Байер нашел, однако, лишь единственно приближенно напоминающее «варяг» слово «вэрингьяр» (vasringjar, имен. падеж множ. числа).

Еще одним краеугольным выводом является заключение, основанное на данных того же фрагмента летописи, что славяне не смогли сами управлять собой. На этой основе сделан вывод о том, что варяги, то есть норманны, принесли государственность на славянские земли. В подобной постановке вопроса не было ничего необычного. Хорошо было известно, что многие европейские государства были основаны иностранными правителями, причем в ходе завоевания, а здесь речь идет о мирном призвании.

Но именно этот вывод и породил столь ожесточенное контрвыступление М.В. Ломоносова. Надо полагать, что эта реакция была вызвана естественным чувством ущемленного достоинства. М.В. Ломоносов увидел в истории с призванием князей указание на изначальную неполноценность славян, не способных к самостоятельному государственному творчеству. Действительно, любой русский человек должен был воспринять эту теорию как личное оскорбление и как оскорбление русской нации, в особенности такие люди, как М.В. Ломоносов. «Немцы» были обвинены в предвзятости.

Очень показателен в этом отношении красочный рассказ историка правда уже XX века М.А.Алпатова о возникновении норманнской теории: «Тени двух соотечественников - Рюрика и Карла XII - витали над теми, на чьих глазах рождался этот вопрос. Полтавская виктория сокрушила амбиции завоевателей времен Карла XII, норманнская теория, возводившая русскую государственность к Рюрику, наносила удар по амбициям русских с исторического флага. Это был идейный реванш за Полтаву. Покрытый пылью веков древний сказ о варягах обрел новую жизнь, стал острейшим современным сюжетом... Варяжский вопрос, следовательно, родился не в Киеве в летописные времена, а в Петербурге в XVIII в. Он возник как антирусское явление и возник не в сфере науки, а в области политики. Человеком, который произвел первый «выстрел» в этой баталии, был Байер».

Именно тогда начался спор по норманнской проблеме. Противники норманнской концепции так же признавали достоверность летописного рассказа-первоисточника и не спорили об этнической принадлежности варягов. Однако, ссылаясь на летописный сюжет о походе Аскольда и Дира и захвате или Киева считали, что до появления варягов-норманнов в Киеве существовала своя княжеская русская династия.

Кроме того, иным был ответ на вопрос о том, кто такие русы, … «Так, Татищев и Болтин выводили их из Финляндии, Ломоносов - из славянской Пруссии, Эверс – из Хазарии, Гольман – из Фрисландии, Фатер – из черноморских готов….».

В связи с вышесказанным возникает целый ряд вопросов: было ли возникновение «норманнизма» определено политической подоплекой середины XVIII века? И чьи выводы более политизированы: основателей «норманнизма» или их противников?

Попробуем выяснить, что же представляет из себя на деле варяжский вопрос. Фактически речь идет о степени участия скандинавов в сложении Древнерусского государства. С этой нейтральной позиции, написана статья А.Н.Сахарова в «Советской исторической энциклопедии».

Автор утверждал, что норманнская теория - это «направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси». С этой точки зрения в трудах академиков-немцев, первых российских академиков вполне возможно видеть подлинно академическое отношение к русской истории, основанное, прежде всего, на изучении источников.

Была в советской историографии и другая позиция. Б.Д.Греков в издании «Киевской Руси» 1953 года отмечал: «Под норманнизмом мы понимаем теорию, доказывающую неполноценность русского народа, его неспособность создать свою культуру и государственность, утверждающую за варягами-норманнами роль основателей русского государства и творцов русской культуры». Такую точку зрения разделял и Д.А.Авдусин.

Для нас, в данном случае имеет большее значение то, что объединяет всех российских историков XVIII в. Исследователи, занимавшиеся норманнским вопросом, не обратили внимание на фактическую достоверность самого призвания варягов и вообще об иноземном происхождении княжеских династий. Напротив, все исследователи идут от вышеупомянутой легенды и только различным образом толкуют ее текст; например: что она подразумевает под варягами и Русью? На какое море она указывает? И в каком смысле понимать слова «Пояша по себе всю Русь».

Историки спорили о правописании, о знаках препинания в летописном тексте, стараясь заставить его работать в пользу своей версии. В то время как весь этот текст нисколько не в состоянии выдержать исторической критики, незатемненной предвзятыми идеями и толкованиями.

Тем не менее, Байер заложил основу норманнской теории происхождения государственности на Руси, и в XVIII в., и в последующие два с половиной столетия гипотеза Байера нашла поддержку эрудитов как из числа германоязычных ученых (Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлёцер, И.Э. Тунман, X.Ф. Хольманн, К.X. Рафн) в России и за рубежом, так и среди русскоязычных (Н.М, Карамзин, М.Н. Погодин, А.А. Шахматов, В.А. Брим, А.А. Васильев, Н.Г. Беляев, В.А. Мошин, В.Кипарский).Норманнисты настаивали на том, что термином «русь» обозначались именно скандинавы, а их противники готовы были принять любую версию, лишь бы не дать норманнистам фору. Антинорманнисты готовы были говорить о литовцах, готах, хазарах и многих других народах. Понятно, что с таким подходом к решению проблемы антинорманнисты не могли рассчитывать на победу в данном споре. А патриотический запал М. В. Ломоносова, С.П. Кращенинникова и др. дали повод норманнистам обвинять этих и последующих антинорманнистов в том, что их сочинения - всего лишь плод патриотических настроений.

 

 

 

 

1.2 Антинорманнская теория

 

Антинорманнская теория (её ещё называют славянской теорией или национальной концепцией) – это теория, отвергающая идеи норманнской теории, которая гласит, что древнерусское государство было создано норманнами с согласия на это славян, живущих на территории этого самого государства. Антинорманнская теория основана на идее отрицания влияния норманнов на становление русской государственности и призвание варяжских князей на княжение. Она не отрицает какого-то влияния варягов (так на Руси называли жителей Скандинавского полуострова) в некоторых аспектах жизни славян или их государства но, ни в коем случае в участии образования древнерусской нации.

Автором антинорманнской теории и её основателем считается Михаил Васильевич Ломоносов. Он часто критиковал труды по русской истории Миллера и Байера, иностранных историков, которые придерживались норманнской теории и считали её самой правдивой и достоверной. Ломоносов начал активную работу и в итоге сформировал свою теорию, которая здесь и описана. Такого же мнения, как и наш знаменитый соотечественник, придерживаются многие современные историки, среди них: В. В. Фомин и В. Н. Татищев.

В своих трудах Михаил Васильевич выразил мнение, что на земле, где появилось государство славян, жили чудь (так Ломоносов называет финно-угорские племена) и сами славяне, первоначально занимавшие относительно равные по площади территории. Со временем, по мнению историка, границы владений славян постепенно увеличивались за счет присоединенных земель чуди, часть племен чуди растворилась среди наших предков, а остальные были вытеснены на север и северо-восток. Об этом соединении славян и чуди свидетельствуют смешение культур и согласия об общих князьях. Это служит доказательством того, что ещё во времена предполагаемого прихода на княжение в Новгород Рюрика, на Руси были свои княжество и князья.

Также Ломоносов считал, что были варяги-скандинавы и были варяги-русы, жившие на балтийском побережье, которых Михаил Васильевич причислял к славянским племенам. В славянском языке нет слов скандинавского происхождения, из этого можно сделать вывод, что варяги, о которых говорится в летописи Нестора, возможно, вовсе не скандинавы.

Иловайский Д. И., видный историк XIX века, полагал, что призвания Рюрика не было никогда и летопись Нестора неверна и неточна.
Принято считать, что основателем русской государственности был Рюрик, варяжский князь и основатель династии Рюриковичей, призванный ильменскими словенами княжить ими в 862 году. Но так ли это на самом деле. Приверженцы антинорманнской теории дают на этот вопрос утвердительный и отрицательный ответ.

Имя Рюрика упоминается лишь в двух независимых источниках это житие святого князя Владимира, написанное, как думают историки, еще в далеком в 1070 году и летопись монаха Нестора, которая была написана им примерно на сорок или пятьдесят лет позже. Надо брать во внимание то, что Нестор мог написать сказание о призвании Рюрика на основе выше указанного жития и повторить ошибку ее автора, монаха Иакова. Больше источников, которым можно было бы хоть как-то доверять нет. Есть правда и другие источники из Европы, где имя Рюрика пытались связать с варягом Рюриком, но основания на основе этих источников делать нельзя.

Есть большие сомнения в существовании Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. Многие заявляют, что норманнская теория антинаучная и неправдивая. Все чаще раздаются голоса за противоположную ей антинорманнскую теорию. Мало верится в то, что многочисленные славянские племена не могли создать свое централизованное государство.

Современные историки считают, что летописная легенда о Рюрике, права лишь в том, что когда-то человек с таким именем действительно сидел на новгородском престоле. Как известно славяне часто воевали с варягами и отражали их набеги на свои земли, вряд ли наши предки отдали власть в руки своих врагов добровольно. А. Рыбаков уверен, что однажды один из таких крупных набегов имел положительный результат для варягов и их предводитель, захватив власть в северных землях и воспользовавшись этим сел на княжеском престоле.

По мнению И. Я. Фроянова, Рюрика с его дружиной приглашали как военного союзника, но как только военные действия закончились, норманнский конунг свергнул князя Вадима Храброго, ранее княжившего в северных землях славян и вероломно захватил власть, подчинив подданных убитого князя.

Многие историки полагают, что братьев Рюрика Синеуса и Трувора не существовало. В летописи утверждается, что они, придя на русскую землю со своим старшим братом, до 864 года княжили в своих уделах. Так, в летописи написано, что Синеус княжил в городе Белоозеро, но это не является правдой, так как исследователями-археологами установлено: такой город существовал с X века, то есть Синеус не мог править в этом городе.

Известна легенда об основании Киева. Она гласит, что этот величественный город основали Кий, Щёк и Хорив – три брата из славянского племени полян. Вполне возможно, Нестор хотел создать схожую легенду об основании Великого Новгорода тремя братьями – Синеусом, Рюриком и Трувором, но уже из воинственного скандинавского племени. Тем самым, считал Д. С. Лихачев, летописец хотел возвысить этот город до уровня Киева и сказать о величественном начале, так называемых его основателей.

 


 

1.3 Современный взгляд на норманнскую и антинорманнскую теорию

 

Современные исследования в области археологии и лингвистики подтверждают каждую из этих теорий лишь частично, поэтому вопрос остается спорным. По мнению Е. А. Мельниковой и В. Я. Петрухина, представителей московской умеренной норманнистской школы, именно для их защиты от набегов викингов, а также для прекращения внутренних раздоров между отдельными племенами местная знать и пригласила на роль правителя Рюрика (предводителя одного из многих торгововоенных варяжских отрядов) с дружиной как нейтральную военную силу, способную блюсти общие интересы. Вопрос об этнической принадлежности варягов решается в пользу «норманнской» версии: спорный этноним «русы» расшифровывается как финское «Ruotsi» или древнескандинавское «rõp(e)R – гребец, участник похода на гребных судах». Таким образом, это слово сначала было скандинавским самоназванием участника военных походов и лишь позднее стало обозначать принадлежность к государству.

По мнению И.Н. Данилевского, также придерживающегося норманнской теории происхождения государственности, первыми правителями были люди скандинавского происхождения. Что касается основоположника династии, Рюрика, его Данилевский считает легендарным лицом, так как сама легенда о призвании варягов написана спустя двести лет, и проверить ее не представляется возможным.

Другая точка зрения, антинорманнская, представлена в современной историографии в трудах таких историков, как Сахаров А.Н. (Москва), В. В. Фомин (г. Липецк), С. В. Перевезенцев (Москва). Большинство из них склоняются к балтской версии происхождения варягов. Сахаров А.Н., автор учебников по истории, жестко критиковал норманнизм и высказывался против того, что варягами на Руси называли скандинавов.

Глава 2. Влияние норманнской теории на исторические процессы в России XX века

2.1 Взаимосвязь расовой теории Адольфа Гитлера и норманнизма

 

Из научных теорий нередко политики выводят весьма опасные вещи и используют их для обоснования собственных неприглядных целей. Один и ярчайших примеров тут - печально известная «норманнская теория», примером использования которой в политической пропаганде нет числа. Остановимся на одном примере - использовании её вождями фашистской Германии для обоснования своих агрессивных планов в отношении нашей страны и русского народа.

В «Майн кампф» Гитлер писал: «Организация русского государственного образования не была результатом государственно-политических способностей славянства в России; напротив, это дивный пример того, как германский элемент проявляет в низшей расе свое умение создавать государство». Поэтому, по мнению фюрера, «сама судьба как бы хочет указать нам путь своим перстом: вручив участь России большевикам, она лишила русский народ того разума, который породил и до сих пор поддерживал его государственное существование».

Эти идеи развил Гиммлер: «Этот низкопробный людской сброд, славяне, сегодня столь же не способны поддерживать порядок, как не были способны много столетий назад, когда эти люди призывали варягов, когда они приглашали Рюриков».

Как указал в 1961 г. немецкий историк А. Андерле, норманнской теорией руководствовались официальные учреждения фашистской Германии при определении своей политики на захваченных территориях нашей страны. Ученый отметил, что в инструкции «12 заповедей поведения немцев на Востоке и обращения их с русскими», которая выдавалась в секретном порядке «сельским управляющим» и предназначалась в качестве руководства к действию при ограблении советского населения, настойчиво повторялась перифраза из русской летописи: «...Наша страна велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите и владейте нами!». Этим же «сельским управляющим» за три недели до нападения на СССР внушалось, что «русские всегда хотят оставаться массой, которой управляют. В этом смысле они воспримут и немецкое вторжение. Ибо это будет осуществлением их желания: «Приходите и владейте нами». Поэтому у русских не должно создаваться впечатления, что вы в чем-то колеблетесь. Вы должны быть людьми дела, которые без лишних слов, без долгих разговоров и без философствования четко и твердо выполняют то, что необходимо. Тогда русские будут вам услужливо подчиняться».

Таким образом, норманнская теория происхождения нашего государства оказала сильное влияние на развитие международных отношений СССР с Германией в XX веке. А также, с уверенностью можно сказать, что данная теория в интерпретации А.Гитлера привела к уничтожению миллионов людей.


 

2.2 Взгляд современной молодежи на норманнское происхождение России

 

На сегодняшний день вопрос о происхождении русского государства нельзя считать окончательно решенным. Полемика норманнистов и антинорманнистов периодически возобновляется, но из-за недостатка данных многие современные исследователи склоняются к компромиссному варианту, появилась умеренно-норманнистская теория. Согласно ей, варяги оказали серьезное влияние на древних славян, но будучи малочисленными, быстро усвоили славянский язык и культуру своих соседей. Известны новые антинорманнские гипотезы формирования русской государственности. Рождаются комплексные взгляды на процесс возникновения государства у восточных славян и роль в этом процессе разных компонентов. Настораживает лишь тот факт, что снова решение норманнского вопроса во многом носит политический характер.

В ходе своей работы мне интересно было выяснить, как к этим теориям относится современная молодежь. Нами было проведено исследование в виде социологического опроса среди студентов ГБПОУ «Соликамский АПК».

Опрошено было 154 человека. Исследование проводилось анонимно, чтобы результаты были более объективными.

Респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов:

1.     Знаете ли Вы о норманнской теории происхождения государства?

2.     Согласны ли Вы с тем, что без помощи извне наши предки не смогли бы самостоятельно создать государство?

3.     Считаете ли Вы, что норманнская теория выступала деструктивным инструментом в истории нашего государства?

Результаты социологического опроса оказались непредсказуемы и удивительными. Они отображены на следующих диаграммах.

 

 


Ответ на данный вопрос показал, что большая часть респондентов знают о норманнской теории происхождения Руси. Но стоит отметить, что процент большинства не на столько велик, чтобы мы могли утверждать о знании молодежи колледжа изучаемой теории.

Следующий предложенный вопрос был сформулирован таким образом, чтобы мы могли сделать выводы о патриотизме студентов.

 

Исходя из результатов, мы пришли к следующему выводу. Не смотря на то, что 65% опрошенных ответили утвердительно на поставленный вопрос, процент тех, кто не верит в силу и мудрость наших предков довольно высок.

 

Наиболее интересен нам был результат по третьему вопросу.

Вывод по третьему вопросу: большая часть респондентов считают, что ничего отрицательного норманнская теория не несла для истории нашей страны. Такой результат, возможен в следующих случаях:

1.     Поддержка со стороны студентов норманнской теории

2.     Отсутствие знаний истории Великой Отечественной Войны

3.     Отсутствие чувства патриотизма у современной молодежи

По результатам проведенного исследования мы пришли к тому, что очень много студентов не знают о норманнской теории происхождения нашего государства. А те, кто знают, считают несостоятельными наших предков, неспособными к институционально-образовательным процессам и не видят разрушительный характер данной теории в истории нашего государства. Поэтому было принято решение, что начинать нужно с воспитания патриотизма. Необходимо напомнить молодежи об интеллектуальной и творческой силе  нашего народа, о подвигах во имя одного человека и нашего Отечества  в целом, об открытиях и изобретениях России в мировом масштабе.

 

 

 

Заключение

 

Западные исследователи до сих пор по преимуществу придерживаются «норманнской теории», объявляя славянскую теорию искусственной конструкцией. Одним из важных поводов живучести норманнской теории следует признать отсутствие полного критического свода источников, касающихся появления и деятельности норманнов на Руси. Обзор обширной и бурной дискуссии позволяет утверждать, что норманнисты при значительных расхождениях в деталях единодушны в двух принципиальных вопросах:

1) Считают, что норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего захвата, как полагают один, или, по мнению других, с помощью «мирного покорения», которое состояло в заключении славянскими племенами добровольного соглашения с норманнами и признании их власти, или же в проникновении норманнов в славянскую среду и захвате власти изнутри. И в том, и в другом случае норманны должны были организовать местное население, представляющее скорее пассивную, с политической точки зрения, массу;

2) Полагают, что слово Русь первоначально означало норманнов, которые передали в дальнейшем это название славянскому населению, находящемуся под их властью. В одном пункте с норманнистами сегодня соглашаются и их противники, а именно признают факт проникновения норманнистского элемента на земли восточных славян, однако они понимают формы, масштабы и политическое значение этого проникновения совершенно иначе.

Тем не менее, и на сегодняшний день вопрос о происхождении русского государства так и не прояснен до конца. Время от времени спор норманнистов и антинорманнистов возобновляется. Из-за нехватки данных многие современные исследователи стали склоняться к компромиссному варианту, возникла умеренно-норманнистская теория: варяги оказали серьезное влияние на славян, но, будучи малочисленными, быстро усвоили язык и культуру славян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список основных источников

 

1.     Анохин А.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопросы истории. М., 2017.

2.     Арциховский А.В. Археологические данные о возникновении феодализма в Суздальской и Смоленской земле. М., 2017.

3.     Греков Б. Д. О роли варягов в истории Руси // Новое время, 2019.

4.     Иловайский Д.И. История России. Начало Руси, М., 2017.

5.     Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 2018.

6.     Кирпичников А. Н., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Русь и варяги // Славяне и скандинавы. М., 2018.

7.     Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 2017.

8.     Кулаков В. Русь была организована балтами как гарант стабильности.
Кто основал государство на Руси. Норманнская, балтийская, патриотическая версии. Археологи в защиту норманнской теории // www.inauka.ru/history/article39999/print.html

9.     Лебедев Г. С. Эпоха викингов в Северной Европе, 2019.

10. Новосельцев А.П. «Мир истории» или миф истории? // Вопросы истории. 2018.

11. Очерки истории СССР. Период феодализма (IX—XIII вв.). Ч. 1. М., 2017.

12. Пресняков А. Е. Вильгельм Томсен о древнейшем периоде русской истории // Памяти Вильгельма Томсена. М., 2018.

13. Равдоникас В. И. О возникновении феодализма в лесной полосе Восточной Европы по археологическим данным. М., 2017.

14. Рыбаков Б. А. Обзор общих явлений русской истории IX — середины XIII века // Вопросы истории, № 4, 2019.

15. Скрынников Р. Г. История Российская. СПб., 2017.

16. Фроянов И.Я. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов // Вопросы истории, № 6, 2019.

17. Юшков С. В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 2017.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский автодорожно-промышленный колледж» «Норманнская теория происхождения

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский автодорожно-промышленный колледж» «Норманнская теория происхождения

Научно-исследовательская работа Норманнская теория происхождения России: взгляд современной молодежи

Научно-исследовательская работа Норманнская теория происхождения России: взгляд современной молодежи

Введение Нет в истории России вопроса, который не вызвал бы столь продолжительные, ожесточенные и с участием многих ученых споры, чем вопрос, «Откуда есть пошла земля…

Введение Нет в истории России вопроса, который не вызвал бы столь продолжительные, ожесточенные и с участием многих ученых споры, чем вопрос, «Откуда есть пошла земля…

Русь, а лишь сыграли некоторую политическую роль как наемники при княжеских дворах и были ассимилированы славянами

Русь, а лишь сыграли некоторую политическую роль как наемники при княжеских дворах и были ассимилированы славянами

Глава 1. Норманнская теория происхождения государства у восточных славян 1

Глава 1. Норманнская теория происхождения государства у восточных славян 1

Тверского свода 1305 года, который дошел до нас в

Тверского свода 1305 года, который дошел до нас в

Еще одним краеугольным выводом является заключение, основанное на данных того же фрагмента летописи, что славяне не смогли сами управлять собой

Еще одним краеугольным выводом является заключение, основанное на данных того же фрагмента летописи, что славяне не смогли сами управлять собой

Однако, ссылаясь на летописный сюжет о походе

Однако, ссылаясь на летописный сюжет о походе

Напротив, все исследователи идут от вышеупомянутой легенды и только различным образом толкуют ее текст; например: что она подразумевает под варягами и

Напротив, все исследователи идут от вышеупомянутой легенды и только различным образом толкуют ее текст; например: что она подразумевает под варягами и

Антинорманнская теория Антинорманнская теория (её ещё называют славянской теорией или национальной концепцией) – это теория, отвергающая идеи норманнской теории, которая гласит, что древнерусское государство было…

Антинорманнская теория Антинорманнская теория (её ещё называют славянской теорией или национальной концепцией) – это теория, отвергающая идеи норманнской теории, которая гласит, что древнерусское государство было…

Также Ломоносов считал, что были варяги-скандинавы и были варяги-русы , жившие на балтийском побережье, которых

Также Ломоносов считал, что были варяги-скандинавы и были варяги-русы , жившие на балтийском побережье, которых

А. Рыбаков уверен, что однажды один из таких крупных набегов имел положительный результат для варягов и их предводитель, захватив власть в северных землях и воспользовавшись…

А. Рыбаков уверен, что однажды один из таких крупных набегов имел положительный результат для варягов и их предводитель, захватив власть в северных землях и воспользовавшись…

Современный взгляд на норманнскую и антинорманнскую теорию

Современный взгляд на норманнскую и антинорманнскую теорию

Глава 2. Влияние норманнской теории на исторические процессы в

Глава 2. Влияние норманнской теории на исторические процессы в

Наша страна велика и обильна, а порядка в ней нет

Наша страна велика и обильна, а порядка в ней нет

Взгляд современной молодежи на норманнское происхождение

Взгляд современной молодежи на норманнское происхождение

Ответ на данный вопрос показал, что большая часть респондентов знают о норманнской теории происхождения

Ответ на данный вопрос показал, что большая часть респондентов знают о норманнской теории происхождения

Наиболее интересен нам был результат по третьему вопросу

Наиболее интересен нам был результат по третьему вопросу

Заключение Западные исследователи до сих пор по преимуществу придерживаются «норманнской теории», объявляя славянскую теорию искусственной конструкцией

Заключение Западные исследователи до сих пор по преимуществу придерживаются «норманнской теории», объявляя славянскую теорию искусственной конструкцией

на славян, но, будучи малочисленными, быстро усвоили язык и культуру славян.

на славян, но, будучи малочисленными, быстро усвоили язык и культуру славян.

Список основных источников 1

Список основных источников 1

Юшков С. В. Общественно-политический строй и право

Юшков С. В. Общественно-политический строй и право
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2021