Муниципальный этап научной конференции молодых исследователей
«Шаг в будущее»
Секция: Первые шаги в науку
Тема «Писать красиво нелегко…»
Автор: Соколова Евгения
Россия, ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск
МБОУ «СОШ № 14», 1 А класс
Руководитель:
Алмухамедова Манура Жалгасбаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 14»
Нефтеюганск – 2024
Содержание
1. Введение. ……………….………………………………………………….2
1.1. Актуальность. …………………… …………………………………2
1.2. Цель, задачи, гипотеза, методы исследовании. …………….…….3
2. Основная часть. …………………………………………………………..4
2.1. Чистописание – история предмета. ………………………………....4
2.2. Зачем писать от руки………………………………………………….10
3. Практическая часть………………………………………………………...11
3.1 Опрос учеников и педагогов……………………………………….…11
3.2 Упражнения и приемы для подготовки ребенка к чистописанию…..15
Заключение. ……………………………………………………………………22.
4. Литература. …………………………………………………………………23
Введение
Вот я и первоклассница – начались школьные будни. Нас, первоклассников, начали обучать первоначальным навыкам письма. Как оказалось, это чуть ли на самое сложное, ненависть к прописям выработалась сразу. Испытывая такие страдания, невольно задаёшься вопросом: «А для чего это всё? Для чего нужно писать красиво и аккуратно? Почему нельзя сразу учиться печатать на компьютере? Ведь печатный текст аккуратный и всем понятен!»
Тогда давайте выясним вместе: «Нужно ли современному школьнику чистописание?»
1.1. Актуальность моей работы заключается том, что нужно ли школе 21 века чистописание, если только один вид прописей вызывает у детей слезы, когда любой гаджет распознает голос и преобразует его в текст?
1.2. Цель, задачи, гипотеза, методы исследовании.
Цель: выяснить необходимо ли в 21 веке чистописание и стоит ли ему учиться.
Задачи:
Ø собрать материал по теме;
Ø выяснить как чистописание влияет на человека;
Ø выявить последствия отказа от чистописания;
Ø сделать выводы.
Гипотеза: чистописание положительное влияет на умственную деятельность, как следствие повышает успеваемость.
Методы исследования:
Ø информационный поиск;
Ø изучение литературы по данной теме;
Ø описание теоретического исследования;
Ø опрос, анализ полученных данных;
Ø обобщение материала, выводы.
2. Основная часть.
2.1. Чистописание – история предмета.
Что же такое чистописание?
1. Чистописание – это умение красиво писать.
2. Чистописание – это учебный предмет в начальной школе, имевший целью выработать у учащихся красивый почерк.
Обучение письму когда-то входило в цикл предметов искусства. Всё обучение сводилось к копированию текста, без обучения грамотности, зачастую предмет вели учителя - художники. Писали тогда очень красиво, со множеством «завитков» рис. 1, 2. Этому способствовали материалы – перо и чернила, писать ими быстро не получится, каждую букву необходимо выводить. Если обратим внимание на рис. 3, то увидим, что соединений почти нет, все буквы написаны с «отрывом». Все эти «завитки» и «отрывной» способ здорово замедляют процесс написания текста, что было приемлемо в 19 веке, но никак в 20 веке.
В 20 веке кардинально меняется подход к обучению чистописанию. Во-первых, это теперь не привилегия отдельных слоев общества.
Во-вторых, чистописание перестало быть только искусством, теперь обучение письму идет безотрывно от обучения чтению и грамоте. Написанию буквы учат в той же последовательности, что и в обучении чтению: на уроке чтения дети усваивают букву, читают тексты, а на уроке письма пишут эту букву и слова с ней.
В-третьих, написание букв изменилось, они стали более «простыми» - постепенно стали исчезать «завитки», начали появляться соединения для ускорения письма. Ниже на рисунках 4, 5, 6 можно это наглядно рассмотреть.
Но в конце 20 века чистописание как предмет отменили, при этом требование писать курсивом от руки красиво и чисто никто не отменял. И вот уже много лет ведутся разговоры о возрождении предмета чистописание.
Рисунок 5
Из небольшого отрывка истории чистописания в нашей стране можно сделать вывод, что критерии рукописного текста меняются под внешними факторами, как и устная речь.
2.2. Зачем писать от руки.
Прогресс не стоит на месте, уже необязательно «набирать» текст на клавиатуре компьютера, современные гаджеты распознают человеческую речь и преобразуют её в печатный текст. Так зачем же нам писать от руки, что даёт этот навык?
Чистописание очень хорошо развивает мелкую моторику, что способствует развитию различных участков мозга, отвечающих за мышления, речь, память. Да, тут многие скажут, моторику можно развивать с помощью других занятий, к примеру лепка или вязание. Но при ручном письме мы не просто развиваем пальчики, а координируем работу «мысли», т.е. заранее продумываем что будем писать, какие буквы и правила орфографии использовать, а еще первокласснику, не имея достаточного опыта нужно заранее продумать, как он будет писать эти буквы и каким способом их соединять, - чем не тренажер для ума! Многозадачность данного процесса, о которой уже не задумываются взрослые, на самом деле является тем еще испытанием для первоклассников, а это говорит о том, что в школе нужно больше времени на развитие данного навыка.
Так же если сразу отказаться от рукописного текста и учить детей только печатному, то эти дети не смогут распознать рукописный текст, написанный курсивом, напишет такому ребенку бабушка на открытке пожелания, а он не разберёт «закорючек» бабушки, так как сам не пишет и в принципе негде ему тренироваться распознавать такой текст. Вроде бы мелочь распознавание рукописного текста, но это тоже зарядка для ума, так как разобрать письменную речь, написанную от руки и напечатанную не одно и тоже, мозгу больше надо «подумать» над рукописным текстом.
Ещё одна проблема отказа от рукописного текста – безграмотность. Нет необходимости учить правила русского языка, когда умный гаджет сам исправит все ошибки.
Если чистописание рассматривать как тренажер для ума, причем самый действенный и разносторонний, то получается, лишив ребёнка 21 века таких уроков, у него крадут возможность развиваться.
Именно поэтому чистописание как школьный предмет очень важен, его положительное влияние на умственную деятельность проверено временем.
3. Практическая часть.
3.1. Опрос учеников и педагогов.
Я также спросила мнение моих одноклассников по поводу их почерка и нужно ли вообще писать от руки.
Ответы меня сильно удивили.
На первый вопрос: «Нравится ли Вам собственный почерк?», большинство ответили «ДА», 72 % опрошенных и только 28 % не нравится их почерк.
На второй вопрос: «Всегда ли Вы понимаете, что написали?», также большая часть ответили утвердительно, но это неудивительно, так как пока нас не торопят и мы ещё стараемся и придерживаемся правил написания букв и их соединения.
На вопрос: «Нравится ли Вам писать?» большинство ответило «ДА».
На вопрос: «Испытывали Вы трудности в выполнении заданий в прописи?»
Если проанализировать ответы одноклассников, получается большинство ребят не испытывали проблемы при обучении письму и почерк им свой нравится, но вот опрос педагогов начальных классов говорит о другом.
Опрос педагогов показал:
Все учителя не довольны почерком своих учеников.
Большинство педагогов снижают оценку за почерк, как минимум учитывают данный критерий при выставлении оценки за проделанную работу–хорошая мотивация для улучшения почерка.
При этом, опрошенные учителя, видят пользу в чистописании, думаю, как к специалистам в своей области к ним нужно прислушаться.
На вопросы о готовности первоклассников к чистописанию и какие трудности возникают при обучении письму, большинство педагогов сошлись во мнении, что дети не готовы к письму от руки, не развита мелкая моторика, есть проблемы с положением ручки в руке, соединения букв тоже вызывают трудности.
Данный опрос показывает необходимость предмета чистописание в школе и увеличиванию количества часов по этому предмету. Плохая моторика, не умение ориентироваться на бумажном листе – сильно замедляет процесс обучения.
3.2. Упражнения и приемы для подготовки ребенка к чистописанию.
До начала обучения нужно обязательно научить ребенка правильно сидеть за столом.
Ø Необходимо использовать стол или парту, подобранный по росту ребенка.
Ø Нельзя, чтобы ножки были на весу, они должны опираться на пол или подставку.
Ø Локти ребенка должны лежать на столе.
Ø Расстояние между краем стола и корпусом ребенка – примерно 2 см.
Ø Тетрадь нужно располагать под углом примерно 25-30 градусов. Левый уголок должен быть направлен в середину груди ребенка.
Исправляем положение ручки в руке.
Способ 1. Метод пинцета.
Для данного способа потребуется единственный предмет – ручка. Но вот выбирать письменную принадлежность нужно внимательно, это должен быть простой образец длиной около 15 см, среднего диаметра (около 7-8 мм). Ручку устанавливают вертикально стержнем вниз. За свободный кончик ребенок берется тремя пальчиками, задействованы большой, указательный и средний палец. Затем пальцы начинают скользить вниз, пока они не займут правильное положение.
Способ 2. С помощью резинки.
Этот вариант позволяет добиться правильного наклона ручки. Резинка требуется тонкая, отлично подходит канцелярская резинка.
Резинку надевают на запястье, затем перекручивают на свободном конце и получившуюся петельку накидывают на верхний конец карандаша или ручки. Благодаря этому приему, письменная принадлежность будет иметь правильный наклон.
Способ 3. С помощью салфетки.
Научиться правильно держать «не нужные» при письме мизинчик и безымянный палец можно с помощью салфетки. Для тренировки потребуется обычная столовая бумажная салфетка или бумажный носовой платок. Салфетку складывают в несколько раз. Получившуюся «подушечку» кладут на ладонь, и ребенок прижимает салфетку к ладони при помощи четвертого и пятого пальца.
Три оставшиеся пальца выпрямляют и берут ими карандаш или ручку. В процессе письма или рисования необходимо удерживать салфетку. Это вырабатывает привычку держать пальцы правильно.
Способ 4. Специальные насадки
Для обучения правильному захвату можно использовать специальные насадки. Изготавливается насадка из мягкой резины или силикона. Чаще всего, насадки имеют форму рыбки. На ней сделаны специальные выемки, в которые очень удобно укладываются пальчики.
Ручку с насадкой просто неудобно держать в неправильном положении, поэтому у ребенка формируется привычка правильного захвата
Выпускаются насадки разных ярких оттенков, поэтому они привлекают внимание детей
Есть множество других способов и приспособлений, которые помогают сформировать правильный захват ручки для письма.
Задания для развития моторики руки, глазомера, внимания, умения ориентироваться на листе бумаги.
Для развития моторики хорошо на первом этапе использовать обычные раскраски, но раскрашивать исключительно карандашами, фломастеры не использовать, так как нет должного «сопротивления», соответственно пальцы не тренируются. Постепенно подбираем все более сложные раскраски, где больше деталей.
На следующем этапе переходим к прописям для дошколят, эти прописи не содержат ни букв, ни цифр, но содержат замечательные узоры и штриховки, которые тренируют моторику, а появление рабочей строки помогает ребенку в дальнейшем «видеть» строку и писать буквы в её пределах.
Также не забываем про графические диктанты, здесь также идем от простого к сложному.
Есть ещё много игр из «прошлого», которые помогали нашим родителям, бабушкам и дедушкам без специальной подготовки быть готовыми к первому классу:
Ø Лепка обычным пластилином.
Ø Игры с резинками/веревочками на пальцах, руках.
Ø Пальчиковые загадки.
Ø Театр теней при помощи рук.
Ø Игры с мячом.
Ø «Помощь» бабушке во время замешивания теста и лепки пирожков, переборе крупы.
Современным детям всего этого не хватает. Одни родители боятся, что их ребенок испачкается или попортит новый ремонт, поэтому карандаши и пластилин в доме под запретом. У других взрослых страх, что ребенок поранится ножницами, поэтому про «вырезалки» он узнает только в детском саду. Про игры на пальцах и руках дети не знают, так как у них изобилие игрушек и развлекательных программ, придумывать игры из «ничего» нет необходимости. Замечательные дворовые игры уходят в прошлое – дети либо не выходят играть большими компаниями, либо гуляют, но с определенного возраста игры уже только в телефоне, даже на улице.
Ученическая тетрадь.
Если обратим своё внимание на тетради учеников первого класса середины 20 века, то мы увидим, не привычную нам тетрадь в косую линейку, а тетрадь с «ячейками», эти «ячейки» помогают соблюдать высоту и ширину строчных букв. Размеры «ячеек» достаточно крупные, так как для детей 6 – 7 лет микродвижения даются с трудом, проще изучить начертания букв и соединения в укрупнённом размере, а затем постепенно уменьшать размер рабочей строки.
Подобные ученические тетради есть и сейчас, они не так популярны, но многим детям были бы неплохими помощниками в освоении навыка письма.
4 Заключение.
На основе полученных данных можно сделать вывод, что у современного первоклассника плохая подготовка к обучению письму. Мнение же специалистов, в том числе педагогов нашей школы, неизменно - чистописание благоприятно влияет на развитие ребенка и просто необходимо, несмотря на прогресс и изобилие гаджетов, как не крути люди, которые изобрели эти гаджеты или совершили открытия – владеют рукописным текстом.
Чистописание как предмет необходим в первом классе.
4.Литература
В процессе работы над данной темой мною была проанализирована научная литература, которая позволила мне осмыслить и осуществить выполнение исследовательской работы.
http://www.rarebook-spb.ru/info/history_of_calligraphy/
http://fb.ru/article/218807/chto-takoe-kalligrafiya-istoriya-kalligrafii
https://kanzoboz.ru/article/kalligrafiya_i_ee_istoriya/
https://gufo.me/dict/ozhegov
http://ok-inform.ru/obshchestvo/
https://fitomania.com/kak-uluchshit-pocherk/
https://legkopolezno.ru/
https://womanadvice.ru/
http://1propis.ru/propisi-dlya-doshkolnikov/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.