РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
Уровень общего образования: начальное общее образование
Класс: 3
Количество часов: 102 ч (3 часа в неделю)
Учитель: Мужахоева Хади Магомет-Башировна
Программа разработана на основе
Примерной (авторской) программы «Литературное чтение» в двух частях, авторов Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной и других.
На 2021-2022 учебный год.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для обучающихся 3 класса на 2021-2022 учебный год составлена в соответствии следующей нормативно-правовой базы:
Для реализации программы используется следующие печатные издания:
1. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. оргнанизаций / Л.Ф.Климанова, М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2014.
2. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. учеб. для общеобразоват. организаций.: в 2-х частях / Л.Ф. Климанова и др. - М.: Просвещение, 2020.
3. Литературное чтение. Диагностика читательской грамотности. : 3 класс. ФГОС / О.Б. Панкова.– М. Издательство «Экзамен», 2020.
4. Зачётные работы по литературному чтению : 3 класс к учебнику Л.Ф. Климановой и др. «Литературное чтение. 3 класс». ФГОС / Е.В. Гусева, Е.В. Курникова - М. Издательство «Экзамен», 2020.
5. Литературное чтение. 3 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.Ф. Климановой и др. / А.А. Бондаренко – Волгоград : Учитель, 2018.
Изучение курса «Литературное чтение» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
· овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
· развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
· обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Программа направлена на реализацию основных задач образовательной области «Филология» средствами предмета «Литературное чтение».
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
· освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге;
· овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
· воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;
· формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Овладение устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Школьники осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
Согласно годовому календарному графику ОАНО Начальной общеобразовательной школы «Дари Детям Добро» в 2021-2022 учебном году в 3 классе 34 учебные недели (3 учебных часа в неделю) – 102ч.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
Самое великое чудо |
4 |
2 |
Устное народное творчество |
9 |
3 |
Поэтическая тетрадь |
10 |
4 |
Великие русские писатели |
20 |
5 |
Поэтическая тетрадь |
5 |
6 |
Литературные сказки |
6 |
7 |
Были-небылицы |
7 |
8 |
Поэтическая тетрадь |
5 |
9 |
Люби всё живое |
12 |
10 |
Поэтическая тетрадь |
6 |
11 |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок |
7 |
12 |
По страницам детских журналов |
5 |
12 |
Зарубежная литература |
6 |
Итого: |
102 |
+3. ПРИМЕРНЫЙ ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОЧНЫХ И ДИАГНОСТИЧЕСКИХ РАБОТ
Период обучения |
Диагностический материал |
|
1 четверть |
Диагностика читательской грамотности (входная) – 1 Диагностика читательской грамотности (1 четверть) – 1 Проверочная работа - 2 |
|
2 четверть |
Диагностика читательской грамотности (2 четверть) – 1 Проверочная работа - 1 |
|
3 четверть |
Диагностика читательской грамотности (3 четверть) – 1 Проверочная работа - 3 |
|
4 четверть |
Диагностика читательской грамотности (4 четверть) – 1 Проверочная работа – 2 Итоговая диагностическая работа -1 |
|
Итого |
Диагностика читательской грамотности – 5 Проверочная работа – 8 Итоговая диагностическая работа - 1 |
|
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» учащиеся научатся:
• осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения. Понимать цель обучения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументаций, иной информации);
• осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
• оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
• вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях обобщения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
• работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначностью), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
• читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
• ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
• использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текс на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить простые средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определять отношение автора к герою, событию;
• передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
• коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
• ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
• самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
В результате работы по разделу «Виды речевой и читательской деятельности» дети получат возможность научиться:
• воспринимать художественную литературу как вид искусства;
• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
• осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
• определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
• доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
• на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
• писать отзыв о прочитанной книге;
• работать с тематическим каталогом;
• работать с детской периодикой.
В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети научатся:
• читать по ролям литературное произведение;
• использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий; дать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
• создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
В результате работы по разделу «Творческая деятельность» дети получат возможность научиться:
• творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
• создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
• работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
• способам написания изложения
В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети научатся:
• сравнивать, сопоставлять делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
• отличать прозаический текст от поэтического;
• распознавать особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)
В результате работы по разделу «Литературоведческая пропедевтика» дети получат возможность научиться:
• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
• определять позиции героев и автора художественного текста;
• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
В результате изучения литературного чтения ученик должен знать/понимать:
• наизусть не менее 15 стихотворений;
• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
• элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
уметь:
• повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
• соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
• определять тему и главную мысль произведения;
• воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
• подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
• отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
• раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
• делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
• сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
• ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
• читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
• приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
• овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг;
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
• самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
• работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Обучающиеся должны знать:
• произведения выдающихся представителей русской литературы (И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой);
• классиков советской детской литературы;
• произведения современной отечественной литературы (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками.
Обучающиеся должны уметь:
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию
• последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос
• читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
• читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
• определять тему и главную мысль произведения;
• пересказывать текст;
• приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу
Обучающиеся должны знать :
• произведения выдающихся представителей русской литературы (Н. А. Некрасов К. Д. Бальмонт, И. А. Бунин )
• названия, основное содержание изученных литературных произведений;
• имена, фамилии их авторов.
• выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения)
Обучающиеся должны уметь :
• отвечать на вопросы по содержанию произведения,
• характеризовать выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения)
• заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов,
• выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой)
• составлять отзыв о понравившемся произведении
Обучающиеся должны знать :
• жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные -жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня
• особенности литературной сказки
• названия, основное содержание изученных литературных произведений
• имена, фамилии их авторов.
Обучающиеся должны уметь:
• составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
• создавать небольшой устный текст на заданную тему;
• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные
Обучающиеся должны знать:
• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Обучающиеся должны уметь:
• последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос;
• воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров передавать их содержания по вопросам.
• осознавать цели и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
Обучающиеся должны знать:
• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
• имена поэтов ( Саша Черный, А.А. Блок, С.А.Есенин)
Обучающиеся должны уметь:
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
• читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию читать стихотворные произведения наизусть;
• безошибочно читать незнакомый текст с соблюдением норм литературного произношения;
• не допускать искажения ударений
Обучающиеся должны знать:
• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Обучающиеся должны уметь:
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии)
• выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения
• пересказывать текст, последовательно воспроизводить содержание рассказа, кратко пересказывать произведение ( эпизод)
• составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
• оценивать события, героев произведения
• создавать небольшой устный текст на заданную тему
Обучающиеся должны знать:
• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Обучающиеся должны уметь:
• выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой)
• читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)
Обучающиеся должны знать:
• основное содержание текста.
• героев произведения;
Обучающиеся должны уметь:
• составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
• оценивать события, героев произведения;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии)
• основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
• героев произведения;
Обучающиеся должны уметь:
• находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме;
• готовить сообщение по теме, используя информацию журнала;
• читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
• читать осознанно текст художественного произведения «про себя» ;
• создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению;
• участвовать в литературных играх
Обучающиеся должны знать:
• изученные произведения зарубежной литературы,
• их авторов;
• героев произведения;
Обучающиеся должны уметь:
• находить в мифологическом тексте эпизоды рассказывающие о представлениях древних людей о мире;
• сравнивать сказки разных народов,
• сочинять свои сказки
• делить текст на смысловые части, составлять его простой план
• выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;
• четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценировании произведений зарубежной литературы
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Освоение курса «Литературное чтение» вносит существенный вклад в формирование следующих навыков:
• формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
• формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
• ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
• овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
• наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Учащиеся научатся:
• формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
• читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
• составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
• выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
• оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
• определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
• фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»); l анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»); l фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
• предлагать варианты устранения причин неудач на уроке; l осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Учащиеся получат возможность научиться:
• формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
• формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;
• читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
• осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
• принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
• выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
• оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
• определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме? Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;
• фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
• анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
• фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;
• записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;
• предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Учащиеся научатся:
• определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
• анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
• сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
• находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
• самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
• понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
• предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
• определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
• создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
• сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
• соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Учащиеся получат возможность научиться:
• находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
• анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
• находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
• сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
• сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
• находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
• сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
• создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
• понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
• проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
• предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
• определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Учащиеся научатся:
• высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
• понимать цель своего высказывания;
• пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
• участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
• создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
• проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
• объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
• отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
• опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
• формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
• определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);
• оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
• определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
• руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
• объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации;
• приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
• находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
• готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
• озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Учащиеся получат возможность научиться:
• высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; l
• формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
• пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
• участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
• создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
• способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
• демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
• предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации; l
• определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
• использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
• отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитан-ному произведению;
• определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
• определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения);
• оценивать свои достижения по выработанным критериям;
• оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
• искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
• обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
• находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
• находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
• представлять информацию разными способами;
• самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
• использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
• озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
• осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
• понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам;
• составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
• употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
• наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
• рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях;
• предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
• пользоваться элементарными приёмами анализа текста;
• составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
• самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль;
• соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой;
• понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
• задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;
• находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
• делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
• находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
• пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
• выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
• пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления;
• эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
• участвовать в дискуссиях на нравственные темы;
• подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
• формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту;
• находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
• делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
• находить в произведениях средства художественной выразительности;
• готовить проекты о книгах и библиотеке;
• участвовать в книжных конференциях и выставках;
• пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
• пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план;
• соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
• составлять план, озаглавливать текст;
• пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
• сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
• писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;
• пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
• сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Учащиеся получат возможность научиться:
• составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
• подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни;
• готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.);
• участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам;
• участвовать в читательских конференциях.
• писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
• понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
• определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
• соотносить с пословицами и поговорками;
• понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;
• осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения;
• различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
• находить в произведении средства художественной выразительности.
Учащиеся получат возможность научиться:
• определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского тек-ста, используя средства художественной выразительности.
6.Содержание курса
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Устное народное творчество (9 ч)
Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.
Докучные сказки.
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.
Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-Царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Иллюстрации к сказке В.Васнецова и И.Билибина.
Поэтическая тетрадь 1 (10 ч)
Русские поэты 19-20 века. Ф.И.Фютчев «Весенняя гроза», «Листья». Олицетворение. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».
А.А.Фет. «мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…», Картины природы. Эпитеты.
И.С.Никитин «Полно, степь моя…», «Встеча зимы».
Заголовок стихотворения.
И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Сравнение.
Великие русские писатели (20 ч)
А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Приём контраста как средство создания картин.
«Сказка о царе Салтане…» Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки. Рисунки И.Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.
И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.
М.Ю.Лермонтов. Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.
Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов ( тема, главная мысль, события, герои). Рассказ-описание. Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.
Поэтическая тетрадь 2 (5 ч)
Н.А.Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности.
К.Д.Бальмонт. И.А.Бунин. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.
Литературные сказки (6 ч)
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», Сравнение литературной и народной сказок. Герои сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки.
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ сказки.
Были-небылицы (7 ч)
М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения. Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.
К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев.
А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.
Поэтическая тетрадь 1 (5 ч)
Саша Чёрный. Стихи о животных.
А.А.Блок. Картины зимних забав. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.
С.А.Есенин. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.
Люби живое (12 ч)
М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок – «входная дверь» в текст. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.
И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». Жанр произведения. Листопадничек – главный герой произведения. Творческий пересказ: дополнение пересказа текста.
В.И.Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.
В.В.Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произведения.
Б.С.Житков «Про обезьяну». Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.
В.П.Астафьев «Капалуха». Герои произведения.
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа.
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)
С.Я.Маршак «Гроза днём». «В лесу над росистой поляной…» Заголовок стихотворения.
А.Л.Барто «Разлука». «В театре».
С.В.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка». «Котёнок»
Проект: «Праздник поэзии».
Собирайпо ягодке – наберёшь кузовок (7 ч)
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Соотнесение пословицы и содержания произведения.
А.П.Платонов. «Цветок на земле». «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.
М.М.Зощенко. «Золотые слова». «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка произведений.
Н.Н.Носов «Федина задача». «Телефон». «Друг детства». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова.
По страницам детских журналов (5 ч)
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.
Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.
Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи, своего города, своего дома.
Р.Сеф «Весёлые стихи». Выразительное чтение.
Зарубежная литература (6 ч )
Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.
Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке.
7. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ.
Особенности организации контроля по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
1-й класс
Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.
2-й класс
Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
3-й класс
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
4-й класс
Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
Недочеты:
Техника чтения
Переход к осмысленному правильному чтению целыми словами.
В I-м полугодии темп чтения вслух незнакомого текста – 60 слов. Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя – на 10 и более слов быстрее, чем при чтении вслух.
II-е полугодие. Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи. Темп чтения вслух незнакомого текста – 75 слов, про себя – на 10 и более слов быстрее.
Критерии оценки по технике чтения в 3 классе
отметки класс |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
||||||||
I полугодие |
II полугодие |
I полугодие |
II полугодие |
I полугодие |
II полугодие |
I полугодие |
II полугодие |
|||||
III |
не менее 60 слов |
не менее 75 слов |
не менее 55 слов |
не менее 70 слов |
не менее 50 слов |
не менее 65 слов |
не менее 35 слов |
не менее 50 слов |
||||
Объём прочитанного на оценку текста должен быть не менее: - в третьем классе – 1/3 страницы.
Оценка «5» ставится ученику, если он:
читает в 1 полугодии осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, темп чтения - не менее 60 слов в минуту;
Оценка «4» ставится ученику, если он:
Оценка «3» ставится ученику, если он:
Оценка «2» ставится ученику, если он:
При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.
Чтение наизусть
Оценка "5" – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" – знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов,
самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" – читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
Оценка "5" – выполнены правильно все требования
Оценка "4" – не соблюдены 1–2 требования
Оценка "3" – допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" – допущены ошибки более, чем по трем требованиям
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
Оценка "5" – выполнены все требования
Оценка "4" – допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" – допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" – допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не
упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на
вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" – допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" – пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет
последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" – не может передать содержание прочитанного.
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Печатные пособия
Портреты писателей
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой программы (в том числе и в цифровой форме)
Словари: толковый словарь, словарь устаревших слов, словарь однокоренных слов, орфографический словарь, словарь синонимов, словарь антонимов, словарь фразеологизмов.
Технические средства обучения
Оборудование рабочего места учителя:
- Классная доска с креплениями для таблиц, постеров, картинок.
- Персональный компьютер с принтером.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.
- Аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой и др. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение
Экранно-звуковые пособия
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Оборудование класса
Ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц.
Календарно – тематическое планирование по литературному чтению
(3 класс)
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Примечание |
Дата
|
|
план |
факт |
||||
1) Самое великое чудо на свете (4 часов) |
|||||
1 |
Введение. Знакомство с учебником. |
1 |
|
|
|
2 |
Знакомство с названием раздела |
1 |
|
|
|
3 |
Рукописные книги Древней Руси. |
1 |
|
|
|
4 |
Первопечатник Иван Фёдоров. |
1 |
|
|
|
2) Устное народное творчество (9 часов) |
|||||
5 |
Что такое устное народное творчество? |
1 |
|
|
|
6 |
Шуточные и лирические народные песни. |
1 |
|
|
|
7 |
Докучные сказки. |
1 |
|
|
|
8 |
Народные промыслы. |
1 |
|
|
|
9 |
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
1 |
|
|
|
10 |
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
1 |
|
|
|
11 |
«Иван – царевич и Серый Волк». |
1 |
|
|
|
12 |
«Сивка – бурка». |
1 |
|
|
|
13 |
«Сивка-Бурка» |
1 |
|
|
|
3) Поэтическая тетрадь 1 (10 часов) |
|||||
14 |
«Как научиться читать стихи» |
1 |
|
|
|
15 |
Ф. Тютчев «Весенняя гроза». |
1 |
|
|
|
16 |
Ф. Тютчев «Листья». |
1 |
|
|
|
17 |
Стихи А.Фета |
1 |
|
|
|
18 |
И. Никитин «Полно, степь моя, спать…», |
1 |
|
|
|
19 |
И.С.Никитин «Встреча зимы». |
1 |
|
|
|
20 |
И. Суриков «Детство». |
1 |
|
|
|
21 |
И. Суриков «Зима». |
1 |
|
|
|
22 |
К/р за 1 четверть |
1 |
|
|
|
23 |
Детские годы А.С. Пушкина. |
1 |
|
|
|
4) Великие русские писатели (20 часов) |
|||||
24 |
А.Пушкин. Лирические стихотворения о природе. |
1 |
|
|
|
25 |
А.Пушкин «Зимнее утро». |
1 |
|
|
|
26 |
А.Пушкин «Зимний вечер». |
1 |
|
|
|
27 |
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане». |
1 |
|
|
|
28 |
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане» |
1 |
|
|
|
29 |
Рисунки И.Билибина к сказке. |
1 |
|
|
|
30 |
И. А. Крылов. |
1 |
|
|
|
31 |
И. Крылов «Мартышка и очки». |
1 |
|
|
|
32 |
И. Крылов «Зеркало и обезьяна». |
1 |
|
|
|
33 |
И. Крылов«Ворона и лисица». |
1 |
|
|
|
34 |
Инсценировка басен И.А.Крылова. |
1 |
|
|
|
35 |
М.Ю.Лермонтов«Горные вершины» |
1 |
|
|
|
36 |
М.Ю.Лермонтов«На севере диком». |
1 |
|
|
|
37 |
М. Ю. Лермонтов «Утёс» |
1 |
|
|
|
38 |
М. Ю. Лермонтов «Осень». |
1 |
|
|
|
39 |
Детство Л. Н. Толстого |
1 |
|
|
|
40 |
Л. Н. Толстой «Акула». |
1 |
|
|
|
41 |
Л. Н. Толстой «Прыжок». |
1 |
|
|
|
42 |
Л. Н. Толстой «Лев и собачка». |
1 |
|
|
|
43 |
К/р за 2 четверть |
1 |
|
|
|
5) Поэтическая тетрадь 2 (5 часов) |
|||||
44 |
Л. Н. Толстой «Какая бывает роса?» |
1 |
|
|
|
45 |
Н. Некрасов «Славная осень!..» |
1 |
|
|
|
46 |
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». |
1 |
|
|
|
47 |
К. Бальмонт «Золотое слово». |
1 |
|
|
|
48 |
И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений. |
1 |
|
|
|
6) Литературные сказки (6 часов) |
|||||
49 |
Д.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» |
1 |
|
|
|
50 |
Д. «Сказка про храброго Зайца». |
1 |
|
|
|
51 |
В.Гаршин «Лягушка-путешественница». |
1 |
|
|
|
52 |
В.Гаршин «Лягушка-путешественница». |
1 |
|
|
|
53 |
В.Одоевский«Мороз Иванович». |
1 |
|
|
|
54 |
М.Горький «Случай с Евсейкой». |
1 |
|
|
|
7) Были-небылицы (7 часов) |
|||||
55 |
М. Горький «Случай с Евсейкой». |
1 |
|
|
|
56 |
К. Паустовский «Растрёпанный воробей». |
1 |
|
|
|
57 |
К. Паустовский «Растрёпанный воробей». |
1 |
|
|
|
58 |
Проверка техники чтения. |
1 |
|
|
|
59 |
А.Куприн «Слон». |
1 |
|
|
|
60 |
А.Куприн «Слон». |
1 |
|
|
|
61 |
А.Куприн «Слон». |
1 |
|
|
|
8) Поэтическая тетрадь 1 (5 часов) |
|||||
62 |
С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..». |
1 |
|
|
|
63 |
С.Чёрный «Воробей», «Слон». |
1 |
|
|
|
64 |
А.Блок «Ветхая избушка», «Ворона». |
1 |
|
|
|
65 |
А.Блок «Сны». |
1 |
|
|
|
66 |
С. Есенин «Черёмуха» |
1 |
|
|
|
9) Люби живое (12 часов) |
|||||
67 |
М.Пришвин «Моя Родина». |
1 |
|
|
|
68 |
Какой смысл вкладывает М. Пришвин в слово Родина? |
1 |
|
|
|
69 |
И. Соколов-Микитов «Листопадничек». |
1 |
|
|
|
70 |
И. С. Соколов-Никитов «Листопадничек». |
1 |
|
|
|
71 |
В.Белов «Малька провинилась». З |
1 |
|
|
|
72 |
В. Белов «Ещё про Мальку». |
1 |
|
|
|
73 |
В. В. Бианки «Мышонок Пик». |
1 |
|
|
|
74 |
Контрольная работа за 3 четверть |
1 |
|
|
|
75 |
В. В. Бианки «Мышонок Пик». |
1 |
|
|
|
76 |
Б.Житков «Про обезьянку». |
1 |
|
|
|
77 |
В. Астафьев «Капалуха». |
1 |
|
|
|
78 |
В.Драгунский «Он живой и светится». |
1 |
|
|
|
10) Поэтическая тетрадь 2 (6 часов) |
|||||
79 |
С.Маршак «Гроза днём». |
1 |
|
|
|
80 |
С. Маршак «В лесу над росистой поляной». |
1 |
|
|
|
81 |
А. Барто «Разлука», «В театре». |
1 |
|
|
|
82 |
С. Михалков «Если». |
1 |
|
|
|
83 |
Е.Благинина «Кукушка» |
1 |
|
|
|
84 |
Е.Благинина «Котёнок». |
1 |
|
|
|
11) Собирай по ягодке – наберешь кузовок (7 часов) |
|||||
85 |
Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». |
1 |
|
|
|
86 |
А. Платонов «Цветок на земле». |
1 |
|
|
|
87 |
А. Платонов «Ещё мама». |
1 |
|
|
|
88 |
М. Зощенко «Золотые слова». |
1 |
|
|
|
89 |
М. Зощенко «Великие путешественники». |
1 |
|
|
|
90 |
Н.Носов «Федина задача». |
1 |
|
|
|
91 |
Н.Носов «Телефон». |
1 |
|
|
|
12) По страницам детских журналов (5 часов) |
|||||
92 |
«Мурзилка» и «Веселые картинки» |
1 |
|
|
|
93 |
Л.Кассиль «Отметки Р.Лебедевой». |
1 |
|
|
|
94 |
Ю. И. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели». |
1 |
|
|
|
95 |
Г. Остер «Вредные советы». |
1 |
|
|
|
96 |
Р.Сеф «Весёлые стихи». |
1 |
|
|
|
13) Зарубежная литература (6 часов) |
|||||
97 |
Контрольная работа за 4 четверть |
1 |
|
|
|
98 |
Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». |
1 |
|
|
|
99 |
Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». |
1 |
|
|
|
100 |
Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». |
1 |
|
|
|
101 |
Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок». |
1 |
|
|
|
102 |
Брейн-ринг - «Зарубежная литература». |
1 |
|
|
|
Итого 102 часа |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.