МИНИСТЕРТСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«АЛЧЕВСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ПЕТРА НИКОЛАЕВИЧА ЛИПОВЕНКО»
Научно-исследовательский проект
Всероссийского конкурса
начального технического
моделирования и конструирования
«Юный техник–моделист»
Самолеты
Ягужинский Давид Иванович
10.12.2007 года рождения
учащийся 8-А класса
ГОУ ЛНР «АГ им. П.Н. Липовенко»
Руководитель:
Гороховацкий Валерий Николаевич,
учитель технологии
ГОУ ЛНР «АГ им. П.Н. Липовенко»
Алчевск 2021
Содержание
1. Изображение изделия.
2. Введение
3. Цель проекта.
4. Задачи проекта.
5. Обоснование выбора темы проекта
6. Дизайн – анализ
7. История и современность.
8. Теоретические сведения.
9. Требования к изделию.
10. Инструменты и оборудование.
11. Правила техники безопасности:
а) Инструкция по охране труда при ручной обработке древесины;
9. Технологическая карта изготовления изделия.
10.Описание работы.
11.Контроль качества.
12.Экологическое обоснование.
13.Экономическое обоснование (расчет).
14.Самооценка.
15.Заключение
16.Литература.
Изображение изделия
Введение
Я с детства интересуюсь военной техникой. В детстве мы все любили пускать бумажные самолетики в небо. Бумажный самолетик – простейшая модель настоящего самолета. Модели из бумаги делаются очень быстро, а также получаются красивыми, но бумажные модели являются не прочными, быстро теряют свою форму под действием внешних факторов (воздух, вода, температура). Хотелось бы сделать более долговечную модель, и я перед собой поставил цель: изготовить надежную, прочную модель военного самолета, которую можно было бы использовать как игрушку или как декор в комнате. Она должен быть красивой, экономичной, прочной и экологичной. Поэтому я решил изготовить модель самолета из деревянных брусков и фанеры из сосны , так как дерево и фанера являются прочным, экологически чистым, очень доступным и хорошо поддающимся обработке материалом.
Дидактические
цели проекта
1.Развитие интереса к процессу создания изделий из древесины.
2.Развитие умения применять знания по теме « Технология создания изделий» в других областях науки.
3.Формирование навыков самостоятельной работы.
4.Формирование исследовательских навыков при поиске и анализе информации.
5.Формирование исследовательских навыков при выборе древесины для изготовления изделия.
6.Развитие умения применять знания по
теме « Токарная обработка древесины».
Цель проекта
Все мы с детства любим, строить модели зданий, автомобилей, тракторов, лодок и кораблей, бумажных самолетиков. А это и есть модели существующих сооружений и машин. Изготовленные нами модели могут передвигаться, плавать, летать. Модели из бумаги можно изготовить очень быстро, а также получаются они красивыми. Но бумажные модели являются не прочными, быстро ломаются, теряют свою форму под действием внешних факторов (воздух, вода, температура). Эту проблему надо было как-то решить, и я перед собой поставил цель: изготовить надежную, прочную модель автомобиля, который можно было бы использовать как игрушку и использовать как сувенир, он должен быть красивым, эстетичным, экономичным, прочным и экологичным. Поэтому я решил изготовить модель автомобиля из древесины, так как древесина является наиболее прочным, экологически чистым, очень доступным и хорошо поддающимся обработке материалом.
Задачи проекта
1. Разработать план изготовления изделия;
2. Выбрать материал;
3. Разработать дизайн изделия;
4. Изготовить модель автомобиля;
5. Провести анализ изделия.
Обоснование выбора темы проекта
Я хочу вырасти настоящим мужчиной. В этом может помочь не только наличие перед глазами достойных примеров для подражания, но и самые разнообразные игрушки. Игра в «войнушку» является одной из самых любимых забав мальчиков. Именно военная атрибутика в детстве позволяет почувствовать себя настоящим мужчиной. Игры с игрушечной военной техникой развивают ловкость, меткость, двигательную координацию и быстроту реакции. С помощью мини-копий военной техники мы получаем возможность погрузиться в историю, стать как бы свидетелем и участником великих побед и горьких поражений. Главная причина выбора именно игрушек из древесины – натуральность материала. Дерево гип аллергенно и приятно пахнет лесом.
Изделие должно отвечать следующим требованиям:
1.Изделие должно быть выполнено аккуратно;
2.Изделие должно соответствовать выбранной стилистике;
3.Изделие должно быть красивым;
Дизайн – анализ
Деревянные игрушки-модели военной техники «самолет», представленные в сети Интернет, имеют разные виды: SSJ100, СR929, ПАК ТА, ИЛ-276, Ил-276, Су-257, МИГ-29, Су-35С и т.д. Я выбрал АН -2, потому что это соотносится с моим характером. Цветовое оформление модели также разнообразно. Основные цвета истребителей – синий, красный, белый.
Я оформил свою модель в стиле минимализм.
Мной посещены магазины нашего города. В ходе посещения особое внимание уделялось рассмотрению форм моделей военной техники изготовленной из дерева, оформлению изделия, стоимости данного товара. Военная техника, представленная в магазинах, разных моделей (Приложение). Стоимость колеблется от 150 рублей до 1526 рублей. Оформление изделия разнообразно.
История деревянной игрушки
Полено, чурка, щепка, дощечка — вот с чего
начинали мастерить игрушку и на Севере, и в Поволжье, и под Москвой. С этого же
начинается и работа народных резчиков и токарей. Но как отличаются игрушки
разных областей! Казалось бы, где развернуться фантазии? И тут коник и там
коник. Но, если выстроить всех этих коников, запряженных и незапряженных, какую
бы диковинную процессию они образовали. Здесь каждая игрушке будет отличаться
своим особым силуэтом, неповторимым пластическим решением формы. «В дереве все
есть, только в нем это увидеть надо...»,— сказал однажды прекрасный художник,
мастер деревянной игрушки Николай Иванович Рыжов одному автору, писавшему книгу
о загорских резчиках. Народные мастера умели находить разнообразные, технические
и художественные приемы, которые утверждались со временем как художественные
особенности, становились манерой, определявшей стиль тех или иных центров
изготовления игрушек.
Русская деревянная игрушка богата и разнообразна. Есть игрушка и точеная и резная. На одних так и горят красные, желтые, зеленые, малиновые краски. Другие сделаны из чистого белого дерева — липы, осины, березы.
Несмотря на множество эффектных игрушек из новых материалов, выпускаемых промышленностью, деревянной народной игрушкой с удовольствием играет ребенок, она способна очаровать и взрослого, доставить радость любителю народного искусства.
Самое притягательное в ней — ее образность. Часто одной меткой деталью мастер выражает характер целого и при этом невольно преувеличивает, акцентируя важнейшую деталь. То конь окажется слишком уж горд, то кукла-баба чрезмерно «расфрантилась» и застыла в величественной позе, смешная своей важностью.
Сатирическими персонажами в русской деревянной игрушке были барыня и барин, поп, монахи. Им противопоставлялись положительные герои: трудолюбивый мужик, статная и дородная баба. Непременный персонаж — могучий конь — первый помощник мужика в его нелегком труде, добрый увалень-медведь, наделяемый подчас некоторыми человеческими чертами.
Теоретические сведения
Изделие, которое я решил изготовить, как указано выше
должно быть аккуратным, красивым, прочным.
Самолет я решил изготовить из фанеры:
-Для изготовления корпуса я выбрал фанеру сосны, так как она довольно прочный материал и имеет красивую текстуру;
-Для изготовления колес и пропеллера я выбрал
древесину березы, это очень прочный материал и без ярко выраженной текстуры.
Сосна – относится к хвойным породам древесины. Мягкая. Сильно пропитана
смолистыми веществами, имеет небольшое количество сучков. Цвет красноватый.
Широко применяется для изготовления оконных переплетов, дверей, полов, мебели,
ящиков, в строительстве мостов, вагонов, судов.
Береза – относится к лиственным кольцесосудистым породам древесины. Древесина ее белого цвета, твердая и плотная, однородного сложения. Молодое дерево отличается гибкостью, старое – хрупкостью. Применяется в столярном деле, в мебельном производстве, в изготовлении фанеры, для оклейки мебели и других предметов, сделанных из более дешевых пород, для изготовления мелких предметов, в обозо – вагоностроении, а также в сельскохозяйственном машиностроении.
План организации по изготовлению проектируемого изделия
Требования к изделию
Название изделия |
Военный самолет АН-2 |
Функциональное назначение |
Детская игрушка |
Единичное или массовое производство |
Единичное |
Требование к материалам |
Древесина твердых и мягких пород |
Метод изготовления |
Ручная обработка фанеры |
Внешний вид, стиль |
Художественное выжигание, покраска гуашью. |
Требования с точки зрения безопасности использования |
Соответствует |
Экологические требования |
Не вредит окружающей среде |
Экономичность |
Экономически выгодно |
Пользователь |
От 5 до 14 лет |
Последовательность выполнения проекта
1. Приобретение материалов и комплектующих для модели
2. Подбор материалов и инструментов
3. Изготовление корпуса и деталей модели
4. Сборка и оформление деревянной игрушки военная техника «самолет»
5. Подсчёт стоимости изделия
Инструменты и оборудование
При изготовлении автомобиля
необходимо использовать ручные деревообрабатывающие инструменты и оборудование:
1.Электролобзик
2. Шлифовальная машинка
3. Лак акриловый (цвета: вишня, полисандр)
4.Кисть,нейлон
5.Дрель
Материал заготовок:
бруски изготовлены из сосны
доска изготовлена из бука
Используемый инструмент:
пила по дереву
лобзик ручной
угольник столярный
карандаш столярный
тиски столярные
стамеска
киянка
напильник по дереву
держатель для наждачной бумаги
наждачная бумага (зернистость 60 и 120)
клей для дерева
струбцина
лак
кисточка для лака
Технологическая карта
№ дет |
№ операции |
Название операции |
Фото изображения последовательности выполнения работы |
Оборудование и инструменты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
1 |
Подготовить рабочий стол |
|
- |
1 |
2 |
Перенести чертеж на заготовку |
|
Линейка, карандаш, |
1 |
3 |
Ввыпелять детали заготовки |
|
Электролобзик, |
1 |
4 |
За шлифовать детали |
|
Шлифовальная машинка |
1 |
5 |
Собрать изделие |
|
Клей,дрель. |
1 |
6 |
Покраска изделия. |
|
Лак,гуашь. |
Правила безопасности при работе с лобзиком:
1. Освещение вашего рабочего места должно быть достаточным.
2. При выполнении работы необходимо держать спину прямо.
3. Дышите через нос, а лучше применять защитную маску или респиратор.
4. Переводите рисунок чётко, дабы не напрягать зрение и не ошибиться при распиловке.
5. Запрещается работать инструментом, имеющим повреждения на ручке.
6. Пилка в рамке лобзика должна быть хорошо натянута, чтобы выпиливание проходило строго по контуру.
7. Выступающий из верхнего зажима конец пилки следует обломить.
8. Пилить надо плавно, нельзя сильно нажимать на лобзик.
9. Нельзя оставлять пилку лобзика в пропиле.
10. По завершению уберите пыль со всех поверхностей, протрите влажной тряпкой и проветрите помещение.
Техника безопасности при сверлении древесины
1. Правильно без перекосов и прочно закреплять сверло в патроне коловорота или дрелей.
2. Запрещается коловорот и дрели держать повернутыми сверлом к себе.
3. При сверлении отверстий не нажимать сильно на коловорот грудью или подбородком. Подачу вести легко и плавно.
4. Не допускать падения сверл на пол; сверла при заточке следует прочно закреплять в тисках.
5. Прочно закреплять обрабатываемое изделие на верстаке или на станке.
6. Закрепление учащимися деталей и работу на станках, а также электрифицированными инструментами следует производить только после проверки учителем умения пользоваться ими.
Техника безопасности при лакировании:
1.Работать лаком в хорошо проветриваемом помещении.
2.Избегать попадания лака на руки и в глаза.
3. Не лакировать вблизи открытого огня.
4. По окончанию работы вымыть руки с мылом.
Техника безопасности при выжигании:
1. Помещение, в котором происходит выжигание, необходимо чаще проветривать.
2. Включать электровыжигатель можно только с разрешения учителя.
При выполнении различных операций по ручной обработке древесины необходимо соблюдать технику безопасности.
При работе с коловоротом необходимо соблюдать правила работы с коловоротом. Пиление необходимо выполнять плавно, без рывков. Работу
выполнять в очках. Шлифование и пропитку изделия выполнять в проветриваемом помещении.
Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в работе в данное время.
При работе с лаками, красками, растворителями использовать индивидуальные средства защиты кожных покровов.
По окончании работы банку с пропиткой закрыть, вымыть кисть, проветрить помещение.
Описание работы
Для изготовления данного
изделия я выбрал фанеру березы и сосны, так как это плотный, твердый, прочный
материал и легкодоступный. В школьной мастерской отобрал обрезки березовой
фанеры и сосновой фанеры, подходящих по размеру. При выборе материала
пользовался линейкой.
Соблюдая правила безопасности, начал работу с будущей рамы изделия. Подобрав
подходящую фанеру по размеру, прострогал все стороны заготовки, затем отмерив
по длине, распилил заготовку, обработал торцы с помощью шлифовальной машинки.
После этого подобрал заготовку для будущей кабины самолета. Прострогал нужные
стороны и отпилив по размеру отшлифовал деталь таким же способом обработал
детали крыльев и пропеллера. Далее, также соблюдая правила безопасности,
приступил к изготовлению колес самолета. Подобрав подходящую фанеру по размеру,
разметил центры на торцах заготовки. Прострогал ребра рубанком и установил на
токарный станок, между подручником и заготовкой оставил зазор 2 – 3 мм.
Разметил места будущих отверстий, соблюдая правила техники безопасности при
работе на сверлильном станке, установил в патроне сверло диаметром 4мм,
Закрепил деталь в тисках, установленных на станине станка. Затем аккуратно,
плавно подавая сверло, просверлил сквозное отверстие. Заусенцы удалил
шлифовальной шкуркой. Все четыре колеса я выполнил подобным образом.
Сборку изделия произвел с помощью клея ПВА и соответствующих саморезов. Изделие покрыл лаком.
Испытание изделия
Каждое изделие после изготовления должно пройти испытание, а также анализ недочётов, возможных допущенных ошибок. Испытания изделия показали, что модель самолета не ломается при игре. Можно использовать ее по назначению.
Эколого-экономическое обоснование проекта
Наше изделие выполнено из древесины, что является экологически чистым продуктом, так как древесина не выделяет вредных веществ. Изделие покрыто специальным маслом по древесине, который также является натуральным продуктом. Детали самолета соединены с помощью клея ПВА и металлических саморезов, которые также не содержат вредных веществ и не представляют опасности. Поэтому наше изделие является экологически чистым и не наносит вред человеческому организму и окружающей среде.
Отходы от производства деревянной игрушки – опилки и стружка, можно использовать в качестве подстилки под скотину или в крайнем случае захоронить
Мое изделие изготовлено ручным способом с применением материалов, которые при изготовлении и эксплуатации не выделяют ядовитых веществ, являются экологически чистым. Деревянная игрушка – военная техника изготовлены из фанеры.
Экономические расчеты
Экономический расчет
Фанера 10 мм 70х70 - 150руб.
Электроэнергия - 400 Ватт х 20 мин. = 80 руб.
Лак и кисти - 130 руб
Себестоимость моего изделия - 360 рублей.
Вывод: экологично и экономично, и, значит, полезно для здоровья и выгодно для
бюджета.
Контроль качества
Готовое изделие отвечает следующим требованиям: изделие изготовлено из натуральной древесины. Все детали выполнены аккуратно, в соответствии с выше указанной технологией. Изделие представляет собой законченную деревянную модель военного самолета. Называется АН-2. Для, более, изящного вида покрыл изделие специальным лаком по древесине. Внешний вид изделия производит благоприятное впечатление.
Самооценка
После того, как закончилась практическая часть, я провел анализ на соответствие изделия требованиям, которые изначально предъявлялись к деревянной игрушке. Это эстетичность, соответствие проблеме, эффективность, прочность и экономичность.
Древесина – ткань деревьев, состоящая из клеток с одревесневшими стенками. Поэтому древесина является экологически чистым материалом. Структура материала также выглядит богато. В общей торговой сети подобные игрушки из натурального дерева стоят примерно 200 – 400 рублей. Изделие экономично, что подтверждает экономический расчет. Самолет получился красивым, оригинален, удобен в использовании, безопасен. Также будет особо дорогой и любимой вещью в доме, так как сделан собственными руками. Изготовленная мною деревянная игрушка – автомобиль соответствует всем предъявленным требованиям и я доволен своей работой.
Моё отношение к проектированию
Раньше я никогда не занимался проектированием в домашних условиях, и мне было страшно начинать такую работу. Но было интересно попробовать что-то новое, и я решил попробовать. Очень понравилось искать информацию в интернете, много узнал интересного по технологии, сразу захотелось многое сделать. Очень понравилось проводить опросы среди членов семьи, все отнеслись очень серьезно, когда я говорил о проекте.
Оформлять пояснительную записку оказалось не сложно, так как я хорошо владею компьютером, мне никто не помогал. Результатом работы я доволен, у меня получилось то, что я хотел. Мой учитель похвалил мою работу. Я очень рад. Думаю, что на следующий год я сделаю проект лучше и серьезнее.
Оценка изделия
(+ положительные стороны, -- отрицательные стороны):
+ дешевая;
+ не ломается при игре;
+ все технологические операции доступны;
+ экологически чистая;
- не учтена возможность запуска самолета, как авиамодели
Итоги работы
Поставленные задачи я выполнил:
· сделал модель самолета;
· она красивая;
· оригинальная, ни у кого такой нет.
Вывод:
Я поработал с деревом и понял, что делать это очень сложно! Но за то результат радует, очень красивая деревянная фигура, в виде самолетика. Советую всем сделать этот ‘’ритуал’’ , потому что я уверен, что результат вас так же порадует, как и меня.
Интернет ресурсы:
https://lopitoys.ru/blog/istoriya-derevyannyh-igrushek
https://teremtoys.ru/novosti/derevyannyie-igrushki-eto-interesno!.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/06/22/rol-derevyannoy-igrushki-v-zhizni-rebyonka
Список литературы
1. П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, А.Т.Тищенко. Технология. Трудовое обучение. Учебник для 6 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы под редакцией В.Д.Симоненко. Москва. «Вентана - Граф» 1996 год.
2. В.И.Коваленко, В.В.Кулененок. Объекты труда .Обработка древесины и металла. Электротехнические работы. 6 класс. Москва. «Просвещение». 1991 год.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.