Научно-методическая публикация по проблемам образования обучающихся "Технология деятельностного метода на уроках в начальной школе"
Оценка 4.7

Научно-методическая публикация по проблемам образования обучающихся "Технология деятельностного метода на уроках в начальной школе"

Оценка 4.7
doc
28.10.2020
Научно-методическая публикация по проблемам образования обучающихся "Технология деятельностного метода на уроках в начальной школе"
Технология деятельностного метода на уроках в начальной школе.doc

«Технология деятельностного метода на уроках в начальной школе»

 

В настоящее время стремительно возрастает объём информации, которая используется для практической жизни и научных исследований. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать её, не ущемляя прав окружающих его людей, уметь адекватно себя оценить и прогнозировать развитие дальнейших событий.

Сложное  экономическое  положение,  новые рыночные  отношения  поставили  перед  школой  задачу,  в  сравнительно  короткий  срок  воспитать  и  вооружить  ученика  такими  знаниями,  чтобы  он  мог  занять  достойное  место  в  обществе  и  приносить  ему  максимальную пользу.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный метод обучения. Данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

·         формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

·         формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

·         формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Наша система образования сегодня похожа на пестрое полотно, где есть множество различных концепций, систем, моделей, комплектов и отдельных учебников, в которых предложены способы решения новых образовательных задач. Однако в различных концепциях и системах нередко предлагаются подходы, не согласованные между собой по понятийным основаниям, что приводит к разрыву образовательного пространства.

Практика показала, что отсутствие единого дидактического базиса современного образовательного пространства создает большое число проблем, начиная с чисто практических – переход ребенка из одной школы в другую, преемственность в методах работы, реализуемых разными педагогами в одном и том же классе, – вплоть до управленческих проблем оценки качества образования, аттестации учителей, экспертизы работы школ.

В последние годы в связи с вариативностью образования остро встала проблема согласования технологии и учебного содержания при переходе от одной образовательной программы к другой как по вертикали, так и по горизонтали. По словам доктора физико-математических наук профессора Г.В. Дорофеева, “с широкой диверсификацией школы, ставшей реальностью, уже не могут не считаться и непосредственные участники учебного процесса – учителя и организаторы школьного образования, – и общество в целом”. Сохранение единого образовательного пространства выдвинуто в качестве одного из основных направлений развития образования в Российской Федерации.

Великий педагог К.Д.Ушинский в своих работах указывает правильный маршрут движения: не исключение вариативности посредством выбора одного лучшего учебника или даже комплекта учебников, а свободное развитие всех при условии выработки общих понятийных оснований.

Образование  должно  воспитывать  в  человеке  чувство  чести  и  собственного  достоинства,  социальную  справедливость,  гуманизм,  высокую  духовность  и  нравственность.  Таким образом,  отечественной  системе  образования  выдвинут  новый  социальный  заказ.  

Обществу  необходимы  социально  мобильные,  творчески  действующие  граждане,  способные  развивать  науку,  промышленность,  обеспечивающие  поступательное  движение  вперёд  при  неукоснительном  соблюдении  гражданских  прав  и  свобод.

Вот почему, в обновлённых стандартах второго поколения, ставится вопрос об оптимизации обучения, о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…» — писал немецкий педагог-демократ XIX в.  Адольф Дистервег, чьи идеи значительно опередили время и являются актуальными для развития образования XXI веке.

О приоритете развития личности ребёнка в процессе обучения, формирования у него деятельностных способностей писали В.Г. Белинский. К.Д.Ушинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков и др. Исторический опыт развития педагогики доказывает, что реализация современных целей образования возможна только в деятельности самого ребёнка.

Ещё Сократ говорил о том, что научить человека играть на флейте можно только в том случае, когда он сам будет на ней играть.

Каждый  ребёнок  от  рождения  наделён  одному  ему  свойственным  потенциалом  развития,  и  этот  потенциал  может  развиться  только  в  процессе  собственной  деятельности.

 

 

 

 


Технология деятельностного метода на уроках в начальной школе»

Технология деятельностного метода на уроках в начальной школе»

По словам доктора физико-математических наук профессора

По словам доктора физико-математических наук профессора
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2020