НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ДИСТАНЦИОННО-СЕТЕВОЙ ШКОЛЫ «МИКРОСКУЛ».

  • ppt
  • 21.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 21.01.22.ppt

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРИМЕНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ДИСТАНЦИОННО-СЕТЕВОЙ ШКОЛЫ «МИКРОСКУЛ».

Примером современной интегрированной технологии является проблемно-модульное обучение (М.А. Чошанов), которое основывается, с одной стороны, на теориях проблемного и модульного обучения, с другой стороны, на инженерии (сжатии) знаний. Базовой основой проблемно-модульного обучения выступает системное квантование, предусматривающее учёт важных психолого-педагогических закономерностей, а именно: улучшение восприятия, осмысления и усвоения знаний достигается компактностью и системностью представления учебной информации, выделением в содержании излагаемого материала смысловых опорных элементов.

Основные принципы педагогической технологии проблемно-модульного обучения представим следующим образом:

Наше обращение к данной технологии объясняется следующими причинами: - методологической концепцией проблемно-модульной технологии является теория функциональных систем. Именно системность позволяет качественно решать учебно-познавательные задачи; - уникальным свойством проблемно-модульного обучения является гибкость, то есть способность оперативно реагировать и приспосабливаться к изменяющимся нормативным и социально-экономическим условиям; - дидактическое конструирование технологии проблемно-модульного обучения реализовано на учебно-познавательном материале обучения в Инновационной Дистанционно-Сетевой Средней Общеобразовательной Школе «МИКРОСКУЛ» с целью формирования и развития проблемно-модульного и проблемно-компетентностного подходов к реализации учебно-познавательного процесса в средней школе.


Следуя положениям теории функциональных систем, при постановке и решении значимых для личности проблем в мыслительной деятельности можно выделить системные «кванты». Обосновывается такая точка зрения, во-первых, принципами функциональных систем психики человека – квантование, модульность и проблемность; во-вторых, модульной организацией коры головного мозга. Остановимся подробнее на данной позиции и особенностях ее реализации в учебно-познавательном процессе.



Системное квантование составляет концептуальный фундамент инженерии знаний и позволяет обобщать, сжимать (укрупнять) и систематизировать информацию. Связь инженерии знаний с дидактикой обусловлена тем, что сеть нейронов головного мозга принимается в качестве аналога при разработке систем искусственного интеллекта, в то же время потребителем интеллектуальных продуктов является человек.


Следующий базис проблемно-модульной технологии – модульное обучение. Согласно современным педагогическим теориям, принцип проблемно-модульности представляет основополагающий принцип системно-деятельностного и системно-процессуального подходов. Вместе с другим принципом системного подхода – принципом развития, проблемно-модульность определяет мобильное и динамичное функционирование системы.

Следуя П.И. Третьякову и И.В. Сенновскому, модуль – это структурно-функциональный узел, создающий возможность проводить стыковку информации в определенной последовательности. А.А. Вербицкий обособляет деятельностный и обучающий модули. Автор группирует деятельностные модули в общеметодологический, теоретический, социальный и практический блоки .
В нашем случае - совокупность блоков составляет модель выпускника или специалиста. А под обучающим модулем рассматривается фрагмент содержания и методических материалов проблемно-модульного учебного курса.


Наше представление о профессиональном модуле основано на целостности и завершенности, логичности и достаточной полноте учебного материала построенного на автономных единицах – модульных блоках. Из блоков конструируется структура и содержание учебного предмета или профессионального модулю в целом. Гибкость такой технологии придает вариативность на разных этапах обучения. В целом, можно констатировать, что модульность в профессиональном обучении приобретает методологический смысл.


Проблемное обучение является третьим фундаментом, на котором строится проблемно-модульная технология. Теория проблемно-модульного обучения глубоко изучена в отечественной и зарубежной науке. При таком обучении по-особому выстраивается учебно-познавательный процесс. Вместо передачи готовых знаний, их закрепления и формирования умения решать задачи (выполнять задания), в проблемном обучении деятельность преподавателя (ДП) и деятельность учащегося (ДУ) мы представляем следующими схемами:

ДП: изложение фактов и сведений, выявление противоречия → создание проблемной ситуации и побуждение к формулированию проблемы → управление познавательно-поисковой или предметно-практической деятельностью учащихся → подведение к формулированию вывода
ДУ: восприятие информации, осознание противоречия → принятие (уточнение, дополнение) проблемной ситуации и участие в формулировании проблемы
→ самостоятельная (возможно с внешней помощью) поисковая или опытно-практическая деятельность → осмысленное предложение решений

В основе проблемно-модульного обучения – разрешение учебно-познавательных проблемных ситуаций. Следуя A.M. Матюшкину, проблемная ситуация характеризуется таким психологическим состоянием, которое возникает у обучающегося при выполнении задания, требующего найти (открыть или усвоить) новые, неизвестные знания или способы действия.
Схожая позиция в этом вопросе у Н.М. Зверевой и М.И. Махмутова. Под проблемной ситуацией ими понимается состояние интеллектуального затруднения, появляющееся, когда известными способами человек не может достичь цели (объяснить решение, выполнить работу и т.п.). Это стимулирует поиск нового способа действия. Мотивирующей основой ситуации является противоречие .


Проблемно-модульное обучение является мощным способом активизации учения. В процессе разрешения проблемных ситуаций приходится сравнивать, анализировать, прибегать к аналогиям, абстрагировать, обобщать, конкретизировать, группировать, выделять, классифицировать, систематизировать и т.д. Однако существуют определенные ограничения в применении проблемного обучения. Учащиеся не могут усваивать полный объём знаний только исследованием и открытием новых закономерностей и правил. Причины в том, что:
определенного характера информацию лучше понять, запомнить и научиться применять в практических задачах;
самостоятельно проводимое исследование требует значительно большего времени, чем традиционное обучение, а сроки обучения ограничены;
результаты исследовательского поиска учащихся могут содержать ошибки и случайные выводы.


Таким образом, в основе проблемно-модульной технологии обучения три принципа: системное квантование, модульность и проблемность. Реализация проблемно-модульной технологии в учебно-познавательном процессе образовательной организации позволяет:
дифференцировать и индивидуализировать обучение с учётом личностных особенностей учащихся;
обеспечить гибкость обучения группировкой и вариативностью проблемных модулей и блоков, установить неразрывную и взаимодополняющую связь между теоретическим и практическим обучением;
применять проблемные модули и блоки при разработке дидактических средств, в частности электронных программных и мультимедийных;
повысить уровень самостоятельности учащихся на разных этапах обучения, а деятельность преподавателя или мастера производственного обучения направить на выполнение, главным образом, консультативно-координирующих функций и управление познавательной активностью обучающихся;
оптимально использовать учебное время для формирования общих и профессиональных компетенций применением соответствующих форм и методов обучения.

Системное квантование обеспечивается структурированием учебной информации в проблемном модуле. Структуру проблемного модуля мы представляем в виде одиннадцати автономных блоков: актуализации (БА), «вход» (БВх), «выход» (БВ), генерализации (БГ), дидактических связей (БДС), дополнительного материала (БДМ), информационного (ИБ), обобщения (БО), применения (БП), проблемного (ПБ) и экспериментального (ЭБ). Таким образом, структура модуля представлена в основном теми же блоками, что и у М.А. Чошанова. Однако имеются и отличия, обусловленные особенностями обучения в дистанционно-сетевом формате.

Теоретический блок лучше назвать информационным и отразить в нем структуру изучаемого материала внутри самого проблемного модуля. А блок стыковки – блоком дидактических связей, сохранив за ним «пересечения» с основами наук, другими учебными предметами и другими проблемными модулями. Блоки исторический и углубления объединяем в один – блок дополнительного материала, так как различного рода сведения и факты из истории и настоящего, науки и техники полезны и могут быть получены учащимися в процессе самостоятельной работы.
В целом, наше понимание значения и содержания блоков проблемного модуля отражено в таблице 1.

Название блока

Цель блока

Содержание блока


«Вход»

Осуществлять контроль базовых знаний учащихся

Вопросы разного уровня
сложности на основе имеющегося опыта


Актуализации

Содействовать воспроизведению базовых
знаний

Основные понятия, термины, сведения, факты, правила,
законы


Информационный

Отражать во взаимосвязи теоретический материал
модуля

Графа информации.
Спецификация

Проблемный

Побуждать активность

Проблемные вопросы, задания,
ситуации

Экспериментальный

Способствовать получению
знаний эмпирическим путем

Экспериментальные и проектные
задания


Применения


Формировать умения и навыки

Практические работы, задания учебных и производственных
практик

Обобщения

Систематизировать знания

Задания на обобщение знаний

Генерализации

Формировать умения выделять
главное

Вопросы на выделение сути
изучаемого материала


«Выход»


Закреплять знания и осуществлять их контроль

Вопросы разного уровня сложности на основе изученного
материала и практической деятельности

Дидактических
связей

Использовать знания учащихся
по другим предметам

Список родственных предметов
и тем по ним


Дополнительного материала

Повышать внимание.
Развивать самостоятельность и активность

Полезный материал из периодических изданий, дополнительной литературы и
т.д.


В результате, разработки и применения блоков проблемного модуля обеспечивается:
с одной стороны, системный подход к включению учащихся в разную по характеру деятельность – закрепление и контроль знаний (БА, ВВх, БВ), систематизация знаний и выделение в них главного (БО, ВГ), приобретение практических умений и навыков (БП), выполнение экспериментально-опытной, самостоятельной работы и проектов (ЭБ, БДМ), самостоятельная работа (БДМ);
с другой стороны, стимулирование познавательной и поисковой активности учащихся проблемностью (ПБ), наглядным представлением структуры изучаемого материала (ИБ), практическими и исследовательскими заданиями (БП, ЭБ), межпредметными связями (БДС) и дополнительным материалом (БДМ).
Структура проблемного модуля и взаимосвязь блоков внутри него представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура проблемного модуля:

БА – блок актуализации, БВх – блок «вход», БВ – блок «выход», БГ – блок генерализации, БДС – блок дидактических связей, БДМ – блок дополнительного материала,ИБ – информационный блок, БО – блок обобщения, БП – блок применения, ПБ – проблемный блок, ЭБ – экспериментальный блок (разработано автором).


Система взаимосвязанных обособленных блоков позволяет рационально реализовывать федеральные государственные образовательные стандарты и оптимально осваивать проблемные модули. А практическая направленность учебно-познавательного процесса (до 75% учебного времени) обуславливает: а) центральное место блока применения (БП) в структуре модуля; б) неразрывную прямую связь блока применения (БП) со всеми другими блоками проблемного модуля.

Функциональная схема педагогической технологии проблемно-модульного обучения может быть представлена в следующем виде:

Схема 1. Функциональная модель педагогической технологии проблемно-модульного обучения

Подводя итог представленным материалам и рассуждениям, констатируем:
во-первых, принципы проблемно-модульной технологии вполне реализуемы в обучении учебным дисциплинам и проблемным модулям в условиях образовательной организации;
во-вторых, применение проблемно-модульного обучения позволяет повысить качество обучения, что подтверждается количественными и качественными показателями – текущая и итоговая успеваемость; качество защиты выпускных учебно-проектных работ; степень развития познавательной активности, умений и качеств аргументации; уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!