Научно практическая конференция "Отношение молодёжи к Великой Отечественной войне"
Оценка 4.7

Научно практическая конференция "Отношение молодёжи к Великой Отечественной войне"

Оценка 4.7
docx
30.10.2020
Научно практическая конференция "Отношение молодёжи  к  Великой  Отечественной  войне"
НПК-2020.docx

Государственное учреждение образования

 «Суйковская базовая школа Витебского района»

 

Школьная научно-практическая конференция

История

 

 

Отношение молодёжи  к  Великой  Отечественной  войне

 

 

                                                                                  Макаров                                                                                                                                                                         Сергей Михайлович

ученик 7 класса

                                                          Руководитель: Антоненко

 Светлана    Иосифовна, 

учитель истории

 

 

Суйково, 2020

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..

3

Глава 1. Память о войне в нашей семье…………………………………..

4

Глава 2. Социологическое исследование среди учащихся Суйковской  базовой  школы с целью выявления отношения и уровня знаний молодежи о Великой Отечественной войне………………………………   

 

 

8

 

Заключение…………………………………………………………………..    

13

Список литературы………………………………………………………… 

14

Приложение 1……………………………………………………………….

15

Приложение 2……………………………………………………………….

17

Приложение 3……………………………………………………………….

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Прошла   война, прошла страда,

Но   боль взывает  к   людям:

Давайте, люди,  никогда

Об этом   не   забудем!

А.Твардовский

        9 мая 2020 года исполняется 75 лет со дня Великой Победы. Но сколько бы ни минуло десятилетий, нельзя забывать о превращенных в пепел городах и селах, о разрушенном народном хозяйстве, о гибели бесценных памятников материальной и духовной культуры народа, о тружениках тыла, вынесших на своих плечах непомерное бремя военного лихолетья, о самой главной и невосполнимой утрате – миллионах человеческих жизней, сгоревших в пожаре Великой Отечественной войны. Великая Победа… 

      Небывалой жестокостью и болью, невосполнимыми потерями и разрушениями, скорбью по истерзанной огнем и металлом родной земле были наполнены 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.  Никто и ничто не в состоянии умалить величие подвига народа, всемирно-историческое значение победы над фашизмом. Весенним, солнечным днем – 9 мая 1945 года солдат великой страны вытер с лица пороховую гарь последнего, самого трудного боя. Именно в этот день во всех уголках нашей необъятной Родины радостной вестью прозвучало долгожданное слово: «Победа!» С того памятного мая минуло более полувека. Выросли новые поколения. Для них Великая Отечественная война – далекая история. Но совесть и долг перед погибшими и пережившими войну не должны позволить нам забыть эту героически-трагическую страницу летописи нашего  государства.

 Актуальность:

    Темой научно-практической работы мы выбрали «Отношение молодежи к Великой Отечественной войне».  Данная тема всегда будет оставаться актуальной. Не смотря на то, что с каждым годом события того времени отдаляются от нас, нельзя не отметить важность итогов Великой Отечественной войны, как для судьбы Беларуси, так и для каждого из нас, и это неоспоримо. С каждым годом участников Великой Отечественной войны  все меньше и меньше,  они отдали свои жизни за победу в Великой Отечественной войне, а значит и за нашу жизнь. И обо всем этом должна знать и помнить современная молодежь. И вот возник вопрос, а как сейчас молодое поколение относится к событиям тех далеких лет. В нашей семье бережно хранятся фотографии родных и близких: дедушек, прадедушек. Это были обычные люди, которые в очень непростое время сумели выжить и воспитать достойную смену.

Гипотеза: Предполагаем, что современная молодежь  недостаточно осведомлена о событиях Великой Отечественной войны и не всегда гордится героическим прошлым  нашего народа.

Цель работы:  Выяснить отношения современных школьников  к войне, ее ветеранам, проявление уровня патриотизма и духовно – нравственных качеств и ценностей школьников.

Задачи исследования:

1.Более глубоко познакомиться с материалами  по Великой Отечественной войне.

2.Провести опрос среди учащихся нашей школы на знание темы и отношения их к событиям  войны

Объект  исследования:  учащиеся Суйковской   базовой  школы в возрасте от 10 до 15лет.

Предмет исследования: уровень знаний молодежи о Великой Отечественной войне.

Методы исследования:

1.Изучение и анализ различных материалов по данной теме

2.Анкетирование учащихся

3.Анализ полученных данных

Глава 1. Память о войне в нашей семье

22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз.

Армия и население страны не были к этому готовы. В первый же день было уничтожено 1200 советских самолетов. Красная Армия не была моторизована, командный состав из-за сталинских репрессий конца 1930-х годов состоял в основном из малоопытных полководцев. Верховный же главнокомандующий пребывал все это время в растерянности и не обращался к советскому народу вплоть до 3 июля.

Именно в таком состоянии нашу страну застигла фашистская Германия. Но благодаря смелости и мужеству советских людей, наша страна смогла противостоять врагу. C первых дней Великая Отечественная война приняла характер всенародной борьбы за родное Отечество, свой край и отчий дом. На защиту Родины встали миллионы, в том числе и молодые люди, причем не по приказу свыше, а по зову сердца. Что касается современной молодежи, этот период мало кого оставляет равнодушным. На многочисленных сайтах и форумах, посвященных победе и событиям Великой Отечественной войны, можно найти множество отзывов и комментариев от молодежи разных возрастов, а вот что сказали наши ученики:

" Я считаю, что война - это ужасно. Победа нашей родины в этой войне - это, конечно, радость, но радость сквозь слёзы. В День победы мы все с радостью чествуем ветеранов, а они не только радуются, но и плачут. Мне кажется, что они вспоминают, сколько боли, утрат и тревог принесла им  ВОВ, сколько крови было пролито, сколько людей было убито. Улыбаются и плачут, ведь все-таки они выжили и победили! "

 Романюга Валерия, 14 лет.

" Моё отношение к Великой Отечественной войне не очень хорошее, потому что война - это потери людей, их гибель. Но именно выигранная война нашим советским народом решила дальнейшее процветание Родины. Люди, воевавшие в Великой Отечественной войне, отдали жизни, чтобы жили мы, чтобы мы остались одной из великих стран и не поработились врагами. " Кляро Арина, 13 лет.

А вот что я записал из воспоминаний  о войне  моего дедушки Гапеева Олега Петровича:

   «Но сначала они уходили…. Они убегали… Они спасались… Мать и сын убегали из Бобруйска, а по пятам  шла война. Женщина несла огромный мешок – все необходимые вещи, завёрнутые в простыню. Рядом с ними шли другие… Мирные люди эвакуировались. Шли по дороге, по лесу и прогалинам, по полям и болотам. Они шли уже довольно долго, но ушли недалеко, потому что были нагружены домашним скарбом.

Маме стало невыносимо тяжело нести вещи. Она остановилась. Маленький Олежка пробежал ещё немного, но, заметив, что мама отстала, встал, обернулся и нетерпеливо подошёл к ней. Изнурённая женщина сидела на земле. Остальные, глядя с недоумением, обходили её. Она решительно развязала простыню, посмотрела на вещи… и задумалась. Как жалко было расставаться с любимым чайным сервизом, с любимыми книгами. Но делать было нечего. Больше она нести не может. Подавив глубокий вздох, мать выложила прямо на землю два тома Маяковского и фарфоровый чайный сервиз. Книги и изящные блюдечки с чашечками остались лежать на земле – никто не брал их, хотя и хотелось.

Олежка сначала ничего не понял. «Мам… А из чего же мы пить чай по праздникам будем?!» - заныл он. «Будет из чего, - необычайно строго отрезала мама. - И без них обойдёмся». Они пошли дальше. Шестилетний сын ничего не понимал. А бедной женщине легче стало только на время. Они прошли ещё пару часов. Мама тащила и терпела… Никто не помогал. Невыносимая тяжесть… «И зачем я столько нагрузила?! Всё. Не могу больше». С этими мыслями она снова села, развязала простыню и решительно выбросила  все остальные книги, чайник, два платья, пальто, игрушки сына, столь дорогие её сердцу вышивки – подарки свекрови… «Мама!.. Зачем?» - начал было он. - «Я не могу нести всё это. Слишком тяжело. Прости, сынок…»

Наконец, остановились отдохнуть. Они сели под ель недалеко от дороги. Кто-то из толпы тоже присел, но многие продолжали брести, идти, бежать. Несмотря на лето,  быстро стемнело. Шестилетний Олежка сильно устал, о его матери и говорить нечего. Изнурённая вконец, она разрешила сыну лечь и подремать. Её саму одолевал сон, она противилась дрёме, как могла, но вскоре сдалась и уронила голову на значительно полегчавший мешок. А Олежка дремал и думал: «Ну почему я так медленно расту? Хочу поскорее вырасти. Я уже знаю, кем стану. Стану военным. И буду защищать людей: девочек и мальчиков, мам и пап,  бабушек и дедушек - от войны, от всего плохого… Только бы мне вырасти поскорее…»

… Прошли годы. Олег вырос и стал военным. Правда, война уже давно закончилась. Но он помнил, как было тяжело и страшно. И всей душой надеялся, что такое не повторится никогда. Он слушал истории фронтовиков, величайшим уважением к которым проникся ещё в детстве. Он любил поэзию, и потому сложил фронтовую песню…

Не знаем свинцовых мы трелей,

Но помним, погибшие, вас.

А песня, что вы тогда пели,

Живёт и поёт среди нас.

Она по дорогам шагала

Жестоких и огненных лет,

В тяжёлые дни помогала,

Домой посылала привет.

В землянках притихших грустила,

Ходила в опасный поход.

Смертные раны лечила,

За Родину звала – вперёд!

Гремела в атаке, бросала

Гранату навстречу врагу

И тёплой волной согревала

Привалы солдат на снегу.

Водили её на расстрелы

И в землю пытались зарыть.

А песня – гремела и пела!

Её невозможно убить.

Не знали свинцовых мы трелей,

Но помним, погибшие, вас.

А песня, что вы тогда пели, -

Как ваша душа среди нас…

  

  Так же, что бы память о героях и Ветеранах Великой Отечественной войны не увядала, ежегодно 9 мая  наша страна отмечает День Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Это праздник, который соединил в себе радость и скорбь, гордость за нашу историю и искреннюю печаль о многочисленных жертвах войны. В этот день проводятся парады и концерты, в которых активно принимает участие подрастающее поколение. Поприсутствовать и принять участия в таком празднике можно как от учебных заведений, так и по собственной инициативе. Помимо празднования Дня Победы, проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и детьми войны, благотворительные концерты и разные выставки, посвященные тому времени. Молодому поколению важно осознавать, какой ценой досталась Победа, знать не только для того, чтобы поклониться силе духа и мужеству защитников Родины, но и для того, чтобы принять от них эстафету великой ответственности за судьбу своей Отчизны и следующих поколений.

Выводы

   То, что современная молодежь интересуется Великой Отечественной войной, задумывается о ее последствиях и принимает активное участие в поддержке ветеранов Великой Отечественной войны, говорит о хорошем уровне знаний и человечности будущего поколения. Конечно же, могут найтись и те, которых ни как не интересует данная тема, и что бы узнать объективное отношение и уровень знаний о Великой Отечественной войне, были проведены исследования среди учащихся нашей  школы.

Глава 2. Социологическое исследование среди учащихся Суйковской  базовой  школы с целью выявления отношения и уровня знаний  о Великой Отечественной войне.

   У каждого поколения свой взгляд на прошлое. Противоречивость, неоднозначность оценок существует и в восприятии одного из самых трагических и одновременно героических периодов в истории нашей страны — Великой Отечественной войны. Для того что бы узнать эту грань в расхождение мнений у молодежи  разных возрастов и социальных статусов была проведена данная работа.

  Для сбора данных была разработана анкета, состоящая из трех частей: введения, основной части, реквизитной части. Задача введения - кратко и в доступной форме объяснить цель и суть исследования. Основная часть является самой важной, она служит источником получения от респондента всей необходимой информации для проведения исследования. Она содержит 16 вопросов.

  В процессе исследования было опрошено 42 респондента, из которых 18 юношей и 24 девушки. Средний возраст респондентов составляет 13- 14 лет.

Тема Великой Отечественной войны остается актуальной и сегодня 52% молодежи интересуются событиями тех лет. Некоторые из опрошенных отмечали этот период одним из самых интересных и важных периодов в истории, а другие интересуются Великой Отечественной войной, так как их родные принимали участие и переживали это не легкое время

   Подавляющее число опрошенных ответило, что кто-либо из родственников принимал непосредственное участие в войне.

    При этом 14% опрошеных не смогли ответить на этот вопрос. В основном это молодежь, которая объективно "не знала живыми" своих родных - участников военных действий 1941-1945 годов в связи с естественной сменой поколений. Таким образом, уже можно говорить о том, что семья постепенно уходит из числа основных носителей "правды о той войне".    

    Большинство участников анкетирования дату начала Великой Отечественной войны выбрали  правильно -1941 год.

     Проанализировав ответы, можно сделать вывод, что школьники не   плохо осведомлены в этом вопросе.

  Чаще всего упоминаемые страны- участники Великой Отечественной войны – это, конечно же, Советский Союз, который выбрали 40 респондента  и Германия, которую отметили 24 человека, а третье место страны - участнице приписали Соединенным Штатам Америки. Более подробные сведенья представлены в таблице.

 

         Страны

Количество человек

СССР

40

Германия

24

Польша

8

Румыния

2

США

10

Япония

5

Англия

6

Франция

10

Китай

1

Индия

2

Финляндия

4

Австрия

2

Венгрия

3

Италия

1

Испания

1

 

     Основные знания о войне и ее событиях современная молодежь получает из интернета, кинофильмов, рассказов близких и средств массовой информации. Но на первое место в трансляции информации о Великой Отечественной войне новым поколениям вышли кинофильмы, именно этот вариант выбрало большее количество опрошенных - 22 человека, хотя литературу про Великую Отечественную войну читает 12 человек. Самое парадоксальное, что в наш век информационных технологий вариант «источниками средств массовой информации» выбрали всего 15 человека, а это меньшинство. И всего 13 человек говорили с  родными о действиях, происходящих в годы войны. Эти данные свидетельствуют о том, что ветеранов и участников Великой Отечественной войны почти не остается, и услышать о войне от первых источников уже не представляется возможным, но радует тот факт, что литература не уходит на последнее место и молодежь интересуется и пользуется подобными средствами информации.

   Из анкеты мы   видим,  что  чаще всех в ответах упоминается Иосиф Виссарионович Сталин -  28%, Зину  Портнову назвали 14% опрошенных, и 15% вспомнили Деда Талаша

   На вопрос, о том, за что шли сражаться советские люди, варианты ответов были разнообразны. Но большинство респондентов считают, что советские люди шли на фронт ради Родины. Остальные варианты ответов представлены в таблице.                                                                

         Причины

Количество опрошенных

За Родину 

19

За будущее

2

За родных и близких   

5

За свободу

10

За жизнь

3

Другое

3

 

Что касается чувств молодежи проявляющихся ко всему происходящему в годы ВОВ, они так же были различны и индивидуальны, но большинство сожалеет о людях, погибших в этой битве.  21 человек  чувствует гордость за победу над фашизмом, а 30 испытывают гордость за советский народ.

Чувства

Количество опрошенных

Гордость за победу над фашизмом

21

Сожаление за нанесенный ущерб Беларуси   

4

Горечь за человеческие жертвы

5

Гордость и сожаление одновременно 

4

Гордость за советский народ

4

Никаких

2

Другое

2

 

   Большая  половина опрошенных (88%) назвали себя патриотами, и среди мужского населения  патриотический настрой чувствуется сильнее. Но вот что касается службы в армии 14 юношей из 18 считает себя патриотом, а служит в армии готовы  11 человек.

 

 

Такими темпами обществу еще долго придется предпринимать  значительные усилия, чтобы хоть  в какой-то мере приблизиться к легендарному патриотизму времен Великой Отечественной войны, породившему массовый героизм людей на фронтах.

В придачу к патриотизму, стоит затронуть тему нацизма, которая продолжает оставаться не закрытой и затрагивает разные социальные и возрастные группы.

Из диаграммы видно, что не зависимо от отношения патриотичности в большем случае, отношение к нацизму отрицательное составляет 95% опрошенных, и всего 5% опрошенных затрудняются  ответить.

Влияние Великой Отечественной войны на судьбу Беларуси неоспоримо, и с этим согласилось  90% респондентов.

О важности  мероприятий  заявило 64% респондентов , а 36% засомневалось.

Выводы

В результате исследования было выявлено, что молодежь  интересуется ВОВ, читает литературу и смотрит фильмы, посвященные тем событиям. Не забыты имена героев и участников ВОВ. В общем наша молодежь  показала вполне не плохой уровень знаний. Правда есть и немного отрицательных аспектов, что касается патриотизма, часть молодежи теряет веру в нашу страну и не проявляет патриотический настрой.

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что в общем молодежь показала вполне не плохой уровень знаний, но останавливаться на этом нельзя. У каждого поколения свой взгляд на прошлое. Во время проведения исследования и обработки результатов, было видно, что не так серьезно воспринимается Великая Отечественная война в подсознании молодежи. Никто не задумывается о том страшном времени. С годами из памяти стираются неприятные воспоминания и цена, которая была заплачена за победу, воспринимается не так масштабно и трагично, как это есть на самом деле. Остается только ощущение радости и гордости за наших героев и народ. Нельзя сказать, что это плохо, но ту боль и утраты,  которые причинила война, надо предавать гласности. По результатам исследования можно увидеть, что люди, казалось бы, с не значительной разницей в возрасте, дают существенно разные ответы. В сознании нашей молодежи ВОВ начинает переходить из ранга "события особой важности" в ранг "одного из значительных исторических событий, произошедших когда-либо в Белоруссии".  Что бы это не стало не обратимым, нужно активнее  увлекать молодежь  событиями тех лет. Мы должны всегда помнить о массовом героизм людей на фронтах, благодаря которому мы сегодня живем

 

 

Список литературы

 Голубков Е.П. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА: Учебник. М.: Издательство «Финпресс», 1999. - 656 с

Коллектив, председатель ред. ком. Поспелов П.Н. «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945»

{{Книга:ВОВ. Энциклопедия|160—161|1}}

Великая Отечественная война 1941 — 1945. Энциклопедия. — 1985. — С. 160—161.

Великая Отечественная война 1941 — 1945. Энциклопедия / под ред. М. М. Козлова. — М.: Советская энциклопедия, 1985. — 832 с. — 500 000 экз.

Итнернет  ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Война

http://ru.wikipedia.org/wiki/Шаблон:Книга:ВОВ._Энциклопедия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

                                                         Анкета

Вопрос 1: В каком году началась ВОВ? Является вводным вопросом, задается для «разминки» респондентов так, как не носит в себе особую сложность, но служит толчком для размышления о том времени.

Вопрос 2: Интересуетесь ли Вы событиями, произошедшими в годы ВОВ?  Задается для выявления непосредственной заинтересованности молодежи ВОВ.

Вопрос 3: Из каких источников Вы узнавали о событиях, произошедших в годы ВОВ?  Задается для выяснения самых распространенных источников распространения информации о ВОВ среди молодежи.

Вопрос 4:  Кто-нибудь из Ваших родных или близких принимали участие в ВОВ?

Вопрос 5: Выберите из нижеуказанных стран те, которые, по Вашему мнению, участвовали в Великой Отечественной Войне. Задается с целью выявления уровня знаний респондентов об истории Великой Отечественной Войны.

Вопрос 6: Укажите имена людей, которые, по в                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        ашему мнению, повлияли на ход событий в войне. Задается, примерно, в середине анкеты,  когда респонденты более или менее, но освежили свои знания о ВОВ, и могут написать самые запомнившиеся им имена участников ВОВ.

Вопрос 7: За что, по Вашему мнению, сражались советские люди в годы ВОВ? Ответ на этот вопрос вынуждает задуматься респондентов, о смысле ВОВ, некоторые сопоставляют себя с участниками войны, тем самым более глубоко проникаясь темой анкетирования.

Вопрос 8: Какие чувства преобладают у Вас при размышлении о ВОВ?

Вопрос 9: Какие, на ваш взгляд, факторы стали причинами победы нашей страны в ВОВ?

Вопрос 10: Как Вы относитесь к национал-социализму (нацизму) и его проявлениям в современном мире? К сожалению, в наше время тема нацизма продолжает оставаться не закрытой и затрагивает разные социальные и возрастные группы. Именно по этому,  целью этого вопроса, является выявления отношения молодежи  к нацизму в современном обществе.

Вопрос 11: Готовы ли Вы служить в армии? (для молодых людей). Для молодых людей эта тема всегда актуально, а поскольку в анкетирование принимают участие юноши, то каждый из них уже думал над этим вопросом.

Вопрос 12: Считаете ли Вы себя патриотом своей страны?

 Вопрос 13: Как Вы считаете, повлияла ли Великая Отечественная Война на судьбу Беларуси?

Вопрос 14: Считаете ли Вы нужным проводить общественные мероприятия, связанные с годовщиной победы?

Вопрос 15: Участвовали Вы когда-нибудь в мероприятиях посвященных ВОВ?

Вопрос 16: Достаточно ли, по Вашему мнению, проводится мероприятий посвященных ВОВ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

 

 

Приложение №3


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное учреждение образования «Суйковская базовая школа

Государственное учреждение образования «Суйковская базовая школа

Содержание Введение……………………………………………………………………

Содержание Введение……………………………………………………………………

Введение Прошла война, прошла страда,

Введение Прошла война, прошла страда,

Отечественной войне, а значит и за нашу жизнь

Отечественной войне, а значит и за нашу жизнь

Верховный же главнокомандующий пребывал все это время в растерянности и не обращался к советскому народу вплоть до 3 июля

Верховный же главнокомандующий пребывал все это время в растерянности и не обращался к советскому народу вплоть до 3 июля

Маме стало невыносимо тяжело нести вещи

Маме стало невыносимо тяжело нести вещи

Но помним, погибшие, вас. А песня, что вы тогда пели,

Но помним, погибшие, вас. А песня, что вы тогда пели,

Дня Победы, проводятся встречи с ветеранами

Дня Победы, проводятся встречи с ветеранами

Великой Отечественной войной, так как их родные принимали участие и переживали это не легкое время

Великой Отечественной войной, так как их родные принимали участие и переживали это не легкое время

Основные знания о войне и ее событиях современная молодежь получает из интернета, кинофильмов, рассказов близких и средств массовой информации

Основные знания о войне и ее событиях современная молодежь получает из интернета, кинофильмов, рассказов близких и средств массовой информации

Причины Количество опрошенных

Причины Количество опрошенных

Такими темпами обществу еще долго придется предпринимать значительные усилия, чтобы хоть в какой-то мере приблизиться к легендарному патриотизму времен

Такими темпами обществу еще долго придется предпринимать значительные усилия, чтобы хоть в какой-то мере приблизиться к легендарному патриотизму времен

Из диаграммы видно, что не зависимо от отношения патриотичности в большем случае, отношение к нацизму отрицательное составляет 95% опрошенных, и всего 5% опрошенных затрудняются ответить

Из диаграммы видно, что не зависимо от отношения патриотичности в большем случае, отношение к нацизму отрицательное составляет 95% опрошенных, и всего 5% опрошенных затрудняются ответить

Список литературы Голубков

Список литературы Голубков

Приложение №1

Приложение №1

Именно по этому, целью этого вопроса, является выявления отношения молодежи к нацизму в современном обществе

Именно по этому, целью этого вопроса, является выявления отношения молодежи к нацизму в современном обществе

Приложение №2 Приложение №3

Приложение №2 Приложение №3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2020