Всероссийская научно-практическая конференция исследовательских, проектных и творческих работ имени первого президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева
Направление: «Русский язык и литература»
Название работы Русские народные сказки-это красивые жизненные книжки.
Выполнила: Аурелия Шуркина ученица 2 класса МБОУ «АСОШ№2»
Руководитель: Зоя Зиновьевна Шуркина учитель начальных классов
Казань 2021
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. О сказках…
1.1 Что такое сказка?
1.2 Виды русских народных сказок.
1.3 Значимость русских народных сказок.
Глава 2. Сказки в нашей жизни.
2.1 Нравственный «урок» волшебных сказок.
2.2 Воспитательная роль сказок о животных.
2.3 Ценность социально-бытовых сказок.
2.4 Социологическое исследование.
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Когда мы произносим слово «сказка», перед нами возникает прекрасный сказочный мир, живущий таинственной сказочной жизнью, согласно необычным сказочным законам. Это мир «тридевятого царства, тридесятого государства», где добро побеждает зло, правда – ложь, свет – тьму. Читая сказки, попадаешь в волшебный мир. Каждая сказка удивительна и прелестна. Недаром А.С. Пушкин писал:
· «Что за прелесть эти сказки!»
· «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Каждая сказка нас учит чему-то и они удивительно правдивы. Только надо внимательно присмотреться и прислушаться к ней… Попробуем сделать это на примере русских народных сказок.
Актуальность проблемы исследования: с самого рождения мы знакомимся с миром сказок: нам читали их родители, воспитатели, некоторые сказки мы разыгрывали на утренниках в детском саду, а сегодня мы читаем их на уроках, в свободное время. К сожалению, в последнее время дети больше сидят в интернете и с нежеланием читают книги. Раньше мы с удовольствием слушали сказки, а научившись читать, мы бы могли сами в полной мере наслаждаться красотой, прелестью и образностью языка, необычностью сказочных сюжетов. Оказывается, русская народная сказка создавалась не только с развлекательной целью, но и с целью воспитания младшего поколения. Поскольку взрослые часто жалуются на наше не совсем правильное поведение, стремятся воспитать в нас лучшие человеческие качества, я решила обратиться к русским народным сказкам и попыталась понять, какая народная мудрость в них заложена, какой жизненный «урок» хотели передать нам далекие предки, как заинтересовать детей, чтобы они с интересом читали сказки.
Цель работы: узнать, чему учат сказки.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с понятием «сказка».
2. Узнать, какие виды сказок существуют.
3. Исследовать воспитательные возможности некоторых русских народных сказок.
4. Привлечь внимание одноклассников к теме исследования.
Методы исследования:
· изучение справочной литературы;
· анализ художественных текстов;
· опрос одноклассников;
· изготовление пазлов;
· обобщение изученного материала.
Гипотеза: русские народные сказки — это красивые жизненные книжки. Они самым лучшим образом учат нас всему хорошему.
ГЛАВА 1. О СКАЗКАХ...
1.1.Что такое сказка?
Что такое сказка? Сказка - это повествовательное произведение, преимущественно небольшое по размеру, в котором речь идет о выдуманных событиях. Сказка - богатейшее народное наследство, которое создали люди. Возникли сказки еще в первобытном обществе и на протяжении тысячелетий передавались устно от поколения к поколению. В народном творчестве русские народные сказки, вероятно, самое большое чудо. На протяжении веков русский народ создавал эти бесценные памятники искусства слова.
Если подобрать к слову «сказка» однокоренные слова, то получим ряд слов, который раскроет нам его смысл: сказка – сказывать – рассказывать. То есть сказка – это то, что рассказывается, это устный рассказ о чём-либо интересном, как для исполнителя, так и для слушателей. Русские народные сказки – мир необычайный и удивительный. Его красота волнует. Первое знакомство с ним оставляет неизгладимый след в душе на долгие годы – на всю жизнь. Как на крыльях сказки уносят нас в волшебный мир, не раз заставляют дивиться богатству народной выдумки. Понимаю слова писателя Ивана Франко, который сказал: «Тысячи вещей забудете, а тех минут, когда дорогая мама или бабушка рассказывали сказки, не забудете никогда».
1.2.Виды русских народных сказок.
Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны по героям, по сюжетам, по композиции. Поэтому сказки различаются по жанрам. Выделяют сказки о животных, волшебные и социально-бытовые сказки. В сказках о животных главными персонажами, естественно, являются животные. В волшебных сказках действуют люди и фантастические существа; животные здесь, как правило, добрые помощники героя; в этих сказках речь идет о приключениях, обязательно связанных с волшебством. В социально-бытовых сказках, как и в волшебных, основные персонажи - люди, но если в волшебных сказках победа одерживается с помощью чародейства, то здесь герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Но мы понимаем, что нельзя провести четкую границу, отделить один вид сказок от другого. Например, популярные сказки о животных зачастую содержат волшебные элементы, и наоборот. Поэтому разделение русских народных сказок на три группы является условным.
1.3.Значимость русских народных сказок.
Яркие образы русской народной сказки глубоко волнуют наши чувства. Мы огорчаемся, когда добрые и умные персонажи попадают в беду, радуемся, когда они спасаются и побеждают, наказывают злых и жадных. Сказка заставляет нас размышлять, сравнивать свои поступки с поступками любимых героев. У сказочных персонажей мы учимся честности, смелости, настойчивости в преодолении препятствий, верности в дружбе.
Сказка помогает взрослеть, становиться мудрым и находить ответы на вопросы, волнующие живущего на земле человека: что такое счастье, как пережить беду и горе, откуда брать силы, чтобы преодолеть невзгоды, можно ли прожить кривдою на свете, сильнее ли она правды, откуда берутся злые силы и как с ними бороться. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Порою этот «намёк» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным. Особенно поучительна в сказках мудрость народная: «Не рой другому яму, сам в нее попадешь», «Делай другим добро – будешь сам без беды», «За добро добром и платят», «Делая зло, на добро не надейся», «Жизнь дана на добрые дела». Не нужно отчаиваться в трудном положении, ведь мир не без добрых людей и обязательно кто-нибудь поможет. На любую силу найдётся ещё большая сила. Любого хитреца можно перехитрить. И если ты добрый, терпеливый, смелый, храбрый, щедрый, находчивый, то, в конце концов, будешь оценён по заслугам.
ГЛАВА 2. СКАЗКИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ.
Для полного восприятия и раскрытия смысла данного исследования я взяла любимые сказки и постаралась выделить в них главное: «Чему нас учит данная сказка?».
Размышляя над тем, как заинтересовать детей, вызвать интерес к чтению сказок, я решила сделать пазлы по сказкам, которые исследую.
2.1. Нравственный «урок» волшебных сказок.
В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его. Волшебная сказка чаще всего длиннее других видов сказок. В волшебных сказках, как правило, герой должен пройти через ряд испытаний. Причём каждое последующее задание обязательно значительно труднее предыдущего. Всем известна сказка «Морозко», в которой добрую девушку Настеньку злая мачеха отправила замерзать в зимний холодный лес. Добрый волшебник Морозко по традиции сначала испытывает девушку, а потом награждает её богатыми подарками. Здесь мы видим, как ценились в русском народе кротость, добрый нрав и уважительное отношение к старшим в любой ситуации. В русской народной сказке «Гуси-лебеди» девочка не послушала, что ей наказывали отец с матерью, и её братец попал в беду. Но девочка не растерялась и побежала искать брата. По дороге она встречает яблоню, печку, речку с кисельными берегами. Когда героиня сказки обращалась к этим персонажам без уважения, и грубо оказывала им в их просьбах, никто не хотел ей помогать. А когда она стала обращаться к ним ласково и уважительно: печка – матушка, речка –матушка, и согласилась им помочь, волшебные предметы помогли девочке. В этой сказке девочке помогли упорство, трудолюбие и вежливое обращение. В сказке заложен замечательный смысл: нужно помогать другим, и тогда добро вернется добром.
2.2. Воспитательная роль сказок о животных.
Сказки о животных – самая древняя их разновидность. Герои сказок – волк, заяц, кот, медведь и многие другие животные Сказки о животных в яркой иносказательной форме отражают человеческий мир. Лиса, медведь, волк, заяц, петух действуют и разговаривают, как люди. Им присущи человеческие качества: они бывают хитрыми и глупыми, скупыми и мудрыми. Побеждает в таких сказках не сильный, а хитрый и умный. Всем хорошо известна русская народная сказка «Колобок». Старик со старухой испекли Колобок, который ожил и убежал из дома. Вся сказка строится на повторении однородных эпизодов: Колобок встречается с разными героями, которые намереваются его съесть. Всем он поёт свою песенку, от всех ему удается убежать. От всех, кроме Лисы, как известно. Так что на любую хитрость найдется еще более изысканная хитрость. Непослушание колобка привело к его гибели. Эта сказка учит нас слушаться родителей, не хвастаться, научиться распознавать лесть и не доверять хитрым авантюристам, а жить своим умом и сердцем. В русской народной сказке «Репка» говорится о том, что стоит всегда начатое дело доводить до конца. Тогда оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но еще и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться сообща, причем помочь могут не только большие, но даже такие маленькие существа, как мышка.
Таким образом, в сказках о животных действительно показано то, что русский народ осуждал и прославлял в людях. Читая сказки о животных, надо задуматься над тем, с какой целью была создана каждая из них, и тогда почувствуешь, что за внешней простотой, незамысловатостью содержания скрываются глубокие, жизненно важные «уроки», часто выражающиеся в сказке в виде правила: «Как аукнется, так и откликнется».
2.3 Ценность социально-бытовых сказок.
Позднее всех появились бытовые сказки. События в них, как в любых сказках вымышленные, но, в отличие от волшебной сказки, здесь всё обыкновенно, всё происходит в повседневной жизни. Сказка «Каша из топора» относится к жанру социально-бытовых сказок. Главный герой сказки – солдат. Отрицательный герой – жадная женщина. В сказке высмеивается скупость и глупость хозяйки дома. Попросив ужин и получив отказ, солдат решил проучить жадную бабу. Он принимается варить кашу из топора. У хозяйки много еды, но она скупа и решила обмануть солдата. Но солдат оказывается хитрее. Здесь ярко показывается глупость хозяйки дома. Солдат хитростью вынуждает бабу принести ему и крупу, и соль, и масло. А та, и не понимает, что ее обманули. Сказка наказывает и высмеивает скупость и глупость. А солдат за смекалку награжден: и каши поел, и топор унес.
Социально - бытовые сказки не щадят никого - ни барина, ни попа, ни мужика, ни его жену. Они осуждают ленивых, глупых и непрактичных людей, пустых мечтателей, высмеивают упрямство, болтливость, скупость.
Чему же учат сказки?
Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою жизнь. Сказка формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову. Сказка учит не бояться трудностей. Главный герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей. Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего героя в беде. Так у героя появляются бесценные волшебные помощники. Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж. Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой. Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”. Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей. И, главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.
Сказки – это увлекательный мир… Почему же дети не желают читать сказки? Практически невозможно увидеть детей в Детской библиотеке. Я решила провести социологическое исследование, опросив одноклассников.
2.4. Социологическое исследование.
Я хочу выяснить, на каком уровне читательский интерес у моих одноклассников.
Одноклассникам были предложены вопросы:
1. Вы любите читать сказки?
2. Посещаете Детскую библиотеку?
3. Ведете Читательский дневник?
4. Ваша любимая сказка?
Были опрошены 10 одноклассников. Результаты приведены в диаграмме.
Рис.
В 4 вопросе дети писали свои любимые сказки. Одни из самых популярных: «Репка», «Дюймовочка», «Теремок», «Красная шапочка». Удивительно, что многие написали названия мультфильмов, которые показывают по телевизору.
Анализируя результаты, можно сделать вывод, что читательский интерес у детей низкий. Дети признались, что читают только сказки из учебника, а в свободное время практически не читают.
На следующем этапе я предложила детям собрать пазлы по четырем сказкам. Для того, чтобы правильно собрать их, детям нужно было выбрать иллюстрацию к сказке, узнать главных героев, определить ключевые слова и идею сказки.
Дети по очереди собирали пазлы, а я фиксировала результаты.
Рис.
Ребята правильно определяли иллюстрации, героев, но у многих возникли затруднения с ключевыми словами и идеей сказки. Если пазл был собран верно, то участник опроса получал 1 балл, если неверно, то 0 баллов.
Таким образом, только 1 одноклассник правильно собрал пазлы, а это означает, что он понял, чему учат эти сказки, о чем эти сказки. Всем ребятам понравилось собирать пазлы. Они обещали прочитать эти сказки и снова попробовать собрать пазлы, а ещё изъявили желание сделать свои пазлы по тем сказкам, которые они прочитают и обязательно поделятся со своими одноклассниками.
Я считаю, что практическая часть моей научно-исследовательской работы была выполнена в соответствии с поставленными задачами и несет большую познавательную значимость для детей, повышая мотивацию к чтению, так как нам необходимо не просто читать сказки, а понимать, о чем они, чему нас учат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей исследовательской работе я поставила цель вызвать интерес одноклассников к чтению сказок. Для этого я сама прочитала много сказок и могу сказать, что для меня сказка открыла удивительный мир волшебства, где добро побеждает зло, где каждый получает то, что заслуживает, где сбываются мечты. Это невероятная страна фантазий и чудес, которая учит человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость. Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение в сложной жизненной ситуации.
Конечно, мало просто прочитать, не поняв, о чем эта сказка, не поняв, чему она учит. Поэтому в практической части работы я провела социологическое исследование с целью выявления уровня читательского интереса. Выяснила, что читательский интерес на низком уровне.
Чтобы заинтересовать одноклассников, я придумала пазлы по четырем сказкам, которые невозможно собрать, не прочитав сказку.
Дети с интересом собирали пазлы. Один мальчик тут же начал читать сказку, чтобы собрать пазл. А для того, чтобы не забыть, чему учит сказка, я предложила им вести Читательский дневник.
В результате проведенного исследования сказок я сделал важные выводы:
1. Сказочный мир – удивительный, яркий, красочный мир!
2. Можно вызывать интерес к чтению, проявив находчивость.
3. Чтение сказок – это огромного потенциала воспитательный инструмент.
4. Без чтения не может быть развития, так как важно понимать прочитанное.
Таким образом, моя гипотеза о том, что русские народные сказки — это красивые жизненные книжки, которые учат нас всему хорошему, подтвердилась.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Аникин В.П. «Русская народная сказка: пособие для учителей» Москва 1977г.
2. «Русские народные сказки» под редакцией Аникина В.П. Москва 1985г.
3. Аникин В.П. «К мудрости ступенька» Детская литература 1982г.
4. В.С. Бахтин «От былины до считалки» Детская литература 1982г.
5. «Детская литература» под редакцией Е.Е. Зубаревой Москва 1989г.
6. А.А. Горелов «Народные русские сказки А.Н. Афанасьева» Лениздат 1983г.
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ:
1. Волшебная сказка как жанр. http://www.nelidovo.edu.ru/filialtgu/Babushkina/skazka/w-a.htm
2. История и культура. http://rusprogram.ru/
3. http://readr.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.