Н.А. Правдина,
учитель географии и биологии ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка
Во всем мире проблема выявления одаренных детей вызывает все больший интерес в связи с тем, что одаренные дети являются ресурсом развития страны. Воспитание и обучение одарённых детей – трудная задача. «Развитие личности предполагает развитие следующих личных качеств: эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам, уверенности в себе, позитивного отношения к миру и принятия других людей…» [4, с. 21]. Большую роль в формировании этих качеств играет учитель. Учитель передаёт детям свой опыт и знания, умеет заинтересовать, повести за собой, сделать учебный процесс интересным и увлекательным, умеет найти общий язык и подход к ребёнку. «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе...» [5]
В нашей школе большое значение уделяется внедрению новых педагогических технологий, которые позволяют развивать творческие способности личности. Одна из таких технологий - исследовательская и проектная деятельность.
Эта образовательная технология служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме. По утверждению А.И. Савенкова: «Обучение учащихся умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшим условием активизации познания и творчества» [1, с. 23]. Невозможно представить работу с одарёнными детьми без этой образовательной технологии. Включаясь в исследовательскую деятельность, ученик получает возможность проявить поисковую активность и ощутить неподдельный интерес к действительности. У него начинает развиваться творческое воображение и критическое мышление.
Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения нетрадиционных форм внеурочной работы. Это могут быть:
Ø занятия по исследовательской деятельности;
Ø конкурсы различного уровня (внутришкольные,
региональные, всероссийские, международные);
Ø научно-практические конференции;
Ø участие в олимпиадах (внутришкольные, окружные,
региональные, всероссийские)
В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях районного и окружного уровней и, конечно, в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Формирование
исследовательских навыков и становление исследовательской деятельности на уроках биологии происходит постепенно.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора исследовательской деятельности своих учеников. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации проекта учитель превращается в организатора деятельности по решению проблемы, на заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так как учителю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта. Уже с 7 класса ребята выполняют проекты и защищают их на школьном уровне. Это проекты на тему: «Пчёлы и муравьи – общественные насекомые», « Мир невидимок» (о простейших).
С 8 класса мои ученики принимают активное участие в научнопрактических конференциях районного, окружного и областного уровней. Тема научно-исследовательской работы на тему «Глутамат натрия – великий и ужасный» была посвящена популярной пищевой добавке Е621, потому что проблема присутствия большого количества данной пищевой добавки в продуктах питания на сегодняшний день стоит очень остро. Тема «Кожа – зеркало здоровья» тоже была выбрана не случайно. Девятиклассник решил исследовать основные подростковые проблемы, связанные со здоровьем кожи, и пути их устранения. Большое количество противоречивой информации о вреде сотового телефона на здоровье человека навело учащегося 9 класса на мысль об исследовании влияния сотового телефона на здоровье человека. Результатом стала научно-исследовательская работа «Сотовый телефон – мифы и реальность».
Благодаря внедрению ИКТ мои учащиеся получают дополнительную возможность для реализации своих творческих способностей. Ребёнок может попробовать свои силы в интернет - олимпиадах, конкурсах, как региональных, всероссийских, так и международных. Ежегодно мы принимаем участие в международных дистанционных олимпиадах проекта «Инфоурок» по биологии и географии, в международном конкурсе по основным школьным предметам «Я – Энциклопедия».
Таким образом, такие формы работы с одаренными детьми, как проектная и исследовательская деятельность, ведет к активному познанию мира, развивает творческие способности, выявляет и развивает таланты, помогает ребенку раскрыть и развивать свои творческие способности, самоутвердиться в жизни, выбрать профессию по душе.
1. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей /Под редакцией А.С. Обухова// – Москва: НИИ школьных технологий, 2006 – С. 256 .
2. Генералова Н. С. Методы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы/ Н. С. Генералова // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.78-81.
3. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя/ под редакцией Н.Б. Шумяковой// – М.: Просвещение, 2006 – С. 178
4. Галанов А. Б. Самореализация одаренных школьников в исследовательской деятельности /А. Б. Галанов // Теория и практика дополнительного образования. – 2008. – №4. – С. 21.
5. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Текст]: [Указ Президента РФ. от 04 февраля 2010 г. № Пр-271]. // http://минобрнауки.рф/документы/1450
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.