Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"
Оценка 4.8

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
технология
9 кл
07.04.2017
Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"
Постановка проблемы Основная задача курсов предпрофильной подготовки – научить девятиклассников делать выбор. Однако многие школьники уже сделали свой выбор или определились с ним частично. Поэтому, наряду с первой задачей, элективные курсы выполняют, по крайней мере, еще две: – они создают условия для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего обучения и связанного с ним вида профессиональной деятельности. – они должны будут помочь старшекласснику, совершившему в первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности с ней связанных. Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика. Цель проекта: Разработать и апробировать программу элективных курсов «Основы предпринимательства». Задачи проекта: 1. Изучение существующих программ и методических рекомендации по созданию и адаптации элективных курсов в профильной школе. 2. Разработка программы элективных курсов для предпрофильной школы. 3. Апробация программы элективных курсов «Основы предпринимательства». 4. Обобщение полученных результатов и трансляция опыта работы. Целевая группа проекта Учащиеся 9 классов общеобразовательных учреждений.Научно-исследовательская работа
научно-исследовательская работа.docx
Автономная некоммерческая организация «Центр развития образования Альметьевского муниципального района» ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ И АДАПТАЦИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ  Выполнила: слушатель курсов повышения квалификации учителей технологии Вдовина Светлана Александровна Научный руководитель: Шатунова Ольга Васильевна ______________________________________ Альметьевск 2017 СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение                                                                                                         3 2. Роль и место элективных курсов в профильной подготовке  школьников                                                                                                    5 3. Методические рекомендации по разработке программ элективных  курсов и курсов по выбору. Общие     положения.                                   9  4. Структура  и содержание элективных курсов                                          11 5. Технология создания программы элективных курсов.                            14 6. Особенности оценочной системы.                                                             16 7. Вопрос контроля и оценки результативности                                          19 8. Требования                                                                                                   22 9. Практическая часть                                                                                     25 10.Программа элективного курса для предпрофильной подготовки  учащихся 9 класса «Основы предпринимательства»                              26   11.Заключение                                                                                                  44 12.Список использованной литературы                                                         46 13.Приложение 2 ВВЕДЕНИЕ В Концепции профильного обучения на старшей ступени образования обозначены   цели   перехода   к   профильному   обучению,   среди   которых поставлена   цель   создания   условий   для   существенной   дифференциации содержания   обучения   старшеклассников   с   широкими   и   гибкими возможностями   построения   школьниками   индивидуальных   образовательных программ.   С   этой   целью   помимо   профильных   общеобразовательных предметов   вводятся   элективные   курсы   –   обязательные   для   посещения   по выбору учащихся. Постановка проблемы   Основная   задача   курсов   предпрофильной   подготовки   –   научить девятиклассников делать выбор. Однако многие школьники уже сделали свой выбор или определились с ним частично. Поэтому, наряду с первой задачей, элективные курсы выполняют, по крайней мере, еще две:  – они создают условия для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего обучения и связанного с ним вида профессиональной деятельности. –   они   должны   будут   помочь   старшекласснику,   совершившему   в   первом приближении   выбор   образовательной   области   для   более   тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности с ней связанных.                      Набор   профильных   и   элективных   курсов   на   основе   базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика. Цель проекта:  Разработать и апробировать программу элективных курсов  «Основы предпринимательства». Задачи проекта: 3 1.  Изучение   существующих   программ   и   методических   рекомендации   по созданию и адаптации элективных курсов в профильной школе. 2. Разработка программы элективных курсов для предпрофильной школы. 3. Апробация программы элективных курсов «Основы предпринимательства». 4. Обобщение полученных результатов и трансляция опыта работы. Целевая группа проекта Учащиеся  9 классов общеобразовательных учреждений. Методы диагностики: метод наблюдения, анкетирование, тестирование,    беседа с родителями, детьми, коллегами, экспериментальная апробация,  обобщение педагогического опыта. Практическая   значимость  заключается   в   использовании   разработанного элективного   курса   «Основы   предпринимательства»   на   занятиях   в   рамках изучения   данного   курса   на   базе   муниципального   бюджетного образовательного   учреждения   «Средняя   общеобразовательная   школа   №11» г.Альметьевска Республики Татарстан. 4 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ  РОЛЬ И МЕСТО ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ  В  Концепции   профильного   обучения   на   старшей   ступени   общего образования,   утвержденной   приказом   №   2783   Министерства   образования России   от   18.07.02,  обозначены   цели   перехода   к   профильному   обучению, одной   из   которых   является   цель   создания   условий   для   существенной дифференциации   содержания   обучения   старшеклассников   с   широкими   и гибкими   возможностями   построения   школьниками   индивидуальных образовательных   программ.   С   этой   целью   помимо   профильных общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы – обязательные для посещения по выбору учащихся. Набор   профильных   и   элективных   курсов   на   основе   базовых общеобразовательных образовательную траекторию для каждого школьника. предметов     составляет  индивидуальную Элективные   курсы  –   обязательные   курсы   по   выбору   учащихся   из  входящие   в   состав   профиля компонента   образовательного   учреждения, обучения. Элективные курсы выполняют три основных функции: 1) являются  «надстройкой»   профильного   курса,   когда   такой дополненный   профильный   курс   становится   в   полной   мере   углубленным   (а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную школу с углубленным изучением отдельных предметов); 5 2) развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или   получить   дополнительную   подготовку   для   сдачи   единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне; 3) способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека. В Концепции профильного обучения четко обозначено: 1.  Элективные курсы  – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.  2.  Элективные   курсы  реализуются   за   счет   школьного   компонента учебного   плана,   предназначены   для   содержательной   поддержки   изучения основных   профильных   предметов   или   служат   для   внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.  3. Количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.  Элективные   курсы   должны   быть   направлены   на   решение   следующих задач:  способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;   создавать   положительную   мотивацию   обучения   на   планируемом профиле;  познакомить   учащихся   с   ведущими   для   данного   профиля   видами деятельности;  активизировать познавательную деятельность школьников;  повысить   информационную   и   коммуникативную   компетентность учащихся.  6 То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся   в   ситуацию   самостоятельного   выбора   индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения. Основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов:  подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;  приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;  возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;  любопытство;  поддержка изучения базовых курсов;  профессиональная ориентация;  интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира. Соотношение объёмов базовых, профильных и элективных курсов в процентах может быть примерно таким: 50-30-20. ТИПЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ  Можно условно выделить следующие типы элективных курсов. I. Предметные курсы, задача которых – углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы. В   свою   очередь,   предметные   элективные   курсы   можно   разделить   на несколько групп. 1) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того   или   иного   учебного   предмета,   имеющие   как   тематическое,   так   и временное   согласование   с   этим   учебным   предметом.   Выбор   такого 7 элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно. 2)  Элективные   курсы,   в   которых   углубленно   изучаются   отдельные разделы   основного   курса,   входящие   в   обязательную   программу   данного предмета. 3)   Элективные   курсы,   в   которых   углубленно   изучаются   отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета. 4) Прикладные элективные курсы, цель которых – знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.  5)   Элективные   курсы,   посвященные  изучению   методов   познания природы.  6) Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный   план   школы   (история   физики,   биологии,   химии,   географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.). 7) Элективные курсы,  посвященные изучению методов решения задач   биологических   и   т.д.),   химических, (математических,   физических, составлению   и   решению   задач   на   основе   физического,   химического, биологического эксперимента. II. Межпредметные элективные курсы, цель которых – интеграция знаний учащихся о природе и обществе. III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план. 8 Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях   они   должны   соответствовать   запросам   учащихся,   которые   их выбирают. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ 1. Программы курсов по выбору разрабатываются исходя из интересов  учащихся, направления профилизации, материально­технического и  дидактического обеспечения.  2. Цели новой программы выражаются в однозначных для понимания  формулировках и учитывают:  – цели и процессы развития способностей, склонностей, интересов ученика;  – задачи учебной деятельности учащихся, определенные действующими  планами, программами, уставом ОУ;  – ранее полученные знания учащимися;  – соответствующий профиль обучения и его концепции;  – требования, предъявляемые уставом ОУ;  – уровневую структуру курса;  – информационные и методические возможности отрасли знаний.  3. Программа должна отражать требования Закона «Об образовании»,   нормативные положения, рекомендации, концепции, существующие в регионе  и Российской Федерации, и обеспечивать решение задач предпрофильной  подготовки учащихся.  9 4. Программа должна быть нацелена на:  – развитие любознательности как основы познавательной активности;  – развитие способностей, склонностей, интересов ребенка;  – формирование творческого воображения;  – развитие коммуникативности;  – формирование и развитие общеучебных и специальных исследовательских  умений и навыков обучающихся.  5. Программа должна обеспечивать:  – оптимальную нагрузку на ребенка, учитывать возрастные и индивидуальные  возможности учащихся;  – эмоционально­психологическое благополучие школьника;  – прикладную направленность знаний, умений, навыков;  – преемственность и развитие ранее изученных общеобразовательных  программ;  – достаточность и соответствие требованиям вузов региона и страны;  – реализацию основных требований регионального компонента.  6. В программе должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности (ученик – ученик; ученик –  группа;  ученик – учитель; учитель – группа; учитель – класс).  7. В программе не следует допускать:  – дублирования содержания базового предметного курса;  – противоречия программам, действующим в общеобразовательной школе, и  требованиям государственного стандарта.  Алгоритм разработки программы учебного курса 1. Определение общих целей предпрофильной подготовки.  2. Определение результатов обучения по программе, соответствующих 10 целям предпрофильного обучения и уровню разработанности знаний в науке и  практике.  3. Разработка содержания знаний и умений, необходимых для реализации  целей обучения.  4. Определение соответствующей заявленным целям обучения  последовательности изучения учебного материала.  5. Группировка содержания учебного материала по разделам и темам.  6. Определение соответствующих целям обучения методов раскрытия  учебного материала.  7. Определение времени, требуемого на изучение отдельных разделов и тем и  всей программы в целом.  8. Разработка учебно­тематического плана изучения материала.  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ в 9­х классах должны носить вариативный характер и  удовлетворять условиям: ­   Курсы   должны   быть   представлены   в   количестве,   позволяющем   ученику осуществить реальный выбор. ­ Они должны помогать ученику, оценить свой потенциал, помочь ученику ответить на вопросы «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?». ­   Курсы   должны   способствовать   созданию   положительной   мотивации обучения на планируемом профиле. ­   Они   должны   познакомить   ученика   со   спецификой   видов   деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (физик, математик, технолог). ­   Они   должны   включать   пробы   по   ведущим   для   данного   профиля   видам деятельности   для  того,  чтобы   показать   специфику   данного  профиля  через деятельность. 11 ­ Курсы должны опираться на какое­либо пособие. Это позволит исключить «монополию учителя на информацию». ­ Курсы предпрофильной подготовки не должны дублировать базовый курс. 1. Титульный лист. На титульном листе указываются ­ наименование образовательного учреждения; ­ название учебной дисциплины, для изучения которой написана программа курса; ­ параллели, на которых планируется изучение данного элективного курса; ­ предполагаемый объем и сроки изучения курса; ­ фамилия, имя, отчество и должность автора программы; ­ гриф утверждения программы (дата, должность и фамилия, имя, отчество руководителя, утвердившего программу);  название города (населенного пункта), в котором подготовлена программа элективного курса;  год разработки программы. 2. Пояснительная записка. Пояснительная   записка предшествует   основному   содержанию программы элективного курса. Ее функция состоит в том, чтобы обосновать необходимость данного курса, раскрыть логику его изложения и ключевые моменты, подробно изложить аргументацию главных позиций автора. В этом разделе   целесообразно   отметить,   подходы   других   авторов   по   данной проблеме,   отличие   предлагаемого   подхода   от   названных   подходов   других авторов. В пояснительной записке обосновывается актуальность, важность и значимость   данного   элективного   курса.   Формулируются   цели   как предполагаемый конечный результат освоения элективного курса и задачи, определяющие   пути   достижения   целей,   требования   к   знаниям   и   умениям учащихся.   Даётся   описание   структуры   программы   элективного   курса,   её 12 особенностей,   форм   контроля,   соотношение   часов   теоретической   и практической части. 3. Учебно­тематический план. В   данном   разделе   должны   быть   отражены   темы   курса, последовательность   их   изложения,   используемые   организационные   формы обучения и количество часов, выделяемых на изучение, как всего курса, так и его   отдельных   тем.   Учебно­тематический   план   может   быть   составлен   по схеме, представленной в таблице 1: Учебно­тематический план курса Название темы Часы Часы  Часы Таблица 1 лекция практика Всего № п/п Образовательный   продукт   –   материалы,   которые   будут   разработаны учащимися   на   занятиях   в   ходе   их   познавательной,   исследовательской деятельности.   Например,   конспект,   тезисы,   эксперимент,   серия   опытов, исторический   анализ.   Либо   собственное   решение   научной   проблемы, фотография, модель, макет, схема, компьютерная программа. Методы   и   формы   обучения   должны   определяться   требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.   В   качестве   приоритетных   форм   и   методов   обучения   должны использоваться следующие: ­   формы   и   методы,   способствующие   междисциплинарной   интеграции технологии с другими предметами; ­   формы   и   методы   обучения,   способствующие   становлению   научного мировоззрения учащихся; ­ формы и методы обучения школьников через опыт и сотрудничество; 13 ­ интерактивные методы обучения (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, метод проектов) и др. 4. Содержание образования. В содержании образования даётся полная детальная характеристика каждой темы   программы.   Содержание   образования   включает   в   себя   как   знания, которые   должны   получить   учащиеся,   так   и   опыт   познавательной деятельности, опыт осуществления известных способов деятельности, опыт творческой   деятельности,   опыт   осуществления   эмоцоинально­ценностных отношений. 5. Список литературы для учителя и учащихся. Список литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания по основным вопросам, изложенным в программе курса. 6. Приложение. Приложение содержит темы творческих работ, проектов; планы проведения практических работ, лабораторных опытов, экскурсий. ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ           Перспективным является использование современных образовательных технологий дистанционных, проектных),   роль   которых   будет   возрастать   на   старшей   ступени   средней (информационно­коммуникационных,     школы. Программа элективного курса может быть рассчитана максимально на 34­35   учебных   часов   из   расчёта   по   2   часа   в   неделю   в   течение   одного полугодия,   чтобы   за   год   ученик   смог   пройти   2   курса.   Возможны   и   более 14 дробные модули: 17 часов и 8 часов. Содержание элективных курсов должно,   соответствовать   познавательным   возможностям с   одной   стороны, девятиклассников,   с   другой   стороны,   предоставляя   ученику   возможность опыта   работы   на   уровне   повышенных   требований,   развивать   его   учебную мотивацию. Технологии, используемые в системе элективных курсов, должны быть ориентированы   на   то,   чтобы   ученик   получил   такую   практику,   которая поможет ему лучше овладеть общеучебными умениями и навыками, которые позволяют   ему   успешно   осваивать   программу   старшей   профильной   школы (постановка и демонстрация эксперимента, поиск информации по имеющимся источникам).   Одной   из   особенностей   элективных   курсов   является   их практикоориентированный характер, реализация деятельностного подхода в обучении. Предлагаемые программы элективных курсов по технологии не могут удовлетворить все запросы учащихся, поэтому учитель должен быть готов самостоятельно разработать программу элективного курса исходя из запросов учащихся,   своих   возможностей   и   материально­технической   базы   кабинета технологии.   Одним   из   направлений   развития   системы   элективных   курсов является   адаптация   программ   наиболее   удачных   факультативных   курсов, обеспеченных учебными и методическими пособиями. Это позволит частично решить   проблему   учебно­методического   обеспечения   элективных   курсов. Кроме   того,   при   их   реализации   необходимо   использовать   электронные учебники, ресурсы Интернет. При разработке программы элективного курса необходимо: ­   Проанализировать   содержание   учебного   предмета   в   рамках   выбранного профиля. ­   Определить,   чем   содержание   элективного   курса   будет   качественно отличаться от базового или профильного курса. 15 ­   Определить   тему,   содержание,   основные   цели   элективного   курса,   его функцию в рамках данного предмета. ­   Разделить   содержание   программы   курса   на   модули,   разделы,   темы; определить количество часов на каждый из них. ­ Выяснить возможность обеспечения данного элективного курса учебными и хрестоматиями, вспомогательными   материалами:   учебниками,   дидактическими   материалами,   лабораторным   оборудованием,   материалами, реактивами. Составить список литературы для учителя и учащихся. ­   Выделить   основные   виды   деятельности   учащихся,   определить   долю самостоятельности, инициативности, творчества ученика при изучении курса. Представить в программе элективного курса описание практических работ, проведения экскурсий, выполнения проектов. ­ Продумать, какие образовательные продукты будут созданы учащимися в процессе освоения программы элективного курса. ­   Продумать   форму   отчётности   учащихся   по   итогам   освоения   программы элективного курса, например, проект одного из типов: исследовательский (опытно – экспериментальный); творческий (бизнес­план, презентация); ролевой (принятие роли); информационный (сообщение, статья, реферат). ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНОЧНОЙ СИСТЕМЫ       По элективным курсам государственный экзамен не проводится, в этой  связи требуется поиск иных подходов к оценке достижений учащихся в  процессе освоения этих курсов (например, накопительная система оценки,  портфолио). Оценка может выставляться как в форме «зачтено / не зачтено»,  16 так и по бальной шкале. При этом необходимо помнить, что курс выбран  учеником инициативно; успешное его освоение может помочь ученику  ощутить себя успешным. «Апробация на элективных курсах, отличных от  традиционных оценочных шкал, может дать материал, который позволит  педагогическим коллективам сделать следующий шаг к постижению  принципов гуманной, личностно­ориентированной педагогики, успешно  применяющей технологию научения не палкой, а успехом». Каспржак А.Г. отмечает, что включение в Базисный учебный план элективных курсов позволит:     политикам и управленцам – стимулировать продуктивный диалог  между школой и семьей о том, что, зачем и на каком уровне надо учить  современному школьнику; учёным – наработать материал, на основании которого будет  продолжена разработка образовательного стандарта, отвечающего запросам современного общества; учителям – начать преподавать нетрадиционно, искать и пробовать  новое, не боясь быть битым методистом или администратором; ученикам – поучиться не для аттестата [12, с. 9]. По мнению А.Г. Каспржака, содержание программ курсов должно  соблюдать следующие условия:  курс должен быть построен так, чтобы он позволял в полной мере  использовать активные формы организации занятий, информационные,  проектные формы работы; 17          содержание курса, форма его организации должны помогать ученику  через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения  образовательной перспективы; отбирая содержание, учитель должен постараться сам себе ответить на  вопросы: «Почему ученик выберет именно этот курс, а не другой? Чем он  будет ему полезен, интересен?»; элективные курсы должны способствовать созданию положительной  мотивации; в связи с этим возможна ситуация, когда не весь объём содержания  элективного курса является строго обязательным. Программа может быть  построена так, что какой­то её объём минимально необходим, а все  остальное ­ «по потребностям». Это следует из того, что доминанта умений  и позитивного опыта может быть обеспечена на любом завершенном  содержательном модуле или блоке; курсы должны познакомить ученика со спецификой видов  деятельности, которые будут для него ведущими; курсы должны опираться на какое­либо пособие; содержание элективных курсов не должно дублировать содержание  предметов, обязательных для изучения; программа курса должна состоять из ряда законченных модулей; если автор относит свой курс к ориентационным, он должен так  построить учебную программу, чтобы ученик мог получить представление о характере профессиональной деятельности. 18 Содержание курса может представлять собой:    расширенный, углубленный вариант какого­то раздела базового курса; введение в одну из «сопутствующих» данному предмету наук,  профессий; совокупность отдельных фрагментов из различных разделов одного или  нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень  обобщения или освоение определённого вида деятельности. Д.А. Ершов [13] предлагает делить процесс разработки элективных курсов на  три последовательных этапа: 1)анализ социального заказа и формулирование  замысла, 2)составление предварительного проекта программы,  3)окончательное оформление рукописи в соответствии с требованием ГОСТа,  обсуждение и рецензирование программы. ВОПРОС КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ 19 обучения решается автором через систему рейтинговой оценки учебных  достижений. Данная система подразумевает последовательное прохождение  ряда этапов:    определение перечня оцениваемых видов учебной деятельности; разработка системы оценок; разработка системы «штрафных очков» за невыполнение учебных  заданий. С рейтинговой системой контроля хорошо сочетаются следующие способы  контроля уровня достижений учащихся:       наблюдение активности на занятии; беседа с учащимися, родителями; экспертные оценки педагогов по другим предметам; анализ творческих исследовательских работ, результатов выполнения  диагностических заданий; анкетирование и тестирование; метод портфолио – совокупность самостоятельно выполненных  учеником работ и документально подтвержденных достижений (грамоты,  дипломы). Т.В. Черникова утверждает, что элективные курсы профильного обучения  будут привлекательными для старшеклассников в том случае, если:  фактический материал будет узнаваемым и связанным с реальностью; 20          полученные знания будут носить прагматическую направленность, их  можно будет применить в повседневной жизни; проблемный материал, выбранный для изучения, будет иметь  неоднозначную трактовку среди ученых и носить характер научной интриги; ранее недоступный для изучения материал станет открытым для  обсуждения; образовательная ориентация на вузовское обучение будет  просматриваться не только в сложности материала, но и формах работы  (семинар, коллоквиум, реферат, зачет, проект); предметом изучения на занятиях станет собственная жизнь учащихся, ее будущие перспективы и варианты осуществления образовательной,  профессиональной, гражданской деятельности; повышение общей культуры и навыков делового общения органично  войдет в содержание курсов; конкретность работы, выполняемой учащимися на занятиях, будет  представлена в вариативных по уровню сложности заданиях; освоение приемов подготовки к сдаче экзаменов в школе, колледже,  вузе будет происходить не только параллельно основному содержанию, но и в ходе специальных курсов по психологии и профессиональной ориентации; методика личностного саморазвития, способы усиления внешней  привлекательности и приемы благоустройства жилища и быта станут  содержанием проектных заданий; автор­составитель элективного курса будет иметь репутацию  интересного человека [20]. 21 Д. Ермаков  и  Г. Петрова выдвигают основные мотивы выбора, которые  следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов:        подготовка к ЕГЭ по профильным предметам; приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для  решения практических, жизненных задач, уход от традиционного  «академизма»; возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда; любопытство; поддержка изучения базовых курсов; профессиональная ориентация; интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира [5]. 22 ТРЕБОВАНИЯ К   программам   элективных   курсов   предъявляются   следующие требования: По   соответствию   положению   концепции   профильного   и предпрофильного   обучения.  Программа   позволяет   осуществлять   пробы, оценить   свои   потребности   и   возможности   и   сделать   обоснованный   выбор профиля обучения в старшей школе. По степени новизны для учащихся.  Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. По   мотивирующему   потенциалу   программы.  Программа   содержит знания,   вызывающие   познавательный   интерес   учащихся   и   представляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе. По   полноте   содержания.  Программа   содержит   все   знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей обучения. По   научности   содержания.  В   программу   включены   прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека. По инвариантности содержания. Включенный в программу материал может   применяться   для   различных   групп   (категорий)   школьников,   что достигается   обобщенностью   включенный   в   нее   знаний;   их   отбором   в 23 соответствии   с   общими   для   всех   учащихся   задачами   предпрофильного обучения; модульным принципом построения программы. По   системе   обобщенности   содержания.  Степень   обобщенности включенных в программу знаний соответствует поставленным  в ней целям обучения и развития мышления школьников. По   практической   направленности   курса.  Программа   позволяет осуществлять   эвристические   пробы   и   сформировать   практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний. По   связности   и   систематичности   учебного   материала. Развертывание   содержания   знаний   в   программе   структурированного   таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи. По   соответствию   способа   развертывания   учебного   материала стоящим в программе задачам. Способ развертывания содержания учебного материала   соответствует   стоящим   в   программе   целям   обучения: формирования теоретического или эмпирического мышления обучающихся и определяется объективным уровнем развития научных знаний. По   выбору   методов   обучения.  Программа   дает   возможность проведения   эвристических   проб,   что   обеспечивается   ее   содержанием   и использованием в преподавании активных методов обучения. По степени контролируемости. Программа обладает достаточной для проведения контроля:  операциональностью   и   иерархичностью   описания   включенных   в   нее знаний;  контрольностью   определения   результатов   подготовки   по   каждой   из ведущих тем или по программе в целом. 24 По   чувствительности   и   возможным   сбоям.  Программа   дает возможность   установить   степень     достижения   промежуточных   и   итоговых результатов   и   выявить   сбой   в   прохождении   программы   любой   момент процесса обучения. По   реальности   с   точки   зрения   ресурсов.  Материал   программы распределен   во   времени   с   учетом   его   достаточности   для   качественного изучения   знаний   и   получения   запланированных   результатов;   устранения возможных   при   прохождении   программы   сбоев;   использования   наиболее эффективных (активных) методов обучения. По эффективности затрат времени на реализацию учебного курса. Программой определена такая последовательность изучения знаний, которая   Это является   более   «коротким   путем»   и   достижений   целей. последовательность,   при   которой   на   восстановление   забытых   или   уже утраченных знаний не нужно будет опираться на недавно пройденный и легко восстанавливающийся в памяти учебный материал. 25 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Используя  методические рекомендации по разработке программ элективных  курсов и курсов по выбору, проанализировав существующие программы,  в  2002 году я разработала  программу элективных курсов «Основы  предпринимательства».   Рецензент: Насретдинова Танзиля Мингазовна,  методист Института  непрерывного педагогического образования, город Набережные Челны.  (Приложение 2) Представленная   программа   курса   по   выбору   имеет   цель   подготовки учащихся к осознанному выбору профиля обучения. Обеспечения должного уровня   предпринимательского   образования   для   всех   учащихся государственных   общеобразовательных   школ,   поддержания   познавательной активности   учащихся,   обеспечивающей   достижение   высокого   качества обучения, развития экономического и правового мышления. 26 МУ «Управление образования Альметьевского муниципального района» Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение ­ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Альметьевска РТ   «Согласовано»                                  «Согласовано»                                   «Утверждаю» Руководитель МО                           Заместитель                                         Руководитель МБОУ­ ______/С.А.Вдовина/                           руководителя по УВР                         СОШ № 11 Протокол №1 от                             МБОУ «СОШ №11»                             ________/Г.Ф. Гизатуллина/ « 31 » августа 2012г.                        ________/М.В.Хамидуллина/            Приказ № 171__   от                                                          « 31 » августа 2012г.                             « _31_    » августа 2012г. Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса «Основы предпринимательства» учителя технологии 27 Вдовиной Светланы Александровны высшей  квалификационной категории                                                       Рассмотрено  на  заседании  педагогического совета    протокол №  1         от  « 31   »  августа  2012 г. 2012­2013 учебный год Пояснительная записка В   рыночной   экономике   способность   к   предпринимательству рассматривается   как   один   из   факторов   производства   и   является   главным условием   эффективного   функционирования   рынка.   Поэтому   в   настоящий   момент ознакомления общеобразовательных школ с основами предпринимательства. возможность признается       учащихся Предпринимательство стало естественной составной частью Российской экономики. Изучая основы предпринимательства, учащиеся знакомятся, как устроен его мир и учатся успешно действовать в нем. Элективный курс «Основы предпринимательства» предназначен для  учащихся 9 классов общеобразовательной школы и рассчитан на 17 часов. Элективный  курс по  предпрофилной  подготовке учащихся позволяет девятиклассникам   сферы профессиональной  деятельности, как предпринимательство, определить свои   привлекательность такой   оценить   28 возможности   и   успешность   в   этой   профессиональной   области,   развить способности   в   сфере   экономики   и   предпринимательства,   сформировать целостное восприятие окружающей действительности. Данный курс призван познакомить учащихся с организацией малого бизнеса.  В   процессе   обучения   курса   учащиеся   познакомятся   с   основными понятиями, закономерностями и принципами рыночной экономики. Данная     программа   разработана   на   основе   авторской   учебной программы А.В. Леонтьева  "Основы предпринимательства" (9 класс).                                                      Цели и задачи курса  Основная   цель   предпринимательского   образования  –   формирование первоначальных знаний по основам предпринимательства и умения применять их   при   организации   малого   бизнеса,  подготовка   учащихся   к   осознанному профессиональному самоопределению.   При этом необходимо решать следующие задачи: ­ познакомить   учащихся   с   базовыми   экономическими   понятиями   и категориями, экономические и организационные решения;   дающими   возможность   принимать   эффективные ­ формировать   знания   о   предпринимательстве   как   о   важной   форме человеческой деятельности в условиях рыночной экономики; ­ развивать экономическое и правовое мышление; ­ способствовать развитию разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально­экономическим условиям;  ­ воспитывать   уважение   к   чужой   собственности,   прививать   этику цивилизованного предпринимательства; 29 ­ формировать   уверенность   в   собственных   силах   и   возможностях, осуществлять предпринимательскую деятельность, доступную их возрасту. Методические особенности изучения предмета. В рыночной экономике возрастает значение практического интеллекта, в структуру которого входят следующие  качества  ума: предприимчивость, экономность,   расчетливость,   умение   быстро   и   оперативно   решать возникающие   задачи.   На   формирование   этих   качеств   уделяется   особое внимание. Для   развития   предприимчивости   учащимся   предлагается   больше самостоятельности при выполнении практических работ. Экономность, как качество практического ума проявляется в умении учащимися   самостоятельно   производить   расчеты   материальных   затрат, себестоимости, смет доходов и расходов. Расчетливость   проявляется   в   умении   заглядывать   вперед,   предвидя последствия тех или иных решений и действий, точно определять их результат и оценивать, что он может стоить. Выработка умения оперативно решать поставленные задачи зависит от темперамента   учащегося.   Одинаково   быстро   думать   и   действовать   всех учащихся научить невозможно, но каждому предлагается руководствоваться в практических   делах   общим   правилом:   как   только   проблема   возникла, необходимо сразу же приступать к ее решению. Поэтому   методика   опирается   на   деятельностный   подход   в   обучении школьников основам предпринимательства, суть которого состоит в том, что учащиеся должны вовлекаться в сам процесс предпринимательства, то есть ставить себя на место предпринимателя. 30 Логика   и   структура   курса   построена   таким   образом,   что   позволяет учащимся самостоятельно и последовательно пройти через основные этапы предпринимательской деятельности: 1. Выработка идеи и ее первоначальная оценка; 2. Разработка бизнес­плана; 3. Опытно­констукторские разработки; 4. Пробный выход на рынок; 5. Коммерческое освоение продукции. Для этого учащимся предлагается поработать над проектом создания  собственной фирмы. Содержание   курса   дополнено   уроками   –   практикумами   по   решению экономических   задач   по   темам:   "Себестоимость   продукции",   "Финансовый   "Самоокупаемость   предприятия", план", экономическое мышление.   что   позволяет   развивать В поурочном планировании предусмотрена система домашних заданий, последовательное   выполнение   которых,   позволяет   учащимся   поэтапно разрабатывать свой бизнес­проект. В   качестве   основных   форм   организации   учебных   занятий   выступают лекции,   круглые   столы,   а   также   предусмотрены   практические   работы   с использованием информационных технологии  и деловые игры. Наряду с объяснительно­иллюстративным и репродуктивным методами я   использую   метод   самостоятельной   работы   учащихся   –   проблемно­ поисковый,   что   позволяет   учащимся   овладеть   опытом   творческой деятельности. 31 При   изучении   курса   необходимо   смоделировать   игровую   ситуацию, когда   ученик   ставится   на   место   предпринимателя.   Для   этого   логика   и структура   курса   «Основы   предпринимательства»   построены   так,   чтобы учащиеся   последовательно   познакомились   с   этапами   предпринимательской деятельности.   Учащиеся   работают   над   проектом   создания   собственной фирмы,   в   ходе   которого   они   придумывают   интересную   идею,   составляют простейший   бизнес­план,   разрабатывают   конструкцию,   технологическую документацию, знакомятся с маркетингом и менеджментом. В процессе изучения курса учащиеся должны познакомиться с ролью предпринимательства   в   рыночной   экономике,   принципами   и   формами предпринимательства; источниками  его финансирования; порядком создания предприятия малого бизнеса, условиями   прибыльного производства, ролью менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателя.  Должны уметь осуществлять   поиск   деловых   идей,  изучать   коньюктуру   рынка,  определять себестоимость производимой продукции, разрабатывать простой бизнес­план. 32 Учебно­тематический план курса «Основы предпринимательства» № Название темы Часы Часы  Часы лекция практика Всего 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Предпринимательство в экономической структуре общества История становления предпринимательства в России Презентация идей Бизнес – план Роль информации в деятельности предпринимателя Производственный план Себестоимость продукции Маркетинг в деятельности предпринимателя Менеджмент в деятельности предпринимателя Налоги Финансовый план 12 Самоокупаемость предприятия 33 1 1 1 1 1 _ _ 1 1 1 _ _ _ _ _ _ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 1 13 14 Источники финансирования предпринимательства Презентация  проекта Итого 1 2 11 _ 6 1 2 17 Программа курса.   Тема 1.  Предпринимательство в экономической структуре общества. – (1 час) Краткая история развития предпринимательства в России. Закон   Российской   Федерации   «О   предприятиях   и   предпринимательской деятельности».   Место   и   роль   предпринимателя   в   рыночной   экономике. Основные   сферы   предпринимательской   деятельности:   финансы,   торговля, производство, услуги.   Тема 2 . История становления предпринимательства. – (1 час)   Гражданский   кодекс   РФ   –   основной   закон,   регулирующий   хозяйственную деятельность.   Понятие   «физическое»   и   «юридическое   лицо».   Основные атрибуты юридического лица. Устав – основной документ предприятия. Тема 3. Презентация идей – (1 час) Основные   этапы   предпринимательской   деятельности:   выработка   идеи, разработка   бизнес­плана,   изготовление   пробной   партии,   коммерческое освоение   продукции.   Методы   выработки   и   источники   новых   идей. Первоначальная оценка их перспективности. 34 Тема 4. Бизнес – план. – (1 час) Бизнес – план, его ценность и назначение. Примерная структура (разделы) бизнес – плана. Назначение и требования к оформлению титульного листа и вводной части.  Тема 5. Роль информации в деятельности предпринимателя. – (1 час) Оптимизация   поиска   информации,   необходимой   для   разработки   бизнес   – плана. Современные информационные технологии. Круглый стол «Основные источники информации». Тема 6. Производственный план. – (1 час) Назначение производственного плана. Основное содержание и требования к его составлению.  Практическая работа «Чертеж схемы производственных потоков». Тема 7. Себестоимость продукции. – (1 час) Себестоимость   продукции   –   важнейший   показатель   работы   предприятия. Структура   себестоимости   и   методика   ее   расчета   методом     прямого калькулирования.   Пути снижения себестоимости производимой продукции. Практическая работа «Расчет себестоимости своего изделия». Тема 8. Маркетинг в деятельности предпринимателя.  – (2 часа) Понятие   маркетинга.   Основные   элементы   плана   маркетинга:   разработка товара   или   услуги,   назначение   цены,   выбор   каналов   сбыта,   разработка   Основные   принципы рекламной   компании.   Целевой   маркетинг. сегментирования рынка. Деловая игра «Прибыльное производство». 35 Тема 9. Менеджмент в деятельности предпринимателя. – (2 часа) Понятие   менеджмента.   Варианты   организационных   структур   предприятия. Должностные инструкции и их назначение. Система оплаты труда. Деловая игра «Совет директоров». Тема 10. Налоги. – (1 час) Налоги и их основные виды. Ответственность налогоплательщика.  Тема 11. Финансовый план. – (1 час) Цель   предпринимательства   –   получение   прибыли.   Назначение   и   основные разделы   финансового   плана.   План   доходов   и   расходов,   методика   его составления. Практическая работа «Составление плана доходов и расходов». Тема 12. Самоокупаемость предприятия. – (1 час) Понятие   о   самоокупаемости.   Формула   точки   самоокупаемости   и   ее графическое выражение. Постоянные и переменные издержки. Практическая работа «Построение графика самоокупаемости». Тема 13. Источники финансирования предпринимательства. – (1 час) Необходимость   и   назначение   стартового   капитала   в   предпринимательстве. Внутренние   и   внешние   источники   финансирования.   Выбор   приоритетов источников финансирования. Тема 14.  Презентация  проекта. – (2 часа) Каждая фирма осуществляет презентацию своего проекта: демонстрацию и защиту   завершенного   изделия,   бизнес   –   плана   и   технологической документации. 36 Требования к результатам усвоения учебного материала Учащиеся должны знать:   1. Особенности   развития   экономики   России   в   условиях   рыночных отношений; 2. Определение рынка, его сущности, виды; 3. Основные   сферы   предпринимательской   деятельности   и   основные понятия, связанные с рыночным механизмом: а) что такое рынок, виды рынка; б) в) г) д.) е) ж) З.) что такое спрос и предложение; что такое деньги, функции денег; что такое бизнес­план, его ценность и назначение; что такое конкуренция, фирмы; что такое маркетинг и его основные разделы; что такое менеджмент; основные риски и способы защиты от них; и)        что такое налоги и их основные виды. Учащиеся должны уметь:   1. Оценивать   экономическую   ситуацию   в   стране   и   в   мире;   понимать процессы экономического характера, происходящие в стране и в мире; выражать собственную   точку  зрения,   иметь   собственную   позицию;   определить собственное место  в изучении экономических процессов; 37 2. Анализировать   и   оценивать   возможности   объединения   различных экономических ресурсов для производства товаров и услуг; 3. Планировать предпринимательскую деятельность и разработать бизнес­ план; 4. Составлять производственный план; 5. Рассчитывать себестоимость продукции, цену товара, основные налоги; 6. Составлять финансовый план, план доходов и расходов, расчет точки самоокупаемости; 7. Оформлять выставку собственной продукции и показывать товар лицом; аргументировано отстаивать собственные позиции. Оценка качества знаний, умений, навыков 1. Проверка домашних заданий в теоретическом и практическом плане. 2. Организация   самостоятельной   работы   учащихся   и   осуществление оперативного контроля за ходом их выполнения. 3. По мере изучения каждой темы, учащиеся сдают зачет в устной форме и отчитываются о составлении бизнес­проектов. 4. Презентация законченных бизнес­проектов. Методические рекомендации. Приступая к планированию занятий, учитель должен определить количество  учебных часов, отводимых на изучение той или иной темы. Примерный  тематический план и программа составлены таким образом, чтобы каждый  учитель мог ими воспользоваться независимо от материально­ технического  38 обеспечения мастерской (кабинета), индивидуальных особенностей  школьников, от их познавательной активности. Несмотря на то, что проведение уроков по курсу «Основы  предпринимательства» планируется проводить в учебных мастерских,  структура некоторых уроков не предусматривает привычную для уроков  технологии деятельность (изготовление изделий), а носит теоретический  характер.  Примерно 70% учебных часов программы отведено на теорию и 30% ­ на  практические занятия. Суть предлагаемого деятельностного подхода в изучении основ  предпринимательства на уроках технологии состоит в том, что учащиеся  должны вовлекаться в процесс предпринимательства, то есть ставить себя на  место предпринимателя. При этом логика и структура изучения курса  «Основы предпринимательства» должны быть построены таким образом,  чтобы учащиеся смогли самостоятельно и последовательно пройти через  возможно большее число этапов предпринимательской деятельности: 1. Выработка идей и ее первоначальная оценка. 2. Планирование предпринимательской деятельности. Разработка бизнес­ плана. 3. Опытно­конструкторские разработки. Изготовление образца (опытной  партии) 4. Пробный выход на рынок. 5. Коммерческое освоение продукции. Выпуск продукции на  промышленной основе. Для этого детям предлагается  поработать над проектом создания  собственной фирмы, в ходе которого они придумывают интересную идею 39 ( 1 этап); составляют простейший бизнес­план (2 этап); разрабатывают  конструкцию, технологическую документацию и изготавливают изделие  ( 3 этап); и, если изделие можно будет с пользой применить в школе, дома,  подарить или продать, то можно говорить, что пробный выход на рынок тоже  состоялся (4 этап). Как видим, при таком подходе дети самостоятельно  проходят 4 из 5 перечисленных выше этапов предпринимательской  деятельности. При этом школьники могут «создавать фирму» индивидуально  или же объединяясь в группы из 2­3 человек. Вовлекая учащихся в процесс предпринимательства, необходимо знакомить  их со способами и средствами выработки идей и их первоначальной оценки,  изучения рынка, осуществления  маркетинговой деятельности и менеджмента, поиска необходимой информации и т.п.  То есть знакомить детей с рыночным  механизмом превращения имеющихся у них ресурсов (знаний и умений,  материалов, оборудования и инструментов) в конечный потребительский  продукт.  Важно понимание детьми, что их знания и умения это тоже весьма  ценный экономический ресурс. На теоретических занятиях в соответствии с темой учитель рассказывает о  предпринимательстве в целом, структуре и содержании бизнес плана,  маркетинге, менеджменте, налогах и т.п. На практических занятиях учащиеся работают над отдельными разделами  бизнес­плана и изготавливают опытный образец изделия. При этом учитель  выступает преимущественно в роли консультанта, регулируя и направляя  деятельность школьников. В ходе самостоятельной разработки бизнес­плана необходимо всячески  поощрять ситуации, когда более  сильные ученики консультируют и помогают тем, кто испытывает затруднения при разработке отдельных его разделов. 40 По мере завершения всех работ каждая фирма осуществляет презентацию  своего бизнес ­ проекта: представляет бизнес­план, эскизы изделия и  технологические карты, демонстрирует готовое изделие и рекламные  материалы (торговый знак, девиз, образец рекламного объявления). Презентация превратится в настоящий праздник труда, если одновременно  устроить выставку бизнес­проектов, объявить конкурс на лучший торговый  знак, девиз, рекламное объявление. 41 Словарь терминов и понятий курса Акционерное общество (АО) – форма организации крупных коммерческих  организаций, основанная на акционерном капитале, который складывается из  средств физических и юридических лиц, причем внесение этих средств  должно удостоверятся ценной бумагой – акцией. Акционер – владелец акций. Акция – ценная бумага, которая свидетельствует о внесении определенного  пая в капитал АО и потому дает право ее владельцу на получение доли  прибыли этого АО в форме дивиденда, а также право голоса на общем  собрании акционеров. Аренда – наем имущества (земли, домов, помещений и т.п.) на срок за  определенную плату, с правом пользования им. Бизнес – это система деловых отношений с целью получения прибыли и  удовлетворения потребностей участников сделки. Бизнес­план – документ, в котором дается описание всех основных аспектов деятельности будущего предприятия, анализируются все проблемы, а так же  определяются способы их решения. 42 Величина спроса – количество товара определенного вида (в натуральном  измерении), которое покупатели готовы (хотят и могут) приобрести по  данной цене в течение определенного периода времени. Внешние источники финансирования – заемные и привлеченные  финансовые средства (кредиты, акции, паевые взносы), различные инвестиции. Гарантия – ручательство; совокупность правовых принципов и средств,  обеспечивающих выполнение обязательств. Декларация о доходах – документ, представляющий собой заявление  налогоплательщика обо всех видах доходов, полученных им за календарный  год и о распространяющихся на них налоговых льготах. Дивиденд – доход, получаемый владельцем акций по результатам  деятельности акционерного общества. Доход – финансовые поступления от всех видов деятельности; деньги или  материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица. Заказ – поручение изготовить, исполнить, доставить что­либо, а также  документ, в котором выражено твердое намерение. Закон спроса и предложения – экономический закон товарного  производства, характеризующий взаимодействие, единство и взаимосвязь  спроса и предложения в сфере обмена, их объективное стремление к  соответствию. Зона свободного предпринимательства – территория, на которой  создаются благоприятные условия для предпринимательской деятельности;  предусматривает введение в ее пределах специального законодательства,  обеспечивающего льготный режим хозяйствования для национальных и  иностранных экономических субъектов. 43 Идея – основной замысел, определяющий содержание будущей деятельности  предпринимателя. Индивидуальный предприниматель – гражданин, прошедший  государственную регистрацию и имеющий право заниматься  предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем  процессах; в бизнесе – сведения о состоянии рынка, ценах, конкурентах,  новых технологии и т.п. Коммерческая организация – юридическое лицо, основной целью  деятельности которого является получение прибыли. Коммерческое предпринимательство – сфера предпринимательской  деятельности, в которой предприниматель выступает в роли продавца  готовых товаров; прибыль получается за счет продажи товара по цене,  превышающей цену приобретения. Купец – владелец частного торгового предприятия (устар.). Малое предпринимательство – предпринимательская деятельность,  организуемая с привлечением небольшого количества людей и с относительно  небольшим объемом выполняемых работ. Маркетинг – это производственно­сбытовая деятельность, ориентированная  на потребителя и обеспечивающая стабильную прибыль. Это умение  предложить потребителям товар, который будет пользоваться спросом,  правильно назначать цену, организовать канал сбыта и рекламную компанию. Менеджер – служащий коммерческого предприятия, компании или банка,  профессионально осуществляющий функции управления. 44 Налоги косвенные – налоги на товары и услуги, установленные в виде  надбавки к их цене или тарифу и взимаемые с граждан и организаций только  при осуществлении ими определенных покупок. Потребитель — лицо или организация, потребляющая продукты чьего­ либо производства, чьей­либо деятельности. Рынок — совокупность экономических отношений, определенное место, где  происходит торговля. Потребности — конкретная форма проявления человеческих нужд,  зависящих от условий жизни, традиций, культуры, уровня развития  производства и других факторов. Спрос — количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии  купить по некоторой цене в течение определенного времени.  Товар — услуга или продукт, удовлетворяющий какую­либо человеческую  потребность посредством купли – продажи Примерная тематика бизнес ­ проектов 1. Бизнес­план создания индивидуального предприятия по пошиву одежды. 2.   Бизнес­план   создания   предприятия   по   производству   картин,   вышитых крестом. 3.   Бизнес­план   создания   предприятия   по   производству   салфеток,   вязаных крючком. 4.   Бизнес­план   создания   предприятия   по   производству   головных   уборов «Тюбетейка». 45 5.  Бизнес­план  создания  предприятия  по   производству  рассады  комнатных цветов. 6.   Бизнес­план   создания   предприятия   по   производству   изделии   в   технике лоскутная пластика. С 2005 года работаю по данной  программе предпрофильной подготовки  ЗАКЛЮЧЕНИЕ учащихся.  Авторская разработка занятия элективного курса с применением  интерактивных технологии «Маркетинг» была отправлена на Всероссийский  конкурс «Код Свободы» среди учителей общеобразовательных учреждений  Российской федерации, участвующих в проекте апробации пакета свободного  программного обеспечения  в рамках приоритетного национального проекта  «Образование»  город  Москва, грамота за успешное участие, 2008 год.  (Приложение 3) На Региональной научно­исследовательской конференции школьников  «Поколение XXI век», Шайхутдинов Ринат ученик 8 класса выступил  с  работой по созданию бизнес­плана,  лауреат. (Приложение 4)  С данной программой приняла участие в VIII конкурсе авторских программ и учебно­методических пособий «50 инновационных идей в образовании», стала победителем муниципального этапа конкурса, награждена грамотой  46 муниципального учреждения «Управления образования Альметьвского  муниципального района», 2010 г. (Приложение 5) Рецензия     директора   высшей квалификационной категории муниципального образовательного учреждения ­   Гизатуллиной   Гузель   Фандасовны, средней   общеобразовательной     школы   №11   города   Альметьевск,   учителя высшей   квалификационной   категории,   члена   методического   Совета   УО Альметьевского муниципального района, 2010 г. (Приложение 6) Участник   республиканского   конкурса   авторских   программ   и   элективных курсов,   благодарственное   письмо   Министерства   образования   и   науки Республики Татарстан, 2012 г. (Приложение 7) Ежегодно 60­75% учащихся 9 классов выбирают для обучения элективный курс «Основы предпринимательства. Диаграмма в приложении.  47 Список использованной литературы. 1 Абдулаев, Э.Н. Элективные курсы: нормативно­правовое регулирование и  литература/ Э.Н.Абдулаев  [Электронный ресурс].­ : http   ://   pish   .  ru   /  articles    /  articles    2009/201/ 2 Баранников А.В. Элективные курсы в профильном  образовании/А.В.Баранников// Первое сентября. ­  2004. ­ №2. – С.1­2. 3 Гужавина Н.А. Положение о программе элективных курсов/Н.А.Гужавина//  Управление современной школой. Завуч. ­  2008. ­ №3. – С.53­56. 4 Добрецова, Н.В. Возможности дополнительного образования детей для  реализации профильного образования: Учебно­методическое пособие для  учителей /под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005. – 160 с. 5 Ермаков, Д.С, Петрова Г. Элективные учебные курсы для профильного  обучения/Д.С. Ермаков. //Народное образование. ­ 2004. ­ №2. – С.114­119. 48 6 Ермаков, Д.С. Элективные курсы для профильного обучения/ Д.С. Ермаков. //Педагогика. ­  2005. ­ №2. – С.36­41. 7 Ермаков, Д.С., Петрова Г.Д. Создание элективных учебных курсов для  профильного обучения/ Д.С. Ермаков.//Школьные технологии. ­  2003. ­  №6. – С.23­29. 8 Ермаков, Д.С., Рыбкина Т.И. Элективные курсы: требования к разработке и  оценка результатов обучения/ Д.С. Ермаков //Профильная школа.­ 2004. ­  №3. – С.6­11. 9 Ершов, Д.А. Элективные курсы профориентационной направленности для  учащихся 10 – 11­х классов гуманитарного профиля обучения: учеб.­метод. пособие /Д.А. Ершов; под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Глобус,2007. – 153 с. 10 Зайцева, И.А. Элективные курсы./И.А.Зайцева  [Электронный ресурс]  URL   :  http   ://   zaitseva  ­  irina    .  ru   /  html  /  fl  093455595     11 Зубрилин, А.А. О некоторых проблемах внедрения элективных курсов.  /А.А.Зубрилин [Электронный ресурс]   /  shkola   ­URL   .  ru   /  modules  .  portalus    ://   www   :  http     /  rus   _  readme  .  php   ?    =  showfull  =1195938639&  start    archive    &   id   =1195048999&    _  from   =&   ucat     subaction   =& 12 Каспржак, А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в  школе./А.Г.Каспржак. – М.: Новая школа, 2004. – 160 с. 13 Концепция модернизации российского образования на период до 2010  года //Вестник образования, 2002. ­ №6. – С.10­42. 14 Леонтьев,А.В.Технология предпринимательства.9 кл.:Учебн.для  общеобразоват.учеб.заведений. – 2­е изд., испр./А.В.Леонтьев. ­ М.: Дрофа,  2001 – 192 с.:ил. 49 15 Леонтьев,А.В.Технология предпринимательства.9 класс: Поурочное  планирование. – 2 изд.,стереотип. ­ М.: Дрофа, 2002. – 128 с. 16 Профильное обучение: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ  Сфера.­  2006. – 96 с. 17 Савицкая, Н. Элективные курсы в профильном обучении.  /Н.Савицкая//Народное образование. ­ 2004. ­ №6. – С.275­277. 18 Сафонов, Г. Элективные курсы в профильных классах/Г.Сафонов  //Народное образование.­ 2005. ­ №6. – С.213­219. 19 Цветкова, М.С. Элективный учебный проект как новая форма профильного  обучения школьников /М.С.Цветкова//Профильная школа.­ 2008. ­ №5. –  С.31­37. 20 Черникова, Т.В. Методические рекомендации по разработке и оформлению  программ элективных курсов/ Т.В.Черникова //Профильная школа.­ 2005. ­  №5. – С.11­16. 21 Шатунова, О.В. Программы элективных курсов по технологии: учебно­ методическое пособие для учителя технологии/ О.В.Шатунова,  А.Б.Сергеева. ­ Елабуга: Изд­во ЕГПУ, 2009. ­37с. 22 Штомпель, Г.Г. Значение и социальная направленность элективных курсов в современной школе / Г.Г.Штомпель//Профильная школа. ­  2007. ­ №2. –  С.47­51. 23 Щербо, И. Реализация профильного обучения в школе /И.Щербо//Директор  школы. ­  2005. ­ №4. – С.47­56. 50 Приложение В оргкомитет конкурса Направление на VIII конкурс авторских программ и учебно­методических пособий «50 инновационных идей в образовании» Для участия в  VIII  Республиканском конкурсе авторских программ и  Вдовина   Светлана учебно­методических   пособий   направляется   Александровна,     учитель   технологии,   муниципального   образовательного учреждения – средней  общеобразовательной школы №11 города Альметьевск РТ 51 Название   разработки  программа   элективного   курса   для   предпрофильной подготовки учащихся 9 класса «Основы предпринимательства».   Главная   инновационная   педагогическая   идея    представленная   программа курса   по   выбору   имеет   цель   подготовки   учащихся   к   осознанному   выбору профиля   обучения.   Обеспечения   должного   уровня   предпринимательского образования для всех учащихся государственных общеобразовательных школ, поддержания   познавательной   активности   учащихся,   обеспечивающей достижение   высокого   качества   обучения,   развития   экономического   и правового мышления. Характеристика достигнутого педагогического результата  в процессе    освоения  программного материала  учащиеся должны знать: место и роль  предпринимательства в рыночной экономике, принципы и формы  предпринимательства; источники его финансирования; порядок создания  предприятий малого бизнеса, условия прибыльного производства, роль  менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателя. Должны уметь  осуществлять поиск деловых идей, изучать коньюктуру рынка, определять  себестоимость производимой продукции, разрабатывать простой бизнес­план. Экспертиза разработки   Программа будет востребована не только педагогами данной школы, но и педагогами других общеобразовательных учреждений для проведения курсов по выбору.  Материалы программы рекомендованы к  распространению Руководитель муниципального  органа управления образованием    _________________________________________ 52 Рецензия на  программу курса по выбору «Основы предпринимательства» для учащихся 9 классов общеобразовательной школы составленную учителем технологии Вдовиной Светланой Александровной 53 Данная программа составлена учителем Вдовиной С.А. для проведения  элективного курса по предпрофильной подготовки учащихся 9 классов  общеобразовательной школы. Данная работа актуальна по своему значению, интересна и содержательна.  Программа разработана в соответствии со всеми требованиями к составлению программ: пояснительная записка, тематический план, методические  рекомендации, словарь терминов. Принципы, методы и формы обучения, количество часов, предусмотренных на теоретическое и практическое обучение, соответствует требованиям. Список литературы отличается большим объемом, учитель показал  правильность и полноту использования библиографии. Занятия по данной программе учитель осуществляет в течение последних 5  лет. Учащиеся с удовольствием посещают занятия  и создают бизнес –  проекты. Лучшие работы используются в качестве методической копилки  кабинета. Учащиеся выступают с презентацией своих бизнес – проектов на  школьных, муниципальных, региональных научно­практических  конференциях. Программа будет востребована не  только педагогами нашей школы, но и  учителями других общеобразовательных учреждений для проведения курсов  по выбору. Материалы программы рекомендованы к распространению. 54 12 января 2010 года Рецензент                      Гизатуллина Гузель Фандасовна                                        учитель высшей квалификационной                                        категории МОУ – СОШ № 11 В комитет по Республиканской премии им. М.Джалиля 55 Ходатайство муниципального учреждения Управление образования   Альметьевского   на муниципального   района   Республики   Татарстан     о   выдвижении   присуждение Республиканской премии им. М.Джалиля   учителя технологии высшей квалификационной категории  Вдовину Светлану Александровну. Вдовина   Светлана   Александровна  с 2005  года   работает  по   программе предпрофильной подготовки учащихся. Название   работы:   программа   элективного   курса   для   предпрофильной подготовки учащихся 9 класса «Основы предпринимательства». Работа была представлена на общественное обозрение 19 ноября 2010 года на собрании трудового коллектива МОУ – СОШ № 11.  Представленная   программа   курса   по   выбору   имеет   цель   подготовки учащихся к осознанному выбору профиля обучения. Обеспечения должного уровня   предпринимательского   образования   для   всех   учащихся государственных   общеобразовательных   школ,   поддержания   познавательной активности   учащихся,   обеспечивающей   достижение   высокого   качества обучения, развития экономического и правового мышления.  Учитель   в   совершенстве   владеет   методиками   преподавания   данного курса.   Работая   по   данной   программе,   учитель   формирует   творческую личность,   готовит ее к познавательной активной деятельности в процессе обучения   и   воспитания,   прививает   школьникам   умение   выделять   главное, самостоятельно находить необходимые сведения, оперативно перерабатывать информацию, использовать полученные знания в жизненных ситуациях.   56 Учебный   процесс   рассматривает   как   источник   интеллектуального развития   ребенка,  его   познавательных   интересов.  Методически   грамотно  и творчески   подходит   к   обучению   детей.   Создает   особую   эмоционально   ­ положительную   атмосферу   обучения,   развивает   учебную   инициативу   и самостоятельность. Ищет новые пути раскрытия целей и содержания методик. Обеспечивает эффективное развивающее обучение. Умеет   осознанно   совершенствовать   свое   мастерство,   прогнозировать средства и методы деятельности для достижения поставленных целей, ставить актуальные и достигаемые цели, оценивать уровень их достижения. Вносит большой   личный   вклад   в   банк   профессионального   мастерства   педагогов города, активно участвует  в работе городского методического объединения учителей технологии, демонстрируя открытые уроки и выступая с докладами на научно­практических конференциях, семинарах регионального уровня. Изучение   опыта   работы   позволяет   заключить,   что   Вдовина   Светлана Александровна соответствует критериям участия в конкурсе на присуждение Республиканской премии им. М.Джалиля.  Начальник Управления образования                                        Н.М.Хайдарова Выписка из протокола №  304 собрания трудового коллектива муниципального образовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 11  57 города Альметьевск Республики Татарстан  от 19.11.2010 г. Обсудив   вопрос   о   выдвижении   кандидатов   на   соискание Республиканской премии   им. М.Джалиля, собрание трудового  коллектива приняло решение: выдвинуть 1.   Вдовину   Светлану   Александровну   в   области   образования   –   за программу элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса   «Основы   предпринимательства»,   успехи   в   образовательной   и педагогической деятельности. 2. Спиридонову Луизу Газиззановну в области воспитания – за программу по ритмике и танцу в общеобразовательной школе, успехи в воспитательной деятельности, педагогическое творчество. Председатель собрания:                                                  С.А.Герасимова Секретарь:                                                                         В.В.Чебарева Аннотация. 58 Для   участия   в     конкурсе   на   соискание   Республиканской   премии   им. М.Джалиля   направляется     учитель технологии,   муниципального   образовательного   учреждения   –   средней   Вдовина   Светлана   Александровна,   общеобразовательной школы №11 города Альметьевск РТ Название   разработки:   программа   элективного   курса   для   предпрофильной подготовки учащихся 9 класса «Основы предпринимательства».   Главная   инновационная   педагогическая   идея:     представленная   программа курса   по   выбору   имеет   цель   подготовки   учащихся   к   осознанному   выбору профиля   обучения.   Обеспечения   должного   уровня   предпринимательского образования для всех учащихся государственных общеобразовательных школ, поддержания   познавательной   активности   учащихся,   обеспечивающей достижение   высокого   качества   обучения,   развития   экономического   и правового мышления. Характеристика   достигнутого   педагогического   результата:   в   процессе освоения   программного   материала   учащиеся   должны   знать:   место   и   роль предпринимательства   в   рыночной   экономике,   принципы   и   формы предпринимательства;   источники   его   финансирования;   порядок   создания предприятий   малого   бизнеса;   условия   прибыльного   производства,   роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателя. Должны уметь осуществлять   поиск   деловых   идей,  изучать   коньюктуру   рынка,  определять себестоимость производимой продукции, разрабатывать простой бизнес­план. Вдовина Светлана Александровна с данной программой приняла участие в  VIII конкурсе авторских программ и учебно­методических пособий «50  инновационных идей в образовании», стала победителем муниципального  59 этапа конкурса, награждена грамотой муниципального учреждения  «Управления образования Альметьвского муниципального района», 2010 г. Авторская разработка занятия элективного курса с применением  интерактивных технологии «Маркетинг» была отправлена на Всероссийский  конкурс «Код Свободы» среди учителей общеобразовательных учреждений  Российской федерации, участвующих в проекте апробации пакета свободного  программного обеспечения  в рамках приоритетного национального проекта  «Образование»  город  Москва. Грамота за успешное участие, 2008 год. На Региональной научно­исследовательской конференции школьников  «Поколение XXI век», Шайхутдинов Ринат ученик 8 класса выступил  с  работой по созданию бизнес­проекта, лауреат. Прилагаются рецензии: 1) Насретдиновой Танзили Мингазовны,  методиста Института непрерывного педагогического образования, город Набережные Челны.   2) Гизатуллиной Гузель Фандасовны, директора высшей квалификационной категории   муниципального   образовательного   учреждения   ­   средней общеобразовательной     школы   №11   города   Альметьевск,   учителя   высшей   члена   методического   Совета   УО квалификационной   категории, Альметьевского муниципального района 60

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"

Научно-исследовательская работа "Технология создания и адаптация элективных курсов в профидьной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017