Научно-исследовательская работа Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах
Оценка 4.9

Научно-исследовательская работа Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
2 кл
10.04.2018
Научно-исследовательская работа  Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах
Цель исследовательской работы: проанализировать и выяснить лексическое значение трудных слов в творчестве А.С. Пушкина для составления сборника стихотворений А.С.Пушкина, которые изучаются в начальной школе для дальнейшей работы учеников и учителей. Задачи исследования: - изучить творчество А.С. Пушкина в различных классах начальной школы; - составить специальный сборник произведений Пушкина, в который была бы включена словарная работа. -повысить речевую культуру.
Проект Живое слово великого поэта....docx
Научно­исследовательская работа Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах Оглавление Введение………………………………………………………………………..3­4 Глава 1. А.С.Пушкин ­ великий русский поэт………………………………4­6  Глава 2. Изучение творчества А.С.Пушкина в начальной школе………...6 Глава3.Четырнадцать строк.....................................6­9     волшебных Глава 4. Исследовательская  работа………………………………………….9­11 Глава   5.   Сборник   стихотворений   А.С.   Пушкина   «Живое   слово   великого поэта» для начальных классов…………………………………...................11­13 Глава 6. Календарь на 2018 год « Пушкин ­ наш современник»………….13 Глава 7. Лукоморье своими руками……………………………………….14­15 Заключение………………………………………………………………….15­16 Литература……………………………………………………………………16 2  Введение В   конце   первого   года   обучения     в   кабинете   начальных   классов появилось сказочное дерево. Для всех учеников его приготовили Шорстова Валерия   со   своей   бабушкой   Стрекозовой   Татьяной   Ивановной   и   Рубайло Дарья с мамой Людмилой Леонардовной.  При внимательном изучении объектов этого дерева, выяснили, что на нем «живут» сказочные герои из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Всем было интересно узнать, что обозначают его герои. И тогда учительница предложила   во   внеурочное   время   поближе   познакомиться   с   творчеством великого поэта. Но чем дальше происходило наше знакомство, тем больше мы понимали,   что   в   поэзии   Пушкина   встречается   очень   много   слов,   смысл которых нам не понятен.  Итак,  цель  исследовательской   работы:  проанализировать   и   выяснить лексическое   значение   трудных   слов   в   творчестве   А.С.   Пушкина   для составления   сборника   стихотворений   А.С.Пушкина,   которые   изучаются   в начальной школе для дальнейшей работы учеников и учителей. Цель определяет задачи исследования: ­ изучить творчество А.С. Пушкина в различных классах  начальной школы; ­ составить специальный сборник произведений Пушкина, в который  была бы включена словарная работа. ­повысить речевую культуру. Предмет   исследования  ­   произведения   А.С.   Пушкина   в   школьном изучении. Гипотеза:   лексическая   работа   над   словами     при   изучении   творчества А.С.Пушкина обогащает словарный запас обучающихся и выводит на высокий уровень  их речевую культуру.     исследования:  Методы   экспериментальный; статистический (обработка результатов эксперимента); 3 лингвистический (работа с толковыми, словообразовательными словарями,  словарями синонимов, антонимов, омонимов и др.). Практическая   значимость: результаты   исследования   могут   быть использованы   на   уроках   литературного   чтения   в   начальных   классах   и   во внеклассной работе. Глава 1. А.С.Пушкин ­ великий русский поэт  Александр   Сергеевич   Пушкин   родился   6   июня   1799   года   в   районе Немецкой слободы на окраине Москвы в семье дворянина, потомка знатного боярского рода. Начальное домашнее воспитание получил от гувернантов ­ французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила внука писать и читать по­русски,   и   любимой   няни   Арины   Родионовны,   рассказавшей   будущему поэту множество замечательных русских сказок. Марии Алексеевны Ганнибал                              Яковлева Арина Радионовна                                        4 В 12 лет Пушкина определили в Царскосельский Императорский лицей, по окончании которого в 1817 г. он был принят на государственную службу. Основное   же   время   Александр   Сергеевич   посвящал   литературному творчеству.[1] Еще до того момента, пока поэт не окончил училище им была создана всем известная поэма «Руслан и Людмила». В   мае   20­ого   года   его   отправляют   в   ссылку   на   юг.   В   1823   году   он оказывается под началом графа Воронцова, благодаря которому попадает в Одессу.   Когда   в   1824   году   он   оказывается   в   Михайловском,   то   тут   же реализует   себя   как   великолепный   художник­реалист.   Именно   здесь   он продолжил   написание  новой  увлекательнейшей  поэмы  «Евгений  Онегин»  и написал массу удивительных стихотворений. 17 декабря 1825 года поэт узнает о восстании декабристов и о том, что его друзья находятся под арестом. Чтобы пережить обыск, Пушкин сжигает все имеющиеся автобиографические записи. В 1828 год он самовольно отправляется на Кавказ. В 1830 году поднялась огромная эпидемия чумы, в результате которой приходится на некоторое время задержаться в Болдино. Именно этот период времени стал нам известен как «Болдинская осень».   5 Последние годы жизни великого поэта прошли в достаточно сложной обстановке. Отношения с царем обострились, а вражда к поэту со стороны чиновных рядов и аристократов только возросла. В эти годы были написаны: «Пиковая дама», «Медный всадник», «Капитанская дочка» и много сказок. В самом конце 1835 года поэт получает разрешение издать собственный журнал, который в последствии он называет «Современник». Зимой следующего года завистники и злейшие враги поэта пускают слух о   романе   его   любимой   супруги   Натальи   с   Дантесом,   которого   он,   не раздумывая,   вызывает   на   дуэль.   Именно   на   Черной   речке   состоялось   это печальное событие, которое повлекло за собой смерть поэта. 27 января 1837 года Александра Сергеевича Пушкина не стало.[2] Глава 2. Изучение творчества А.С.Пушкина в начальной школе А.С.Пушкин для детей специально не писал. Однако в круг детского чтения вошли всемирно известные сказки: «Сказка о попе и его работнике Балде»   (1830),   «Сказка   о   царе   Салтане,   о   сыне   его   славном   и   могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» (1831), «Сказка   о   рыбаке   и   рыбке»   (1833),   «Сказка   о   мертвой   царевне   и   о   семи богатырях» (1833), «Сказка о золотом петушке» (1834). Начиная с  XIX  в. и до настоящего времени в учебники и пособия по чтению включаются вступление к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб   зеленый…»   (1820)   и   отрывки   из   романа   в   стихах   «Евгений   Онегин» (1833):   «Уж   небо   осенью   дышало…»,   «Встает   заря   во   мгле   холодной…», «Опрятней   модного   паркета…»»В   тот   год   осенняя   погода…»,   «Зима! Крестьянин   торжествуя…»,   «Гонимы   вешними   лучами…»,   стихотворения «Узник»   (1822).   «Зимний   вечер»   (1825),   «Зимняя   дорога»   (1826),   «Няне» (1826), «Зимнее утро» (1829), «Осень» (1833), «Туча» (1835) и др.[1] 6 Глава 3. Четырнадцать волшебных строк ЗИМА!.. КРЕСТЬЯНИН, ТОРЖЕСТВУЯ...  (из романа "Евгений Онегин") Зима!.. Крестьянин, торжествуя,  На дровнях обновляет путь;  Его лошадка, снег почуя,  Плетется рысью как­нибудь;  Бразды пушистые взрывая,  Летит кибитка удалая;  Ямщик сидит на облучке  В тулупе, в красном кушаке.  Вот бегает дворовый мальчик, В салазки Жучку посадив,  Себя в коня преобразив;  Шалун уж отморозил пальчик:  Ему и больно и смешно,  А мать грозит ему в окно. Это   четырнадцать   строк   из   известного   романа   в   стихах   «Евгений Онегин». Когда мы читаем эти строки, то перед нашими глазами сразу встает картина.   Только   Пушкин   рисовал   ее   не   акварелью,   а   словами   и   чтобы рассмотреть   ее,   надо   не   просто   прочитать   ­   надо   увидеть   каждое   слово великого поэта. Крестьянин на дровнях, кибитка удалая, мальчик с салазками ­ всё это сани. Но сани ­ разные. О каких пишет Пушкин? С салазками все понятно. А вот дровни, кибитка? И тогда мы обращаемся к словарю, который составил друг Пушкина ­ Владимир Иванович Даль. Узнаем, что «ДРОВНИ ­ сани без  7 короба или кузова, для возки дров, леса и тяжестей» Потому и дров­ни, что   на них возят дрова. Низкие, без стенок­бортов ­ удобно наваливать груз и потом снимать его. А вот кибитка ­ совсем другое. Читаем: «КИБИТКА­телега или сани с верхом,   крытая   повозка».   Конечно,   можно   было   всё   обозначить   санями   ­ зимней повозкой. Но то, кто знает про кибитку, салазки, дровни, богаче тех, кто   знает   только   про   сани.   Благодаря   этому,   мы   лучше   видим   картину, которую  нарисовал   поэт.  Ему  как  ­  никому   другому  удается   найти   самое точное, самое яркое слово. На дровнях едет, торжествуя, крестьянин. Кибиткой правит ямщик. А с салазками бегает дворовый мальчик.   Что   касается,   крестьянина,   то   здесь   все   понятно.   Крестьянин­ землепашец.   Но   не   все   крестьяне   работали   в   поле.   Были   и   те,   кто прислуживал в барском доме. Их называли – дворовыми. Значит, дворовый мальчик ­ сын крепостной прислуги. Ямщик ­ тоже крестьянин. А жили  8 ямщики в селениях, где была ямская станция. Железных дорог тогда не было, и путникам меняли лошадей на этих станциях. Крестьяне, которые там жили­ ямщики ­ на своих лошадях перевозили грузы и людей.[3] Читая,   мы   понимаем,   что   лучше,   по­другому,   точнее,   чем   Пушкин, сказать невозможно. Глава 4. Исследовательская  работа Мы решили, исследовательским  путем установить, насколько близок, понятен   и   знаком   ученикам   начальной   школы   язык   А.   С.   Пушкина.   Для исследования   взяли   отрывок   из   романа   «Евгений   Онегин»:   «   Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»  Работа   проводилась   среди   учеников   1,   3   и   4   классов   МКОУ «Солдатская   средняя   общеобразовательная   школа»   Горшеченского   района Курской области. Всего в исследовании участвовали ­ 14 человек: 1 класс ­ 4 ученика, 3 класс ­ 3 ученика и 4 класс ­ 7 учеников. Обучающимся предстояло ответить на вопрос: ­Значение  каких слов в стихотворении А. С. Пушкина вам не понятны?                 9 Результаты исследования: Класс Количество слов, лексическое значение которых не смогли объяснить ученики 1 3 4 11 9 6 Таблица 1. Количество слов, лексическое значение которых не смогли объяснить ученики 1, 3, 4 классов 1 3 4 Диаграмма 1. Количество слов, лексическое значение которых не смогли объяснить ученики 1, 3, 4 классов Вывод:  стало   понятно,   что   словарный   запас   к   4   классу   у   обучающихся становится шире. 10 1 класс 3 класс 4 класс 1.Бразды 2.Взрывая 3.Кибитка 4.Ямщик 5.На облучке 6.Кушак 1.Торжествуя 2.На дровнях 3.Рысью 4.Бразды 5.Почуя 6.Кибитка 7.Ямщик 8.На облучке 9.Кушак 1.Крестьянин 2.На дровнях 3.Рысью 4.Бразды 5.Взрывая 6.Кибитка 7.Удалая 8.Ямщик 9.На облучке 10.Тулуп 11.Кушак   е н х ы р о т о к   е и н е ч а н з   е о к с е ч и с к е л   ,       Таблица №2. Слова, лексическое значение которых не смогли объяснить а в о л С и к и н е ч у ь т и н с Вывод:   Из данных таблицы №2 мы видим, что во всех классах есть я ъ б о слова, лексическое значение которых остается не понятным (кибитка, ямщик, и л г на облучке, кушак). Это связано с тем, что данные слова давно вышли из о м с употребления. Мы их называем архаизмами ­ устаревшими словами.   А для ученики 1, 3, 4 классов. того,   чтобы   выяснить   значение   слов,   надо   пользоваться   Толковыми словарями.  Глава 5. Сборник стихотворений А.С. Пушкина «Живое слово великого поэта» для начальных классов Проанализировав результаты исследования, было решено составить сборник стихотворений А.С. Пушкина, которые изучаются по УМК «Школа  России» во 2­4 классах. Для этого члены клуба разделились на 3 группы. 11 Первая группа работала над учебником по литературному чтению во 2 классе, вторая ­ над учебником литературного чтения в 3 классе и третья группа  занималась по  учебнику 4 класса. После того как были выявлены и выбраны произведения Пушкина из школьной   программы     разных   классов,   началась   лексическая   работа   над трудными словами. Для этой работы мы использовали различные словари: «Словарь русского языка» С.И.Ожегова; «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова. Как только словарная работа была проведена, к большинству слов были выполнены рисунки, чтобы можно было не только прочитать значение того или иного слова, но и увидеть о ком или о чем идет речь. 12 В итоге мы получили сборник стихотворений А.С. Пушкина, изучаемых в начальных классах, который должен стать хорошим пособием для учеников и учителей. Приложение № 1. Сборник стихотворений А.С. Пушкина Живое слово великого поэта для начальных классов Глава 6. Календарь на 2018 год « Пушкин ­ наш современник» Работа над проектом так заинтересовала нас, что было решено сделать ряд   фотографий   с  А.С.  Пушкиным.  Мы   попытались   воссоздать   некоторые моменты жизни поэта. Для этого побывали в Старооскольском краеведческом музее, драматическом театре для детей и молодежи  Старого Оскола, а также в парковой зоне села Солдатского. После успешной работы и,   благодаря помощи учителя, родителей и младшей сестры Рубайло Дарьи, которая замечательно справилась с ролью маленького Саши Пушкина, был создан календарь на 2018 год «Пушкин ­ наш современник»: Приложение № 2. Календарь на 2018год «Пушкин ­ наш современник» 13 Глава 7. Лукоморье своими руками Если вспомнить с чего начинался наш проект, то это сказочное дерево «Лукоморье». Этот сказочный уголок возник в классе благодаря стараниям родителей и учеников: 14    А итогом нашей работы стал фильм «У лукоморья». Приложение 3. «У лукоморья» Заключение Каждый из нас сегодня вдохновляем личной ответственностью за общее дело ­ и в этом мы единомысленны с Пушкины: сколькому он научил нас.[4]  Занимаясь   исследовательской   деятельностью,   нам   Пушкин   открыл Родину. Вместе с друзьями мы зачитывались его сказками и стихотворениями. Меняются   люди,   меняется   время,   а   Пушкин   остается   с   нами   с   его самобытным, добрым, понятным языком. Он обогатил наш словарный запас, сделал богаче духом и чувствами. Мы чтить тебя привыкли с детских лет, И дорог нам твой образ благородный; Ты рано смолк, но в памяти народной Ты не умрешь, возлюбленный поэт! Бессмертен тот, чья муза до конца Добру и красоте не изменяла, Кто волновать умел людей сердца 15 И в них будить стремленье к идеалу; Вот почему, возлюбленный поэт, Так дорог нам твой образ благородный, Вот почему неизгладимый след Тобой оставлен в памяти народной! ( А.Н.Плещеев «Памяти Пушкина») [5] Литература 1.Тишурина О.Н.Писатели в начальной школе. Вып.1: дидактическое пособие к урокам литературного чтения .М.: Дрофа, 2008г. 2.Интернет­сайт.https://uchim­ klass.ru/biografiya/pushkin /Краткая     биография         Пушкина:       самое главное  для      детей/ 3.Мурзилка. волшебных строк.  М.: №10, 1987г.   Ежемесячный   журнал   для   детей.  Четырнадцать  4.   Огонек.   Еженедельный   общественно­политический   и   литературно­ художественный журнал М.: «Правда»  № 6, февраль,1987.  Интернет­сайт. 5. Пушкина  libverse.ru/pleshcheyev/pamiat/Алексей   Плещеев.Памяти 16

Научно-исследовательская работа Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа  Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа  Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа  Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа  Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа  Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа  Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа  Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа  Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа  Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа  Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа  Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа  Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа  Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа  Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа  Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа  Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа  Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах

Научно-исследовательская работа  Живое слово великого поэта, или словарная работа при изучении творчества А.С. Пушкина в начальных классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018