Научно-теоретические основы адаптации младших школьников к обучению в среднем звене
Оценка 4.9

Научно-теоретические основы адаптации младших школьников к обучению в среднем звене

Оценка 4.9
Раздаточные материалы
doc
библиотека
1 кл
29.04.2019
Научно-теоретические основы адаптации младших школьников к обучению в среднем звене
Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей. Рассмотрим, что же характеризует особенности интеллектуального и личностного развития школьников на стыке младшего школьного и подросткового возраста.
....doc
Глава 1. Научно­теоретические основы адаптации младших  школьников к обучению в среднем звене 1.1. Общая характеристика психического развития младших школьников Возрастной   период   10­11   лет   характерен   переходом   от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период,   он   имеет   свои   особенности   и   связан   с   определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей. Рассмотрим,   что   же   характеризует   особенности интеллектуального   и   личностного   развития   школьников   на   стыке младшего школьного и подросткового возраста. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. У него начинает развиваться теоретическое мышление, так как   новые   знания,   новые   представления   об   окружающем   мире изменяют   сложившиеся   ранее   житейские   понятия.   На   основе развития   нового   уровня   мышления   происходит   перестройка   всех остальных психических процессов, т.е., как заметил А.М. Прихожан, «память становится мыслящей, а восприятие думающим» [20].  Многочисленные   исследования   (Н.Г.   Милованова,   В.Н. Прудаева,   Н.Н..Суртаева)   показывают,   что   развитие   мышления   в понятиях способствует дальнейшему развитию у детей рефлексии – понимания ими своей психической жизни, формирования отношения к   самому   себе.   В   результате   у   ребенка   начинают   развиваться собственные   взгляды,   мнение,   в   том   числе   понимание   значимости образования [18]. Познавательная сфера по­прежнему развивается как ведущая. Наиболее   серьезные   требования   предъявляются   к   умственному   и речевому   развитию   учащихся:   навыки   логических   операций   с   перенос понятиями, систематизация   учебных     знаний, интеллектуальных навыков, понимание смысла изучаемых понятий, грамотность   и   содержательность   устной   речи.   К   концу   младшего школьного   возраста   у   учащихся   должны   быть   сформированы   и другие   новообразования:   произвольность   психических   процессов, способность к саморегуляции. Учебная   деятельность   дополняется   другими   видами деятельности,   и   все   вместе   теперь   они   влияют   на   психическое развитие   учащихся,   учебная   деятельность   при   этом   остается основной и продолжает определять содержание мотивационных сфер личности.   С   начала   обучения   в   средней   школе   расширяется   само понятие «учение», так как теперь оно может выходить за пределы класса,   школы,   может   отчасти   осуществляться   самостоятельно, целенаправленно. Качественно   изменяются   требования   к   мотивации   учебной деятельности.   Появляется   новый   вид   учебного   мотива   –   мотив самообразования, представленный пока в наиболее простых формах (интерес   к   дополнительным   источникам   знаний).   Кроме   того, успешное   обучение   в   среднем   звене   требует   более   глубоких   и содержательных   побудительных   сил:   ориентация   на   способы получения   знаний,   интерес   к   закономерностям   и   принципам, понимание   смысла   учения   «для   себя».   Если   интерес   к   учению становится   смыслообразующим   мотивом   у   ребенка,   его   учебная деятельность обеспечивает его успешное психическое развитие. К   сожалению,   социальная   ситуация   в   современной   школе такова, что в складывающейся иерархии ценностей учение не всегда занимает   достойное   место,  познавательная   активность   школьников развита слабо, и только отметка выступает  как главный стимул и основной конечный результат учебы [18]. Рубеж 4­5­х классов, по свидетельству многих психологов и педагогов характеризуется некоторым снижением интереса к учебе в школе и самому процессу обучения. Это выражается в недовольстве школой   в   целом   и   обязательным   ее   посещением,   нежелании выполнять дома учебные задания, в нарушении правил поведения в школе. Такие негативные проявления свойственны многим ученикам, но   у   тех   из   них,   чье   развитие   уже   было   проблемным,   имеется вероятность   сохранения   и   закрепления   негативных   тенденций   в устойчивых формах поведения. Таким   образом,   переход   от   детства   к   отрочеству характеризуется своеобразным мотивационным кризисом, вызванным сменой   социальной   ситуации   развития   и   изменением   содержания внутренней позиции школьника. К 5­му классу общение со сверстниками начинает определять многие   стороны   личностного   развития   ребенка.   В   этом   возрасте проявляются притязания детей на определенное положение в системе деловых   и   личностных   взаимоотношений   в   классе,   формируется достаточно   устойчивый   статус   ученика.   Именно   характер складывающихся   взаимоотношений   с  товарищами,  а не  только  его успехи   в   учебе   и   отношения   с   учителями,   во   многом   определяет эмоциональное самочувствие ребенка. Существенно   меняется   также   характер   самооценки школьников этого возраста. Привычные в младших классах ситуации, когда самооценка определялась учителем на основании результатов учебы, подвергаются корректировке и переоценке другими детьми; при этом во внимание принимаются те качества  ребенка, которые проявляются в общении. Основной причиной школьных затруднений являются фиксируемые у детей те или иные нарушения психического развития.   При   этом   необходимо   отметить,   что   речь   идет   не   о серьезных   отклонениях   от   нормы,   которые   вовсе   не   позволяют ребенку обучаться в массовой школе, а о временных, приходящих, слабовыраженных   и   малозаметных   недостатках.   Как   правило,   это дети   с   легкой   задержкой   психического   развития,   дефектами воспитания, эмоциональными, личностными  и нейродинамическими нарушениями пограничного уровня [11]. Биологические   предпосылки,   на   базе   которых   происходит психическое развитие ребенка (морфофункциональные особенности нервной   системы,   характер   созревания   отдельных   структур, типологические   свойства   высшей   нервной   деятельности)   сами   по себе   не   определяют   формирования   специфически   человеческих способностей,   но   могут   накладывать   ограничения   на   ход психического развития, изменять его темы. Фактором   высокого   риска   возникновения   всевозможных отклонений в развитии ребенка является церебрально­органическая недостаточность,   формирующаяся   в   результате   негативных биологических воздействий на головной мозг ребенка, особенно на ранних этапах онтогенеза. Сюда, как известно, относятся патология беременности, родовые травмы, асфиксии, недоношенности и тому подобное.   Особое   место   в   генезисе   нарушений   психического развития   занимает   алкоголизм,   особенно   материнский,   который оказывает сочетанное – биологическое и одновременно социальное – отрицательное влияние, как на интеллектуальную сферу ребенка, так и   на   формирование   его   личностных   качеств,   и   на   социальное поведение [1]. При   негрубо   выраженных   формах   ранней   органической патологии   ЦНС   решающую   роль   играют   социальные   факторы,   и, прежде всего, такие, как уровень образования и социальный статус родителей,   мера   комфортности   семейных   взаимоотношений, характер общения между родителями и ребенком, стиль воспитания и другие особенности семейной жизни. Если родители мало уделяют времени   ребенку,   неправильно   воспитывают,   то   такие   дети   чаще всего   оказываются   запущенными.   Ряд   зарубежных   исследователей отмечает, что семейное неблагополучие оказывает большое влияние на возникновение школьных трудностей [3].  В младшем школьном возрасте, в связи с переходом к учению в развитии   запущенности   главную   роль   начинают   играть   школьные факторы:   перегрузка   учебными   непосильность   требований, заданиями,   отрицательная   оценка   результатов   учения   и   другое. Возникает дидактическая запущенность. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развитие в семье, детском саду и школе затрагиваются   все   личностные   структуры   ребенка,   начинают складываться   дисгармонии   психосоциального   развития   ребенка, нарушаются   процессы   формирования   самосознания   личности, тормозится   развитие   ее   субъективных   свойств.   В   итоге   ребенок оказывается социально дезадаптирован. Выход из ситуации возможен лишь при изменении методов воспитания и обучения ребенка, при социальной   работе   с   ним.   В   зависимости   от   характера   динамики, выраженности   признаков,   уровня   средовой   адаптации   и   уровня овладения   социально   значимой   деятельностью,   можно   определить степень   запущенности.   Психологическим   механизмом   социально­ педагогической   запущенности   детей   является   гиперобособление, которое   выражается   в   усилении   позиции   не   такой   как   все, возникновении   психологической   незапущенности   ребенка   и связанных   с   ней   защитных   форм   поведения,   прежде   всего агрессивных [16].  При   различном   соотношении   между   биологическими   и социальными   факторами   формируются   и   различные   варианты психического   дизонтогенеза.   Для   детей   испытывающих   трудности при   обучении   в   массовой   школе,   часто   является   характерным парциальное нарушение отдельных психических функций, возникшее на ранних стадия онтогенеза.  Как   отмечает   Г.С.   Абрамова,   малейший   дефект   созревания функциональной системы в одной из её многочисленных и различно локализованных   звеньев   неизбежно   сказывается   на   эффективности последующей   адаптации.   Первичное   органическое   неблагополучие выступает   в   роли   препятствия   на   пути   полноценной   социально­ психологической адаптации ребенка, затрудняя процесс усвоения им необходимых знаний и умений [1].  Итак, в младшем школьном возрасте происходят существенные изменения   в   психике   ребенка.   У   него   начинает   развиваться теоретическое   мышление,   новые представления об окружающем мире изменяют сложившиеся ранее   так   как   новые   знания, житейские   понятия.  На   основе   развития   нового   уровня   мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е., как   заметил   А.М.   Прихожан,   «память   становится   мыслящей,   а восприятие думающим».

Научно-теоретические основы адаптации младших школьников к обучению в среднем звене

Научно-теоретические основы адаптации младших школьников к обучению в среднем звене

Научно-теоретические основы адаптации младших школьников к обучению в среднем звене

Научно-теоретические основы адаптации младших школьников к обучению в среднем звене

Научно-теоретические основы адаптации младших школьников к обучению в среднем звене

Научно-теоретические основы адаптации младших школьников к обучению в среднем звене

Научно-теоретические основы адаптации младших школьников к обучению в среднем звене

Научно-теоретические основы адаптации младших школьников к обучению в среднем звене

Научно-теоретические основы адаптации младших школьников к обучению в среднем звене

Научно-теоретические основы адаптации младших школьников к обучению в среднем звене

Научно-теоретические основы адаптации младших школьников к обучению в среднем звене

Научно-теоретические основы адаптации младших школьников к обучению в среднем звене

Научно-теоретические основы адаптации младших школьников к обучению в среднем звене

Научно-теоретические основы адаптации младших школьников к обучению в среднем звене
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2019