Научное общество учащихся младших классов
как эффективная форма развития их личностных потенциалов
Ан-2 готовится к рейсу из небольшого городка в областной центр. Пассажиры уже сидят, пилот заходит в дверь, расположенную в хвостовой части, и проходит через весь салон в кабину. С виду это совсем молодой человек.
К нему в недоумении обращается столичная дама, возвращающаяся из командировки:
- Извините! А мы что, с Вами полетим?
Пилот поворачивается к ней и с улыбкой говорит:
- Ну если очень хотите, можете попробовать без меня!
Вряд ли родители захотят попробовать учить и воспитывать своих детей без учителя. Потому-то так важно каждому из нас развивать и сохранять свой личностный потенциал и помочь развить его своим ученикам.
Личностный потенциал – это интегральная, системная характеристика личности, которая лежит в основе способности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности на фоне давления ситуации и изменения внешних условий (российский психолог Дмитрий Алексеевич Леонтьев).
Он нужен для решения ключевых вызовов, с
которыми человек сталкивается каждый день: принять решение в ситуации
неопределенности, достичь поставленной цели, а в ситуации угрозы и давления —
сохранить себя и измениться, при этом не изменяя себе. В этом помогают разные
компоненты личностного потенциала, в том числе эти три:
·
· Жизнестойкость — способность справляться со стрессовыми ситуациями, сохраняя самообладание. Жизнестойкий человек уверенно принимает решения, берёт на себя ответственность за них, осознаёт, что рисков не избежать, и принимает их.
· Мотивационная направленность — то, что движет человеком.
· Оптимизм! Оптимисты куда реже сталкиваются с выученной беспомощностью.
Итак, личностный потенциал состоит из множества компонентов, которые связаны друг с другом. Кроме того, хотя они и развиваются на протяжении всей жизни, многие закладываются в раннем детстве.
И главная задача педагога— показать те перспективы и направления, в которых ребёнок может развиваться. Ведь составляющие, из которых складывается личностный потенциал, универсальны, то есть их можно применять в любой сфере. Следовательно, и развивать их можно с помощью разных активностей.
Начиная с первого года обучения в школе мы широко используем проектные задания. Часть из них уже заложена в новых учебниках по математике, окружающему миру, литературному чтению и русскому языку.
Наиболее эффективной формой работы по развитию личностного потенциала учащихся, безусловно, является школьное научное общество.
Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций: вырабатывает у них исследовательские навыки: формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
даёт возможность проверить свои наклонности,
воспитывает целеустремленность и системность в учебной и трудовой деятельности;
благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению, создавая ситуацию успешности,
развивает у школьников творческие способности.
Многие убеждены, что все люди делятся на две категории: одни обладают творческими способностями, а другие нет. Тот, кто в это верит, обычно уже отнес себя ко второй категории. Он считает, что творческие люди просто идут по своим делам и вдруг их, подобно яркой вспышке света, осеняет творческая идея.
Возможно, что каким-то «гениальным» личностям, подобным Эйнштейну, знакомы такие вспышки, однако творческий потенциал в большинстве случаев работает иначе. Творческие способности в основном развиваются тяжелым трудом, с помощью неустанного погружения в творческий процесс.
По большому счету, творческий процесс - это процесс непрерывной постановки правильных вопросов. Если мы непрерывно задаем вопросы, которые стимулируют творческое и нестандартное мышление, наше сознание будет подсказывать нам творческие и нестандартные ответы.
Творческий потенциал редко имеет отношение к природной гениальности или врожденным способностям. Гораздо чаще креативность возникает из упорной борьбы и тяжелой работы – именно этому мы учим своих учащихся в ходе исследовательской работы.
Как в случае любых навыков, здесь требуются старания и практика. Никто же не думает, что квалифицированный хирург, инженер или архитектор стали теми, кем они стали, исключительно благодаря везению.
Главной организационной формой деятельности научного общества стала, конечно, реализация проектов.
Переходя от этапа к этапу, школьник учится работать с первоисточниками, наблюдать явления, факты, объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие, составлять и решать задачу, формулировать гипотезу, разрабатывать и проводить эксперимент, обобщать материал и представлять его в виде текста.
Результаты своей исследовательской деятельности ученики представляют на ежегодном конкурсе научно-исследовательских работ, который проводится в рамках работы школ округа начиная с 2010 года. На протяжении последних лет в конкурсе принимают участие все большее количество талантливых ребят.
В этом учебном году в нём приняли участие 36 ребят, 20 из них - учащиеся нашей школы, что составило 58 %.
32% составили 1-классники, впервые попробовавшие свои силы
Победителями конкурса стали 3 учащихся
Призерами 8
Разнообразны темы, над которыми работают школьники : окружающий мир и экология (65%), спорт и здоровье (20%), математика (13%), история (2%),
Со своими работами ребята принимают участие в городском конкурсе Интеллектуал -2024
Публикуются в социальных сетях и каналах, внося таким образом свой вклад в освещение проблем, ведь важна не работа ради работы, а её практическая направленность
Так работа ученика 1 класса нашей школы Перова Василия «Ленточный бор: как его сохранить и выжить в нём» была опубликована в Telegram-канале пресс секретаря Алтайлеса, чью информацию мы использовали в исследовании. Василий затронул в своей работе актуальные проблемы сохранения уникального ленточного бора Алтайского края.
Директор ЛДК Ширяев Владимир Анатольевич по поручению Ольги Лисицы – пресс секретаря поблагодарил Василия за проявленный интерес к теме сохранения алтайского ленточного бора и вручил переданный из Барнаула подарок.
Хотя результаты учебно-исследовательской деятельности не всегда имеют какую-либо научную ценность, обучающее значение такой работы несомненно: приобретаются общие исследовательские навыки, создаётся развивающая, творческая, образовательная среда, у ученика появляется возможность приобщаться к новому развивающемуся знанию и к новой информации, развивается внутренний потенциал личности учащихся.
В заключение хочу вспомнить такую историю
Когда одного тренера спросили после закрытия сезона, считает ли он, что сезон был успешным для его команды, тот выждал минуту и сказал:
«Задайте мне этот вопрос через 20 лет»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.