Актуальность
Гражданская наука, научное волонтерство- это проект направленный на решение экологических проблем современности.
Участникам проекта предлагается проводить фенологические наблюдения за яблонями своего региона и вносить полученную информацию в базу на сайте Фенологической сети РГО.
сведения лягут в основу фенологической базы о дикорастущих и культурных яблонях на территории России.
Проблема
Важно, что без участия волонтеров создать такую базу невозможно, и каждый участник проекта напрямую занимается научной работой: собирает научные данные.
Обоснование выбора темы
Яблоня является ведущей плодовой культурой мира. Она выращивается более чем в 80 странах . В яблоках содержатся биологически активные вещества, пектины и их потребление является средством профилактики и лечения организма человека от различных заболеваний и потому их потребление ежедневно является жизненной потребностью. Люблю яблоки и всегда мечтала принять участие в программе научного волонтёрства.
Задачи проекта:
Познакомить школьников с методологией фенологического исследования.
Собрать и обработать фенологические данные об объекте исследования, опубликовать результаты исследования.
Популяризировать научное волонтерство и гражданскую науку.
Объект исследования: фенология растений России
Предмет исследования: фенология яблони Сибири.
Зачем это нужно?
Практическая значимость проекта:
Собранные сведения лягут в основу фенологической базы данных о дикорастущих и культурных яблонях на территории России. Эту базу смогут использовать биологи, экологи и другие учёные. Например, она облегчит добавление новых сортов в базу культурных растений России.
Место наблюдения
Ход работы
Место наблюдения -Новосибирский дендропарк , заходом вглубь дендропарка не более, чем на 200 метров.
Локацию зафиксировали, с помощью мобильного приложения. В дальнейшем отметили её на карте на сайте Фенологической сети РГО.
Дополнительно нужно осмотрели и описали место наблюдения: например,
Яблоня растёт в подлеске дендропарка, в городе Новосибирске.
Эту информацию впоследствии тоже добавим на сайте Фенологической сети.
Техника безопасности
Перед тем как отправиться в дендропарк , для начала предупредите своих родных, куда именно вы собираетесь.
Еду берите с запасом, так же как и воду, на всякий случай, если вы задержитесь.
Наметьте свой маршрут и старайтесь не уходить от него далеко.
Дендропарк обрабатывается о клещевого энцефалита, но всё же:
Ноги должны быть полностью прикрыты, одежда с длинным рукавом.
Спортивные штаны, трико (желательно с гладкой поверхностью) должны быть заправлены в резиновые сапоги (носки).
Обязательно наличие головного убора (кепка, платок).
Одежду перед походом желательно обработать противоклещевым репеллентом – это средство, отпугивающие клещей.
Избегайте высокой травы, кустарников (малина, ольха, орешник и т.д.), сухостоя — это основные места «дислокации» клещей.
Перемещаясь по лесной дороге, не срывайте веток (этим действием, вы стряхиваете на себя с основного куста N-ое количество клещей).
Длинные волосы желательно спрятать под головной убор.
После похода по лесу, необходимо проверить (стряхнуть) как верхнюю одежду, так и нижнее бельё.
Осмотреть всё тело. Перед тем как впиться, клещ от получаса до нескольких часов ползает по коже, выбирая место. В первую очередь осматривайте излюбленные места клещей — шею, подмышки и т.д.
Определяем, дикая или культурная это яблоня
Как отличить дикорастущую яблоню от культурной?
Домашняя яблоня (культурная) имеет опушенные однолетние побеги и листья, дикие виды как правило, этого опушения не имеют.
Вероятнее всего, в городском дендропарке, мы обнаружили культурный вид яблони.
На листве заметили коричневатые пятна, которые не поражают всю крону, а также на стволе можно было заметить растрескивание коры, что тоже не губительно для дерева.
Характеристики наблюдения
Регулярно наблюдали за яблоней:
Проводили наблюдения регулярно, один раз в 2 дня.
Разглядывали яблоню: выглядят ли большинство яблок зрелыми?
Дату «массового созревания плодов» отмечают, когда подавляющее большинство яблок на нем созрели.
Для того, чтобы определить, созрели ли яблоки, сняли несколько плодов с веток и разрезали. Если семена внутри яблок коричневые, значит, они созрели. По состоянию нескольких плодов можно судить о большинстве внешне схожих яблок на одном дереве. В фазе массового созревания плодов таких яблок должно быть более 75%.
Зафиксировали дату массового созревания яблок-25 августа.
Зафиксировали дату начала и окончания листопада Зафиксировали день, когда начался листопад: листья уже начали опадать, но их количество не превышает 10% от всей листвы.7 октября
Зафиксировали день, когда листопад закончился: с яблони облетели более 75% листвы-27 октября
В этом году тёплая осень .Листопад яблонь начался к третьей декаде сентября и закончился во второй половине октября.
Внесли данные в базу Фенологической сети РГО
Зашли на сайт Фенологического центра РГО и нажали кнопку «добавить наблюдение».
«Описание явления»
яблоня дикая и сорт яблони неизвестен
Дерево среднерослое, крона раскидистая. Основные ветви отходят от ствола под углом в 90 градусов и близким к нему. Плоды образуются на мелких боковых ветках, до 15 штук, сидят очень плотно друг к другу.
Внешний вид плодов
Внешний вид яблока: ровная форма, червоточин нет, какого оно цвета и т.д..
Вкус
Оцениваем вкус плодов по бальной шкале от 1 до 9, где:
1 балл – вкус плохой (это может быть горький, очень кислый, вяжущий вкус, безвкусный, как говорят – трава травой);
5 баллов – хороший (умеренно сладко-кислый вкус, ароматный, может иметь слегка вяжущий вкуса);
5 баллов – отличный (очень вкусное яблока, с выраженным яблочным ароматом, сочное, слегка кисловатое, не горькое, не вяжущее).
Размер
указать диаметр яблока: плоды размерами 3–4 см диаметр
Масса
Яблоки достигают массы 30 г
Список литературы
Абдалина Л. В. Психологические аспекты добровольческой деятельности в подростковом возрасте / Л. В. Абдалина, М. В. Григорович // Вестн. Тамбов.гос. ун-та. Тамбов, 2011. Т. 99, вып. 7. С. 99–102.
Витковский B.JI. Плодовые растения мира/ B.JI. Витковский //СПб: издательство «Лань», 2003. 592 с.
Барсуков Н.И. Яблоня в Западной Сибири: Учебное пособие / Н.И. Барсуков. Омск, 1985. 58 с.
Кудринская Л. А. Добровольческий труд : сущность, функции, специфика
/ Л. А. Кудринская // Социс. 2006. № 5. С. 15–23.
Мерсиянова И. В. Факторы вовлеченности россиян в добровольческую деятельность / И. В. Мерсиянова // Эмпирические исследования гражданского общества. 2011. № 2. С. 39–45.
Ермохин Ю.И. Познай свой дом и помоги природе и себе / Ю.И.Ермохин, Э.П. Гужулев, А.Е. Сницарь/. Омск: ГУИПП «Омский дом печати», 2008. 264 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.