Научные методы эмпирического исследования:
Наблюдение;
Эксперимент;
Сравнение;
Описание;
Измерение.
- целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления).
Научное наблюдение носит деятельный характер и предполагает особую предварительную организацию его объектов, обеспечивающую контроль за их «поведением».
Основные требования к научному наблюдению:
однозначность замысла;
наличие системы методов и приемов;
объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (к примеру, эксперимента).
В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей, концепцией или гипотезой. Он не просто регистрирует любые факты, а сознательно отбирает те из них, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи. При этом очень важно отобрать наиболее репрезентативную, т. е. наиболее представительную группу фактов в их взаимосвязи.
НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ
ЭМПИРИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Научные методы эмпирического исследования:
1.Наблюдение;
2.Эксперимент;
3.Сравнение;
4.Описание;
5.Измерение.
1. НАБЛЮДЕНИЕ.
- целенаправленное изучение предметов,
опирающееся в основном на данные
органов чувств (ощущения, восприятия,
представления).
Научное наблюдение носит деятельный
характер
особую
его
предварительную
объектов, обеспечивающую контроль за
их «поведением».
предполагает
и
организацию
Основные требования к научному наблюдению:
других
(к
методов
ходе наблюдения исследователь
• однозначность за мысла;
• наличие системы методов и приемов;
• объективность, т. е. воз можность контроля
путем либо повторного наблюдения, либо с по
мощью
примеру,
эксперимента).
В
всегда
руководствуется определенной идеей, концепцией
или гипотезой. Он не просто регистрирует любые
факты, а сознательно отбирает те из них, которые
либо подтверждают, либо опровергают его идеи.
При этом очень важно отобрать наиболее
репрезентативную,
наиболее
представительную
их
взаимосвязи.
группу фактов
в
т.
е.
2. ЭКСПЕРИМЕНТ.
изучаемого
протекание
- активное и целенаправленное вмешательство
процесса,
в
соответствующее изменение объекта или его
воспроизведение в специально созданных и
контролируемых условиях. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏбᴩᴀᴈᴏᴍ, в
эксперименте объект или воспроизводится
искусственно, или ставится в определенным
образом заданные условия, отвечающие целям
исследования.
Основные особенности эксперимента:
(чем при наблюдении)
а) более активное
отношение к объекту, вплоть до его изменения и
преобразования;
б) возможность обнаружения таких свойств
явлений,
в
естественных условиях;
в) возможность рассмотрения явления в «чистом
виде» путем изоляции его от усложняющих и
маскирующих его ход обстоятельств или путем
изменения, варьирования условий эксперимента
и др.
наблюдаются
которые
не
Основные стадии осуществления
эксперимента:
• планирование и построение (его цель, тип,
средства, методы проведения и т. п.);
• кон троль;
3. СРАВНЕНИЕ
познавательная
выявляющая
сходство или различие объектов (либо ступеней
развития одного и того же объек та).
операция,
Сравнение является основой такого логического
приема, как ана логия, и служит исходным пунктом
сравнительно-истори ческого метода. Его суть -
выявление общего и особенного в позна нии
различных ступеней (периодов, фаз) развития
одного и
явления или разных
сосуществующих явлений.
того же
4. ОПИСАНИЕ.
- познавательная операция, состоящая в
опыта
фиксировании
(наблюдения или эксперимента) с помощью
определенных
обозначения,
принятых в науке (схемы, графики, рисунки,
таблицы, диаграммы и т. п.).
результатов
систем
5. ИЗМЕРЕНИЕ.
принятых
совокупность
-
действий,
выполняемых
помощи
определённых средств с целью
нахождения
числового
значения измеряемой величины
в
единицах
измерения. Следует еще раз
что
подчеркнуть,
методы
иссле дования
эмпирического
реализуются
никогда
не
«вслепую»,
всегда
«теоретически
нагружены»,
направляются определёнными
концептуальными идеями.
при
а