ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 14»
НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ
ТЕМА: « Школьная форма. За и против»
![]() |
Выполнила: Батяшова Дарья ученица 3 «А» класса
Руководитель: Генрих Наталья Александровна
I. Выбор темы исследования
В последнее время учителей, учеников и их родителей интересует вопрос о введении вновь в учебные заведения Казахстана единой школьной формы.
Сейчас в стране ведется много споров о том, нужна ли школьная форма ученикам, поднимет это дисциплину и успеваемость или, напротив, лишит индивидуальности детей, возможности самовыражения, что помешает формированию полноценной личности. Я решила исследовать данную проблему.
II. Цель исследования
Определить необходимость введения в школе единой формы для учащихся.
III. Задачи исследования
1. Узнать, когда впервые в Казахстане была введена школьная форма?
2. Изучить, какой она была раньше?
3. Провести опрос среди учащихся начальных классов «Нравится ли им ходить в школу в школьной форме?».
4. Создать папку творческих работ (рисунки, аппликации, мини – сочинения) по данной теме.
IV. Проблема
«Нужна ли школьная форма современным детям?»
V. Гипотезы
Возможно, она нужна, потому что она дисциплинирует и является первой деловой одеждой ребёнка.
Допустим, что утром не надо думать, что надеть в школу. Нет вопросов – «В чем пойти в школу?», у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться.
Предположим, в ней всегда выглядишь опрятно и нарядно, но в то же время школьная форма позволит прочувствовать всю серьёзность учебного процесса.
VI. Методы и приёмы
1. Сбор информации о школьной форме;
2. Самостоятельная работа с литературой;
3. Наблюдение и опрос учащихся;
4. Обработка собранной информации;
5. Творческая работа.
VII. Объект, предмет и база исследования
Объект исследования: школьная форма.
Предмет исследования: необходимость введения в школе единой формы для учащихся.
Участники исследования: учащиеся начальных классов
VIII. Результаты исследования
Сколько споров и разных мнений о необходимости введения школьной формы бытует у нас в стране. Одни считают, что школьная форма необходима. Другие придерживаются мнения, что она вредит гармоничному развитию личности ребенка.
I. Вступление.
Сколько споров и разных мнений о необходимости введения школьной формы бытует у нас в стране. Одни считают, что школьная форма необходима. Другие придерживаются мнения, что она вредит гармоничному развитию личности. Есть люди, которые считают, что школьная форма – изобретение советского руководства.
Так что же я узнала об истории создания школьной формы? Под школьной формой мы подразумеваем форму одежды для учащихся во время их пребывания в школе.
Школьная форма становится обязательной после Великой Отечественной в СССР (в состав входит Казахстан), вводится единая школьная форма. Отныне мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки – коричневые шерстяные платья с черным передником. Именно тогда появились белые "праздничные" фартуки и пришивные воротнички и манжеты – со временем несколько менялся лишь фасон, но не общая суть формы девочек. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником – белые (ещё в таких случаях приветствовались белые колготки).
II. Основная часть.
1. Какой была школьная форма раньше?
В 1973 году произошла
новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был
синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми
пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников (такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен. У мальчиков брюки и куртка заменили брючным костюмом. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве.
Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.
Однако вначале 90-х школьную форму отменили, позволив детям и их родителям произвольно выбирать одежду для учебы. Кому-то нравились новые порядки, кому-то не очень. Как бы там ни было, сейчас во многих школах снова появилась школьная форма
В Казахстане школьная форма была внедрена вновь поэтапно с 2003 года. Каждая школа совместно с учащимися и родительской общественностью самостоятельно разрабатывает фасон.
Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» вопрос о введении школьной формы для обучающихся относится к компетенции образовательного учреждения и обязательно должно быть зафиксировано в его Уставе.
2. Школьная форма сегодня…….
Вводить школьную форму для учеников могут только по собственному усмотрению представители общеобразовательных учреждений: совет школы, родительский комитет, общешкольное родительское собрание, попечительский совет. Принимается такое решение большинством голосов.
На сегодня в школах республики введена обязательная школьная форма для учащихся 1-4 классов, в отдельных организациях среди учащихся 5-11 классов.
3. Исследование данного вопроса.
Я понаблюдала за учащимися начальных классов и провела опрос среди них «Нравится ли им ходить в школу в школьной форме?»
Получились такие результаты:
Таблица опроса учащихся начальных классов по теме «Нравится ли им ходить в школу в школьной форме?»
Класс |
Количество учащихся |
Нравится ходить в школьной форме |
Не нравится |
1класс |
41 |
41 |
- |
2 класс |
47 |
29 |
18 |
3 класс |
48 |
30 |
18 |
4 класс |
58 |
29 |
29 |
Проанализировав результаты опроса учащихся начальных классов, я пришла к выводу, что учащимся 1 классов нравится и очень хочется ходить в школьной форме.
Школьная форма помогает первокласснику почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе, но чем старше школьники, тем для них привлекательней разнообразие в одежде.
Мы сфотографировались в форме, в которой сейчас ходим в школу.
В своём классе я организовала и оформила выставку рисунков - моделей «Школьная форма сегодня».
Обратимся опять к вопросу «Нужна ли школьная форма современным детям?»
Думаю, что – «да». Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.
Форма исключает возможность конкуренции между учениками в одежде, устраняет визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».
Единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье. Но она не должна нас уравнивать, убивать в нас индивидуальность.
Считаю, что школьная форма должна быть по сезону. Это должен быть простой комплект школьной одежды и аксессуаров, который можно комбинировать в зависимости от сезона и погоды. Можно даже ввести несколько альтернативных вариантов школьной формы, чтобы дети имели возможность выбирать себе одежду по своему вкусу. Главное - чтобы форма была удобной, практичной и дешевой. Она должна быть сделана со вкусом и из натуральных высококачественных тканей. И по возможности, у каждого лицея, гимназии, школы – своя форма. В противном случае, у детей развивается культ одежды. А самое главное – чтобы она нравилась детям.
Я считаю, что школьная форма - это лицо ученика.
III. Выводы
Из проведенных исследований я вижу, что школьная форма необходима.
Преимущества:
1. Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
2. Форма дисциплинирует человека.
3. Единая школьная форма позволяет избежать соревновательности между детьми в одежде.
4. Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.
5. Нет проблемы "В чем пойти в школу", у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться.
6. Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
7. Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.
Недостатки:
1.Нежелание детей ее носить.
2.“Потеря индивидуальности”.
Итак, мои гипотезы подтвердились.
Итоги работы
Ø Организовала выставку рисунков - моделей «Школьная форма сегодня»;
Ø Оформила папки творческих работ о школьной форме;
Ø Создала презентацию по теме «Школьная форма. Быть или не быть»,
Ø Выступила на классном часе о необходимости введения единой школьной формы.
Работая над темой, я познакомилась со следующей литературой:
1. Светлана Леонтьева. Советская школьная форма: канон и повседневность // Теория моды., Минск, Альма-старт, 2008, № 8
2. История школьной формы – Планета школ// Планета школ. - 1996.-№4.-С. 146-151.
3. Евстафьев,Б.Н. Современная школьная форма в корпоративной этике школы [Текст] / Б.Н.Евстафьев // Психологическое здоровье школьников – российская научно- практическая конференция. -М.: 2002. -С. 53-54.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.