Материал можно использовать для подготовки к урокам русского языка по теме: "Стили речи. Научный стиль" В данном конспекте есть термины, рассматриваются признаки научного стиля (сфера употребления, функции, стилевые черты, языковые средства). Даны тексты для определения разновидностей научного стиля и сферы применения.
Научный стиль
Орфографическая разминка (работа у доски)
Элемент, периодическая система, прогрессивный, естествознание,
диссертация, профессор, членкорреспондент, исследование, классификация,
интеллигенция, фундаментальный, монография, эксперимент, эквивалент,
объективность, концепция, авторитет, рациональный.
Значение каких слов вам неизвестны?
Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его.
Классификация – система, по которой чтолибо классифицировано
Концепция – система взглядов на чтонибудь; основная мысль.
Естествознание – естественные науки. Науки о явлениях и закономерностях
природы
Фундаментальный – основательный, глубокий
Монография – исследование, посвященное какомулибо одному вопросу,
теме.
Мэрия орган местной городской исполнительной власти.
Спикер – председатель парламента.
Рейтинг – показатель популярности какоголибо лица, фильма,
представления и др.
Инвестор – вкладчик (физическое или юридическое лицо), осуществляющий
вклады в какоелибо предприятие, дело.
Менеджер – специалист по управлению производством, работой
предприятия.
Менталитет – мировосприятие, умонастроение.
Маркетинг – система организации хозяйственной деятельности, основанная
на изучении рыночного спроса, возможностей сбыта продукции, реализации
услуг.Брокер – агент, выступающий посредником, при куплепродаже ценных
бумаг.
Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске):
“Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями”
(Г. Солганик)
Как вы понимаете значение выражения “стили речи”?
Какие стили речи вам известны?
К какому стилю речи относятся слова нашей орфографической
разминки?
На каком учебном предмете вы могли бы встретить эти слова?
Именно с химией будет связан наш урок, на котором узнаете некоторые
факты из жизни и деятельности Д.И. Менделеева. Мы поговорим о научном
стиле, его жанровых и языковых особенностях.
Как и любой функциональный стиль, он имеет свои признаки:
сферу употребления;
основные функции;
стилевые черты;
языковые средства.
Расскажите о научном стиле, опираясь на обучающие схемы, в которых
систематизирован материал, изученный вами ранее
Учитель: Чтобы закрепить этот теоретический материал, важно применить его
на практике. Перед вами текст о Д.И. Менделееве – великом русском ученом
– естествоиспытателе. Вам необходимо доказать, что он принадлежит к
научному стилю, то есть выявить его отличительные признаки.
Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый. Открыл
периодический закон химических элементов.
В 1955 году американские физики во главе с Г. Сиборгом синтезировали
химический элемент с порядковым номером 101. Они дали емуназвание “менделевий” в знак признания заслуг выдающегося русского
ученого. Периодическая система, созданная им уже более 100 лет
назад, служит ключом к открытию новых элементов.
Периодический закон и периодическая система стали важнейшим
вкладом Д.И. Менделеева в развитие естествознания. Но они
составляют лишь часть огромного творческого наследия ученого.
Полное собрание его сочинений – 25 объемистых томов, настоящая
энциклопедия знаний.
В научной деятельности ученый видел, по его словам, “первую службу
Родине”.
Вторая служба – педагогическая деятельность.
Многогранной и полезной была “третья служба Родине” на ниве
промышленности и сельского хозяйства.
“Посев научный взойдет для жатвы народной” таков был девиз всей
деятельности ученого.
В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или
разновидностей.
Закрепление и проверка знаний.
Перед вами на парте тексты. Определите, к какой разновидности научного
стиля они относятся, сферу применения, аргументируйте свой выбор.
1. Научная деятельность Менделеева чрезвычайно обширна и многогранна.
Среди его печатных трудов (более 500) – фундаментальные работы по химии,
химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию,
метеорологии, сельскому хозяйству, по вопросам экономике, народного
просвещения и многим другим. “ Сам удивляюсь, чего только я не делывал на
своей научной жизни. И сделано, думаю, недурно”, писал в 1899 году М.
(Соч., т.25,1952,с.714)2. Первое сообщение об открытии закона и первое отражающая его таблица
были опубликованы Д.И. Менделеевым в 1869г. Этот год и считается годом
открытия закона.
К этому времени было достоверно установлено существование 63 химических
элементов (какую часть это составляет от известных сейчас?). И вопрос об их
систематике стоял очень остро. Ученые разных стран искали закономерности,
которые позволили бы объяснить и многообразие элементов, и существование
групп сходных по химическим свойствам элементов.
3. Сто пятьдесят лет назад, когда Д.И. Менделеев создал Периодическую
систему химических элементов, самым тяжелым из них был уран.
Радиоактивный уран присутствует в природе в заметных количествах, его
распространенность в земной коре выше распространенности многих
“обычных” химических элементов, например, йода. Химические свойства
урана изучают уже более 200лет, и о них известно, пожалуй, больше, чем о
свойствах почти всех остальных металлов и неметаллов с большой
периодической системы. Долгое время верхняя ее граница проходила через
уран.