Научный стиль, его признаки

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал можно использовать для подготовки к урокам русского языка по теме: "Стили речи. Научный стиль" В данном конспекте есть термины, рассматриваются признаки научного стиля (сфера употребления, функции, стилевые черты, языковые средства). Даны тексты для определения разновидностей научного стиля и сферы применения.
Иконка файла материала Научный стиль, его признаки.docx
Научный стиль Орфографическая разминка (работа у доски) Элемент,  периодическая система, прогрессивный, естествознание,  диссертация, профессор, член­корреспондент, исследование, классификация,  интеллигенция, фундаментальный, монография, эксперимент, эквивалент,  объективность, концепция, авторитет, рациональный. ­ Значение каких слов вам неизвестны? Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его. Классификация – система, по которой что­либо классифицировано Концепция – система взглядов на что­нибудь; основная мысль. Естествознание – естественные науки. Науки о явлениях и закономерностях  природы Фундаментальный – основательный, глубокий Монография – исследование, посвященное какому­либо одному вопросу,  теме. Мэрия ­  орган местной городской исполнительной власти. Спикер – председатель парламента. Рейтинг – показатель популярности какого­либо лица, фильма,  представления и др. Инвестор – вкладчик (физическое или юридическое лицо), осуществляющий  вклады в какое­либо предприятие, дело. Менеджер – специалист по управлению производством, работой  предприятия. Менталитет – мировосприятие, умонастроение. Маркетинг – система организации хозяйственной деятельности, основанная  на изучении рыночного спроса, возможностей сбыта продукции, реализации  услуг.Брокер – агент, выступающий посредником, при купле­продаже ценных  бумаг. ­ Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске): “Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями” (Г. Солганик) ­ Как вы понимаете значение выражения “стили речи”? ­ Какие стили речи вам известны? ­ К какому стилю речи относятся слова нашей орфографической  разминки?  ­ На каком учебном предмете вы могли бы встретить эти слова? ­ Именно с химией будет связан наш урок, на котором узнаете некоторые  факты из жизни и деятельности Д.И. Менделеева. Мы поговорим о научном  стиле, его жанровых и языковых особенностях. ­ Как и любой функциональный стиль, он имеет свои признаки:  сферу употребления;  основные функции;  стилевые черты;  языковые средства.  Расскажите о научном стиле, опираясь на обучающие схемы, в которых  систематизирован материал, изученный вами ранее Учитель: Чтобы закрепить этот теоретический материал, важно применить его на практике. Перед вами текст о Д.И. Менделееве – великом русском ученом  – естествоиспытателе. Вам необходимо доказать, что он принадлежит к  научному стилю, то есть выявить его отличительные признаки. Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый. Открыл  периодический закон химических элементов. В 1955 году американские физики во главе с Г. Сиборгом синтезировали  химический элемент с порядковым номером 101. Они дали емуназвание “менделевий” ­ в знак признания заслуг выдающегося русского  ученого. Периодическая система, созданная им уже более 100 лет  назад, служит ключом к открытию новых элементов. Периодический закон и периодическая система стали важнейшим  вкладом Д.И. Менделеева в развитие естествознания. Но они  составляют лишь часть огромного творческого наследия ученого.  Полное собрание его сочинений – 25 объемистых томов, настоящая  энциклопедия знаний. В научной деятельности ученый видел, по его словам, “первую службу  Родине”. Вторая служба – педагогическая деятельность. Многогранной и полезной была “третья служба Родине” ­ на ниве  промышленности и сельского хозяйства. “Посев научный взойдет для жатвы народной” ­ таков был девиз всей  деятельности ученого. В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или  разновидностей.  Закрепление и проверка знаний. Перед вами на парте тексты. Определите, к какой разновидности научного  стиля они относятся, сферу применения, аргументируйте свой выбор. 1. Научная деятельность Менделеева чрезвычайно обширна и многогранна.  Среди его печатных трудов (более 500) – фундаментальные работы по химии,  химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию,  метеорологии, сельскому хозяйству, по вопросам экономике, народного  просвещения и многим другим. “ Сам удивляюсь, чего только я не делывал на  своей научной жизни. И сделано, думаю, недурно”,­ писал в 1899 году М.  (Соч., т.25,1952,с.714)2. Первое сообщение об открытии закона и первое отражающая его таблица  были опубликованы Д.И. Менделеевым в 1869г. Этот год и считается годом  открытия закона.  К этому времени было достоверно установлено существование 63 химических элементов (какую часть это составляет от известных сейчас?). И вопрос об их  систематике стоял очень остро. Ученые разных стран искали закономерности,  которые позволили бы объяснить и многообразие элементов, и существование  групп сходных по химическим свойствам элементов.  3. Сто пятьдесят лет назад, когда Д.И. Менделеев создал Периодическую  систему химических элементов, самым тяжелым из них был уран.  Радиоактивный уран присутствует в природе в заметных количествах, его  распространенность в земной коре выше распространенности многих  “обычных” химических элементов, например, йода. Химические свойства  урана изучают уже более 200лет, и о них известно, пожалуй, больше, чем о  свойствах почти всех остальных металлов и неметаллов с большой  периодической системы. Долгое время верхняя ее граница проходила через  уран.