Развитие психологической науки в нашей стране и за рубежом сопровождается значительным повышением интереса к проблемам психодиагностики. Цель современной психодиагностики -фиксировать в упорядоченном виде различия между людьми и группами людей. Её задачей в самом общем виде является установление индивидуальностой степени выраженности психических свойств и их интраиндивидуальных взаимосвязей .
Наука Психодиагностика
Развитие психологической науки в нашей стране и за рубежом
сопровождается значительным повышением интереса к проблемам
психодиагностики. Цель современной психодиагностики фиксировать в
упорядоченном виде различия между людьми и группами людей. Её задачей в
самом общем виде является установление индивидуальностой степени
выраженности психических свойств и их интраиндивидуальных взаимосвязей .
Предмет психодиагностики нередко ограничивают набором различного рода
диагностических методов , посредством которых выявляется психическое
своеобразие человека . Иногда к психодиагностике относят еще и статические
измерения динамики изменения психического статуса под влиянием тех или
иных обстоятельств . При этом упускают из виду ,что характер полученной
информации и интерпретация её в психодиагностическом измерении в
значительной степени зависят от общей теории личности , которую использует
предмет психодиагностики.
Психическое в предмете психодиагностики обнаруживается в самых разных
формах и проявлениях , однако диагностически релевантным оно становится
лишь будучи включенным в систему конкретных отношений :
интраиндивидуальных связей когда диагностические данные отражают
взаимную связь и отношения психических свойств человека как
целостной функциональной системы , целостной личности ;
интериндивидуальных вариаций , когда диагностические данные
служат основанием для установления различий между людьми ;
субъектобъективных отношений , когда диагностические данные о
личности приобретают диагностическую ценность , если они несут
информацию об отношении человека к условиям своего существования
требованиям окружающей среды .
Психодиагностика в специальной литературе понимается как особая форма
познавательного процесса – распознавания в отличие от познания в научном
плане несводимого к узнаванию в обыденном представлении
.Психодиагностическое распознавание является отдельной и специфической
сферой человеческой деятельности , которая предполагает специальное
обучение . Своеобразие диагностического распознавания заключается в том ,
что представляется в направлении внедрения единичного из общего . Но
главная особенность – именно в предмете диагностики , который является
своеобразным выражением и конкретизацией общенаучного понятия
«состояние» . В психодиагностике понятие «состояние» применимо и к
психическим процессам и к психическим свойствам личности , и к собственно
к психологическим состояниям . Предметом же психодиагностики
становиться распознавание конкретного психического явления ,
пребывающего в динамическом состоянии , с локализацией его по качеству ивремени , равно как и по отношению . Локализация , состояние , качество ,
скорость , интенсивность , отношение , развитие – все это индикация
психодиагностики , её предмет .
Психодиагностика занимает промежуточное положение среди наук ,
изучающих психические явления. Она представляет собой как бы связующее
звено между общей и прикладной психологией , а по отношению к
используемым методам выступает в качестве общей основы , объединяющей
все области их практического применения .
Во всех , практически , случаях , практическая психодиагностика решает
ряд типичных для неё задач , к ним относятся следующие :
1. Установление наличия у человека того или иного психологического
свойства или особенности поведения.
2. Определения степени развитости данного свойства и её выражение в
определенный количественных и качественных показателях
3. Описание диагностических психологических поведенческих особенностей
человека в тех случаях когда это необходимо
4. Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей
Все четыре задачи практической психодиагностики решается каждая в
отдельности , или комплексно, в зависимости от цели проводимого
обследования. Итак , психодиагностика есть особая , достаточно сложная
область профессиональной деятельности психолога без которой не может
обойтись ни один специалист психолог любого профиля, если он имеет
дело не только с теорией .
А теперь если подойти к рассмотрению задач и предмета
психодиагностики с точки зрения сферы своей работы то я считаю , что
как руководитель я должен иметь элементарные представления об основах
психологии ,о психологии труда и управления , чтобы решать проблемы
управления своей организацией рационального подбора, расстановки и
использованию кадров, а с точки зрения специалиста психолога
воспользоваться всем комплексом полученных знаний , для успешной
работы с людьми, для создания благоприятной обстановки в коллективе,
для достижения более эффективной и продуктивной деятельности всей
организации.
Ну а учитывая то , что моя работа связана в первую очередь с общением, я
должен очень тщательно обдумывать мои слова, действия и поведение в той
или иной обстановке , для того чтобы максимально положительно влиять на
психику моих слушателей(так как работаю я на радио). Для правильного
построения эфира я должен максимально логично выстраивать стиль ,темп,
количество и качество музыки которая будет звучать , так как если в моемпостроении будет нелогичность , это введет слушателей в состояние
раздражения и я не смогу после этого контролировать их настроение и
состояние. Еще очень важно в моей работе то , что я должен во время прямого
эфира со слушателем , практически моментально провести его
психодиагностику для моего дальнейшего с ним диалога, а учитывая то , что я
этого слушателя совершенно не знаю , то иногда эта задача бывает не из
легких, т.к. на диагностику у меня дается времени не больше 15 секунд , ну
или 23 вопросов. В момент связи со слушателем мне очень важно знать какие
у человека те или иные психологические свойства или особенности поведения,
так как именно я к нему , а не он ко мне должен « подстраиваться» при
общении, если у меня в эфире проходит игра , то я должен определить
степень развитости данного индивидуума, свойства и скорость его мышления ,
обработки информации, и уровень его интеллекта, т.к. только исходя из этого
я подбираю для него вопрос или задание , которое он смог бы выполнить.