по теме: «Науки, изучающие организм человека»
достигаемые метапредметные результаты:
познавательные УУД - извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; построение логических цепей рассуждений; осознанное и произвольное построение речевых высказываний в письменной форме; выделение только существенной информации;
коммуникативные УУД - адекватное использование речевых средств для аргументации своей позиции; умение представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.
регулятивные УУД - обнаружение отклонений и отличий от эталона, внесение корректив; оценивание результата;
по теме: «Науки, изучающие организм человека»
достигаемые метапредметные результаты:
познавательные УУД извлечение необходимой информации из текстов различных жанров; построение
логических цепей рассуждений; осознанное и произвольное построение речевых высказываний в
письменной форме; выделение только существенной информации;
коммуникативные УУД адекватное использование речевых средств для аргументации своей позиции;
умение представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.
регулятивные УУД обнаружение отклонений и отличий от эталона, внесение корректив; оценивание
результата;
Прочтите отрывок из книги А.А. Вортникова
«Биология и анатомия: универсальная энциклопедия.
Наука о строении тела.
Первые анатомические сведения встречаются уже в письменных источниках древних египтян и
античных греков, хотя и скудные и часто неточные. Неточность описаний может объясняться тем, что, к
примеры, в древней Греции было запрещено вскрывать человеческие трупы, и Аристотель,
интересовавшийся, кроме прочего, анатомией, вынужден был удовлетворять свой учёный интерес,
вскрывая трупы животных. Большой вклад в развитие анатомической науки внес врач из Бухары Абу
Али ибн –Сина (Авиценна), несмотря на то, что религия мусульман запрещала производить вскрытия.
Основательное изучение человеческого тела начинается в Европе в эпоху Возрождения, когда
католическая церковь несколько ослабляет запрет на вскрытия. Леонардо да Винчи начинает
систематически препарировать трупы и делать зарисовки с подробными описаниями. Он развеял
заблуждения в отношении некоторых органов, например, сердца, мозга, он открыл щитовидную железу,
классифицировал мышцы.
Настоящим реформатором анатомии стал фламандец Андрей Везалий. Ему удалось опровергнуть
многие, бытовавшие до его времени, представления Галена, в том числе и о строении человеческого
сердца, и о вместилище души. Ученики и последователи Везалия – Бартоломео Евстахий, Габриель
Фаллопий, Леонардо Боталло, Констанцо Варолий также посвятили свою жизнь анатомическим
исследованиям, и в современной медицинской терминологии можно встретить их имена(Евстахиева
труба, Боталлов проток, Варолиев мост и т.д.).
С XVII в. анатомическая наука усиленно развивается университетами Англии, Франции и
Нидерландов. Так Марчелло Мальпиги открыл капиллярные сосуды в почках и легких.
В то же время появляется большой интерес к анатомии в России. Широко известны имена первых
русских анатомов: ученика Ломоносова А.П. Протасова, К.И. Щепина и др.
В начале XIX века в России появились первые учебники по анатомии. Поистине отцом
топографической анатомии можно назвать Н.И. Пирогова, создавшего учение о расположении основных
кровеносных сосудов и нервных стволов.
Ученому П.Ф. Лесгафту принадлежат многие сочинения по теоретической анатомии. Он
занимался изучением взаимосвязи функций органов и их строения.
Без знания анатомии невозможно понимание жизнедеятельности организма, причин и развития
заболевания.
Выполните следующие задания:
1. Расположите в определенном хронологическом порядке этапы развития науки анатомии.
2. Приведите пример того, как в анатомических названиях отображены ученые, которые
изучали эти органы.
3. Приведите презентацию вклада русских ученых в развитие науки анатомия.
4. Выявите принципы, лежащие в основе изучения анатомии.5. Изложите в форме летописи свое понимание развития науки анатомия.
6. Оцените значимость открытий древних ученых для развития науки анатомии.