Навигатор - это инструмент, помогающий учащимся выстроить индивидуальный образовательный маршрут в теме "имя существительное". Навигатор содержит образовательную карту цикла уроков, ресурсы, матрицу образовательных результатов, дидактический материал контрольные задания и вопросы для рефлексии. Учащиеся на протяжении 5-7 уроков, выстраивая свой маршрут, двигаются согласно навигатору.
Навигатор для 5 класса.doc
Имя существительное как часть речи
Русский язык
5 класс
5 уроков
Навигатор ученика
Кому принадлежит: _______________________________________________________________________________________
Автор-составитель: Бутер Наталья Константиновна
20.03-24.03
Пермский край, г.Чайковский
МАОУ СОШ №7
1 ОСНОВНОЕ О ЦИКЛЕ УРОКОВ
Слово учителя
Эта тема одна из важнейших для учеников 5 класса. На первый взгляд, ты скажешь, что тебе о
существительном все известно. Но по мере изучения грамматических признаков этой части речи ты
сможешь узнать много нового. В результате изучения темы ты можешь усовершенствовать навыки
работы с текстом, навыки построения рассуждения на лингвистическую тему. Твой путь к результату – глубокие знания об
основных грамматических признаках имени существительного. На пути к этому тебе практические инструменты по
преодолению трудностей: лекция учителя, видеоурок, работа в группе и паре, схемы, алгоритмы, которые ты сможешь
применить в дальнейшем.
Интересные цитаты и факты по теме
Имя существительное – важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти
наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительные появляются в речи ребенка в числе первых слов. И это вполне
понятно. Ребёнок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется все то, что его окружает.
К.Г Паустовский утверждал: “Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск
красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”. Эти слова Паустовского
прежде всего относятся к именам существительным, так как это самая представительная часть речи. В русском языке на каждые сто слов приходится
сорок имен существительных. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.
2 СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КАРТА
(НАГЛЯДНЫЙ КОНСПЕКТ) ЦИКЛА УРОКОВ
Задание:
Изучи карту самостоятельно или с помощью учителя. Отметь зеленым цветом то из перечисленного, что тебе уже знакомо. Желтым цветом отметь то,
что кажется наиболее интересным. Красным цветом – то, что тебе неизвестно в этой теме. Устно ответь на вопрос, почему важно изучить эту тему.
предмет
___подлежа
щее
сказуем
ое
дополнен
ие
определен
ие
постоянн
ые
По
вопросу
Одушевленные
и
неодушевленны
е
По
падежу
Собственные
и
нарицательн
ые
ИМЯ
СУЩЕСТВИТЕЛ
ЬНОЕ
Синтаксиче
ская роль
Грамматиче
ские
признаки
Нормы
употребления
существительн
ых
орфоэпичес
кие
лексичес
кие
грамматичес
кие
конкретн
ые
собиратель
ные
вещественн
ые
отвлеченные
непостоян
ные
падеж
число
обстоятельс
тво
род
склонен
ие
3 ТЕОРИЯ:
Пример контрольных заданий1
1. Что такое имя существительное?
2. Какие существительные имеют форму только единственного и только множественного числа?
3. Как различить собственные и нарицательные существительные?
4. Как определить одушевленное или неодушевленное имя существительное ?
Задание
Изучи таблицу и узнай, какие образовательные результаты ты получишь, если будешь внимательно и ответственно работать на уроках.
Если ты считаешь, что некоторые из этих результатов ты уже достиг, отметь это в колонке «Твои заметки». Это значит, что по этим пунктам ты
сможешь помочь другим ученикам, если захочешь.
Твои образовательные результаты
№
1
2
3
4
5
6
7
Описание
Обязательные
Твои заметки
Самостоятельно определяет существительное по признакам: что обозначает, на какой вопрос
отвечает, как изменяется
Самостоятельно определяет синтаксическую роль существительного
Безошибочно определяет разряд существительного по значению
Самостоятельно различает имена собственные и нарицательные
Самостоятельно различает одушевленные и неодушевленные имена существительные
Самостоятельно определяет род имен существительных
Самостоятельно приводит примеры существительных, имеющих форму только единственного или
только множественного числа
Надо повторить
1 Дополнительные контрольные задания ты найдешь в конце «Навигатора»
4 «Хочу дополнительно» / Повышенные по предложению учителя
Карта образовательных ресурсов по циклу уроков
Задание
Изучи и дополни карту ресурсов по циклу уроков.
Внимание: ресурсы делятся на три группы:
5 предметные (ресурсы, которые можно найти в библиотеке или музее, они словно специально созданы для учеников),
социальные (интересные места, события, люди, встреча с которыми поможет тебе изучить тему),
антропологические (твои личные особенности и черты, которые помогут тебе учиться).
П
р
е
д
м
е
т
н
ы
е
Таблицы,
алгоритм, словари
Нормы
русского
языка
Задания
исследовательс
кого характера
Изучать и отрабатывать материал ты можешь разными способами: с учителем, в паре, группе, индивидуально. Изучи, какие варианты тебе предлагает
учитель и нарисуй свой маршрут движения.
антропологические
Номер урока Образовательны
Варианты работы
й результат
Что надо
сделать
Как ты будешь учиться
С
учителем
В паре В группе Индивидуальн
о
Твой
вариант
Провести опрос
среди уч-ся,
взрослых о
названии улиц
социальные
города
С
о
ц
и
а
л
ь
н
ы
е
6
Публичное
выступлен
ие Имя
существительное
как часть речи
Самостоятельно
определяет
существительное по
признакам: что
обозначает, на какой
вопрос отвечает, как
изменяется
самостоятельно
определяет
синтаксическую роль
существительного
Безошибочно
разряд
определяет
существительного по
значению
×
×
×
×
×
×
Выявление
признаков
существительного на
примерах
Изменение
существительных по
заданным признакам
Доказательство
принадлежности
одиночного слова к
существительным по
алгоритму
Построение
рассуждения на
грамматическую
тему
Выполнение
синтаксического
разбора
предложения
Конструирование
предложений с
существительными
Чтение
лингвистического
текста, составление
кластера по тексту
Наблюдение за
словообразованием
существительных
Выполнение заданий
на распределение
существительных по
разрядам
7
×
×
×
×
×
×
×
×
×
×
×
×
×
×
×
×
×
×
× Имена
существительные
собственные и
нарицательные
Самостоятельно
различает
собственные
нарицательные
имена
и
Имена
существительные
одушевленные и
неодушевленные
самостоятельно
различает одушевленные
и неодушевленные имена
существительные
Род имен
существительных
самостоятельно
определяет род имен
существительных
и
имен
из
областей
сопоставление
собственных
нарицательных
существительных по
отличительным
признакам
нахождение
примеров
собственных
других
(литература,
география, история)
Выполнение заданий,
связанных с
правописанием
собственных
существительых
исследование
признаков
одушевленности и
неодушевленности
существительных
через анализ
примеров, работу с
лингвистическим
текстом,
составление
алгоритма)
доказательство
определения
категории сущ. по
алгоритму
согласование в роде
существительных с
другими частями
речи
×
×
×
×
×
×
×
×
×
×
×
×
×
×
×
×
×
×
8 самостоятельно
определяет число имен
сущ.
изменение сущ. по
числам
Имена
существительные,
имеющие форму
только
единственного и
множественного
числа
сравнение сущ.
только ед.и множ
числа по значению
приведение
примеров сущ.
только ед.и множ
числа
×
×
×
×
×
×
×
×
9 Задания для групповой работы
Используйте базовые правила работы в группе
При разговоре смотри на собеседника
Говори в группе тихо, чтобы не мешать одноклассникам;
Называй товарищей по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать
Аргументируй (объясняй, доказывай ) свою позицию понятно для других ребят
Порядок работы:
Внимательно все вместе прочитайте задание и разберитесь, что нужно сделать.
Спланируйте общую работу (что нужно сделать сначала, что потом; как можно разделить сложное задание)
При необходимости распределите роли (например, исследователь, критик, оформитель)
Учитывайте все позиции и аргументы
В конце оставьте время на обсуждение результатов и оформление ответа
Задание 1
Отметьте особенности словообразования имен существительных. Проанализируйте примеры и заполните
таблицу.
Глупость, большинство, беготня, доброта, истина, певучесть, студенчество. Березонька, ружьецо, ложечка,
соломинка, спаленка, болтовня, платьице.
Суффиксы
Значения суффиксов
примеры
Задание 2
Проведите в группе миниисследование на одну из тем: «Из истории происхождения русских имен», «Тайны происхождения русских
отчеств», «Прозвище: это хорошо или плохо». Оформите результаты исследования ( текст, презентация).
10 Задание 3
Прочитав текст ( учебник Львовой стр. 6869), составьте алгоритм определения категории одушевленности – неодушевленности у имен
существительных.
Пользуясь алгоритмом, определите одушевленное или неодушевленное существительное:
Робот, кукла, мертвец, труп, паук, компьютер, горизонт, ящерица, муравей, забияка, группа.
Задание 4.
Отметьте существительные, перешедшие в нарицательные из собственных. Докажите свои предположения.
Метафора, браунинг, шампанское, саванна, лампа, галифе, болонья, маузер, шоссе, медицина, одеколон, гамбургер, пицца, мавзолей, макинтош,
гильотина, обломовщина.
11 Задания для парной работы
1. Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л.Н. Толстой так писал об этом стихотворении: «В нем
нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Из 22 слов стихотворения – 14 существительных, 6 прилагательных, 2 служебных слова. А
получается удивительная чудесная картина ночи, ночного пейзажа.
Попробуйте обсудить в паре вопрос о роли существительных в речи вообще и в поэтической в частности.
2. Прочитайте лингвистический текст. Составьте опорный конспект или кластер по тексту.( стр. 58 учебник под ред. Львовой)
Выполните задание: запишите слова в соответствующие колонки.
конкретные
Названия конкретных
предметов и явлений
отвлеченные
Понятия, которые
воспринимаются
мысленно
вещественные
Названия однородных
веществ
собирательные
Обозначают совокупность
однородных предметов
как одно целое
Сани, мошкара, молоко, брат, гибкость, красота, родня, молодежь, сонливость, красота, книга, ножницы, сахар, нефть, листва, доверчивость.
3. Подготовьте в паре сообщение о происхождении названий улиц города Чайковский. Подумайте, какими ресурсами вы
воспользуетесь.
12 4 . Прочитайте отрывки из стихотворений С.Есенина. Посчитайте, сколько одушевленных и неодушевленных существительных употреблено
в них. Какой художественный приём использует поэт? Почему поэты часто прибегают к этому приёму? Напишите об этом.
1) Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
2) Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
3) Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы
Задания для индивидуальной работы
1. Прочитайте и озаглавьте текст. Укажите имена существительные, определите их морфологические и синтаксические признаки.
Запишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Пр… рода – это волшебник, она не только дар…т нам радость, но и с…здает разные уд..вительные вещи, надо только нагнут(?)ся и п..искать
их.
Гуляя в лесу, зам…чали ли вы, что очень часто к..решок или шишка н..поминают з..бавную фигурку? Посмотрите вн..мательно: вот сучок,
похожий на танцующего человечка, а вот домик, крыша которого гриб, растущий на коре березы. Вот оленёнок, который вытянул шейку и
слушает, а ведь это кусочек к..решка.
2. Попробуйте придумать предложения, в которых слово книга выполняло бы роль разных членов предложения. Запишите эти предложения,
разберите их по членам.
3. З. В текстах сказок, басен, детских художественных произведений найдите примеры нарицательных имен, которые используются в значении
собственных. (например: Незнайка)
4. Определите род имён существительных. Составьте словосочетания.
13 Существо, шампунь, ничтожество, депутат, эмбарго, полслова, перила, простофиля, дружище, тамада, чудовище, куранты, секретарь, дитя, премьер
министр, бигуди, адвокат, жалюзи, окунь, желе, визави, симпатяга, сабо, мозоль, шахматы, рефери, ничья, кабальеро, амплуа, сорока, страшилище,
куница, кандалы, треть, галифе, библиотекарь, алоэ, чудила, доцент, юноша.
Дорога, путь, направление, штиль, тишь, затишье, вид, картина, зрелище, облик, обличье, внешность, договор, соглашение, конвенция., молодежь,
студенчество, невежество, храбрость, дитя, удаль, фойе, рояль, рельс, рябь.
5.Подберите к существительным синонимы с признаками другого рода.
Мотылек, аромат, шорох, шеренга, арена, инъекция, табун.
6. Существительные, имеющие форму только единственного числа, разделены на четыре группы. Что объединяет слова каждой группы? Составьте и
запишите по одному предложению с именами существительными каждой группы. Разберите по составу имена существительные первой группы.
1) Беднота, мошкара, листва, учительство, детвора, молодёжь, студенчество 2) Молоко, варево, чай, мед, варенье, свёкла, баранина 3) Тоска,
горе, дружба, баловство, лукавство, упрямство, коварство. 4) Европа, Азия, Байкал
1. Напиши сочинение – рассуждение на тему: «Имя существительное – хлеб языка»
Творческие задания
2. Представьте себе, что вы получили большую коробку с подарками. Напишите, что бы вам хотелось в ней обнаружить. Постарайтесь
использовать предложение с обобщающим словом при однородных членах. Объясните, почему в вашем тексте будут преобладать имена
существительные. Сделайте вывод.
Переставьте буквы так, чтобы у вас получились конкретные имена существительные, имеющие отношения к школе. Запишите их в
алфавитном порядке.
5.
КУАРЧ, ШДКАНКАРА. ЦУРЬЛИК, СТИКЛА, РАТДЕТЬ, ФЕРОПТЛЬ, НЕМАКС, АФОРМ, ЛСАТА,РАКАТ, БАЛАКОЖО, ФУЛИТ,
НЕЧУБИК,ГЛУКАСТ,НЕПАЛ, КРЕМАР, ВИДКЕНН, АБЛОМЬ.
6. Выпишите из художественных произведений примеры олицетворений.
7. Прочитайте текст и кратко изложите его содержание в письменной форме. (упр. 555, учебник С.И. Львовой)
14 Дополнительные материалы
Как провести миниисследование
1. Сформулируйте цель и задачи исследования.
2. Подберите необходимую информацию (дополнительную литературу)
3. Подумайте над методами исследования ( анализ источников, опрос, интервью)
4. Оформите полученные результаты в форме статьи, можно использовать наглядный материал в презентации ( диаграммы, таблицы, фотографии)
Как подготовить сообщение по теме.
1. Проанализируйте тему, выделите ключевые слова и определите основную идею вашего сообщения.
2. Подберите литературу по теме, изучите её, сделайте выводы.
3. Напишите текст сообщения (сообщение должно быть кратким, интересным, подкрепленное фактами)
4. Подготовьте устное выступление в соответствии с требованиями к публичному выступлению.
1. Отметьте собственные существительные.
Плутоний, Баку, алюминий, снежинка, марганец, фонетика, «Унесенные ветром», пескарь, Груша, горемыка, «Премудрый пескарь».
Контрольные задания (часть 2)
15 2. Отметьте словосочетания с одушевленными существительными.
Поймать карася, делать кумира, разгневать Марса, перспективная молодежь, пчелиный рой, отобразить характер, накормить животное, выкопать
червя, вижу толпу.
3. Отметьте существительные, имеющие форму только множ.числа.
Ручищи, пески (Сахары), консервы, Кижи, будни, чернила, щи, сумерки, донья (корзин), колибри, румяна, играть в горелки, зерна, колосья.
4. Отметьте существительные, имеющие форму только единственного числа.
Заботливость, брань, знание, забота, народ, расход (денег), дичь, молодежь, молодость, поколение, хлорофилл, устрица, крестьянство.
Прочитайте текст и выполните задания.
С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.
Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских
странах русского скорее всего както поймут, но в соседней Венгрии — уже нет: венгерский язык совершенно не похож на
русский.
Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий — переводчик. Но, вопервых, на перевод уходит
лишнее время, вовторых, он не всегда возможен.
Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно
«ничей» язык эсперанто или латынь, но чаще говорят на языке, который для когото в мире родной. Обычно этот язык
обладает большим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какойнибудь распространенный
язык. В современном мире языком международного общения нередко выступает английский язык.
(По материалам энциклопедии «Русский язык»)
1.
2.
3.
4.
5.
Выпишите из текста имена собственные.
Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.
Выпишите по 23 примера существительных 1, 2 и 3го склонения. Определите их род.
Докажите, что слово русский в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите
примеры.
Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. Определите их род.
Тест по теме "Имя существительное"
16 1. В каком ряду все слова являются именами существительными?
А) растение, трое, возгорание, поле
Б) каре, тире, варьете, вместе
В) натрий, карий, алюминий, всякий
Г) манго, облако, древко, повидло
2. В каком ряду все существительные являются неодушевленными?
А) буйвол, воробей, зверь
Б) народ, труп, студенчество
В) робот, покойник, туз
Г) черт, эгоист, леший
3. В каком случае грамматические признаки существительных указаны правильно?
А) зрение — существительное, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2го склонения
Б) росток — существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2го склонения
В) невежда — существительное, нарицательное, одушевленное, женского рода, 1го склонения
Г) человек — существительное, нарицательное, одушевленное, общего рода, 2го склонения
4. У какого из выделенных в предложении существительных неправильно определены грамматические признаки:
Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну?
А) рощи — существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1го склонения, употреблено в винительном падеже,
во множественном числе
Б) уединенье — существительное, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 3го склонения, употреблено в винительном
падеже, в единственном числе
В) ночь — существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 3го склонения, употреблено в винительном падеже,
в единственном числе
Г) звезды — существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1го склонения, употреблено в винительном
падеже, во множественном числе
17 Для заметок
Желаю успешной работы!
18
Навигатор о теме "Имя существительное" 5 класс
Навигатор о теме "Имя существительное" 5 класс
Навигатор о теме "Имя существительное" 5 класс
Навигатор о теме "Имя существительное" 5 класс
Навигатор о теме "Имя существительное" 5 класс
Навигатор о теме "Имя существительное" 5 класс
Навигатор о теме "Имя существительное" 5 класс
Навигатор о теме "Имя существительное" 5 класс
Навигатор о теме "Имя существительное" 5 класс
Навигатор о теме "Имя существительное" 5 класс
Навигатор о теме "Имя существительное" 5 класс
Навигатор о теме "Имя существительное" 5 класс
Навигатор о теме "Имя существительное" 5 класс
Навигатор о теме "Имя существительное" 5 класс
Навигатор о теме "Имя существительное" 5 класс
Навигатор о теме "Имя существительное" 5 класс
Навигатор о теме "Имя существительное" 5 класс
Навигатор о теме "Имя существительное" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.