Навыки 21 века
в практиках и оценках учителей
Итоги всероссийского опроса
Мария Сергеевна Добрякова
Институт образования
НИУ «Высшая школа экономики»
![]() |
![]() |
![]() |
|||
Всероссийский опрос учителей
4500 учителей, 85 регионов РФ, февраль 2018
• Школа – семья: кто даст навыки 21 века?
• Каковы задачи учителя и ученика?
• Что делать на уроке? Какова атмосфера?
• Совпадают ли ожидания школы и семьи?
![]() |
![]() |
||||
![]() |
|||||
Всероссийский опрос учителей
4500 учителей,
85 регионов РФ, февраль 2018
Учитель начальных классов |
823 |
|
Русский язык/ литература |
708 |
|
Математика |
610 |
|
Социальные науки… |
|
1119 |
Естественные науки… |
|
1291 |
Иностранный язык |
595 |
|
Информатика ИЗО Технология Физическая культура Музыка ОБЖ |
313 149 131 103 82 79 |
Профессия любимая, о ней мечтали
4500 учителей, 85 регионов РФ, февраль 2018
![]() |
Мир VUCA – быстрый, нестабильный, неопределенный
![]() |
•
Новые технологии
• Доступность и обилие информации
• Виртуальная мобильность и реальность
• Новые знания, переплетение научных областей
• …
• Экология, климат
• Неравенство
• Старение населения (Европа), рост рождаемости (Индия, Китай)
• Безопасность, терроризм
• …
https://hbr.org/2010/11/leading-in-a-vuca-environment.html
5
• От 9 до 50% рабочих мест могут быть автоматизированы или роботизированы в следующие 10 лет
• «Атлас новых профессий»: к 2030 году
исчезнет 57 профессий и появится 186 новых
• На рынке труда будут появляться все новые «лишние люди»
6
62 Рост спроса 60
58
56
54
52
50
48 1960
46
44
42
40 Сокращение
1970 1980
1990
2000
Задачи, требующие совместной работы
Комплексные нерутинные задачи
2012
Рутинные задачи и
задачи, требующие ручного труда
38 спроса Динамика спроса на решение различных типов задач
Источник: Autor, Levy, & Murnane, 2003
—обучение на протяжении всей жизни
—когнитивная гибкость
8
—развитие социально-эмоциональных навыков
Учебная программа меняется в ответ
9
КОНСОРЦИУМ
• Россия: Институт образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Московский городской педагогический университет
• Великобритания: Institute of Education, University College London
• Канада: Ontario Institute for Studies in Education, University of Toronto
•
Китай:
Graduate School of Education, Peking University
• Южная Корея: College of Education, Seoul National University
• Польша: Evidence Institute и Warsaw University
• США: Lynch School of Education, Boston College
• Финляндия: Faculty for Educational Sciences, University of Helsinki
ПАРТНЕРСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА
Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее»
ВОСПИТАНИЕ ХАРАКТЕРА
(character education)
КРЕАТИВНОСТЬ
(creativity)
ГРАЖДАНСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
(citizenship education)
![]() |
Участие, вовлеченность и построение устойчивого будущего
Мышление
и умение учиться
Карьерное развитие
и предпринимательство
ИКТ-грамотность
Человек, развитый как личность и как гражданин
Мультиграмотность
Культурная компетентность, взаимодействие
и самовыражение
Забота о себе и управление
повседневной жизнью
![]() |
Компетенция, компетентность:
способность эффективно «включать»
(бегло выбирать и использовать наиболее подходящие здесь и сейчас) знания, навыки, установки для решения задач,
в т.ч. в новых ситуациях.
Грамотность: способность понимать, интерпретировать, использовать и создавать текстовую и визуальную информацию в различных
форматах, контекстах и для различных задач.
• Формируются постепенно, в ходе практики.
• Позволяют людям достигать своих целей в том обществе, в котором они живут; полноценно использовать возможности, предлагаемые этим обществом.
(1) Компетентность мышления:
to know, to do, to be, to live together
• критическое мышление, ориентированное на решение задач (critical thinking + problem solving);
• креативное мышление, ориентированное на решение задач (creative thinking + problem solving);
• понимание и интерпретация;
• анализ и аргументация…
(2)
Компетентность взаимодействия другими:
• кооперативность, способность к сотрудничеству (сooperation / collaboration) — в том числе в роли лидера и в роли участника, ответственность и ее распределение;
• способность договариваться (убеждать, аргументировать, видеть разные точки зрения и интересы…)
(3) Компетентность взаимодействия с собой:
• саморегуляция, самоконтроль (в тч распознавание своих эмоций и управление ими)
• самоорганизация (способность рефлективно относиться к своей деятельности, мобилизовать себя на выполнение задач…)
• понимание, анализ и интерпретация задачи, поиск и выделение закономерностей в массиве фактов; идентификация неявно заданных качеств предметов и явлений, скрытых ресурсов для решения задачи; выстраивание причинно-следственных цепочек, в том числе разветвленных с необходимой степенью детализации; применение формальной логики в условиях недостаточного знания; выделение главного, противоречий, аналогий, построение классификаций…;
• выбор и применение вариантов для решения комплексных задач, в том числе открытых (имеющих более одного решения);
• креативное мышление, изобретательность (продуктивное действие
в ситуациях новизны и неопределенности, при недостатке информации; создание собственного продукта, обладающего субъективной или объективной новизной
и оригинальностью);
• системное мышление, понимание и интерпретация эстетики закономерностей и степени универсальности их применения; симуляционное моделирование комплексных процессов и явлений (выбор и учет значимых факторов, принятие решений в изменчивой среде, в том числе организованной сетевым образом; управление рисками, компенсация провалов и сохранение устойчивости системы; модульные многозадачные решения; выбор баланса между скоростью при выполнении известного алгоритма и адаптивностью к изменившимся условиям)…
список НЕ исчерпывающий – это не сортировка терминов, а описание типов действия и результата
Неграмотность: порождает риск исключения человека из общественной
жизни
Грамотность:
открывает
возможности коммуникации и участия в жизни общества
видит и виден
слышит и слышим
• видит и использует открытые ему возможности, воспринимает сигналы общества (людей, институтов, государства)
• выражает потребности на языке и в формате, понятном и принятом в данном обществе
Основана на использовании современных инструментов коммуникации (с использованием знаковых систем),
изменение в новых технологических условиях привычной грамотности
«читать+писать+считать»
с поправкой на форматы взаимодействия и способы передачи информации, в том числе в режиме «человек — человек» и «человек — машина»):
•
читательская (читать, писать) — способность воспринимать и создавать
информацию в различных текстовых
и визуальных форматах, в
том числе в цифровой среде (literacy + digital literacy) (на естественных языках)
• математическая (включая работу с данными) — способность понимать и применять математические модели в повседневной жизни, в том числе в цифровой среде (numeracy + data literacy + digital literacy)
• вычислительная и алгоритмическая — способность воспринимать и создавать информацию на формальных языках, языках программирования (computational literacy)
Современные знания и навыки поведения в актуальных областях:
• гражданская «грамотность»
• навыки финансового поведения (финансовая «грамотность»)
• навыки использования правовых норм (правовая «грамотность»)
![]() |
![]() |
Компетентность мышления
Компетентность взаимодействия с другими
Компетентность
«взаимодействия с собой»
Базовая инструментальная грамотность
Базовые специальные знания
Используются в разных контекстах Ограничены определенной сферой
КАК УЧИТЬ?
Принципы
•
в центре обучения
– Ученик
• Мотивация, => эмоции играют ключевую роль в обучении
• индивидуальные различия важны
• амбициозные задачи для каждого
• оценивание помогает обучению
• Персонализация
• Ребенок – первооткрыватель
• Релевантность опыту ребенка
• Совместная работа учеников
• Оценивание для обучения
• «Большие идеи» в предметах
21
Кто отвечает за то, чтобы ребенок знал / умел…
Хорошо излагать свои мысли Хорошие знания по основным
предметам
Охотно учился
Отличать правду от вымысла
4,2
3,4
19,8
29,7
53,4
53,4
89,3
81,7
школа / учителя
Применять знания в повседневной жизни
Мыслить нестандартно Находить общий язык, работать с
разными людьми
Планировать свое время, расставлять приоритеты
Был ответственным гражданином
Уважительно относился к другим людям
2,9
15,5
22,8
25,0
15,3
15,3
47,3
46,6
46,8
56,5
77,3
88,1
кружки, секции, клубы семья
сам ребенок
![]() |
Мышление: критическое – возможно, креативность – не поддается?
История Физика
Иностранный язык
Химия
ИЗО
30,2%
41,8%
24,2%
Музыка
Физическая культура
Учитель начальных классов
География
Нельзя научить мыслить критически
Нельзя научить креативности
Биология
41,5%
Математика
24,5%
20,8%
37,0%
Технология
Русский язык/ литература
Информатика Все учителя
Школа отвечает за то, чтобы ученик…
Умел отличить достоверную информацию от недостоверной (правду от вымысла)
Биология |
60,8% |
Химия |
60,2% |
География |
58,9% |
Информатика |
54,6% |
Технология |
52,7% |
ИЗО |
51,0% |
Учитель начальных классов |
51,0% |
Музыка |
49,4% |
Русский язык/ литература Математика Иностранный язык Физическая культура |
48,2% 47,3% Цифры 45,7% 35,0% |
«Нельзя научить мыслить…»: точка зрения учителей разных предметов
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КРЕАТИВНОСТЬ
26,2 24,7% 24,2%
Точка зрения: Нельзя научить мыслить
критически
Точка зрения: Нельзя научить креативности
|
![]() |
|||||||||||||
Учителя географии |
23,2% |
История |
38,6% |
Учителя русского языка/ литературы |
21,8% |
Физика |
38,0% |
Учителя химии |
21,0% |
Иностранный язык |
37,6% |
Учителя информатики |
20,1% |
Русский язык/ литература |
37,2% |
![]() |
Точка зрения:
Нельзя научить креативности, по блокам дисциплин
Учителя музыки, ИЗО, физкультуры, технологии
Учителя начальных классов
Учителя русск. и иностр. языков, литературы
Учителя Social Science
(История, обществознание, обществознание, географи я)
Учителя Science 39,0
практики учителей разных предметов
Я часто даю задания,
в которых нет очевидных ответов
(открытые задачи)
Русский язык, литература |
|
47,8% |
Технология |
|
46,6% |
Биология |
|
46,4% |
История, обществознание |
|
45,5% |
Учитель начальных классов |
|
44,5% |
География |
|
44,1% |
Математика |
|
41,1% |
Физика |
|
40,6% |
Химия |
|
40,5% |
Иностранный язык Физическая культура |
25,2% |
40,0% |
учителя музыки и ИЗО |
|
47,1% |
учителя социально-гуманитарных… |
|
45,7% |
учителя "science" |
|
42,8% |
Все учителя |
|
43,7% |
|
Я часто даю задания, в которых нет |
43,0% |
Бывали в школах в других странах |
очевидных ответов (открытые задачи) |
48,3% |
Не бывали в школах в других странах |
Я подробно излагаю и разъясняю |
48,2% |
Считаю, что нельзя научить
мыслить критически
содержание учебника по теме урока
Вызываю учеников к доске по списку, чтобы проверить выполнение домашней работы
Считаю, что нельзя научить креативности
Вызываю ученика к доске по желанию
0,8%
Не
бывали в школах в других странах
Бывали в школах в других
странах
Учителю важно...
Передать как можно больше знаний
по моему предмету
33,2%
29,1%
Село: любовь к
родине, передача знаний
Город: навыки общения, критическое
восприятие информации
Увидеть, что ученики получили хорошие оценки в итоговой аттестации
Научить учеников общаться, разрешать конфликты
Научить учеников ориентироваться в различной информации, выбирать источники
Привить ученикам любовь к родному
10,8%
5,6%
27,0%
32,1%
20,1%
51,7%
54,7%
городу, краю
11,8%
Воспитать ответственных и активных граждан
36,5%
31,8%
Привить нравственные ценности
44,8%
49,0%
Поселок городского типа, село, деревня Город-миллионник (1 млн. жителей и больше)
Я часто...
Село:
Прошу учеников обменяться тетрадями (работами) и проверить работу товарища
39,2%
51,1%
сильнее ориентация на умение учиться;
подготовка к аттестации
Предлагаю ученикам самостоятельно оценить свою работу
Целенаправленно готовлю учеников
к аттестации (решаем
пробные варианты тестов
28,6%
44,5%
62,2%
и пр.) |
53,8%
|
Даю задания, которые ученики выполняют в |
61,3% |
парах или небольших группах |
52,1% |
Не даю готовых ответов, подвожу учеников к |
69,6% |
самостоятельному решению задачи |
59,7% |
Поселок городского типа, село, деревня Город-миллионник (1 млн. жителей и больше)
Важно научить учеников
общаться, разрешать конфликты
Все учителя Учитель начальных классов Физическая культура |
29,5%
32,0% |
38,9% |
Технология |
31,3% |
|
Информатика |
30,7% |
|
Иностранный язык |
30,4% |
|
Русский язык/ литература |
29,2% |
|
Математика |
27,5% |
|
Химия |
24,4% |
|
География |
24,3% |
|
Физика |
24,0% |
|
Биология |
23,3% |
|
История |
22,2% |
|
Даю задания, которые
ученики выполняют в парах или небольших группах
Все учителя Учитель начальных классов Физическая культура
56,6%
70,7%
67,0%
Иностранный язык |
62,4% |
Русский язык/ литература |
57,1% |
Биология |
56,5% |
Музыка |
55,6% |
Химия |
53,7% |
География |
53,1% |
ИЗО |
52,3% |
История |
52,1% |
Технология |
51,9% |
Физика |
49,9% |
Информатика |
49,3% |
Математика |
45,8% |
Ученики сами анализируют и оценивают свои достижения
Все учителя Учитель начальных классов Русский язык/ литература |
37,3%
42,4% |
58,0% |
ИЗО |
41,2% |
|
Технология |
39,7% |
|
Математика |
36,9% |
|
Биология |
32,2% |
|
Музыка |
32,1% |
|
Физическая культура |
32,0% |
|
География |
30,9% |
|
Химия |
30,8% |
|
Информатика |
30,2% |
|
Физика |
30,0% |
|
Иностранный язык |
28,9% |
|
История |
27,2% |
|
Блок Science – ориентация на применение знаний
Школа отвечает за то, чтобы ученик…
Умел применять полученные знания в повседневной жизни
Все учителя |
47,3% |
Химия |
53,4% |
Математика |
52,2% |
Физика |
52,1% |
Биология |
50,4% |
Информатика |
50,4% |
Иностранный язык |
45,2% |
Русский язык/ литература |
45,1% |
Учитель начальных классов |
44,2% |
География |
44,1% |
ИЗО |
43,6% |
Музыка |
42,0% |
Важно воспитать ответственных и активных граждан
Технология |
38,2% |
Музыка |
37,8% |
ИЗО |
37,6% |
Физика |
|
Математика |
|
География |
|
Иностранный язык |
|
Информатика |
|
Химия |
|
Гражданское воспитание – разное понимание в истории и литературе
Физкультура
![]() |
38% 19%
![]() |
Навыки 21 века ближе учителям старшего поколения
Я часто…
Обозначаю цель урока в начале занятия
Объясняю ученикам, как то, о чем мы говорим на уроке, может пригодиться в реальной жизни Побуждаю учеников задавать вопросы, устраивать дискуссии
Не даю готовых ответов, подвожу учеников к
63,6%
60,2%
55,1%
73,4%
83,4%
78,3%
72,9%
самостоятельному решению задачи/ проблемы
Позволяю ученикам проверить свои
работы, прежде чем их сдавать, и исправить… Даю разные задания (разные варианты
контрольной работы) ученикам в зависимости от… Прошу учеников обменяться тетрадями (работами) и проверить работу товарища
Объясняю ученикам правила поведения на уроке, решаю проблемы с дисциплиной Вызываю учеников к доске по списку, чтобы
проверить выполнение домашней работы Вызываю ученика к доске, если подозреваю, что
он не готов отвечать
26,1%
19,5%
11,0%
13,9%
5,6%
35,8%
56,4%
52,6%
47,1%
45,2%
72,6%
67,7%
65,5%
Моложе 35 лет
Старше 50 лет
На уроке технологии:
• Выполняется индивидуально
• Требует помощи родителей
• Учитель помогает сделать правильно
![]() |
в 65% случаев мальчики и девочки занимаются разными профилями
Шитье Пищевые технологии, приготовление еды Дизайн
(с т.зр. эстетики
и удобства)
12,2
19,6
34,6
49,9
49,6
66,0
Базовые предметы из дерева и металла Архитектура, строительство, включая ремонт
«Зеленые» технологии
Автомобили…
5,8
4,5
2,9
11,3
17,3
22,5
22,1
18,0
Делают Хотели бы
Парикмахерское мастерство Электроника, робототехника
8,6
13,2
19,0
25,0
Программирование Компьютерная графика, анимация
3-D печать
3,4
1,5
20,4
15,3
44,9
44,4
Я подробно излагаю и разъясняю содержание учебника по теме урока
Для изучения предмета можно ограничиться учебником,
в нем есть вся необходимая информация
скорее согласен
полностью согласен
Учебник – критерий выбора: разнообразные задания
Что для вас наиболее важно при выборе
учебника?
Задания разноуровневые, много заданий повышенной… |
|
|
|
|
|
53,7% |
Подходит для самостоятельной работы учеников / класса |
|
|
|
|
|
48,8% |
Наличие у УМК дополнительных цифровых сервисов |
|
|
|
|
|
47,5% |
Задания преимущественно разнообразные и нестандартные |
|
|
|
|
|
47,3% |
Подача информации соответствует уровню учащихся |
|
|
|
|
40,2% |
|
Активная методическая поддержка (семинары, вебинары по… |
|
|
|
31,1% |
|
|
Современный учебник, новый подход |
|
|
23,8% |
|
||
Задания из учебника подходят для проведения… |
|
16,8% |
|
|||
Широкий ассортимент дополнительных пособий |
|
15,2% |
|
|||
Учебник подробный, «разжевывающий» информацию |
|
14,2% |
|
|||
Содержит множество однотипных заданий на отработку и… |
7,9% |
|
|
Задания разноуровневые, много заданий повышенной сложности |
51,0% 57,0% |
||||
Подходит для самостоятельной работы учеников / |
|
|
37,2% |
|
|
класса |
|
|
|
|
56,3% |
Наличие у УМК дополнительных цифровых |
|
|
38,2% |
|
|
сервисов |
|
|
|
|
52,8% |
Задания преимущественно разнообразные и |
|
|
|
44,6% |
|
нестандартные |
|
|
|
|
50,5% |
Активная методическая поддержка |
|
25,3% |
|
|
|
(семинары, вебинары по данной литературе) |
|
|
33,3% |
|
|
Учебник подробный, «разжевывающий» информацию |
7,5% |
27,5% |
|
|
35 лет и моложе |
Содержит множество однотипных заданий на |
11,0% |
|
|
|
50 лет и старше |
отработку и закрепление навыков |
7,3% |
|
|
|
|
Учителя: возможность учиться друг у друга
Опора на данные исследований: мониторинг учеников, родителей, учителей, на уровне класса, школы, региона, страны
Устойчивость – в согласии всех участников:
учителя, родители, государство, работодатели
45
45
Ожидания учителей и родителей: сходства и различия
Школа отвечает
за то, чтобы ученик умел…
![]() |
–
+
Опрос НИУ ВШЭ, МГПУ, «Российский
учебник», февраль 2018,
4500 чел., 85 регионов
Школа может помочь с критическим мышлением, креативность – дается при рождении;
Навыки взаимодействия с другими и с собой – задача
семьи, а не школы.
Замешательство, неуверенность:
• Креативность («дано или не дано»)
• Обучение через собственные открытия (подменяется научным исследованием)
• Проектное обучение («хорошая поделка, выполненная по инструкции вместе с родителями»)
• Распределение компетентностей между предметами (узкое выделение русского языка и литературы, математики)
• Формирующее оценивание (нет понимания, что это такое и как его применять)
• Школа должна давать знания, она не может / не должна учить их применять
Опрос НИУ ВШЭ, апрель-май 2018,
3800 чел.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!
mdobryakova@hse.ru http://ioe.hse.ru/21skills
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.