Тема урока: Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИ
Цель: сформулировать правило разграничения на письме частиц НЕ и НИ и составить алгоритм рассуждения для решения данной орфографической задачи.
Задачи:
1) на основе анализа языкового материала урока выявить основные закономерности, влияющие на выбор не/ни в предложениях;
2) научить понимать и различать смысл и роль частиц не и ни, определять отрицательное значение и утвердительный смысл;
3) развивать умения сравнивать, выделять главное, наблюдать, обобщать, анализировать, делать выводы, выступать публично с сообщением;
4) воспитывать сознательное отношение к учебе через знакомство с требованиями ГИА и программы по разделу;
5) укреплять внутрипредметные связи
Оборудование: медиапроектор, экран, распечатанные тексты, тесты, алгоритм различения НЕ и НИ
Ход урока
I . Организационный момент.
II. ПДЗ Выступление учащихся с творческими работами:
1) исследовательская работа «Роль частиц в рассказе Кости из произведения И. С. Тургенева «Бежин луг»;
2) конкурсная работа на лучший параграф «Разряды частиц»
Стадия-вызов
-Мы путешествуем по Морю Частиц, и каждый день «Бортовой журнал» помогает фиксировать ваши знания, и значит, не сбиться с правильного курса, особенно на ГИА.
-Сегодня знания по теме «Частица» я поделю на порции. А кому, какой вопрос достанется, вы узнаете по жребию. (Даю вытянуть номер вопроса, трое выходят к доске).
II. Проверка знаний. Самооценка. Анализ ответа товарища.
III. Тест «Насколько хорошо я знаю частицу» или блиц-опрос по тестам с макросами с получением мгновенного результата. (Слайды № 2-7)
-Проанализируйте, в каком вопросе обнаружились пробелы.
IV. Постановка задач урока. Определение проблемы.
-Какие четыре крупных разряда частиц существует?
-Какие частицы мы еще не изучали подробно?
(Отрицательные)
-В определении разряда, думаю, проблем не будет. Тогда какую проблему нам предстоит решить? Ответить на этот вопрос вам поможет наблюдение над предложением, записанным на доске:
Не союзы, не предлоги не могут образовывать формы слов.
-Правильно ли написаны слова в предложении?
-Какая же главная цель стоит сегодня перед вами? (Научиться различать написания НЕ и НИ)
Слайд № 8
-Запишем тему конкретнее, исходя из поставленной цели.
Стадия-осмысление
V. Работа над новым материалом
-Начнем с анализа языкового материала. (Текст распечатан для каждого учащегося.) В тексте выделены отрицательные частицы «не» и «ни»: определите, перед какими членами предложения они могут употребляться и в каких предложениях.
Слайд 9
Всем известна притягательная сила родников. Из земных глубин они выносят на поверхность живительную влагу. Ни один путник не может пройти мимо, чтобы не остановиться, не припасть к хрустальной студеной воде. Родник нужен не только людям, но и зверям.
Эта притягательная сила родников имеет глубокие исторические корни. Ни в реках, ни в озерах не бывает такой чистой воды, как в родниках. Поэтому люди издавна селились вокруг них, сохраняли и обустраивали эти драгоценные источники жизни.
-Отсюда делаем следующие выводы.
1. Частицы «не» и «ни» могут употребляться перед любыми членами предложения, в том числе и однородными.
2. Частицы «не» и «ни» употребляются в предложениях любо структуры: простых и сложных.
-Мы не случайно анализировали употребление частиц в речь с синтаксических позиций, потому что именно синтаксические характеристики влияют на выбор частиц «не» и «ни» и составляют основу орфографического правила.
-Теперь рассмотрим каждый случай отдельно. Определим, какие частицы употребляются перед сказуемым в простом предложении.
Слайд 10. Анализ употребления отрицательных частиц перед сказуемым в простом предложении
Ветер не утихал.
Где он только не бывал!
Товарищ не мог не понять меня.
-Проанализируем эти простые предложения. (Вывод: в простом предложении перед сказуемым употребляется частица «не».)
Слайд 11.
-Какое значение частица «не» привносит в предложения? (В первом случае — отрицательное, во втором — усилительное, в третьем - положительное.)
- Как создается положительное значение в третьем предложении? (Двойным отрицанием, как в математике: минус на минус дает плюс. Минус в нашем случае - частица «не».)
Слайд 12. Анализ употребления отрицательных частиц перед сказуемым в сложносочиненном и бессоюзном предложениях
Дождь на улице не прекратился, и наша прогулка не состоялась.
Дома не спали: еще не вернулся с работы отец.
Не хотелось в это верить, но ничего другого не оставалось.
-Проанализируем сложные предложения.
-Какая частица употребляется в сложносочиненном и бессоюзном предложениях? (В сложносочиненном и бессоюзном предложениях перед сказуемыми употребляется «не».)
Слайд 13. Анализ употребления отрицательных частиц перед сказуемым в сложноподчиненном предложении
Как волка ни корми, он все в лес смотрит.
Хотя снега не было, над головой не виднелось ни одной звездочки.
Сколько ни договаривались мы о встрече, ей не суждено было состояться.
Где он ни побывал, нигде подолгу не задерживался.
-Какие частицы употребляются в сложноподчиненном предложении? (И частица «не», и частица «ни».)
-Вот и начинаются первые трудности. Как вы думаете, что может влиять на выбор частицы в сложноподчиненном предложении?
-Проанализируем сложноподчиненные предложения.
-Найдем и схематично обозначим главную часть и зависимую (придаточную). Какая частица употребляется в главной части? («Не».) Что можем сказать относительно придаточной? (И «не», и «ни».) От чего это зависит? Если придаточная часть присоединяется союзом «пока», то перед сказуемым пишется «не». В остальных случаях необходимо проводить проверку следующим образом: установить - положительный или отрицательный смысл у придаточной части. Вот в предложении «Как волка ни корми, он все в лес смотрит» - смысл придаточной части «как волка ни корми» - положительный, а в предложении «Хотя снега не было, над головой не виднелось ни одной звездочки» у придаточной части «хотя снега не было» - смысл отрицательный. Как это проверить? Надо произнести сказуемое с вопросительной интонацией: «Корми?» - отвечаем: «Да». «Было?» - «Нет». Если ответ положительный, пишем «ни»; если ответ отрицательный, пишем «не».
-Итак, мы рассмотрели условия выбора частиц «не» и «ни» в том случае, когда они употребляются перед сказуемым.
Слайд 14
-Повторим еще раз алгоритм рассуждения (на экране появляется схема).
Слайд 15. Анализ употребления отрицательных частиц перед другими членами предложения
За две недели не выпало ни капли дождя.
Не одна в поле березонька стояла.
При мне он у нас ни разу не был.
Конечно, вы не раз видали уездной барышни альбом.
-Работаем дальше, рассмотрим примеры, когда частицы «не» и «ни» употребляются перед другими членами предложения. В данном случае мы обращаем внимание на характер сказуемого: если перед сказуемым уже имеется отрицание, то пишется «ни», если нет отрицания, то пишется «не».
Слайд 16
-Представим это в виде схемы.
Слайд 17. Анализ употребления отрицательных частиц перед однородными членами предложения
Ни деревья, ни вода не шелохнутся.
На небо глянула - ни месяца, ни звезд.
В школу я шел в плохом настроении, потому что не решил задачу, не написал сочинение и не выучил стихотворение.
-При однородных членах «ни» выполняет роль сочинительного союза В таких случаях «ни» можно убрать из предложения или заменить повторяющимся союзом «и.. .и» без ущерба для смысла предложения. Если замену произвести нельзя, то пишется частица «не», например: «И деревья, и вода не шелохнутся. На небо глянула - и месяца, и звезд нет. (Восстанавливаем пропущенный член предложения.) В школу я шел в плохом настроении, потому что и решил задачу, и написал сочинение, и выучил стихотворение. (Нарушается смысл предложения.)
Слайд 18
-Подытожим наши наблюдения в схеме.
Слайд 19
-Составляем общую схему, в которой обобщаем результаты проделанной работы. Общую схему (слайд № 19) можно распечатать и раздать для индивидуальной работы. Разбор итогового алгоритма можно провести без общей демонстрации на экране, так как шрифт слишком мелкий (можно заранее написать схему на доске или приготовить учебный плакат).
-Пользуясь алгоритмом, расскажите, как надо рассуждать при выборе на письме отрицательной частицы.
V. Обобщение пройденного на уроке
-Какие знания по синтаксису необходимы для того, чтобы различать частицы «не» и «ни» на письме? Обращаю ваше внимание, что данная орфограмма интересна тем, что основывается не на знании морфологии, а на знаниях синтаксиса, нужно уметь ориентироваться в структуре предложения, определять главные и второстепенные члены, уметь находить главное и придаточное предложение. Поэтому знания по синтаксису оказываются необходимыми для решения орфографических задач на разграничение частиц «не» и «ни».
VI. Упражнения на закрепление пройденного материала
Слайд 20
-Объясните написание НЕ и НИ, опираясь на алгоритм
Ни метель, ни мороз не остановили путников.
За снежным туманом не видно ни поля, ни телеграфных столбов, ни леса.
Как ни трудно было взбираться на гору, никто не пожаловался на усталость.
Где мы ни бывали, нас встречали с радостью.
Где мы не бывали, туда нам и предстоит поехать.
Учитель: Прочитайте предложения и объясните употребление в нем частиц «не» и «ни».
-Выполните упражнение 881
Стадия-рефлексия
-Продолжите фразы:
На уроке я хорошо понял….
Открытием для меня было…
Я испытываю трудности, когда…
VII. Домашнее задание
Предмет: русский язык
Класс: 7
Учитель: Лучникова Ольга Анатольевна
Тема урока: Отрицательные частицы. Различение на письме частиц НЕ и НИ
Цель урока: сформулировать правило разграничения на письме частиц НЕ и НИ и составить алгоритм рассуждения для решения данной орфографической задачи.
Задачи урока:
6) на основе анализа языкового материала урока выявить основные закономерности, влияющие на выбор не/ни в предложениях;
7) научить понимать и различать смысл и роль частиц не и ни, определять отрицательное значение и утвердительный смысл;
8) развивать умения сравнивать, выделять главное, наблюдать, обобщать, анализировать, делать выводы, выступать публично с сообщением;
9) воспитывать сознательное отношение к учебе через знакомство с требованиями ГИА и программы по разделу;
10) укреплять внутрипредметные связи
Оборудование: медиапроектор, экран, распечатанные тексты, тесты, алгоритм различения НЕ и НИ
Ход урока
I . Организационый момент
Стадия-вызов
-Мы путешествуем по Морю Частиц, и каждый день наш «Бортовой журнал» помогает фиксировать наши знания, и значит не сбиться с правильного курса, особенно на ГИА.
-Сегодня знания по теме «Частица» я поделю на порции. А кому, какой вопрос достанется, вы узнаете по жребию. (Даю вытянуть номер вопроса, трое выходят к доске).
II. Проверка знаний. Самооценка. Анализ ответа товарища.
III. Тест «Насколько хорошо я знаю частицу» или блиц-опрос по тестам с макросами с получением мгновенного результата. (Слайды № 2-7)
-Проанализируйте, в каком вопросе обнаружились пробелы.
IV. Постановка задач урока. Определение проблемы.
-Какие четыре крупных разряда частиц существует?
-Какие частицы мы еще не изучали подробно?
(Отрицательные)
-В определении разряда, думаю, проблем не будет. Тогда какую проблему нам предстоит решить? Ответить на этот вопрос вам поможет наблюдение над предложением, записанным на доске:
Не союзы, не предлоги не могут образовывать формы слов.
Правильно ли написаны слова в предложении?
Какая же главная цель стоит сегодня перед вами? (Научиться различать написания НЕ и НИ)
Слайд № 8
-Запишем тему конкретнее, исходя из поставленной цели.
Стадия-осмысление
V. Работа над новым материалом
-Начнем с анализа языкового материала. (Текст распечатан для каждого учащегося.) В тексте выделены отрицательные частицы «не» и «ни»: определите, перед какими членами предложения они могут употребляться и в каких предложениях.
Слайд 9
Всем известна притягательная сила родников. Из земных глубин они выносят на поверхность живительную влагу. Ни один путник не может пройти мимо, чтобы не остановиться, не припасть к хрустальной студеной воде. Родник нужен не только людям, но и зверям.
Эта притягательная сила родников имеет глубокие исторические корни. Ни в реках, ни в озерах не бывает такой чистой воды, как в родниках. Поэтому люди издавна селились вокруг них, сохраняли и обустраивали эти драгоценные источники жизни.
-Отсюда делаем следующие выводы.
3. Частицы «не» и «ни» могут употребляться перед любыми членами предложения, в том числе и однородными.
4. Частицы «не» и «ни» употребляются в предложениях любо структуры: простых и сложных.
-Мы не случайно анализировали употребление частиц в речь с синтаксических позиций, потому что именно синтаксические характеристики влияют на выбор частиц «не» и «ни» и составляют основу орфографического правила.
-Теперь рассмотрим каждый случай отдельно. Определим, какие частицы употребляются перед сказуемым в простом предложении.
Слайд 10. Анализ употребления отрицательных частиц перед сказуемым в простом предложении
Ветер не утихал.
Где он только не бывал!
Товарищ не мог не понять меня.
-Проанализируем эти простые предложения. (Вывод: в простом предложении перед сказуемым употребляется частица «не».)
Слайд 11.
-Какое значение частица «не» привносит в предложения? (В первом случае — отрицательное, во втором — усилительное, в третьем - положительное.)
- Как создается положительное значение в третьем предложении? (Двойным отрицанием, как в математике: минус на минус дает плюс. Минус в нашем случае - частица «не».)
Слайд 12. Анализ употребления отрицательных частиц перед сказуемым в сложносочиненном и бессоюзном предложениях
Дождь на улице не прекратился, и наша прогулка не состоялась.
Дома не спали: еще не вернулся с работы отец.
Не хотелось в это верить, но ничего другого не оставалось.
-Проанализируем сложные предложения.
-Какая частица употребляется в сложносочиненном и бессоюзном предложениях? (В сложносочиненном и бессоюзном предложениях перед сказуемыми употребляется «не».)
Слайд 13. Анализ употребления отрицательных частиц перед сказуемым в сложноподчиненном предложении
Как волка ни корми, он все в лес смотрит.
Хотя снега не было, над головой не виднелось ни одной звездочки.
Сколько ни договаривались мы о встрече, ей не суждено было состояться.
Где он ни побывал, нигде подолгу не задерживался.
-Какие частицы употребляются в сложноподчиненном предложении? (И частица «не», и частица «ни».)
-Вот и начинаются первые трудности. Как вы думаете, что может влиять на выбор частицы в сложноподчиненном предложении?
-Проанализируем сложноподчиненные предложения.
-Найдем и схематично обозначим главную часть и зависимую (придаточную). Какая частица употребляется в главной части? («Не».) Что можем сказать относительно придаточной? (И «не», и «ни».) От чего это зависит? Если придаточная часть присоединяется союзом «пока», то перед сказуемым пишется «не». В остальных случаях необходимо проводить проверку следующим образом: установить - положительный или отрицательный смысл у придаточной части. Вот в предложении «Как волка ни корми, он все в лес смотрит» - смысл придаточной части «как волка ни корми» - положительный, а в предложении «Хотя снега не было, над головой не виднелось ни одной звездочки» у придаточной части «хотя снега не было» - смысл отрицательный. Как это проверить? Надо произнести сказуемое с вопросительной интонацией: «Корми?» - отвечаем: «Да». «Было?» - «Нет». Если ответ положительный, пишем «ни»; если ответ отрицательный, пишем «не».
-Итак, мы рассмотрели условия выбора частиц «не» и «ни» в том случае, когда они употребляются перед сказуемым.
Слайд 14
-Повторим еще раз алгоритм рассуждения (на экране появляется схема).
Слайд 15. Анализ употребления отрицательных частиц перед другими членами предложения
За две недели не выпало ни капли дождя.
Не одна в поле березонька стояла.
При мне он у нас ни разу не был.
Конечно, вы не раз видали уездной барышни альбом.
-Работаем дальше, рассмотрим примеры, когда частицы «не» и «ни» употребляются перед другими членами предложения. В данном случае мы обращаем внимание на характер сказуемого: если перед сказуемым уже имеется отрицание, то пишется «ни», если нет отрицания, то пишется «не».
Слайд 16
-Представим это в виде схемы.
Слайд 17. Анализ употребления отрицательных частиц перед однородными членами предложения
Ни деревья, ни вода не шелохнутся.
На небо глянула - ни месяца, ни звезд.
В школу я шел в плохом настроении, потому что не решил задачу, не написал сочинение и не выучил стихотворение.
-При однородных членах «ни» выполняет роль сочинительного союза В таких случаях «ни» можно убрать из предложения или заменить повторяющимся союзом «и.. .и» без ущерба для смысла предложения. Если замену произвести нельзя, то пишется частица «не», например: «И деревья, и вода не шелохнутся. На небо глянула - и месяца, и звезд нет. (Восстанавливаем пропущенный член предложения.) В школу я шел в плохом настроении, потому что и решил задачу, и написал сочинение, и выучил стихотворение. (Нарушается смысл предложения.)
Слайд 18
-Подытожим наши наблюдения в схеме.
Слайд 19
-Составляем общую схему, в которой обобщаем результаты проделанной работы. Общую схему (слайд № 19) можно распечатать и раздать для индивидуальной работы. Разбор итогового алгоритма можно провести без общей демонстрации на экране, так как шрифт слишком мелкий (можно заранее написать схему на доске или приготовить учебный плакат).
-Пользуясь алгоритмом, расскажите, как надо рассуждать при выборе на письме отрицательной частицы.
V. Обобщение пройденного на уроке
-Какие знания по синтаксису необходимы для того, чтобы различать частицы «не» и «ни» на письме? Обращаю ваше внимание, что данная орфограмма интересна тем, что основывается не на знании морфологии, а на знаниях синтаксиса, нужно уметь ориентироваться в структуре предложения, определять главные и второстепенные члены, уметь находить главное и придаточное предложение. Поэтому знания по синтаксису оказываются необходимыми для решения орфографических задач на разграничение частиц «не» и «ни».
VI. Упражнения на закрепление пройденного материала
Слайд 20
-Объясните написание НЕ и НИ, опираясь на алгоритм
Ни метель, ни мороз не остановили путников.
За снежным туманом не видно ни поля, ни телеграфных столбов, ни леса.
Как ни трудно было взбираться на гору, никто не пожаловался на усталость.
Где мы ни бывали, нас встречали с радостью.
Где мы не бывали, туда нам и предстоит поехать.
Учитель: Прочитайте предложения и объясните употребление в нем частиц «не» и «ни».
-Выполните упражнение 881
Стадия-рефлексия
-Напишите синквейн на тему «Урок» (сегодняшний)
-Продолжите фразы:
На уроке я хорошо понял….
Открытием для меня было…
Я испытываю трудности, когда…
VII. Домашнее задание
Всем известна притягательная сила родников. Из земных глубин они выносят на поверхность живительную влагу. Ни один путник не может пройти мимо, чтобы не остановиться, не припасть к хрустальной студеной воде. Родник нужен не только людям, но и зверям.
Эта притягательная сила родников имеет глубокие исторические корни. Ни в реках, ни в озерах не бывает такой чистой воды, как в родниках. Поэтому люди издавна селились вокруг них, сохраняли и обустраивали эти драгоценные источники жизни.
Всем известна притягательная сила родников. Из земных глубин они выносят на поверхность живительную влагу. Ни один путник не может пройти мимо, чтобы не остановиться, не припасть к хрустальной студеной воде. Родник нужен не только людям, но и зверям.
Эта притягательная сила родников имеет глубокие исторические корни. Ни в реках, ни в озерах не бывает такой чистой воды, как в родниках. Поэтому люди издавна селились вокруг них, сохраняли и обустраивали эти драгоценные источники жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.