Не и ни
Оценка 4.8

Не и ни

Оценка 4.8
doc
31.05.2021
Не и ни
не и ни.doc

Тема урока: Отрицательные частицы. Различение на письме  частиц НЕ  и НИ

Цель: сформулировать правило разграничения на письме частиц НЕ и НИ и составить алгоритм рассуждения для решения данной орфографической задачи.

Задачи:

1)      на основе анализа языкового материала урока выявить основные закономерности, влияющие на выбор не/ни  в предложениях;

2)      научить понимать и различать смысл и роль частиц не и ни, определять отрицательное значение и утвердительный смысл;

3)      развивать умения сравнивать, выделять главное, наблюдать, обобщать, анализировать, делать выводы, выступать публично с сообщением;

4)      воспитывать сознательное отношение к учебе через знакомство с требованиями ГИА и программы по  разделу;

5)      укреплять внутрипредметные  связи

Оборудование:  медиапроектор, экран, распечатанные  тексты, тесты, алгоритм различения НЕ и НИ

Ход урока

I . Организационный момент.

II. ПДЗ Выступление учащихся с творческими работами:

1)      исследовательская работа «Роль частиц в рассказе Кости из произведения И. С. Тургенева «Бежин луг»;

2)      конкурсная работа на лучший параграф «Разряды частиц»

 

Стадия-вызов

 

-Мы путешествуем по Морю Частиц, и каждый день  «Бортовой журнал» помогает фиксировать ваши знания, и значит, не сбиться с  правильного курса, особенно на ГИА.

-Сегодня  знания по теме «Частица» я поделю на порции.  А кому, какой вопрос достанется, вы узнаете по жребию. (Даю вытянуть номер вопроса, трое выходят к доске).

II. Проверка знаний. Самооценка. Анализ ответа товарища.

 

III. Тест «Насколько хорошо я знаю частицу» или блиц-опрос  по тестам с макросами с получением мгновенного результата. (Слайды № 2-7)

-Проанализируйте, в каком вопросе обнаружились пробелы.

 

IV. Постановка задач урока. Определение проблемы.

-Какие четыре крупных разряда частиц существует?

-Какие  частицы мы еще не изучали подробно?

(Отрицательные)

-В определении разряда, думаю, проблем не будет. Тогда какую проблему нам предстоит решить? Ответить на этот вопрос вам поможет  наблюдение над предложением, записанным на доске:

Не союзы, не предлоги не могут образовывать формы слов.

-Правильно ли написаны слова в предложении?

-Какая же главная цель стоит сегодня перед вами? (Научиться  различать написания НЕ и НИ)

Слайд  № 8

-Запишем тему конкретнее, исходя из поставленной цели.

 

Стадия-осмысление

V. Работа над новым материалом

-Начнем с анализа языкового материала. (Текст рас­печатан для каждого учащегося.) В тексте выделены отрицатель­ные частицы «не» и «ни»: определите, перед какими членами пред­ложения они могут употребляться и в каких предложениях.

Слайд 9                                                                                      

Всем известна притягательная сила родников. Из земных глубин они выносят на поверхность живительную влагу. Ни один путник не может пройти мимо, чтобы не остановиться, не припасть к хру­стальной студеной воде. Родник нужен не только людям, но и зверям.

Эта притягательная сила родников имеет глубокие историче­ские корни. Ни в реках, ни в озерах не бывает такой чистой воды, как в родниках. Поэтому люди издавна селились вокруг них, сохраняли и обустраивали эти драгоценные источники жизни.

     -Отсюда делаем следующие выводы.

1.      Частицы «не» и «ни» могут употребляться перед любыми членами предложения, в том числе и однородными.

2.    Частицы «не» и «ни» употребляются в предложениях любо структуры: простых и сложных.

-Мы не случайно анализировали употребление частиц в речь с синтаксических позиций, потому что именно синтаксические характеристики влияют на выбор частиц «не» и «ни» и составляют основу орфографического правила.

-Теперь рассмотрим каждый слу­чай отдельно. Определим, какие частицы употребляются перед ска­зуемым в простом предложении.

Слайд 10. Анализ употребления отрицательных частиц пе­ред сказуемым в простом предложении

Ветер не утихал.

Где он только не бывал!

Товарищ не мог не понять меня.

-Проанализируем эти простые предложения. (Вы­вод: в простом предложении перед сказуемым употребляется ча­стица «не».)

Слайд 11.

-Какое значение частица «не» привносит в предло­жения? (В первом случае — отрицательное, во втором — усилитель­ное, в третьем - положительное.)

-    Как создается положительное значение в третьем предложении? (Двойным отрицанием, как в ма­тематике: минус на минус дает плюс. Минус в нашем случае - ча­стица «не».)

Слайд 12. Анализ употребления отрицательных частиц пе­ред сказуемым в сложносочиненном и бессоюзном предложениях

Дождь на улице не прекратился, и наша прогулка не состоялась.

Дома не спали: еще не вернулся с работы отец.

Не хотелось в это верить, но ничего другого не оставалось.

-Проанализируем сложные предложения.

-Какая частица употребляется в сложносочиненном и бессоюз­ном предложениях? (В сложносочиненном и бессоюзном предложе­ниях перед сказуемыми употребляется «не».)

Слайд 13. Анализ употребления отрицательных частиц пе­ред сказуемым в сложноподчиненном предложении

Как волка ни корми, он все в лес смотрит.

Хотя снега не было, над головой не виднелось ни одной звездочки.

Сколько ни договаривались мы о встрече, ей не суждено было состояться.

Где он ни побывал, нигде подолгу не задерживался.

 

-Какие частицы употребляются в сложноподчинен­ном предложении? (И частица «не», и частица «ни».)

-Вот и начина­ются первые трудности. Как вы думаете, что может влиять на выбор частицы в сложноподчиненном предложении?

-Проанализируем сложноподчиненные предложения.

-Найдем и схематично обозначим главную часть и зависимую (придаточную). Какая частица употребляется в главной части? («Не».) Что можем сказать относительно придаточной? (И «не», и «ни».) От чего это за­висит? Если придаточная часть присоединяется союзом «пока», то пе­ред сказуемым пишется «не». В остальных случаях необходимо про­водить проверку следующим образом: установить - положительный или отрицательный смысл у придаточной части. Вот в предложении «Как волка ни корми, он все в лес смотрит» - смысл придаточной ча­сти «как волка ни корми» - положительный, а в предложении «Хотя снега не было, над головой не виднелось ни одной звездочки» у при­даточной части «хотя снега не было» - смысл отрицательный. Как это проверить? Надо произнести сказуемое с вопросительной интонаци­ей: «Корми?» - отвечаем: «Да». «Было?» - «Нет». Если ответ положи­тельный, пишем «ни»; если ответ отрицательный, пишем «не».

-Итак, мы рассмотрели условия выбора частиц «не» и «ни» в том случае, когда они употребляются перед сказуемым.

Слайд 14

-Повторим еще раз алгоритм рассуждения (на экра­не появляется схема).

Слайд 15. Анализ употребления отрицательных частиц пе­ред другими членами предложения

За две недели не выпало ни капли дождя.

Не одна в поле березонька стояла.

При мне он у нас ни разу не был.

Конечно, вы не раз видали уездной барышни альбом.

 

-Работаем дальше, рассмотрим примеры, когда ча­стицы «не» и «ни» употребляются перед другими членами предло­жения. В данном случае мы обращаем внимание на характер ска­зуемого: если перед сказуемым уже имеется отрицание, то пишется «ни», если нет отрицания, то пишется «не».

Слайд 16

-Представим это в виде схемы.

Слайд 17. Анализ употребления отрицательных частиц пе­ред однородными членами предложения

Ни деревья, ни вода не шелохнутся.

На небо глянула - ни месяца, ни звезд.

В школу я шел в плохом настроении, потому что не решил зада­чу, не написал сочинение и не выучил стихотворение.

 

-При однородных членах «ни» выполняет роль со­чинительного союза В таких случаях «ни» можно убрать из предло­жения или заменить повторяющимся союзом «и.. .и» без ущерба для смысла предложения. Если замену произвести нельзя, то пишется частица «не», например: «И деревья, и вода не шелохнутся. На небо глянула - и месяца, и звезд нет. (Восстанавливаем пропущенный член предложения.) В школу я шел в плохом настроении, потому что и решил задачу, и написал сочинение, и выучил стихотворение. (Нарушается смысл предложения.)

Слайд 18

-Подытожим наши наблюдения в схеме.

Слайд 19

-Составляем общую схему, в которой обобщаем результаты про­деланной работы. Общую схему (слайд № 19) можно распечатать и раздать для индивидуальной работы. Разбор итогового алгоритма можно провести без общей демонстрации на экране, так как шрифт слишком мелкий (можно заранее написать схему на доске или при­готовить учебный плакат).

 

-Пользуясь алгоритмом, расскажите, как надо рас­суждать при выборе на письме отрицательной частицы.

V. Обобщение пройденного на уроке

-Какие знания по синтаксису необходимы для того, чтобы различать частицы «не» и «ни» на письме? Обращаю ваше внимание, что данная орфограмма интересна тем, что основывает­ся не на знании морфологии, а на знаниях синтаксиса, нужно уметь ориентироваться в структуре предложения, определять главные и второстепенные члены, уметь находить главное и придаточное предложение. Поэтому знания по синтаксису оказываются необхо­димыми для решения орфографических задач на разграничение ча­стиц «не» и «ни».

VI. Упражнения на закрепление пройденного материала

Слайд 20

-Объясните написание НЕ и НИ, опираясь на алгоритм

Ни метель, ни мороз не остановили путников.

За снежным туманом не видно ни поля, ни телеграфных столбов, ни леса.

Как ни трудно было взбираться на гору, никто не пожаловался на усталость.

Где мы ни бывали, нас встречали с радостью.

Где мы не бывали, туда нам и предстоит поехать.

 Учитель: Прочитайте предложения и объясните употребле­ние в нем частиц     «не» и «ни».

-Выполните упражнение 881

Стадия-рефлексия

 

-Продолжите фразы:

 

На уроке я хорошо понял….

Открытием для меня было…

Я испытываю трудности, когда…

 

VII. Домашнее задание

 

  1. Продолжается конкурс на лучший параграф по теме «Частицы»
  2. Выучить алгоритм.
  3. Упр. 880

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет: русский язык

Класс: 7

Учитель: Лучникова Ольга Анатольевна

Тема урока: Отрицательные частицы. Различение на письме  частиц НЕ  и НИ

Цель урока: сформулировать правило разграничения на письме частиц НЕ и НИ и составить алгоритм рассуждения для решения данной орфографической задачи.

Задачи урока:

6)      на основе анализа языкового материала урока выявить основные закономерности, влияющие на выбор не/ни  в предложениях;

7)      научить понимать и различать смысл и роль частиц не и ни, определять отрицательное значение и утвердительный смысл;

8)      развивать умения сравнивать, выделять главное, наблюдать, обобщать, анализировать, делать выводы, выступать публично с сообщением;

9)      воспитывать сознательное отношение к учебе через знакомство с требованиями ГИА и программы по  разделу;

10)  укреплять внутрипредметные  связи

Оборудование:  медиапроектор, экран, распечатанные  тексты, тесты, алгоритм различения НЕ и НИ

Ход урока

I . Организационый момент

Стадия-вызов

-Мы путешествуем по Морю Частиц, и каждый день наш «Бортовой журнал» помогает фиксировать наши знания, и значит не сбиться с  правильного курса, особенно на ГИА.

-Сегодня  знания по теме «Частица» я поделю на порции.  А кому, какой вопрос достанется, вы узнаете по жребию. (Даю вытянуть номер вопроса, трое выходят к доске).

II. Проверка знаний. Самооценка. Анализ ответа товарища.

III. Тест «Насколько хорошо я знаю частицу» или блиц-опрос  по тестам с макросами с получением мгновенного результата. (Слайды № 2-7)

-Проанализируйте, в каком вопросе обнаружились пробелы.

IV. Постановка задач урока. Определение проблемы.

-Какие четыре крупных разряда частиц существует?

-Какие  частицы мы еще не изучали подробно?

(Отрицательные)

-В определении разряда, думаю, проблем не будет. Тогда какую проблему нам предстоит решить? Ответить на этот вопрос вам поможет  наблюдение над предложением, записанным на доске:

Не союзы, не предлоги не могут образовывать формы слов.

Правильно ли написаны слова в предложении?

Какая же главная цель стоит сегодня перед вами? (Научиться  различать написания НЕ и НИ)

Слайд  № 8

-Запишем тему конкретнее, исходя из поставленной цели.

 

Стадия-осмысление

 

 

V. Работа над новым материалом

-Начнем с анализа языкового материала. (Текст рас­печатан для каждого учащегося.) В тексте выделены отрицатель­ные частицы «не» и «ни»: определите, перед какими членами пред­ложения они могут употребляться и в каких предложениях.

Слайд 9                                                                                      

Всем известна притягательная сила родников. Из земных глубин они выносят на поверхность живительную влагу. Ни один путник не может пройти мимо, чтобы не остановиться, не припасть к хру­стальной студеной воде. Родник нужен не только людям, но и зверям.

Эта притягательная сила родников имеет глубокие историче­ские корни. Ни в реках, ни в озерах не бывает такой чистой воды, как в родниках. Поэтому люди издавна селились вокруг них, сохраняли и обустраивали эти драгоценные источники жизни.

     -Отсюда делаем следующие выводы.

3.      Частицы «не» и «ни» могут употребляться перед любыми членами предложения, в том числе и однородными.

4.    Частицы «не» и «ни» употребляются в предложениях любо структуры: простых и сложных.

-Мы не случайно анализировали употребление частиц в речь с синтаксических позиций, потому что именно синтаксические характеристики влияют на выбор частиц «не» и «ни» и составляют основу орфографического правила.

-Теперь рассмотрим каждый слу­чай отдельно. Определим, какие частицы употребляются перед ска­зуемым в простом предложении.

Слайд 10. Анализ употребления отрицательных частиц пе­ред сказуемым в простом предложении

Ветер не утихал.

Где он только не бывал!

Товарищ не мог не понять меня.

-Проанализируем эти простые предложения. (Вы­вод: в простом предложении перед сказуемым употребляется ча­стица «не».)

Слайд 11.

-Какое значение частица «не» привносит в предло­жения? (В первом случае — отрицательное, во втором — усилитель­ное, в третьем - положительное.)

-    Как создается положительное значение в третьем предложении? (Двойным отрицанием, как в ма­тематике: минус на минус дает плюс. Минус в нашем случае - ча­стица «не».)

Слайд 12. Анализ употребления отрицательных частиц пе­ред сказуемым в сложносочиненном и бессоюзном предложениях

Дождь на улице не прекратился, и наша прогулка не состоялась.

Дома не спали: еще не вернулся с работы отец.

Не хотелось в это верить, но ничего другого не оставалось.

-Проанализируем сложные предложения.

-Какая частица употребляется в сложносочиненном и бессоюз­ном предложениях? (В сложносочиненном и бессоюзном предложе­ниях перед сказуемыми употребляется «не».)

Слайд 13. Анализ употребления отрицательных частиц пе­ред сказуемым в сложноподчиненном предложении

Как волка ни корми, он все в лес смотрит.

Хотя снега не было, над головой не виднелось ни одной звездочки.

Сколько ни договаривались мы о встрече, ей не суждено было состояться.

Где он ни побывал, нигде подолгу не задерживался.

 

-Какие частицы употребляются в сложноподчинен­ном предложении? (И частица «не», и частица «ни».)

-Вот и начина­ются первые трудности. Как вы думаете, что может влиять на выбор частицы в сложноподчиненном предложении?

-Проанализируем сложноподчиненные предложения.

-Найдем и схематично обозначим главную часть и зависимую (придаточную). Какая частица употребляется в главной части? («Не».) Что можем сказать относительно придаточной? (И «не», и «ни».) От чего это за­висит? Если придаточная часть присоединяется союзом «пока», то пе­ред сказуемым пишется «не». В остальных случаях необходимо про­водить проверку следующим образом: установить - положительный или отрицательный смысл у придаточной части. Вот в предложении «Как волка ни корми, он все в лес смотрит» - смысл придаточной ча­сти «как волка ни корми» - положительный, а в предложении «Хотя снега не было, над головой не виднелось ни одной звездочки» у при­даточной части «хотя снега не было» - смысл отрицательный. Как это проверить? Надо произнести сказуемое с вопросительной интонаци­ей: «Корми?» - отвечаем: «Да». «Было?» - «Нет». Если ответ положи­тельный, пишем «ни»; если ответ отрицательный, пишем «не».

-Итак, мы рассмотрели условия выбора частиц «не» и «ни» в том случае, когда они употребляются перед сказуемым.

Слайд 14

-Повторим еще раз алгоритм рассуждения (на экра­не появляется схема).

Слайд 15. Анализ употребления отрицательных частиц пе­ред другими членами предложения

За две недели не выпало ни капли дождя.

Не одна в поле березонька стояла.

При мне он у нас ни разу не был.

Конечно, вы не раз видали уездной барышни альбом.

 

-Работаем дальше, рассмотрим примеры, когда ча­стицы «не» и «ни» употребляются перед другими членами предло­жения. В данном случае мы обращаем внимание на характер ска­зуемого: если перед сказуемым уже имеется отрицание, то пишется «ни», если нет отрицания, то пишется «не».

Слайд 16

-Представим это в виде схемы.

Слайд 17. Анализ употребления отрицательных частиц пе­ред однородными членами предложения

Ни деревья, ни вода не шелохнутся.

На небо глянула - ни месяца, ни звезд.

В школу я шел в плохом настроении, потому что не решил зада­чу, не написал сочинение и не выучил стихотворение.

 

-При однородных членах «ни» выполняет роль со­чинительного союза В таких случаях «ни» можно убрать из предло­жения или заменить повторяющимся союзом «и.. .и» без ущерба для смысла предложения. Если замену произвести нельзя, то пишется частица «не», например: «И деревья, и вода не шелохнутся. На небо глянула - и месяца, и звезд нет. (Восстанавливаем пропущенный член предложения.) В школу я шел в плохом настроении, потому что и решил задачу, и написал сочинение, и выучил стихотворение. (Нарушается смысл предложения.)

Слайд 18

-Подытожим наши наблюдения в схеме.

Слайд 19

-Составляем общую схему, в которой обобщаем результаты про­деланной работы. Общую схему (слайд № 19) можно распечатать и раздать для индивидуальной работы. Разбор итогового алгоритма можно провести без общей демонстрации на экране, так как шрифт слишком мелкий (можно заранее написать схему на доске или при­готовить учебный плакат).

 

-Пользуясь алгоритмом, расскажите, как надо рас­суждать при выборе на письме отрицательной частицы.

V. Обобщение пройденного на уроке

-Какие знания по синтаксису необходимы для того, чтобы различать частицы «не» и «ни» на письме? Обращаю ваше внимание, что данная орфограмма интересна тем, что основывает­ся не на знании морфологии, а на знаниях синтаксиса, нужно уметь ориентироваться в структуре предложения, определять главные и второстепенные члены, уметь находить главное и придаточное предложение. Поэтому знания по синтаксису оказываются необхо­димыми для решения орфографических задач на разграничение ча­стиц «не» и «ни».

VI. Упражнения на закрепление пройденного материала

Слайд 20

-Объясните написание НЕ и НИ, опираясь на алгоритм

Ни метель, ни мороз не остановили путников.

За снежным туманом не видно ни поля, ни телеграфных столбов, ни леса.

Как ни трудно было взбираться на гору, никто не пожаловался на усталость.

Где мы ни бывали, нас встречали с радостью.

Где мы не бывали, туда нам и предстоит поехать.

 Учитель: Прочитайте предложения и объясните употребле­ние в нем частиц     «не» и «ни».

-Выполните упражнение 881

Стадия-рефлексия

-Напишите синквейн на тему «Урок» (сегодняшний)

-Продолжите фразы:

 

На уроке я хорошо понял….

Открытием для меня было…

Я испытываю трудности, когда…

 

VII. Домашнее задание

 

  1. Продолжается конкурс на лучший параграф по теме «Частицы»
  2. Выучить алгоритм.
  3. Упр. 880

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всем известна притягательная сила родников. Из земных глубин они выносят на поверхность живительную влагу. Ни один путник не может пройти мимо, чтобы не остановиться, не припасть к хру­стальной студеной воде. Родник нужен не только людям, но и зверям.

Эта притягательная сила родников имеет глубокие историче­ские корни. Ни в реках, ни в озерах не бывает такой чистой воды, как в родниках. Поэтому люди издавна селились вокруг них, сохраняли и обустраивали эти драгоценные источники жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всем известна притягательная сила родников. Из земных глубин они выносят на поверхность живительную влагу. Ни один путник не может пройти мимо, чтобы не остановиться, не припасть к хру­стальной студеной воде. Родник нужен не только людям, но и зверям.

Эта притягательная сила родников имеет глубокие историче­ские корни. Ни в реках, ни в озерах не бывает такой чистой воды, как в родниках. Поэтому люди издавна селились вокруг них, сохраняли и обустраивали эти драгоценные источники жизни.


Тема урока: Отрицательные частицы

Тема урока: Отрицательные частицы

Эта притягательная сила родников имеет глубокие историче­ ские корни

Эта притягательная сила родников имеет глубокие историче­ ские корни

Надо произнести сказуемое с вопросительной интонаци­ей: «Корми?» - отвечаем: «Да»

Надо произнести сказуемое с вопросительной интонаци­ей: «Корми?» - отвечаем: «Да»

VI . Упражнения на закрепление пройденного материала

VI . Упражнения на закрепление пройденного материала

Предмет : русский язык Класс : 7

Предмет : русский язык Класс : 7

Слайд 9

Слайд 9

Вот в предложении «Как волка ни корми, он все в лес смотрит» - смысл придаточной ча­сти «как волка ни корми» - положительный, а в предложении…

Вот в предложении «Как волка ни корми, он все в лес смотрит» - смысл придаточной ча­сти «как волка ни корми» - положительный, а в предложении…

Поэтому знания по синтаксису оказываются необхо­ димыми для решения орфографических задач на разграничение ча­стиц «не» и «ни»

Поэтому знания по синтаксису оказываются необхо­ димыми для решения орфографических задач на разграничение ча­стиц «не» и «ни»

Всем известна притягательная сила родников

Всем известна притягательная сила родников

Эта притягательная сила родников имеет глубокие историче­ ские корни

Эта притягательная сила родников имеет глубокие историче­ ские корни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021