Урок русского языка в 7 классе
Тема: «Правописание не с деепричастиями»
Цели: обучающие:
а) повторить сведения о деепричастном обороте;
б) дать знания о написании не с деепричастиями;
формирующие:
а) формировать навык написания не с деепричастиями;
б) развивать навык работы с текстом;
общепредметные:
а) воспитывать любознательность, стремление обогащать свои знания (на основе анализа текста);
б) формировать культуру речи, умение правильно строить предложения.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности, отметка отсутствующих.
Сегодня мы с вами повторим сведения о деепричастном обороте и узнаем, как пишется не с деепричастиями.
2. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
Объяснительный диктант
Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания, подчеркните деепричастия как члены предложения.
1) Серый дым висел в воздухе, растягиваясь и медленно выползая в открытые окна. 2) Снегирь сидел на ветке, вобрав в себя голову и сердито нахохлившись. 3) Собаки, махая хвостами и оглядываясь на хозяина, бежали по сторонам. 4) Долго мы ехали, не останавливаясь, по белой пустыне. 5) Река, набегая на глинистый берег, неслась куда-то.
Рассуждали по образцу, ошибок не сделали. Это радует.
3. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.
Что объединяет эти выражения?
Глазам своим (не)верить.
И бровью (не)шевельнув.
(В них есть не.) А что различает? (В первом предложении не с глаголом, а во втором – с деепричастием). Что знаем о написании не с глаголами? (Не с глаголами пишется раздельно за исключением слов, которые без не не употребляются). Как пишется не с деепричастиями, узнаем сегодня.
4. Объяснение нового материала
работа по учебнику
Не с деепричастиями пишется отдельно, кроме слов, которые без не не употребляются: Не умолкая, шумел океан. Солнце слепило, не позволяя рассмотреть шхуну.
Но: Я ушёл, негодуя на друзей.
У кого есть вопросы? Итак, закрепляем новое.
5. Закрепление
Устная работа
Цель: провести параллель с правилом написания не с глаголами.
Решите, пишется ли не с деепричастиями так же, как с глаголами. Или есть разница? Докажите, приводя свои примеры.
Итак, повторим еще раз, как пишется не с
глаголами? (Не с глаголами пишется раздельно, за исключением тех случаев, когда
слово без не не употребляется. Например, не знал, не вижу, не
замечаю, негодую, неволить.
Итак, разницы в написании не с глаголами и деепричастиями нет. Об этом нужно
помнить.
Выполнение упражнения учебника по выбору учителя.
Самостоятельная работа по вариантам
Цель: выявить уровень усвоения изученной и новой орфограммы.
Запишите, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
1). (Не)узнав горя не узна.шь и радости. 2). Счастью (не)верь а беды (не)пугайся. 3). Без костей ры.ки (не)бывает. 4). Кто (не)бережет копейки сам рубля (не)стоит.
Работа с таблицей
Цель: систематизировать знания учащихся о написании не с разными частями речи.
Слитное и раздельное употребление не
1) с существительными, прилагательными |
Независимость, невольный, ненависть, нелюбимый; не правда, а ложь; не хороший, а плохой. |
2) глаголами, деепричастиями |
Не дождемся, негодуя, не видя, не хотел. |
3) причастиями |
Незатихающий, не замеченный никем, нераспаханный. |
Итак, почему так объединены части речи? (Написание не с этими частями речи схожи). Итак, орфограммы, изученными нами, усложняются, нужно быть очень внимательными и всегда учитывать, с какой частью речи употребляется не.
распределительный
Работаем у доски. Распределите слова в два столбика – не пишется слитно и не пишется раздельно.
Не угрожать, несдобровать, не говоря, недоумевая, не говорить, невзлюбив, не тянет, не переходя, не желая, не слыхать, ненависть, недобрый.
Итак, ошибок сделали меньше, это радует.
5. Итоги урока
- С каким правилом познакомились? (Написание не с деепричастиями).
- Сформулируйте правило. (Не с глаголами пишется раздельно, за исключением тех случаев, когда слово без не не употребляется.
Например, не знал, не вижу, не замечаю, негодую,
неволить).
За
урок получили оценки:…………………………………………….
6. Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.