Не традиционные формы проведения занятий по предмету ОБЖ
Оценка 4.7

Не традиционные формы проведения занятий по предмету ОБЖ

Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
ОБЗР
8 кл—9 кл
29.03.2022
Не традиционные формы проведения занятий по предмету ОБЖ
Комплект примерных форм организации урока ОБЖ
Разработки не традиционных уроков по ОБЖ.doc

Государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение Иркутской области

«Братский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

Методическое пособие

Не традиционные уроки по предмету ОУД. 9

Безопасность жизнедеятельности

 

 

 

 

Братск 2018 г.

Учебно-методическое пособие предназначено для использования учителями и преподавателями дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в средних школах, а также в колледжах, осуществляющих подготовку в соответствии с Государственным образовательным стандартом по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

В пособии представлены различные формы организации урока ОБЖ которые могут быть использованы учителями в организации урочной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество выдвигает высокие требования к выпускнику школ, современный выпускник должен проявлять себя как конкурентно способной личностью, которая готова к саморазвитию и самосовершенствованию, осуществлять творческий поиск в познавательной деятельности, готовой к самореализации в современных социально-экономических условиях.

Рассмотрение целей и задач учебных занятий, типологии и структуры урока и педагогических требований к нему, особенностей состава, учащихся помогает осознать важность, необходимость и сложность выбора путей совершенствования организации обучения. Уровень общественного развития обусловливает усвоение больших объемов знаний, усложнение самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, пересмотра содержания, обогащения форм и методов обучения.

Забота о нравственности и духовном развитии молодежи побуждает педагогов к совершенствованию воспитательной стороны урока.

Современные педагогические технологии проведения уроков «Основы безопасности жизнедеятельности». Например: уроки деловых игр, уроки с использованием различных учебных дисциплин, уроки эвристического и проблемного обучения и другие, являются на сегодняшний день, актуальны, так как это именно те формы, которые помогают развивать, инициативу, направлены на формирование познавательной деятельности, ценностное отношение к самосохранению и творческой самореализации.

Таким образом, актуальность создания данного пособия обусловлена тем, что необходима разработанность данных форм проведения уроков «Основы безопасности жизнедеятельности». Этим и обеспечивается возникновение адекватных форм обучения.

 

ПРОЕКТ «ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1. Урок - игра "Кто хочет стать водителем?" (5 класс)

Тема: «Дорожная безопасность».

Цели:

Образовательная: закрепить знания учащихся о безопасности на дорогах.

Развивающая: развивать логическое мышление, необходимое в опасных ситуациях.

Воспитательная: воспитывать негативное отношение к несоблюдению правил дорожного движения.

Оборудование: "Дорожные знаки», «Дорожная разметка», интерактивная доска.

Ход урока

Учитель: Сегодня наш урок пройдет в форме игры "Кто хочет стать водителем", по теме дорожная безопасность.

Учитель объясняет правила игры. Игра состоит из отборочного тура и финала.

Кто из учащихся не прошел отборочный тур, становится зрителем.

Вам предстоит выбрать правильный ответ, для прохождения в следующий тур. Каждому задается вопрос, на который дается ответ.

1 тур. Так как вас 15 человек задается каждому по 5 вопросов.

Какой из знаков разрешает пешеходам переход проезжей части?

а) знак – а

б) знак - б

в) знак - в

г) знаки, б и в

2. Какой из знаков изображенный в первом задании предупреждает водителей о пешеходном переходе?

а) знак - а

б) знак - б

в) знак - в

г) знаки, а и б

д) три знака

3. На каком из знаков изображена дорожная разметка, применяемая для обозначения пешеходного перехода?

1) -а

2) -б

3) -в

4) -а и б

4. Когда можно выходить на проезжую часть для посадки в трамвай при отсутствии приподнятой посадочной площадки?

а) при приближении трамвая

б) после полной остановки трамвая

в) когда трамвай приближается к остановке, при отсутствии других движущихся транспортных средств.

5. Какие из знаков (в вопросе 1), устанавливаются перед пешеходным переходом?

а) знак - а

б) знак - б

в) знак - в

г) знаки, а и б

д) три знака

Подводятся итоги первого тура. Кто из учащихся не прошёл первый тур, становится зрителями. Учащиеся, правильно ответившие на вопросы переходят в следующий тур.

2 тур. "Безопасность велосипедистов"

Каждому ученику задается по задаче.

1. Велосипедист подъехал к перекрестку двух одинаковых дорог, перед которым нет никаких знаков. По пересекаемой дороге справа от него к перекрестку подъехал автомобиль. Водитель, какого транспортного средства имеет право первым проехать перекресток?

а) велосипедист

б) водитель автомобиля

2. Велосипедист подъехал к перекрестку, перед которым установлен знак. Слева к этому перекрестку подъехал автомобиль. Кто имеет право первым проехать перекресток?

а) велосипедист

б) водитель автомобиля

3. Велосипедист подает сигнал рукой, вытянутой вправо. Что означает этот сигнал?

а) поворачиваю налево

б) поворачиваю направо

в) останавливаюсь

4. В каких случаях велосипедисту разрешается покидать крайнюю правую полосу проезжей части?

а) для объезда

б) в разрешенных случаях для поворота налево или разворота.

5. С какого возраста велосипедисту разрешается ездить по дорогам?

а) с 12 лет

б) с 14 лет

в) с 16 лет

6. Каковы должны быть действия велосипедиста, если перед перекрестком установлен этот знак?

а) если нет машин, проехать перекресток без остановки

б) остановится у стоп - линии, а если её нет перед краем перекрестка проезжей части и уступить дорогу транспортному средству движущегося по дороге.

7. Разрешается ли перевозка пассажиров на велосипеде?

а) разрешается

б) запрещается

в) разрешается перевозка детей до семи лет на специальном сидении.

г) разрешается перевозка детей старше семи лет на заднем специальном оборудованном сиденье.

8. К светофору с дополнительной секцией справа одновременно подъехали: по крайней левой полосе проезжей части - легковой автомобиль подающий сигнал поворота налево, по средней полосе - грузовик и по правой полосе- велосипедист намеревающийся повернуть на право. На светофоре включен зеленый сигнал основной секции. Сигнала дополнительной секции светофора нет. Кому разрешено движение?

а) всем

б) водителям легкового и грузового автомобиля

в) водителю грузовика и велосипедисту

9. При какой ширине проезжей части велосипедист может, повернут налево не слезая с велосипеда.

а) если на проезжей части не больше одной полосы в каждом направлении.

б) не больше двух полос в каждом направлении

Подводятся итоги второго этапа.

Учащиеся прошедшим первый и второй тур. Продолжают играть.[6;30]

3 тур. "Безопасность езды на мотоцикле и мопеде"

1. Разрешается ли перевозка пассажира, в том числе и ребенка, на заднем сидении мотоцикла?

а) да

б) разрешается до 7 лет

в) разрешается перевозить пассажира двенадцати летнего возраста

г) запрещается

2. Нужно ли при движении на мопеде включить фару в дневное время?

а) нужно

б) не нужно

3. Разрешается ли буксировка велосипеда другим велосипедом или мопедом?

а) разрешается

б) не разрешается

4. Разрешается ли первоначальное обучение езде на мопеде на дорогах общего пользования?

а) разрешается только на дорогах с движением

б) не разрешается

5. Относится ли мопед к механическим транспортным средствам?

а) да

б) нет

Выявляется финалист. У финалиста в финале 4 вопроса, одна подсказка учащихся.[6;33]

1. Каким правилам подчиняется человек, ведущий велосипед?

а) правилам для водителей

б) для пешеходов

2. Велосипедист подает сигнал правой рукой, вытянутой вверх. Что обозначает этот сигнал?

а) поворачиваю налево

б) поворачиваю направо

в) остановлюсь

3. По какой полосе проезжей части можно ехать на велосипеде?

а) по любой свободной полосе

б) не выезжая на крайнюю левую полосу

в) по крайней правой полосе

4. Какие грузы запрещаются перевозить на велосипеде и мотоцикле?

а) всякие грузы

б) грузы весом более десяти килограмм

Итог игры: все ученики за участие получают оценки четыре, а финалист - пять. Интерактивная доска.

2. Урок - викторина (5 класс)

Тема: «О чем говорят дорожные знаки? Правила безопасного поведения на дорогах».

Цели:

Образовательная: обобщить знания учащихся о правилах дорожного движения, дорожных знаках и правилах безопасного поведения на улицах и дорогах.

Развивающая: развивать логическое мышление, речь, внимание.

Воспитательная: воспитывать негативное отношение к несоблюдению правил дорожного движения.

Оборудование: дорожные знаки, конверт с рисунками четырёх машин, кроссворд, пронумерованные буквы.

Ход урока

Урок проводится в форме игры. Дети делятся на 2 команды методом жеребьевки.

Команды выбирают капитана, определяют свое название (например, «пешеходы», «водители», «пассажиры» и т.д.).

Учитель раздает капитанам команд сигнальные карточки. Пока учитель читает задание (общее для всех), участники внимательно слушают, затем совещаются и при готовности отвечать капитан команды, поднимает сигнальную карточку. Какая команда первая поднимает карточку, та и отвечает. В случае выкрика игроков команды без поднятия сигнальной карточки, задание для участников данной команды отменяется, даже если ответ был верным. В этом случае ответ предоставляется другим командам. Выигрывает та команда, которая набрала больше очков за правильные ответы. В качестве жюри выбираются 3 ученика, которые успешно занимались по данной теме. В процессе игры жюри ведет счет, следит за поднятием карточек, помогает учителю в организации и проведении заданий.

 

Решение ситуационных задач командами:

Лиса Алиса и кот Базилио похитили Буратино. Заметая следы, они подстроили опасности на дороге. Чтобы предупредить друзей об опасностях, Буратино расставил дорожные знаки. Определите, какие опасности подстерегают друзей Буратино по дороге.

Грузовик устал в дороге и перепутал все знаки. Определите, какие знаки подскажут грузовику, где он сможет привести себя в порядок.(Вывешиваются разные знаки, среди которых правильные- "Автозаправочная станция", "Техническое обслуживание автомобилей","Мойка автомобилей".)

Дядя Федор, почтальон Печкин и кот Матроскин ехали в деревню. Вдруг у Матроскина поднялась высокая температура. Какой знак на дороге обозначает оказание первой медицинской помощи больному?

Вывешиваются различные знаки, среди которых один правильный - "Пункт первой медицинской помощи".

4. Внимание! Внимание!

Продолжается соревнование!

Вот знаки дорожные-

Простые и сложные.

Кто знает больше знаков?

Команды отвечают по очереди.

5. К доске приглашаются от каждой команды по одному участнику.

Найдите лишний знак. На доску вывешиваются знаки одной группы. Среди них есть один "лишний". Игроки должны определить этот знак.

Какие знаки необходимо знать водителю, а какие - пешеходу?

Вывешиваются знаки, игроки определяют их.

Загадка.

Два братца убегают,

Два догоняют.

Как их зовут?

(Колёса)

6. Кроссворд.

Каждой команде дается кроссворд. Выигрывает та команда, которая первой назовет ключевое слово.

"Домик", где живет машина?

Лицо, управляющие каким- либо транспортным средством?

Канава для отвода воды с дороги?

Трехглазый командир перекрестка?

Место, где машины принимают душ?

Какое слово в переводе с французского означает "дорога для пешеходов"?

Одна из трех главных частей дороги?

Что находится внутри колеса?

Дорожное покрытие?

Что водители называют "баранкой"?

7. "Собери автомобиль".

Нарисованный на картоне автомобиль режется на части и кладется в конверт. Количество автомобилей равняется числу команд. Команды получают конверты, которые открывают после чтения задания и командного сигнала. Выигрывает команда, первая справившаяся с заданием.

Подведение итогов.

В качестве призов детям раздаются эмблемы с изображениями пешеходов, дорожных знаков.

Выставление оценок.

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия по противопожарной тематике

 Тема:

 «Искру туши до пожара, беду отведи до удара»

 

Эпиграф

 

Если в доме случилась беда,

Едким дымом режет глаза,

Кругом только копоть и жар,

Значит это, ребята, пожар!

Но не дремлет команда мужчин,

Набери телефон 01.

Из беды тебя выручит славный

Уважаемый всеми пожарный!

Цель:    - В игровой форме закрепить знания по теме «Пожарная безопасность», Привить навыки правильных действий при возгорании и оказании помощи при спасении людей, научить быстро и правильно оценивать опасную ситуацию, принимать оптимальное решение для ее преодоления.

 - Формировать умения предвидеть возможные экстремальные ситуации, выработать навык их правильного анализа и адекватного поведения в них;

- Воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения.

Предварительная подготовка: группы делятся на  команды, которые должны выбрать себе капитана, название и девиз. Каждой команде предлагается нарисовать несколько знаков на данную тему. Засчитываются только нарисованные знаки, соответствующие пожарной безопасности:

Окурки не бросать; не вешать белье над плитой; не забудь потушить костер; огнетушитель; запрещается курить и т.д..

                                    

                                      

 

                             помощь0001      

 карточки которые даются студентам за выигранный конкурс, их должна команда набрать как можно больше.

 

Ход мероприятия:

Вступительное слово преподавателя.

Существует древнегреческая легенда. В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовать себя людьми.

Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы, не использовался огонь. Огонь подчиняется только умелым рукам. Если обращаться с ним неосторожно, он опять станет диким, разрушит буквально все на своем пути, нанесет огромный ущерб, уничтожит людей. Огонь вырывается из-под контроля и подчинения человека, превращается в пожар. Пожар - явление крайне опасное, жестокое, враждебное всему живому. Сегодня во всем мире пожары уносят тысячи жизней, уничтожают ценности, исчисляемые миллиардами рублей. Все вы, вероятно, не раз видели, как по нашему селу проносится пожарная машина, перекрывая ровный шум улиц тревожными сигналами. Это значит, что где-то возник пожар.

Пожар – это опасность для здоровья и жизни людей, а значит это ЧС (чрезвычайная ситуация). А при ЧС главное не паниковать и правильно, грамотно действовать.

 Формула безопасности:

- Предвидеть опасность;
- При возможности – избегать;
- При необходимости – действовать

Правила пожарной безопасности надо соблюдать и дома и в не его, о них напомнят студенты в сегодняшней игре. В игре будут принимать участие две команды. Прошу капитанам представить команды.

 Команда «Огонек»

  Девиз: «Крепко помните друзья, что с огнем шутить нельзя!»

 Команда «Пожарные»

 Девиз: Знает каждый гражданин, пожарных номер 01!»

 Представление жюри:

  Итак, начинаем:

I. « Разминка» я загадываю каждой команде по очереди загадки, отгадали загадку -1 карточка

1.             В маленьком амбаре держат сто пожаров. (спички)

2.             Красная корова всю солому поела (огонь)

3.             Маленькая, удаленькая, а большую беду приносит. (искра)

4.             Где с огнем беспечны люди, обязательно он будет (пожар)

5.             На крыше столбом, а в избе скатертью. (дым)

6.            Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.
Не смотри. Не жди, не стой,
А залей его: (водой)

7.            Если младшие сестрички,
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те (отнять)

8.            Все ест не наедается,
А попьет – умирает.
(Огонь)

 

9.            Жевать – не жую, а всё поедаю.

                                            (Огонь.)

10.Хвост деревянный, носик остер

  Или кирка я, или ....... (топор)

10.        Ушки и дужка, над ними кружка

Пустое бренчит, полное молчит ..... (ведро)

11.        Из металла шея - шест,

Два крючочка - носа нет

Коль случается пожар

 Смело лезет в самый жар ..... (багор)

12.        Я рвусь повсюду напролом

И называюсь просто …. (лом)

13.        Всем готова помогать

     И копать, и засыпать.

     Как зовут меня, ребята ? Догадались все? ....(лопата)

14.        Спешит, гудит : «Дорогу дай!"

Моргает глазом синим

Примчится вовремя – беда детей и взрослых минет. (пожарная машина)

 

II « Звонок в пожарную часть»

Помощь придет в срок,
Если сделать правильно звонок.
Нужный номер наберите,
И как это сделать покажите:

“Ноль-Один” «112» суметь набрать.
И назвать ещё потом
Город, улицу и дом,
И квартиру, где живёте,
И с каким она замком.
И ещё сказать: “Даю вам фамилию свою,
Также номер телефона,
У которого стою”.

По два участника от команды должны по телефону правильно вызвать пожарных. Телефоны находятся рядом с жюри.
 Поднимают трубку, вызывают 01, бегут обратно. Кто быстрее и правильнее.

 

III. Сейчас мы проверим ваши знания, вспомним различные ситуации с огнём.

Кто с огнем не осторожен,

У того пожар возможен,
Люди, помните о том,
Что нельзя шалить с огнем!

 

У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия?

- обесточить;

- накрыть влажной тканью;

- при необходимости позвонить «01» и вызвать пожарный наряд.

 

На тебе горит одежда. Как будешь действовать?

- надо упасть на пол;

- накрыться влажной тканью;

- бежать нельзя

 

Как надо преодолевать задымлённое место?

- пригнувшись;

- задержать дыхание;

- использовать мокрое полотенце.

 

Что нужно делать, заметив пожар?
(Срочно сообщить в пожарную охрану, принять меры к ликвидации загорания, эвакуации детей и спасения имущества.)
 

Можно ли бить стекла окон во время пожара?
(Нельзя, так как поступающий воздух усиливает горение.)
        

Если в вашей квартире пахнет газом, произошла утечка, можно ли включать и выключать свет?
(Нельзя, так как при пользовании выключателем может возникнуть искра, что приведет к пожару или взрыву.)
        

Назовите не менее 5 средств тушения пожара.
(Вода, песок, земля, ветки, кошма, асбестовое одеяло, огнетушители.)
        

Почему в детских учреждения выходы из помещений открываются наружу?
(Для более быстрой эвакуации детей при пожаре.)

       

Можно ли тушить огнетушителем электроприбор, находящийся под напряжением? Если можно, то каким?
(Можно. Углекислотным, порошковым, фреоновым.)

       

Может ли пожарный автомобиль проехать перекресток по запрещенному сигналу светофора? Если может, то как? Если нет, то почему?
(Может при подаче звукового сигнала с соблюдением осторожности.)
     

Какие правила противопожарной безопасности нужно соблюдать при устройстве новогодней ёлки?
(Исправное иллюминационное освещение. Нельзя применять свечи, бенгальские огни, хлопушки, целлулоидные игрушки. Нельзя делать костюмы из ваты, марли, бумаги, не пропитанные огнезащитным составом.)

       

Как пройти в помещение, заполненное дымом?
(Ползком, лицо закрыть мокрым платком, ползти вдоль стены.)


IV. Эстафета «Пожарная каска»

Один из участников команды бежит до пожарной каски, висящей на гвозде, снимает её, надевает и возвращается к своей команде, передает каску следующему игроку, тот должен добежать до места и повесить каску на гвоздь. Так повторяется до тех пор, пока вся команда не выполнит задание.

V. Закончить предложение: «пожарная безопасность – это…»

Из предложенных вариантов ответов выбрать правильный.

1.            Природные опасности (все, связанное с природой: вулканы, болотные газы торфяники или др.)

2.            Пожарная безопасность это – события, ситуации, явления, связанные с огнем или его производными (угли, головешки, искры и др.), которые могут причинить вред (физические травмы, заболевания и даже гибель)

3.            Техногенные опасности (все связанное с промышленностью, транспортом, техникой для человека и природы)

4.            Социальные опасности, создаваемые самим человеком (войны, конфликты, бытовая неустроенность, неосторожность, низкая температура и др.)

5.            Возможные (потенциальные) опасности: удар молнии, электрозамыкание, предметы, используемые в быту (электробритва, электроутюг,..)

 VI.    Эстафета “Тушение пожара”

Чтобы огонь победить, Его надо быстро потушить!

Вёдра с водой стоят возле команд. Пустые вёдра на противоположной стороне. У ведущих разовые стаканчики, которые будут передавать из рук в руки следующим участникам. Стаканчиком надо набрать воды и, не проливая её принести в другое ведро. Кто больше принесёт воды и быстрее?

VII. «Обезопась пожароопасные слова»

 

Пользуясь подсказками, превратите предложенные вам "пожароопасные" слова в "безопасные" путём замены, добавления или исключения всего лишь одной буквы в них.

 * ПЛАМЯ  -  _ _ _ _ _   (первобытная семья).

 * ИСКРА  -  _ _ _ _  (рыбный деликатес).

 * КОСТЁР  -  _ _ _ _ _ _  (католический храм).

 * ГАЗ  -  _ _ _ _  (око)  -  _ _ _  (шум).

 * ОКУРОК  -  _ _ _ _ _ _   (вкусный мясной продукт).

 * ПОРОХ  -  _ _ _ _ _   (усатое бобовое растение).

 * ЛУЧИНА  -  _ _ _ _ _ _  (старинное название маски).

 * ГАРЬ  -   _ _ _ _  (сундук для зерна и муки).

 * ТОРФ  -  _ _ _ _  (самый праздничный пирог).

 * СПИРТ  -  _ _ _ _ _  (полезное для здоровья занятие).

 * СЕРА  -  _ _ _ _ _  (горная антилопа).

 * ПОЛЕНО  -  _ _ _ _ _ _  (сустав ноги).

 * УТЕЧКА (газа)  -  _ _ _ _ _ _  (домашняя птица).

 * ТРАВМА  -  _ _ _ _ _   (природный зелёный ковёр).

 

(Ответы: пламя - племя, искра - икра, костёр - костёл, газ - глаз - гам, окурок - окорок, порох - горох, лучина - личина, гарь - ларь, торф - торт, спирт - спорт, сера - серна, полено - колено, утечка - уточка, травма - трава

 

VIII. “Полоса препятствий”

Сила, ловкость и сноровка,
И физическая подготовка
Для пожарного нужна,
Для пожарного важна.

Движение по гимнастической скамейке. Ползком преодолеть 4 обруча. Перепрыгнуть через планку, не задев её. Взять в корзине надувной шар. Вернуться в команду.

 IX .“Проверка командиров”

По памяти они должны написать перечень предметов на противопожарном щите и нарисовать на листе бумаги.

X. Домашнее задание «Ты мне - я тебе»

Команды задают друг другу по три вопроса.

Пожарище – это очень большой пожар или место, где был пожар?
                                                                        (Это место, где был пожар.)
Что, согласно русской пословице, в огне не горит и в воде не тонет?
                                                                                                       (Правда.)
 Из какого дерева делают спички?

                                                     (Осина.)

 Что старая ведьма в сказке Андерсена попросила солдата достать из дупла дерева? Этот огнеопасный предмет и стал названием сказки.
(Огниво – кусок камня или металла для высекания огня ударом о кремень. «Огниво» - сказка Андерсена.)

У кого под ногами Огненная Земля?

 (У части чилийцев и аргентинцев. Архипелаг Огненная Земля в Чили и

Аргентине.)

Для окулистов любимое блюдо - глазунья, водители обожают пожевать баранки, а какое спец блюдо у пожарных?

                                                                           (Тушёнка.)

Как известно, пожелание удачи морякам звучит как «Семь футов под килем!». Аналогичное пожелание подводникам – «Чтобы число погружений равнялось числу всплытий!». А лицам какой профессии, желая удачи, говорят: «Сухих вам рукавов»?

(Пожарным. Рукав – это шланг для подачи жидкостей. Если пожарные рукава сухи, то это значит, что пожара не было.)

На Руси считается что эта икона защищает жилье от пожаров и является покровительницей всех пожарных. Что это за икона?

                                      (Икона Божией Матери "Неопалимая Купина".)

 

X. Эстафета «Кто быстрее оденется»

         Команды строятся за линией старта, на небольшом расстоянии от которой поставлены два чемодана с одинаковым набором предметов: каска, куртка, сапоги. По сигналу ведущего игрок каждой команды подбегает к своему чемодану, открывает его, одевается и бежит к линии старта. Там снимает одежду и передает следующему игроку, который, одевшись, бежит к чемодану, снимает и кладет вещи возвращается к команде и т.д.

XI. «Спасение»

Пожарные- люди отважные!
Ведь что для них самое важное?
Сообща работать уметь,
Чтоб пожар преодолеть.

При спасении пожарным приходится передвигаться по задымлённому коридору. Чтобы не получить отравление угарным газом, они используют противогазы. По длине зала помощники ведущего держат обручи- это коридор, по которому надо пробежать. На противоположной стороне противогаз ГП-5 для каждой команды. У первых участников они есть тоже. По команде ведущего надо одеть ГП-5 на себя и бежать за другим, чтобы принести его для следующего члена команды, когда второй ученик одевает на себя ГП-5, взявшись за руки, они проходят сквозь обручи. Первый снимает противогаз, чтобы остаться на безопасной стороне от дыма, и передаёт его второму, который должен передать его третьему. Действие повторяется.

XII. Конкурс болельщиков 

Закончи пословицу:

Дыма без огня… ( не бывает)

Ожегшись на молоке и на воду… (дуть будешь).

От маленькой искры… ( большой пожар бывает).

Москва от копеечной свечки ( сгорела)

Правда  в огне не горит.. ( и в воде не тонет).

Упустишь огонь -… ( не потушишь).

Берегись бед,… ( пока их нет).

 

Жюри подводит итоги конкурса (подсчитывают количество карточек и выполненные рисунки)

Дети исполняют частушки по противопожарной тематике.

Раз я бросил под окно

Петарду – завертелась,

Думал: «Малость пошучу…»

Вдруг крыша загорелась.

 

На прогулке у реки

Мы костёр с друзьями жгли.

Если правила выполнять,

То ожогам не бывать.

 

На каникулах всегда

«Телек» включен у меня,

И компьютер, и плита –

К одной розетке провода.

 

После всякого пожара

Зрелище ужасное!

Дотла сгоревшие дома –

Пепелище страшное!

 

Про пожар вам пели мы,

Чтоб спасти вас от беды.

Призываем вас,  друзья,

С пламенем шутить нельзя!

 Итог. Сегодня вы, ребята, выдержали первый экзамен по пожарному мастерству. Мы надеемся, что вы можете быть юными пожарными.

НАКАЗ:

При учебных тревогах соблюдать правила безопасности

- “Будьте готовы”!

- “Всегда готовы”!

К борьбе с огнём

- “Будьте готовы”!

- “Всегда готовы”!

 

3. Урок - КВН (6 класс)

Тема: Рыбная ловля и охота.

Цели:

Образовательная: систематизировать знания учащихся о значении рыбной ловли и охоты, научить в условиях вынужденной автономии правилам приготовления пищи.

Развивающая: развивать мышление, речь, внимание, расширять кругозор, воображение.

Воспитательная: воспитывать коллективизм.

Оборудование: ножницы, листы, цветные карандаши, учебник.

Во время подготовки к уроку класс делится на 2 команды

Ход урока

Звучит музыка из КВН

Ведущий - учитель, жури из состава учащихся.

Учитель: сегодня урок пройдет в форме КВН.

Тема игры: «Рыбная ловля и охота».

1. Представление команд.

Команды представляют:

- название команды

- девиз

- эмблему

- песня 

На подготовку представления своей команды отводится  10  минут.

Пример:

Название -  «Охотники»

Девиз: мы ребята просто класс охотники зовут всех нас .                                 

песня:

Не кочегары мы не плотники,

Но сожалений горьких нет, как нет

А мы охотники, охотники

И всем вам шлем привет

Название - «Рыболовы»

Девиз: мы ребята удалые рыболовы мы крутые.

Песня:

Антошка, Антошка пойдем ловить рыбёшку – 2 раза

2 Разминка

 Вопросы по теме «Рыбная ловля и охота»

На вопросы отводится время 1 минута.

 Вопросы команде «Рыболовы»

Какова средняя длина удилища? (3 метра)

Из чего можно изготовить леску? (нитки, веревки и т.д.)

Что может служить приманкой для рыб? (мотыль, червь, кузнечик.)

В какое время суток лучше ловить рыбу? (утром, вечером.)

 Вопросы команде «Охотники»

Как нужно выбирать место охоты? (внимательно изучив следы.)

С помощью, каких приспособлений запрещена охота? (с помощью петель и силков.)

С помощью чего можно добывать мелких животных? (с помощью ловушек.)

Какое время суток является лучшим для охоты? (раннее утро и сумерки.)

3. Классное задание.

Изобразить пантомимой:

 Рыболовы изображают животных, охотники отгадывают.

Охотники изображают рыбу, рыболовы отгадывают.

Время на выполнение задания 10 минут.

Кулинария

Рассказать, как готовится уха в мешочках и на ниточках (рыболовы).

Рассказать, как готовится мясо, жаренное в глине и на камнях.

На этот конкурс отводится время 10 минут. При подготовке используется учебник.

За все конкурсы подсчитываются баллы.

Команда,  которая выиграла, награждается.

Выставление оценок.

 

4. Урок – "Поле Чудес" (7 класс)

Тема: «Лесные пожары».

Цели:

Образовательная: обобщить знания учащихся о причинах, последствиях и мерах защиты населения при лесных пожарах.

Развивающая: развивать логическое мышление, необходимое в опасных ситуациях, связанных с пожарами в лесу.

Воспитательная: воспитывать ответственность, силу воли, коллективизм.

Оборудование: барабан, табло с закрытыми буквами, призы.

Ход урока

Класс делится на 3 группы по три человека, остальные зрители.

Сегодня урок пройдет в виде игры «поле Чудес»

Объяснение правил игры:

ведущий - учитель

Ведущий вызывает первую тройку игроков, задается вопрос по теме «Лесные пожары». Ученики по очереди крутят барабан,  затем отгадывает слово на определенное задание. Выигрывает тот, кто правильно назовет слово, данный участник выходит в финал. Затем участвует следующая тройка игроков. В финале встречаются финалисты первой, второй, третей тройки игроков после угаданного слова. В финале один участник, который угадал слово, решает, будет ли он играть в суперигру. В суперигре  нужно угадать 3 слова.

Итак, мы начинаем.

1 раунд. Ведущий приглашает первую тройку игроков.

Слушаем вопрос.

Один из видов лесных пожаров по характеру распространения?

«Верховой»

2 раунд. Ведущий: приглашается вторая тройка игроков.

На какой территории России, чаще всего встречаются лесные пожары?

«Сибирь»

3 раунд. Ведущий: приглашается третья тройка игроков.

Как называется полоса горения, окаймляющая внешний контур лесного пожара?

«Кромка»

Вызывается  следующая тройка игроков. Финал

Как называется лесной пожар, распространяющийся по нижним ярусам лесной растительности?

«Низовой»

Итак, есть победитель!

Проводится подсчет баллов. Ведущий предлагает сыграть в супер игру.

Ведущий: разрешаю открыть любые 3 буквы. Финалист называет буквы.

По горизонтали:

Не контролируемый процесс горения? (пожар)

По вертикали:

Как по-другому называется ограничение распространения неконтролируемого горения? (локализация)

Основная причина распространения пожара? (ветер)

Подведение итогов игры. Подсчет баллов. Выставление оценок.

Домашнее задание приготовить презентацию.

       

5. Урок-суд (8класс)

Тема: Человек – часть природы.

Цели:

Образовательная: закрепить знания учащихся о нарушении экологического равновесия в природе, о влиянии человека на окружающую среду.

Развивающая: развивать логическое мышление, речь.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, познакомить с процедурой судебного заседания.

Оборудование: раздаточный материал, атрибуты суда.

Подготовка к уроку: за неделю распределяются роли, дается задание подготовить материал по данной теме, раздаются тезисы выступлений.

Ход урока

Сегодня наш урок пройдет в виде « урока - суда», мы постараемся создать атмосферу настоящего суда.

На нашем уроке присутствуют: 3 судьи, адвокат, прокурор, 5 обвиняемых и 5 пострадавших.

Секретарь: Встать, суд идет!

Прокурор высказывает обвинение:

Человек является частью природы. Но человек разрушает свою окружающую среду, это выражается тем, что человек загрязняет природу (вырубка лесов, выбросы в атмосферу вредных веществ, загрязнение рек, озёр и т. д.). я обвиняю в том, что человек уже не является частью природы.

Судья: «Есть возражения?».

Адвокат: Человек – часть природы, её живого мира. Как и другие живые существа: он дышит, питается, растет, развивается, у него рождаются дети. Человек создал особый мир: современные города, дороги, фабрики, заводы, автомобили и т.д. Человек изучает природу, раскрывает все новые её загадки.

Судья у каждого из пострадавших спрашивает: «Почему человек не является частью природы?»

1-ый пострадавший (пешеход.)

Человек создавая автомобили, не задумывался о том, что они выбрасывают в атмосферу выхлопные газы, тем самым загрязняя окружающую среду. Посадка по дороге очень мала и, как нам известно, что зеленые насаждения поглощают вредные вещества.

2-ой пострадавший (грибник).

Вырубка леса сейчас очень актуальна. Человек вырубая лес нарушает экосистему, вредя всем живущим животным и нарушая растительность (ягоды, грибы, деревья и т.д.).

3-ий пострадавший (рыбак).

Некоторые предприятия выбрасывают отходы в реки, озера. Так как вода самоочищается и порой предприятия выбрасываю очень много отходов, и по этому самоочищение происходит плохо (на севере был случай когда плыл ледокол с нефтью и разлил её, нефть находится на поверхности воды и многие обитатели погибли.).

4-ый пострадавший (жители микрорайона деревообрабатывающего завода).

Все вредные вещества этого предприятия выбрасываются в атмосферу. И люди, которые проживают в этом районе дышат всеми выбросами. Зимой это видно на снегу в виде измельченных опилок.

5-ый пострадавший (жители микрорайона мясокомбината).

Как мы уже знаем, что холодильники не вечны, поэтому предприятия их выбрасывают. А при не правильной утилизации разложение  холодильников, которые выбрасываю в атмосферу аммиак, который используется в холодильных камерах для заморозки.

Судья, выслушав сторону пострадавших, переходит к стороне защиты.

1-ый обвиняемый (представитель автомобильной промышленности).

Человек сейчас создает более улучшенные автомобили, которые не вредят окружающей среды. Появляются автомобили на электрическом потреблении и на экологическом топливе, которые не вредят окружающей среде.

2-ой обвиняемый (работник лесничества).

Сейчас создаются организации по восстановлении зеленых насаждений. В школе ученики сажают деревья, ведутся насаждения лесополосы для восстановления разрушенных лесов, где произошла большая вырубка лесов. Вдоль дорог высаживают деревья кусты для того что бы минимальное количество вредных веществ попало в атмосферу. Так как деревья поглощают эти вредные вещества.

3-ий обвиняемый (работник водоканала).

Созданы организации, объединения которые смотрят и проверяют такие предприятия. На них налагаются штрафы, и может быть закрыто предприятие или заведено уголовное дело.

4-ый обвиняемый (работник деревообрабатывающего завода).

Промышленность выходит на новый уровень, т.е. с меньшим выбросом вредных веществ в атмосферу. Строительство очистных сооружений, которые поглощают обратно эти вещества в производство.

5-ый обвиняемый (работник мясокомбината).

Работа по организации промышленной утилизации холодильного оборудования разворачиваются и во всех частях света - например, на Кубе, не относящейся к числу богатых латиноамериканских стран, в настоящее время реализуется государственная программа по замене двух миллионов старых холодильников на новые.

Судьи, выслушав все стороны, переходят к вынесению приговора и удаляются на совещание. Учитель в это время задает домашнее задание сделать презентацию по темам: «Человек-часть природы или влияние человека на экосистему».

Судья объявляют вердикт:

Для решения этого конфликта судьи пришли к выводу: Чтобы защищать окружающую среду (посадка деревьев, уборка территории, волонтерства и т.д.), и подводя итоги: что человек всё- таки является частью природы, если он будет экологически грамотным, защитником окружающей среды, соблюдающим природоохранительные законы, то человек будет являться частью природы.

 

6. Урок - соревнование "Сильные люди" (9 класс)

Цели:

Образовательная: обобщить знания учащихся о действиях в экстремальных условиях.

Развивающая: развивать у школьников качества обеспечивающие безопасную жизнедеятельность, через познания себя и других, формировать готовность к преодолению жизненных трудностей. Способствовать развитию лидерских качеств подростков.

Воспитательная: воспитывать умение работать в группе и коллективе, формировать у подростков интерес к изучению предмета ОБЖ.

Оборудование: блокнот, чучело, медицинская аптечка, веревки, туристические системы, веревочная лестница, ленты, флажки.

Ход урока

Наша игра начинается.

1 этап. Оперативный репортаж

Задание: на старте капитан команды назначает «репортера», который во время соревнования отмечает в блокноте все события, факты, действия участников, судей. Через час после окончания игры он должен сдать в штаб игры репортаж (сочинение). Объем - одна-две страницы формата А 4. Тема: «С места событий». Лучшие репортажи направляются для публикации в прессе.

Штрафные баллы:

«отлично» - 0 баллов;

«хорошо» - 5 баллов;

«удовлетворительно» - 10 баллов;

опоздание в штаб слета - по 5 баллов за каждые 10 мин.;

через 2 ч после финиша репортаж не принимается, команда получает максимальный штраф - 30 баллов.

Премия: хорошее сочинение - минус 10 штрафных баллов. [16;43]

2 этап. Катастрофа

Место проведения выбирают там, где есть развалины, имитация завала или остов разбитой машины.

Задание: правильно и быстро извлечь «пострадавшего» (чучело) из разбитой машины или из-под обломков, завала, оказать первую медицин­скую помощь, подготовить к транспортировке.

Штрафные баллы:

нервозность и суета, невнимательный осмотр пострадавшего до начала спасательных ра­бот - 3 балла;

не наложение жгута (при имитации сильного кровотечения участники не остановили его сразу же прижатием поврежденного сосуда с последующим наложением жгута) - 5 баллов;

грубое, неправильное извлечение «пострадавшего», ведущее к травмам, сотрясениям, усиливающим его страдания и ухудшающим состояние, которые в некоторых случаях могут стать причиной гибели, - 5 баллов;

несогласованность действий (при неестественной позе, свидетельствующей о переломах, тяжелом состоянии «пострадавшего», извлекать его должны два-три человека, один из них - старший - должен обеспечивать согласованность действий командами) - 3 балла;

вмешательство руководителя команды в решения капитана и действия команды - 3 балла за каждое вмешательство;

максимальный штраф - 21 балл.

Контрольное время - 7 мин.

Снаряжение: манекен

3 этап. Переправа

Место проведения - овраг, ручей, неширокая речка.

Задание: переправиться самим и переправить «пострадавшего» на противоположный берег по веревке, натянутой горизонтально или косо, сверху вниз через овраг (ручей, речку) с помощью индивидуальных страховочных систем и сопровождающей веревки «челнок».

Условия, усложняющие выполнение задачи:

слабо натянутая веревка и ограниченное количество снаряжения. Команда может перетянуть веревку, но при этом потерять время или переправляться по подготовленной судьями трассе. Подъем - по вере­вочной лестнице.

Снаряжение: две основные (10 мм) веревки по 30 м, две вспомогательные (8 мм) веревки по 40 м, десять подвесных систем, 15 карабинов, десять блокировок, две веревочные лестницы.

Штрафные баллы:

заступ за контрольную линию - по 1 баллу за каждый;

потеря снаряжения, если команда самостоятельно смогла достать предмет, не нарушая условия прохождения этапа, - по 1 баллу за каждую единицу;

работа без перчаток - 1 балл;

не закручена муфта карабина - 1 балл;

срыв участника в воду, с обрыва далеко за пределы контрольной линии - 5 баллов;

не прохождение этапа одним участником, его отказ или превышение контрольного времени -10 баллов.

4 этап. Травма

Задача: оказать «пострадавшему» первую медицинскую помощь, сделать для него носилки из подручных материалов, с помощью веревок и ка­рабинов поднять его наверх и с максимальной осторожностью транспортировать до ближайшего «населенного пункта», так как у «пострадавшего» «сложные переломы». Поднимать и транспортировать «пострадавшего» без носилок запрещается.

Снаряжение: четыре жерди, шесть карабинов, две вспомогательные веревки по 10-15 м, десять репшнуров. Все снаряжение делится на две равные части. У команды также имеются куски веревки, пара карабинов, штормовки, они могут использовать подручные материалы.

Штрафные баллы:

отсутствие знаний о ПМП - 5 баллов;

незначительные ошибки (неправильное наложение повязки)-1 балл;

неправильное наложение шины - 3 балла;

развалившиеся во время подъема или транспортировки носилки - 10 баллов;

грубая и неправильная транспортировка «пострадавшего» - 5 баллов;

вмешательство руководителя в решения капитана и действия команды - 3 балла.

Контрольное время - 20 мин.

5 этап. Болото

Задача: пройти заболоченный участок любы­ми способами и остаться сухими. Штрафные баллы:

намоченная (по щиколотку) нога - 1 балл;

падение одного из участников - 5 баллов;

превышение контрольного времени - 6 бал­лов за каждого участника;

Контрольное время - 7 мин.

6 этап. Узкий лаз

Задание: не сбив перекладины, по-пластунски проползти по узкому лазу, имитирующему пустоты в завале.

Контрольное время - 5 мин.

Снаряжение: на вбитые в землю колышки кладут десять деревянных планок длиной 1-1,5 м с таким расчетом, чтобы они падали, если их зацепят участники. Из таких «ворот» делают зигзагообразный коридор длиной 5-7 м. Планки можно также установить в молодом густом подлеске или кустарнике, расположив горизонтальные перекладины на стволах деревьев или ветвях кустарника. Границу лаза отметить лентой или флажками.

Штрафные баллы:

падение перекладины - 1 балл;

действия более двух человек одновременно -3 балла;

команда не уложилась в контрольное время -10 баллов.

Победителем признается команда, набравшая минимальное количество штрафных баллов. Соответственно распределяются призовые и другие места.

 

Кроссворды на уроках ОБЖ

        Дети в любом возрасте с большой охотой и интересом разгадывают загадки, головоломки, шарады, ребусы, кроссворды. Использование их в учебной работе способствует поддержанию и развитию интереса к изучаемому предмету, разнообразит занятия, позволит в необычной форме не только повторить и закрепить изученный материал, но и познакомить учащихся с новыми названиями, понятиями, явлениями. Можно предложить им самим дать краткие, но точные определения, т.е. проделать обратную работу. Для этого придется обратиться к словарям, дополнительной литературе. Сложные кроссворды школьники могут решать дома в свободное время.

Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать. Кроме того, это способствует более глубокому изучению русского или родного языка – без знания правильного написания того или иного слова невозможно разгадать ни один кроссворд. Все это увеличивает запас слов, расширяет кругозор детей.

Составлять и предлагать кроссворды надо осмысленно, в определенной системе и последовательности, с учетом уровня знаний и умственного развития учащихся. Непосильная работа может оттолкнуть от этого занятия. Но если ученик смог осилить кроссворд, даже с помощью учителя или родителей, он испытывает радость и удовлетворение, проявит желание решать более сложный.

Учителю, использующему кроссворды на своих уроках, целесообразно дать обучающимся некоторые представления об истории этой популярной игры.

Что такое кроссворд и как его разгадывать знают все. Название головоломки вполне оправдывает ее внешний вид: вписываемые нами в клеточки слова всюду взаимно пересекаются.

Способ отгадывания кроссвордов на уроках ОБЖ весьма прост.

В зависимости от возраста учащихся, уровня их подготовки и цели урока можно предлагать им для решения различные виды кроссвордов. При проверке знаний по определенной теме – тематические кроссворды, включающие в себя 6-определений, при обобщающей проверке – более расширенные, охватывающие понятия и определения по всему разделу

Очень хороший результат дает задание обучающимся составлять кроссворд во внеурочное время. Тогда не только подбирают слова для заполнения горизонтальных и вертикальных рядов клеток, но и дают их правильное определение, характеристику того или иного понятия. Затем кроссворды, составленные обучающимися одной бригады, передаются для решения другой. Желательно вначале проверить ошибки, делающие его решение невозможным. Как правило, обучающиеся с удовольствием составляют кроссворды, тем более, что задание знакомо им и по другим учебным предметам. Наиболее интересные и содержательные кроссворды используются с обучающимися других классов.

 

Чайнворды в изучении ОБЖ

Чайнворд – это игра-задача (головоломка) по разгадыванию слов (названий, определений, терминов), специально составленных в виде цепи, в которой последняя буква предыдущего слова является первой следующего. Для технических чайнвордов соответственно подбираются слова отражающие специфику школьного предмета «ОБЖ». Например, СветофоРисКурениЕ…..

Работа с чайнвордами не самоцель. Она должна органически сочетаться с другими видами деятельности обучающихся как на уроке, так и во внеклассное время. При составлении чайнвордов, как и кроссвордов, используют только имена существительные в именительном падеже и в единственном числе.

Чтобы преобразовать сложенную цепь слов в головоломку нужно вместо букв нарисовать ряд пустых клеток и отметить порядковыми номерами те из них, в которые должны попасть начальные букв всех загаданных слов. Обучающемуся, разгадывающему чайнворд, необходимо знать, что начало и конец каждого слова должны находиться в пронумерованных клетках. Тогда ему будет легко установить, из скольких букв сложены слова цепи.

Для быстрого и эффективного контроля правильности решения любого чайнворда следует заранее подготовить ответы. Их можно вписать и поместить в требуемой последовательности на отдельной карточке или использовать такой же чайнворд-задание с предварительно заполненной сеткой.

Многолетний опыт работы с чайнвордами свидетельствует о том, что они являются полезным и интересным дидактическим средством в подготовке школьников к ОБЖ.

Их решение активизирует проверку и закрепление знаний обучающихся, особенно на завершающем этапе изучения тем и разделов программы. Оно содействует развитию мышления, самостоятельности и настойчивости. Чайнворды можно использовать как непосредственно на уроках, так и во время проведения внеклассной работы по предмету (турниров, конкурсов, утренников, вечеров и других мероприятий). А отдельным, наиболее увлеченным обучающимся их можно также предложить для самостоятельной работы дома.

1. Чайнворд по теме «Основы медицинских знаний».

основы медицинских знаний

1. Ритмическое биение стенок артерий. 
2. Длительная судорога определенной мышцы или группы мышц.
3. Мельчайший животный или растительный организм.
4.  Органическое соединение, вещество, входящее в состав животных и растительных клеток. 
5. Резервный углевод растений, состоящий из двух полисахаридов: амилозы и амилопектина. 
6. Устройство, которое излучает сильное тепло и энергию за счет преобразования рассеянного света в узкий и несущий большую мощность луч.
7. Группа заболеваний, характеризуемая неконтролируемым ростом и распространением аномальных клеток.
8. Единица количества теплоты. 
9. Открытая рана. 
10. Утолщение внутренней стенки артерии, обусловленное отложением жиров, холестерола и других веществ.
11. Оплодотворенная яйцеклетка.
12. Вещество, наличие которого в живой ткани стимулирует производство антител. 
13. Ядовитый алкалоид, содержащийся в листьях табака.
14. Омертвение участка ткани, окруженного здоровой тканью.
15. Редкое и затрудненное опорожнение кишечника.
16. Единица, используемая для измерения уровня радиации в воздухе.
17. Человек, страдающий заболеванием нервной системы, развившимся вследствие длительного умственного или эмоционального перенапряжения.
18. Микроскопический кровеносный сосуд между артерией и веной.
19. Радиоактивный атом.

 

2. Анаграммы «Чрезвычайные ситуации природного характера». 
Перестановкой букв образуйте четыре новых слова – названий стихийных бедствий.

Чрезвычайные ситуации природного характера

3. Головоломка по теме «Экстремальные ситуации природного характера».
Впишите в клетки названия стихийных бедствий, в которых третья буква «Л».

головоломка

 

Ребусы

Разгадывание ребусов с использованием интересных сведений способствует развитию познавательной активности обучающихся, их сообразительности и фантазии.

Ребусы появились 400 лет назад во Франции. В России первые публикации ребусов относятся к середине XIX в.

Ребусы - загадочные рисунки, в которых слова и высказывания зашифрованы сочетаниями букв, цифр и других знаков, изображениями предметов домашнего обихода, животных, рыб, насекомых, деревьев, цветов, инструментов и т.д.

Чтобы использовать ребусы в учебной работе, учитель должен быть знаком с основными правилами их составления и разгадывания.

Названия всех предметов, изображенных в ребусах, читаются только в именительном падеже.

Если изображение предмета перевернуто, слово следует читать справа налево.

Если около рисунков стоят запятые, то в зависимости от их количества и расположения от слова отнять одну или несколько букв.

Иногда из слова нужно убрать букву или заменить ее на другую. Тогда ее помещают возле слова в перечеркнутом виде или ставят знак замены «=».

Цифры, поставленные возле изображения, указывают на порядок, в котором нужно переставить буквы.

Изображение нот подменяют соответствующими словами.

Предметы могут быть изображены один над другим, или буквы разделяются горизонтальной линией. В этом случае, соединяя слова, обозначающие изображенные предметы или буквы, надо использовать по смыслу предлог «на» или «под».

На поверхности одной буквы могут быть размещены другие. В этом случае следует добавить слог «по».

В ребусе может быть изображен фрагмент географической карты.

Если в ребусе встречаются буквы, отдельные или объединенные в слоги, они читаются, как обычно.

Если фрагменты предмета изображены пунктирными линиями, то на них не следует обращать внимания.

Примеры:

Ребусы по теме: «Экстремальные ситуации».

 

Ребусы по теме «Экстремальные ситуации»

Ребусы по теме «Экстремальные ситуации»

Организованный вывод и вывоз населения из опасных районов в безопасную зону.

эвакуация

 

Чувство острого неудержимого страха.

паника

Средство для дизинфекции воды.

пантоцид

Химические препараты против кровососущих насекомых, мух, клещей. репелленты

Недобросовестное отношение к выполнению своих обязанностей.

халатность

Ответы:

1. Эвакуация

2. Паника

3. Пантоцид

4. Репелленты

5. Халатность

 

Загадки

Опытом установлено, что использование загадок при обучении безопасности жизнедеятельности, включающих разнообразные термины и понятия, связанные с темами ОБЖ, расширяет общий кругозор обучающихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала, формирует такие качества личности, как настойчивость, целеустремленность. Научившись самостоятельно составлять подобные загадки, учитель сможет оживить учебный процесс, а при желании обучить данному делу обучающихся.

Загадки, несомненно, окажутся полезными учителю, заинтересовавшему обучающихся этой работой. Их можно использовать на разных этапах урока, например, после изучения нового материала на уроке загадки помогут закрепить различные термины и понятия.

Три глаза - три приказа, красный – самый опасный. (Светофор)

Зимнее стекло – весною потекло. (Лед)

Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)

Конкурс: «Морской бой»

Цели:

1. Систематизировать знания о лесных пожарах.

2. Развивать навыки безопасного поведения при пожаре, умение логически мыслить.

3. Воспитывать культуру общения, способствующую созданию благоприятного психологического климата в коллективе.

Оборудование: фонограммы, сигнальные карточки, кроссворд, интерактивная доска.
Форма проведения: Игра «Морской бой»

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы сыграть в  «Морской бой». На нашем пути встретятся разные препятствия, которые вы должны будете преодолеть. Вы готовы?

Условия игры: «Морской бой» - излюбленная игра и младших, и старших школьников
Главная цель – «потопить» корабли противника путем прямого попадания в корабль.
Игровое поле – квадрат, состоящий из 7 строк, обозначенных числами от 1 до 7, и 7 столбцов, обозначенных буквами от А до Ж. Координаты цели определяются именем столбца и строки.
В  игру  играют обе  команды. Игровое поле – одно для обеих команд. Это квадрат больших размеров, все его 49 клеток закрыты. На игровом поле размещены «корабли»: четырехпалубный, трехпалубные, двухпалубные и однопалубные. Количество кораблей и их размеры можно менять по своему усмотрению.
Участникам необходимо «овладеть» всеми кораблями. По очереди команды делают выстрелы. Ведущий открывает названный квадрат. Если под ним окажется одна из палуб корабля, то команде сразу начисляется 1 очко и дается право на следующий выстрел. Если произошло попадание в букву, то это значит, что рядом находится борт одного из кораблей. Команде задается соответствующий вопрос. На обдумывание - 30 с. Если ответ правильный, команда также получает 1 очко и право на следующий выстрел. Очки заменяются жетонами. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество жетонов.

Игровое поле

игровое поле Лесные пожары

Вопросы:

1.            Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, это (Лесной пожар)

2.            Часть календарного года, в течение которого наиболее возможно возникновение лесного пожара (Лето)

3.            Охрана лесов – это (обязанность государства и долг каждого гражданина)

4.            С языком – не лает, без зубов, а кусает. Без рук, без ног, а бушует, шипит и злится, а воды боится (Огонь)

5.            Как называется наука о лесных пожарах (Прирология)

6.            При каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты (При низовом)

7.            При каком пожаре горят кроны деревьев? (При верховом)

8.            Как тушат только что начавшийся пожар? (Сбивая пламя веником из зеленых веток)

9.            К тушению лесных пожаров не допускаются лица моложе (18 лет)

10.        Что запрещается делать в лесу в пожароопасный сезон? (Разводить костёр)

11.        Природные пожары подразделяются на (Лесные;  Торфяные; Степные)

12.        Главный виновник пожара в лесу (Человек)

13.        Травма, которую может получить человек при небрежном обращении с огнём (Ожог)

14.        Источник тепла и возможных пожаров в походе (Костер)

15.        Естественное вещество, используемое при тушении костров в зимнее время. (Снег)

16.        Если случится пожар, как ты будешь действовать? (позвоню по телефону «01»)

17.        Если вы увидели, что на опушке леса горит сухая трава? (Постараюсь затушить, забросав землей, сбить пламя ветками деревьев)

18.        Место, в котором пожар начал или имеет наибольшую силу в настоящий момент. (Очаг)

19.        Порода хвойных деревьев, среди которых пожар возникает особенно легко. (Ель)

20.        Граница леса, иногда используемая в качестве опорной полосы (Опушка)

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

Щуркова И. Формирование познавательных интересов у учащихся. М., 1989.

Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. М., «Творческий центр «Сфера» 2003.

Емельянчик В.К., Капитонова М.Е. Ваши шансы избежать беды: Учебное пособие. Сборник ситуационных задач по курсу ОБЖ. СПб., 2002.

Методика обучения ОБЖ (Л.В.Байбородова, Ю.В.Индюков Москва «Владос» 2004г)

ОБЖ школьный курс в тестах, играх, кроссвордах 5-8кл. (Г.П.Попова Волгоград 2005г.)

Игровые занятия по ОБЖ 5-9кл. (А.А.Михайлов М. «Дрофа» 2004г.

Нетрадиционные уроки. ОБЖ 6-11кл. на уроках географии, биологии, химии, экологии, обществознания. (Е.Л.Гордияш Волгоград 2006г.)

Раб.тетрадь по ОБЖ 5-6кл. (Э.Г.Антюхин М. «Просвещение» 2001г.)

Раб.тетрадь по ОБЖ 7-8кл. (Э.Г.Антюхин М. «Просвещение» 2001г.)

Раб.тетрадь для учителя по ОБЖ 10,11кл.кл. (В.Н.Латчук М. «Дрофа» 2002г.)

Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу (В.И.Ковалько М. «ВАКО» 2008г)

Гамзан О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

Игуменова Д.Б., Иванникова И.Г. Чтобы не было беды. М.: Стройиздат, 1992.

Латчук В.Н., Марков В.В., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности 5 – 9 кл.: Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 2000.

Михайлов А.А. «Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 – 9 классы. М.: Дрофа, 2005.

Цвилюк Г.Е. Азы личной безопасности. М.: Просвещение, 1997.

ОБЖ. Поурочные планы. Волгоград. Издательство “Учитель”-2009 год;

Методический журнал “Основы Безопасности Жизни”. Издательство “Русский журнал”-2005 -2010 г.

Интернет- ресурсы


Государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение

Государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение

Учебно-методическое пособие предназначено для использования учителями и преподавателями дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в средних школах, а также в колледжах, осуществляющих подготовку в соответствии с

Учебно-методическое пособие предназначено для использования учителями и преподавателями дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в средних школах, а также в колледжах, осуществляющих подготовку в соответствии с

ВВЕДЕНИЕ Современное общество выдвигает высокие требования к выпускнику школ, современный выпускник должен проявлять себя как конкурентно способной личностью, которая готова к саморазвитию и самосовершенствованию, осуществлять…

ВВЕДЕНИЕ Современное общество выдвигает высокие требования к выпускнику школ, современный выпускник должен проявлять себя как конкурентно способной личностью, которая готова к саморазвитию и самосовершенствованию, осуществлять…

ПРОЕКТ «ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ

ПРОЕКТ «ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ

На каком из знаков изображена дорожная разметка, применяемая для обозначения пешеходного перехода? 1) -а 2) -б 3) -в 4) -а и б 4

На каком из знаков изображена дорожная разметка, применяемая для обозначения пешеходного перехода? 1) -а 2) -б 3) -в 4) -а и б 4

Велосипедист подъехал к перекрестку, перед которым установлен знак

Велосипедист подъехал к перекрестку, перед которым установлен знак

На светофоре включен зеленый сигнал основной секции

На светофоре включен зеленый сигнал основной секции

Относится ли мопед к механическим транспортным средствам? а) да б) нет

Относится ли мопед к механическим транспортным средствам? а) да б) нет

Оборудование: дорожные знаки, конверт с рисунками четырёх машин, кроссворд, пронумерованные буквы

Оборудование: дорожные знаки, конверт с рисунками четырёх машин, кроссворд, пронумерованные буквы

Внимание! Внимание! Продолжается соревнование!

Внимание! Внимание! Продолжается соревнование!

Собери автомобиль". Нарисованный на картоне автомобиль режется на части и кладется в конверт

Собери автомобиль". Нарисованный на картоне автомобиль режется на части и кладется в конверт

Окурки не бросать; не вешать белье над плитой; не забудь потушить костер; огнетушитель; запрещается курить и т

Окурки не бросать; не вешать белье над плитой; не забудь потушить костер; огнетушитель; запрещается курить и т

Пожар - явление крайне опасное, жестокое, враждебное всему живому

Пожар - явление крайне опасное, жестокое, враждебное всему живому

Деревянный пол зажег. Не смотри

Деревянный пол зажег. Не смотри

И квартиру, где живёте, И с каким она замком

И квартиру, где живёте, И с каким она замком

Назовите не менее 5 средств тушения пожара

Назовите не менее 5 средств тушения пожара

Социальные опасности, создаваемые самим человеком (войны, конфликты, бытовая неустроенность, неосторожность, низкая температура и др

Социальные опасности, создаваемые самим человеком (войны, конфликты, бытовая неустроенность, неосторожность, низкая температура и др

Движение по гимнастической скамейке

Движение по гимнастической скамейке

XI . «Спасение» Пожарные- люди отважные!

XI . «Спасение» Пожарные- люди отважные!

Телек» включен у меня, И компьютер, и плита –

Телек» включен у меня, И компьютер, и плита –

Во время подготовки к уроку класс делится на 2 команды

Во время подготовки к уроку класс делится на 2 команды

Из чего можно изготовить леску? (нитки, веревки и т

Из чего можно изготовить леску? (нитки, веревки и т

Ход урока Класс делится на 3 группы по три человека, остальные зрители

Ход урока Класс делится на 3 группы по три человека, остальные зрители

По горизонтали: Не контролируемый процесс горения? (пожар)

По горизонтали: Не контролируемый процесс горения? (пожар)

Судья: «Есть возражения?». Адвокат:

Судья: «Есть возражения?». Адвокат:

Судья, выслушав сторону пострадавших, переходит к стороне защиты

Судья, выслушав сторону пострадавших, переходит к стороне защиты

Урок - соревнование "Сильные люди" (9 класс)

Урок - соревнование "Сильные люди" (9 класс)

Премия: хорошее сочинение - минус 10 штрафных баллов

Премия: хорошее сочинение - минус 10 штрафных баллов

Условия, усложняющие выполнение задачи: слабо натянутая веревка и ограниченное количество снаряжения

Условия, усложняющие выполнение задачи: слабо натянутая веревка и ограниченное количество снаряжения

Контрольное время - 20 мин. 5 этап

Контрольное время - 20 мин. 5 этап

Кроссворды на уроках ОБЖ

Кроссворды на уроках ОБЖ

Очень хороший результат дает задание обучающимся составлять кроссворд во внеурочное время

Очень хороший результат дает задание обучающимся составлять кроссворд во внеурочное время

Многолетний опыт работы с чайнвордами свидетельствует о том, что они являются полезным и интересным дидактическим средством в подготовке школьников к

Многолетний опыт работы с чайнвордами свидетельствует о том, что они являются полезным и интересным дидактическим средством в подготовке школьников к

Резервный углевод растений, состоящий из двух полисахаридов: амилозы и амилопектина

Резервный углевод растений, состоящий из двух полисахаридов: амилозы и амилопектина

Головоломка по теме «Экстремальные ситуации природного характера»

Головоломка по теме «Экстремальные ситуации природного характера»

Если около рисунков стоят запятые, то в зависимости от их количества и расположения от слова отнять одну или несколько букв

Если около рисунков стоят запятые, то в зависимости от их количества и расположения от слова отнять одну или несколько букв

Организованный вывод и вывоз населения из опасных районов в безопасную зону

Организованный вывод и вывоз населения из опасных районов в безопасную зону

Химические препараты против кровососущих насекомых, мух, клещей

Химические препараты против кровососущих насекомых, мух, клещей

Три глаза - три приказа, красный – самый опасный

Три глаза - три приказа, красный – самый опасный

Участникам необходимо «овладеть» всеми кораблями

Участникам необходимо «овладеть» всеми кораблями

Как называется наука о лесных пожарах (Прирология) 2

Как называется наука о лесных пожарах (Прирология) 2

Список литературы: Щуркова И

Список литературы: Щуркова И
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2022