«НЕДЕЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ФОРМА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ЦЕНТРЕ «ТОЧКА РОСТА»
Щербакова Е. Я., педагог-организатор
ЦОЦ и ГП «Точка роста» МБОУ «Большереченская СОШ», Омская обл.
Аннотация. В статье рассматривается активные формы проведения тематической недели в дополнительном образовании с применением ресурсов Центра «Точка роста». Уделено особое внимание актуальности создания центров «Точка роста» на современном этапе образования. Автор излагает суть использования тематической недели во внеурочной деятельности, и приводит примеры успешных практик их применения.
Annotation. The article examines active forms of conducting a thematic week in additional education using the resources of the Center "Growth Point". Special attention is paid to the relevance of the creation of the centers "Growth Point" at the present stage of education. The author outlines the essence of using the thematic week in extracurricular activities, and gives examples of successful practices of their application.
Ключевые слова: тематическая неделя, школьник, внеурочная деятельность, высокотехнологичное оборудование, «Точка роста».
Дополнительное образование детей – это важнейшая составляющая образовательного пространства в современном Российском обществе. Современные учреждения дополнительного образования сегодня представляют инновационное пространство с высокотехнологичным оборудованием, направленное на приобретение, отработку и развитие навыков школьника. Благодаря национальному проекту "Образование" открываются детские технопарки "Кванториум", в т.ч. и мобильные, Дома научной коллаборации, образовательные центры для одаренных детей «Сириус». С 2019 г. в сельской местности и малых городах появляются центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» по всей стране. В 2020г их стало 5000. Появился такой Центр и в нашей школе. Задачами деятельности Центра «Точка роста» является охват на обновленной материально-технической базе общеобразовательной организации контингента обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы по учебным предметам «Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности» и предметной области «Технология». Центры "Точка роста" оснащены мощными компьютерами, видеокамерами, 3D-принтерами, тренажерами-манекенами, квадрокоптерами. «Точки роста" - новые центры притяжения сельских ребят. Инфраструктуры центров рекомендуется использовать во внеурочное время как общественного пространства для развития общекультурных компетенций и цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, а также родительской общественности. В настоящее время педагоги Центра все более осознанно начинают использовать современные образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей, на их максимальную самореализацию в обществе, эвристическое и проблемное развивающее обучение, совместные научные исследования, образование на основе компьютерных, игровых технологий. Центр также даёт ребятам возможность приобрести навыки работы в команде, подготовиться к участию в региональных и федеральных конкурсах, форумах, слётах и олимпиадах. «Точка роста» позволяют полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний; даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные, познавательные, эстетические, творческие запросы. Его воспитанники изучают современные компетенции; каждый учиться проектному управлению, командной работе, исследовательским и изобретательским навыкам, основы алгоритмики, логики и программирования на самых востребованных языках, создавать мобильные приложения, используя новейшие технологии и высокотехнологичное оборудование. Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и креативных способностей школьников является одной из ключевых задач при изучении учебных предметов.
В целях поддержки интереса к предметам, педагоги нашего Центра при составлении плана методических, учебно-воспитательных и социокультурных событий, решили проводить тематические недели, где каждый школьник может проявить свои способности. Запланированы недели науки, компьютерной графики и анимации, технического творчества, шахматная неделя и две недели по ОБЖ. В начале учебного года – неделя ПДД и в конце (апрель) неделя безопасности. Тематическая неделя – это:
· массовое и увлекательное соревнование школьников, обеспечивающее возможность для совместной деятельности разновозрастных коллективов;
· форма организации взаимодействия педагогов и обучающихся, в основу которого положены технологии «Педагогика сотрудничества» и «Индивидуальное обучение»;
· форма внеклассной работы, связанная с основным программным курсом обучения, углубляющая и дополняющая его;
· комплекс взаимосвязанных мероприятий по предмету, обеспечивающий условия демонстрации профессионального творчества и мастерства для педагогов;
· коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться всем её участникам.
Принципы, которыми мы использовали при организации проведения тематической недели:
1. Принцип целостности и завершенности. Неделя должна быть целостной и законченной, т.е. иметь начало и конец, основную идею и девиз.
2. Принцип массовости. Предусматривает активное участие в событиях предметной недели всех желающих, а также родителей (законных представителей) школьников, социальных партнеров (специалистов МЧС, ГИМС, ЦРБ, ГИБДД) и других заинтересованных лиц.
3. Принцип событийности. Предметную неделю необходимо рассматривать как неординарное событие, предполагающее включение каждого школьника в процесс разработки и реализации запланированных мероприятий.
4.Принцип сотрудничества. В принципе сотрудничества заложено продуктивное общение всех участников Недели. Мероприятия предметной недели должны объединить школьников и педагогов в коллектив.
7. Принцип универсальности. Предлагаемая тема и формы тематической недели должны соответствовать требованиям: актуальность для современного школьника, универсальность рассмотрения в контексте для всех возрастов и модность.
8. Принцип познавательности. Познавательный интерес характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям и становится основой положительного отношения к учению.
9. Принцип личной причастности. Одна из главных задач педагога – формирование активной жизненной позиции ученика. Важно предоставить возможность каждому ученику быть сопричастным к общему делу.
10.Принцип соревновательности. Основа развития личности школьника реализуется при подборе и применении педагогом заданий, предполагающих соревновательность, развивающих сообразительность, интуицию, смекалку, содержащих творческие элементы и развивающие критическое мышление.
11.Принцип гласности и открытости предполагает, что информация о подготовке, ходе и результатах предметной недели является общедоступной.
12. Принцип неповторимости. Каждая тематическая неделя не должна повторять предыдущую.
Проведение тематической недели – это не развлечение для школьника, это форма организации обучения, которая связана с тем, чтобы повышать уровень образования.
Можно выделить следующие задачи тематической недели:
· вовлечение школьников в самостоятельную творческую деятельность;
· выявление обучающихся, которые стремятся к углубленному изучению учебной дисциплины ОБЖ;
· представление широкого спектра активных форм внеурочной деятельности;
· повышение мотивации и интереса школьников к предмету ОБЖ;
· привлечение школьников к исследовательской, творческой и проектной деятельности.
При подготовке и проведении недели безопасности педагоги использовали активные формы проведения с использованием ресурсов центра «Точка роста»:
Вернисаж «Безопасная дорога» - на протяжении всей недели каждый участник мог сравнить свои работы с лучшими работами одноклассников, оценить и другие работы, ребят из других классов.
Буккросинг «Один дома» - в переводе с английского языка книговорот. Школьник, прочитав книгу, оставляет её в общественном месте (кабинет, столовая, фойе, рекреация), для того, чтобы другой школьник мог эту книгу найти и прочитать. Тот, в свою очередь, должен повторить это же действие.
Видеовикторина «Наши друзья – дорожные знаки»- викторина с использованием видеофрагментов (используется ПК, проектор и интерактивная доска Центра «Точка роста»).
Акция «Внимание, дети» – это вовлечение (действие), совершаемое группой школьников (волонтеров) для достижения какой-либо цели. Акция – это большое, яркое массовое мероприятие.
Арт-встреча «Мир безопасности» – выставка работ, сопровождаемая диалогом, беседой по теме. Это возможность выразить своё видение через творчество (работы могут быть загружены на ПК и демонстрироваться в течение всего периода предметной недели. Также этот материал можно использовать и на родительских собрания в ОО).
Онлайн-тестирование - это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов, обработка которых даёт оценку тестируемых(тестирование проводится с использованием ПК , подключенных к сети интернет) .
Агитбригада «Дорожные знаки»- одна из наиболее действенных форм воспитания личности, обеспечивающая органическое соединение глубокого содержания с яркими художественно-выразительными, эмоциональными формами. Выступления агитбригады связаны с актуальными проблемами по любой теме.
Флешмоб «Красный, желтый, зеленый»- преднамеренно спланированная массовая акция со случайно подобранными участниками (возможно через социальные сети), которые появляются в общественном месте, с определенными атрибутами (шары или ленты трёх цветов) и в течение непродолжительного времени выполняют заранее оговорённые действия и затем одновременно быстро расходятся в разные стороны.
«Квест-игра «Я – пешеход»» - интеллектуальная игра по станциям, в которой школьники (команды) должны за определенное время, получив одну подсказку, добраться до определенной цели, выполняя задания и упражнения.
Марафон знаний «Безопасность всем нужна, бережет нам жизнь она» - интеллектуальные вопросы и творческие задания, разнообразные конкурсы составляют общую программу марафона знаний, который может длиться несколько дней. В марафоне принимает участие большое количество школьников. Марафон знаний является одним из способов познакомиться с нестандартными заданиями, решение которых требует проявления различных умений и навыков, полученных на уроках ОБЖ и внеурочной деятельности.
Культурно-образовательное событие «Я – спасатель» - это эстафета - игра. Наши ребята знакомятся со всеми службами Большереченского района и их обязанностями. Обязанности спасателя – спасать людей, оказывать первую медицинскую помощь, ликвидировать аварии. А пожарный готовит пожарно-спасательную технику и снаряжение, тушит пожар, оказывает помощь пострадавшим, ликвидирует последствия чрезвычайных ситуаций. Все службы Большереченского района (МЧС, медицина катастроф, ГИМС, ГИБДД, МО МВД) часто работают вместе, слаженно, стоят на страже наших с вами жизней. Специалисты всех служб для школьников проводят эстафету – игру с отработкой навыков по оказанию первой доврачебной помощи, используя тренажеры- манекены, имитаторы ран; изучали устройство огнетушителя, облачались в экипировку пожарных и имитировали тушение пожара.
Робинзонада «Идем в поход» - это туристическое мероприятие, построенное на принципах: спорт – творчество – интеллект; увлекательная форма освоения новых знаний, приобретения навыков самостоятельной жизни, навыков безопасного поведения в лесу, а также чрезвычайных ситуациях, умений работать в команде.
Через тематическую неделю мы можем, вовлечь практически всех школьников, создать условия, при которых в течение определенного срока буквально все погружаются в предложенную образовательную область, объединяя во едино всех педагогов и школьников. Современные активные формы проведения тематической недели направлены на отработку практических навыков безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, предупреждение их возникновения, выработке умений защищать свою жизнь и здоровье, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим, формирование устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил безопасного поведения на дороге, воде, лесу и дома.
Интерактивные методы обучения увеличивают практическую ценность занятий. Использование игровых технологий заключаются в том, чтобы ребенок мог найти свою нишу для самовыражения, самоутверждения, познать себя и других. По итогам тематической недели наиболее активные ее участники (как педагоги, так и школьники) награждаются грамотами и медалями, изготовленными на 3D-принтере.
Конечно, шаблона по проведению тематических недель нет. Одним из основных принципов является оригинальность, неповторимость каждого воспитательного события тематической недели. Неделя показывает не только возможности школьников, она еще показывает возросшие способности и навыки педагога, творчество, мастерство и зрелость своего профессионализма. А Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» - это колоссальные возможности для внедрения новых технологий и профилактической работы.
Мы, педагоги - наставники школьников, верим, что сможем вырастить увлеченных ребят, способных в будущем владеть инновационными технологиями и создавать проекты, вносить свой весомый вклад в технологический прогресс нашей страны.
Список литература
1. Григорьев Д. В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. – М.: Просвещение, 2011.
2. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. – М.: Просвещение, 2011.
3. Киреева Н.В. Предметная неделя: учебный комплекс по дисциплине «История зарубежной литературы»/ Н.В.Киреева.– Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2016. – 160 с.
4. Перевезенкова М.В. Предметные недели как форма активизация познавательной деятельности в гимназии // http://www.gim1521.ru/assets/files/perevez.doc .
5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. /Под ред. В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2010.
6. Предметная неделя в школе: организационные основы и методические приемы проведения. Материалы консультаций. Сборник №3 / Консультационный центр БОУ «Тарская гимназия №1» РИП – ИнКО «Школа как центр творчества и развития одаренности детей» / – Омск, 2019.
7. Тихомирова Л. Ф. «Упражнения на каждый день», «Логика для младших школьников», «Академия развития» Ярославль, 1998г.
8. Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. – Киров: ИРО Кировской области, 2019.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.