Неделя биологии (для малокомплектных школ)
Оценка 4.8

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
библиотека
5 кл—9 кл
12.05.2017
Неделя биологии (для малокомплектных школ)
Публикация является частью публикации:
Неделя биологии в малокомплектной школе.docx
6­8  класс 7­9  класс 5­9 класс 5­9 класс 5­9 класс 5­9 класс 5­9 класс 5­9 класс Оценка По итогам   игры До  3 баллов 1 балл за   задание До 3 баллов До 4 баллов 1  балл До  6 баллов Согласно  караоке Игра «В  мире  наших   пернатых  друзей». Конференция «Роль  растений  и  животных  в  жизни    человека». Викторина «Растения». Конкурс рассказов «Мой   питомец» Конкурс «Шаг за  шагом» Конкурс «Три  ноты» Конкурс «Составь кроссворд» Музыкальный  конкурс.  Исполнение  песен о   растениях и  животных  (караоке). Конкурс рисунков и плакатов   «Живая планета». План  проведения  недели  биологии. Сроки:  с ___ по  ___  . Мероприятие Дат а Время  проведения Класс  5­8 кл. До 5 баллов 1.   Игра "В мире наших пернатых друзей" Цель игры. Расширить знания учащихся по вопросу о многообразии птиц.  Систематизировать знания о жизнедеятельности птиц, их взаимоотношениях с окружающей средой, о роли их в жизни человека, научить детей осознавать необходимость чуткого и  бережного отношения к природе. Способствовать проявлению у учащихся интереса к  живой природе, а следовательно, и внимательного, бережного отношения к ней. В игре принимают участие сборные команды 7­8 классов (6­7 человек). Ребятам заранее  предлагаются следующие задания:   Выбрать название команды, эмблему, девиз, приветствие.   Подготовить оригинальные и удобные кормушки для птиц.   Подготовить “Интервью с птицами” в любой форме ( рассказ, стихотворение,  записанный на пленку птичий крик, загадки, ребусы, фотографии, рисунки, книга  рекордов.)   Изучить или повторить материал по теме игры  Ход игры. “Как прекрасен этот мир, посмотри…” В одной из замечательных песен нас призывают остановиться и оглядеться вокруг.  Да, он действительно прекрасен, этот полный чудес и загадок мир. Каждый день мы  встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша, проходим мимо, не замечая их. Иногда  случайно пытаемся отгадать какую – нибудь из загадок природы и удивляемся сделанному  вдруг открытию. Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых.  Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением,  разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен. Вот почему мы эту  встречу посвящаем им, нашим пернаты друзьям.  Итак, мы начинаем нашу игру.  Конкурс 1. Разминка Русский народ всегда подмечал признаки тех или иных явлений, предметов живой и  неживой природы и метко отражал их в загадках. Немало загадок у русского народа о  птицах. О каких птицах говорится в этих загадках? (за каждый правильный ответ – 1  балл)  1. С буквой “с” живу в пруду,  Все рыболовы меня знают. С буквой “ф” за красоту Меня жар­ птицей называют. (сазан – фазан) 2. Простая буква я, ну что же?  Коль сорок раз меня повторишь, Так сразу птицей стану я, Всем вам известною, друзья. (сорок­А) 3. Сероспинный, красногрудый,  В зимних рощах обитает,  Не боится он простуды, С первым снегом прилетает. (снегирь) 4. Меня ты увидишь теперь лишь в музее,  Крестьяне мной землю пахали всегда. Но букву одну измени поскорее – Я очень полезная птица тогда. ( соха – сова) 5. Мой девиз – людей лечить  И на помощь к ним спешить. Стоит букву заменить – Черной птицей мне вдруг быть. ( врач – грач) 6. Скажи ты мне,  Какой чудак и днем И ночью носит фрак? (пингвин)  7. Она черна. Она шумна. Стоит­галдит,  Летит – галдит: “Галл­гал –гал” Кто – угадал?  (галка) 8. Красные  лапы,  длинная  шея, Щиплет  за  пятки, беги  без  оглядки!  (Гусь)  Конкурс 2. Играем в прятки. Лучшей умственной зарядки Нет для взрослых и детей: Кто играет с нами в прятки,  Тот становится умней. Задание: Если вы сложите соответствующим образом слова, буквы в слове, то у вас  получатся названия всем известных птиц. 1. Кожа + вор +он == 2. Весло + ой == 3. Бей + о + вор == 4. Колос == 5.Три + ж + с == 6.Трус + са == 7.Булог + ь == Конкурс 3. Рассказы­загадки. А сможете ли вы узнать птиц по их описанию? №1. Одна из самых красивых (самец ярко­красный) и своеобразнейших наших птиц. У него  много чего необычного. Мало того, что клюв у нее “задом наперед”, птенцов она выводит  посреди зимы, в лютый мороз, так она и умереть “по­человечески” не может. Тело ее так  пропитывается смолой к старости, что многие годы не поддается гниению. (клест) №2. Эта птица пищу себе добывает, бегая под водой, по дну чистых речек и ручьев. За это  и прозвали ее еще водяным воробьем. И все у нее для этого приспособлено. Есть  копчиковая железа, как у всех водоплавающих птиц, чтобы перышки жиром смазать, а “ушки” специальным клапаном при нырянии закрываются. В то время, когда другим  пернатым и холодно и голодно, она живет себе припеваючи. (оляпка) №3. Зрение у этой птицы особенное. Глаз ее может выбирать из поля зрения только ту  информацию, которая ему нужна в данный момент, и не замечает другую. Одна из  авиационных фирм США изобрела электронный глаз, способный определить направление и скорость движения объекта, его форму и размеры. “Глаз” может, например, распознать  бомбардировщик и ракету и не замечать другие летающие объекты. (голубь) №4. Еще ее называют касаткой. Так люди выразили свою любовь к этой птичке. Ее легко  узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту. Это птица воздуха.  Она редко и неохотно опускается на землю, а для отдыха садится на тонкие ветки или  провода. Даже воду пьет и купается она на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее  клювом. Глядя на них, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они  неустанно ловят мелких мошек, мух и комаров, которые летают в воздухе. (ласточка) Конкурс 4. “Оч. Умелые ручки”  …Все короче зимний день – Не успеешь пообедать, Солнце сядет за плетень. Ни комарика, Ни мушки. Всюду только снег да снег. Хорошо, Что нам кормушки Сделал добрый человек. Ю. Синицын Сейчас мы будем создавать из доступных для всех материалов “столовую” для наших  пернатых друзей. (На столах: пластиковые бутылки, ножницы, скотч, проволока, небольшие деревянные  брусочки. Данный конкурс был объявлен заранее и в других классах, только ребята  работали с деревом. На данном мероприятии демонстрируются их кормушки.) Конкурс 5. Интервью с птицами.  (Домашнее задание: Кто сумеет взять самое интересное интервью у птиц зимой? Формы  разнообразные: рассказ, стихотворение, записанный на пленку птичий крик, загадки,  ребусы, фотографии, рисунки, книга рекордов.) Конкурс 6. Какие птицы где живут? Задание: Распределите пернатых обитателей по месту их обитания, используя иллюстрации с изображением птиц.( по  принципу  лото) Конкурс . Викторина. Вопросы задаются командам поочередно. (Вопрос – 1 балл) 1. Самая маленькая в мире птица … (Карликовый колибри.) 2. Эта птица может летать быстрее и дольше всех – три года без остановки. (Стриж) 3. Название какой птицы носит созвездие? (Лебедь и др.) 4. Какой город носит название птицы? (Орел) 5. Существует ли птичье молоко? (У голубей, пингвинов) 6. Какая птица, по пословице, постоянно хвалит свое место обитания? (Кулик) 7. Какие птицы устраивают детские сады? (Пингвины, страусы) 8. Какие птицы – опылители вам известны? (Колибри) 9. Птица – символ мира и чистоты. (Голубь) переносном смысле. 10.“Древняя птица” ­ это … (Археоптерикс.) 11. Какую особенность имеют яйца, откладываемые птицами на голые скалы? (Они имеют  угловатую форму) 12. Эти птицы изображены на гербе Новой Зеландии, они охраняются государством, а  фруктами с таким же названием мы охотно лакомимся.( Киви)  13. Эта птица – однофамилица с великим русским писателем. (Гоголь) Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя. И  каким бы скучным, неинтересным был бы мир без наших меньших друзей. Эта игра еще  одно подтверждение эпиграфу нашего мероприятия: “Как прекрасен этот мир,  посмотри…”. Интересных и незабываемых всем встреч с миром пернатых! В конце игры жюри подводит итоги, поздравляет команды, награждает победителей  медалями “Юный орнитолог”.    2.Материалы к выступлению на конференции. Что такое бионика ? Самая удивительная лаборатория — это живая природа. В этой лаборатории  на протяжении сотен миллионов лет идет кропотливая работа: благодаря  наследственности и изменчивости организмов в результате естественного отбора совершенствуются те качества и свойства животных и растений,  которые лучше всего соответствуют условиям окружающей среды. Так  постепенно достигается поразительная приспособленность к окружающим  условиям. Человек давно не только удивляется этому совершенству природы  и восхищается им, но и учится у природы, подражает ей.  Великий ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи долго наблюдал за  полетом птиц. Он хотел построить летательный аппарат, чтобы человек мог  на нем, подобно птицам, парить над землей. Основоположник современной  аэромеханики Н. Е. Жуковский потратил много сил для того, чтобы понять,  каким образом пернатым удается парить в воздухе. Он посвятил этому  вопросу специальную книгу. Птицы научили человека летать — так появилась авиация. Дальнейшее изучение полета птиц способствовало ее  совершенствованию.  Во время первой мировой войны английский флот нес огромные потери из­за  германских подводных лодок. Нужно было во чтобы то ни стало научиться их  обнаруживать. Для этой цели создали специальные приборы — гидрофоны.  Они должны были находить подводные лодки противника по шуму гребных  винтов. Гидрофоны установили на кораблях. Однако вскоре выяснилось, что  во время хода корабля движение воды у приемного отверстия гидрофона  создавало шум, заглушавший шум подводной лодки. Долго не могли  устранить этот недостаток. Наконец, известный физик Роберт Вуд предложил  инженерам поучиться... у тюленей, которые хорошо слышат при движении в  воде. Приемному отверстию гидрофона придали форму ушной раковины  тюленя, и гидрофоны стали «слышать» даже на полном ходу корабля. К тому  же они позволяли определять направление на источник звука и расстояние до  него.  Можно привести множество таких примеров. И сейчас, в век электроники и  атомной энергии, человек может очень многое позаимствовать у животных.  Несколько лет назад академик А. И. Берг писал: «Мы часто гордимся  достижениями современной науки и техники и имеем для этого серьезные  основания. Но сопоставление наших предельных результатов с тем, что  достигнуто живыми организмами в процессе длительного приспособления и  отбора, заставляет нас быть более скромными».  В наше время оформилось самостоятельное направление в науке и технике,  цель которого — использовать биологические знания для решения  инженерных задач и развития техники. Оно было названо бионикой (от  греческого слова «бион» — ячейка жизни).  Можно считать, что бионика находится еще в школьном возрасте. Ведь первая конференция спе­циалистов­биоников, положившая начало ее официальному  признанию, состоялась в 1960 г. Сейчас бионикой занимаются, тесно общаясь  друг с другом, представители самых разных специальностей — биологи, врачи, физики, инженеры, математики. Круг вопросов, которые исследует  бионика, довольно обширен и продолжает расширяться. Для того чтобы  получить о них представление, лучше всего рассмотреть несколько примеров.  Природа помогает совершенствовать машины и приборы Изучив форму тела кита, ученые пришли к выводу, что оно значительно лучше приспособлено к перемещению в воде, более обтекаемо, чем современные  суда ножевидной формы. Тогда судостроители построили океанский пароход, по форме подобный киту. Корабль этот обладал той же грузоподъемностью и  скоростью, что и обычный. Но зато мощность его двигателей удалось заметно  уменьшить.  Для создания обшивки кораблей и других плавающих сооружений оказалось  полезным изучение структуры кожи китообразных. Была изготовлена модель  дельфина, воспроизводящая это животное по весу и форме. Модели была  сообщена двигательная сила, равная двигательной силе дельфина, но  продвигалась модель в воде значительно медленнее. Оказалось, что кожный  покров дельфина имеет особую структуру, что способствует уменьшению  вихревых потоков при его перемещении. Эти потоки и тормозили  продвижение модели. Было создано искусственное покрытие, обладающее  некоторыми свойствами кожи дельфина. Результат оказался прекрасным.  Модель торпеды, обшитая этой искусственной кожей, двигалась в полтора  раза быстрее, чем торпеда с обычной обшивкой.  Многим из вас, вероятно, приходилось видеть в кино, как пингвины забавно  передвигаются на брюхе, отталкиваясь ластами. Они натолкнули ученых на  мысль создать машину, которая могла бы перемещаться со значительным  грузом и большой скоростью по рыхлому снегу. Машина, лежа на снежной  поверхности широким днищем, будет отталкиваться от нее специальными  приспособлениями. При весе, превышающем тонну, снегоход будет развивать  скорость до 50 км/ч, что очень хорошо для подобных условий.  Может ли чему­нибудь научить людей обычная лягушка? Оказывается, может. При исследовании ее зрительных органов выяснилось, что лягушка обладает  интересной особенностью. Она видит только движущиеся предметы. Это  свойство очень помогает лягушке в поисках добычи. А инженеры, зная, как  устроено зрение лягушки, создали прибор, регистрирующий только  движущиеся предметы, например самолеты.  Вы включили радиоприемник и хотите послушать интересующую вас  передачу. На вход приемника — его антенну — одновременно воздействует  множество сигналов от разных передатчиков и источников помех. Вращая  ручку настройки приемника, вы выделяете нужный сигнал из сложной совокупности помех. Чем больше помехи и чем слабее сигнал, тем труднее  решить поставленную задачу, а иногда и вовсе не возможно. А ведь некоторые животные обладают удивительной способностью распознавать полезный  сигнал. Летучие мыши во время своих полетов ориентируются по отражению  издаваемых ими звуков. Человек их не слышит, так как частота этих звуков,  называемых ультразвуками, значительно выше максимальной частоты,  воспринимаемой нашим ухом. Летучие мыши превосходно отличают эхо  собственного звука от гораздо более мощных звуков, издаваемых другими  летучими мышами. Есть пещеры, в которых живет огромное число летучих  мышей. Летая в тесной и темной пещере, они ухитряются никогда не  сталкиваться друг с другом.  По мнению многих специалистов, способность выделять полезный сигнал из  совокупности других сигналов у летучих мышей значительно выше, чем у  существующих электронных устройств. Примечательно и то, что орган  летучей мыши, испускающий ультразвуковой сигнал, весит всего около  десятой доли грамма, а объем его составляет примерно 1 см3. А современный  обзорный аэродромный радиолокатор весит сотни килограммов, объем его  составляет много кубических метров, причем его технические  характеристики хуже, чем у «локатора» летучей мыши. Поэтому изучение  «радарной установки» летучей мыши представляет для техники очень  большой интерес.  Способность летучих мышей ориентироваться в пространстве по отражению  испускаемых ими ультразвуков натолкнула конструкторов на мысль создать  ультразвуковой «поводырь» для людей, лишенных зрения. Подвешенный на  груди слепого прибор испускает ультразвуковые волны и усиливает их  отражение от какого­либо препятствия. В наушниках при этом возникает  звук, тембр либо громкость которого меняется в зависимости от характера  препятствия и расстояния до него.  Более десяти лет назад биологи обратили внимание на органы зрения  мечехвоста — морского членистоногого. Сетчатка сложного глаза мечехвоста состоит из отдельных структурных элементов. Одни воспринимают более  яркий свет, другие — более тусклый. Оказалось, что волокна зрительных  нервов от элементов сетчатки, воспринимающих яркий свет, стремятся  ослабить нервные сигналы от элементов, воспринимающих более тусклый  свет. Благодаря этому значительно увеличивается разница в восприятии света различной яркости — яркий кажется более ярким, а тусклый — более  тусклым. При расшифровке рентгенограмм, аэрофотоснимков и других  фотодокументов часто очень важно увеличить контрастность. Для этой цели  инженеры создали электронное устройство, моделирующее глаз мечехвоста. Дикорастущие пищевые растения Сибири .          Наша дикая сибирская природа богата щедрыми  дарами.        Для получения урожая дикорастущих пищевых растений не требуется  затрат человеческого труда. Природа позаботилась о различных продуктах  питания ­ от пряных и ароматических до овощных и хлебных ­ и подарила их  человеку. Дикорастущее растения с древних времен были и продолжают  оставаться неисчерпаемым источником пищевых продуктов. Кроме того они  являются исходным материалом для селекции культурных растений.        Дикорастущие растения не раз выручали людей в трудные неурожайные  годы. Многие пищевые растения не только не уступают, но даже превосходят  по питательности и вкусовым качествам культурные растения или вообще не  имеют аналогов. Это многие ягодные, орехоносные, салатные и овощные  растения, грибы и водоросли.        Человек должен всегда помнить, что природа требует бережного,  хозяйственного отношения к ней. Использовать дикорастущий полезные  растения надо разумно, зная их биологические особенности.             Встречается в наших лесах замечательное растение ­ Шикша черная  (Epetrum nigrum, Семейство шикшевые). В народе ее называют водяникой или  вороникой (из­за блестящих черных ягод) . Это вечнозеленый кустарничек с  сильно распластанными стеблями, маленькими сочными вечнозелеными  листьями. Цветет в мае­июне. Поспевает в августе­сентябре.  Набрав горстку  этих ягод, вы прекрасно утолите жажду чуть кисловатым соком. В плодах  около 90% витамина С. Коренные северные народы ее употребляют в пищу  свежей, моченной, мороженной. Из шикши можно варить варенье, мармелад,  готовить напитки.          Если у вас есть спички, то вы можете приготовить чай. Наберите  кислицы обыкновенной ­ Oxlis acetoselle. Достаточно одной горсти на два  литра. Кислицу в народе называют заячьей капустой. Ее можно есть в сыром  виде, как щавель. Заготавливать в прок соленой или засахаренной или в виде  порошка. В ней много витаминов С, А. .  Произрастает в сосновых, пихтово­ еловых, кедровых, березовых, лиственно­хвойных и в тундрово­альпийской и  полярно­арктической областях преимущественно во влажных  местообитаниях.   Распространенный в Сибири лесной вид, образующий часто  чистые заросли. На севере ареал заходит в тундру (Западная Сибирь) до 71  градуса с. ш. Однако в Средний (правобережье Енисея) и Восточной Сибири  (Якутия) граница ареала опускается до 60 градусов с. ш.  Черные с сизоватым налетом спелые ягоды черники весьма сочные и сладкие  на вкус, пользуются в Сибири большой популярностью. Их едят в свежем  виде, варят варенье, приготовляют кисели, сиропы. Черника ­ хороший  медонос.      Ягоды содержат инвертный сахар (5­6%) , свободные кислоты 1%,  пектиновые вещества, белки (около 1%) , глюкозиды, дубильные вещества и в небольшом количестве витамины С, Р, РР, В1, В2 и каротин. В различных  условиях урожайность ягод колеблется от 1 до 8 ц/га. Наибольший урожай в  (Свыше 20 ц/га) в лесотундре и тундре.  Клюква болотная ­ Oxycoccus palustris Pers.  Клюква мелкоплодная ­ Oxycoccus microcarpus Turez. ex. Rupr.  Семейство вересковые ­ Fricaceae.       Вечнозеленые стелющиеся кустарнички, с красными шаровидными  ягодами. Цветут в июне; плодоносят в августе ­ октябре. Эти два вида клюкв  внешне отличаются главным образом размером листьев и ягод (у клюквы  болотной они крупнее) .     Растут по моховым болотам, мшистым лесам, берегам рек в лесной и  лесостепной зонах Сибири.  Ягоды повсеместно используются местными жителями в пищевой  промышленности. Содержание в соке лимонной и бензойной кислоты  обеспечивает длительную сохранность ягод в свежем виде (8­10 месяцев) .  Применяются они в кондитерском производстве как начинка для конфет.  Ягоды содержат наибольшее количество витамина С (30­35 мг%) , но при  промораживании полностью его теряют; сахара (2,8%) , дубильные вещества,  кислота и много калия. Урожайность на сфагновых болотах от1 до 20 ц/га.  Княженика, костяника арктическая, поляника, мамура, малина  арктическая ­Rubus arcticus L.  Семейство Розоцветные – Rosaceae.  Многолетние травянистое корневищное растение 10­30 см высотой. Литья  тройчатые. Цветки красные. Плоды темно­пурпуровые. Цветет в конце мая ­  июне; плодоносит в июле ­ августе.  Растет в мшистых хвойных и смешанных  лесах, в тундре, болотах, на сырых лугах и т.д.   Плоды кислые, но ароматные, на севере считается лучшей ягодой.  Употребляется для приготовления морсов, а также в свежем виде. Ягоды  содержат витамин С (100­200 мг%) , сахара (глюкозу и фруктозу 5­7%) ,  лимонную кислоту (1­2%) , немного яблочной кислоты, дубильные вещества.  Брусника ­ Vaccinium  Семейство Вересковое – Ericaceae.  Кустарничек 2,5 ­ 25 см высотой. Листья кожистые, вечнозеленые (зимующие) . Ягода красная. Цветет в июне; плодоносит в августе ­ сентябре.  Произрастает в сосновых, лиственничных, темнохвойных и смешанных лесах,  в высокогорной и арктической моховой тундре. Ареал вида очень большой,  практически охватывает всю лесную зону Сибири, далеко заходя на север в  тундру.  Вкусные ягоды брусники издавна используются как ценный пищевой продукт.  Используют бруснику очень широко: морс, из листьев брусники заваривают чай, из порошка брусники делают кисель и сироп и т.д.  В ягодах содержится редуцированные сахара (6­8% сырой массы) ,  органические кислоты (около 2­х%) , дубильные вещества, небольшое  количество витамина Р и С, каротин; в семенах ­ жирное высыхающее масло  (свыше 20%) .  Запасы брусники в Сибири очень велики. Под пологом леса урожайность ягод  колеблется в зависимости от условий произрастания от 0,1 до 10 ц/га и более.  На вырубках урожайность увеличивается в 2­3 раза. За один день можно  собрать 8­10 кг. Ягод, а при хорошем урожае ­ 15­20 кг.    Голубика ­ Vaccinium uliginosum  Семейство Вересковые ­ Ericaceae  Кустарничек 20 ­ 75 см. Высотой. Листья цельнокрайные, снизу сизые; ветки  цилиндрические. Ягода синяя, с сизоватым налетом и зеленной мякотью, 10­ 12 мм длиной. Цветет с мая до начала июня; плодоносит в конце июля –  сентябре. Растет во влажных и сырых хвойных и смешанных лесах, нередко образует  сплошные заросли в полярно ­ арктической, лесной и высокогорной зонах, на  моховых болотах и каменистой тундре.   Ягоды съедобны, имеют приятный вкус и употребляются в сыром виде и для  приготовления варенья, начинки пирогов.  По содержанию витамина С ягоды голубики превосходят бруснику и  приближаются к черной смородине. В них содержится: сахара (до 8%) ,  каротин (около 110%) , органические кислоты, дубильные вещества.  Урожай ягод составляет 100­500 кг/га, иногда ­ до 1300 кг/га. Перспектива  для введения в культуру. Загадочная Саламандра.     С древних времен саламандру считали страшно ядовитым животным.  Множество желез, заключенных в ее коже, могут обильно выделять слизь,  которая совершенно безвредна, но с давних времен, по предрассудку,  считалась очень ядовитой. На этом же обильном выделении слизи основан  предрассудок, что саламандра не горит в огне, так как, брошенная в огонь,  она действительно некоторое время спасается усиленным выделением слизи. «Саламандра так холодна, ­ сообщает древний натуралист Плиний в книге X  своей "Истории", ­ что от прикосновения ее, как бы ото льда, гаснет огонь.  Слизь вытекает у нее изо рта и уничтожает волосы на человеческом теле. Если помазать ею кожу на теле, то в этом месте образуется темное пятно.  Саламандра – самое зловредное из всех ядовитых животных. Другие  животные приносят вред только отдельным людям, но саламандра может уничтожить целый народ, если только ее не остерегутся. Когда она влезет на  дерево, то отравляет все плоды, и кто их поест ­ умирает, как будто бы от  сильного холода. Если даже саламандра дотронется лапой до стола, на  котором месят хлеб, то последний будет отравлен; если упадет в колодец, то  вся вода сделается ядовитой. Однако, ­ прибавляет Плиний, ­ некоторые  животные в состоянии пожирать это зловредное существо, как, например,  свиньи, и, вероятно, мясо этих животных может служить противоядием яду  саламандр. Если бы это было справедливо, ­ критикует Плиний в книге XXI, ­  то, что говорят маги, то есть, что это есть единственное животное, которое  тушит огонь, и что даже некоторые части его тела представляют прекрасное  средство против пожара, то Рим давно бы произвел подобный опыт».В книге  XI он говорит о крылатом четвероногом животном "пираусте", живущем в  пламени кипрских плавилен; стоит ей очутиться на воздухе и хоть чуточку  пролететь, она падает замертво. Миф об этом забытом существе влился в  более поздний миф о саламандре. Богословы приводили Феникса как доказательство воскресения во плоти, а  саламандру ­ как пример того, что живые тела могут существовать в огне. В  книге XXI "Града Божия" святого Августина есть глава с названием "Могут  ли тела существовать в огне", и начинается она так: "К чему стал бы я  приводить тут доказательства, ежели не для того, чтобы убедить  недоверчивых, что тела человеческие, наделенные душой и жизнью, не только  не распадаются и не разлагаются после смерти, но бытие их продолжается  среди мук вечного огня? Поскольку неверующим недостаточно того, что мы  приписываем сие чудо всесилию Всемогущего, они требуют, чтобы мы это  доказали каким­нибудь примером. И мы можем им ответить, что  действительно существуют животные, создания тленные, ибо они смертны,  которые, тем не менее, обитают в огне". К образам саламандры и Феникса прибегают и поэты ­ как к поэтическому  преувеличению. Например Кеведо, в сонетах четвертой книги "Испанского  Парнаса", где "воспеваются подвиги любви и красоты":  Я, точно Феникс, яростным объят Огнем и, в нем сгорая, возрождаюсь, И в силе мужеской его я убеждаюсь, Что он отец, родивший многих чад. И саламандры пресловутый хлад Его не гасит, честью в том ручаюсь. Жар сердца моего, в котором маюсь, Ей не почем, хоть мне он сущий ад. В середине XII века в странах Европы распространилось подложное послание, якобы арестованное Протопресвитером Иоанном, Царем Царей,  византийскому императору. В послании этом, представляющим собой перечень чудес, говорится о чудо­муравьях, добывающих из земли золото, и  некой Реке из Камней, и о Море из Песка с живыми рыбами, и о гигантском  зеркале, показывающем все, что происходит в королевстве, и о скипетре,  выточенном из цельного изумруда, и о камешках, делающих невидимым или  светящихся в темноте. В одном из абзацев сказано: "В наших краях водится  червь, называемый "саламандра". Саламандры живут в огне и делают коконы,  которые придворные дамы затем разматывают и ткут из нитей ткани и  одежды. Чтобы эти ткани очистить, их бросают в огонь". О несгораемых  тканях, которые очищаются огнем, есть упоминание у Плиния (XIX, 4) и у  Марко Поло (XXXIX). Поло поясняет: "Саламандра ­ не животное, а  субстанция". Однако ему вначале никто не верил: ткани, изготовленные из  асбеста, продавали под видом саламандровой кожи, и они были неоспоримым  свидетельством того, что саламандра существуют. На одной из страниц своей  "Жизни" Бенвенуто Челлини рассказывает, что пятилетним мальчиком видел,  как в огне резвилось существо, похожее на ящерицу. Он рассказал об этом  отцу. Тот ответил, что это саламандра, и отколотил его, чтобы удивительное  видение, столь редко доступное людям, запечатлелось в его памяти.  Саламандра обычно изображается в виде маленькой ящерицы или бескрылого  дракона, иногда с фигурой, похожей на человеческую или собачью, среди  языков пламени. Верили, что саламандры способны жить в огне, поскольку у  них очень холодное тело; стала символом борьбы с желаниями плотских утех. Поскольку саламандра считалась бесполым существом, она также  символизировала целомудрие: в христианском искусстве она обозначала  стойкую приверженность вере и добродетельность: олицетворяет праведника,  которого не может поглотить огонь искушения. Франциск I сделал  саламандру своим символом, с девизом "Я лелею [добро] и изгоняю [зло]".  В британской геральдике саламандра означала храбрость и мужество,  стойкость, которым не может повредить огонь бедствий. Символизирует  иммунитет к опасности. Первые страховые компании выбрали своим  символом саламандру, что обозначало сохранность от огня. Это ящерица, которая, как и дракон, может испускать огонь, но природа огня  у нее другая. "Огонь саламандры" похож на напалм или плазму. Такой огонь  нельзя погасить водой. Его температура гораздо выше, чем у огня,  получаемого от горящего дерева. Этот огонь может плавить камни. Но не  стоит ошибаться, прочитав: "Это все сожгла саламандра", думая о маленькой  ящерице. Мы же говорим: "Дом разрушил "тигр", думая о танке, а не  животном. Так и здесь. "Огонь саламандры" ­ это применение магии огня  более мощного, чем обычный.  В алхимической символике саламандры ­ духи стихии огня. При таком  толковании, подкрепленном рассуждениями Аристотеля, которое сохранил  Цицерон в книге "De natura deorum" ["О природе богов" (лат.)], становится понятно, почему люди были склонны верить в саламандру. Сицилийский врач  Эмпедокл из Агригента сформулировал теорию четырех "корней всего  сущего", разъединения и соединения коих, причиняемые Враждою и Любовью, образуют историю вселенной. Смерти нет, есть лишь частицы "корней",  которые римляне позднее назовут "элементами", они­то и разъединяются. Эти "корни" ­ огонь, земля, воздух и вода. Они ­ несотворенные, и ни один из них  не сильнее другого. Ныне мы знаем (или полагаем, что знаем), что это учение  ложно, но люди охотно ему верили, да и теперь считают, что оно было  полезно. "У четырех стихий, которые составляют и поддерживают жизнь  мироздания и еще продолжают жить в поэзии и народной фантазии, ­ долгая и  славная история", ­ писал Теодор Гомперц. Так вот, согласно этому учению,  требовалось равенство всех четырех стихий. Коль есть животные на земле и в  воде, должны существовать животные, обитающие в огне. Для престижа науки требовалось, чтобы существовали саламандры. Леонардо да Винчи полагал, что саламандра питается огнем и огонь помогает ей менять кожу.  Что касается реально существующего животного, то САЛАМАНДРЫ (Salamandridae), семейство хвостатых амфибий.  Включает около 15 родов, 40 видов. Распространены в Евразии, Северной  Африке и Северной Америке. В террариумах содержат обыкновенную  саламандру, огненную саламандру и др.Длина саламандры от 10 до 28 см.  Саламандра имеет зубы на верхних и нижних челюстях, хорошо развитые  веки. В нашей стране, где обитают представители 3 родов и 7 видов, наиболее  известны собственно саламандры, тритоны и длиннохвостые саламандры. Из  длиннохвостых распространена кавказская саламандра (длиной до 19 см).  Существуют наземные и водные виды. Живут они в тенистых лесах, на  берегах горных рек и ручьев. Активны в сумерках и ночью. Питаются как  правило мелкими беспозвоночными. Обыкновенная саламандра ­ самый желанный обитатель террариума среди  амфибий, чему способствуют размеры (20­28 см), выразительная внешность и  неприхотливость. Содержат в акватеррариумах и террариумах при  температуре 18­24*C. Зимовку проводят при температуре 5­10*C.  Оплодотворение как с откладкой сперматофора во внешнюю среду, так и  путем его передачи от самца к самке из клоаки в клоаку. Одна самка на  протяжении 7­10 суток способна родить от 2 до 70 личинок в несколько  приемов. Половая зрелость наступает у самцов на 3­м, у самок на 40­м году  жизни.  Огненную саламандру, обладающую кожными ядами, также содержат в  террариумах. Едкие выделения кожных желез ­ средство пассивной защиты, выбрызгивается при травмировании кожных покровов или сильном  возбуждении. Попадание на кожу не опасно, если на ней нет свежих царапин.  При правильных условиях содержания саламандры могут жить в неволе по  несколько лет, есть случай долгожительства ­ 50 лет. Саламандра является  талисманом Стрельца, так как Стрелец – знак огня под покровительством  Юпитера и также является огненной натурой. Одновременно его характер  уравновешен, как и саламандра – существо близкое к огню и воде, хотя и  является символом стихии огня. Партнеры и паразиты Сообщества,   состоящие   из   животных   разных   видов,   в   природе встречаются не столь часто. Если же они возникают, одна из сторон получает   все,   а   другой   не   достается   ничего;   лишь   в   редких   случаях   в выигрыше оказываются оба партнера. Обитающая в теплых морях тигровая акула ­ беспощадный хищник, готовый атаковать и пожирать все, что окажется на его пути. Тем удивительней, что за ней без всякой опаски часто следуют небольшие черно­белые рыбы­лоцманы. Когда акула поедает свою добычу, рыба­лоцман ловко подхватывает остатки трапезы, но глядит в оба, чтобы самой не попасться хищнику на зуб. Такого   рода   взаимодействие   между   двумя   видами   называется комменсализмом (сотрапезничеством), когда один из партнеров (комменсал), все время держится поближе к другому (хозяину), никак при этом, не влияя на его здоровье или образ жизни. Примером тому служит обычный воробей: он селится рядом с человеком и питается тем, что остается после человека, но ни   в   коей   мере   не   воздействует   на   нашу   жизнь.   Чаще всего мы даже не заметим воробышка, ждущего, когда он сможет склевать оброненные нами крошки. Впрочем,   комменсализм   встречается   довольно   редко, так как, по большому счету, каждое животное, живущее рядом с другим, хоть как­то на него да влияет. К примеру, крыса живет рядом с человеком, подобно воробью, но поедает, наши припасы и распространяет инфекцию,   то   есть   живет   за   наш   счет.   Такие   отношения   между   видами называются   паразитизмом;   по   отношению   к   человеку   (хозяину)   крыса является   паразитом.   С   другой   стороны,   собака   ­   верный   друг   человека   и сторож   его   жилища   в   обмен   на   корм   и   кров;   такие   взаимоотношения, выгодные для обоих видов, называются мутуализмом. Приглядевшись к птичьей стае, мы заметим, что порой в ней собраны птицы разных   видов.   Каждый   вид   пернатых   предпочитает   "свою"   пищу,   и   все кормятся на одной территории, не мешая друг другу и перекликаясь на своем языке. При этом они всегда начеку: чем больше у стаи глаз, тем выше шанс вовремя увидеть приготовившегося к нападению ястреба. Птица, заметившая его первой, подает сигнал тревоги, распознаваемый всеми ее собратьями; они дружно разлетаются или занимают оборону, оставляя хищника ни с чем. Взаимная выгода Рачки,   обитающие   в   лагунах   вокруг   тропических   рифов,   видят   плохо   и потому   обзавелись   друзьями   ­   мелководными   рыбками   гоби.   Рачки поворачивают в сторону рыб свои усики и чутко реагируют на подрагивания их   хвостов   ­   сигнал   опасности.   Отвечая   услугой   за   услугу,   рачки   своими широкими   и   сильными   клешнями   отрывают   для   гоби   укрытия   и   вместе   с рыбками затаиваются в них, когда приближается хищник. Такие взаимовыгодные межвидовые отношения в первую очередь присущи морской фауне. Еще одним примером взаимной выручки служит союз рака­ отшельника с хищным донным анемоном. Отшельник занимает сброшенную другим моллюском раковину, чтобы защитить свое мягкое тело, и в то же время   предоставляет   ее   в   качестве   посадочной   площадки   снабженному ядовитыми   щупальцами   (а,   значит,   надежному   защитнику)   анемону;   оба морских жителя передвигаются вместе, общими усилиями отыскивая пищу и поедая, что кому по вкусу. Если   рыба­лоцман   и   анемон   просто   рассчитывают   на   то,   что   "старший товарищ" сам добудет пропитание  и кое­что оставит, то другие животные ведут себя поактивней, указывая партнерам источники пищи и предоставляя им "черновую" работу. Непревзойденным мастером такой тактики является африканская лесная птичка­воскоед. Как понятно из ее названия, для этой пташки нет ничего лучше воска и личинок   диких   пчел.   Обнаружив   такое   гнездо   и   выяснив,   что   силенок проделать в него ход ему не хватает, воскоед с громкими звуками без устали порхает вокруг медоеда (это животное, название которого тоже говорит само за   себя,   внешним   видом   напоминает   барсука),   привлекает   его   внимание   и ведет прямиком к гнезду, где лесной сластена мощными когтями извлекает соты и радостно вылизывает мед, оставляя воск и личинки своему не менее довольному пернатому разведчику. Рачительные хозяева Многие  виды  муравьев  нашли  еще   более  надежный   способ   обеспечивать свои   семейства   пищей.   Муравьи   любят   падь   ­   сахаристую   жидкость, испускаемую   зеленой   и   черной   растительной   тлей,   и,   вместо   того,   чтобы просто искать питательный сбор, научились разводить тлю, подобно тому, как фермеры разводят коров. Из   крошечных   комков   почвы   муравьи   возводят   земляные   трубки   вокруг стеблей растений, на которых кормится тля; в этих убежищах она прячется от хищных   насекомых,   вроде   божьих   коровок   или   златоглазок,   и   платит муравьям   падью,   регулярно   производимой   ею   из   растительных   соков. Отдельные   виды   муравьев   в   знак   благодарности   уносят   личинок   тли   и   на период   созревания   надежно   прячут   их   в   собственных гнездах. Некоторые   виды   бабочек   тоже   научились   обращать себе во благо любовь муравьев к сладкому. Их гусеницы, подобно   тле,   выделяют   сахаристую   жидкость, содержащую наделенные резким запахом феромоны. Этот ароматный   коктейль   так   влечет   муравьев,   что   они   бдительно   и   ревниво охраняют гусениц ­ лишь бы капля бесценной жидкости досталась им, а не кому­то другому. Гусеницы   некоторых   видов   бабочек   вовсю   пользуются   муравьиными слабостями:   муравьи   так   пьянеют   от   их   феромонов,   что   даже   позволяют гусеницам поедать своих обожаемых тлей. Лучше всех устроилась гусеница бабочки­небесницы: одурманенные ее ароматами муравьи заносят хитрунью в собственное гнездо, где она начинает лакомиться муравьиными личинками, не давая   взрослым   муравьям   отрезветь   и   угощая   их   очередными   порциями пьянящего нектара. Конечно, при таких правилах игры муравьи обречены на проигрыш; им нет никакого проку от гусеницы, действующей по отношению к ним как самый настоящий паразит. Кровососы Любой организм, использующий своего хозяина в качестве источника пищи, является   паразитом.   Паразиты   бывают   разные   ­   от   грибковых   наростов, иссушающих   деревья,   до   гиен,   таскающих   чужую   добычу.   Впрочем,   слово "паразит" обычно вызывает в памяти две категории существ: тех, кто селится и   живет   внутри   других   организмов,   и   тех,   кто,   закрепившись   на   кожном покрове другого животного, пьет его кровь. Каждый паразитирующий организм имеет своего хозяина; это один, реже ­ два биологических вида, внутри представителей, которых селится паразит. К примеру,   цепень,   или   ленточный   глист,   ­   кошмарное,   словно   из   фильма ужасов, существо до 10 м в длину ­ живет в тонкой кишке человека и, питаясь ее  содержимым,  может  прожить   несколько   лет.  Через   равные   промежутки времени  червь  сбрасывает   отжившие  и  разлагающиеся  хвостовые   сегменты своего   тела;   они   выводятся   наружу   и   содержат   по   нескольку   сот   яиц,   со временем превращающихся в личинки глистов. Если их проглотит корова или свинья   (в   зависимости   от   конкретного   вида   цепня),   они   сквозь   стенки кишечника   проникнут   в   кровь   такого   временного   хозяина,   чтобы   затем устроиться   в   каком­нибудь   органе   или   мышцах   животного.   Если   человек съест плохо проваренное или прожаренное зараженное мясо, из личинки в его организме образуется взрослый глист, и весь цикл повторится сначала. Как   это   ни   странно,   человек   даже   не   замечает   того,   что   внутри   него находится цепень, ­ разве что ест больше, чтобы прокормить не только себя, но и паразита. Для того же лучше и быть не может: чем здоровей организм хозяина,   тем   надежней   пристанище.   Если   же   паразит   заберет   у   хозяина чересчур   много,   и   тот   умрет,   червь,   по   всей   вероятности,   последует   за хозяином. Чтобы не пасть жертвой гибели собственных хозяев, некоторые паразиты научились   тщательно   рассчитывать   свой   жизненный   цикл.   Например,   на многих   гусеницах   паразитируют   другие   насекомые;   в   частности,   мушки, называемые наездниками, откладывают в телах гусениц яйца. Развивающиеся из   них   личинки   съедают   внутренность   гусеницы   и   к   моменту   ее   гибели достигают   стадии   взрослого   насекомого,   чтобы   затем,   сделав   отверстие   в оставшейся   оболочке,   выйти   наружу,   обзавестись   коконами   и   развиваться дальше. Распространители заразы   Например, Причинами многих болезней служат микроорганизмы, паразитирующие на   сонную   болезнь   вызывает   паразит, других   животных. размножающийся в слюне африканской мухи цеце. Когда цеце кусает корову или   иное   теплокровное   животное,   паразит   попадает   в   организм   нового хозяина,   где   размножается   в   его   центральной   нервной   системе,   вызывая типичную   для   названной   болезни   сонливость.   Организм­хозяин   слабеет,   но протянет еще несколько лет. Инфекционные   болезни   распространяются   несколько   иначе. Болезнетворные   микроорганизмы   переходят   от   одного   хозяина   к   другому. Самым зловещим примером является чумная палочка Pasteurella pestis. Среди крыс   эту   бациллу   разносят   блохи.   Заразившиеся   крысы   дохнут,   их численность сокращается; блохи ищут, кого же теперь кусать, и начинают кусать   всех   попадающихся   на   их   пути   теплокровных,   включая   человека. Последствия могут быть ужасны: эпидемия 1348­50 гг., вошедшая в историю как   "Черная   смерть",   сократила   численность   населения   Англии   вдвое   и утихла   только   потому,   что   блохам   стало   не   на   кого   направлять   свои смертоносные укусы. Блохи и клещи Когда наши далекие предки стали жить в пещерах, к ним из звериных нор потянулись блохи, чтобы затем веками кишеть вокрут человека. Переносящие чуму крысиные блохи при случае кусают человека, собаку и даже домашнюю птицу: напьются крови и ускачут в укромное местечко. Клещи похожи на пауков, но поменьше их; питаются они только кровью, хотя   взрослый   клещ   может   прожить   до   7   лет   без   еды.   Все   это   время   он поджидает, когда к нему подойдет какое­либо теплокровное. Если зверь или человек окажется рядом, клещ прытко взберется на него, вопьется колючим ртом в тело жертвы, напьется ее крови и слезет, чтобы убраться восвояси. Впрочем, клещиха будет висеть на своей жертве дней восемь­девять, пока не раздуется до размеров набухшей фасоли и не отпадет, чтобы отложить несколько тысяч яиц. Самцу клеща, не обремененному продолжением рода, достаточно нескольких часов, чтобы насытиться. Таким образом, за всю жизнь у клеща может быть всего 3 или 4 трапезы, чего ему вполне хватит и для себя, и для потомства. В   отличие   от   клещей,   вши   все   время   проводят   на   теле   облюбованного хозяина.   Собственно,   у   многих   млекопитающих   и   пернатых   "свои"вши,   на других организмах не встречающиеся. Известно два вида человеческой вши. У некоторых вшей развились особенные хватательные органы, приспособленные к конкретным типам волосяного покрытия, и если такое насекомое захочет уцепиться за чужой волос или шерстинку, то не сможет удержаться и упадет. Все кожные паразиты не только переносят инфекцию, но и донимают своих хозяев постоянными укусами, приводящими к раздражениям кожи. Иногда на помощь страждущим приходят другие животные. Поедатели паразитов В   африканской   саванне   на   спины   пасущихся   животных   все   время усаживаются небольшие грациозные птицы, прозванные волоклюями. Их диета состоит исключительно из паразитов, вроде клещей или мушиных личинок, которых   они   выклевывают   из   шерсти   крупных   копытных.   Естественно, толстокожие   благодарны   пичугам   за   оказываемые   услуги   и   никогда   не сгоняют их. Аналогичные межвидовые отношения складываются и в морских глубинах, где действующие в роли чистильщиков рыбки и рачки выедают паразитов из чешуи   и   кожи   крупных,   подчас   весьма   хищных   рыб.   Обычно   подводные чистильщики   сосредотачиваются   в   определенных   местах   у   коралловых полипов, куда нуждающиеся в чистке рыбы приплывают издалека. Во время столь необходимой процедуры приходится подавлять хищнические повадки: грозный для плавучей мелюзги морской окунь разрешает тонкому и юркому "уборщику" заплыть к себе в рот, где тот заглотнет жаберных паразитов и доест остатки пищи, находящиеся в межзубных щелях. Трудно представить себе   более   впечатляющую   картину   доверительных   партнерских   отношений между сильным и слабым! Ядовитые растения . Ядовитыми называются растения, содержащие такие химические вещества,  которые, попав в организм человека или животного, вызывают отравление.  Отравление может привести к тяжелому заболеванию и даже к смерти. Для  самого растения ядовитые вещества имеют большое значение. Они защищают  растение от животных, которые могли бы съесть его стебли, листья, корни или семена.  К ядовитым веществам, содержащимся в растениях, относятся азотистые  соединения (алкалоиды), соединения Сахаров со спиртами, кислотами и  другими веществами (гликозиды), растительные мыла (сапонины), горькие  вещества, токсины, смолы, углеводороды и др.  У некоторых растений ядовиты кора и плоды, а листья и цветки совсем  безвредны (крушина), у других ядовиты цветки (гречиха), у третьих — только плоды (плевел), а у некоторых видов ядовито все растение, кроме плодов  (сумах). Есть растения целиком ядовитые (вороний глаз). По мере развития  растения количество ядовитых веществ в нем меняется.  Человек и различные виды животных неодинаково восприимчивы к различным ядам. Так, атропин, содержащийся в белладонне, например, сильно действует  на людей, опасен он для кошек, собак и птиц, но слабо действует на лошадей,  свиней и коз, а для кроликов совсем безвреден. Птицы погибают от плодов  аниса, тмина и укропа, а человек использует их в пищу. Отчасти подобное  явление объясняется физиологическими особенностями человека и различных видов животных, и прежде всего особенностями строения пищеварительных  органов и нервной системы, потому что ядовитые вещества в большинстве  случаев попадают в организм вместе с пищей и в первую очередь действуют  на нервные клетки.  Дети, а также молодняк животных более чувствительны к ядам и лекарствам,  чем взрослые, и поэтому гораздо чаще отравляются ядовитыми растениями.  Это случается и потому, что дети не знают, какие растения ядовиты.  Ядовитые растения нельзя брать в рот; невымытой рукой, державшей их,  нельзя касаться глаз. Некоторые яды находятся в соке растений, который способен растворить жир, покрывающий поверхность кожи; впитываясь в  кожу и попадая в кровь, такой сок вызывает отравление. Яд, введенный в  кровь, действует сильнее, чем попавший в организм с пищей.  Белокрыльник болотный. Слева — созревшие плоды. Смерть при отравлении наступает от поражения наиболее важных органов, в  первую очередь дыхания, затем пищеварения. При остром отравлении смерть  наступает через несколько минут. Слабые яды действуют длительное время,  но также могут привести к смерти. Поэтому при отравлении необходимо  принимать срочные меры. Прежде всего нужно обвести пострадавшего к  врачу. Если это почему­либо быстро сделать нельзя, необходимо вывести  ядовитые вещества из организма, промыв желудок большим количеством  воды.  Противоядия принимаются только по указанию врача. Растительные яды в  малых дозах часто используются как лекарства. Ядовитые растения  подразделяются на несколько групп, в зависимости от того, на что они  воздействуют. Одни оказывают влияние преимущественно на центральную  нервную систему (белена, дурман, красавка, мак, плевел), другие — на  пищеварительный тракт и органы дыхания (аронник, волчье лыко, молочай,  куколь), третьи — на сердечно­сосудистую систему (вороний глаз, ландыш).  Главным образом на функции печени воздействуют крестовник и люпин, а на  тканевый обмен — манник и посевной лен.  К ядовитым растениям относится около 10 тыс. видов, что составляет  приблизительно 2% от общего числа видов растений мира. Больше всего  ядовитых растений среди покрытосеменных и грибов (см. ст. «Грибы»).  Значительно меньше их среди голосеменных, папоротникообразных, мхов, водорослей и лишайников. Среди двудольных растений ядовитых больше, чем среди однодольных. Есть семейства, в которых большинство видов ядовито:  лютиковые, пасленовые, молочайные, тутовые и др. В семействах  сложноцветных и кактусовых ядовитых растений совсем мало, а в семействе  губоцветных их вообще нет. В пределах рода могут быть ядовитые и  неядовитые виды. Даже один и тот же вид в различных условиях  существования может быть ядовитым или неядовитым.  В экваториальных странах ядовитых растений больше, чем в странах  умеренного климата, и яды, содержащиеся в них, обладают более сильным  действием. Если ядовитые растения, растущие на юге, например аконит,  лавровишню, вырастить на севере, то их ядовитые свойства становятся слабее. Но это не значит, что в холодном климате нет ядовитых растений. Ядовитый  рододендрон золотистый растет в Сибири и на Камчатке, очень широко  распространены в холодном климате ядовитые чемерицы и лютики.  Ядовитые растения можно встретить в лесах хвойных и лиственных, сухих и  влажных, на болотах и топких местах, по берегам рек, на лугах и полях и как  сорные вблизи жилищ. Остановимся на растениях наиболее опасных и часто  встречающихся.  В лесах Европейской части СССР и субальпийской зоне Кавказа можно  встретить очень красивый кустарник волчье лыко. Высота кустарника — от  30 до 120 см. Волчье лыко цветет ранней весной, в апреле, до появления  листьев. Его душистые розовые цветки располагаются на ветке плотными  пучками, цветоножки очень короткие. У волчьего лыка красивые плоды —  овальные ярко­красные костянки. Однако они очень ядовиты и несут смерть  тому, кто их проглотит. Растение содержит гликозид дафнин. При отравлении этим ядом появляются судороги и кровавый понос.  По соседству с волчьим лыком можно встретить кустарник жимолость  обыкновенную, или волчьи ягоды. Высота жимолости от 1 до 2,5 м.  Желтовато­белые цветки, а затем темно­красные ягоды, расположены по два  на общем цветоносе. По этому признаку жимолость можно отличить от  других кустарников. У растения ядовиты плоды. Купальница европейская. Справа — цветок и корень. В травяном покрове хвойных и смешанных лесов Европейской части СССР и  Кавказа часто встречается вороний глаз четырехлистный. Это многолетнее  невысокое растение легко узнать — оно не похоже ни на какое другое. В  верхней части стебля (высота его — 15—30 см) расположена четырехлистная  мутовка, из которой выходит цветоножка с зеленоватым цветком. Ягода  вороньего глаза черная, с синеватым налетом. Отравление корневищем  вороньего глаза вызывает рвоту, ягоды действуют на сердце.  Ядовитые растения: 1 — вех ядовитый; 2 — корневище веха в разрезе; 3 —  сумах ядовитый; 4 — плоды сумаха; 5 — волчье лыко с плодами; 6 — цветки волчьего лыка; 7 — вороний глаз; 8 — плод вороньего глаза; 9 —  болиголов; 10 — корень болиголова; 11 — аронник; 12 — плоды аронника; Почти по всей стране на влажных и сырых лесных лугах, по болотам, топким  берегам рек и прудов встречается сильно ядовитый многолетник вех  ядовитый, или цикута. Высота веха достигает 120 см. Корневище у него  толстое, внутри полое, с перегородками. На продольном срезе корневища  выступают капли желтовато­оранжевой смолы. Нижняя часть стебля цикуты  обычно красноватая, дважды­, триждыперистые листочки тонкие, ажурные.  Белые цветки собраны в соцветия — сложные зонтики. Общей обвертки у  зонтиков нет, есть только частные. Цветет вех с июня до сентября. Ядовито  все растение, особенно корневище. Яд действует на мозг; смерть наступает от  паралича дыхания. Вех — очень опасное ядовитое растение. От него чаще  всего погибают дети, так как корневище веха сладкое и дети принимают его за сельдерей. Вех часто растет близ деревень у ручьев, среди бело­крыльника и  осоки. Из семейства зонтичных, к которому относится вех, там же могут  встретиться дудник и дягиль. Но вех от них легко отличить. У дягиля и  дудника листья, так же как и у веха, дважды­, триждыперистые, но крупные.  У листьев дягиля большие вздутые влагалища.  В тенистых лесах и кустарниках на юго­западе Европейской части СССР и на  Кавказе встречается ядовитое растение аронник пятнистый. Ядовиты у него  в сыром виде листья, корневища и ягоды. Ядовитое вещество алкалоид аронин вызывает воспаление кожи и слизистых оболочек.  На территории Советского Союза растет ядовитое растение семейства  ароидных — белокрыльник болотный. Его можно встретить на берегах  водоемов и на болотистых лугах. Свое название он получил потому, что после образования плодов его белый кроющий лист раскрывается, как крыло.  Ядовиты у белокрыльника сырые корневища, но в вареном виде они съедобны. 13— чилибуха; 14 — плод чилибухи; 15 — молочай обыкновенный; 16 — цветок молочая; 17 — корень молочая; 18— чистотел большой; 19 — корень чистотела; 20 — куколь; 21 — коробочка  куколя и семя; 22 — корень куколя. На торфяных болотах, в хвойных лесах Европейской части СССР, в Сибири и  на Дальнем Востоке произрастает багульник болотный — кустарник с резким одуряющим запахом. Вместе с багульником часто встречаются голубика,  черника, брусника, вереск. Высота багульника — 50—120 см. Его молодые  ветви, нижняя сторона листьев, цветоножки и плоды­коробочки густо  покрыты ржаво­бурым войлоком. Цветет багульник в мае — июне белыми  колокольчатыми цветками. Ядовито все растение, особенно листья.  В буковых лесах и по горным склонам Крыма, Кавказа и Карпат растет  белладонна (красавка) — одно из самых ядовитых растений. Ядовиты все  части растения, нередко три его ягоды — смертельная доза. Смерть наступает от остановки дыхания.  В лиственных и смешанных лесах много и других ядовитых растений:  копытень европейский, воронец колосистый, ветреницы — дубравная,  лютиковая и лесная, пролеска многолетняя, ландыш майский, сон­трава.  На топких речных берегах, на болотистых лугах и вообще на влажных местах  растут купальница европейская (ядовиты корни), омежник водяной,  чемерица белая, лютик едкий. В буковых лесах Крыма и горных лесах Кавказа произрастает вечнозеленое  сильно ядовитое хвойное дерево тис, живущее до 3—4 тыс. лет. Чаще всего  тис растет в виде густоразветвленного кустарника, древесина его  красноватая, очень твердая и плотная. Листья (хвоя) тиса линейные, плоские,  блестящие. Плоды красные. Хвоя, кора и древесина ядовиты, особенно старая хвоя. Яд действует на сердце, смерть при отравлении может наступить от  удушья.  В Закавказье и на Черноморском побережье растет в диком виде и  культивируется вечнозеленое дерево высотой до 10 м — самшит. Разводят  его также в садах и парках в качестве бордюрного кустарника. Кора самшита  сероватая, листья овальные, блестящие, кожистые. Цветки мелкие, собраны  клубочками, плод — коробочка. Растение имеет неприятный запах. Все части  самшита ядовиты. Смерть при отравлении наступает от удушья.  Много ядовитых растений среди сорняков. Они тем более опасны, что  произрастают вблизи домов — на пустырях и огородах. Чаще других  встречается болиголов крапчатый, распространенный в Европейской части  СССР, на Кавказе, в Средней Азии и Западной Сибири. Стебель болиголова  покрыт сизым налетом и красно­бурыми пятнами. Цветки мелкие, белые,  собраны в сложные зонтики. Цветет с июня до осени. Один из признаков —  запах: болиголов пахнет мышами. Ядовиты все части растения, особенно  плоды. После отравления смерть наступает от удушья.  Среди сорняков могут встретиться и другие ядовитые растения: переступень  белый (бриония), паслен сладко­горький, куколь, молочай, чистотел  большой, содержащий ядовитый млечный сок желтоватого оттенка, белена,  ядовитое вещество которой действует на мозг. Люди, отравившиеся беленой,  приходят в буйное состояние. Отсюда выражения «белены объелся»,  «взбеленился».  Среди культивируемых растений также есть ядовитые. Особенно следует  отметить мак снотворный и декоративное растение аконит (борец). У мака  ядовиты плоды — коробочки, содержащие млечный сок, у аконита — корни.  В субтропиках и тропиках еще больше ядовитых растений. Опишем лишь  некоторые из них. В Средиземноморье растет вечнозеленый кустарник —  олеандр. Разводится он как декоративное растение на Черноморском  побережье Кавказа и как комнатное — севернее. Все части олеандра ядовиты. Известны случаи отравления водой, в которую упали листья и цветки  олеандра. Отравлялись люди, пившие из сосудов, закрытых пробками из  древесины олеандра, отравлялись дичью, поджаренной на вертелах из  олеандра. В Северной Америке встречается кустарник сумах ядовитый. Это  очень ядовитое растение — у некоторых людей даже простое прикосновение  к нему вызывает отравление.  В приключенческой литературе нередко упоминается страшный яд кураре,  которым индейцы Южной Америки отравляли свои стрелы. Яд вызывает  паралич и смерть от остановки дыхания. Кураре представляет собой смесь  сгущенных экстрактов из южноамериканских растений рода стрихнос. К роду  стрихнос относится и чилибуха — ядовитое растение тропических лесов Азии и Северной Австралии. Еще в прошлом веке существовало представление, что где­то в южных  странах растет чрезвычайно ядовитое дерево анчар. А. С. Пушкин написал о  нем стихотворение «Анчар». Вы помните эти строки?  В пустыне чахлой и скупой,  На почве, зноем раскаленной,  Анчар, как грозный часовой,  Стоит — один во всей вселенной. Природа жаждущих степей  Его в день гнева породила  И зелень мертвую ветвей,  И корни ядом напоила. Но на самом деле это растение далеко не так ядовито. Анчар — очень  высокое (до 40 м) дерево. Растет он на островах Ява и Калимантан. Ядовит в  анчаре млечный сок, но отравляющее действие его слабое. Поэтому для  отравления стрел к соку анчара прибавляли яды других растений,  действующие сильнее. Во времена Пушкина ботаники представляли себе  анчар именно так, как описал его великий поэт. Подобное представление об  анчаре возникло потому, что на Яве действительно есть «долина смерти» и  пребывание в ней опасно для человека, но анчар тут ни при чем: все живое в  этой долине убивает выделяющийся из горных трещин углекислый газ. 3.Викторина  «Растения». 1. Какая книга писателя Л. Леонова посвящена русской природе? 2. Из древесины какого дерева делают спички? 3. Как отличить сосну от ели? 4. Почему рыхление называют сухим поливом? 5. Как называется плод тыквы и огурца? 6. Когда и откуда в Европу была завезена кукуруза? 7. Откуда и кем был завезен в Россию картофель? 8. Чем ценна древесина лиственницы? 9. Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели.  Почему? 10.Какую роль играет ива для берегов реки, водохранилища? 11. Съедобен ли гриб­дождевик? 12. Названия, каких ядовитых растений леса связаны с  названиями  животных? 13. Какую ягоду называют северным гранатом? 14. Чем отличается лиственница от других хвойных растений? 15. Чем отличается лиственный лес от хвойного? 16. Что такое полог леса? 17. Что такое лесная подстилка? 18. Назовите обитателей лесной подстилки? 19. Почему большинство хвойных растений имеет форму конуса? 20. Почему в хвойных лесах почва бедная? 21. Как растения­хищники приспособились ловить насекомых? 22. Какие большие деревья влажных тропических лесов удерживают ствол  на тонком слое почвы? 23. Какое самое большое водное растение? 24. Назовите самое маленькое в мире цветковое растение. 25. Какое растение­«живой насос»­используется для осушения болота? 26. С помощью какого растения была побеждена малярия? 27. Какое растение не дает тени? 28. Какое дерево и за что называют «бесстыдницей»? 29. Как путешествуют семена? 30. Какие семена являются морскими путешественниками? 31. Чем отличается хвоя кедра сибирского от хвои сосны обыкновенной? 32. У какого дерева, растущего в России, сильно развит пробковый слой  коры? 33. Когда и из чего была получена первая бумага? 34. Из коры какого дерева получают пробку в России? 35. Какая древесная порода очень теневыносливая? 36. Древесина  какого хвойного дерева очень прочна и устойчива против  гниения? 37. Какое дерево из хвойных нельзя транспортировать по воде  самосплавом и почему? 38. Какие животные кормятся кедровыми орешками? 39. Древесина, какого дерева, растущего на Кавказе, настолько тверда, что  способна заменить кость или металл? 40. Где растет тюльпанное дерево? 41. Назовите самого страшного врага леса? 42. Где растет хлебное дерево? 43. Где растет кофейное дерево? 44. Назовите самые ядовитые растения. 45. Как  растения  привлекают  насекомых  для  опыления?   4.Конкурсы. Конкурс  «Три  ноты»    С  помощью  трех  нот  здесь  зашифровано  высказывание  о  цветах   великого  датского  сказочника Г.­Х Андерсена. ЧТОДОБЫРЕТ      ЖИМИТЬ  ,      НУЖДОНОРЕ СОЛМИНЦДОЕ,     СВОРЕБОМИДАДО     ИРЕ  МАМИЛЕНЬДОКИРЕЙ        ЦВЕМИТОДОЧЕК Конкурс  «Шаг  за  шагом» Путем  изменения  в  каждом  последующем  слове  одной  буквы  получите   из  репы ­  муху,  из  лука  ­ дуб,  из  края ­  гриб,  и  из  карпа  ­ розу. Условие:  все  промежуточные  слова  должны  иметь  смысл. е у п х а а р м к б    Л д у у к г р р а и й б к р а о р з п а Конкурс  «Кроссворд» А Р Х Е О П Т Е Р И К С 5.Результаты недели.   Участники                                        Конкурсы   и     в о к н у с и р с р у к н о К   я а в и Ж "   в о т а к а л п " а т е н а л п й о М "     а з а к с с а р с р у к н о К " ц е м о т и п й ы н ь л а к ы з у М                                                                                   1   2   3   4   5   6   7   8   9   1 0   1 1   1 2   1 3   " я и н е т с а Р "   а н и р о т к и В                           " д р о в с с о р К " " ы т о н и р Т "   " м о г а ш а з   г а Ш   " я и ц н е р е ф н о К                                                                                                                                     х ы т а н р е п е р и м В " " й е з у р д     о в т с е ч и л о к е е щ б О в о л л а б 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 4   1 5   1 6   1 7                                                                                                           0 0 0 0 к г р р а и а о к р й б р з п а

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)

Неделя биологии (для малокомплектных школ)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017