Неделя физики
Цели:
1. Стимулирование учащихся к более глубокому и всестороннему изучению физики.
2. Активизация познавательной активности учащихся через игровые формы внеклассной работы, развитие творческих способностей учащихся
3. Развитие навыков общения, умения работать в команде
4. Формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества
5. Повторение учебного материала по разным предметам под новым углом зрения
6. Расширение кругозора в результате организованного общения.
Задачи
1. Сделать школьную жизнь интересной, насыщенной, запоминающейся.
2. Способствовать всестороннему развитию личности ученика.
План проведения недели физики
1. Викторина
2. «Путешествие в мир известных людей»
3. «Мир загадок»
4. Игра "Триатлон по физическим величинам"
5. ВОПРОС-ОТВЕТ
6. Экология и энергосбережение
7. Фильм
Викторина
1. Кто автор изобретения, память о котором отмечается 7 мая? (А.С.Попов)
2. Как называется маленькое количество жидкости? (Капля)
3. Кто говорит на всех языках? (Эхо.)
4. В каких единицах (в СИ) измеряется масса атома? (В кг.)
5. Название естественной двояковыпуклой линзы, находящейся в организме человека и не имеющей кровеносных сосудов? (Хрусталик.)
6. На какое число нужно разделить 2, чтобы получить 4? (На 1 / 2.)
7. Каким прибором измеряют атмосферное давление? (Барометром.)
8. В каких единицах ( в СИ) измеряется плотность пуха? ( В кг/м3)
9. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
10. Прибор для измерения сопротивления (Омметр)
11. Прибор для измерения влажности воздуха (Психрометр)
12. Прибор для измерения силы. (Динамометр)
13. Давление измеряется в…(Паскалях)
14. Единица измерения количества теплоты. (Джоуль)
15. То, из чего состоит физическое тело. (Вещество)
16. Сила, которая действует на опору или подвес. (Вес)
17. Атмосферное давление впервые измерил… (Торричелли)
18. Мельчайшая частица вещества. (Молекула)
19. Тело заряжено отрицательно, если на нём избыток… (Электронов)
20. Переход вещества из газообразного состояния в жидкое состояние (Конденсация)
«Путешествие в мир известных людей»
Наука физика прошла большой и сложный путь развития – от египетских и вавилонских памятников до атомных электростанций, лазеров и космических полетов и т.д. Человечество прошло и проходит длинный и трудный путь от незнания к знанию. Стремление к знаниям, любопытство присуще природе человека. Но если бы не было великих людей, ученых-физиков, благодаря деяниям которых мы можем многое в нашем мире объяснить, представить, описать, то не было бы и науки. Любая наука является суммой знаний, достигнутых многими людьми прошлых поколений и современниками: это результат коллективного труда. Для дальнейшего развития науки и техники, для понимания размеров и сущности происходящих перемен важно оглянутся на прошлое науки. Третий этап называется “Люди науки”. Вам предстоит узнать по описанию, фотографиям - ученых – физиков, назвать их изобретения. Побыть в роли ученого и написать его доклад.
Исаак Ньютон (1643-1727)
- английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теорию цвета, заложил основы современной физической оптики, создал многие другие математические и физические теории.
В 1664 г. Ньютон открыл биноминальное разложение для произвольного рационального показателя. Это было первое математическое открытие Ньютона.
Позже Ньютон откроет математический метод разложения функции в бесконечный ряд.
Изучал Ньютон труды физиков: Галилея, Декарта, Кеплера. На основе их теорий им была создана универсальная система мира.
Закон всемирного тяготения – это величайшее открытие Ньютона, сделанное им в «чумные годы» (с 1665 по 1667). В начале 1672 г. в Королевском обществе был продемонстрирован телескоп-рефлектор, который сделал Ньютона знаменитым. Ньютон стал членом Королевского общества.
В 1686 г. Ньютон сформулировал три закона механики, описал орбиты небесных тел: гиперболические и параболические, доказал, что Солнце также подчиняется общим законам движения. Всё это было изложено в первом томе «Математических начал».
В 1704 г. выходит монография «Оптика». А в 1705 г. за научные заслуги Исааку Ньютону было присвоено звание рыцаря. Это случилось впервые в истории Англии.
Знаменитый сборник лекций по алгебре, вышедший в 1707 г. и называвшийся «Универсальная арифметика», положил начало рождению численного анализа.
Андре-Мари Ампер(1775 - 1836) - великий французский физик, математик и естествоиспытатель, член Парижской Академии наук (1814). Член многих академий наук, в частности иностранный почётный член Петербургской Академии наук (1830). Он создал первую теорию, которая выражала связь электрических и магнитных явлений. Амперу принадлежит гипотеза о природе магнетизма, он ввел в физику понятие «электрический ток». Джеймс Максвелл назвал Ампера «Ньютоном электричества». Работал также в области механики, теории вероятностей и математического анализа. В 1820 году он открывает магнитное взаимодействие токов, устанавливает закон этого взаимодействия (позднее названный законом Ампера) и делает вывод, что "все магнитные явления сводятся к чисто электрическим эффектам". Согласно гипотезе Ампера, любой магнит содержит внутри себя множество круговых электрических токов, действием которых и объясняются магнитные силы. В 1822 году Ампер открыл магнитный эффект катушки с током - "соленоида". Именно Амперу принадлежит заслуга введения в науку терминов "электростатика", "электродинамика", "электродвижущая сила", "напряжение", "гальванометр", "электрический ток" и даже… "кибернетика". Ампер предложил принять за направление постоянного электрического тока то, в котором перемещается "положительное электричество". Классический труд Ампера "Теория электродинамических явлений, выведенная исключительно из опыта" (1826 г.) внес огромный вклад в науку об электричестве. Единица силы электрического тока, введенная в 1881 г., названа ампер (А) в честь Андре-Мари Ампера.
Шарль Огюсте́н де Куло́н (1736 - 1806)
- французский военный инженер и учёный-физик, исследователь электромагнитных и механических явлений; член Парижской Академии наук. Его именем названы единица электрического заряда и закон взаимодействия электрических зарядов.
Публиковал работы по технической механике (статика сооружений, теория ветряных мельниц, механические аспекты кручения нитей и т. п.).
Кулон сформулировал законы кручения; изобрёл крутильные весы, которые сам же применил для измерения электрических и магнитных сил взаимодействия.
В 1773 году опубликовал статью, ставшую основанием теории Мора — Кулона, описывающей зависимость касательных напряжений материала от величины приложенных нормальных напряжений.
В 1781 году описал опыты по трению скольжения и качения и сформулировал законы сухого трения.
С 1785 по 1789 год опубликовал семь мемуаров, где сформулировал закон взаимодействия электрических зарядов и магнитных полюсов (закон Кулона), а также закономерность распределения электрических зарядов на поверхности проводника. Ввёл понятия магнитного момента и поляризации зарядов. В 1789 году у него вышел труд по теории трения скольжения.
Эмилий Христианович Ленц (1804 - 1865) |
Эмилий Христианович Ленц - русский физик немецкого происхождения. Выходец из балтийских немцев. Э. Х. Ленц является одним из основоположников электротехники. С его именем связано открытие закона, определяющего тепловые действия тока, и закона, определяющего направление индукционного тока.
Многие его научные исследования относятся к физической географии (о температуре и солености моря, об изменчивости уровня Каспийского моря, о барометрическом измерении высот, об измерении магнитного наклонения и напряженности земного магнетизма и др.). Но главным образом он работал в области электромагнетизма.
Главнейшие результаты его исследований излагаются и во всех учебниках физики. Именно:
- Закон индукции («Правило Ленца»), по которому направление индукционного тока всегда таково, что он препятствует тому действию (напр. движению), которым он вызывается (1834 г.).
- «Закон Джоуля — Ленца»: количество теплоты, выделяемое током в проводнике, пропорционально квадрату силы тока и сопротивлению проводника (1842 г.).
Опыты, подтверждающие «явление Пельтье»; если пропускать гальванический ток через висмутовый и сурьмяной стержни, спаянные концами и охлажденные до 0 °C, то можно заморозить воду, налитую в ямку около спая (1838).
- Опыты над поляризацией электродов (1847) и т. д.
Некоторые свои исследования Ленц производил вместе с Парротом (о сжатии тел), Савельевым (о гальванической поляризации) и академиком Борисом Якоби (об электромагнитах).
Георг Симон Ом (1787 – 1854)
немецкий физик. Он вывел теоретически и подтвердил на опыте закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением (известен как закон Ома). Его именем названа единица электросопротивления (Ом).
Наиболее известные работы Ома касались вопросов о прохождении электрического тока и привели к знаменитому «закону Ома», связывающему сопротивление цепи электрического тока, напряжение и силу тока. В 1826 Ом формулирует свой знаменитый закон.
Дальнейшие работы Ома по электричеству касались вопросов униполярной проводимости (1830) и нагревания проводов током (1829). В 1839 году последовал ряд работ по акустике.
Эрнест Резерфорд (1871-1937)- британский физик новозеландского происхождения. Известен как «отец» ядерной физики. Лауреат Нобелевской премии по химии 1908 года.
В 1911 году своим знаменитым опытом рассеяния α-частиц доказал существование в атомах положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов вокруг него. На основе результатов опыта создал планетарную модель атома. Создатель учения о радиоактивности и строении атома. Открыл в 1899 альфа- и бета-лучи и установил их природу. Создал в 1903, совместно с Ф. Содди теорию радиоактивности. Предложил в 1911 планетарную модель атома. Осуществил в 1919 первую искусственную ядерную реакцию. Предсказал в 1921 существование нейтрона. Нобелевская премия (1908).
Майкл Фарадей (1791-1867)
- английский физик-экспериментатор и химик. Член Лондонского королевского общества (1824) и множества других научных организаций, в том числе иностранный почётный член Петербургской академии наук (1830).
Обнаружил химическое действие электрического тока, взаимосвязь между электричеством и магнетизмом, магнетизмом и светом.
Открыл в 1831 электромагнитную индукцию - явление, которое легло в основу электротехники.
Установил в 1833-1834 законы электролиза, названные его именем, открыл пара- и диамагнетизм, вращение плоскости поляризации света в магнитном поле (эффект Фарадея).
Доказал тождественность различных видов электричества.
Ввел понятия электрического и магнитного поля, высказал идею существования электромагнитных волн.
Альберт Эйнштейн (1879-1955)
- физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист. Жил в Германии (1879—1893, 1914—1933), Швейцарии (1893—1914) и США (1933—1955). Почётный доктор около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, в том числе иностранный почётный член АН СССР (1926).
Создал частную (1905) и общую (1907-16) теории относительности.
Автор основополагающих трудов по квантовой теории света:
- ввел понятие фотона (1905)
- установил законы фотоэффекта
- основной закон фотохимии (закон Эйнштейна)
- предсказал (1917) индуцированное излучение.
Развил статистическую теорию броуновского движения, заложив основы теории флуктуаций.
С 1933 работал над проблемами космологии и единой теории поля. Нобелевская премия (1921).
Антуан Анри Беккере́ль (1852 — 1908)
- французский физик, лауреат Нобелевской премии по физике и один из первооткрывателей радиоактивности.
В 1896 году Беккерель случайно открыл радиоактивность во время работ по исследованию фосфоресценции в солях урана. Исследуя работу Рентгена, он завернул флюоресцирующий материал — уранилсульфат калия K2(UO2)(SO4)2·2H2O — в непрозрачный материал вместе с фотопластинками, с тем, чтобы приготовиться к эксперименту, требующему яркого солнечного света. Однако ещё до осуществления эксперимента Беккерель обнаружил, что фотопластинки были полностью засвечены. Это открытие побудило Беккереля к исследованию спонтанного испускания ядерного излучения. В 1903 году он получил совместно с Пьером и Марией Кюри Нобелевскую премию по физике «В знак признания его выдающихся заслуг, выразившихся в открытии самопроизвольной радиоактивности». Беккерель был избран членом Французской академии наук в 1889 году. В его честь названы:
- Единица радиоактивности в системе единиц СИ — беккерель (Bq).
- Кратер на Луне.
- Кратер на Марсе.
- Его имя внесено в список величайших учёных Франции, помещённый на первом этаже Эйфелевой башни.
Пьер и Мария Кюри (Пьер – 1859-1906; Мария - 1867-1934)
Супруги Кюри - ученые-физики, одни из первых исследователей явления радиоактивности, которые получили Нобелевскую премию по физике за огромный вклад в науку в области радиации.
Пьер открыл в 1880 и исследовал пьезоэлектричество. Исследования по симметрии кристаллов, магнетизму.
Совместно с женой открыл в 1898 полоний и радий, исследовали радиоактивное излучение.
Пьер ввел термин "радиоактивность".
Мария Кюри также доказала, что радий это самостоятельный химический элемент, за что ее наградили Нобелевской премией по химии вместе с Пьером Кюри.
Хендрик Антон Лоренц (1853-1928)
- нидерландский физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии по физике (1902, совместно с Питером Зееманом) и других наград, член Нидерландской королевской академии наук (1881), ряда иностранных академий наук и научных обществ.
Создал классическую электронную теорию, с помощью которой объяснил многие электрические и оптические явления, в т. ч. эффект Зеемана.
Разработал электродинамику движущихся сред.
Вывел преобразования, назв. его именем.
Близко подошел к созданию теории относительности.
Нобелевская премия в 1902.
Джозеф Джон Томсон (1856 – 1940)
- английский физик, лауреат Нобелевской премии по физике 1906 года с формулировкой «за исследования прохождения электричества через газы».
Наиболее значимыми его исследованиями являются:
Явление прохождения электрического тока при малых напряжениях сквозь газ, облучаемый рентгеновским излучением.
Исследование «катодных лучей» (электронных пучков), в результате которого было показано, что они имеют корпускулярную природу и состоят из отрицательно заряженных частиц субатомного размера. Эти исследования привели к открытию электрона (1897).
Исследование «анодных лучей» (потоков ионизированных атомов и молекул), которое привело к открытию стабильных изотопов на примере изотопов неона: 20Ne и 22Ne (1913), а также послужило толчком к развитию масс-спектрометрии.
Ханс Кристиан Э́рстед (1777 – 1851)
- датский учёный, физик, исследователь явлений электромагнетизма.
В 1820 году датский профессор физики 43-летний Ганс Кристиан Эрстед демонстрировал на лекции несложный опыт по электричеству. При демонстрации он обнаружил, что электрический ток, проходящий по проволоке, оказывает воздействие на магнитную стрелку компаса, находящуюся под ней. По одной из версий это произошло 15 февраля 1820 года. Это открытие не было случайностью. Научная деятельность Эрстеда построена на убежденности связи между электричеством и магнетизмом. В некоторых источниках даже указывается, что Эрстед якобы всюду носил с собой магнит, чтобы непрерывно думать о связи магнетизма и электричества. Продемонстрировав, как магнитная стрелка поворачивается под действием тока, протекающего по проводу расположенного вблизи компаса, Эрстед открыл еще и вращающий момент сил, до этого науке неизвестный.
Новость об открытии
Эрстедом взаимодействия электрического поля и магнита быстро облетела всех
физиков. Это дало толчок к выдвижению и развитию новых гипотез и объединило
развивающиеся параллельно учения об электричестве и магнетизме. Уже в июне 1820
года Эрстед печатает на латинском языке небольшую работу под заголовком:
«Опыты, относящиеся к действию электрического конфликта на магнитную
стрелку».
Нико́ла Те́сла (1856 - 1943)- изобретатель в
области электротехники и радиотехники сербского
происхождения, инженер, физик. Родился и вырос в Австро-Венгрии, в последующие годы в
основном работал во Франции и США.
В 1891
году получил гражданство США.
С 1889 изобрёл первые образцы электромеханических генераторов ВЧ (в том числе индукторного типа) и высокочастотный трансформатор (трансформатор Теслы, 1891).
Экспериментируя на своём теле, Никола изучал влияние переменных токов различной частоты и силы на человеческий организм. Многие правила, впервые разработанные Теслой, вошли в современные основы техники безопасности при работе с ВЧ-токами.
12 октября 1887 года Тесла дал строгое научное описание сути явления вращающегося магнитного поля. 1 мая 1888 года Тесла получил свои основные патенты на изобретение многофазных электрических машин (в том числе асинхронного электродвигателя) и системы передачи электроэнергии посредством многофазного переменного тока. С использованием двухфазной системы, которую он считал наиболее экономичной, в США был пущен ряд промышленных электроустановок, в том числе Ниагарская ГЭС (1895), крупнейшая в те годы.
Тесла одним из первых
запатентовал способ надёжного получения токов, которые могут быть использованы
в радиосвязи. В 1891 году на публичной лекции Тесла описал и продемонстрировал
принципы радиосвязи. В 1893 году вплотную занялся вопросами беспроволочной связи
и изобрёл мачтовую антенну.
Алессандро Вольта (1745- 1827)
- итальянский физик, химик и физиолог, один из основоположников учения об электричестве; граф (1801). Первое научное исследование А. Вольта было посвящено лейденской банке.
В 1771 г. вышла в свет его работа «Эмпирические исследования способов возбуждения электричества и улучшение конструкции машин». В 1775 г. создает электрофор. В 1780 г. ученый занялся проблемой атмосферного электричества и создал электроскоп с конденсатором. Уже в 1792 г. он пришел к заключению, что металлы являются не только совершенными проводниками, но и двигателями электричества. В 1796 – 1797 гг. А. Вольта установил закон напряжений, по которому напряжение между крайними металлами цепи равно напряжению, возникающему при непосредственном контакте этих металлов.
В 1799 г. он добился значительного увеличения напряжения путем использования прокладок из смоченного картона между парами металлов медь - цинк. Был создан «вольтов столб».
Галилео Галилей (1564-1642)- итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Галилей — основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики.
В 1582 году, наблюдая за маятниками, Галилей открыл закон изохронности – независимости периода колебаний маятника от размаха колебаний и массы груза – и выдвинул идею применения маятников в часах. Изобрёл в 1586 году гидростатические весы, которые нашли применение при взвешивании драгоценных металлов и их сплавов. В последующие 20 лет он экспериментально и теоретически устанавливает основные начала механики:- принцип относительности для прямолинейного и равномерного движения
-
принцип постоянства ускорения под действием силы тяжести.
В 1609 Галилей создаёт свой первый телескоп и начинает систематические
астрономические наблюдения.
-
Он открывает горы на Луне, четыре спутника Юпитера.
- Обнаруживает, что млечный путь состоит из множества звёзд.
- Открывает пятно на солнце и его вращение, фазы у Венеры.
А
в 1610-14 годах, комбинируя и подбирая расстояние между линзами, изобретает
микроскоп.
Сформулировал идею конечности скорости распространения света, и провёл
эксперименты по её определению.
«Мир загадок»
1. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет (Туча)
2. Видать глазами, да не взять руками. (Тень)
3. По морю идет, а как на берег выползет, тут и пропадет. (Волна)
4. Как солнце горит, быстрее ветра летит, дорога в воздухе лежит, по силе себе равных не имеет. (Молния)
5. Меня никто не видит, но всякий слышит. А спутницу мою вся может видеть, но никто не слышит. (Гром и молния)
6. Нашумела, нагремела, все промыла и ушла, и сады, и огороды всей округе полила. (Гроза)
7. На стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперед нам погоду узнает. (Барометр)
8. Что идет, не двигаясь с места. (Барометр)
9. Виден край, а не дойти. Что это? (Горизонт)
10. К дальним селам, городам кто идет по проводам? Светлое величество это … (Электричество)
11. В лес со мною заберется – с пути не собьется. (Компас)
12. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая. (Пруд)
13. Если ясной ночью выйдешь, над собою ты увидишь ту дорогу, днем она не видна. (млечный путь)
14. Днем спит, ночью глядит (Луна)
15. Я в Москве, она в Одессе, в разных комнатах сидим. Далеко, а будто рядом разговариваем с ним. Кто нам помогает? (телефон)
16. Перед нами – вверх ногами, пред тобой – вверх головой. (отражение в воде).
17. В круглом домике, в окошке ходят сестры по дорожке, не торопится меньшая, но зато спешит старшая. (часы)
18. Ни жара, ни тепла, ни огня я не имею, а многое прожигаю. (увеличительное стекло)
Игра "Триатлон по физическим величинам"
На задание дается три подсказки.
1. Это физическая величина (сила).
· Основная физическая величина "Динамики", это причина возникновения ускорения.
· Она есть у всех людей, только у больных ее мало, а вот у здоровых много.
· Это есть, ума не надо.
2. Это физическая величина (время).
· Для его измерения используют повторяющийся физический процесс. Говорят, что оно течет, как река, только в одном направлении, его можно повернуть назад только в сказках.
· Часто, по ошибке, считают, что одна из единиц ее измерения - световой год.
· Делу это, а потехе - час.
3. Это физическая величина (ускорение).
· Это результат действия силы.
· Измеряется акселерометром.
· Любимый термин времен Горбачева.
4. Это физическая величина (давление).
· Действует на дно и стенки сосуда.
· Увеличивается с глубиной, мы это чувствуем, когда ныряем.
· Нужно измерить, когда болит голова.
5. Это физическая величина (мощность).
· Важнейшая характеристика всех двигателей.
· Скорость выполнения работы.
· У КАМАЗа больше, чем у ВАЗа.
6. Это физическая величина (импульс).
· При ударах возникают большие силы, потому что изменение этого происходит за очень малое время.
· Равна произведению массы тела на его скорость.
· Из рекламы - если неизвестный мужчина дарит вам цветы, это он реагирует на …
7. Физическая величина (масса)
· Она имеется у всех.
· Ее целый день определяют продавцы
· Если человека долго не кормить, то она уменьшается.
8. Физическая величина (скорость).
· Ее начинают изучать еще в начальных классах.
· Ее у нас нет, когда мы спим, а появляется, когда встаем.
· У птиц она больше, чем у нас, а еще больше у ракеты.
9. Физическая величина (плотность).
· Странно, но у льда она меньше, чем у воды.
· У физических тел, сделанных из одного вещества, она одинаковая.
· У алюминиевой ложки она меньше, чем у стальной.
10. Физическая величина (высота).
· Прибор для измерения этого - альтиметр.
· Этот прибор всегда есть на самолете.
· Если посмотреть с нее на Землю, то всегда страшно.
11. Физическая величина (энергия).
· Она согласно закону уменьшается при совершении работы.
· У летящей пули и у сжатой пружины она называется по - разному.
· Когда съешь "Сникерс", то она прибавится.
ВОПРОС-ОТВЕТ
1. Зачем в 1960-е годы судьи по бегу на короткие дистанции стали оснащать стартовые пистолеты лампой-вспышкой.
Звук проходит 100 м за 0,2 сек. Иначе спортсмены, услышав выстрел, устремятся вперёд, а хронометристы, стоящие на финише, опоздают включить секундомеры.
2.Осторожно-листопад!» Почему дорожные щиты с такой надписью иногда можно увидеть близ трамвайных путей.
Когда колёса трамвая раздавливают опавшие листья, то их сок смачивает рельсы. От этого рельсы и колёса становятся скользкими. Сила трения уменьшается, и колёса трамвая начинают скользить по рельсам.
3. Предшественница электрической лампочки – керосиновая лампа – временами коптила, поэтому над ней на потолке образовывалось чёрное пятно. Но и над светильником с электрической лампой иногда возникает чёрное пятно на потолке. Неужели электрические лампы коптят? Почему возникает такая ситуация?
Электрическая лампочка нагревает окружающий воздух. Возникает конвекционный поток вверх, содержащиеся в воздухе пылинки прилипают к потолку, образуя пятно над лампой.
4.Почему в сильные морозы деревья трещат?
В сильный холод замерзают соки в деревьях. При замерзании сок, как и вода, расширяется и разрывает при этом древесину, - трещат сучья раскалываются стволы
5. Почему подъёмная сила воздушного шара зависит от времени суток и днём является наибольшей?
Солнечные лучи нагревают газ в стратостате, поэтому увеличивается его объем и подъемная сила
6. Отчего даже в пасмурные, но не дождливые дни трава, скошенная на лугу, высыхает быстрее чем трава, скошенная в лесу?
В лесу ветер разбивается деревьями на отдельные потоки и в значительной мере теряет свою силу. Поэтому даже в пасмурный день испарение влаги там происходит менее интенсивно, чем на лугу, и трава в лесу сохнет медленнее
7.Почему в реке над очень глубоким местом уровень воды слегка приподнимается? Внимание правильный ответ: Вода над глубоким местом течёт медленнее, чем на мелководьем
. А так как, согласно принципу Бернулли, при уменьшении скорости
течения жидкости увеличивается давление, то уровень воды над
глубоким местом слегка приподнимается).
8.Почему у человека волосы, ресницы, в морозный день покрываются инеем?
Выдыхаемые пары, соприкасаясь с холодными предметами, конденсируются на них)
9. Почему ночью звуки мы слышим лучше, чем днём?
Всё дело в неравномерном нагревании воздуха. ( Днём солнце сильнее нагревает тёмный лес, чем пруд и речку. От леса нагревается воздух над деревьями, а тёплый воздух менее плотный, чем холодный. Звук проходит через разные слои воздуха – более и менее плотные. При этом звук меняет своё направление – то уходит, вверх, то ударяется о землю. Ночью, когда температура воздуха равномерна, звуки идут по прямой линии
10.У артиллеристов есть правило: при стрельбе из орудия открывать рот. На чём основано это странное на первый взгляд правило?
От выстрела орудия воздух начинает сильно колебаться и давить на барабанную перепонку. Это давление может порвать её, и тогда человек оглохнет. Но если открыть рот, воздух из
открытого рта попадает через евстрахиеву трубу в среднее ухо. Давление воздуха на барабанную перепонку снаружи и изнутри станет одинаковым, и она не порвётся.
Экология и энергосбережение
Содержание
1.Введение
2.Уличное светодиодное освещение
3.Ветряные электростанции
4.Солнечные электростанции
5.Парогазовые электростанции
6.Энергоэффективные дома
7.Электромобили и зарядная инфраструктура
8.Газомоторное топливо
9.Энергоэффективные самолеты
10.Скоростные энергоэффективные поезда
Введение
С каждым годом проблемы энергосбережения и экологии становятся все актуальнее для современного общества. Природные ресурсы постоянно дорожают, растут цены на электроэнергию и тепло, а экология на нашей планете лишь ухудшается. Казалось бы - где связь между энергосбережением и экологий? Но на самом деле сегодня эта связь как нельзя лучше прослеживается. Эксперты отмечают, что тесная взаимосвязь между энергосбережением и экологией существует: если в промышленных масштабах такую связь легко проследить, то на бытовом уровне имеет место косвенное взаимодействие.
Традиционные способы выработки тепло- и электроэнергии в котельных и на ТЭС из этих первичных источников энергии, использование топлива в топливопотребляющих технологических установках сопряжены с разносторонним локальным и глобальным воздействием на окружающую среду:
- выбросом в атмосферу вредных веществ;
- сбросом минерализованных и нагретых вод;
- потреблением в значительных количествах кислорода и нагретых вод;
- изъятием больших площадей земли для захоронения отходов (шлака, золы) и др.
Это воздействие является причиной закисления почвы и воды, способствует возникновению парникового эффекта, обусловливающего повышение планетарной температуры, провоцирует другие необратимые процессы. Кроме того, органическое топливо - это невосполнимые источники энергии, а это значит, что темпы их возобновления во много раз ниже темпов их потребления.
В результате антропогенной деятельности человечества за последние 30-40 лет планетарная температура поднялась на 0,6-0,7 °С и является наиболее высокой за последние 600 лет. Поднялся средний уровень моря по сравнению с прошлым столетием на 10-15 см. За это же время отступили все зарегистрированные горные ледники.
В современном мире активное использование энергосберегающих технологий приводит к значительному сокращению затрат на электроэнергию, что в свою очередь уменьшает негативное воздействие на окружающую нас среду. Неудивительно, что современные люди, желающие жить в хорошей экологической обстановке, все чаще начинают задумываться и ценить экологически чистые материалы, чистый воздух и воду, натуральные продукты питания и здоровую экологию вокруг себя. Человек научился понимать, что от того, каким воздухом он дышит и какую воду он пьёт, зависит его здоровье и благополучие.
Каждый человек, пользуясь ежедневно современными благами цивилизации, оставляет свой энергетический след на планете. Ведь практически все современные блага цивилизации потребляют в том или ином виде энергию. Одни только тепловые электростанции, которые вырабатывают электроэнергию для наших электроприборов, являются основными загрязнителями окружающей среды и наносят огромнейший ущерб нашей природе и экологии. Поэтому, рациональное использование электрической и тепловой энергии способно снизить пагубное воздействие на окружающую среду. А хороший проект электроснабжения, выполненный специалистами, позволит оптимизировать электрическую составляющую в доме, квартире или офисе.
Таким образом, энергосбережение - это ни что иное, как забота об экологии нашей планеты и о сохранности своего кошелька. Ведь с каждым годом счета за электроэнергию растут, "съедая" не малую часть семейного или корпоративного бюджета. Переход на экологические световые решения в своей квартире, доме или офисе позволят не только улучшить качество освещения, но и снизить выбросы СО2 при производстве такой энергии.
Сегодня существует множество способов улучшить энергосбережение, но чтобы эффект был заметен и ощутим следует подойти к этому делу довольно ответственно. Лишь замена обычных ламп накаливания на энергосберегающие не решит этот вопрос. Качественное проектирование электрических сетей играет немаловажную роль в этом вопросе. Ведь проектирование электроснабжения позволит сэкономить время и деньги для будущих проектов по энергосбережению.
Конечно, энергоэффективность каждого отдельно взятого дома находится в руках его жильцов и собственников. Использование современной высокотехнологичной техники в совокупности с изменением наших расточительных привычек позволит экономить до 40% электроэнергии. А электропроект, составленный опытными специалистами, даст рекомендации по правильному и эффективному использованию электрооборудования в помещении, что позволит еще больше увеличить процент экономии электричества.
Внедрение энергоэффективных технологий снизит потребление электро- и теплоэнергии, что в конечном позволит теплоэлектростанциям вырабатывать меньшие объемы энергии, сжигать меньше природного газа. Таким образом, мы уменьшим выброс вредных веществ в атмосферу. Такой общий подход к проблеме взаимодействия энергосбережения и экологии поможет сделать окружающую нас среду более чистой и комфортной. Ведь экология планеты - это наше общее дело!
СВЕТОДИОДНОЕ УЛИЧНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
Знаете ли вы, что если в квартире заменить обычные лампы накаливания на светодиодные, то платить за электричество вы станете в 7 раз меньше, а работать такая лампочка без замены сможет почти 10 лет! Представляете, сколько можно будет сэкономить электроэнергии и денежных средств, если заменить на улицах городов, регионов и всей страны традиционные светильники на светодиодные?
Доступность такой эффективной лампы в освещении, стала возможной для жителей планеты в начале 1990-х годов благодаря изобретению технологии промышленного выращивания ярких синих светодиодов японского ученого Сюдзи Накамуры. А впервые красный светодиод был разработан в 1962 году Ником Холоньяком. Оба этих ученых являются лауреатами Международной энергетической премии «Глобальная энергия», учрежденной российскими энергетическими компаниями.
В начале XXI века появились белые светодиоды с теплыми и холодными оттенками, похожими на оттенки от ламп накаливания, люминесцентных ламп и подобные естественному освещению. Но массовый переход на светодиодное освещение в мире начался совсем недавно - примерно пять лет назад.
Ежегодно на уличное освещение в России расходуется около 7 млрд. КВт/ч электроэнергии. При выработке такого количества электроэнергии в атмосферу выбрасываются миллионы тонн различных вредных веществ. Снизить количество электроэнергии, требуемой на освещение городских улиц, позволяют переход на светодиодное освещение и системы умного уличного освещения (Источник: http://iot.ru/gorodskava-sreda/upravlenie-ulichnym- osveshcheniem-kogda-v-rossii-stanet-svetlo-po-umnomu).
В населенных пунктах светодиоды используются для освещения улиц, автодорог, пешеходных переходов, домов, дворов, спортивных объектов и детских площадок. Широкое применение светодиодное освещение получило в архитектурно-художественной подсветке улиц и зданий, которая позволяет сделать образ города ярким, особенно в дни долгожданных новогодних праздников. Света становится больше, а потребление энергии меньше - главный результат для жителей страны.Светодиоды в корпусе лампы напаивают на специальную поверхность - плату, количество светодиодов, установленных в одной лампе, может быть от нескольких штук до нескольких десятков. Так может выглядеть светодиодная лампочка для использования в квартире:
|
|
Светодиодные светильники дают самое четкое освещение на автомобильных трассах, без темных пятен или тускло освещенных областей.
Светильники, используемые на улицах, могут выглядеть так: |
Применение уличного светодиодного освещения позволяет также существенно экономить затраты на обслуживание таких светильников за счет длительного срока их использования и современных корпусов, которые снижают воздействие окружающей среды на светильник. Возможность управлять светодиодным освещением с помощью современных автоматизированных систем, программирование системы на изменение режима освещения в зависимости от изменения освещенности не только при смене дня и ночи, но и в течение всего светового дня, также помогает снижать расходы. Интеллектуальные LED-лампы уличного освещения оснащаются датчиками движения, фотодатчиками, специализированными сенсорам, контроллерами и блоками передачи данных.
Примеры проектов перехода на уличное светодиодное освещение
|
К всемирной выставке «ЭКСПО» в Милане (2015 г.) были переоснащены 141 ООО уличных фонарей. По расчетам потребление электроэнергии должно снизиться более чем на 50% по сравнению с традиционным освещением. Причем экономию обусловливают не только светодиоды, но и применение встроенных устройств управления. Устройства могут работать в нескольких режимах управления и диммирования: от классического двухступенчатого режима с использованием встроенных астрономических часов до режима интеграции с цифровой системой телеменеджмента с помощью интерфейса DALI (источник: http://www.ets-electro.ru/news/moda-vo-vsem-svetodi ody-na-ulitsakh-milana-Л.
В Нидерландах специалисты разработали новый метод освещения пешеходных переходов со светодиодами. Пешеходный переход с вертикальными линиями («зебра»), место очень многих дорожно-транспортных происшествий и даже летальных исходов в ночное время. Обычные белые полосы, нанесенные на асфальт, практически не заметны в ночное время. Использование светодиодов для освещения полосатых пешеходных переходов позволяет обеспечить безопасность пешеходов.
|
Объединенные Арабские Эмираты пошли еще дальше в создании экономного уличного освещения. Кроме использования энергоэффективных светодиодных фонарей, они еще и оснащают их солнечными панелями, которые накапливают энергию для их работы в темное время суток.
|
Власти Абу-Даби заменили 350 ООО уличных фонарей на светодиодные. Это позволило им сократить расходы на их работу и содержание с 267 млн дирхам до 44 миллионов дирхам.
Светодиодное освещение позволяет делать яркие цветные световые инсталляции как в рамках повседневного освещения городов, так и при проведении фестивалей света. Самый известный и масштабный фестиваль в области искусства проводится в Лионе: http://www.fetedeslumieres.lyon.fr/en. В России также проводится свой фестиваль в Москве «Круг света», который на несколько дней преображает архитектурный образ столицы: http://lightfest.ru.
|
В России практически во всех регионах есть реализованные проекты по светодиодному уличному освещению или подсветке зданий. Наиболее активно переход на светодиодное освещение идет в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Владимирской области. Активно развивается и производство собственных отечественных бытовых и промышленных
светодиодных светильников.
Примеры реализованных проектов можно найти в базе Всероссийского конкурса реализованных проектов в области энергосбережения и энергоэффективности ENES, одна из номинаций которого посвящена уличному светодиодному освещению и светодиодной
подсветке зданий.
Проекты 2016 г.: http://l6.enes-expo.com/14/28, http://16.enes-expo.com/14/30 Проекты 2015 г.: http://2015.enes-expo.ru/213.
Примеры также можно посмотреть на сайтах компаний-производителей светодиодных
светильников.
В 2016 году в рамках Фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче более 45 тыс. жителей России подписали петицию в поддержку перехода страны на энергоэффективное светодиодное освещение. С учетом высказанной гражданами поддержки в 2017 году по инициативе Минэнерго России Правительством Российской Федерации были приняты решения об обязательном использовании только энергоэффективных и экологичных светодиодных источников света в подъездах многоквартирных домов при их строительстве и капитальном ремонте, в приемных отделениях больниц и других помещениях общественных зданий с продолжительной работой освещения (постановление №275 от 7 марта 2017 г.).
В 2017 году каждый желающий, старше 18 лет, с 01 августа по 22 декабря может присоединиться также к петиции по ускоренному переходу на энергоэффективное освещение, где говорится уже не только о принятии регулирующих законодательных мерах в этой области, но и о финансировании. Подписав декларацию на сайте www, вместеярче.рф, участник сможет дополнительно сделать репост данной акции на своих страницах в социальных сетях и пригласить присоединиться друзей.
ВЕТРЯНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
Ветряные электростанции (ВЭС) - один из самых экологически чистых способов получить электроэнергию. Ветер является возобновляемым источником энергии (ВИЭ), в отличие от традиционных энергоресурсов: угля, газа, нефти. Работа ветряных электростанций полностью зависит от наличия ветра, поэтому идеальным вариантом является тот, когда ветрогенератор функционирует в связке с бытовой электросетью или топливным генератором. Тогда электричество будет постоянно, даже когда на улице штиль. Немало случаев, когда ветряки используют вместе с солнечными батареями, которые работают на другом ВИЭ - солнце.
Крупные ветровые электростанции могут состоять из 100 и более ветрогенераторов. Иногда ветровые электростанции называют «ветряными фермами» (от англ. Wind farm).
Для успешной работы ветряной электростанции требуется средняя скорость ветра в регионе 4—5 метров в секунду. Объём вырабатываемой электроэнергии в ветряной электростанции зависит от диаметра лопастей и скорости вращения ветра. Чем сильнее ветер крутит лопасти, тем больше будет вырабатываемое электричество. Но выработка электричества зависит не только скорости ветра. Высота, на которую подвешивается ветрогенератор, также оказывает большое влияние. Ближе к земле сила ветра снижается, а скорость становится медленнее, поскольку мешают элементы ландшафта. Ветряное колесо должно устанавливаться, как можно выше. Поэтому ветряные электростанции строят на вершинах холмов или возвышенностей, а генераторы устанавливают на башнях высотой 30—60 метров. Принимаются во внимание предметы, способные влиять на ветер: деревья, крупные здания и т. д.
Во многих странах государственными структурами или с государственной помощью создаются карты ветров для ветроэнергетики. Например, в Канаде Министерство развития и Министерство Природных ресурсов создали Атлас ветров Канады и WEST (Wind Energy Simulation Toolkit) — компьютерную модель, позволяющую планировать установку ветрогенераторов в любой местности Канады.
Лидерами по строительству ветряных электростанций являются следующие страны: Китай, США, Испания, Германия, Индия, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Бразилия. |
|
При этом лидером в мире по использованию ВЭС в общем объеме потребляемой энергии в стране является Дания, около 50% потребленного в стране электричества было произведено с помощью ветряных электростанций.
Самая мощная в мире ветряная электростанция - Burbo Bank, она построена в Ливерпульском заливе в Великобритании. Ее мощность составляет 346 МВт. Рекорд бьют и ее ветрогенераторы. Каждая из турбин мощностью 8 МВт имеет три лопасти длиной 79,8 метра; общая высота каждой конструкции — 195 метров. Для сравнения можно привести со зданием 206-метровой гостиницы «Украина» на Кутузовском проспекте в Москве.
ВЭС устанавливаются как на поверхности земли, так и на шельфах в морях.
Рис.: Шельфовая ВЭСSheringham Shoal, Великобритания |
Шельфовым ветровым электростанциям требуются более высокие башни и более массивные фундаменты, а солёная вода угрожает коррозией металлических конструкций. Здесь башни ветрогенераторов устанавливают на фундаменты из свай, забитых на глубину до 30 метров. Для передачи энергии на берег нужно прокладывать подводные кабели длиной в десятки километров. Во всех отношениях морские ветряки гораздо дороже, чем наземные аналоги. Правда, у них есть и важное преимущество — они имеют большую эффективность из-за регулярных морских ветров.
В России последние годы тоже идёт активный процесс строительства ветряных электростанций. В том числе, ВЭС построены в следующих регионах:
• Башкортостан (станция Тюлкильды);
• Калмыкия (Калмыцкая ВЭС);
• Калининградская область (Зеленоградская ветряная станция);
• Крым (несколько станций);
• Белгородская область (ВЭС ООО «АльтЭнерго»);
• Оренбургская область (ВЭС с. Тамар-Уткуль, ВЭС г. Орск);
• Чукотка (Анадырская ВЭС).
Оборудование для бытовых и промышленных ВЭС в России производится как за рубежом, так и в нашей стране, в том числе в следующих регионах: Санкт-Петербург, Москва, Хабаровск, Смоленская область, Ярославская область, Челябинская область.
Источники для получения более детальной информации по теме ВЭС:
http ://akbinfo.m/alternativa/vetri anve-ielektrostancii.html
http://www.nanonewsnet.ru/news/2017/vetrovaya-energetika-vpervye-stanet-pribylnoi-bez-subsidii- deshevle-atomnoi-energii
http://www.nat-geo.m/science/1066472-krupneyshaya-v-mire-vetryanaya-elektrostantsiya-nachala- rabotu-v-britanii/
https://dekatop.com/archives/9838СОЛНЕЧНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
С каждым днем потребление электроэнергии в мире растет, а её производство становится дороже, природных энергоресурсов становится все меньше. Поэтому сегодня немало внимания уделяется альтернативным источникам энергии, в том числе активно развивается строительство солнечных электростанций и использование солнечных батарей для обеспечения энергией отдельных зданий и сооружений.
Солнечная электростанция (СЭС) — инженерное сооружение, преобразующее солнечную радиацию в электрическую энергию. Способы преобразования солнечной радиации различны и зависят от конструкции электростанции.
Интерес к преобразователям энергии солнца в электричество закономерен. Солнечное излучение - дешевый и возобновляемый источник энергии. За неделю на Землю попадает такое количество солнечной энергии, которую мы не смогли бы израсходовать за всю свою жизнь. СЭС всё чаще используются в промышленности, и всё больше перспектив получают в индивидуальном потреблении. Они прекрасно подходят в качестве альтернативного источника питания для частных домов и районов с перебоями в электроэнергии: отдаленных посёлков, дачных массивов.
Существует несколько видов СЭС, которые отличаются по конструкции и назначению.
Башенные электростанции. Это - высокое сооружение с емкостью, на которую нанесена черная краска. Вода в емкости под действием солнечных лучей конденсируется и подается в генератор пара. Такие СЭС имеют высокий КПД (коэффициент полезного действия) и часто применяются в промышленности.
Тарельчатые СЭС. По принципу действия схожи с башенными, но отличаются конструкцией. Они складываются из отдельных модулей и монтируются на возвышенностях. Также применяются в промышленной области.
СЭС с фотоэлементами. Состоят из нескольких солнечных панелей, которые могут быть различных мощностей и размеров. Их применяют как на небольших предприятиях для питания отдельных машин, так и в быту. Кроме того, есть возможность сделать такие электростанции мобильными. В этом случае она может состоять всего из одного модуля и аккумуляторов.
|
Список крупнейших солнечно-тепловых электростанций на Земле: https://ш■wikipedia■org/wiki/Coлнeчнaя_элeктpocтaнция
Солнечная энергия часто подвергается критике, так как обладает рядом недостатков по сравнению с традиционными видами, такими как уголь, нефть и газ. Но нет никаких сомнений, что многие страны с крупнейшими экономиками активно развивают это направление. Если нынешние темпы роста сектора сохранятся, то к 2020 г. около 10% электроэнергии в мире может вырабатываться за счет фотоэлектрических систем. Основной рост ожидается в Китае, Японии, Германии и США. Большая часть подобной электроэнергии производится за счет масштабных наземных установок или солнечных ферм, которые представляют собой тысячи фотоэлектрических панелей на нескольких милях пустынной местности. Именно такие системы позволяют производить электроэнергию за счет энергии солнца в промышленных масштабах. Они даже больше похожи на солнечные города, а не на солнечные фермы.
(Источник: http://animalworld.com.ua/ncws/ lO-kriipncjshih-solncchnyh-clcktrostancii) |
СЭС. Калифорния, США Мощность: 580 МВт. На строительство объекта потребовалось 2 года. Общее число солнечных панелей, расположившихся на площади в 9,5 кв. миль, превышает 9 млн. Мощности достаточно, для того чтобы обеспечить доступ к электроэнергии в большей части города Сан-Луис-Обиспо, население которого составляет 276 тыс. человек.
Интересный факт: ученый Михаэль Гретцель, лауреат Международной энергетической премии «Глобальная энергия», учрежденной российскими энергетическими компаниями, разработал «Ячейки Гретцеля», которые способны перерабатывать энергию солнца в электричество как это делают растения. Но, в отличие от растения, ячейки преобразуют свет в ватты. Батареи на основе ячеек Гретцеля еще и очень удобны, их можно делать гибкими и разноцветными, поэтому они легко применимы! К примеру, такие панели установлены на фасаде нового швейцарского конференц-центра Swiss High Tech в Лозанне. Предполагается, что и у нас в стране новая технология Михаэля Гретцеля вскоре будет широко применяться в быту, промышленности и прочих областях.
Солнечные электростанции России
В России солнечная энергетика, или как ее еще называют гелиоэнергетика, не получила такого распространения, как в Европе, США, Индии, Китае. Суммарная мощность российских электростанций, работающих на солнечной энергии, не превышает мощности одной калифорнийской. Тем не менее, развитию СЭС в России сейчас уделяется большое внимание. Особенно это касается Крыма и Сибири. Потенциал солнечной энергии, поступающей на территорию России всего за три дня, больше чем энергия всего годового производства электроэнергии в стране. В Крыму сейчас работают две самые мощные гелиоэлектростанции. Солнечная электростанция «Перово» имеет выходную мощность порядка 100 мегаватт, другая солнечная электростанция - «Охотниково» - на 20 мегаватт меньше. Кроме того, в августе 2015 года в поселке Николаевка была запущена в опытную эксплуатацию гелиоустановка мощностью в 70 мегаватт. В поселке Владиславовка построена гелиоустановка мощностью 110 мегаватт.
В 2014 году на Алтае была запущена Кош-Агачская солнечная электростанция мощностью в пять мегаватт. Электрический ток такой мощности вырабатывают 20880 солнечных панелей.
Кош-Агачская СЭС. Алтай, Россия |
В 2015 году в Якутии была введена в строй гелиоустановка мощностью в один мегаватт. В Ставрополье, в селе Старомарьевка, на 2019 год запланирован ввод в действие СЭС мощностью в 75 мегаватт, а в Сибири от Заполярья до границ с Казахстаном компанией XEVEL планируется возвести несколько СЭС общей мощностью более 250 мегаватт. Источник: http://solarb.m/kak-razvivaet-solnechnaya-energetika-v-rossii-i-za-mbezhom
При обсуждении данной темы рекомендуется распечатать и раздать участникам макет с информацией о ячейках Гретцеля и заданиями по теме, подготовленный Ассоциацией «Глобальная энергия» - скачать материалы можно по ссылке, указанной на стр.2
ПАРОГАЗОВЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ
Парогазовая установка (ПГУ) - современная энергоэффективная электрогенерирующая станция, служащая для производства электроэнергии. Парогазовые установки производят электричество и тепловую энергию. Тепловая энергия используется для дополнительного производства электричества.
Парогазовая установка состоит из двух отдельных блоков: паросилового и газотурбинного. Топливом ПГУ может служить как природный газ, так и продукты нефтехимической промышленности, например мазут. В парогазовых установках на одном валу с газовой турбиной находится первый генератор, который за счет вращения ротора вырабатывает электрический ток. Проходя через газовую турбину, продукты сгорания отдают ей лишь часть своей энергии и на выходе из турбины все ещё имеют высокую температуру. Далее продукты сгорания попадают в паросиловую установку, в котел-утилизатор, где нагревают водяной пар. Температуры продуктов сгорания достаточно для того, чтобы довести пар до состояния, необходимого для вращения паровой турбины (температура 500 градусов по Цельсию и давление 80 атмосфер). С паровой турбиной механически связан второй генератор.
Некоторые преимущества ПГУ:
• Парогазовые установки позволяют достичь электрического КПД более 60 %. Для сравнения, у работающих отдельно паросиловых установок КПД обычно находится в пределах 33-45 %, для газотурбинных установок — в диапазоне 28-42 %
• Низкая стоимость единицы установленной мощности.
• Парогазовые установки потребляют существенно меньше воды на единицу вырабатываемой электроэнергии по сравнению с паросиловыми установками;
• Короткие сроки возведения (9-12 мес.);
• Нет необходимости в постоянном подвозе топлива ж/д или морским транспортом;
• Компактные размеры позволяют возводить непосредственно у потребителя (завода или внутри города), что сокращает затраты на ЛЭП и транспортировку элеткроэнергии;
• Парогазовые электростанции привлекательны не только в экономическом, но и в экологическом плане, так как количество выбросов в атмосферу продуктов сгорания - углекислого газа - снижается в 2-3 раза по сравнению с традиционными паротурбинными установками.
Несмотря на то, что преимущества парогазового цикла были впервые доказаны еще в 1950-х годах советским академиком С. А. Христиановичем, этот тип энергогенерирующих установок не получил в России широкого применения. В СССР были построены несколько экспериментальных ПГУ. Примером могут служить энергоблоки мощностью 170 МВт на Невинномысской ГРЭС и мощностью 250 МВт на Молдавской ГРЭС. За последние 10 лет в России введены в эксплуатацию более 30-ти мощных парогазовых энергоблоков. (Источник: ИЦрвУ/ш^ЫресИа.огб/у^Ы/Парогазовая установка)
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ ДОМА
Энергоэффективный дом - это здание, в котором очень малое потребление энергии сочетается с комфортным микроклиматом.
Экономия энергии в таких домах может достигать 90% за счет применения энергосберегающих материалов при строительстве, специальных технологий и системы управления светом и теплом. А годовая потребность в отоплении энергоэффективного дома может составлять менее 15 кВт*ч на квадратный метр.
Интересный факт для сравнения: на сегодняшний день самая распространенная для нового строительства конструкция частного дома такая: железо-бетонный фундамент, система «теплый пол» без утепления, стены 1,5 кирпича с цементной штукатуркой, обычные металлопластиковые окна, утепление кровли 150мм, отсутствие приточно-вытяжной вентиляции с рекуперацией тепла. Потребление энергии на отопление в таком доме составляет 110-130 кВт*ч на 1 м2 в год. (Источник - https://idr-group.ru/vazhno- znat/energoeffektivnost-doma/).
Использование возобновляемых источников энергии, образцовая теплоизоляция и инновационный дизайн - отличительные особенности энергоэффективных домов, в которых не только дешевле жить, но и легче дышать. Дома, обеспечивающие себя энергией из возобновляемых источников, не выделяют углекислого газа. Высокие стандарты энергоэффективности и незначительное влияние на окружающую среду - что может быть лучше?
Не случайно привыкшая экономить и заботиться об экологии Европа сделала выбор в пользу энергоэффективных домов в качестве будущего стандарта. В соответствии с ним в Великобритании будут строить все новые дома с 2016 года. Остальные европейские страны планируют полностью перейти на строительство энергоэффективных домов к 2060 году - экономичным и экологичным жильем жители Еврозоны будут обеспечены на 80%. Для региона, зависящего от импортируемых энергоносителей, повышение энергоэффективности зданий особенно актуально. Прагматичные европейцы рассматривают ее как выгодную инвестицию.
В то время как в Германии и Австрии за последние 5 лет построено более 15 тысяч энергоэффективных зданий (а всего их в Европе - более 60 тысяч), в России таких сооружений пока лишь 64 (19 - в стадии строительства и еще 7 - в проекте).
Интересный факт: ученый Артур Розенфельд, лауреат Международной энергетической премии «Глобальная энергия», учрежденной российскими энергетическими компаниями, придумал теплоотражающие стеклопакеты со специальным напылением на внутренней поверхности окна. Они пропускают видимый свет и отражают инфракрасное излучение. Тепло блокируется либо при выходе (зимой), либо при входе (летом). Это снижает энергопотребление вдвое! Энергия экономится на обогреве зимой и на кондиционировании летом. Они продаются во всем мире, и, в том числе, России.
А еще именно благодаря А. Розенфельду на международном уровне стала активно продвигаться идея красить крыши домов в белый свет. Интересно, что греки знали еще с античных времен - если солнечные лучи попадают на крышу белого цвета, лучи от нее отражаются. Свет, отраженный от белой поверхности, проходит через атмосферу обратно в космос и не нагревает планету. Если же лучи падают на темную крышу, тепло поглощается, и в итоге создается парниковый эффект. В здании с белой крышей сохраняется прохладная температура, что особенно удобно при отсутствии кондиционера. Более того, в городах, где преобладают дома с белой крышей, температура воздуха ниже в целом! Белые крыши отражают 80% энергии солнечного спектра, тогда как черные - только 20%. При этом снижается необходимость в кондиционировании на 10-15 %. Одна белая крыша площадью 100 кв. м за время ее эксплуатации компенсирует 10 тонн выброшенного углекислого газа. Для России белые крыши актуальнее всего в Краснодарском крае. И там они уже есть, благодаря технологии «прохладных кровель» (белые кровли из ПВХ мембраны), которые используются в коттеджных поселках.
Россия
Первый отечественный энергоэффективный дом был сдан в Москве (в микрорайоне Никулино-2) в 2001 году. Потом подобные дома появились в Барнауле, Петербурге, Казани, Орле и других населенных пунктах страны. Срок эксплуатации энергодомов - до 150 лет, а экономия на эксплуатационных расходах - до 50-90%.
|
Один из завершенных проектов - энергодом в городе Рыбное Рязанской области. Новостройка уже заселена: в ней получили квартиры 13 семей, переселенных из аварийного жилфонда. Даже в лютую зиму их квартплата будет на четверть меньше обычной, а летом экономия на коммунальных платежах будет еще заметнее. (Источник: https://ria- in.ru/tekhnologii/stroitelstvo-energoeffektivnykh-domov-v-rossii).
Энергоэффективный дом в поселке городского типа Парфино Новгородской области. Отличительной особенностью дома стала малая теплопроводимость стен: за счет утепления газобетонными блоками и 10-сантиметровым слоем минеральной ваты застройщики смогли минимизировать потери тепла. Дополнительной мерой стали заполненные аргоном двухкамерные стеклопакеты с энергосберегающим покрытием. По сравнению с обычными стеклопакетами потери тепла через оконные проемы и балконные двери уменьшились в 1,78 раза.
В России действуют правила присвоения зданиям класса энергоэффективности. О порядке присвоения и подтверждения класса энергоэффективности МКД сказано в Приказе Минстроя РФ № 399, подписанном 6 августа 2016 года и вступившем в силу 21 августа того же года. Классы энергоэффективности зданий следующие: А++, А+, А, В+, В, С+, С, С-, D, Е. Опираясь на эту систему, становится ясно, что здания класса А (самого высокого) потребляют намного меньше энергии, чтобы поддерживать все необходимые функции для обеспечения на объекте нормальной среды. Сумма оплаты услуг ЖКХ в таких домах меньше, чем в домах с низкой энергоэффективностью..Теперь в России недопустимо проектировать здания, класс энергоэффективности которых D, Е. При новом строительстве или реконструкции класс энергоэффективности здания должен быть в категории А, В, С.
Например, зданиям могут быть присвоены категории энергоэффективности А и В, только если в проекте предусмотрены следующие обязательные энергосберегающие мероприятия: создание индивидуальных тепловых пунктов, позволяющих сократить расходы энергии на циркуляцию в горячем водоснабжении, где установлены автоматизированные системы управления и учета потребления энергетических ресурсов, объемов горячей и холодной воды; использование осветительных систем в местах общедомового пользования с повышенной энергоемкостью, датчиками движения и освещения; применение устройств компенсации реактивной мощности насосов, вентиляции и лифтового оборудования. (Источник: https://www.gkh.ru/article/102224-klassy-energoeffektivnosti-zdaniyy
Норвегия
Норвежские инженеры построили самый энергоэффективный в мире загородный жилой дом, который производит энергии в два раза больше, чем потребляет.
Его разработчики заявляют, что потребление энергии здания можно исчислять отрицательными значениями. Ведь дом потребляет, вдвое меньше, чем производит, а избыток энергии может поставлять в сеть. Крыша экодома расположена под углом. Это позволяет поглощать солнечный свет на протяжении всего года и способствует естественной вентиляции постройки.
|
В стены дома встроены фотоэлектрические и солнечные тепловые панели, позволяющие компенсировать выбросы углекислого газа. Ожидается, что тепла, вырабатываемого в доме, будет достаточно даже для подогрева небольшого бассейна, а электричества хватит для зарядки электромобиля. (Источник: http://greenevolution.ru/2014/12/05/v-norvegii-postroen- samyj -energoeffektivnyj-v-mire-dom/).
При обсуждении данной темы рекомендуется распечатать и раздать участникам макеты с информацией об разработках А. Розенфелъда и заданиями по теме, подготовленный Ассоциацией «Глобальная энергия» - скачать материалы можно по ссылке, указанной на стр.2
ЭЛЕКТРОМОБИЛИ И ЗАРЯДНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Электромобиль — автомобиль, приводимый в движение одним или несколькими электродвигателями с питанием от автономного источника электроэнергии (аккумуляторов, топливных элементов и т. п.), а не двигателем внутреннего сгорания. Электрические автомобили - экологический чистый вид транспорта.
Электротранспорт в мире
В своем отчете Международное энергетическое агентство (МЭА) приводит следующие данные: в 2015 г. в мире число электромобилей достигло 1,26 млн. Таблица, в которой показан рост числа электромобилей в мире с 2010 по 2015 гг. приведена по ссылке: http://natio.todav/technologies/item/2005
Правительство Финляндии в ближайшие годы планирует резко увеличить количество электрозаправок. Сейчас их всего несколько сотен. По плану кабинета министров через три года их будет 2 тыс., а к 2030 году уже 25 тыс. Расширяют масштабы использования электромобилей и США. По информации Белого дома, за последние восемь лет количество зарядных станций для электромобилей в стране возросло с менее чем 500 до более чем, 16 тысяч. По дорогам США в настоящее время ездит, согласно имеющимся данным, порядка 400 тыс. электрокаров. (Источник: http://tass.ru/obschestvo/4044852)
В марте 2016 года, в Женеве прошёл автосалон, в котором представили самый быстрый электромобиль в мире — Concept One от компании Rimac Automobili. Авто разгоняется до 200 км/час за 6 секунд. Мощность моторов 1072 «лошадей». Такой электрокар безоговорочно является самым быстрым автомобилем из всех тех, которые есть в мире. (Источник: http://electrical-
Россия:
В России сейчас работает 120 станций заправки электромобилей, самих автомобилей около 1000. В Москве 62 зарядные станции, а в Санкт-Петербурге уже 35. (Источник: http://tass.ru/pmef-2017/articles/4320570). В Москве первая электрозаправочная станция была запущена в работу в 2012 году. Сеть заправок получила название «МОЭСК-EV», а развивает проект зарядной инфраструктуры ПАО «МОЭСК» (входит в ГК «Россети») (Источник: https://www.moesk.ru/spec_projects/moesk_ev/).
По прогнозам главы Минэнерго Александра Новака, к 2020 году количество электромобилей в России может достигнуть 200 тысяч.
car, i nfo/ sam vi -luchshi i -el ektromobi 1 -v-mire/). |
Проект правительственной программы развития электрического автотранспорта в РФ до 2025 года предусматривает льготные тарифы на платных дорогах, бесплатные парковки в городах, возможность двигаться по выделенным полосам для общественного транспорта, нулевой транспортный налог и упрощение бюрократических процедур для строительства зарядных станций.
Чтобы создать условия для внедрения электротранспорта ПАО «Россети» реализует всероссийскую программу развития зарядной инфраструктуры. В частности, в 2017 году компания планирует открыть 300 электрозаправок, а к 2018 году до 1000. По словам первого заместителя генерального директора «Россетей» Романа Бердникова, компания планирует активно развивать взаимодействие с АЗС, что особенно актуально на вылетных автомобильных магистралях. (Источник: http://tass.ru/obschestvo/4044852).
В июле 2017 года мэр Москвы С. С. Собянин в рамках заседания Правительства РФ, на котором обсужалисся вопрос по развитию электротранспорта в России сказал: "Через три года Москва откажется от автобусов на моторном топливе: будем закупать исключительно электробусы. Экология города значительно выиграет". При этом сэр надеется, что российские производители предложат достойные разработки. В июне 2017 года С. Собянин сообщал, что на улицах Москвы тестируются два электробуса, производитель одного из которых - ГАЗ, второго - КАМАЗ. По его оценке, Москва сможет в будущем закупать до 300 новых электробусов в год (Источник: http://www.interfax.ru/moscow/571606).
|
ГАЗОМОТОРНОЕ ТОПЛИВО
Газомоторное топливо - экологически чистый и достаточно экономный вид горючего, которое активно применяется для заправки транспортных средств. По прогнозам экспертов, оно вполне может заменить привычные разновидности горючего.
Газомоторное топливо - современная альтернатива традиционным бензину и дизельному топливу. Его основу составляют природный газ метан в компримированном или сжиженном виде и сжиженные углеводородные газы в виде пропан-бутановых смесей. В России
21применяются в основном сжиженный углеводородный газ и компримированный природный газ. За рубежом также активно используется сжиженный природный газ.
Природный газ представляет собой универсальное и доступное топливо, которое вполне может заменить нефтепродукты и при этом обладает целым рядом преимуществ по сравнению с ними. Главное его преимущество заключается в высокой экологичности. Применение газомоторного топлива - один из самых эффективных и при этом экологичных способов сокращения расходов на горюче-смазочные материалы. Способствует этому разница цен на газ и бензин. В настоящее время количество транспортных средств, которые используют в качестве горючего газомоторное топливо, уже достигло 13 миллионов и продолжает расти. Подробнее с информацией можно познакомиться здесь: https://www.kakprosto.m/kak-895515-chto-takoe-gazomotornoe-toplivo#ixzz4nAXF95Ps
Россия:
На территории России на период 2015 — 2017 годов «Газпромом» определены 10
приоритетных регионов развития газомоторной инфраструктуры: республики Татарстан и Башкортостан, Краснодарский и Ставропольский края,Ленинградская, Московская, Ростовская и Свердловская области, города Москва и Санкт- Петербург. Соглашения о расширении использования
природного газа в качестве моторного топлива компания заключила с 45 субъектами России. По состоянию на конец 2016 года сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) Группы «Газпром» на территории России состоит из 254 единиц (включая АГНКС «Газпром нефти»). Планируется, что к концу 2020 года российская сеть АГНКС «Газпрома» будет насчитывать порядка 500 объектов. (Источник: http://www.gazprom.m/about/production/ngv-fuel/).
Большие перспективы ожидают газомоторное топливо в сельском хозяйстве: в 2015 году на полях V Петербургского международного газового форума между министерством сельского хозяйства Республики Татарстан, компанией «Газпром газомоторное топливо» и холдинговой компанией «Барс» подписано соглашение о реализации пилотного проекта о расширении использования природного газа в сельском хозяйстве Республики. До конца 2020 года планируется реализация этого проекта, который предусматривает использование газового топлива примерно в 300 единицах автотранспорта. Однако ключевым потребителем СПГ на ближайшую перспективу должен стать магистральный грузовой транспорт. (Источник: http://www.epmssia.ru/epr/281/78673 86. htm).
|
Зарубежные страны:Среди развитых стран по объемам потребления компримированного природного газа в мире лидируют Италия и США, где в год потребляется 870 и 930 млн куб. м метана соответственно в качестве моторного топлива.
Мировыми лидерами по использованию метана на автомобильном транспорте являются Аргентина, Бразилия, Иран, Пакистан и Таиланд. Ключевыми факторами развития рынка газомоторного топлива (ГМТ) стали обслуживание корпоративных клиентов и применение для государственных нужд, а также крупные государственные программы развития газомоторного рынка.
В декабре 2001 года Европейская экономическая комиссия ООН приняла резолюцию, предусматривающую перевод к 2020 году на природный газ 10 % парка автотранспортных средств в странах Европы - это около 23,5 млн автомобилей. Для их заправки ежегодно потребуется 47 млрд куб. м газа.
За 15 лет развития ГМТ в Италии число автомобилей, работающих на газе, почти утроилось, количество заправочных станций - выросло в четыре раза. В начале 2014 года количество газовых АЗС достигло 1 000. Население использует более 750 тыс. автомобилей на ГМТ. При переводе автомобиля на КПГ владелец транспортного средства освобождается от уплаты налогов на три года и получает единовременную премию. Италия выступает в качестве государства, доминирующего в использовании ГМТ в Европе.
В Германии перевод автомобилей на природный газ рассматривается как одно из приоритетных направлений обеспечения устойчивого энергетического развития и экологической безопасности страны. Прогнозируется, что к 2020 году автопарк Германии, использующий КПГ в качестве моторного топлива, вырастет до 6,5 млн автомобилей и составит примерно 30 % всего автопарка. Государство предоставляет в этой сфере льготы как автовладельцам, так и участникам бизнеса. (Источник: http://pandia.ru/text/80/200/43294.phpy
|
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ САМОЛЕТЫ Опыт России:
Российские инженеры разработали и запустили в производство самолет «Сухой Суперджет» — короткомагистральное воздушное судно отечественной разработки. Он по праву считается гордостью российской авиационной промышленности, в том числе при его разработке были учтены самые современные энергоэффективные технологии. Сейчас самолеты эксплуатируются российскими и несколькими иностранными авиакомпаниями. Применение концепции Human Centered Design позволило оптимизировать размещение рычагов управления и приборного оборудования таким образом, что завершить полет можно силами одного пилота даже в случае внештатной ситуации. Эти решения в сочетании с концепцией "Темная и Тихая Кабина" обеспечили возможность точного удобного и надежного пилотирования самолетов Sukhoi Superjet-100.
Дополнительный выигрыш в топливной эффективности, а также высокая безопасность полета достигаются за счет оптимального пилотирования самолетов в автоматическом режиме и защищенности системы управления полетом от случайных ошибок. В основе системы дистанционного управления лежат три двухканальных вычислителя верхнего уровня (PFCU - Primary Flight Computer Unit), дополняющие двухканальные вычислители нижнего уровня (АСЕ - Actuator Control Electronics).
Благодаря снижению веса самолета, экономичному потреблению топлива, а также сокращению затрат по обслуживанию самолета, Sukhoi Supeijet-100 позволяет сократить эксплуатационные расходы на 10%.
Энергосберегающие технологии освещения салона на светодиодах, используемые в Sukhoi Supeijet-100, позволяют авиакомпаниям экономить энергию и снижать затраты на его обслуживание. (Источник: https://ria.ru/spravka/20120509/644898301.html).
В России началась также разработка тяжелого транспортного самолета грузоподъемностью до 500 тонн, предполагается, что он будет летать на сжиженном газе. Об этом сообщили 16 января 2017 г. в пресс-службе Центрального аэрогидродинамического института им. Н.Жуковского (ФГУП "ЦАГИ"). По данным ЦАГИ, самолет предназначен для межконтинентальной транспортировки большого объема грузов - до 500 тонн, в том числе, в стандартных контейнерах.
|
Согласно концепции, большая часть полета подобного аппарата будет проходить на высоте 3-12 м от воды, льда или земли - эти поверхности создают экранный эффект, за счет которого происходит существенный рост аэродинамического качества. Это приводит к снижению расхода топлива и значительному увеличению дальности, сообщили в ЦАГИ. Представители института заявили, что самолет будет летать на сжиженном
Зарубежные страны
|
Первый в мире самолет на солнечных батареях - швейцарский Solar Impulse . Самолет работает при помощи солнечных панелей, солнечных батарей и легких композитов. Проект наглядно демонстрирует, как новые технологии сегодня открывают дверь в новый мир «зеленого» транспорта, http ://energosmi .ш/archives/19100
природном газе. (Источник: http://www.energosovet.ru/news.php?zag=1484907573)
|
СКОРОСТНЫЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ ПОЕЗДА
Железнодорожный транспорт является самым экологичным среди остальных, так как для его движения используется в основном электроэнергия, которая не воздействуют агрессивно на окружающую среду.
Интерес к энергосбережению на железнодорожном транспорте в России вовсе не праздный, поскольку в нашей стране на железные дороги приходится 6% всей потребляемой энергии. Для получения точной актуальной информации о расходовании электроэнергии в отрасли создана единственная в России уникальная система контроля и учета электроэнергии на всех 1,4 тыс. тяговых подстанциях страны. Экономический эффект от ее внедрения уже оценивается примерно в 6 млрд рублей. (Источник: http://www.rsci.ru/sti/news/230021.php).
Поезда «Сапсан», работающие на направлении Москва—Санкт- Петербург, ходят в режиме автомашиниста, то есть машинист физически присутствует, но ведет поезд автомат. И ведет не просто по расписанию, а по специально разработанному энергосберегающему графику. Это означает, что в условиях растущих цен на энергоносители и расписание движения поезда «Сапсан» и цена на билет оказываются более приемлемыми для потребителя услуг РЖД
С 2014 года компания РЖД стала использовать современные экспрессы «Ласточки»», которые потребляют на 30% меньше энергии по сравнению с обычными пригородными поездами. (Источник: httpV/greenevolution.ru/workshop/energoeffektivnaya-elektrichka-v-chem- sekret-olimpii skoi -lastochki-ot-siemens/).
Интересный факт: С 2011 года по дорогам России компания РЖД организовала движение «Поезда инноваций», один из вагонов посвящен экспозиции "Энергосбережение, энергоэффективность и экологическая безопасность". Расписание движения поезда на сайте http://www.rzd-expo.ru.
Зарубежные страны:
В Китае ввели в эксплуатацию первый состав метро на постоянных магнитах. Поезд пустили в Чанше, административном центре провинции Хунань. Технология позволяет сократить потребление электроэнергии на 30%, если сравнивать с обычными поездами. Специалисты
подсчитали, что если в китайском метро все поезда будут на постоянных магнитах, то это позволит экономить более 800 тысяч долларов в год. Поезда на магнитной подушке (маглевы) - самый быстрый вид наземного общественного транспорта. Для левитации используется электромагнитное поле. Рельсовое полотно выполняется из проводника, обычно это металл, а на поезд вместо обычных колес устанавливают систему электромагнитов. Шанхайский маглев - самый известный поезд на магнитной подушке. Он проезжает 30 километров приблизительно за 7 минут и 20 секунд. Состав набирает скорость до 431 км/ч, удерживаясь на ней более минуты. Запуск маглева состоялся в январе 2004 года. (Источник: https://mir24.tv/news/14872337/v-kitae- zapustili-pervyi-energosberegavushchii-sostav-metro).
В декабре 2017 года в Германии на рельсы встанет первый в мире поезд на водородном топливе. Состав планируется запустить на линии Букстехуде-Бремерфетде-Бремерхафен- Куксхафен. Поезд был торжественно представлен в Берлине. Это первый серийный локомотив, который сможет преодолевать длинные расстояния с помощью водородного топлива (600-800 километров), хранящегося в эффективной энергосберегающей цистерне и преобразовываемого в электроэнергию. Дальнейшим преимуществом поезда будет отсутствие шума при движении. Электрические моторы работают экстремально тихо. Производитель рельсовой техники французский концерн Alstom будет осуществлять серийное производство новых экологически чистых составов. Водород будет преобразовываться в электрическую энергию, с помощью которой состав iLint будет приводиться в движение. Таким образом, поезд сможет курсировать лишь там, где есть электрифицированные линии. Пока что в Германии часть региональных поездов движется на дизельном топливе. (Источник: https://rg.ru/2016/1 l/02/v-germanii-zapustiat-perwi-v-mire- poezd-na-vodorodnom-topli ve. html).
|
В Европе по маршруту Париж - Амстердам ходит поезд, работающий на солнечной энергии. Электричество для него генерируется солнечными батареями, расположенными на севере Бельгии. Мощность 16 тысяч батарей, общей площадью 50 тысяч квадратных метров, составляет 3,3 мегаватт-час. Стоимость проекта составила 15,6 миллиона евро. Производство электричества с помощью батарей позволяет сэкономить на доставке энергии и избежать потерь при его транспортировке. (Источник:
http://www.mvenergv.m/popular/facts/fact/full/pervvi-v-mire-poezd-n
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.