Неделя русского языка и литературы
Оценка 5

Неделя русского языка и литературы

Оценка 5
Мероприятия
doc
русская литература +1
5 кл—11 кл
30.01.2017
Неделя русского языка и литературы
Объявление о проведении недели русского языка и литературы, план проведения недели русского языка и литературы, материалы для проведения недели русского языка и литературы. Каждый день имеет название: день грамотности. день культуры и творчества, день знатоков литературы, день занимательных викторин и литературных игр, день интеллектуалов.
Неделя русского языка и литературы.doc
общеобразовательное учреждение Муниципальное казённое Дугинская средняя школа Учитель русского языка и литературы МКОУ Дугинской СШ Евстафьева Ирина Евгеньевна 2017 год              Дорогие ребята! Все вы знаете, как велика роль русского языка  в современном обществе.            А хорошо ли вы знаете свой родной язык и литературу? Заботитесь ли вы о чистоте русского     Приглашаем вас  узнать много нового и языка?  интересного, а заодно проверить свои знания.                       Неделя русского языка и литературы   пройдет в нашей школе   с   30 января по 3 февраля 2017 года. Победители  и активные участники будут награждены грамотами и призами                                                                                                                                  План проведения День недели Тематика мероприятия Место проведения Участники    Понедельник 30 января Вторник 31 января День грамотности   1.Открытие недели. Линейка. Рекреация 1этаж 1­10 классы 2. Конкурс на самого грамотного ученика «Грамотным быть модно!» (Единый словарный диктант) 3. Конкурс  на лучшую тетрадь по русскому языку 4. Конкурс «Король письма» Кабинет №12 5­10 классы  Рекреация 1этаж 1­4 классы Кабинет нач.кл            2­4 класс День культуры и творчества   1.Конкурс рисунков «В гостях у Кабинет нач. кл          1­4 классы сказки»    2.Конкурс рисунков «Иллюстрации к любимым страницам литературы» 3. Конкурс проектов «Тайна моего имени» 4. Конкурс смекалистых. Разгадывание метаграмм, ребусов, шарад. Кабинет №12          5­10 классы Кабинет №12 2­10 класс Рекреация 1этаж 2­11 класс Среда     1 февраля День знатоков литературы 1.Конкурс чтецов «Живая классика» 2. Путешествие в страну Читалию Кабинет №12   6­10 классы                Кабинет нач.кл. 1­4 класс Четверг День занимательных викторин и 2 февраля литературных игр 1. Викторина по русскому языку «Самый умный» 2. Викторина  по литературе  «Что за прелесть эти  сказки!» Кабинет нач.кл. 3­4 классы    Кабинет №12 5­6 классы Пятница 3 февраля   День  интеллектуалов 1.Акция «Эти загадочные  фразеологизмы»     Кабинет №12 7­10 классы 2.Интеллектуальная игра по  русскому языку «АБВГДейка» Кабинет нач. кл 1 класс Понедельник 4 февраля Закрытие недели. Подведение итогов.      Рекреация  1­11 классы  Награждение победителей и активных участников  1 этаж Тема: Открытие Недели русского языка и литературы Цели:  развитие интереса к родному языку и литературе  и воспитание потребности  их  изучения.    Задачи: развитие любознательности, настойчивости, творческих способностей, умения  самостоятельно искать решения лингвистических вопросов, решать проблемные  задачи; развитие поисковой деятельности.     ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1.  Выпуск  учащимися всех классов стенгазеты  по темам:   1­4 кл.­ «Пословицы и поговорки»; 5­8 кл. – «Литературные сказки»; 9­11кл.­ «Великий, могучий русский язык». 2.     Красочное оформление высказываний  великих людей о русском языке и  литературе.      (Каждое высказывание   под портретом автора.) 3. Оформление  стендов , витрин  , для  привлечения внимания учащихся. 4. Отбор  для выставки  ученических  тетрадей по русскому языку и литературе и  творческих работ. 5. Разработка  сценариев  мероприятий.       Учитель:       Дорогие ребята! Сегодня мы собрались на открытие Недели русского языка и литературы.     Недаром именно русский язык   считают   одним из самых выразительных и богатых языков, а с русской литературой знакомы во всех странах мира.   Только   высказывания   русских   писателей   ­   классиков   о   родном     языке, собранные   в   хрестоматии   A.M.   Докусовым,   составили   426   страниц.   «Глаголом времен» называл русский язык Г.Р. Державин.                  «Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца, легким   щеголем   блеснет   и   разлетится   недолговечное   слово   француза;   затейливо придумает свое, не всякому доступное умно­худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из­под самого сердца, так бы   кипело   и   животрепетало,   как   метко   сказанное   русское   слово»,   ­   эти   слова принадлежат великому писателю  Николаю Васильевичу Гоголю.  Ученица:   Но   и   поэты   не   отстают   от   писателей   и   ученых.   Немало   вдохновенных стихотворений посвятили они русской речи. Одно из таких стихотворений ­ «Песня русскому языку» ­  написано Михаилом Дудиным. Ученик.       Глагол времен, мой гений, мой язык,  Скрещение судеб и мужества народа, Через тебя явила миру лик  Ответственности строгая свобода.  Ты ­ ручейком из глубины веков.  Ты ­ светом путеводным из тумана,  От сердца к сердцу музыкой.  Таков Твой трудный путь к величью океана. Ученица: Михаил Дудин писал эти строки с гордостью за русский народ и его речь. Для поэта язык ­ это сама история народа, воплощение его характера, силы и воли. И это звучит в строках поэта.      Ты ­ тверд и гибок, нежен и силен,  Ты ­ соловей на ветке бересклета.  Ты ­ сталь и пепел, колокол и лен,   Загадка тьмы и откровенье света.  Из тьмы времен ты выбился на свет,  Сквозь стены отчужденья прорастая.  И обрела в твоей судьбе привет  И почву жизни истина простая.   Учитель:  Я хочу рассказать вам быль. Называется она «Великий русский язык». Урок литературы в 9­м классе близился к концу. Учитель дал задание: к следующему уроку выучить наизусть стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык».  Класс недовольно загудел. Учитель взглянул на часы и сказал:   ­ У нас есть еще несколько минут. Я, пожалуй, успею рассказать вам небольшую историю.              Класс притих... Кто из ребят не любит слушать интересные истории?  Учитель снял со стены портрет И.С. Тургенева, и вот что   рассказал ребятам:  ­   Это   было   в   дни   Великой   Отечественной   войны.   Гитлеровцы   хозяйничали   в оккупированном ими городе Орле. Они разместили свой штаб и ресторан в городском музее   И.С.   Тургенева.   Наступили   тяжелые   дни   оккупации.   Люди   с   ненавистью смотрели на фашистов, старались поменьше попадаться им на глаза. Из дома­музея неслись пьяные голоса, звуки аккордеона, губных гармошек и грубые слова немецких солдатских песен. Жители города обходили этот дом стороной. Но вот однажды к штабу­ресторану подошла девушка и попросила провести ее к старшему офицеру.  ­   Я   учительница,   ­   сказала   она,   ­   и   хочу   работать   на   благо   великой   армии.   Вы находитесь в Доме­музее известного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Русские любят своего писателя, и если бы вы разрешили мне открыть музей, то получили бы большой барыш.  Немцы  разрешили  занять  под  музей  одну  из  комнат  с выходом  в переулок. Враги посмеивались над сумасбродством учительницы. Но люди пошли в музей. На небольшой   светлой   стене   они   видели   портрет   писателя   и   читали   аккуратно выведенные под портретом на белом листе бумаги всем известные слова: «Во дни сомнений,   во   дни   тягостных   раздумий   о   судьбах   моей   Родины,   ­   ты   один   мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! ­ Не будь тебя ­ как не впасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»  Голодные,  измученные,  полные   тяжелых   раздумий   о   судьбе   Родины,  понуря голову,   люди   шли   в   тесную   комнатушку   музея,   но   выходили   с   гордо   поднятой головой, с надеждой в душе...  Рука   учителя,   державшего   перед   классом   портрет   Тургенева,   слегка   вздрагивала, казалось, что это говорит не он, а сам Тургенев, заглянувший через десятилетия в светлый класс.  Прозвенел   звонок   на   перемену,   но   ученики   не   шевельнулись,   в   торжественном молчании продолжали звучать вещие слова великого русского писателя­патриота. (Из книги «Тайны родного языка», авторы В.А. Иванова, Г.А. Панов, З.А. Потиха)                Ученик:       Великую силу   и красоту русского языка воспевали не только русские писатели   и   поэты,   но   и   те,   для   которых   родным   был   киргизский,   абхазский   или грузинский языки. Прочитайте    их высказывания,  и вы в этом убедитесь. Учитель: Перед нами великий океан русского языка. Давайте же хоть   на одну неделю   окунемся   в   его   живую   воду.   Итак,     вся   неделя   (   с   15­го   по   20­е сентября)   будет   посвящена   русскому   языку   и   литературе.     Приглашаю   вас принять   самое   активное   участие   во   всех   мероприятиях,   и   вы,   безусловно, узнаете много нового и интересного о русском языке, попробуете свои силы в конкурсах, покажете свой ум и знания. Тема:      Занимательный  диктант.   Цель: закрепить знания о русском языке, активизировать познавательную  деятельность детей, развивать коммуникативное общение, любознательность,  познавательные способности, умение видеть новое в знакомом. Форма проведения:   диктант по возрастным группам. Подготовительная работа: изучить литературу, подготовить занимательный  материал,  распечатать бланки с логотипом «Грамотным быть модно!»                                                       Ход мероприятия. ­ Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем нестрашном  занимательном  диктанте.  Сегодня  никто из вас не получит «двойку».    Сейчас вы     напишете диктант, но для этого вы должны будете  вспомнить все изученные вами  правила. Потом  жюри проверит ваши работы и назовет самого грамотного человека в каждой группе. А после диктанта учащихся 5­8 классов  мы ждем на конкурсе  любителей русского языка на втором этаже, а учащиеся 9­11 классов попробуют свои силы в разгадывании ребусов,  шарад и метаграмм в фойе на первом этаже, где  найдут все необходимое.               Ученики под руководством учителя уходят в свои классы :    1­я группа ­  2­4 классы ( проводит диктант учитель начальных классов);  2­я группа – 5­7 классы ( проводит диктант учитель русского языка);   3­я группа – 8­9 классы ( проводит диктант учитель русского языка);  4­я группа – 10­11 классы ( проводит диктант учитель русского языка).  В жюри –    учитель начальных классов  и  два учителя русского языка.  Результаты и награждение самых грамотных учащихся по группам проводится  на итоговой линейке. После диктанта учителя  собирают работы и сдают их в жюри.    Тексты диктантов,  небольшие по объему, рассчитаны на 15­20 минут     (приложение 2.)           Взяты с сайта Ивановой И.С. Конкурс любителей русского языка             Тема :  Конкурс любителей русского языка               Цели   обучающие: повторить правописание отдельных орфограмм по русскому языку;  расширить кругозор учащихся;  развивающие: способствовать  развитию  их творческих  способностей, смекалки; воспитательные: прививать любовь к русскому языку; способствовать формированию навыка сотрудничества в группе.                                       Подготовительный этап 1. Оформление  класса высказываниями о русском языке   Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ­ ты один  мне поддержка и опора, о, великий, могучий, правдивый и свободный Русский  язык!   И.С. Тургенев Язык – это оружие литератора, как ружье – солдата! Чем лучше оружие – тем сильнее воин.  М.Горький 2.Изготовление  бумажных  атрибутов для команд: команде «Знайки» ­  красные  шляпы и  синие галстуки; команде «Знатоки» ­ профессорские шапочки и галстуки –  бабочки. 3. Подготовка раздаточного  материала  с заданиями для команд.                                                                Ход мероприятия 1. Приветствие. ­Я   рада приветствовать  вас  на нашем конкурсе любителей русского языка.  Мы собрались, чтобы при помощи занимательных заданий  расширить  ваш  кругозор ,  способствовать  развитию    творческих  способностей, смекалки и  конечно же    раскрыть для вас новые грани нашего родного языка.    Сегодня  будут соревноваться две  сборные команды : «Знайка» и «Знатоки» (всех  учащихся произвольно делю на две команды).  И в самом начале На счет раз, два, три Хочу вам  представить Наше жюри …(директор, учителя).            ­ Получите, пожалуйста, свои атрибуты и облачайтесь.                                               Звучит легкая музыка. Пока участники одеваются,                                               болельщики разгадывают кроссворды. За каждый правильно угаданный кроссворд команде добавляется балл (приложение 1).          ­ Внимание!   «Приветствие команд».                Команда «Знайка».                  Команда «Знатоки».   2. Конкурсные задания. а)   Первый   конкурс: «Загадки ­ шутки» . Зачитывать задания по одной фразе. Если команда угадывает  слово с первой фразы, то получает максимальное количество ­   5 баллов, если со второй, то 4 балла, если с 3­ей, то 3 балла, если с 4­й – 2 балла, если с 5­ой, то 1 балл ( при условии, что в загадке пять фраз, если меньше, то и количество  баллов будет меньше). Если не угадывает совсем, слово дается команде противников. Зачитываю задания: 1. Ее заваривают, затевая какое­либо неприятное, хлопотливое дело; потом  расхлебывают, распутывая это дело;  ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться;  ее «просит» рваная обувь;  она в голове у путаников. (Каша) 2. Ее толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом;  ее набирают в рот, когда молчат;  ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими. (Вода) 3. Его проглатывают, упорно не желая о чем­нибудь говорить;  он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык) 4. Его вешают, приходя в уныние;  его задирают, зазнаваясь;  его повсюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос) 5. Не цветы, а вянут;  не ладоши, а ими хлопают, если чего­то не понимают;  не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши) 6. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека;  его советуют искать в поле, когда кто­нибудь бесследно исчез;  на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер)  б) Следующий  конкурс  «Грамотей». Вам надо  найти и исправить ошибки в  тексте. Кто будет более внимательным, тот и победит. (Командам выдаются листы с  текстом, нужно исправить ошибки) На прашлагодние ашибки Сматреть мне трудно без улыпки, Вновь потиплело в дикабре. Запахло сенам на дворе. Пишу я луче многих в классе. Мне падарил падарак Вася. Я изучала весь енварь Арфаграфический славарь.   ­ Всегда приятно слушать человека, если его речь богата, образна, а каждое слово  употреблено к месту и ко времени. Одним из лучших украшений речи являются  особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. в) Третий  конкурс «Подбери глаголы по смыслу», т.е. вам нужно заменить  фразеологизмы глаголами.  «Знайки» Повесить нос – приуныть Вставлять палки в колеса – мешать Надуть губы – обидеться Наступать на пятки – догонять Пускать пыль в глаза – хвастаться  «Знатоки» Втирать очки – обманывать Зуб на зуб не попадает – замерзать Сделать из мухи слона – преувеличивать Найти дорогу к сердцу – понравиться Бить баклуши – бездельничать  г) Этот конкурс потребует от наших участников четкого произношения,                        ведь рассказать  скороговорку                         тяжелей, чем влезть в горку.         Итак, конкурс «Скороговорка». Команды получают по 2 скороговорки. Каждую скороговорку нужно произнести по 3 раза.  «Знайки» 1. От топота копыт пыль по полю летит. 2. Стоит поп на копне, копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. «Знатоки»  1. Иван – болван молоко болтал, да не выболтал. 2. Осип орет, Архип не отстает, кто кого переорет? Осип осип, Архип охрип. д) Конкурс называется «Рифмоплет». Каждой из команд выдан лист, на котором  записаны рифмующиеся  слова. Вам нужно, используя  их, сочинить четверостишие.  «Знайки» Метели Вода Прилетели Стада (Метели! Метели! Замерзла вода. Снегири прилетели, Исчезли  стада.)  «Знатоки» Леса Лето Голоса Согрета (Как прекрасны леса В это теплое лето. Птиц  слышны голоса, Все любовью согрето.) е) А сейчас каждой из команд нужно изобразить пословицу, использовать какие­либо  слова запрещается. Команда противников должна эту пословицу назвать. «Знайки» «Баба с возу, кобыле легче». «Знатоки» «На чужой каравай ­ рот не разевай». ё) А сейчас мы узнаем, какая из команд  самая смекалистая. Предлагаю вам    отгадать метаграммы.   По одному баллу за правильный ответ. «Знайки». Я приношу с собою боль, В лице большое искаженье, А Ф на П заменишь коль, То превращусь я в знак сложенья.   (Флюс – плюс) Я – из материи, и все об этом знают. Но примененье я двойное нахожу: Когда я с А, то мной одежду украшают, Когда я с И – больным повязкою служу.   (Бант ­ бинт)  «Знатоки» Найти меня – простое дело, Как ни хитри: Я с Б всегда снаружи тела, А с К – внутри.                         (Бровь – кровь) Я – сборник карт; от ударенья Зависят два моих значенья; Захочешь – превращусь в названье Блестящей, шелковистой ткани.      (Атлас ­ атлАс) 3. Итог   мероприятия. ­ Итак,  конкурс  подошел к концу. Надеюсь, что наша игра убедила вас в том, что  заниматься русским языком совсем не скучно, а даже увлекательно и интересно.   Если вы овладеете его тайнами и секретами, русский язык будет служить вам верой и правдой на протяжении всей вашей жизни. Пока наше жюри подводит итоги, каждая команда скажет  всем присутствующим несколько добрых слов  и поделится своими  впечатлениями об игре   (звучит легкая музыка).       Объявление итогов. Награждение победителей и участников – на итоговой  линейке. Каков человек, такова и его речь или За чистоту русского языка Тема:  «За чистоту русского языка» Цель: повышение речевой культуры учащихся, расширение  представления о значении слов  в речи, формирование отрицательного  отношения к сквернословию.   Оборудование: компьютер, проектор, презентация,   плакаты с  высказываниями о слове, о речи.   1.Словом можно убить,   Словом можно спасти,   Словом можно полки   за собой повести.                     В.Шефнер 2. Речь – это показатель ума.                                              Сенека 3. Каков человек, такова и его речь.                                             Сократ 4.  С   языком,   с   человеческим   словом,   с   речью  безнаказанно   шутить нельзя;   словесная   речь   человека   –   это   видимая,   осязаемая   связь, союзное звено между телом и духом.                                                В.И.Даль I. Вступительное слово. Ход мероприятия Слайд 1.    Сенеке принадлежат такие слова: «Речь – это показатель  ума». И это правильно, ведь умный человек, прежде чем говорить,  всегда обдумает то, что он   хочет сказать.                Страшным вирусом современности стала нецензурная брань. Так же, как алкоголизм и курение, сквернословие сначала  (когда еще можно остановиться, не сказать, не произнести)   — безусловно, порок. Потом постепенно, незаметно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить  элементарное предложение, не употребив плохих слов. Сегодня нецензурные  выражения используют школьники, молодые люди, взрослые мужчины и  женщины. Эти слова  доносятся  даже с экранов телевизоров.  А ведь  это не  только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной  болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль.  Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Слайд 2.   Это очень важная проблема, и мы сегодня с вами об этом поговорим. II. Рассказ учителя с демонстрацией презентации.                        Немного истории. Нецензурные  слова были внесены в нашу   речь   не   монголо­татарами,   как   утверждают   многие.   Они,   к сожалению, имеют исконно русские корни. В древней Руси эти слова являлись ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. С их помощью  люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. В те времена все   знали,   что   детей   нельзя   бранить   этими   словами:   дети   «будут мучимы бесами». Ругаться   в доме нельзя: «бесы будут жить в этом жилище».  Настолько серьезные последствия имело сквернословие.   На   Руси   до   середины   19   века   бранная   лексика       не   была распространена   даже   среди   крестьян.   Напротив,   очень   долго   её употребление   являлось   уголовно   наказуемым.       Сквернословящего человека подвергали публичной порке.  При Петре I была выпущена книга «Юности Честное Зерцало», где писалось, что приличным поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.  Слайд 3.  Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений:   нецензурная   брань,   непечатные   выражения,   матерщина, нецензурная лексика и др. Но издревле эти слова   в русском народе именуются сквернословием, от слова «скверна».      Скверное слово — отрицательная  энергия. Оно  несет уничтожение. «Страшный нож не за поясом, а на конце языка», ­ говорит пословица.     Употребление в речи нецензурной брани   показывает сегодняшнюю деградацию общества в целом и каждого человека в отдельности. Если раньше эти выражения были   специфическим   языком   преступников,   пьяниц,   опустившихся людей, то теперь все меняется.                 Слайд 4.  Сегодня молодые люди свободно «выражаются»  в  присутствии девушек, не заботясь об их нравственной чистоте. Да и в  самих девичьих компаниях употребление непечатных слов становится  обычным делом. Чем молодые люди сегодня мотивируют  свое  сквернословие?  Сократ говорил: «Каков человек, такова и его речь».  Другой мудрец сказал: «Что переполняет человеку душу, то изливается  из его уст». Значит, в душах людей, употребляющих мат, столько  скверного, грязного, что оно не умещается внутри и изливается на  окружающих.                   Слайд 5.   Расхожей стала философия, что мы, русские люди, без мата не можем жить; он, будто бы, у нас в крови, он даже «полезен»: позволяет избавиться от накопившегося раздражения, что называется, выпустить   пар.   Тем,   кто   так   думает,   надо   знать   следующее:   1) публичное употребление нецензурной лексики – это административное правонарушение   и       карается   в   соответствии   с   УК   РФ.   Глава   20 ("оскорбление") предполагает штраф в размере от 500 до 1000 рублей или до 15 суток административного ареста. В соответствии со статьёй 130 УК РФ ("хулиганство") – наказанием может послужить штраф в размере до 200 МРОТ или лишение свободы сроком до 1 года. 2) Кроме того,       еще в древней Руси, употребление бранных слов, а особенно   ругани   с   использованием   «имени   Божьего,   кто   ругается слову   Божию   и   Святым   Таинствам,   или   на   Богородицу   (со   словом Мать) , весьма обличен будет: тогда ему язык раскаленным железом прожжен   и   отсечена   глава   будет».  Мат   считается     тяжким   грехом, вызовом, брошенным Богу, и это не остается  без наказания.            Слайд 6.     3) Нецензурные выражения употребляются с целью выразить откровенное зло, оскорбить, осквернить кого­либо. И они выполняют свое предназначение, уничтожая ум, здоровье как самих ругающихся, так и людей, услышавших эти   скверные слова. Как в видимом   мире   есть   продукты   скоропортящиеся,   так   и   память человека от сквернословия портится. Появляются болезни: склероз, общая атрофия, сердечная недостаточность и другие.                  4) Нецензурные слова – остатки культовых языческих заклинаний, и они носят ритуальный характер, т.е. имеют   функцию проклятия   или   обозначали   языческих   богов,     бесов.   Человек, произносящий   эти  слова,  автоматически  призывает  их  на  себя,  на своих родственников, своих детей. Другими словами, ругательство – это проклятие.              Слайд 7.  Ученые доказали: слова могут разрушать живые  организмы на молекулярном уровне. Известный лексикограф Владимир  Даль в XIX веке писал: «С языком, с человеческим словом, с речью  безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая,  осязаемая связь, союзное звено между телом и духом».  Выяснилось:   некоторые   слова   страшнее   мин:   они   «взрываются»   в  искажают   его   наследственные генетическом   аппарате   человека, программы,   вызывают   мутации   и   в   конце   концов   приводят   к вырождению.   Во   время   отборной   брани   «корежатся»   и   рвутся хромосомы. Любое произнесенное слово – не что иное, как волновая генетическая   программа,   которая   меняет   нашу   жизнь.   Иногда   слово может сработать как  убийца  и даже  вызвать   рак, а иногда  способно излечить. III. Коллективная работа.  Как избавиться от сквернословия? Как cберечь чистоту речи?  Давайте вместе выработаем правила, с которыми  легче преодолеть эту беду.                                      Дети предлагают, учитель  с помощью                                         наводящих вопросов корректирует. После                                     обсуждения на экране  появляются                                             следующие               правила: Слайд      8 .     1. Не употреблять нецензурных слов самому. Не нужно бояться  выглядеть  «белой вороной».                              Комментарий учителя: «Все — пусть говорят, а я                        не буду».  Конечно, для этого требуется мужество.                           Над тобой будут    смеяться, подтрунивать, шутить,                          если ты в чем­то  превосходишь своих друзей. Ах,                            ты  не пьешь? До сих пор не   куришь? Не                                   ругаешься? Так  если ты мне друг, я заставлю тебя                            выпить, я сам  куплю тебе сигарет, я не позволю                               тебе быть чище,      чем я.  Попробуй устоять в такой                         позиции.  Мы не      властны над речью    других, но                            над собственной      речью мы властны, это наше                               зеркало, и     пусть оно                           не будет грязным.  2.    Пресекать  сквернословие внутри семьи, класса, группы  друзей. ­   Как   народ   всегда   относился   к   сквернословию?   Об   этом   нам говорит народная мудрость. Вот несколько поговорок. «Не сквернословь… потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел».   «Защиты не будет». «Крыши не будет над тобой». Что   вы   посоветуете   тем,   кто   уже   приобрел     эту   пагубную привычку?   (Контролировать   себя,   стараться   от   нее   избавиться). Правильно. Всегда помните, что настоящий контроль — это контроль изнутри. Посмотрите на себя со стороны, какими вы становитесь, когда из   вас   выливается   тирада   грязных,   не   свойственных   человеческой природе, слов? Кем вы себя ощущаете: царем природы или разбойником из подворотни? Сквернословие — это инфекция, которая поражает вашу психику, внедряется в ваше сознание и нарушает все, что вокруг вас происходит. IV.  Выступление  заранее подготовленных учащихся. 1­й ученик. Воздействие нецензурной брани равносильно радиационному облучению в 10­40 тысяч рентген. Грубыми бранными словами можно не только   расшатать   свое   здоровье   и   здоровье   окружающих,   вызвать болезнь, но и убить человека. 2­й ученик.   Брань пагубно влияет на все мироздание, в том числе на экологию. Слово ­ материально. Оно несет в себе или положительный заряд, от которого   все расцветает, люди радуются, улыбаются   друг другу,   или   отрицательный.   Этому   в   жизни   и   в   литературе   немало примеров. 3­й   ученик.  Слово   –   это   обоюдоострый   меч.   Человек,   который произносит бранные слова, наносит огромный вред и своему здоровью тоже. Все, что он пожелал другому человеку, безусловно, вернется к нему. Это отмечают и врачи,  и психологи, и педагоги.   4­й   ученик.   О   вреде   сквернословия   говорил     и   кандидат   филологических наук С. Виноградов. Он пишет, что сквернословие – спутник   кризисных   времен.   В   качестве   примера   он   приводит   слова историка   и   мыслителя   17   века   Ивана   Тимофеева,   который   среди пороков, которые едва не привели к гибели Россию   во время Смуты, называет не только ложь, лицемерие, клятвопреступления, сребролюбие (жадность   к   деньгам),   безмерное   употребление   вина   и   еды,   но   и «зловонное произношение …матерных скверных слов»…              Учитель:   Сегодня эти слова перестают быть непечатными, а сквернословие   стало   приравниваться   просто   к   некультурному поведению. Но мы забываем, что с языком, с человеческими словами шутить   нельзя,  потому   что   слово   –  это   незримая,  неосязаемая   связь между духом человека и его телом.                Великий мыслитель древности, христианский мудрец Иоанн Златоуст   дает   людям   такое   напутствие,   которое   точно   изменит   к лучшему жизнь каждого человека: « Ни с кем не быть во вражде, никого не злословить (т.е. ни на кого не говорить злых, бранных слов), никогда не клясться. Если так построим свою жизнь, даю вам слово и обещаю, что за это будет конец вашему бедствию, и избавление от всех зол, и, что важнее, вечные блага». III. Подведение итогов. Рефлексия.                   Я хочу, чтобы сейчас вы послушали стихотворение, которое написала недавно ученица нашей школы Сергиенко Кристина. Оно как раз подходит к теме нашей беседы.    Ученица:                Моему сверстнику   Ты родился русским человеком, Значит, должен знать родной язык   И беречь его от века к веку,   Так народ наш издавна привык.  Наш язык – «надежда и опора».  Но считают так  у нас не все:  Страх берет, когда подумаешь,                                           что скоро,  Он исчезнет в море мусорных словес.  Не дадим его глупцам в обиду,  Защитим его, всем сердцем полюбив,   Пусть сверкает  драгоценными камнями,  Велик, могуч, разумен и красив!                                                                                             . ­А сейчас напишите, пожалуйста, какой вывод вы сделали для себя и как вы относитесь к проблеме загрязнения русской речи непечатными выражениями.                                                          Ученики в течение 5­7  минут оформляют записи.                                                            Затем зачитывают их вслух. В заключение проводится  общая  линейка с вручением грамот и призов  наиболее активным участникам праздника и победителям конкурсов. Цель:  Расширение   познавательного   интереса   к русскому языку и литературе, чтению. Задачи: 1. Развивать   языковую интуицию, лингвистический   кругозор,   логическое мышление,   творческую   инициативу   каждого ребенка.   2. Формировать   коммуникативные   умения, умение работать в команде (группе). 3. Выявлять талантливых учеников, развивать их творческие способности. Дорогие ребята! Все вы знаете, как велика роль русского языка  в современном обществе.            А хорошо ли вы знаете свой родной язык и литературу? Заботитесь ли вы о чистоте русского языка?      Приглашаем вас  узнать много нового и интересного, а заодно проверить свои знания.  Неделя русского языка и литературы   пройдет в нашей школе   с   30 января по 3 февраля 2017 года.

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017