Неделя русского языка и литературы
Оценка 4.6

Неделя русского языка и литературы

Оценка 4.6
Мероприятия
doc
русская литература +1
6 кл—10 кл
26.05.2019
Неделя русского языка  и литературы
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА и ЛИТЕРАТУРЫ Цели: • развитие интереса к изучаемому предмету; • развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся; • развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов. • способствовать становлению и развитию доброжелательных отношений в педагогическом коллективе. СЦЕНАРИЙ открытия недели русского языка. 1.Много языков на свете разных- Выучить их все не смог бы я, Все они по-своему прекрасны, В каждом есть изюминка своя.
НЕделяалимус.doc
Неделя русского языка  и литературы Подготовила: Алимусаева А.М.  2016­2017 учебный год. Цели: ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ  НЕДЕЛИ  РУССКОГО ЯЗЫКА и ЛИТЕРАТУРЫ     развитие интереса к изучаемому предмету; развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся; развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов. способствовать становлению и развитию доброжелательных отношений в педагогическом  коллективе.  СЦЕНАРИЙ  открытия недели русского языка. 1.Много языков на свете разных­ Выучить их все не смог бы я, Все они по­своему прекрасны, В каждом есть изюминка своя. 2.Говорят в Париже по­французски,  По­немецки говорит Берлин; Мне же дорог мой, привычный, русский, Для меня родной лишь он один. 3.Мелодичный, гибкий и певучий,  С детства он меня очаровал, И не зря великим и могучим Наш язык Тургенев называл. 4. Развиваясь быстро, динамично, Впитывая разные слова. Новое воспринимал отлично, Но и мудрость предков в нём жива. 5.Да и только нашей, русской речью Можно Русь привольную воспеть! Будет жить язык наш русский вечно И не сможет, верю, умереть! Сценка об омофонах «Несуразные вещи». ­ Здравствуй! ­ Привет! ­ Что это ты несешь? ­ Несу разные вещи. ­ Несуразные? Почему они несуразные­то? ­ Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Раз­ны­е. Понял? Вот несу мел… ­ Что не сумел? ­ Отстань. ­ Да ведь сам говоришь: "Не сумел". Что не сумел­то? ­ Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет. ­ Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь? ­ Какая жена? Это у Мишки­то жена?! А ты шутник. Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится,  значит. ­ Вот оно что… ­ А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет. ­ Тамарка? ­ Ага. ­ И ничего, симпатичная? ­ Красивая! Зеленая такая. ­ То есть как? ­ Зеленого цвета. ­ Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые? ­ У кого волосы? ­ Да у Тамарки­то. ­ Что­о?! ­ Ну ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка"… ­ Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая…  Там арка нарисована. ­ Ага, все­таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил. ­ Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты  даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне. ­ Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи. ­ А ну тебя… ­ Да! Стой, стой! ­ Ну, что еще? ­ Привет передавай. ­ Кому? ­ Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене. 1.«Тот, кто жизнью живет настоящей,      Кто к поэзии с детства привык,       Вечно верует в животворящий,       Полный разума русский язык» (Н.Заболоцкий).  2.  Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.  3. Русский язык – язык Пушкина и Толстого, Гоголя и Достоевского, Бродского и Пастернака.  4. Язык национальной гордости и достоинства! 1. Еще в начале тридцатых годов 20 века замечательный писатель А.Н.Толстой, восторгаясь  богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет  время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков. 2.  Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький  высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа. 3. Гаснет устная словесность,     Разговорная краса;     Отступают в неизвестность     Речи русской чудеса.     Сотни слов, родных и метких,     Сникнув, голос потеряв,     Взаперти, как птицы в клетках,     Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда,      В быт обыденный верни,      Чтобы речь – людское чудо –       Не скудела в наши дни. Игра – викторина «Умники и умницы» День второй. ( 9 класс) Цель:    продолжить знакомство с русской национальной культурой и историей;  научиться видеть красоту и многообразие русской национальной культуры. Задачи:   расширить знания о русской истории культуре;  воспитывать любовь к родной стране, к её истории,  родному языку и родной литературе. Оборудование: три игровые дорожки: красная, жёлтая, зеленая, каждая дорожка разделена на  уровни и сектора; билеты с номерами вопросов. ХОД ИГРЫ Участники игры отвечают на выпавшие вопросы самостоятельно или прибегают к помощи  аудитории. Ответы оцениваются по уровням и секторам. Игроки, правильно ответившие на вопросы одного уровня, проходят в следующий, Те, кто ответил неправильно или дал неточный ответ,  отходят на один уровень или сектор. Для игроков , вышедших в финал, проводится финальная игра. Можно также провести игру для сошедших с дорожек. Вопросы для сошедших с игровых дорожек. 1. Кто больше назовёт русских народных песен? 2. Кто больше отгадает русских загадок? Определяется победитель . Завершающий этап. Подводятся итоги игры – викторины, умникам и умницам вручаются призы; отмечаются активные  участники из зрителей. День третий. Интеллектуальная игра по русскому языку «Счастливый случай» Цели: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.             2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.             3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса                  у  обучающихся. Оборудование: материалы, средства:  бочонки от лото с номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, карточки с заданиями. Оформление доски: Счастливый случай команда                              команда (Грамотеи)                          (Знатоки)  “Русский язык – порт как радуга после рет весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”.              (А.Н.Толстой) «Берегите порт наш язык, рет наш прекрасный русский  язык, это клад, это  достояние…  Обращайтесь  почтительно с этим  могущественным  орудием; в руках  умелых оно в состоянии совершать чудеса»          И.С. Тургенев I. Вступительная часть 1.  Учитель: Сегодня у нас необычный урок русского языка. Русский язык – это богатство нашего народа. Язык – важнейшее средство общения  людей друг с другом, это орудие мысли и культуры, это опора для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности мышления и художественного творчества. Русский   язык   –   один   из   богатейших   и   выразительных   языков   мира.   О   его   достоинствах, возможностях говорили многие. На доске написаны высказывания наших писателей о русском языке.                                         (Дети читают, объясняют смысл)  ­ Но нередко встречаются такие ситуации: Сценка – Как живешь? – Нормально. – А с учебой как? – Нормально. – Ты, говорят, болел... Теперь­то все в порядке? – Нормально. – Хорошо, значит? – Ну я же говорю – нормально. – Странно ты говоришь... – Почему? Нормально. – Ты считаешь – нормально?  – Нормально. – Да­а, странно... А ведь когда­то был вполне нормальный человек! Учитель: Важно не только говорить по­русски, но и владеть своим языком, используя как можно  больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, чтобы не быть похожим на  этого мальчика!И сегодня мы полистаем страницы наших учебников по русскому языку, проверим свои знания. II. Основная часть. Игра «Счастливый случай»   1. Представление команд. ( Название, эмблема.)    Представление жюри 2. Первый гейм: « Дальше, дальше…» Вопросы для первой команды 1. Сколько букв в русском алфавите? (33) 2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка) 3. Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое) 4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (6) 5. Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3) 6. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Существительное) 7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы) 8. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка) 9. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (Черепаха) 10. Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (Текст) 11. Значок – обозначение звуков на письме. (Буква) 12. Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень) 13. Пишется  после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, я, ю.   (Разделительный твердый знак) 14. Эта часть речи служит для связи слов в предложении (Предлог) Вопросы для второй команды 1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит) 2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).  3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные) 4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10) 5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6) 6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?  (Прилагательное) 7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (Зебра) 8. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2) 9. Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы) 10. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол) 11. Подберите синоним к слову верный. (Преданный). 12. Буквы мы пишем, а звуки … (произносим)  13. Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание) 14. Сколько согласных в слове денёк? (3) 3. Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе». Дети задают друг другу вопросы, подготовленные заранее.             4. Третий гейм: «Заморочки»  из бочки». В ящичке лежат бочонки от лото с номерами 1,2,3,4,5,6. Дети достают номер вопроса, учитель читает задание. 1.О чём идёт речь? «Её   заваривают,   затевая   какое­нибудь   неприятное   хлопотливое   дело,   а   потом   расхлёбывают, распутывая это дело; её не сваришь, с тем, с кем трудно договориться; она в голове у путаников? (Каша.) 2. О чем идёт речь?  Оно может быть причиной раздора, ему бывает некуда упасть, оно обычно недалеко падает от «родственников». (Яблоко) 3. Отгадайте шараду: Мой первый слог – простой предлог, Звериный рот – второй мой слог. А если целое прочтёшь,  То сразу в бездну упадёшь. (Про­пасть) 4. “Фразеологический зверинец” Добавить недостающее слово – название животного. Голоден, как … (волк) Болтлив, как ….  (сорока) Здоров, как…  (бык) 5. Составь из слов пословицу, объясни её смысл:            Умный человек слова на ветер не пустит Нем, как …   (рыба) 6.  Из отдельных частей сложите пословицы и прочитайте их. Каков разум, а плод сладок. Корень учения горек, а человек знанием. Красна птица  оперением, таковы и речи. 5. Четвёртый гейм: «Тёмная лошадка». (Вопросы задаются поочерёдно каждой команде) 1. Угадай в каждом предложении известную пословицу. Запиши её: 1 команда ­ Спелый плод фруктового дерева под влиянием притяжения Земли опускается рядом со своим предком. (Яблоко от яблони недалеко падает).   2 команда  ­     По окончании выяснения отношений с применением физической силы не делают движений сжатыми пальцами передних конечностей. (После драки кулаками не машут).  2. С каждым из данных слов придумайте такое предложение, чтобы слово в нем использовалось дважды:   в   качестве   одушевленного   существительного   и   в   качестве   неодушевленного существительного: 1 команда – ласка 2 команда ­ гусеница 6.  Пятый гейм: «Гонка за лидером». Вопросы первой команде. 1. Что означает выражение «Яблоку негде упасть»? (Тесно.)  2. Закончи: «Слово не воробей…..(вылетит, не поймаешь). 3. Назови синоним слова актёр. (Артист) 4. Замените словосочетание одним словом: «огромный, бесформенный кусок льда» (Айсберг) 5. В каком словосочетании слово мягкий употребляется в переносном значении: мягкий характер или мягкий воск? (Мягкий характер). 6. Я – синоним луны и омоним двенадцатой части года. Кто я? (Месяц) 7. Что означает имя Виктор? (Победитель) 8. Подберите к старославянизму ланита русское соответствие. (Щека). 9. Назови одним словом: учреждение, занимающееся собранием и хранением редких памятников  истории, искусства. (Музей) 10. Замените фразеологизмом следующую фразу: не сговоришься, не договоришься, никакого дела не сделаешь, с кем­либо. (Каши не сваришь) Вопросы второй команде. 1. Что означает выражение: «Как рыба в воде»? (Хорошо чувствовать себя) 2. Закончи: «Не имей сто рублей,…….» (а имей сто друзей) 3. Назови синоним слова тревога (Беспокойство) 4. Замените словосочетание одним словом: человек одинакового возраста с кем­нибудь.  (Сверстник, одногодка) 5. В каком словосочетании слово тёмная употребляется в прямом значении: тёмная ночь или  тёмная душа? (тёмная ночь) 6. Я – синоним осьминога, 7. а без с – в метле нас много. (Спрут ­ прут) 8. Что означает имя Екатерина? (греческое) — чистота, благопристойность).  9. Подберите к старославянизму уста русское соответствие. (Губы). 10. Назови одним словом: денежная или другая награда за успехи в чём­нибудь. (Премия) 11. Замените фразеологизмом следующую фразу: совсем, совершенно новый, только что  сделанный, изготовленный. (С иголочки) 7. Подведение итогов.     День четвертый. Игра ­ конкурс по  русскому языку «Умники и умницы» Цели: 1.Проверить степень овладения программным материалом обучающимися 5  класса; 2. Развивать познавательный интерес к русскому языку; 3. Воспитывать навык взаимодействия во время игры в группе (команде). ХОД  ИГРЫ Учитель: Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на  пути к знаниям. Наше соревнование поможет вам найти много чудесного и таинственного, что  прячется за словом русский язык. Вот начнется состязание сейчас, Вот болельщики, а вот жюри, Путь к победе труден, что ни говори, Нам доверено с тобой Провести удачно бой, Чтоб находчивость и знания проверить. Конкурс 1 – Разминка. Учитель: Я уверена, все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Сейчас чтобы немного  размяться мы будем их вспоминать. (Ведущие зачитывают начало пословицы, а команда должна  продолжить. За верный ответ­ 1балл.) 1 Что посеешь, … (то и пожнешь). 2 Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда). 3 Кончил дело – … (гуляй смело). 4 Волков бояться – … (в лес не ходить). 5 С кем поведешься – … (от того и наберешься). 6 Как аукнется – … (так и откликнется). 7 За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь). 8 Тяжело в учении – … (легко в бою) 9 Любишь кататься ­ …(люби и саночки катать) 10 Учение – свет, … ( а неученье тьма) Конкурс 2 «Фонетический» 1.  Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? 2.  В имени какого богатыря гласных больше, чем согласных?      Ведущий раздает карточки с заданием  (Илья Муромец, Алеша Попович) 3. Продолжаем нашу фонетическую разминку. Команде необходимо найти слово, в котором есть звук [ с ]     (просьба, синий, косьба, слушать, сиять, синеть)            Ответ: слушать. Конкурс 3 «Остров Антиподов». Учитель: Мы попали на остров Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят не так, как мы, а  наоборот. Что это значит? А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот.  Например, как вы думаете, что означает такая фраза: С бездельем утопишь слона в поле Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица: Без труда не выловишь и  рыбку из пруда. Наши команды сейчас займутся переводом на наш родной язык известных фраз,  пословиц или поговорок, а может и загадок. (На карточках) 1 команда Потеряй 1 копейку и не потеряешь 1 врага. (Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей)  Идет юноша из светлицы и хвост под домом. (Сидит девица в темнице, а коса на улице.) 2 команда  Ненавидишь гулять пешком, и ненавидь и  велосипед толкать. (Любишь кататься – люби и саночки возить). Упала тыква, можно выплюнуть. (Висит груша, нельзя скушать.) Конкурс 4 «Слова ­ змейки». 1. На доске слова: 1­ой команде ­ КОМ, 2­ой команде ­ СОМ. Члены команд (один за другим) подходят к доске записывают каждый по слову (существительные ­  единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слова,  написанного предыдущим учеником. Например: ком­мак­колба­… Через 3 минуты жюри производит подсчет слов. Каждое слово – 1 балл. 2. Ваша задача состоит в том, чтобы быстрее написать по 5 слов, начинающихся с буквы, входящей  в это слово. С – сокол, сито, сосна, старик, сарай и т.д. О – облако, осень и т. д. В – вилка А – арфа Конкурс 5 «Собери  слова». Соберите слова, которые спрятались в других словах. За каждое слово 1 балл 1­ой команде. (На карточках) 1) Приставка в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень в слове СНЕЖИНКА, суффикс –ЛЕСНИК,  ОКОНЧАНИЕ – УЧЕНИКИ ( подснежники) 2) Корень в слове – МОЛОДОЙ, суффикс – ПАЛЬЦЫ, окончание – ТРАВЫ (молодцы) 2­ой команде. 1) Приставка в слове ЗАХОД, корень ­ ГОРОДА, суффикс – СТОРОНКА, окончание – ЗИМА  (загородка) 2) Корень в слове – ДВОРНИК, суффикс – СТОЛОВАЯ, окончание – ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый)     «Словообразовательный» Конкурс 6   1. От корня слов так же, как и от дерева, идут новые ростки – однокоренные слова. Чьё дерево  ветвистее, та команда получает 2 очка   (Исходное слово: «говор») 2. За 1 минуту запишите 10 слов, состоящих из 3 букв.                    (Победитель тот, у кого больше слов.)  3. Составьте самое длинное слово из букв: б а д у р з т к ь а в. Конкурс 7 «Синтаксический» 1. Вы должны правильно написать слова и расставить знаки препинания. 1 команда 1. Язык (до) Киева (до) ведет. 2. Мой сын (–) летчик. 3. Я побывал в городах (:) Ростове, в Москве, в  Киеве 2 команда 1. Хорошее слово (до) сердца (до) йдет. 2. Пословица (–) народная мудрость. 3. В корзине лежали ягоды (:) малина, земляника 2. Составьте предложение, выполнив предварительные действия: 1.     Из предложения «Стеной стоят желтые колосья пшеницы» возьмите определение. 2.     Прибавьте подлежащее из предложения «Листья падают». 3.     Из предложения «Пушкин очень любил осень» возьмите дополнение. 4.     Добавьте обстоятельство из предложения «Осень щедро одаривает леса краской». 5.     Добавьте сказуемое из предложения «Весна выстлала на лугу разноцветный ковер». 6.     Из предложения «Куда ведете нас, дороги?» возьмите существительное, которое является  обращением. Конкурс 6 «Блиц­опрос» Команды по очереди отвечают на вопросы ( за каждый правильный ответ – 1 ) 1. Часть речи, обозначающая предмет (Существительное) 2. Слово «белый» по отношению к слову «чёрный» (Антонимы) 3. Он бывает между корнем и окончанием в слове (Суффикс) 4. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив) 5. Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение) 6. Часть слова без окончания. (Основа) 7. Член предложения, отвечающий на вопрос, какой? чей? (Определение) 8. Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное) 9. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика) 10. Сколько букв в русском алфавите? (33) Вопросы для болельщиков Пока команды выполняют задание, у болельщиков появилась возможность помочь своей команде.  Предлагаем вам ответить на несколько вопросов: 1. Как правильно сказать? У рыб нет зуб. У рыбов нет зубов. У рыбей нет зубей. Ответ: У рыб есть зубы. 2.Какую строчку не может прочитать ни один учёный? Ответ: Строчку, прошитую на швейной машине. 3.В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? Ответ: Суббота 4.Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? Ответ: Именительный падеж 5.Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.) Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.) Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон…) Подведение итогов                                                        День пятый. Интеллектуальная игра по русскому языку  «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЯЗЫКОЗНАНИЯ» Учитель: Сегодня мы вас приглашаем в страну языкознания. Только истинные знатоки  языка,  которыми вы являетесь, могут отправляться в это нелегкое путешествие. В пути вам понадобятся  ваши знания, смекалка и взаимная поддержка. К путешествию все  готовы? Тогда в путь! Всем  счастливого пути. Перед нами карта страны Языкознания. И первое что встречается на нашем пути это остров  Лексики. Что изучат лексика? Это раздел русского языка, который изучает значения слов. Что  такое синонимы, антонимы, омонимы? А знаете ли вы,  какие слова называют омофонимы. Это  слова, совпадающие по произношению, но различаются написанием и смыслом.  Итак, первое задание: В предложенном тексте вам надо выбрать из пар слов, записанных в  скобках, надо выбрать правильное, а лишнее зачеркнуть. Летом я отдыхаю в деревне у бабушки. Однажды местный (сторожил / старожил) дед  Кузьма повёл нас на дальнюю (ветреную / ветряную) мельницу. Мы  (шествовали /  шефствовали) за ним гуськом, так как тропинка была узкой. Путь оказался долгим, поэтому  мы решили сделать привал. Внук деда Кузьмы (преступил / приступил) к разжиганию костра,  но не учел силу ветра и (ожёг / ожог) себе руку. Нам пришлось возвращаться (на зад / назад). Следующие несколько дней я активно помогал бабушке по хозяйству: ходил на (прут /  пруд) за водой, заполнял (бочок / бачок) для поливки и стирки, (разряжал / разрежал)  огуречную рассаду и (луг / лук). Так хлопотно, что даже (поседеть / посидеть) было некогда.  Бабушка меня похвалила, сказала, что крестьянский (труд / трут) поможет мне (развеваться / развиваться) физически.   Жюри подводит итоги.  Наше путешествие продолжается. Мы плывём с вами по морю Морфологии. Что изучает этот  раздел русского языка? Правильно, морфология – раздел языкознания, который изучает  группировку слов по частям речи. Вспомним некоторые из них: Являюсь я важнейшей частью речи… Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам… (имя существительное) Определяю я предметы, они со мной весьма приметны.  Я украшаю вашу речь,  Меня вам надо знать, беречь!  (имя прилагательное) Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет, иль поёт,  Он  лицо имеет, время, вид, залог и наклонение. Нам с тобой он служит, С другими частями речи дружит.  (глагол)  А теперь  задание: а)  Разгадайте кроссворд, в котором спряталось местоимение. 1 я 2 я 3 я 4 я 5 я 6 я 7 я 8 я 9 я 10 я 11 я 1. тибетский бык 2. английская мера длины 3.парусное судно 4. лиственное дерево 5. Фрукт 6. большой рынок 7. хищная птица 8. животное 9. полудрагоценный камень 10. углубление в земле 11. короткая шлюпка Ответы: (як, ярд, яхта, ясень, яблоко, ярмарка, ястреб, ягуар, яшма, яма, ял) б) Море Морфологии  большое и пока мы плывём, ещё одно задание: Перед вами сказка Людмилы  Петрушевской «Пуськи бятые», ваша задача  определить и подписать над каждым словом  часть  речи. Сяпала Калуша по напушке и увязила бутявку. И волит: «Калушата, калушаточки! Бутявка!»Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: «Оее, оее! Бутявка­то некузявая!» Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась,  сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит» «Бутявок не трямкают. Бутявки  дюбые и зюмо­зюмо некузявые. От бутявок дудонятся». А бутявка волит за напушкой:  «Калушата подудонились! Калушата подудонились!Зюмо некузявые! Пуськи бятые!»  Жюри подводит итоги. Продолжаем наш путь. Наши корабли зашли в залив Синтаксиса. Синтаксис и пунктуация разделы русского языка изучающие смысл и структуру предложения, сочетание слов в предложении и  постановку знаков препинания.  А вот и задания:  а) в данном предложении подчеркните члены предложения:   Солнечный свет широким потоком бил в мутно­зелёные стёкла окон, стлал в избе золотые половики и, задевая края зеркала, играл на потолке зайчиком.  б) Игра «ДА – НЕТ»  (составь созвездие)  Если в конце предложения стоит вопросительный знак, то предложение по интонации –  восклицательное.  Если прямая речь стоит перед словами автора, то между ними ставится двоеточие.  Между однородными членами предложения всегда ставится запятая.   Однородные члены предложения связаны в предложении только с помощью союзов. Прямая речь всегда пишется в кавычках и с большой буквы.  Между частями сложного предложения всегда ставится запятая.  В конце побудительного предложения ставиться восклицательный знак.  Слова автора после прямой речи пишутся с большой буквы. ДА НЕТ 1  Жюри подводит итоги. 2  3  4  5  6  7  8  Мы причаливаем к полуострову Фонетики. Фонетика – это звуки языка, ударения и слоги. На этом полуострове живёт бабушка Загадушка и она оставила для вас письмо, в котором есть загадки.  Отгадайте их, запишите ответы и количество букв и звуков в словах­отгадках. Закружится на острой ножке, Жужжит, как будто бы жучок. Захочет – вскачь пройдет немножко,  Захочет – ляжет на бочок Не барашек и не кот,  Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Для зимы – другого цвета Льётся речка – мы лежим. Лёд на речке – мы бежим. Её всегда в лесу найдёшь –  Пойдём гулять и встретим. Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем. (коньки – 6 букв, 5 звуков) ( ель – 3 буквы, 3 звука) (юла – 3 буквы, 4 звука) (заяц – 4 буквы, 4 звука) Ещё одно задание: В данных фразах посчитайте, сколько раз встретятся звуки: [ Т ] Коньки Дождь Снегирь Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики [ Ж ] Тихонько жужжит звук, визжит и дрожит. [ Ш ] Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. Жюри подводит итоги. Мы идём по тропинке, которая привела нас в лес Орфографии. В переводе с  греческого языка –  правильно пишу, то есть орфография это система правил, которые устанавливают единое  написание слов, их форм и сочетаний. Итак, вашему вниманию предоставляется  орфографический диктант. Каждой команде предлагается таблица, в которой записаны  орфограммы. Ваша задача заключается в том, чтобы записать слова­отгадки в соответствующие  колонки. А вот и загадки: Меня ждут не дождутся, А как увидят – разбегутся. Ты откуда, ты откуда Прилетел к нам, красногрудый? ­Облетел я всю Сибирь. Как зовут меня? Есть, ребята, у меня Два серебряных коня. Езжу сразу на обоих,  Что за кони у меня? Стучат, бренчат, вертятся, Никого не боятся. Считают весь свой век, А не человек? Под гору – коняшки, В гору – деревяшки. Горит столб, а дыма нет. Домовитая хозяйка Полетела над лужайкой Похлопочет над цветком,  Он поделится медком. По морю идёт, идёт, А до берега дойдет –  Тут и пропадёт В лесу у пня суетня, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет, Себе город строит Я великан: вон ту громадную Многопудовую плиту Я, словно плитку шоколадную, Вмиг поднимаю в высоту. И если я могучей лапою Слона или верблюда сцапаю, Я их обоих буду рад Поднять, как маленьких котят. Плещет теплая вода В берегах из чугуна, Отгадайте, вспомните: Что за море в комнате? Подъёмный кран Ванна (бассейн)  Часы Лыжи Свеча Пчела Волна Муравьи Когда лежу я на спине, Нет пользы никакой во мне. Но прислони меня к стене, Найдется сразу дело мне. Что выше леса, краше света  И без огня горит? В лесу родилась, в воде живет. Махнула птица крылом, Накрыла весь свет одним пером. Стоит над водой, трясёт бородой. Лестница Солнце Лодка Ночь Камыш Правописание безударной гласной в корне слова Снегирь, коньки, свеча, пчела, волна Правописание парных согласных на конце и в  середине слов Дождь, лодка, подушка, камыш Правописание непроизносимых согласных Лестница, солнце Правописание гласных после шипящих Часы, свеча, лыжи Правописание Ь – показатель мягкости  согласного Дождь, коньки, снегирь Правописание разделительных Ъ и Ь Муравьи, подъемный кран. Правописание удвоенных согласных Ванна (бассейн) Правописание Ь на конце существительных  после шипящих. Ночь, камыш Жюри подводит итоги. Последнее препятствие на нашем пути: перед нами встают горы Морфемики – это раздел языка,  изучающий состав слова и словообразование. На этих горах  растут удивительные цветы: в  серединках находятся корни слов, на синих лепестках – приставки, а на красных – суффиксы. Ваша задача состоит в том, чтобы за 1 минуту составить и записать как можно больше слов (можно  добавлять окончания). по от за    об на  вы при у   в перед под    от                 к ход дуб бег иц ушк ищ ок ов земл рыб дед ник Друзья! Наше путешествие окончено. Вы старались, как могли. Каждая команда достигла  своей вершины знаний. Но кто же оказался немного впереди, нам расскажет жюри.  Жюри подводит итоги. Объявляется команда­победительница.

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка  и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка  и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка  и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка  и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка  и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка  и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка  и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка  и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка  и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка  и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка  и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка  и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка  и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка  и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка  и литературы

Неделя русского языка и литературы

Неделя русского языка  и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2019