Базисным элементом АГТ является тренированная мышечная релаксация на фоне которой реализуется специфические приемы аутодидактики и аутосуггестии. Выделяют два основных типа реагирования на эмоционально значимые стимулы : психо- соматическое, при котором отреагирование осуществляется во внутренней сфере, и социальное, когда разрядка направленна во внешнюю сферу. Первый тип обеспечивает надежное функционирование регуляторных механизмов организма и личности. Тренировка произвольного управления и коррекции возникающих отклонений составляют основную цель психотерапевтических приемов и механизмов АГТ.
Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции.
Базисным элементом АГТ является тренированная мышечная релаксация на фоне
которой реализуется специфические приемы аутодидактики и аутосуггестии. Выделяют
два основных типа реагирования на эмоционально значимые стимулы : психо
соматическое, при котором отреагирование осуществляется во внутренней сфере, и
социальное, когда разрядка направленна во внешнюю сферу. Первый тип обеспечивает
надежное функционирование регуляторных механизмов организма и личности. Тренировка
произвольного управления и коррекции возникающих отклонений составляют основную
цель психотерапевтических приемов и механизмов АГТ.
Существенным коррелятом отрицательных эмоций является мышечное напряжение.
Переходное состояние связано с релаксацией. Релаксация вызывается самовнушением и
служит базой на котором основывается дальнейшее самовнушение. Используемые
механизмы АГТ способствуют снижению роли соматического компанента отрицательных
эмоциональных переживаний. Путем специфического воздействия на корковые
интегративные процессы, она приводит к восстановлению внутреннего равновесия, а при
длительном применении метода регуляцию функций на качественно новый уровень,
обеспечивающий оптимальное реагирование.
Физиологические эффекты в целом и механизмы нервной регуляции конкретных
функций под ее влиянием весьма сложны и малоизучены.
Состояние мышечной релаксации и покоя, возникающие
во время АГТ
сопровождается ослаблением тонуса мускулатуры и угнетением эмоциональной
напряженности.
Центральное место в раскрытии механизмов АГТ занимают вопросы изучения
саморегуляции исходно непроизвольных функций организма. Важным условием для
овладения методами АГТ является управление по расслаблению мышц, т.е. управление в
целенаправленной двигательной активности.
И.М. Сеченов обосновал, что все психические акты рефлекторны и “ все
сознательные движения вытекающие из этих актов , называемые произвольными в строгом
смысле только отражение.” Процесс движения подчиняется воле, сопровождается
ощущениями, отражается в сознании, а также является заученным под влиянием условий ,
создаваемых жизнью. А обучающий характер является одним из основных принциповАГТ.
Многие поразительные феномены обучения еще не исследованы и вызывают удивление и
ощущение прикосновения к загадочному.
Учение Сеченова об отражательной роли мозга бло поддержано и развито в трудах
Павлова и его школы. Обоснованные принципы невризма, детерминизма, учение об
условных реакциях позволили физиологических позиций подойти к вопрсу об
произвольных и непроизвольных реакциях.
Было доказано , что в основе произвольных движений лежат корковый анализ и
синтез афферентных сигналов, идущих от экстерорецепторов и интерорецепторов
( проприоцепторов). Весь механизм волевого движения условен , ассоциативный процесс
подчиняется всем законам ВНД. Павлов подчеркивает роль речи и образных представлний
в установлении двусторонних связей кинестетических клеток с двигательными, с клетками
корковых отделов анализаторов.
Идеомоторная тренировка как один из главных компанентов входит в многие
модификации аутотренинга.
Павлов подчеркивал связь ЦНС и адаптационного поведения с движениями, тонусом
мускулатуры, имеющие обширное корковое представительство.
Известно, что мышечное напряжение является компанентом страха и других
отрицательных эмоций. В ответ на эмоциогенные раздражители регистрируютсявегетативные, биохимические, моторные изменения. Так отрицательные эмоциональные
состояния всегда сопровождаются активацией скелетной мускулатуры, а расслабление
наблюдается при положительных эмоциях, состоянии покоя , уравновешенности. Поэтому
понятен физиологический смысл волового расслабления мышц, тренировки этого, а также
роль самовнушения на фоне релаксации, вызывающей фазовые состояния в коре.
Сложный сигнал или образ , вызванный при повторении в тренировке ведет к
образованию условных кортиковисцеральных реакций и реализации желаемых сдвигов,
повышении уровня саморегуляции.
Непроизвольное можно сделать произвольным , но только с помощью второй
сигнальной системы.
Ограниченные значения в понимании механизмов внушения имеют устойчивые
фазовые состояния между сном и бодрствованием, отличающиеся различной степенью
выраженности и интенсивностью процессов торможения в коре. Одной из наиболее
существенных является возможность воздействия на некоторые психифизиологические
фуекции в обход сознательного контроля.
Лурия , проводив нейрофизиологические и психифизиологические исследования
сделал вывод, что речь является одним из наиболее существенных средств регуляции
поведения человека, поднимающего отдельные непроизвольные реакции до уровня
сложных произвольных действий и осуществляет контроль за протеканием внешних,
сознательных форм человеческой деятельности. Существеннон значение для психотерапии
имеютположения о регуляторном влиянии речи при патологических состояниях и речевом
воздействии на общую нейродинамику.
Теорию функциональных систем Анохина также необходимо учитывать в изучении
механизмов воздействия АГТ на организм и личность. Эта теория продолжает учение
Павлова и вводит качественно новые понятия о специфических механизмах динамической
активности в целостную систему поведенческого акта. Анохин обосновал, что
совокупность отдельных эффекторных проявлений или их сочетаний не образуют
поведенческого акта, а лишь их согласованность в интегративной деятельности мозга
определяет суммарное выражение и сам феномен поведенческого акта. Поведенческий акт
определяется конкретным результатом, на достижение которого направлен этот акт. В
структуру поведенческого акта должна быть вкл.чена цель, без которой невозможно
объяснение адаптивной деятельности организма .С учетом данной теории изучение
структуры любого поведенческого акта , в основе которого лежат мотивации и
трансформированный прошлый опыт пациента должно всегда предшествовать
психотерапевтическому воздействию. Именно представления о системной организации
физиологических, психических, поведенческих реакциях должны найти отражение в
решении целого ряда вопросов психотерапии, в раскрытии механизмов АГТ.