Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Базисным элементом АГТ является тренированная мышечная релаксация на фоне которой реализуется специфические приемы аутодидактики и аутосуггестии. Выделяют два основных типа реагирования на эмоционально значимые стимулы : психо- соматическое, при котором отреагирование осуществляется во внутренней сфере, и социальное, когда разрядка направленна во внешнюю сферу. Первый тип обеспечивает надежное функционирование регуляторных механизмов организма и личности. Тренировка произвольного управления и коррекции возникающих отклонений составляют основную цель психотерапевтических приемов и механизмов АГТ.
Иконка файла материала Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции.doc
Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции. Базисным элементом АГТ является тренированная мышечная релаксация  на фоне которой реализуется специфические приемы аутодидактики и аутосуггестии. Выделяют два   основных   типа   реагирования   на   эмоционально   значимые   стимулы   :   психо­ соматическое,   при   котором   отреагирование   осуществляется   во   внутренней   сфере,   и социальное, когда разрядка направленна   во внешнюю сферу. Первый тип обеспечивает надежное функционирование регуляторных механизмов организма и личности. Тренировка произвольного  управления  и  коррекции  возникающих   отклонений  составляют  основную цель психотерапевтических приемов и механизмов АГТ. Существенным коррелятом отрицательных эмоций является мышечное напряжение. Переходное состояние связано с релаксацией. Релаксация вызывается самовнушением и служит   базой   на   котором   основывается   дальнейшее   самовнушение.   Используемые механизмы АГТ способствуют снижению роли соматического компанента отрицательных эмоциональных   переживаний.   Путем   специфического   воздействия   на   корковые интегративные процессы, она приводит к восстановлению внутреннего равновесия, а при длительном   применении   метода   регуляцию     функций   на   качественно   новый   уровень, обеспечивающий оптимальное реагирование. Физиологические   эффекты     в целом  и  механизмы  нервной  регуляции   конкретных функций под ее влиянием весьма сложны и малоизучены. Состояние   мышечной   релаксации   и   покоя,   возникающие     во   время   АГТ сопровождается   ослаблением   тонуса   мускулатуры   и   угнетением   эмоциональной напряженности. Центральное   место   в   раскрытии   механизмов   АГТ   занимают   вопросы   изучения саморегуляции   исходно   непроизвольных   функций   организма.   Важным   условием   для овладения методами АГТ  является управление по расслаблению мышц, т.е. управление в целенаправленной двигательной активности. И.М.   Сеченов   обосновал,   что   все   психические   акты   рефлекторны   и   “   все сознательные движения вытекающие из этих актов , называемые произвольными в строгом смысле   только   отражение.”   Процесс   движения   подчиняется   воле,   сопровождается ощущениями, отражается в  сознании, а также является заученным  под влиянием условий , создаваемых жизнью. А обучающий характер является одним из основных принциповАГТ. Многие поразительные феномены обучения еще не исследованы и вызывают удивление и ощущение прикосновения к загадочному. Учение Сеченова об отражательной роли мозга бло поддержано и развито в трудах Павлова   и   его   школы.   Обоснованные   принципы   невризма,   детерминизма,   учение   об условных   реакциях   позволили   физиологических   позиций   подойти   к   вопрсу   об произвольных и непроизвольных реакциях. Было   доказано   ,   что   в   основе   произвольных   движений   лежат   корковый   анализ   и синтез   афферентных   сигналов,   идущих   от   экстерорецепторов   и   интерорецепторов ( проприоцепторов). Весь механизм волевого движения условен , ассоциативный процесс подчиняется всем законам ВНД. Павлов подчеркивает роль речи и образных представлний в установлении двусторонних связей кинестетических клеток с двигательными, с клетками корковых отделов анализаторов. Идеомоторная   тренировка   как   один   из   главных   компанентов   входит   в   многие модификации аутотренинга. Павлов подчеркивал связь ЦНС и адаптационного поведения с движениями, тонусом мускулатуры, имеющие обширное корковое представительство. Известно,   что   мышечное   напряжение   является   компанентом   страха   и   других отрицательных   эмоций.   В   ответ   на   эмоциогенные   раздражители   регистрируютсявегетативные,   биохимические,   моторные   изменения.   Так   отрицательные   эмоциональные состояния   всегда   сопровождаются   активацией   скелетной   мускулатуры,   а   расслабление наблюдается при положительных эмоциях, состоянии покоя , уравновешенности. Поэтому понятен физиологический смысл волового расслабления мышц, тренировки этого, а также роль самовнушения на фоне релаксации, вызывающей фазовые состояния в коре. Сложный   сигнал   или   образ   ,   вызванный   при   повторении   в   тренировке   ведет   к образованию условных кортико­висцеральных реакций   и реализации желаемых сдвигов, повышении уровня саморегуляции. Непроизвольное   можно   сделать   произвольным   ,   но   только   с   помощью   второй сигнальной системы. Ограниченные   значения     в   понимании   механизмов   внушения   имеют   устойчивые фазовые   состояния   между   сном   и   бодрствованием,   отличающиеся   различной   степенью выраженности   и   интенсивностью   процессов   торможения   в   коре.   Одной   из   наиболее существенных   является   возможность   воздействия   на   некоторые   психифизиологические фуекции в обход сознательного контроля. Лурия   ,   проводив   нейрофизиологические   и   психифизиологические   исследования сделал   вывод,   что   речь   является   одним   из   наиболее   существенных   средств   регуляции поведения   человека,   поднимающего   отдельные   непроизвольные   реакции   до   уровня сложных   произвольных   действий   и   осуществляет   контроль   за   протеканием   внешних, сознательных форм человеческой деятельности. Существеннон значение для психотерапии имеютположения о регуляторном влиянии речи при патологических состояниях и речевом воздействии на общую нейродинамику. Теорию функциональных систем Анохина также необходимо учитывать в изучении механизмов   воздействия   АГТ   на   организм   и   личность.   Эта   теория   продолжает   учение Павлова  и вводит качественно новые понятия о специфических механизмах динамической активности   в   целостную   систему   поведенческого   акта.   Анохин   обосновал,   что совокупность   отдельных   эффекторных   проявлений   или   их   сочетаний   не   образуют поведенческого   акта,   а   лишь   их   согласованность   в   интегративной   деятельности   мозга определяет суммарное выражение и сам феномен поведенческого акта. Поведенческий акт определяется  конкретным  результатом, на достижение  которого направлен  этот акт. В структуру   поведенческого   акта   должна   быть   вкл.чена   цель,   без   которой   невозможно объяснение   адаптивной   деятельности   организма   .С   учетом   данной   теории   изучение структуры   любого   поведенческого   акта   ,   в   основе   которого   лежат   мотивации   и трансформированный   прошлый   опыт   пациента   должно   всегда   предшествовать психотерапевтическому   воздействию.   Именно   представления   о   системной   организации физиологических,   психических,   поведенческих   реакциях   должны   найти   отражение   в решении целого ряда вопросов психотерапии, в раскрытии механизмов АГТ.