нейроковрики как средство развития речи детей

  • docx
  • 30.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала статья февраль 2023 г.docx

НЕЙРОКОВРИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

                                                            

Солодухина С. В., учитель-логопед,                                                                                                      МДОУ «Детский сад № 19» г. Железногорск Курской области.

Работая с детьми, мы видим, что в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения в развитии. Как правило, дети, страдающие нарушениями речевого развития, относятся к категории так называемых «моторно-неловких» детей. Это дети, у которых в разной степени можно наблюдать нарушения крупной моторики, нарушения координации движения, динамического и статического равновесия, то есть те, которые не умеют прыгать на одной, а подчас и на двух ногах, запинаются на лестнице. Таких детей, к сожалению, мы видим все чаще и чаще.

Многие авторы утверждают, что развитие двигательной сферы влияет на развитие высших психических функций, к которым относится и речь. Движения стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют процесс речевого развития ребенка.  Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за моторику – необходимый элемент в системе логопедического воздействия.

Без специальных нейрокоррекционных упражнений, направленных на оптимизацию работы подкорковых структур, не справиться с моторными и речевыми нарушениями.

Развивая телесную моторику в подвижных играх, мы создаем предпосылки для становления таких процессов, как речь и мышление. В онтогенезе развитие моторики намного опережает формирование речи и мышления, образуя базис для их становления. И наша работа должна быть направлена «снизу вверх» ( от движения к мышлению), а не наоборот.

Очень действенно использование в нашей работе нейроковриков. Они представляют собой резиновые модули, изготовленные из плотной, нескользящей структуры разных цветов и текстуры. Они гигиеничны, легко моются и выдерживают многократную обработку.

 Цель занятий с нейроковриками – активизация операционального уровня психической деятельности и уровня программирования, регуляции и контроля.

Работа с нейроковриками решает следующие задачи:

-создание эмоционально-положительного настроения и интереса;

-развитие пространственной ориентировки, зрительной памяти, восприятия, наглядно-действенного и образного мышления, внимания, воображения;

-формирование и активизация словаря детей;

-усвоение и закрепление правильности употребления в речи различных грамматических категорий;

-развитие связной речи.

Для детей важно запомнить моторный маршрут, то есть последовательность движений рук и ног, работать одноименными и разноименными руками и ногами, проговаривая при этом различный речевой материал (звуки, слоги, слова, фразы, стихотворения), зависящий от конкретной коррекционной задачи, решаемой логопедом в данный момент.

Используя различные задания, мы помогаем ребенку управлять своим телом, планировать и удерживать моторную программу, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, держать фокус произвольного внимания, нарабатывать нейронные связи, что актуально и для детей с ОВЗ и для их нормотипичных сверстников.

Применять нейроковрики мы можем как на индивидуальных, так и на подгрупповых и групповых занятиях. Например, на индивидуальных занятиях мы можем закреплять изолированное произнесение отдельных звуков, на подгрупповых – автоматизировать определенный звук в слогах, словах, словосочетаниях и т. д., на групповых – совершенствовать слоговую структуру, активизировать словарь, развивать фонематический слух, работать над ритмом речи и т.д.

У детей повышается мотивация к занятиям, мы вносим яркий элемент в занятия, одновременно решая свои коррекционные задачи.

Между ребенком и учителем-логопедом устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как речевой материал предлагается в ненавязчивой игровой форме.

Со временем дети учатся раскладывать коврики самостоятельно по определенным правилам: они выкладываются коврики по кругу, цвет и фактура рядом лежащих ковриков не повторяется. Каждый шаг ребенка – это каждый раз новая фактура ковриков, и каждый раз разная сенсорная информация, которая поступает в мозг. Некоторым детям даже удерживать равновесие бывает очень проблематично.   На первом  этапе  учим  просто ходить по коврикам прямым переменным, приставным шагом под счет 1,2,3,4. На первых занятиях счет ведет педагог самостоятельно, но, как только осваиваются ритмические шаги, целесообразно переходить к тому, чтобы счет вели сами дети. Начинать шаг можно как с ведущей ноги, так и со сменой ног. В дальнейшем моторная программа по мере усвоения предыдущей усложняется разнообразными движениями рук и речевым сопровождением. Например, на каждый шаг добавляется хлопок, или поочередное, последовательное поднимание рук, разведение их в стороны, опускание вниз. Когда основные движения руками дети осваивают, можно видоизменять задания.

Нейрогимнастика является здоровьесберегающей и игровой технологией. Мой опыт использования нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми с нарушениями речи и снижением когнитивной функции показывает хорошие результаты по исправлению этих нарушений. Активизация межполушарного взаимодействия действительно дает возможность развивать нейромоторную готовность, улучшается чувство равновесия, дети лучше ощущают свое тело, легче осваивают понятия лево-право, у них улучшается слухоречевая память, появляется самоконтроль и умение контролировать чужие ошибки, поведенческие расстройства. Упражнения на нейроковриках привлекают внимание детей, помогают преодолевать пассивное отношение к занятиям, появляется возможность установить тесный контакт практически с любым ребенком, робкие дети становятся более раскрепощенными, а агрессивные - более уравновешенными.