Антропова Татьяна Владимировна,
учитель математики МБОУ «Политехнический лицей»
г. Мирный РС(Я)
Нейропедагогический подход в обучении математики в 5-6 классах
Нейропедагогический подход — это использование знаний неврологии, психофизиологии, мозговой организации психических процессов в обучении и развитии детей. Учение и познание — это естественные механизмы развития мозга. Человек стремится к познанию, и педагогика должна создавать среду для удовлетворения этой потребности. Опора на прежний опыт — врожденное качество мозга. Человеческий мозг функционирует в режиме связи прежнего опыта с новой ситуацией. Понимание и осмысление происходит тогда, когда мозг находит опору в имеющихся знаниях и представлениях, которые нужно постоянно актуализировать в процессе обучения (Выготский Л.С. Концепция зоны актуального и ближайшего развития).
С каждым годом детей, испытывающих трудности в обучении, становится больше. Ученик не успевает на уроке воспринимать и понимать материал, ему сложно делать домашнее задание самостоятельно, теряется интерес и вовлеченность к материалу. В таком случае ученик попадает в «ловушку» непонимания учебного материала, который нарастает с каждым днем. Именно это препятствует созданию нейронных связей в головном мозге, которые обеспечивают жизненно важные процессы: память, внимание, речь, построение логических умозаключений.
Целью стало разработать сборник нейроупражнений для предотвращения мозгового ступора, для развития познавательной деятельности и коррекции недостатков когнитивных функций на уроках математики в 5-6 классах.
Представленные нейроупражнения можно использовать на любом этапе урока. Комплекс упражнений на уроке занимает минимальное время, к тому же детям это интересно. Важно понимать, что задания, с которыми справятся все дети, вызывают положительные эмоции, что является необходимым фактором продуктивной деятельности мозга.
Систематическое применение нейроупражнения на уроке позволяет формировать базовые функции работы мозга для успешного освоения учебного материла. Представленные нейроупражнения применялись на протяжении двух лет, в течении, которых велся отбор наиболее эффективных упражнений.
Законы нейропедагогики:
Наша задача дать мозгу ребенка отыграть все ступени развития.
Приложение принципов нейропедагогики к учебному процессу
Принципы нейропедагогики |
Приложение к процессу обучения |
1.Мозг как параллельный процессор |
Вариативность методов и форм обучения. |
2.Учение и познание как естественные механизмы развития мозга |
Обучение на оптимальном уровне сложности. |
3.Поиск смысла как врожденное качество мозга |
Практическая направленность обучения. |
4.Закономерности как источник смысла для мозга |
Решение задач на поиск закономерностей. |
5.Эмоции как необходимый фактор продуктивной деятельности мозга |
Применение дидактических игр. |
6.Анализ и синтез в функционировании мозга человека |
Применение взаимно-обратных операций в обучении. |
7.Функционирование мозга в условиях направленного и периферийного внимания |
Оформление учебного кабинета. |
8.Участие сознания и подсознания в процессе учения |
Опора на прежние знания и опыт учащихся. |
9.Визуально-пространственная память и система “зубрежки” |
Использование наглядности в обучении. |
10.Принцип свободы творчества |
Создание творческих проектов. |
11.Принцип уникальности |
Приемы индивидуализации обучения. |
В заключении хочется сказать, что принципы нейропедагогики находят все больше сторонников в среде не только ученых, педагогов, но и учителей-практиков. Нейропедагоги убеждены, что обучение без учета нейропсихологических принципов - “слепое” обучение, которое может привести к ослаблению или нарушению природных механизмов деятельности мозга обучаемых. В этом случае восстановление этих механизмов или переобучение будет протекать гораздо сложнее и медленнее, чем процесс “естественного” обучения, согласованного с природными механизмами функционирования мозга.
У учителей появилась возможность строить учебный процесс в соответствие с открытыми наукой естественными механизмами функционирования мозга обучаемого, целенаправленно развивать умственные способности учащихся, а не тормозить их развитие по собственному незнанию.
Сборник упражнений: https://docs.google.com/document/d/1rqzIp4kwXffp9g5dwNC-hxV-8IKUkOLx/edit?usp=sharing&ouid=105333132290508311974&rtpof=true&sd=true
Использованная литература:
1. Степаненко М.В., Тимофеева Е.В., Математика без проблем. Нейропсихологический тренажер. Москва, 2022 г.
2. Цветков А.В., Нейропедагогика воспитания. Москва, 2019 г.
3. https://multiurok.ru/files/neiropedagogicheskii-podkhod-v-obuchenii-matematik.html?ysclid=lpaqawbf5y752329207 Нейропедагогический подход на уроках математики.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.