Кейтюпропасо
ИМ. ПРАВЕДНИКОВА
ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ
солн нок
КРО
БЕ ГЕ
АВТОРСКОЙ МЕТОДИКИ
Серия «Нейропрописи»
И. И. Праведникова
Развитие орфографической зоркости
Ростов-на-Дону
«Феникс»
2018
удк 372.3./.4 ББК 74.102 кт 413 Пб8
Праведникова ИМ.
Пб8 Развитие орфографической зоркости / ИМ. Праведникова. — Ростов н/Д • Феникс, 2018. — 61, [З] с. — (Нейропрописи).
ISBN 978-5-22230332-0
Почему ребёнок, зная правила, продолжает допускать ошибки? Оказывается, что ребёнок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, внимание, зрительно-пространственную ориентировку. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности, плохого почерка и, как следствие, школьной неуспеваемости.
Комплексные занятия, предложенные в данной тетради, направлены в первую очередь на формирование предпосылок и развитие необходимых психических функций для успешного грамотного письма, коррекцию и профилактику дисграфических ошибок в младшем школьном возрасте.
удк 372.31.4 ББК 74.102
Учебное издание
Праведникова Ирина Игоревна
Развитие орфографической зоркости
Ответственный редактор |
Карина Хаспекян |
Выпускающий редактор |
Галина Логвинова |
Технический редактор |
Юлия Давыдова |
Компьютерная верстка: |
Елена Калитина |
Формат 84х108/1 б. Бумага офсетная. Тираж 4000 экз. Заказ № 6859.
000 «Феникс»
344011, Россия, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Варфоломеева, 150.
Тел./факс: (863) 261-89-50, 261-89-59
Сайт издательства: www.phoenixrostov.ru Интернет-магазин: www.phoenixbooks.ru
Изготовлено в России. Дата изготовления: 06.2018. изготовитель: 000 «ПЕЧАТНОЕ ДЕЛО»
Место нахождения: 127055, Россия, г. Москва, пер. Вадковский, д. 12. офис 40. Факт. адрес: 142300, Россия, Московская обл., г. Чехов, ул. Полиграфистов, 1.
1SBN 978-5-222-30332-о о ИИ. Праведникова: текст, 2018
О ООО «Феникс»: оформление, 2018
Предисловие
Многие • дети в начальной школе испытывают трудности в письменной речи. При этом дисграфия может наблюдаться у младших школьников, не имеющих выраженных речевых нарушениЙ. С чем же связаны эти нарушения и как их преодолеть?
Нарушения письменной речи могут быть связаны с недосформированностью отдельных участков головного мозга либо с несформированностью психических функций, принимающих участие в процессе письменной речи. Чтобы ребёнок писал красиво и без ошибок, необходимы:
— хорошее межполушарное взаимодействие (связь фонема-графема): услышать звук и соотнести с соответствующей графемой, т.е. перешифровка звука в буквенный знак; акустическое восприятие и звукобуквенный анализ. Здесь большое значение имеют сформированность фонематического слуха и достаточный объём слухового восприятия; хорошая артикуляция; зрительное восприятие и пространственные представления. При слабости пространственных представлений ребёнок может зеркалить буквы на письме, путать буквы, близкие по конфигурации, демонстрировать трудности ориентировки на листе бумаги и рабочей строки, будет также страдать и почерк ребёнка; сформированные механизмы переключения с буквы на букву, со слога на слог, со слова на слово. В противном случае ребёнок будет застревать на письме, обводить букву либо элементы по нескольку раз, писать лишние элементы; достаточный уровень саморегуляции. При слабом контроле за собственной деятельностью ребёнок будет демонстрировать разнообразные и многочисленные орфографические ошибки;
з
— зрительно-моторная координация, а также хороший уровень внимания (зрительное, акустическое), мышления и достаточный объем кратковременной памяти.
Данная программа занятий направлена в первую очередь на формирование предпосылок и развитие необходимых психических функций для успешного грамотного письма, формирование орфографической зоркости, коррекцию и профилактику дисграфии.
Упражнения, предложенные в данной тетради, также направлены на повышение работоспособности, развитие мелкой моторики, улучшение саморегуляции и произвольного контроля, развитие межполушарного взаимодействия, что поможет справиться с такими проблемами, как замена букв при чтении и письме, пропуск букв; зеркальное написание, неправильное определение направлений «право», «лево» и т. д.
Задания выстроены по принципу от простого к сложному. Такой принцип построения занятий учитывает психические, физиологические и эмоциональные особенности ребёнка, в первую очередь нейродинамику. Для достижения максимального эффекта следует выполнять упражнения в предложенной автором последовательности. (Нельзя, чтобы ребёнку все задания давались тяжело, так как очень быстро может наступить утомление.) Также важно создавать ситуацию успеха и повышать мотивацию.
Данное пособие рассчитано на детей младшего школьного возраста. Занятия желательно проводить 2—3 раза в неделю по 20-25 мин.
Задания рассчитаны на индивидуальное (обозначены и частично на совместное выполнение со взрослым (обозначены
Тетрадь можно использовать на уроках в начальной школе, для
самостоятельной работы ребёнка, для совместной работы родителей с ребёнком.
урок 1
Посмотри внимательно. Это буквы греческого алфавита. Найди и выпиши в строчку буквы, которые похожи на буквы русского алфавита. Напиши их заглавными письменными, а не печатными.
АВГДЫНЭЖЛМГЧ
Найди, что здесь лишнее. Остальное назови одним словом и запиши в скобках.
Куртка, шуба, пальто, платье (
Настольная лампа, люстра, свеча, торшер (
Посмотри на образец. Нарисуй точно такой же рисунок рядом. Рисуй двумя руками одновременно. Сплошной стрелкой указано направление рисования
Прочитай данные сочетания букв.
Встре, пьюв, ерж, ойт, ется, вству
«оф Послушай внимательно текст и ответь на вопрос.
Детям купили игрушки: Тане куклу, Васе мячик, Саше машинку, Антону кораблик.
Кому что купили?
Прочитай.
Кот Гаврюша жил на даче.
Жизнь там сказка, не иначе...
Впечатлений просто тьма! Можно в сене поваляться, Вдоль по травке прогуляться И соседей навестить...
Смотрит Гаврик сквозь забор На соседский скотный двор:
Куры, гуси и цыплята,
Чуть поодаль поросята.
Это кто ещё такой Очень грозный и большой?
Сено медленно жуёт...
Смотрит сонно на Гаврюшу... Это же корова Нюша!
Нарисуй, следуя инструкции, графический рисунок. Направление рисования может быть:
|
направо |
|
налево |
|
ВНИЗ |
|
вверх |
|
вверх вправо и наискосок |
|
вниз вправо и наискосок |
|
вверх влево и наискосок |
|
вниз влево и наискосок |
亠一
2
аствов, чество, въех, езьян, рцат, аШНЫ
„...оф Посмотри внимательно. Здесь перемешались буквы разных алфавитов. Вычеркни все буквы русского алфавита, называя их вслух.
„...оф Послушай внимательно пары слов. Назови буквы, которыми отличаются пары слов.
Город голод |
Касса |
масса |
|
Мальчик пальчик |
Петь |
пить |
|
Палка галка |
Игра |
икра |
|
Малина машина |
Врач |
грач |
|
Мошка мишка Ложка ножка |
Бинт |
винт |
Посмотри внимательно. Это наша Солнечная система. Послушай, как располагаются планеты в порядке удалённости от Солнца.
Нарисуй и подпиши названия планет.
Самая дальняя планета от Солнца это Нептун. Ближе всех к Солнцу Меркурий. За Меркурием идёт Венера. Земля находится между Венерой и Марсом. Перед Нептуном идёт Уран. Сатурн находится между Юпитером и Ураном.
Прочитай слоги. Найди эти слоги в словах и обведи в кружок.
кро, ШИ, ГУ, солн, щу
СОЛНЦЕ КРОВАТЬ
МАШИНА КЕНГУРУ
ОЩУЩЕНИЕ
Напиши по три примера в каждую категорию.
Одежда
Фрукты
Овощи Транспорт
З
олнц, ёздны, вьёт, одъё, елёнк, байн
Послушай внимательно и ответь на вопросы.
Саша принёс букет цветов в школу, чтобы поздравить свою учительницу и девочек. В его букете были: хризантема, лилия, роза, орхидея, пион и тюльпан.
Хризантему он подарил Вере. Пион Даше. лилию Маше. Розу Лене. Тюльпан Эмме.
А какой цветок он подарил своей учительнице? Перечисли ещё раз цветы, которые были в букете Саши.
Прочитай стихотворение.
Кот Гаврюша сел писать,
Развалившись на тетрадь.
Алфавит он пишет, пишет, Лапкой буквы выводя...
А вокруг гуляют мыши, Дразнят бедного кота. Кот Гаврюша, убегая, На тетрадку наступая, дал ребятам свой наказ:
Вы, ребята, не спешите, Алфавит весь допишите.
Мне мышей поймать всех надо, Навести везде порядок.
Помоги коту Гаврюше и допиши заглавные и строчные буквы алфавита.
Гг У ь Ур Сс fr С о УР Т Уи
Напиши по три примера в каждую категорию.
Цветы Посуда
Деревья
Ягоды
Посмотри внимательно и найди пары слов, которые отличаются друг от друга всего лишь одной буквой. Например: Код-Кот.
Повод, шар, обман, галька, зуб, дуб, кот, галка, мишка, провод, жар, миска, пар, шарф, обмен, код
Выпиши эти пары слов.
4
“хФ экску, ектри, ество, естнад, фёр, анци
Найди и вычеркни одинаковые фигурки, как на образце.
Посмотри на строчки с буквами. Обрати внимание на заглавную букву в начале строки. Зачеркни точно такую же, но строчную. В конце строки напиши сам заглавную и строчную письменные буквы.
Напиши по три примера в каждую категорию.
Домашние животные
Дикие животные
Птицы
Грибы
Насекомые
'"оЪ Послушай внимательно слова.
дождь, самолёт, кот, зонт, лиса, цветок
Теперь вспомни, какие слова прозвучали, и допиши их, опираясь на первые буквы этих слов.
д
з
ц
с
л
5
шестви, тельств, ягив, стил, езадол, треть
Проследи путь каждой буквы, заполняя пустые клеточки, и прочитай ответ на вопрос:
Посмотри на строчки с буквами. Обрати внимание на заглавную букву в начале строки. Зачеркни точно такую же, но строчную. В конце строки напиши сам заглавную и строчную письменные буквы.
16
Послушай внимательно текст. Посчитай, сколько раз в тексте будет встречаться слово «царевна» («царевны»).
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три царевны: Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная и Василиса Причудливая. Жили царевны в красивых теремах. У царевны Василисы Премудрой терем был жёлтого цвета. У царевны Василисы Прекрасной голубого цвета, а у Василисы Причудливой был разноцветный терем. У царевны Василисы Премудрой был кокошник из жемчуга. У царевны Василисы Прекрасной — сарафан из шёлка. А у царевны Василисы Причудливой были башмачки, ушитые бисером.
Ответь на вопросы.
Как звали каждую царевну?
Какого цвета был терем у каждой царевны?
У какой царевны был кокошник, расшитый жемчугом?
У какой царевны был сарафан из шёлка?
А что было у царевны Василисы Причудливой?
Вычеркни, что здесь лишнее. Остальное назови одним словом и запиши в скобках.
Ноябрь, среда, апрель, июнь ( дождь, град, утро, снег (
6
Как называется каждый палец на твоей руке?
Где у человека находятся голень, колено, локоть, предплечье?
Посмотри внимательно на этих забавных человечков. В какой руке (левой или правой) находится цветок у каждого из них?
Посмотри на строчку с буквами. Обрати внимание на заглавную букву в начале строки. Зачеркни точно такую же, но строчную. В конце строки напиши сам заглавную и строчную письменные буквы.
Послушай внимательно текст.
Посчитай, сколько раз в тексте будет встречаться слово «маленький» (-кие, -ких, -кие, -кой, -кого).
В маленькой волшебной стране живут маленькие сёстры-феи. Самую младшую сестру-фею зовут Маковка. У неё есть маленький волшебный колокольчик. Она приходит к тем, кому грустно, прозвенит в свой колокольчик, и всем становится радостно. Старшую сестру-фею зовут Мелинда. Она обладает мелодичным волшебным голосом. Когда она поёт, все вокруг засыпают и видят красочные и приятные сны. У сестры-феи Мимозы есть маленькие волшебные камешки, похожие на алмазы. Бросит такой камешек фея на землю, и тотчас там появляются цветы невероятной красоты. У сестры-феи Мирры есть маленький волшебный сундучок. Она забирает плохие воспоминания и прячет их в сундучок. И все вокруг забывают всё плохое. Живут феи в маленьких домиках на берегу маленького озера.
А теперь ответь, как звали сестёр-фей и какими волшебными предметами или качествами они обладали.
Найди слово, где 7 букв, З слога, есть буква Н, а перед буквой Р стоит буква О.
Курица красота конфета конверт
Клавиши картина космонавт корзина
Команда кофточка крыльцо крылышко
Запиши его
7
Посчитай бусинки сначала в звёздочке, потом в квадрате, затем в овале. Где больше бусинок в квадрате или овале? Запиши.
Слоги правильно читай, по порядку расставляй! Найди сначала слоги, пронумерованные цифрой 1. Собери . из слогов слово и запиши. Затем проделай то же самое со слогами под цифрами 2, З, 4, 5.
Дай характеристику этим предметам. Запиши.
Например: лимон овальный, кислый, жёлтый
Молоко
Огурец Книга
Посмотри на строчки с буквами. Обрати внимание на заглавную букву в начале строки. Зачеркни точно такую же, но строчную. В конце строки напиши сам заглавную и строчную письменные буквы.
Вставь в предложения предлоги (около, |
с, под, |
через, из, в, над, из-под, на, к, |
за, по, |
из-за).
Кошка ходит стола.
Девочка выглянула окошка. Солнце выглянуло тучи.
снега пробивается подснежник.
Собака прыгнула дивана.
Пароход подошёл пристани.
Лодка плывёт реке.
Блюдо стоит столе.
Мяч укатился диван.
Солнце зашло горизонт. Пёс перепрыгнул забор.
Шайба влетела ворота.
Полка висит диваном.
А•оЪ Найди правильный путь в центр лабиринта. Если правильно проложишь путь, читая попутно буквы в лабиринте, сможешь сложить слово.
Какое слово у тебя получилось?
Запиши
Прочитай стихотворение,
Кот Гаврюша, вредный кот, Сделал всё наоборот.
То, что влево, сделал вправо, То, что снизу, сделал вверх.
И подумал: вот успех!
Вы Гаврюшу не стыдите, Лучше просто помогите.
Следуя направлениям стрелок, нарисуй рисунок. Но делай всё наоборот: если стрелка указывает влево, рисуй вправо. Если стрелка указывает вверх, рисуй вниз.
А•оЂ Объясни, как ты понимаешь данные словосочетания.
Золотые руки. Золотое сердце. Золотая рожь.
Посмотри на строчки с буквами. Обрати внимание на заглавную букву в начале строки. Зачеркни точно такую же, но строчную. В конце строки напиши «сам заглавную и строчную буквы.
Послушай внимательно текст.
У соседской кошки родились котята. Мы назвали их Мурзик, Милашек и Мурлыка. Мурзик был чёрный с белыми лапками. Милашек белый с рыжим пятнышком на спинке. А Мурлыка был серенький в полосочку.
Назови клички котят. Вспомни описание каждого котёнка.
Посмотри внимательно. Вставь в текст пропущенные предлоги.
Лосёнок Мишка за три года превратился большого, сильного лося. Он был совсем ручной, ходил привязи лесу. Однажды Даша погнала корову Рыжуху телёнком пастись. Пустила Даша телёнка полянку. Сама деревом сидит, книжку читает. Вдруг кустов выскочил волк и прямо телёнку. Телёнок него матери, а та сама волка бежит. Откуда ни возьмись Мишка. Он бросился волка, изо всей силы ударил его ногой. волка и дух вон. (Г. Скрёбицкий)
Запиши.
Мама твоей мамы это кто?
Папа твоего папы это кто?
Посмотри на образец. Нарисуй точно такой же рисунок рядом. Рисуй двумя руками одновременно. Сплошной стрелкой указано направление рисования левой рукой, пунктирной правой.
Посмотри внимательно на строчку. Вычеркни букву, которая написана неправильно. В конце строки напиши эту букву правильно сам.
Каждое слово это как маленький городок, где есть свой Мэр. Важный и очень нужный. Зовут его господин Корень. Работает он в Мэрии городка. Так как он очень скромный, его не всегда все видят. И здание Мэрии не всегда заметно. Попробуй найти в каждом слове здание Мэрии, где работает Мэр слова-городка.
Например:
Мыло, мыльный, намылить Шум, шумный, шуметь
Мороз, морозный, заморозить
Поход, походный, приходить
Посмотри внимательно. В тексте некоторые слова не дописаны полностью. Допиши. Проверь себя. Прочи тай предложение целиком: правильно ли и красиво звучит фраза?
Охотнику принесли медвежонка. Попав в комнат медвежоно не смутился, а почувствова себя свобод В комнату незамет вошл охотничья собак Он сразу почуяла присутств зверя и сделала стойку над маленьк гостем. Медвежон забилс в угол и смотр на медлен ПОДХОДИВШУ собаку злыми глазёнка (По Д. Мамину-Сибиряку)
Какими бывают предметы? Напиши:
Деревянными бывают:
Стеклянными бывают:
Металлическими бывают:
Пластмассовыми бывают:
. Посмотри на рисунок. Посчитай, сколько всего круГЛЫХ и сколько квадратных окошечек в домиках. Если больше круглых окошечек, то запиши внизу фразу: «Хамелеон это ящерица, которая живёт на деревьях». Если больше квадратных окошечек, то запиши фразу: «Летучие мыши спят вниз головой в пещерах».
Прочитай.
Имена, названья, клички
Пишем правильно всегда.
Буква главная, заглавная
Здесь, конечно же, нужна. Она, как гордая царица, Указанья раздает:
«Речка, море и планеты,
Предложение, города,
Имена людей и страны
Начинаются с меня!»
В каком случае «шарик» нужно писать с заглавной буквы? Подпиши.
В каком случае «лилия» нужно писать с заглавной буквы? Подпиши.
Подбери к словам пару. Запиши. Нарисуй царице, заглавной букве, корону.
Образец: Ию,И.ъФ C0tZZ0
город Венера река Владивосток страна Тузик планета Иванов озеро Волга кличка Италия фамилия Баскунчак
Прочитай предложения. Найди ошибки. Там, где нужно, поставь заглавную букву. Нарисуй царице, заглавной букве, корону.
саша и витя летом сплавлялись по горной реке самур на каяках.
семья петровых на каникулах побывала в испании. Они посетили такие города, как мадрид, барселона, валенсия.
удивительные создания нерпы водятся в рзере байкал.
мою бабушку зовут еленаниколаевна, а дедушку павелвасильевич.
зо
Придумай и допиши слова, которые начинаются с этих букв и должны писаться с заглавной буквы. Это могут быть имена, клички или названия.
8
Посмотри внимательно на строчку. Вычеркни буквы, которые написаны неправильно. В конце строки напиши эту. букву правильно сам.
Какими бывают предметы? Напиши:
Мягкими бывают:
Твёрдыми бывают:
Сыпучими бывают:
Жидкими бывают:
Острыми бывают:
(найди ошибку)
(Запиши правильно)
пржнн е (вставь пропущенные буквы)
(запиши как можно быстрее)
(запиши медленно и красиво)
Следуя инструкции, ищи буквы в тексте. Складывая их вместе, сможешь прочесть пословицу.
|
1-е предложение, 1-е слово, 4-я буква.
3-е предложение, 13-е слово, 3-я буква.
2-е .предложение, 2-е слово, 3-я буква. 4-е предложение, 6-е слово, 3-я буква. 1 предложение, 13-е слово, 1-я буква.
Приходилось ли вам когда-нибудь поздней осенью, в хмурое, дождливое утро выйти в сад?
Деревья, почти голые, сквозят и качаются, на дорожках гниют опавшие листья.
И только на клумбах над поникшими, пожелтевшими стеблями других цветов ярко цветут осенние астры и георгины. Помните ли вы их острый травяной запах?
В данных словосочетаниях замени выделенные слова прилагательными; напиши.
Гнездо птицы птичье гнездо
Бревно из сосны
Кольцо из металла
Скала из гранита
Портфель из кожи
Шарф из шерсти
Прочитай внимательно текст.
Мы с Колькой оба учимся во втором классе. Однажды мы увидели по телевизору передачу про Эверест. Колька предложил мне сходить в поход и забраться на этот самый Эверест. Именно так люди становятся смелыми, по словам Кольки. Собрали мы рюкзаки и вышли из дома. Спрашиваем у прохожих, как нам добраться до Эвереста. Все вокруг смеются. Колька пригорюнился. Как теперь стать смелыми? Вдруг мы увидели на дороге раненого стрижа. У птицы было сломано крыло. Смотрим на сигнал светофора: пять секунд осталось, и загорится красный свет. Машины вот-вот поедут. Колька смело метнулся на дорогу и подобрал стрижа. Стриж был спасён.
Ответь на вопросы.
Куда мальчики хотели отправиться в поход?
Кого мальчики увидели на дороге?
Как Колька спас стрижа?
Просмотри ещё раз текст. Возьми красную ручку. Замени в тексте печатные буквы (и, у) на письменные.
допиши «Ку» до целого слова. Например:
Кувшин, Кушать, Кузнечик
Посмотри внимательно на данные словарные слова.
Медведь, сапоги, пальто, сорока, деревня, посуда.
Запиши слова, выделяя орфограмму красной ручкой.
Теперь придумай и запиши историю. В истории должны присутствовать все эти слова. История может быть самой невероятной, но главное, чтобы она была похожа на рассказ или сказку. Постарайся уместить свою историю в данное количество строк. Старайся писать красиво и без ошибок.
Например: Жил-был в лесу медведь по имени...
Теперь посмотри, правильно ли ты написал словарные слова в своей истории. Возьми красную ручку и выдели орфограммы словарных слов у себя в истории.
(найди ошибки)
(напиши правильно)
а а а (вставь согласные буквы)
(запиши как можно быстрее)
(запиши медленно и красиво)
Послушай внимательно.
1. Дана буква Е. Перед ней находится буква Р. А за буквой буква К. После буквы К идёт буква А.
Какое слово у тебя получилось? (река)
2. Между буквами З и Р находится буква Е. Перед З идёт буква О. И после буквы Р тоже буква О.
Какое слово у тебя получилось? (озеро)
З. Перед буквой Е стоит буква Р. А перед Р — слог МО. Какое слово у тебя получилось? (море)
Река, озеро, море это
(назови одним словом).
Напиши, как на образце, слово «огурец». Старайся чётко придерживаться заданных рамок.
Прочитай текст.
Мой друг Колька очень хотел завести дома кролика, но мама ему не разрешала. Пошли мы с ним в зоомагазин. Денег на кролика у Кольки не хватило, и мы купили десять маленьких белых мышей. Пришли домой. Открыли коробку и стали ими любоваться. Затем решили, что их надо чем-то покормить, и побежали на кухню. Приходим обратно, а мышей нет. Они из коробки Вылезли и • разбежались по квартире. Стали мы • их искать и ловить. Вскоре пришла мама Кольки и стала нас ругать. Мышей она куда-то отнесла, а взамен купила Кольке кролика.
Напиши ответы.
Кого Колька хотел завести дома?
Кого купили мальчики в зоомагазине?
Куда разбежались мыши, когда вылезли из коробки?
Просмотри ещё раз текст. Возьми красную ручку. Замени в тексте печатные буквы (и, ш) на письменные.
Допиши до целого слова.
Цифра |
Жёлтый |
Счастье |
Цифр_ |
Жёлты |
Счасть |
циф |
Жёлт |
Счаст |
Ци |
Жёл |
Счас |
Ц_ |
Жё ж |
Сча |
с
Посмотри внимательно на таблицу. Подумай и впиши в пустой квадрат подходящее слово.
Найди и подчеркни правильное сочетание букв, которые есть в этом слове.
Пожалуйста уйст, уист, туйс, луйт, луйст, уйт, уйтс, уйсусйт, уйст.
Напиши слово
Запиши как можно быстрее
Посмотри на табличку, - которая прикреплена на за боре. Попробуй написать точно так же в пустой табличке, расположенной ниже, чётко придерживаясь заданных рамок.
Посмотри внимательно на образец. Каждый слог в слове закодирован чёрточкой, но первая буква слога написана. Закодируй так же.
Образец: За таёжным еловым лесом раскинулось село. З- т-ё-ж- е-л-в- л-с- р-с-н-л- с-л-.
По небу низко неслись чёрные облака.
Теперь сделай наоборот, как на образце. Закодируй слово чёрточкой, но оставляй написанной последнюю букву каждого слога. Образец:
Капитан стоял на мостике и держался левой рукой за поручни.
-а-и-н -о-л -а -0-и-е и -Р-л-я -е-й -а -0-у-и.
Тянутся с юга на север стаи журавлей, диких уток и гусей.
Прочитай стихотворение. Далее закрой листом бумаги образец. Постарайся вспомнить прочитанное стихотворение и вставь- пропущенные слова.
За веснои, красой природы, За красой
Лето знойное пройдёт Лето пройдёт
И туман и непогоды И туман и
Осень поздняя несёт. поздняя несёт.
(А. Пушкин) (А. Пушкин)
Теперь попробуй прочитать стихотворение, не смотря на образец.
Найди и подчеркни правильное сочетание букв, которые есть в этом слове.
Здравствуйте зрда, здрав, здра, авст, здравс, втсвуй, свтуй, вствуй, твуй
Напиши слово
Запиши как можно быстрее
Прочитай текст. Найди ошибки в тексте. Возьми красную ручку и исправь ошибки.
Пришла домой саша и принесла наногах снег. Снег идёт? Да, пошёл лекий снежок. Снег былоуже много. Снегом был поркыты земля, дома. Надороге были снежный сугробы. Весело сверклалснежнки в воздухе. Онито вспыхивали, то гасли.
(По М. Пришвину)
Прочитай.
двое туристов заблудились в районе Серых скал. Помоги . спасателям высчитать кратчайший путь и напиши правильный текст телеграммы для начальника спасательной станции.
Варианты телеграммы:
1. Двигайтесь до Серебристого ручья, далее до Чёрного водопада, а затем до района Серых скал.
2. Двигайтесь до района Ущелья, затем до Горного кряжа и далее до Серых скал.
З. Двигайтесь до Болотистой местности, затем до Заповедной зоны, далее до Серых скал.
Чёруый водопаД
ЗаповеДная зона
7 км
Сереб истыЙ ей Болотистая местность
Спасательная станция
Напиши текст телеграммы.
Найди и подчеркни правильное сочетание букв, которые есть в этом слове.
Присутствие утств, утсв, сутс, тстви, исутсв, ствие, сутств
Напиши слово
Запиши как можно быстрее
Посмотри внимательно. Подчеркни правильный вариант написания.
Напиши сам медленно и красиво.
А.оО Прочитай текст.
Мой брат Женька большой любитель что-нибудь почитать. И в свойственной ему манере импульсивно бросается воплощать прочитанное в жизнь. Вот и сейчас он прибежал ко мне и сказал, что мы идём на речку бельё золой стирать. Он прочитал в книжке, что так люди в старину стирали. Он тоже хочет попробовать. Набрав золы из печки в бане, мы отправились стирать. Провозившись на речке два часа и чуть не утопив бельё, мы, злые и мокрые, вернулись домой.
Всё это чушь и неправда! воскликнул Женька, демонстрируя бабушке мокрое и в разводах от золы бельё.
Бабушка, которая жарила блинчики, ответила, улыбаясь:
Что ж вы меня не спросили? Бельё и правда в старину стирали золой. Сначала бельё кипятили в огромных бочках. Отбеливали, засыпая туда «золиво» золу от гречневой соломы. А вместо мыла использовали корень мыльнянки. Затем отбивали бельё колотушкой, чтобы грязь отстала, и полоскали в реке. Процесс этот был долгий и занимал весь день.
да... задумчиво сказал Женька. Нелегко было людям в те времена.
Напиши ответы.
Зачем мальчики отправились на речку?
Где они набрали золы?
Что использовали в старину вместо мыла?
Просмотри ещё раз текст. Возьми красную ручку. Замени и исправь в тексте печатные буквы (б, д) на письменные.
Подумай и допиши.
Диван мебель, а тарелка
Алексей имя, а Иванов
Коза домашнее животное, а олень
Грач птица, а кузнечик струнный музыкальный инструмент, а труба
утром, а ужин хищник, а заяц наземный транспорт, а водный транспорт.
Вставь пропущенные буквы по количеству чёрточек.
жницы, ле ница, градус к, ж лтый, прекр ный, уд вит_ л но, т_ трад
Прочитай текст. Найди ошибки в тексте. Возьми красную ручку и исправь ошибки в тексте.
В начале лета влесуповяились цветы. Мы очен любим постые лесные цеты. Мы часто ходим в лес на знакомую полянку, заросшую земяникой. После тёпых дождей в лесу пошли гриб. Смолою пахут высокие сосны, недвижно демлют зелёные ели. Шелестят курдявыелистябрёзы. С козринкамивруках долго бродим мы по лесу, ицем и собирамгирбы. И. Соколову-Микитову)
Вставь, где нужно, в названия месяцев пропущенную букву. В скобках укажи название времени года.
Д_кабрь, январь, ф_враль (
Март, апрель, май (
Июнь, июль, август
С_нтябрь, октябрь, н ябрь (
Распредели данные прилагательные по колонкам в таблице.
Большой, горький, зелёныи, треугольный, кирпичный, поздний, солёный, маленький, чёрный, стальной, ранний, чугунный, кислый, утренний, квадратный, жёлтый, круглый
Форма |
Время |
Цвет |
Прочитай.
Кот Гаврюша, вставши рано, Сполз тихонечко с дивана
И подумал: «Чем заняться?
За мышью, что ли, погоняться...» Прыгнул он на подоконник, Выглянул в окно, негодник.
Там машин, деревьев тьма.
И такая кутерьма!
Листья жёлтые летают, Осень в воздухе витает.
Что за дерево такое?
Разноцветное, резное...
Не берёза, не осина...
Это же, друзья, рябина!
Следуя направлениям стрелок, нарисуй рисунок. Направление рисования может быть:
|
|
направо |
|
|
налево |
||
|
вниз |
||
|
вверх |
||
Я |
вверх вправо и наискосок |
||
|
вниз вправо и наискосок |
||
|
вверх влево и наискосок |
||
|
вниз влево и наискосок |
||
|
Посмотри на образец. Напиши рядом точно так же в чётко заданных рамках для каждой буквы.
Посмотри внимательно. Видимо, в типографии произошёл какой-то сбой. Два текста объединили в единое целое. Попробуй прочитать первое предложение. Оказывается, тексты идут через слово. Прочитай сначала один текст, потом другой. Тогда всё будет понятно.
О ком первый текст?
Что интересного ты узнал о морских коньках?
О ком второй текст?
Что интересного ты узнал о лягушках?
допиши до целого слова.
Шёпот Чёрный Лестница
Шёпо Чёрны Лестниц— Шёп Лестни
Лестн
Лест
Лес Ле л
Напиши предложения, освободив их от повторяющихся слов, заменяя их другими, подходящими по смыслу.
Например:
дети давали ёжику хлеб, давали молоко, давали побегать по дому.
Или:
дети давали ёжику хлеб, наливали молоко, разрешали побегать по дому.
1. Ребята ходили летом на речку купаться, ходили ловить рыбу, ходили отдыхать.
2. В нашей реке водятся окуни, водятся лещи, водятся ерши.
З. Птицы живут в лесах, живут на озёрах, живут на болотах.
Напиши профессии людей, выполняющих указанную работу.
пишет книги строит дома чинит часы рисует картины водит самолёты работает в шахте работает в саду
Посмотри на образец. Напиши рядом точно так же в чётко заданных рамках для каждой буквы.
Посмотри внимательно на данные словарные слова.
Воробей, берёза, мороз, пшеница, февраль
Запиши слова, выделяя орфограмму красной ручкой.
Теперь придумай и запиши историю. В истории должны присутствовать все эти слова. История может быть самой невероятной, но главное, чтобы она была похожа на рассказ или сказку. Постарайся уместить свою историю в данное количество строк. Старайся писать красиво и без ошибок.
Например: На улице стоял сильный мороз.
Теперь посмотри, правильно ли ты написал словарные слова в своей истории. Возьми красную ручку и выдели орфограммы словарных слов у себя в истории.
Подчеркни из данных прилагательных только названия цветов.
холодный |
чёрный |
сладкий |
светлый |
жёлтый |
грязный |
твёрдый |
цветной |
густой |
лиловый |
мокрый |
сиреневый |
красный |
красивый |
прекрасный |
голубой |
глубокий |
коричневый |
свежий |
нежный |
фиолетовый |
кленовый |
синий |
серый |
бумажный |
белый |
сочный |
оранжевый |
зелёный |
розовый |
ароматный |
|
Выбери из данных прилагательных два любых, которые тебе понравились, и составь сначала словосочетание, а затем предложение. Запиши. Например:
Красная брусника.
Из-под снега торчали кое-где последние кустики красной брусники.
Посмотри внимательно на таблицу. Подумай и впиши в пустые квадраты подходящие слова.
|
||
ежевика |
|
|
|
берёза |
|
Прочитай.
Шёл, шёл...
И пришёл...
И сошёл, и перешёл...
И пошёл, и ушёл,
И зашёл, и вдруг прошёл.
Действия разные мы выполняем И букву «Ё» запоминаем!
Допиши словосочетание, добавляя подходящее по смыслу слово:
шёл, сошёл, пришёл, перешёл, зашёл, прошёл.
по дороге
из ШКОЛЫ улицу в магазин с поезда мимо
Придумай и напиши предложение со словом «шёл».
Посмотри внимательно. Здесь написаны названия стран. У каждой страны есть столица. Подпиши название столицы для каждой страны, опираясь на подсказки.
Рейкьявик Лиссабон Мехико Буэнос-Айрес
Хельсинки Мадрид Амстердам
В названии столицы |
Испании 6 букв, последняя буква Д. |
В названии столицы идут подряд. |
Португалии есть две буквы С, которые |
Первые три буквы ощупь». |
столицы Мексики «очень мягкие на |
В названии столицы |
Аргентины есть буква Э. |
В названии столицы |
Нидерландов есть сочетание букв ЕРД. |
В названии столицы Финляндии 9 букв, предпоследняя
Как называется столица Исландии?
Нидерланды
Финляндия
Португалия
Исландия Мексика Испания Аргентина
Найди правильный путь в центр лабиринта. Если правильно проложишь путь, читая попутно слова в лабиринте, сможешь сложить фразу.
Какая фраза у тебя получилась?
Посмотри внимательно на текст. Вставь вместо фигур гласные буквы.
о О.
ЗОЛОЙ стдрок старОк с сОбДкай ОрёмкПЙ шёл по палю. Вдрог сабДкД ОстДнОволДсь О взвозгнолД. СтДрОк падЕ]шёл к сПбДкф.
Нд снОго лОждл совсОм моладфнькой зДйчок. Пфрфдняя лдпкд здйцд былД слОмДнД.
Ждль стДлО стДрокО нфсчдстнога зДйчошко.
СтДрок взял зДйчокд нд РОкО О понёс дПмОй.
Прочитай текст.
Посмотри внимательно. Это диск для шифровки. Чтобы расшифровать фразу, тебе нужно найти букву на внутреннем круге и заменить её буквой из наружного круга.
ЬЖУЛТЛХФВ ЩЛУФЛЕЩ, схйкж
ШЛЧКЁЩШЁ, П ЗТЛКФЛЕЩ ХИл ШЩЧЖЬЖ.
С Р П О
А теперь попробуй сам что-нибудь зашифровать. Заменяй буквы наружного круга соответствующей буквой внутреннего круга.
Прочитай текст.
Сегодня заяц завтракал в одиночестве. Его подруга лисица уехала в путешествие. Чтобы ему не было так скучно, он завёл интересную беседу с вороной, которая сидела на берёзе около его дома. Она рассказала ему, как летала вчера в город. Зайцу было интересно. Позже, после обеда, он решил устроить праздничный ужин. Он позвал на ужин медведя, корову из ближайшей деревни и воробья. день был прекрасный, и он, прихватив корзину, решил прогуляться вдоль дороги, до магазина. В магазине заяц купил: молоко, картофель, капусту и ещё малину. Корзина была очень тяжёлой. Шёл он шёл, наконец пришёл домой. Сложил всё в кастрюлю и сварил угощение. Когда все пришли, заяц сказал: «Здравствуйте!» Ужин удался на славу. Какое счастье, когда у тебя много друзей!
Выпиши слова из текста, где выделена буква:
Остались слова, которые ты не выписал.
Вставь в эти слова пропущенные буквы. Найди эти слова в тексте и проверь, правильно ли ты написал.
С одня, за ц, тобы, ску но, го, горо по же, праз ничный, т ж лой, приш л, —дра ствуйте, астье.
1. Ахутина ТВ, Иншакова ОБ. Нейропсихологическая диагностика обследования письма и чтения младших школьников. М.: Издательство В. Секачев, 2014.
2. Лурия АР. Основы нейропсихологии: учеб. пособие. Академия, 2002.
З. Лучшие рассказы для детей / сост. С. Акимова. — спб., 1999.
4. Мамин-Сибиряк Д.Н. Медведко. М.: Стрекоза, 2016.
5. Пришвин ИМ. Рассказы. М.: Детская литература, 1977. Б. Пушкин АС. Избранное. м.: эксмо, 2003.
7. Русский язык: учебник для 3-го класса. М.: Просвеще1979.
8. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М.: Генезис, 2005.
Содержание
Предисловие
Урок 1
Урок 210
Урок З12
Урок 414
Урок 516
Урок 618
Урок 720
Урок 823
Урок 925
Урок 1028 Урок 1132
Урок 1235
Урок 1338
Урок 1441
Урок 1545
Урок 1648
Урок 1750
Урок 1854 Урок 1957
Урок 2060
Список использованной литературы63
детского
нейропсихологического центра «Фэмели»: www.neuroyoung.ru. Учебные пособия
автора основываются на успешном многолетнем опыте работы с Детьми по
комплексной поДготовке к школе, коррекции причин школьной неуспеваемости и
речевых нарушений у Детей. свои отзывы и пожелания вы можете отправлять на
e-mail: [email protected].
Г ДЕН И К С
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.