Нейропсихологическая коррекция дисграфии: практические приёмы и разбор случаев.
Оценка 5

Нейропсихологическая коррекция дисграфии: практические приёмы и разбор случаев.

Оценка 5
docx
10.05.2024
Нейропсихологическая коррекция дисграфии: практические приёмы и разбор случаев.
публик.docx

Нейропсихологическая коррекция дисграфии: практические приёмы и разбор случаев.

Дисграфия - специфическая неспособность к обучению письму, включающая неспособность к транскрипции, орфографическому кодированию и реализации последовательных движений руки. На лекции будут затронуты современные подходы к классификации и нейропсихологической коррекции дисграфии. Вы сможете пополнить свою копилку практических приёмов, которые полезно использовать на занятиях с ребёнком, имеющим дисграфические трудности.

Проблема состояния письменной речи у учащихся является одной из самых актуальных проблем современной логопедии, так как выявляется всё больше и больше детей, имеющих дисграфические и дислексические расстройства. Нарушения чтения и письма представляют собой наиболее распространённую форму речевой патологии детей младшего школьного возраста; такие нарушения, как правило, сложны по своей структуре, в их симптоматике может наблюдаться недоразвитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов, оптико-пространственной организации деятельности письма, рассогласование в работе слухового, зрительного анализаторов и артикуляции, отставание в развитии психических процессов (памяти, внимания, мышления). Поэтому без специально организованного, систематического коррекционно-логопедического воздействия эти нарушения не могут быть скомпенсированы. Деятельную помощь в процессе коррекции смешанной дисграфии оказывают нейропсихологические приемы.

Ученые, основываясь на исследованиях А.Р. Лурии, основоположника отечественной нейропсихологии, выявили связь того или иного нарушения с незрелостью структур головного мозга.

Так, все отделы головного мозга были условно разделены на 3 блока, каждый из которых ответственен за выполнение того или иного процесса, той или иной деятельности.

I блок отвечает за активацию головного мозга, и его недоразвитие приводит к быстрой утомляемости организма. Ребенок становится либо пассивным и перестает воспринимать информацию, либо начинает отвлекаться и мешать другим. Однако, стоит заметить, что его умственные способности изначально сохранны.

Таким образом, выявляется первая причина: недостаточность энергетического ресурса головного мозга.

Что делать? В этом случае эффективным средством будет ежедневное проведение на уроках дыхательной гимнастики, элементов специального массажа и самомассажа рук (к примеру, пальчиковой гимнастики и элементов Су-Джок терапии) и двигательных упражнений (растяжек, одновременных и перекрестных движений). Упражнения усилят кровоток, и подуставший головной мозг будет обеспечен необходимым для него кислородом.  Комплексным средством активизации различных отделов коры головного мозга является методика П. и Г. Деннисон - гимнастика мозга Брейн Джим. В основе гимнастики лежит взаимосвязь работы головного мозга с движениями тела. Несколько упражнений из общего комплекса:

Ø    Перекрёстные движения: ребёнок касается левой рукой правой ноги и наоборот сначала маршируя на месте, затем в прыжках, дотрагиваясь локтем до колена, махи прямыми руками и ногами. Можно выполнять стоя, сидя, лёжа, с закрытыми глазами.

Ø    «Слон»: ребёнок должен представить себе воображаемую восьмёрку, например, в центре доски. Сам он должен стоять в центре средней линии восьмёрки. Колени немного согнуты. Голова будто приклеена к плечу. Ребенок – «слоненок» «хоботом» рисует «ленивые» восьмёрки.

Ø    «Гравитационный планер»: ребёнок, сидя на стуле (ноги перекрещены в лодыжках), наклоняется вперёд, пытаясь достать кончики ног. Тянущееся вперёд движение от грудной клетки растягивает и расслабляет мышцы ног и спины. Это движение на выдохе. Вдох происходит, когда тело и руки начинают подниматься параллельно поверхности пола. Повторить движение три раза, затем поменять положение ног.

II блок головного мозга отвечает за прием, переработку и хранение получаемой информации. Недостаточная сформированность этого блока ведет к проблемам с памятью, трудностям пространственной ориентировки, ошибкам фонематического и зрительного восприятия.

Помочь ребенку можно, включая в занятие следующие виды заданий:

«Волшебный диктант»: в этом упражнении диктант «пишется» без единого слова. Просим детей «зашифровать» слова, записав только первую или последнюю их букву, или «записать» слово только гласными.

«Узнай букву»: вырезать из бархатной бумаги буквы и на ощупь узнать их.

«Найди общий звук»: читается ряд слов, задача ребенка – услышать общий звук в словах.

III блок головного мозга - блок программирования и контроля. Его недостаточное развитие ведет к тому, что ребенок не может контролировать себя и следовать установленным правилам. Проявляется это как в разнообразных нарушениях поведения, так и в элементарной неспособности применить выученное правило в задании.

Помочь ребенку справиться с такой проблемой могут игры:

«Графический диктант»: рисуем картинку определенного последовательного узора по клеточкам по инструкции учителя.

«Шифровка»: детей просят «засекретить» слово или фигуру определенным символом (к примеру, все встретившиеся в тексте слова с буквой «е» зашифровать знаком X).

«Корректурная проба с переключением»: после условного сигнала смена зачеркиваемой буквы.

«Азбука Морзе»: рисование различных букв в ответ на условный сигнал: на один стук Р, на два стука Л и т.д.

Использование такого рода игр и упражнений на логопедических занятиях на протяжении учебного года способствовало повышению произвольного внимания, памяти, мышления и контроля, у детей улучшилась мелкая моторика рук. Но, главное, повысилась познавательная активность учащихся: дети с большим интересом и живостью стали включаться в процесс занятия, предлагают свои варианты игр и упражнений. А, если урок интересен ребенку, значит, от занятия есть польза, значит, мы на пути к успеху.

Для профилактики и коррекции регуляторной дисграфии необходимы упражнения, направленные на развитие произвольности, самоконтроля, снятие импульсивности, развитие навыка удержания программы. Примеры упражнений (Практическая нейропсихология, 2016).

1. «Парад» - маршировать на счёт «раз-два-три-четыре». В первом цикле шагов хлопок руками на счёт «раз», во втором – на счёт «два» и т.д.    

2. «Запретная буква» - В обычную игру в слова (придумать слово на последнюю букву) вводится правило: нельзя говорить слова, в составе которых есть «запретная буква». Например, заранее оговорено, что запретная буква будет «м». Количество запретных букв можно увеличить.

3. «Кодировщик» - необходимо поднять правую руку, если услышишь название животного, левую – если это название съедобного предмета, и хлопнуть в ладоши в ответ на слово, обозначающее неодушевлённое и несъедобное понятие. Другой вариант игры: те же движения надо воспроизвести в ответ на услышанные слова, состоящие из одного, двух и трёх слогов.

4. «Хлопок на слово» - необходимо хлопнуть на определённое слово, поймав его в списке не связанных между собой произносимых слов. Например, животное, растение, летающий объект, слово, в котором есть буква «И», «З» и т.д.

Можно сделать вывод, что для коррекции дисграфии педагогу необходимо:

- всесторонне изучить имеющиеся у обучающегося пробелы в развитии психических функций;

- в процессе коррекционно-развивающего воздействия опираться на имеющиеся ресурсы, то есть на сохранные функции учащегося;

- направлять педагогическое воздействие не только на внешний поверхностный дефицит навыка, но и на более базовые функции, на основе которых формируются трудности обучения сложным видам деятельности.

- учитывать сложность письменной речи как учебного навыка и предлагать учащемуся разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование более простых навыков, из которых как из кирпичей складывается более сложная деятельность – письмо и чтение.

 

 

Стратегии нейропсихологической коррекции дисграфии

Принципиально другая работа требуется при слабости функций II блока мозга. Если в системе методов, направленных на развитие и коррекцию функций программирования и контроля, важно вынесение вовне программы и дозирование заданий, то для коррекции функций II блока мозга необходимо обеспечение простоты выбора нужного элемента: от выбора среди далеких элементов к выбору среди близких элементов. Этот методический подход определяется предложенным А. Р. Лурия пониманием механизма ошибок при дисфункции III и II блоков мозга: при дефиците функций III блока основными типами ошибок являются упрощение программы и инертность, при дефиците функций II блока – трудности выбора близких элементов.

При выявлении слабости обработки слуховой информации необходима детальная проработка звукового анализа с внешними опорами при использовании сильных сохранных звеньев, работа над словарем, над слухоречевой памятью. Важно использовать предыдущий опыт ребенка и давать осмысленные задания (именно поэтому не стоит начинать работу с различения изолированных звуков). Дифференцировка сначала максимально упрощается, автоматизируется и постепенно усложняется. Работа начинается с очень простых заданий на сравнение слов, которые отличаются друг от друга наличием или отсутствием одного звука (рис – риск, пол – полк). Затем дети учатся дифференцировать слова, различающиеся далекими по звучанию, непохожими звуками (сок – бок, сок – соль, кот – рот, жук – лук). Затем слова, звуки в которых различаются только по одному различительному признаку (дом – том, палка – балка, суп – зуб, кора – гора)

Эффективным является упражнение «испорченное эхо». Сначала для работы отбирается одна пара оппозиционных звуков, например, б-п. Логопед кидает ребёнку мячик и говорит: «бочка», ребенок ловит мячик, говорит: «почка» и возвращает мячик, тот кидает мячик и говорит: «балка», ребёнок отвечает: «палка», далее «бил» – «пил», «быль – пыль» и т. д. Сначала целевая фонема стоит в начале слова, затем в конце или в середине, позже – встречается в слове более одного раза. Затем следует пара п/б, затем б/п и п/б в одном задании. Важно довести упражнение до автоматических ответов. На отработку замены первой пары звуков (б/п) потребовалось значительно больше времени, чем на последующие пары (д/т, г/к и т. д.).

Преодолению слабости обработки зрительно-пространственной информации способствует обеспечение высокой мотивации (интересная игра, соревнование). Детям необходимы действия в пространстве во внешнем плане с проговариванием, нужны задания с опорой на более сохранную аналитическую стратегию с постепенным подключением целостной стратегии переработки зрительно-пространственной информации.


 

Нейропсихологическая коррекция дисграфии: практические приёмы и разбор случаев

Нейропсихологическая коррекция дисграфии: практические приёмы и разбор случаев

Узнай букву»: вырезать из бархатной бумаги буквы и на ощупь узнать их

Узнай букву»: вырезать из бархатной бумаги буквы и на ощупь узнать их

Стратегии нейропсихологической коррекции дисграфии

Стратегии нейропсихологической коррекции дисграфии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2024