Нейропсихология - это наука, изучающая мозговые механизмы психических функций на материале локальных поражений мозга или наука, изучающая мозговую организацию психических процессов. .
Новое направление в психологии - нейропсихологию – создал Александр Романович Лурия ( 1902-1977 ), ученый с мировым именем, родившийся и выросший в Казани. Именно он создал теорию локализации высших психических функций и разработал нейропсихологические пробы (специальные задания и тесты), которые используются всеми нейропсихологами и по сей день. Нейропсихология имеет ряд существенных особенностей, отличающих её от
аналогичных концепций.
Это прежде всего опора на общепсихологические идеи
Льва Семёновича Выготского( 1896-1934 ) и его школы, к которым относятся представления о культурно-историческом происхождении, опосредованности, системности и иерархичности строения психики человека и, прежде всего, наиболее специфичных для него высших психических функций ( «единицы анализа психики и её нарушений»).
Высшие психические функции – сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные сознательно выполняемые по способу своего осуществления (внимание, зрительная, слуховая память, мышление, речь, пространственные представления, произвольная регуляция и самоконтроль).
В понятийном аппарате нейропсихологии существуют базовые понятия:
Нейропсихологический симптом -- нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения мозга.
Нейропсихологический синдром -- закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с нарушением физиологических процессов вследствие локального поражения мозга.
Нейропсихологический фактор - физиологический механизм функционирования (принцип работы) участка мозга, нарушение которого ведет к появлению закономерного сочетания нарушений психических функций (нейропсихологическому синдрому).Важнейшим компонентом нейропсихологической диагностики является концепция Лурия о трех функциональных блоках мозга. Нейропсихологии анализируют, какой из блоков страдает больше всего: энергетический блок (регуляции тонуса и бодрствования), блок приема, переработки и хранения информации или программирования, регуляции и контроля.
Нейропсихологическое обследование проводится с целью диагностики особенностей функционирования головного мозга детей и взрослых и диагностики различных психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи, произвольных движений и действий.
Диагностика рекомендована для взрослых и детей старше 3-х лет. В ходе нейропсихологической диагностики предлагается выполнить специальные упражнения, так называемые, функциональные пробы.
По продолжительности нейропсихологическая диагностика обычно занимает 1 – 1,5 часа.
Задачи, решаемые с помощью методов нейропсихологической диагностики:
- топическая диагностика поражения или недоразвития (атипичного развития) мозговых структур;
- дифференциальная ранняя диагностика ряда заболеваний ЦНС, дифференциация органических и психогенных нарушений психического функционирования, его индивидуальных различий, нормального и патологического старения;
- описание картины и определение уровня нарушений психических функций: определение пораженного (несформированного) блока мозга, первичного дефекта и его системного влияния;
- определение причин и профилактика различных форм аномального психического функционирования: дизадаптации, школьной неуспеваемости и др.;
- оценка динамики состояния психических функций и эффективности различных видов направленного лечебного или коррекционного воздействия: хирургического, фармакологического, психолого-педагогического, психотерапевтического и др.;
- разработка на основе качественного анализа нарушенных и сохранных форм психического функционирования стратегии и прогноза реабилитационных или коррекционных мероприятий;
- разработка и применение систем дифференцированных методов восстановительного или коррекционно-развивающего обучения, адекватных структуре психического дефекта.
Виды нейропсихологического обследования
Может быть:
стандартизованным (одни и те же задания для всех пациентов) или гибким (разные задания, специфичные для каждого пациента);
сгруппированым или отбираться «штучно» для оценки узкоспециализированной функции и проводиться как индивидуальное обследование;
количественным (психометрическим), то есть сфокусированным на достижении результата (выполнение или невыполнение теста в нормативно заданное время) или качественным, ориентированным на процесс и специфические особенности выполнения задания больным, квалификацию ошибок, допущенных при тестировании, и опирающимся на нейропсихологическую теорию.
Методы нейропсихологической диагностики, предложенные А.Р.Лурия, прошли самую строгую апробацию на различных контингентах испытуемых. В настоящее время эти методы имеют очень широкое применение, ибо они основаны на фундаментальных научных представлениях о мозговой организации психических функций человека, разработанных современной нейропсихологией.
Их особенность - точная адресация к различным функциональным системам, определяющим протекание тех или иных психических функций. Из многих десятков психологических тестов создателем этих методов А.Р.Лурия были отобраны главные, которые и составили батарею нейропсихолоческих методик, известную сейчас во всем мире как "Луриевские методы нейропсихологической диагностики". Кроме уже известных, в эту батарею вошли и оригинальные тесты, никогда ранее не использовавшиеся в психологии (например, моторные тесты и др.).
( Батарея — серия тестов, каждый из которых измеряет проявления специфической области ).
Сейчас потребность в школьных нейропсихологах в нашей стране очень велика. Это вызвано тем, что именно специалисты данного профиля могут квалифицированно решить следующие важные задачи: выявить сильные и слабые стороны ребенка надежным и валидным способом; предсказать, до какой степени особенности обработки информации будут влиять на развитие психических функций и обучение.
Функциональные отклонения, определяемые при нейропсихологическом обследовании, позволяют выбрать метод направленного коррекционно-восстановительного обучения.
В связи со всем, выше перечисленным, остановимся на схеме нейропсихологического исследования, направленного на обследование детей преимущественно дошкольного и младшего школьного возраста.
Структура исследования:
1. Подготовка к исследованию. Беседа.
2. Нейропсихологическое обследование.
3. Нейропсихологический анализ нарушений. Топический анализ (итог дедуктивного логического процесса, включающий анализ данных неврологического осмотра и результатов объективных методов исследования).
ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАНИЮ. БЕСЕДА.
Исследование проводится в отдельной комнате, за столом (не должно быть посторонних людей, ярких плакатов и игрушек, которые отвлекали бы внимание ребенка от работы)
Предварительная беседа, с целью расположить ребенка к себе, вызвать его доверие (оцениваются личностные особенности ребенка, адекватность его поведения, критичность,
отношение к членам семьи, друзьям, воспитателям в детском саду, учителям в школе.
Задания на выявление явных или скрытых признаков левшества, моторного или сенсорного доминирования: определение "ведущей" руки в быту, "ведущей" ноги, "ведущих" глаза, уха.
Определяется коэффициент левшества - в виде дроби, в числителе которой проставляется количество проб, выявивших левшество, а в знаменателе общее число проведенных проб.
Обычно проводится не менее 11 проб:
1 - 4 "ведущая" рука в быту (при письме, при пользовании ложкой, зубной щеткой, расческой);
5 - перекрест пальцев обеих рук (при праворукости правый большой палец располагается сверху);
6 - перекрест рук на груди (при праворукости правая рука сверху);
7 - аплодирование (при праворукости правая рука сверху и активнее);
8 - "ведущая" рука при игре с мячом;
9 - предпочтение стороны при подпрыгивании на одной ноге;
10 - предпочтение одного глаза при пользовании "подзорной трубой", свернутой из листа бумаги;
11 - предпочтение уха при прослушивании тикания часов.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.
Требования.
Проводится строго по прилагаемой схеме
Все наблюдения в процессе проведения проб заносятся в протокол
В случае невозможности проведения исследования (при истощении внимания ребенка, плохом его самочувствии и т. п.), в протоколе необходимо указать номера пропущенных проб
Предъявление заданий ведется по списку проб
Исследователь должен убедиться в том, что задание понято ребенком и в случае неправильного выполнения - повторить инструкцию.
Ребенку предъявляется 67 проб, которые отнесены в 14 групп в соответствии с исследуемой функцией. Кинестетическая основа движений исследуется с помощью проб на воспроизведение различных положений пальцев руки и включает выполнение задания по зрительному образцу (пробы 1-6), по тактильному образцу (пробы 7-9), а также воспроизведение позы с одной руки на другую (пробы 11 - 14). Исследование пространственного праксиса проводится с помощью проб с 15 по 21, при которых ребенок воспроизводит определенное положение руки по отношению к различным частям тела, а динамического праксиса (пробы 22-27) включают пробы на смену трех положений кисти, рисования заданного узора правой рукой; самостоятельное значение имеет проба на реципрокную координацию движений.
Слухо-моторная координация исследуется с помощью проб 28-36 и включает оценку ритмов, воспроизведение их по слуховому образцу или устной инструкции.
Стереогноз исследуется с помощью проб 37-38, а зрительный гнозис - 39-42. Исследованию сенсорной, моторной, номинативной функции речи посвящены 43-47 пробы. С помощью проб 48-51 исследуется слухо-речевая память, а при проведении проб 56-57-зрительная. Отдельно проводятся пробы, соответствующие исследованию рисования (52-54), чтения (58), письма (59-64), счета (65). В завершении исследования ребенку предлагаются простейшие задачи (66-67).
Приведем примеры проб.
Функции | Описание проб |
1. КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ ПРАКСИС | Ребёнку предлагается воспроизводить заданные положения пальцев руки. Соединить 1 и 2 пальцы в кольцо. Пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты. Пальцы сжаты в кулак, 2 и 5 пальцы вытянуты. То же левой рукой. |
1 б. Выполнение по тактильному образцу | Глаза ребенка закрыты. Исследователь придает руке ребенка определенную позу, а затем снимает ее Ребенок должен воспроизвести позу той же рукой. Пальцы сжаты в кулак. 2 и 3 пальцы вытянуты. Пальцы сжаты в кулак. 2 и 5 пальцы вытянуты. |
5. СТЕРЕОГНОЗ. | Глаза ребенка закрыты. Исследователь вкладывает предмет в его руку, Ребенок должен на ощупь узнать его (используются хорошо знакомые предметы по три в каждую руку: расческа, ключ, булавка) |
8. СЛУХО - РЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ. | Ребенку предлагается повторить слова: "холод, цветок, книга". После этого предъявляется вторая группа слов: "слон, вода, пол". Затем спрашивают: "Какая была 1-я группа слов?", а после этого: "Какие слова были во 2-й группе?". Процедура повторяется не более 5 раз. |
10. ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. | Ребёнку предлагается срисовать 5 фигур: после чего образец убирается и ребёнок должен воспроизвести его по памяти. |
Проба "Зеркальные буквы"
И.: "Покажи, какая из букв написана правильно". Более сложным вариантом является нахождение "неправильных" цифр и букв в слогах и словах.
Проба Бентона.
Экспериментатор показывает ребенку один из верхних образцов, затем закрывает его и просит показать этот образец на нижнем эталоне. В случае затруднений образец не закрывается и остается открытым для сравнения.
Справа приведен более сложный вариант; его можно использовать после 7-8 лет.
Пространственные представления.Пространственный гнозис
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
нейропсихологического исследования представляет определенные трудности. Для упрощения задачи исследователя разработана специальная формализованная схема, в которой, на основании опыта нейропсихологического обследования детей, приводятся наиболее значимые нарушения проб, а также их психофизиологическая
трактовка и возможная локализация функциональной недостаточности в коре больших полушарий. Учитывая направленность серии проб на исследование определенной функции, выявленные нарушения носят суммарный характер, обобщая результаты исследований не отдельной пробы, а отдельной функции.
Так, нарушения кинестетического праксиса (пробы 1 - 14) могут иметь 6 вариантов с 1.1. до 1.6. (в нумерации - нарушений принят код, в котором первая цифра соответствует номеру функций, вторая - нарушению, а третья - выполнению пробы правой или левой рукой). В зависимости от характера нарушения функций варьируется психофизиологическая оценка.
Таким образом интерпретация результатов нейропсихологического исследования строится не только на констатации, но и на квалификации симптомов нейропсихологических процессов
Исследования Л.С. Выготского положили начало научному анализу системного строения различных психических процессов, разработке путей компенсации нарушенных высших психических функций. Впервые Л.С. Выготский, наблюдая за процессами психического развития ребенка, пришел к выводу о последовательном формировании высших психических функций человека и последовательном прижизненном изменении их мозговой организации как основной закономерности психического развития.
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973 Прибрам К. Языки мозга: эксперимент, методика и принципы нейропсихологии. М., 1975
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте., М.: Академия, 2002. - 232 с.
Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями: Уч. пособие для студентов высших учебных заведений.-СПб.: КАРО,2005.-288 с.
http://www.eurolab.ua
http://www.logogol.ru/logopediya/psyholog/
http://psi.webzone.ru
http://psy.1september.ru
http://www.psibook.com
http://ru.wikipedia.org
Список литературы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.