Нейропсихология
Оценка 4.6

Нейропсихология

Оценка 4.6
docx
14.09.2021
Нейропсихология
nabrosok.docx

Нейропсихология — это самостоятельная научная дисцип­лина, хотя и находится на стыке двух наук, теоретической пси­хологии и клинической неврологии. Она охватывает как общие проблемы организации высших психических функций, так и практические медицинские аспекты в области топической нев­рологической диагностики, клинической психологии, дефектологии и пр. Нейропсихологические методы не только явля­ются важнейшими инструментами распознавания тонких нару­шений гнозиса, праксиса, речи и других высших психических функций, но и позволяют с большой степенью точности опре­делить связь этих расстройств с конкретными корковыми зо­нами

Сегодня, при повсеместной компьютеризации методов ис­следования функций и структур нервной системы (компьютер­ная и магнитно-резонансная томографии головного мозга, нейросонографические исследования, компьютерный анализ элек­троэнцефалограмм, электромиограмм и вызванных потенциалов и другие), можно достоверно установить структурный и функцио­нальный дефект мозга. Однако несмотря на это современная нейропсихологическая наука не только не утратила значения, но и существенно расширила свои возможности при мониторинге онтогенетического развития или инволюции психоневрологиче­ских функций, а также при контроле динамики состояния паци­ента в процессе прогрессирования неврологического заболева­ния или при успешном его лечении

Существующие руководства и учебные пособия по нейропси­хологии часто оторваны от проблем повседневной работы дефектологов, педиатров, неврологов, реабилитологов. Давно назрела насущная потребность в качественно новом подходе — клиническом преподавании основ нейропсихологии с адресованностью его конкретным клиническим специалистам. Тем более ценна эта книга выдающегося отечественного нейропсихолога Татьяны Григорьевны Визель — учебник «Основы нейро­психологии», в котором нашел отражение огромный клиниче­ский опыт автора.

Нейропсихология — относительно молодая научная дисцип­лина, созданная в нашей стране в середине XIX века выдаю­щимся отечественным ученым А. Р. Лурия. Она занимает важное место в ряду других наук, имеющих отношение к изучению выс­ших психических функций (ВПФ) человека. С ее появлением стало возможным обращение к мозговым механизмам высшей психологической деятельности, а не только к особенностям психологического строения и структуры дефекта, как это дела­ется в психологии, патопсихологии, психиатрии. Следователь­но, нейропсихология открыла принципиально новый подход к пониманию психики человека и ее нарушений.

Впоследствии благодаря трудам ученых и, в первую оче­редь, отечественных, таких, как И.П. Павлов, И М. Сеченов, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия и др., было составлено достаточно четкое представление о зна­чении для психики человека центральной нервной системы (ЦНС), и прежде всего головного мозга. Тем самым основание для появления нейропсихологии переросло в ее необходи­мость.

Являясь, как уже было отмечено, мультидисциплинарной и междисциплинарной областью знаний, нейропсихология тесно связана с различными научными дисциплинами. Одни из них относятся к биосоциальному кругу наук, в которых так или ина­че рассматривается психика человека, другие — к наукам о мозге. Как именно нейропсихология связана с различными науками, показано схематически в табл. 1.

 

Таблица 1

Нейропсихология и дисциплины о мозге

Что изучает нейропсихология

1. Нейропсихология изучает психологическую структуру, мозго­вую организацию: неречевых ВПФ (различные виды неречевого гнозиса и праксиса); речевой функции.

2. Нарушения речевой и других ВПФ, их диагностику и методы коррекционно-восстановительной работы в процессе развития; в период зрелости

3. Нарушения речевой и других ВПФ в зависимости поражения мозга - локального, диффузного, межзональных связёй проводниково-нервных путей).

Значение для других дисциплин

·        Для неврологии и психиатрии:

Нейропсихология позволяет учитывать:

- состояние ВПФ для диагностики и лечения больных;

- особенности взаимодействия коры головного мозга и глубинных структур;

- особенности сознания, мышления и памяти с точки зрения их мозговых механизмов

·        Для дефектологии:

Нейропсихология позволяет

- понять мозговые механизмы различных нарушений разви­тия;

- расширить спектр диагностических методов;

- анализировать структуру дефекта пострадавшей функции (вы­деление первичных и вторичных симптомов) для понимания компенсаторных перестроек и выбора методов направленного воздействия;

- выбирать оптимальные методы коррекционной работы с опорой на закономерности межзональных взаимодействий в мозге.

·        Для психиатрии:

Нейропсихология позволяет:

- проводить дифференциальную диагностику нарушений пове­дения, вызванных изменениями сознания при психических за­болеваниях и потерей способности к использованию средств
языка для выражения мысли;

- оптимизировать методы лечения в соответствии с результата­ми нейропсихологической диагностики, выявляющей пер­вично пострадавшие уровни и области мозга.

 

Е.Д. Хомской, многолетней соратницей А.Р. Лурия, в создан­ном ей в 1987 году учебнике «Нейропсихология» выделены раз­личные разделы этой дисциплины. В качестве главного из них указывается клиническая нейропсихология, задачей которой явля­ется изучение нейропсихологических синдромов, понимаемых как совокупность симптомов, вызванных тем или иным очагом поражения. Указывается на важность качественного анализа синдро­мов, сопоставления их и определения топики (локализации) очага поражения. Для этого клиническая нейропсихология име­ет свой инструментарий — специфические методы диагностики. Часть их была предложена классиками неврологии прошлого, но в целом диагностическая нейропсихологическая система созда­на А.Р. Лурия. Она получила широкое распространение не толь­ко в нашей стране, но и за рубежом.

Другим разделом нейропсихологии является эксперименталь­ная нейропсихология. Она направлена на изучение различных форм нарушения ВПФ. В ее рамках используются как нейропсихологические диагностические методы, так и инструменталь­ные, которые в последнее время стали весьма разнообразными и информативными: ЭЭГ — электроэнцефалографические иссле­дования; КТ — компьютерная томография; ЯМР — ядерно-маг­нитный резонанс; МРТ — магнитно-резонансная томография; ПЭТ — позитронно-эмиссионная томография; ОФЭКТ — однофатонно-позитронная компьютерная томография и др.

В результате экспериментальных нейропсихологических ис­следований описаны мозговые механизмы различных видов аг­нозии и апраксии, нарушений речи, памяти, внимания, регуляторных (лобных) механизмов психики, созданы классификации форм афазии, наиболее распространенной из которых является классификация А.Р. Лурии.

В рамках нейропсихологии выделяется также раздел нейрореабилитации. Основные разработки в этой области ведутся в Московском Центре патологии речи и нейрореабилитации под научным руководством профессора, действительного члена Академии РАО В.М. Шкловского. Основной задачей нейроре­абилитации является разработка методов восстановления нару­шенных ВПФ, дифференцированных в отношении острого и резидуального (отдаленного) этапов заболевания. Совокупность используемых методов составляет комплексную систему нейро­реабилитации, направленную на восстановление двигательной, анализаторной сфер, речевой и других видов высшей психиче­ской деятельности, а также социального статуса больного. Про­блема адаптации человека, потерявшего такие важные функции, как движения, память, речь, т.е. его приспособления к изменив­шимся условиям жизни, охватывает отношения с членами семьи (внутрисемейные), а также и с посторонними людьми (внесемейные). Это означает, что нейрореабилитация включает не только собственно лечебно-восстановительное направление, но и то, которое предусматривает пути налаживания дальнейшей судьбы больного: профессиональную диагностику и профессио­нальную ориентацию. Выявление реальных способностей к тем или иным видам трудовой и общественной деятельности людей, у которых пострадали жизненно важные функции, позволяет оп­ределить оптимальный доступный им вид занятости. В против­ном случае дезорганизуется жизнь здоровых членов семьи, что ведет к значительным убыткам в общественном и государствен­ном масштабе.

Относительно недавно (в 70-е годы) сложился раздел нейро­психологии, обозначенный как нейропсихология детского возрас­та или, иначе, возрастная нейропсихология или нейропсихология развития. Значительный вклад в эту область в 80-х годах про­шлого столетия внесла ученица А. Р. Лурии Э.Г. Симерницкая. Разработки Э.Г. Симерницкой и последующих исследователей показали, что для детей до 10-летнего возраста, в отличие от взрослых, чрезвычайно значимы поражения правого полушария мозга. Они приводят к нарушениям тех ВПФ, в том числе и речи, которые у взрослых расстраиваются в большинстве случаев при поражении левого. На основании наблюдения был сделан прин­ципиально важный вывод, что у детей мозговая организация ВПФ иная, чем у взрослых.

Особенностью ВПФ и их мозговой организации и является то, что они меняются от возраста к возрасту. Они получают более определенное и устойчивое представительство в том или ином участке мозга, в результате чего их связи с другими областями становятся менее подвижными. Это, с одной стороны, облегчает диагностику нарушений, а с другой, лишает детей одного из главных преимуществ — пластичности мозга, обеспечивающей высокий компенсаторный потенциал.

 Нейропсихологические исследования, проводимые на детях, позволили определить хронологическую (временную) последо­вательность созревания ВПФ. Благодаря этому родители, врачи, педагоги могут проследить, правильно ли идет развитие ребенка, чтобы не упустить время в приобретении им необходимых навы­ков, которые в будущем могут стать невосполнимыми. О чрезвы­чайной важности этой информации писал еще Л.С. Выготский

Наконец, существует нейропсихология старческого возраста, которая еще мало разработана, но весьма актуальна для понима­ния природы и терапии различных старческих дегенерации, в том числе слабоумия.

К сказанному следует добавить, что нейропсихологический метод оказывается плодотворным для решения общих задач пси­ходиагностики. Сюда относятся прежде всего проблемы индивидуальных различий в изучении личности человека: определение качества и степени одаренности детей и взрослых, особенности поведения людей, поставленных в экстремальные ситуации и пр. В развитии этих разделов нейропсихологии особую роль играют представления о значении индивидуальных, природно обуслов­ленных взаимоотношений, которые складываются между полу­шариями мозга.

Значимы также индивидуальные различия в объеме и актив­ности межанализаторных связей. Они обусловлены врожденны­ми «акцентами» на том или ином анализаторе, в соответствии с которыми люди подразделяются на преимущественно «слушаю­щих», «смотрящих», «ощущающих», «обоняющих». Особенно ак­туально индивидуальное предпочтение слухового или зрительного видов восприятия и запоминания явлений действительности. Выяснено, что в одних видах деятельности, например, в речевой, у всех людей главенствует (доминирует) слуховой анализатор, а в других, например, в познании предметного мира — зрительный. Эти анализаторы тесно взаимосвязаны, их работа является содру­жественной. Как оказалось, для анализаторных взаимодействий важны также двигательные и тактильные подкрепления. Для це­лого ряда людей они являются необходимым условием выработки тех или иных навыков даже высшей психической деятельности (отсчитывание, отстукивание, проговаривание и пр.). Понима­ние этого привело к созданию арсенала аудиовизуальных и кине­тических методов обучения, которые оправдывают себя в разных областях педагогики, психологии, психотерапии и пр.

Нейропсихологическое понятие речевой функции

Общепризнанно, что речь — это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли. Она свойственна только человеку, являясь дифференциально-видовым признаком биовида homo sapiens («человек разумный»). Не­даром обозначение «логос» применимо и к логической мысли, и к слову. В соответствии с этим в способности мыслить и говорить играет одна и та же область мозга — лобные доли. Знаменитый французский антрополог Пьер Тейяр Шарден считал, что в ана­томическом строении человека главное — форма человеческого лба, его расположение по отношению к телу и пропорции по от­ношению к лицевой части черепа. В форме лба он подчеркивал выпрямленность в сравнении с приматами и даже с другими «гомо» (но не «сапиенсами»). Уникальность расположения лба че­ловека Шарден видел также в его вертикализации (нахождении на вертикальной оси центральной нервной системы). Согнутость спины и наклон шеи приматов и более низких по иерархии «гомо» он считал наиболее важным недостатком их анатомиче­ского строения, не позволяющим стать «венцом природы». Что касается пропорций, то наиболее значимо здесь то, что лоб зани­мает приблизительно 1/3 лицевой части черепа, т.е. самую боль­шую площадь в сравнении с другими биовидами, у которых такая пропорция невозможна из-за внушительных размеров же­вательного аппарата, что обусловлено доминированием виталь­ных (жизненно важных) функций.

В рамках созданной А.Р. Лурией нейропсихологии речевая функция рассматривается как с точки зрения ее психологиче­ских особенностей, так и мозговой организации. Подчеркивает­ся сложность структуры речи, в составе которой выделяются два основных уровня. 1) гностический и праксический, 2) смыс­ловой.

Гностические и праксические функции в структуре речевой функции А.Р. Лурия расценил как базисные, над которыми сис­темно надстраивается в течение жизни смысловой уровень ре­чевой деятельности, связанный с пользованием средствами языка — словами, фразами, построенными по правилам грамма­тики

Важную роль А. Р. Лурия придавал опосредованному характеру речевой функции. Он указывал, что речевая деятельность требу­ет различных невербальных опор, таких, как оптические образы и символы предметов, представления о количестве, времени, пространстве и пр., и в то же время она сама служит посредником. Без речи невозможно освоить ни одну область знания, даже математику, физику, химию и т.д. Это означает, что:

- приобретение речи требует огромных, и при этом полимо­дальных, мозговых затрат: ее нельзя освоить без образования множественных ассоциативных связей между самыми разными
зонами мозга;

- овладение любой высшей психической деятельностью не­ возможно без активации проводящих путей, ведущих к речевым зонам мозга, а если и возможно, то в существенно ограниченном
объеме или же обходным путем, как например, при глухоте, не­ редко обозначаемой в быту как глухонемота.

 


 

Нейропсихология — это самостоятельная научная дисцип­лина, хотя и находится на стыке двух наук, теоретической пси­хологии и клинической неврологии

Нейропсихология — это самостоятельная научная дисцип­лина, хотя и находится на стыке двух наук, теоретической пси­хологии и клинической неврологии

Значение для других дисциплин ·

Значение для других дисциплин ·

Совокупность используемых методов составляет комплексную систему нейро­ реабилитации, направленную на восстановление двигательной, анализаторной сфер, речевой и других видов высшей психиче­ ской деятельности, а также социального…

Совокупность используемых методов составляет комплексную систему нейро­ реабилитации, направленную на восстановление двигательной, анализаторной сфер, речевой и других видов высшей психиче­ ской деятельности, а также социального…

Эти анализаторы тесно взаимосвязаны, их работа является содру­ жественной

Эти анализаторы тесно взаимосвязаны, их работа является содру­ жественной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2021