Некоторые психофизиологические и поведенческие особенности студентов с ОВЗ
Все работники учебно-вспомогательного подразделения и преподаватели музыкального колледжа обязаны учитывать специфические психофизиологические и поведенческие особенности студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. При их поступлении в музыкальный колледж администрация до начала учебного года обязана оповестить преподавательский состав об особенностях заболевания и рекомендациях реабилитационных карт, медицинских свидетельств, справок.
Психофизические особенности студентов с нарушением зрения – слабовидящих
Из-за недостатка зрения у слабовидящих студентов может быть нарушено непроизвольное внимание, что нередко сопровождается узким запасом знаний и представлений. Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы, приводящим к частичной расторможенности ‒ низкому объему внимания, хаотичности, нецеленаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к некоторой заторможенности, инертности, низкому уровню переключаемости внимания.
Рассеянность этих студентов нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей, поэтому из-за патологии зрения утомления у них наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников.
Дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушением зрения могут получить только вербальное знание. У студентов с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти. Объем кратковременной слуховой памяти у всех категорий слабовидящих высокий. Значимость вербальной информации для них с нарушением зрения играет особую роль в его сохранении. С возрастом происходит переход от непроизвольного вида памяти к произвольному.
Слабовидящие студенты не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию. Как показывает практика они проходят те же стадии в развитии мышления и примерно в том же возрасте, что и здоровые люди, и могут решать задачи, не опираясь на зрительные восприятия. При сохранном интеллекте мыслительные процессы развиваются, как у нормально видящих сверстников.
Особое внимание преподаватели, у которых обучаются слабовидящие студенты, должны обращать на развитие пространственной ориентировки, формированию двигательных навыков, двигательной и познавательной активности.
Методические рекомендации по работе со слабовидящими студентами
На групповых занятиях рабочее место студента с нарушением зрения должно располагаться в центре учебной аудитории, на первом-втором столе около окна. Преподавателю, работающему с таким студентом, при обращении к нему рекомендуется не стоять в аудитории против света, на фоне окна.
В связи с тем, что темп работы обучающихся со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку.
Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.
Обращаясь к слабовидящему студенту, преподаватель при необходимости, например, по просьбе студента должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы студент мог осознать их, вдуматься в содержание.
Предоставляя студентам для классных работ письменные задания в форме тестов, ответов на вопросы, для слабовидящих студентов нужно готовить материал, напечатанный крупным шрифтом или предложить его выполнение в компьютерном варианте.
Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий (карт, графиков, таблиц) должна оцениваться не точность, а правильность выполнения задания.
При объяснении нового материала или записывании домашнего задания на школьной (нотной) доске слабовидящий студент имеет право переписывать материал не с места, а подойдя к доске.
Психофизические особенности студентов, страдающих нарушением
речи в форме заикания
При обучении студентов, страдающих заиканием, нарушающим коммуникативные функции человека, следует учитывать, что это может накладывать отпечаток на поведение и характер студента, формируя у него чувство неполноценности и неуверенности в своей речи. Поэтому общение с этими студентами требует от преподавателей и технического персонала особой корректности и индивидуального психологического подхода к каждому.
Студенты, страдающие заиканием, могут быть как абсолютно уравновешенными, так и обладать повышенной заторможенностью или возбудимостью, включая нервозность и даже истерические реакции. Одни студенты спокойно относятся к недостаткам своей речи. У других может проявляться патологическая личностная реакция на речевое нарушение. У таких студентов при столкновении с неделикатностью может даже формироваться стойкая логофобия – боязнь речевого общения с навязчивым ожиданием речевых неудач. В таких случаях преподаватели обязаны предотвращать ситуации, при которых судорожные запинки в речи обусловливают сильные эмоциональные реакции отрицательного знака, способствующие, в свою очередь, усилению речевых нарушений.
Методические рекомендации по работе со студентами, страдающих нарушением речи в форме заикания
После первого знакомства со студентами преподаватели, концертмейстеры, председатели предметно-цикловых комиссий, классные руководители, руководители творческих коллективов должны принять во внимание студентов с нарушениями речи и в ходе начального периода обучения разработать в их отношении при необходимости индивидуальные формы общения, опроса, контрольных проверок, результатов освоения изучаемого материала.
При выстраивании отношений со студентами, страдающими заиканием, следует учитывать, что:
одни не испытывают ущемления от сознания дефекта либо вовсе не замечают его, у них отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению дефекта;
у других присутствует умеренная степень болезненной фиксации, они переживают дефекты речи, стесняются их, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток;
у третьих переживания по поводу заикания выливаются в постоянно тягостное чувство неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями и пр.
Попытки замаскировать речевые трудности нередко порождают у заикающихся различные неречевые и речевые уловки, которые наблюдаются:
в общей моторике – движения руками, ногами, корпусом, головой;
в речевой моторике – покусывания кончика языка, нижней губы, облизывание губ, причмокивание, беззвучное артикулирование звуков;
произнесение вспомогательных звуков, их сочетаний или слов.
В первую очередь, в работе со студентами, страдающими заиканием следует:
создавать спокойное и в то же время бодрое, жизнерадостное настроение; отвлечь его внимание от тревожных мыслей о своем дефекте;
на уроках по специальности периодически следует делать упражнения на релаксацию, которые помогают расслабить мышцы рук, предплечья, шеи, ног, лица, что способствует снятию нервного напряжения, уменьшению тиков и, соответственно, тяжести заикания. Релаксация способствует выработке спокойного, ровного дыхания, что необходимо в работе по преодолению заикания.
Психофизические особенности студентов, перенесших детский церебральный паралич и заболевания опорно-двигательного аппарата
При всем разнообразии врожденных и приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства обучающихся наблюдаются сходные проблемы, выражающиеся в недоразвитии или нарушении двигательных функций, имеющих различную степень выраженности утраты этих функций.
Как правило, в музыкальном колледже обучаются студенты с легкой степенью двигательных нарушений, передвигающихся самостоятельно уверенно чувствующих себя и в помещении, и на улице, но вместе с тем с возможными патологическими позами, нарушениями походки, специфическими насильственными движениями.
В большинстве случаев обучающиеся, перенесшие детский церебральный паралич сохраняют образную память, включающую в себя зрительную, слуховую и осязательную, хотя в отдельных случаях у них могут возникать трудности в абстрактном мышлении и понимании сущности явлений. Проблемным в обучении таких студентов могут становиться легко формирующиеся иждивенческие установки и нежелание к самостоятельной практической деятельности. Нередки среди них и некоторые трудности социальной адаптации, способствующие формированию таких черт личности, как робость, застенчивость, обидчивость, преувеличенная чувствительность, замкнутость, неумение постоять за свои интересы.
У студентов, перенесших детский церебральный паралич или заболевания опорно-двигательного аппарата, тяжести могут быть совершенно разные потребности. Одни из них – открытые, легко сходящиеся со сверстниками, другие же, обладая теми же физическими нарушениями, плохо переносит шум, возбужденную и суетливую обстановку.
У некоторых обучающихся, страдающих детским церебральным параличом, может отмечаться сенсорная сверхчувствительность. Малейшее сенсорное возбуждение, если оно внезапно, может вызвать резкое усиление спазма, поэтому: следует избегать резких внешних воздействий на такого студента.
Методические рекомендации по работе со студентами, перенесших детский церебральный паралич, заболевания опорно-двигательного аппарата
Дифференцированный и индивидуальный подход, а также создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные типологические и специфические особенности студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, поможет обучающимся лучше усваивать образовательную программу.
У данной категории студентов при ярко выраженном сохранном интеллекте возможно «диссоциативное» развитие психики (т.е. отмечается неравномерность развития, когда какие-либо знания и умения могут быть развиты больше, чем должно быть в его возрасте, и при этом другие знания и умения недостаточно сформированы). Поэтому необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы студентов и учитывать его во время занятий, в особенности, их повышенную тревожность, ранимость, обидчивость, поскольку гиперкинезы и спастика могут возникнуть от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания).
На занятиях необходимо соблюдение двигательного режима, обязательный перерыв на физкультминутку.
Так как темп деятельности у обучающихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата замедленный, следует увеличивать время, отведенное на выполнение заданий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.