Немецкий язык - урок в моем расписании, или как я выучила алфавит Филология (иностранный язык) (исследовательская работа)

  • doc
  • 26.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Исследовательская работа.doc

XV Городской конкурс исследовательских и проектных работ

учащихся 1–8-х классов «Интеллектуалы XXI века»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Немецкий язык - урок в моем расписании, или как я выучила алфавит

Филология (иностранный язык) (исследовательская работа)

 

Описание: Описание: Картинки по запросу "шаблон для презентации  буквы английские"Описание: Описание: Картинки по запросу "шаблон для презентации  буквы английские"

Описание: Описание: Картинки по запросу "шаблон для презентации  буквы английские"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Лепилова Елизавета,

2 класс, МБОУ «СОШ № 103

г.Челябинска»,

Научный руководитель:

Коробко Светлана Александровна,

учитель немецкого языка

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2020

 

Оглавление………………………………………………………………………………...2

Введение...................................................................................................................... 3

Основная часть............................................................................................................ 5

1.Знакомство с определением «алфавит»……………………………………………….5

1.1 Способы и приемы запоминания букв немецкого алфавита……………………… 5

Практическая часть………………………………………………………………………6

2. Анкетирование учащихся……………………………………………………………..6

2.1 Эксперимент с участием учащихся «Интерактивная тетрадь»……………………7

Заключение……………………………………………………………………………….8

Список литературы………………………………………………………………………9

Приложения………………………………………………………………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание: Описание: Картинки по запросу "шаблон для презентации  буквы английские"Описание: Описание: Картинки по запросу "шаблон для презентации  буквы английские"

Описание: Описание: Картинки по запросу "шаблон для презентации  буквы английские"Описание: Описание: Картинки по запросу "шаблон для презентации  буквы английские"

Описание: Описание: Картинки по запросу "шаблон для презентации  буквы английские"

 

 

Введение

В нашей школе немецкий язык изучается со второго класса. Мы познакомились с немецкими буквами, и получили задание выучить алфавит. Мне стало интересно, а как быстро и эффективно выучить алфавит? Запоминание букв немецкого алфавита является сложным процессом, а выученные буквы зачастую вскоре забываются. Жаль потерянного времени и приложенных напрасно усилий.

Проблема поиска эффективных методов и приемов запоминания букв немецкого алфавита очень актуальна. Овладение приемами (методами) запоминания букв алфавита позволит нам значительно сократить время, необходимое для  изучения немецкого языка.

Гипотеза: я предположила, что использование интерактивной тетради для запоминания букв немецкого алфавита эффективнее стандартных методов заучивания.

Цель работы: найти более эффективный и легкий способ запоминания букв немецкого алфавита.

Задачи: 

1.     Изучить литературу и электронные ресурсы по данной теме;

2.     Найти и описать приемы и методы для запоминания букв немецкого алфавита;

3.     Провести анкетирование;

4.     Исследовать, какие приемы запоминания используют мои одноклассники;

5.     Исследовать, улучшит ли предложенный мною прием запоминания качеств подготовки одноклассников к изучению букв немецкого алфавита;

6.     Создать интерактивную тетрадь.

Объект исследования – алфавит

Предмет исследования –  способы и приемы для быстрого запоминания букв немецкого алфавита 

Методы исследования: изучение литературы, анализ полученных данных и сравнение.

Структура работы: работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка литературы.

Источники исследования: словарь,       анкетирование,   интерактивная тетрадь. 

Практическая значимость: данная работа будет полезна учащимся, которые учат немецкий язык во 2 классе и для учащихся английского языка в 5 классе, которые будут изучать немецкий язык как второй иностранный язык. 

Новизна работы: немецкий язык во втором классе изучается первый год, и для меня это сложный предмет. Выявленные эффективные приемы запоминания букв немецкого алфавита помогут мне и моим одноклассникам.

Был составлен план исследования:

·         Изучить литературные источники.

·         Составить анкету для одноклассников.

·         Провести анкетирование учащихся 2 классов.

·         Выявить наличие в классе учащихся, испытывающих затруднение при запоминании информации.

·         Провести эксперимент с участием данных ребят.

·         Провести самостоятельную работу для проверки знания немецкого алфавита.

·         Обобщить полученные сведения.

·         Проверить, нашла ли гипотеза свое подтверждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание: Описание: Картинки по запросу "шаблон для презентации  буквы английские"

Описание: Описание: Картинки по запросу "шаблон для презентации  буквы английские"

Описание: Описание: Картинки по запросу "шаблон для презентации  буквы английские"

Описание: Описание: Картинки по запросу "шаблон для презентации  буквы английские"

 

Описание: Описание: Картинки по запросу "шаблон для презентации  буквы английские"

 

 

Основная часть

1. Знакомство с определением «алфавит»

Свое исследование я начала, с того, что узнала, что такое алфавит. Информацию об этом я нашла в своей школьной библиотеке в словаре русского языка С. И. Ожегова [2]. Были следующие определения об алфавите:

1.     Алфавит-порядок букв, принятый в азбуке.

2.     Алфавит-перечень чего-нибудь по порядку букв, принятому в азбуке.

3.     Алфавит-то же, что азбука.

Алфавит, несомненно, относится к величайшим творениям человеческого разума. Без него невозможно было бы развитие науки, техники и культуры вообще.

В настоящее время немецкий алфавит насчитывает 26 букв и 4 дополнительные буквы, которые в алфавит не входят.

 

1.1 Способы и приемы запоминания букв немецкого алфавита

Учитывая то, что я нахожусь на начальном этапе изучения немецкого языка, я выделила  лишь некоторые приёмы запоминания:

1. Начну с традиционного метода запоминания - это заучивание букв. Узнала я об этом методе от своей мамы. Со школьных лет она помнит «словарик». Это общая тетрадка поделена на три столбика: немецкая буква, транскрипция, перевод. В словарик она выписывала новые буквы, затем в дальнейшем слова, которые потом пыталась выучить. Это один из самых легких и доступных способов запоминания букв немецкого алфавита. Но эффективный ли?

Следуя этому способу, нужно  внимательно читать все немецкие буквы и их перевод. Затем нужно повторить все еще раз в последовательности. После этого отвлечься минут на 10. По истечению этого времени закрыть столбик с немецкими буквами и словами  и попробовать перевести слова самостоятельно. Нужно как представить написание букв и слов, так и вспомнить их произношение. И если не получалось вспомнить одну букву, нужно перейти к следующей. Пройдя весь список, следует сделать пятиминутный перерыв, после него снова прочитать буквы и их перевод пару раз. Так нужно делать до тех пор, пока не запомнятся все буквы. Однако при таком способе слова сохраняются в голове только в течение нескольких дней [6].

2. Следующий прием запоминания букв немецкого алфавита - это пропеть их.

Песни сопровождают нас повсюду: с рождения нам поют колыбельные, потом смотрим фильмы и мультфильмы, слушаем радио. Так почему бы нам не использовать эту древнюю традицию? Можно подобрать любимый мотив и напеть алфавит или слова, которые нам нужно выучить [3]. Я была удивлена тому, как благодаря этому приему я быстро запомнила порядок букв  немецкого алфавита. Для этого я взяла современную музыку реп.

3. Прием использования игры на уроках. На уроках немецкого языка мы часто играем в различные игры, например:

«Найди букву». Буквы спрятаны в классе, группами мы находим буквы и составляем алфавит.

«Картинка».  Мы соединяем  буквы в алфавитном порядке  и узнаем, что нарисовано на картинке.

«Шарики».  Мы записываем  в алфавитном порядке буквы немецкого алфавита, изображенные на воздушных шариках.

«Составь слова». Каждая команда получает разрезанный немецкий алфавит.

( выбегаем к доске с буквами по очереди) [6].

4. Просматривание обучающих мультфильмов. Я смотрю мультфильм на русском, а потом этот же мультфильм смотрю на немецком языке. Так я смогу выучить много новых слов. Есть мультфильмы, в которых герои говорят по-русски, но используют некоторые немецкие слова. Например «Лунтик. Немецкий язык для малышей». Есть мультфильмы, которые учат буквам немецкого алфавита. Например, «Уроки тетушки Совы» [7].

5. Следующий способ запоминания букв немецкого алфавита мне предложила моя  учительница немецкого языка: сделать интерактивную тетрадь. Интерактивные тетради - это новый, абсолютно свежий взгляд на ведение тетрадей в школе [1]. Интерактивные тетради — это такие тетради, в которые включены интерактивные элементы: кармашки с карточками, разные книжечки с окошками, книжки-гармошки, какие-то выдвигающиеся элементы, картинки и так далее [приложение 1].

Интерактивные тетради повышают интерес к постоянному просматриванию и повторению. А это очень важно! Шаблоны бывают разных видов, простые и сложные. Можно вклеить готовые таблички, в которых указывается тема и номер страницы. Такая тетрадь позволит выучить буквы как устно, так и письменно [4].

 

Практическая часть

2. Анкетирование учащихся

Для того чтобы понять, какой из выбранных мной приемов самый эффективный, я решила провести анкетирование среди учащихся 2 классов [приложение 2]. Я должна выяснить, трудно ли моим одноклассникам запоминать буквы при изучении алфавита, каким методом они пользуются для запоминания букв; знают ли они, что такое интерактивная тетрадь, и дать им упражнение на знание букв немецкого алфавита. Всего принимало 44 человека.

По результатам анкетирования 35 человек сталкиваются с трудностями запоминания букв немецкого алфавита и лишь 9 человек не испытывают трудностей. Среди основных методов запоминания слов, которыми пользуются учащиеся, были названы традиционные методы. 21 человек пользуется традиционным методом запоминания - заучивание букв немецкого алфавита, 16 человек запоминают буквы путем пения, лишь 7 человек используют игру [приложение 3]. Основными причинами возникновения трудностей оказались: нехватка времени, большой объём информации по другим предметам, отсутствие интереса и желания к заучиванию букв. Понятие «интерактивная тетрадь» оказалось новым для всех учащихся.

           По результату выполненного упражнения лишь 10 человек  выполнили задание правильно, используя метод песни. Ребята написали правильный порядок букв, но есть ошибки в написании самих букв. 10 человек которые использовали традиционный метод заучивания,  также выполнили упражнение верно, лишь 3 человека, которые использовали метод игры, написали правильно [приложение 4].

        

2.1 Эксперимент с участием учащихся «Интерактивная тетрадь»

 

По результатам анкетирования я увидела, что всех заинтересовало понятие «интерактивная тетрадь», поэтому на уроке немецкого языка я познакомила ребят с интерактивной тетрадью, показала, как с ней нужно работать, где можно взять готовые шаблоны, и как можно сделать их самому.  В качестве эксперимента учащимся было предложено в течение месяца учить буквы немецкого алфавита, применяя интерактивную тетрадь. После этого была проведена контрольная работа на знание алфавита. По результату контрольной работы 40 человек написали верно, и лишь 4 человека ошиблись в написании букв [приложение 5]. Выяснилось, что использование интерактивной тетради, дало хорошие результаты; также сократило время, необходимое для запоминания слов. Более того, для всех участников эксперимента, процесс запоминания букв немецкого алфавита превратился в увлекательную игру, развивающую воображение и память.

          Таким образом, предположение о том, что интерактивная тетрадь эффективнее, чем традиционные способы запоминания букв немецкого алфавита, подтвердилось.

Что дает нам еще интерактивная тетрадь?  В ходе исследования я привлекла и родителей для создания этой тетради, ведь это живое общение, которого много не бывает, и родительский пример мотивирует на успешное обучение [5]. В дальнейшем родителям будет проще объяснить ребенку слово или букву немецкого алфавита [приложение 6].

Тетрадь можно использовать как индивидуально, так и в группах.

 

 

Описание: Описание: Картинки по запросу "шаблон для презентации  буквы английские"Описание: Описание: Картинки по запросу "шаблон для презентации  буквы английские"

Описание: Описание: Картинки по запросу "шаблон для презентации  буквы английские"

Описание: Описание: Картинки по запросу "шаблон для презентации  буквы английские"

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе исследования я пришла к выводу, что интерактивная тетрадь является эффективным и легким приемом для запоминания букв немецкого алфавита. 

Результаты исследования подтвердили мою гипотезу о том, что освоив работу с этой тетрадью, одноклассники быстрее и качественнее будут усваивать учебный материал.

Анкетирование показало, что 21 человек использует традиционный метод запоминания (заучивание), из них 10 человек не допустили ошибок при выполнении предложенного задания, 16 человек использует метод песни, из них 10 написали верно, лишь 7 человек использует игру при запоминании букв немецкого алфавита, 3 человека с заданием справились.

Эксперимент показал, что освоив прием использования интерактивной тетради на уроке, дети успешнее выполнили задание.

Практическая значимость работы заключается в том, что тетрадь помогла мне и ребятам моего класса узнать новые приемы запоминания информации, которые улучшили качество подготовки домашнего задания, повысили качество успеваемости по немецкому языку.

Продолжением данной работы будет являться выступление по данной теме перед другими классами начальной школы и для учеников 5 класса, которые на следующий год начнут учить немецкий язык как второй иностранный язык.  Практическая помощь учащимся в применении усвоенных мною приемов запоминания.

Таким образом, цель своей работы я достигла, я нашла для себя и моих одноклассников самый  легкий и эффективный прием запоминания букв немецкого алфавита. Поставленные задачи выполнены.

 

Описание: Описание: Картинки по запросу "шаблон для презентации  буквы английские"

 

Описание: Описание: Картинки по запросу "шаблон для презентации  буквы английские"

 

Описание: Описание: Картинки по запросу "шаблон для презентации  буквы английские"

 

 

 

Описание: Описание: Картинки по запросу "шаблон для презентации  буквы английские"

 

Список литературы

1.     Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.

2.     Словарь русского языка: Ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов /Под общ. ред.-проф. Л.И. Скворцова. – 25-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. – 976 с.

3.     Пушкашу О.Ф. Эффективные способы запоминания английских слов // вестник научных конференций, 2015. № 4-4 (4). С. 128-132.

4.     Бордачева Н.А. Практика использования интерактивных тетрадей в школе [Электронный ресурс]. — Режим        доступа:     URL http://bordacheva.ru/2017/04/20/interaktivnye-tetradi-v-shkole/ (дата обращения 02.11.2018)

5.     Дурягина А.Н. Долой скучные тетради! Что даёт детям интерактивная тетрадь (и как её сделать) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://mel.fm/blog/anastasiya-duryagina1/12903 ( дата обращения 01.11.2018)

6.     Карташова А.Н. Методы запоминания иностранных слов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.galau.com/ru/article/memorize_words_methods (дата обращения 12.11.2018)

7.     Мультфильмы на немецком языке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://startdeutsch.ru/nemetskij/dlya-detej/multfilmy (дата обращения 15.11.2018)

Описание: Описание: Картинки по запросу "шаблон для презентации  буквы английские"

 

 

 

Описание: Описание: Картинки по запросу "шаблон для презентации  буквы английские"

 

 

Описание: Описание: Картинки по запросу "шаблон для презентации  буквы английские"

 

Описание: Описание: Картинки по запросу "шаблон для презентации  буквы английские"

 

 

 

Описание: Описание: Картинки по запросу "шаблон для презентации  буквы английские"


Скачано с www.znanio.ru