«Необходимые требования для подготовки концертмейстера в классе академического вокала»
Оценка 4.7

«Необходимые требования для подготовки концертмейстера в классе академического вокала»

Оценка 4.7
Лекции
docx
музыка +1
Взрослым
26.12.2018
«Необходимые требования для подготовки концертмейстера в классе академического вокала»
Специфика работы концертмейстера в детской школе искусств требует от него особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися различных специальностей. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива.
Необходимые требования.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств города Югорска» «Необходимые требования для подготовки концертмейстера в классе академического вокала» Автор: Е.С. Трапезникова преподаватель по классу фортепиано Югорск, 2018 Концертмейстер   –   «пианист,   помогающий   вокалистам,   инструменталистам, артистам   балета   разучивать   партии   и   аккомпанирующий   им   на   репетициях   и   в концертах» [2, 270].  Академический вокал – классическая вокальная школа. В его основе заложены 1 музыкальные   традиции,   сложившиеся   в   начале   ХVII   века.   Данный   вид   вокала используется в таких жанрах как: оперное и камерное пение. Существуют   определенные   требования,   необходимые   концертмейстеру   для работы   в   вокальном   классе.   Специфика   работы   концертмейстера   в   классе академического вокала определяется возможностями голосового аппарата человека, а также уровнем владения вокалистом искусством пения. Для успешного выполнения профессиональных обязанностей концертмейстера в вокальном классе необходимы следующие навыки: 1.   Знание   специфики   вокального   искусства   (постановки   голоса,   дыхания, артикуляции и т.д.); 2. Навыки ансамблевого исполнительства; 3. Способность бегло «читать с листа»; 4. Умение транспонировать; 5. Знание правил оркестровки; 6. Умение аранжировать музыкальный материал. Рассмотрим подробнее содержание упомянутых навыков. 1.  Знание   специфики   вокального   искусства   (постановки   голоса,   дыхания, артикуляции   и   т.д.).  В   вокальном   классе   концертмейстеру   необходимо   умение выбирать   методы   работы   с   учетом   индивидуальных   особенностей   певца. Концертмейстер разучивает с певцами партии, работает вместе с ними над образной выразительностью, помогает в преодолении вокальных трудностей. Пение bel canto (с ит. ­ красивое пение) – первостепенная задача вокалиста. «Внимание к слову, работа над орфоэпией и дикцией не должны уводить певца от безупречной вокализации» [3, 10]. Часто пианист­концертмейстер выступает проводником в освоении вокалистом (солистом) различных стилей, форм, агогики и т.д. Особенность   вокальной   литературы   –   наличие   словесного   текста.   Теснейшая взаимосвязь между музыкой и словом присуща всем музыкальным произведениям. Слово оказывает прямое воздействие на выбор музыкальных средств для воплощения художественного   образа   произведения.   Большое   значение   приобретают   владение инструментом   и   профессионализм   концертмейстера:   умение   «петь»   на   рояле (концертмейстер   должен   обладать   «богатым»,   «полным»,   «глубоким»   звуком), 2 передавать   тончайшие   оттенки   настроения,   заложенные   в   слове,   реагировать   на мельчайшие изменения интонации, «рисовать» звуком и с помощью него воплощать мысли и чувства композитора.  Важное  значение   в  работе   с  вокалистом  приобретает   умение   концертмейстера «дышать» вместе с ним. Концертмейстер, подготавливая вступление солиста, перед кульминацией   или   технически   сложными   местами,   «расширяет»   движение ритмической   пульсации,   чтобы   певец   спокойно   сделал   глубокий   вдох   (и концертмейстер   тоже);   в   длинной   фразе   наоборот  –  сжимание   пульсации,   для спокойного выдоха и для объединения музыкальной мысли.  Все эти изменения должны протекать естественно, почти незаметно. Изменчивая текучесть   ритмической   пульсации   не   должна   отражаться   на   ровности   звучания музыки   во   времени.   Г.   Нейгауз   писал:   «Музыка   есть   звуковой   процесс...   Ритм музыкального произведения часто и не без основания сравнивают с пульсом живого организма…   То   же   самое   в   музыке».   Далее   он   пишет:   «Одно   из   требований «здорового» ритма состоит в том, чтобы сумма ускорений и замедлений, вообще ритмических изменений в произведении равнялась некоей постоянной…»[4, 45]. Это возможно только при совместном «переживании» музыки.   В процессе работы над произведением между солистом и аккомпаниатором возникает невидимая духовная связь.   В   момент   исполнения   музыки   они   становятся   «одним   целым».   Умение чувствовать вместе с солистом, думать, дышать, жить в этой музыке, видеть в нем личность, направлять и поддерживать ее  –  непростое и захватывающее действо в работе концертмейстера.  2.  Навыки   ансамблевого   исполнительства.  Основа   камерного   музицирования  – звуковой баланс. В ансамбле с певцом фортепиано как сопровождающий инструмент должно звучать чуть слабее певческого звука, не перекрывать его. В динамическом отношении   концертмейстер  должен  гибко  подстраиваться  под  звучность,  тембр  и темперамент   определенного   исполнителя.   Например,   аккомпанирование   басу   и баритону     требует   плотного   звучания,   объемного   баса,   «тягучего»   звучания   (в кантилене),   а   сопрано   –   прозрачности   в   фактуре,   «стройных»   басов   (вокалисты 3 ориентируются в фактуре сопровождения по басу). Оперный голос требует большей звучности,  а камерный  – меньшей.  Основываясь  на  своих  внутренних  ощущениях пианист должен искать полного «слияния» со звучностью солиста. 3. Способность бегло «читать с листа». Одним из важных аспектов деятельности концертмейстера является способность бегло «читать с листа». Чтение произведения с листа предполагает художественное его исполнение без подготовки. Умение читать с листа фортепианные партии любой сложности, клавиры (концерты, оперы, кантаты) в   соответствии   с   требованиями   инструментовки   определенной   эпохи   и   стиля   — незаменимый навык концертмейстера. Он необходим как в повседневной работе с певцами   (при   выборе   репертуара),   так   и   на   сцене   (при   непредвиденных обстоятельствах, когда приходиться аккомпанировать без подготовки). Овладение навыком   чтения   с   листа   связано   с   развитием   внутреннего   слуха,   музыкального сознания,   и   аналитических   способностей:   применение   многосторонних   знаний   и умений   по   курсам   гармонии,   сольфеджио,   полифонии,   истории   музыки,   анализа музыкальных   произведений,   вокальной   и   хоровой   литературы,   педагогики   –   в   их взаимосвязях. Во время звучания музыки внимание сконцентрировано на дальнейшем ее   развитии:   просматривая   текст   на   несколько   тактов   вперед,   анализируем   и подготавливаем   последующие   изменения   не   только   в   своей   партии,   но   и   партии солиста   (солистов).   Огромное   значение   для   развития   навыка   чтения   с   листа приобретают   регулярные   практические   занятия   и   самостоятельное   изучение вокальной литературы. Профессионализм концертмейстера во многом определяется освоением этого навыка.  4.   Умение   транспонировать.  Транспонирование   –   частое   явление   в   вокальном классе.   Оно   обусловлено   тесситурными   возможностями   голосов,   состоянием голосового аппарата   начинающего вокалиста на данном этапе развития. Нередко удобство тональности определяется самочувствием солиста в данный момент. Поиск комфортной   тональности,   в   которой   вокалист   сможет   работать   в   спокойном голосовом   режиме   (без   «крика»   и   «давления»)   –   одно   из   условий   свободного   и 4 точного исполнения произведения солистом.  В   случае   транспонирования   на   полутон,   достаточно   мысленно   поменять ключевые знаки и изменить случайные в тактах. При транспонировании на терцию вверх – все ноты скрипичного ключа читаются так, как если бы они были написаны в басовом ключе; на терцию вниз – ноты басового ключа читаются так, как если бы они были написаны в скрипичном. Этот метод применим только для партии одной из рук, партию   другой   приходится   соотносить   с   первой.   Более   эффективным   является «метод  интервального  перемещения» [5, 63].  Пианист  в течение  исполнительской практики привыкает автоматически переводить зрительные впечатления в мышечные. Видя интервал или аккорд, пианист физически ощущает их в руках до взятия на логику   развития   мелодико­гармонических клавиатуре. последовательностей   ­   воспроизводит   их   в   новой   тональности.   Умение   Анализируя   ориентироваться   в   разных   тональностях:   мысленное   представление,   внутреннее слышание   и   игра   на   инструменте   интервалов,   аккордов,   гармонических последовательностей   определенной   аппликатурой  –  необходимое   условие   этого метода.  5. Знание правил оркестровки. Фортепианная партия клавира представляет собой переложение оркестровой партитуры. Воплощение оркестровой звучности зависит от   звукоизвлечения слуховых   представлений,   знания   особенностей   строения   и   оркестровых   инструментов,   владение   пианистическими   приемами   воплощения тембровых красок на рояле. 6.   Умение   аранжировать   музыкальный   материал.  Например,   разнообразить сопровождение   при   однообразном   аккомпанементе   в   народных   песнях, произведениях куплетной формы в зависимости от образного содержания, а также варьировать фортепианную фактуру аккомпанемента при повторении.  Владение   этими   компетенциями   составляет   часть   профессиональных обязанностей   концертмейстера   и   необходимо   для   его   успешной   творческой деятельности. 5 Комплекс   необходимых   личностно­волевых   качеств   –   важное   условие  Концертмейстеру   желательно   обладать профессиональной   деятельности. следующими личностными качествами: –  воображение   ­   определяет   способность   человека   к   художественному творчеству; –  внимание  ­   «круг   внимания»,   если   воспользоваться   термином   К.С.   Станиславского,   —   обширный   и   сложный,   распространяется   не   только   на самого себя, но и на  солиста. В процессе исполнения музыкального произведения мы обращаем   внимание   на   мышечные   движения,   параллельно   слуховое   внимание контролирует   звуковой   баланс   (соотношение   музыкальных   звучностей   солиста   и аккомпанирующего),   звуковедение   у   певца,   ансамблевое   внимание   следит   за воплощением единства художественного замысла; ­  одухотворенность   и   артистизм   ­   главные   составляющие   художнической личности; ­   воля   и   самообладание   ­   качества,   также   необходимые   концертмейстеру   на концертных   выступлениях,   в   стрессовых   ситуациях   и   при   возникновении непредвиденных обстоятельств.  Профессиональное   мастерство   концертмейстера   достигается   длительной практической работой. Для достижения высоких результатов необходимо целиком посвятить себя этой деятельности. 6 ЛИТЕРАТУРА 1. Бенцианова С. Концертмейстеры большой оперы // Музыка и время. – М., 2002, № 6. – С. 31­34. 2.     Музыкальный   энциклопедический   словарь.   –   М.:   Большая   Российская Энциклопедия, 1998.  3. Мур. Дж. Певец и аккомпаниатор: Воспоминания. Размышления о музыке. – М.: Радуга, 1987.  4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепьянной игры. – М. Музыка, 1961.  5. Шендерович Е. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996. 6. Шендерович Е. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы аккомпаниатора.­ М.: Музыка, 1972 7

«Необходимые требования для подготовки концертмейстера в классе академического вокала»

«Необходимые требования для подготовки концертмейстера в классе академического вокала»

«Необходимые требования для подготовки концертмейстера в классе академического вокала»

«Необходимые требования для подготовки концертмейстера в классе академического вокала»

«Необходимые требования для подготовки концертмейстера в классе академического вокала»

«Необходимые требования для подготовки концертмейстера в классе академического вокала»

«Необходимые требования для подготовки концертмейстера в классе академического вокала»

«Необходимые требования для подготовки концертмейстера в классе академического вокала»

«Необходимые требования для подготовки концертмейстера в классе академического вокала»

«Необходимые требования для подготовки концертмейстера в классе академического вокала»

«Необходимые требования для подготовки концертмейстера в классе академического вокала»

«Необходимые требования для подготовки концертмейстера в классе академического вокала»

«Необходимые требования для подготовки концертмейстера в классе академического вокала»

«Необходимые требования для подготовки концертмейстера в классе академического вокала»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2018