«Необходимые требования для подготовки концертмейстера в классе академического вокала»
Оценка 4.7
Лекции
docx
музыка +1
Взрослым
26.12.2018
Специфика работы концертмейстера в детской школе искусств требует от него особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися различных специальностей. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива.
Необходимые требования.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств города Югорска»
«Необходимые требования для подготовки концертмейстера в
классе академического вокала»
Автор: Е.С. Трапезникова
преподаватель по классу фортепиано
Югорск, 2018
Концертмейстер – «пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам,
артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в
концертах» [2, 270].
Академический вокал – классическая вокальная школа. В его основе заложены
1 музыкальные традиции, сложившиеся в начале ХVII века. Данный вид вокала
используется в таких жанрах как: оперное и камерное пение.
Существуют определенные требования, необходимые концертмейстеру для
работы в вокальном классе. Специфика работы концертмейстера в классе
академического вокала определяется возможностями голосового аппарата человека,
а также уровнем владения вокалистом искусством пения.
Для успешного выполнения профессиональных обязанностей концертмейстера в
вокальном классе необходимы следующие навыки:
1. Знание специфики вокального искусства (постановки голоса, дыхания,
артикуляции и т.д.);
2. Навыки ансамблевого исполнительства;
3. Способность бегло «читать с листа»;
4. Умение транспонировать;
5. Знание правил оркестровки;
6. Умение аранжировать музыкальный материал.
Рассмотрим подробнее содержание упомянутых навыков.
1.
Знание специфики вокального искусства (постановки голоса, дыхания,
артикуляции и т.д.). В вокальном классе концертмейстеру необходимо умение
выбирать методы работы с учетом индивидуальных особенностей певца.
Концертмейстер разучивает с певцами партии, работает вместе с ними над образной
выразительностью, помогает в преодолении вокальных трудностей. Пение bel canto (с
ит. красивое пение) – первостепенная задача вокалиста. «Внимание к слову, работа
над орфоэпией и дикцией не должны уводить певца от безупречной вокализации» [3,
10]. Часто пианистконцертмейстер выступает проводником в освоении вокалистом
(солистом) различных стилей, форм, агогики и т.д.
Особенность вокальной литературы – наличие словесного текста. Теснейшая
взаимосвязь между музыкой и словом присуща всем музыкальным произведениям.
Слово оказывает прямое воздействие на выбор музыкальных средств для воплощения
художественного образа произведения. Большое значение приобретают владение
инструментом и профессионализм концертмейстера: умение «петь» на рояле
(концертмейстер должен обладать «богатым», «полным», «глубоким» звуком),
2 передавать тончайшие оттенки настроения, заложенные в слове, реагировать на
мельчайшие изменения интонации, «рисовать» звуком и с помощью него воплощать
мысли и чувства композитора.
Важное значение в работе с вокалистом приобретает умение концертмейстера
«дышать» вместе с ним. Концертмейстер, подготавливая вступление солиста, перед
кульминацией или технически сложными местами, «расширяет» движение
ритмической пульсации, чтобы певец спокойно сделал глубокий вдох (и
концертмейстер тоже); в длинной фразе наоборот – сжимание пульсации, для
спокойного выдоха и для объединения музыкальной мысли.
Все эти изменения должны протекать естественно, почти незаметно. Изменчивая
текучесть ритмической пульсации не должна отражаться на ровности звучания
музыки во времени. Г. Нейгауз писал: «Музыка есть звуковой процесс... Ритм
музыкального произведения часто и не без основания сравнивают с пульсом живого
организма… То же самое в музыке». Далее он пишет: «Одно из требований
«здорового» ритма состоит в том, чтобы сумма ускорений и замедлений, вообще
ритмических изменений в произведении равнялась некоей постоянной…»[4, 45]. Это
возможно только при совместном «переживании» музыки. В процессе работы над
произведением между солистом и аккомпаниатором возникает невидимая духовная
связь. В момент исполнения музыки они становятся «одним целым». Умение
чувствовать вместе с солистом, думать, дышать, жить в этой музыке, видеть в нем
личность, направлять и поддерживать ее – непростое и захватывающее действо в
работе концертмейстера.
2. Навыки ансамблевого исполнительства. Основа камерного музицирования –
звуковой баланс. В ансамбле с певцом фортепиано как сопровождающий инструмент
должно звучать чуть слабее певческого звука, не перекрывать его. В динамическом
отношении концертмейстер должен гибко подстраиваться под звучность, тембр и
темперамент определенного исполнителя. Например, аккомпанирование басу и
баритону требует плотного звучания, объемного баса, «тягучего» звучания (в
кантилене), а сопрано – прозрачности в фактуре, «стройных» басов (вокалисты
3 ориентируются в фактуре сопровождения по басу). Оперный голос требует большей
звучности, а камерный – меньшей. Основываясь на своих внутренних ощущениях
пианист должен искать полного «слияния» со звучностью солиста.
3. Способность бегло «читать с листа». Одним из важных аспектов деятельности
концертмейстера является способность бегло «читать с листа». Чтение произведения
с листа предполагает художественное его исполнение без подготовки. Умение читать
с листа фортепианные партии любой сложности, клавиры (концерты, оперы, кантаты)
в соответствии с требованиями инструментовки определенной эпохи и стиля —
незаменимый навык концертмейстера. Он необходим как в повседневной работе с
певцами (при выборе репертуара), так и на сцене (при непредвиденных
обстоятельствах, когда приходиться аккомпанировать без подготовки). Овладение
навыком чтения с листа связано с развитием внутреннего слуха, музыкального
сознания, и аналитических способностей: применение многосторонних знаний и
умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа
музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики – в их
взаимосвязях. Во время звучания музыки внимание сконцентрировано на дальнейшем
ее развитии: просматривая текст на несколько тактов вперед, анализируем и
подготавливаем последующие изменения не только в своей партии, но и партии
солиста (солистов). Огромное значение для развития навыка чтения с листа
приобретают регулярные практические занятия и самостоятельное изучение
вокальной литературы. Профессионализм концертмейстера во многом определяется
освоением этого навыка.
4. Умение транспонировать. Транспонирование – частое явление в вокальном
классе. Оно обусловлено тесситурными возможностями голосов, состоянием
голосового аппарата начинающего вокалиста на данном этапе развития. Нередко
удобство тональности определяется самочувствием солиста в данный момент. Поиск
комфортной тональности, в которой вокалист сможет работать в спокойном
голосовом режиме (без «крика» и «давления») – одно из условий свободного и
4 точного исполнения произведения солистом.
В случае транспонирования на полутон, достаточно мысленно поменять
ключевые знаки и изменить случайные в тактах. При транспонировании на терцию
вверх – все ноты скрипичного ключа читаются так, как если бы они были написаны в
басовом ключе; на терцию вниз – ноты басового ключа читаются так, как если бы они
были написаны в скрипичном. Этот метод применим только для партии одной из рук,
партию другой приходится соотносить с первой. Более эффективным является
«метод интервального перемещения» [5, 63]. Пианист в течение исполнительской
практики привыкает автоматически переводить зрительные впечатления в мышечные.
Видя интервал или аккорд, пианист физически ощущает их в руках до взятия на
логику развития мелодикогармонических
клавиатуре.
последовательностей воспроизводит их в новой тональности. Умение
Анализируя
ориентироваться в разных тональностях: мысленное представление, внутреннее
слышание и игра на инструменте интервалов, аккордов, гармонических
последовательностей определенной аппликатурой – необходимое условие этого
метода.
5. Знание правил оркестровки. Фортепианная партия клавира представляет собой
переложение оркестровой партитуры. Воплощение оркестровой звучности зависит от
звукоизвлечения
слуховых представлений, знания особенностей строения и
оркестровых инструментов, владение пианистическими приемами воплощения
тембровых красок на рояле.
6. Умение аранжировать музыкальный материал.
Например, разнообразить
сопровождение при однообразном аккомпанементе в народных песнях,
произведениях куплетной формы в зависимости от образного содержания, а также
варьировать фортепианную фактуру аккомпанемента при повторении.
Владение этими компетенциями составляет часть профессиональных
обязанностей концертмейстера и необходимо для его успешной творческой
деятельности.
5 Комплекс необходимых личностноволевых качеств – важное условие
Концертмейстеру желательно обладать
профессиональной деятельности.
следующими личностными качествами:
– воображение определяет способность человека к художественному
творчеству;
–
внимание
«круг внимания», если воспользоваться термином
К.С. Станиславского, — обширный и сложный, распространяется не только на
самого себя, но и на солиста. В процессе исполнения музыкального произведения мы
обращаем внимание на мышечные движения, параллельно слуховое внимание
контролирует звуковой баланс (соотношение музыкальных звучностей солиста и
аккомпанирующего), звуковедение у певца, ансамблевое внимание следит за
воплощением единства художественного замысла;
одухотворенность и артистизм главные составляющие художнической
личности;
воля и самообладание качества, также необходимые концертмейстеру на
концертных выступлениях, в стрессовых ситуациях и при возникновении
непредвиденных обстоятельств.
Профессиональное мастерство концертмейстера достигается длительной
практической работой. Для достижения высоких результатов необходимо целиком
посвятить себя этой деятельности.
6 ЛИТЕРАТУРА
1. Бенцианова С. Концертмейстеры большой оперы // Музыка и время. – М., 2002,
№ 6. – С. 3134.
2.
Музыкальный энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская
Энциклопедия, 1998.
3. Мур. Дж. Певец и аккомпаниатор: Воспоминания. Размышления о музыке. – М.:
Радуга, 1987.
4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепьянной игры. – М. Музыка, 1961.
5. Шендерович Е. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. – М.:
Музыка, 1996.
6. Шендерович Е. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы
аккомпаниатора. М.: Музыка, 1972
7
«Необходимые требования для подготовки концертмейстера в классе академического вокала»
«Необходимые требования для подготовки концертмейстера в классе академического вокала»
«Необходимые требования для подготовки концертмейстера в классе академического вокала»
«Необходимые требования для подготовки концертмейстера в классе академического вокала»
«Необходимые требования для подготовки концертмейстера в классе академического вокала»
«Необходимые требования для подготовки концертмейстера в классе академического вокала»
«Необходимые требования для подготовки концертмейстера в классе академического вокала»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.