Влияние музыкального образования на развитие личности ребенка
Оценка 4.7

Влияние музыкального образования на развитие личности ребенка

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
музыка +1
Взрослым
07.12.2018
Влияние музыкального образования на развитие личности ребенка
В данной статье рассматривается вопрос о влиянии начального музыкального образования на последующее развитие личности учащихся, проводятся наблюдения как положительных, так и некоторых отрицательных сторон обучения, выявляется некоторый баланс между ними. Несмотря на проводимые исследования, больше все-таки выявлено полезных свойств улучшения умственной, личностной и многих других сторон личности детей и подростков посредством обучения музыке в музыкальной школе.
Влияние музыкального образования на развитие .docx
Влияние музыкального образования на развитие Личности ребенка. Исследования последних лет все чаще и чаще указывают на большие возможности художественного образования, в том числе музыкального, в плане развития личности ребенка, тем самым подтверждая идею воспитания посредством искусства, выдвинутую еще Аристотелем. Между тем, большинство работ в области музыкальной педагогики в основном посвящены изучению интенсивности и качества взаимодействия ребенка с искусством и практически не рассматривают социально-психологических последствий его влияния на человека. Проведенные исследования позволили выявить как позитивные, так и негативные последствия занятия музыкой в детстве. Экспериментом было охвачено 149 учеников начальных классов, в том числе 54 ученика детских музыкальных школ и школ искусств. Для оценки личности был выбран многофакторный личностный опросник Р.Кеттела СРQ, который описывает личность ребенка в контексте 12-ти взаимосвязанных элементов, отражающих ее внутреннюю сущность и поведение: интеллект, сила Я, обособленность, конформность, осторожность, добросовестность,смелость, мягкость, склонность к чувству вины, напряженность, самоконтроль поведения, возбудимость. Было также проведено психолого- педагогическое обследование 42 учеников выпускных классов, имеющих или не имеющих музыкальное образование. Программа психолого- педагогического обследования включала в себя тест оценки внимания ,, Корректурная проба,, Бурдона, тест Спилбергера –Ханина ( личностная тревожность и реактивная тревога), а также ретроспективный анализ успеваемости за период с 1 по 10 классы. Были также проанализированы результаты вступительных экзаменов 325 абитуриентов, занимавшихся и не занимавшихся в детстве музыкой. Полученные результаты продемонстрировали, с одной стороны достоверно более низкий уровень внимания и успеваемости у старшеклассников, занимавшихся в детстве музыкой. Данные факты представляются парадоксальными, поскольку абитуриенты этой группы продемонстрировали более успешные результаты на вступительных экзаменах. Вероятной причиной более низкой успеваемости и показателей корректурной пробы школьников, занимавшихся в детстве музыкой, могло быть систематическое переутомление детей, досуг которых значительно сокращен из-за дополнительных занятий в музыкальной школе. При этом осознание своего отставания в учебе от сверстников может служить почвой для так называемой ,, Гиперкомпенсации,,, которая в конечном итоге и обеспечивает успех на вступительных экзаменах в ВУЗ. Вместе с тем нельзя сказать, что занятия музыкой имели только негативные последствия для изученной группы. Так, результаты психологического обследования показали более высокий уровень устойчивости внимания ( хотя и при меньшей продуктивности выполнения работы), а также большую устойчивость этих детей к эмоциональному стрессу. Психометрическая оценка личностных черт младших школьников показала, что ученики, не занимающиеся музыкой, получили достоверно более высокие оценки по шкале ,, конформность- доминантность,,, что считается психологической подоплекой нарушения поведения и дисциплины у детей младшего школьного возраста. Дети, занимающиеся в музыкальных школах и школах искусств, оказались более доброжелательными и послушными, осторожными и менее конфликтными. Также отмеченным достоинствам сопутствует меньшая независимость и смелость этих детей. Также получены достоверно более высокие показатели по шкале ,,смелость- робость,,, что говорит о большей устойчивости школьников этой групп к эмоциональной угрозе, обусловливая доброту, отзывчивость, эмоциональные и художественные интересы. Результаты, полученные по шкале ,, чувство вины,,, показали, что дети, испытавшие благотворное влияние занятий музыкой, оказались более жизнерадостными и спокойными. Правда необходимо отметить, что показатели по этому фактору, отражающему напряженное беспокойство и тревожность, достаточно велики у школьников обеих групп. Завершают картину показатели, полученные по фактору ,,напряженность- расслабленность.,, Известно, что личности с высокой оценкой по этой шкале характеризуются эмоциональной неустойчивостью с преобладанием пониженного настроения, страдают расстройством сна, имеют агрессивные тенденции в поведении. Что обусловлено наличием большого количества неудовлетворенных потребностей. Доказано, что младшие школьники, занимающиеся музыкой, имеют более низкие показатели напряженности по сравнению со своими сверстниками, не занимающимися музыкой. Также не исключено, что занятия музыкой в детстве способствуют сглаживанию невротизирующего диссонанса между запросами и возможностями. Статью подготовила преподаватель фортепиано ДМШ № 1 города Костаная Поддудник Елена Николаевна.

Влияние музыкального образования на развитие личности ребенка

Влияние музыкального образования на развитие личности ребенка

Влияние музыкального образования на развитие личности ребенка

Влияние музыкального образования на развитие личности ребенка

Влияние музыкального образования на развитие личности ребенка

Влияние музыкального образования на развитие личности ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2018