Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС
Оценка 4.8

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
музыка +1
Взрослым
10.12.2018
Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС
Современное состояние развития цивилизации социологи называют «информационным обществом». Появление новых информационных технологий оказало огромное влияние на все сферы нашей жизни, в том числе и на образование. Такое явление, как Интернет, не могло и не должно остаться в стороне от школы. Самое современное, эффективное средство информации дало возможность каждому человеку за считанные минуты узнать последние новости в мире, найти нужную книгу, "посетить" любую страну и познакомиться с её национальными особенностями, пообщаться с друзьями из разных уголков мира. Интернет предлагает огромный объём информации, которую учитель может использовать на уроках в дополнение к традиционному учебнику. Это накладывает отпечаток на современное образование.
Итоговая работа г. Кемерово Аюпова Я.Г..docx
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Факультет повышения квалификации Кафедра гуманитарных и художественно­эстетических дисциплин Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС (реферат) Исполнитель:  Стародубцева Марина Владимировна,  учитель музыки  МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 94»   г. кЕМЕРОВО Консультант:  Шаталова  И. Л.              методист кафедры гуманитарных и         художественно­эстетических дисциплин 1 Кемерово 2016 Содержание Введение…………………………………………………………………………….. ……3 1. Понятие мультимедиа………………………………………………………………….5 2.Преимущества мультимедийного урока перед традиционным……………………...7   3.Методика организации целостного процесса разработки, структурирования  мультимедийного урока………………………………………………………………... . 9 4.Конструирование различных видов урока…………………………………………..15 5.Управление мультимедийным уроком…………………….........................................19 6.Экология мультимедийного урока………………………............................................20 7.Критерии эффективности мультимедийного урока………. ………………………..22 Заключение……………………………………………………………………………….23 Список литературы………………………………………………………...……………24 2 Введение           Современное   состояние   развития   цивилизации   социологи   называют «информационным   обществом».   Появление   новых   информационных   технологий оказало огромное влияние на все сферы нашей жизни, в том числе и на образование. Такое явление, как Интернет, не могло и не должно остаться в стороне от школы. Самое современное, эффективное средство информации дало возможность каждому человеку   за   считанные   минуты   узнать   последние   новости   в   мире,   найти   нужную книгу,   "посетить"   любую   страну   и   познакомиться   с   её   национальными особенностями,   пообщаться   с   друзьями   из   разных   уголков   мира.   Интернет предлагает огромный объём информации, которую учитель может использовать на уроках   в   дополнение   к   традиционному   учебнику.   Это   накладывает   отпечаток   на современное образование.              Модернизация и инновационное развитие ­ единственный путь, который позволит   России   стать   конкурентным   обществом   в   мире   21­го   века,   обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач   важнейшими   качествами   личности   становятся   инициативность,   способность творчески   мыслить   и   находить   нестандартные   решения,   умение   выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.                   Действительно,   стремительно   развивающиеся   перемены   в   обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов,    проявляя гибкость и творчество,   не   теряться   в   ситуации неопределенности,   уметь   налаживать эффективные   коммуникации   с     разными   людьми   и   при   этом   оставаться нравственным.   Задача   школы   –     подготовить   выпускника,   обладающего необходимым набором современных     знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя    в самостоятельной жизни.        Увы, традиционное репродуктивное обучение,   пассивная подчиненная роль ученика   не   могут   решить   такие   задачи.     Требуются   новые   педагогические технологии,   эффективные     формы   организации   образовательного   процесса, активные методы  обучения.          Учебный   процесс должен стать   реализацией в образовательной практике личностно­ориентированных   педагогических   систем,   когда   учитель   становится   не только   источником   знаний,   но   и   организатором   познавательной   деятельности учащихся.   Поэтому   главной   компетенцией   учителя­предметника   становится   его 3 обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации.    И здесь заключается одно из главных противоречий современной школы. С одной стороны, благодаря реализации ряда федеральных программ, казалось бы,   решается   проблема   повышения   информационной   культуры   учителя. Современному   педагогу   все   сложнее   и   сложнее   видеть   себя   в   образовательном процессе   без   помощи   компьютера   и   сопутствующих   ему   электронных   средств обучения.   С другой стороны, информатизация образования, еще не набравшая как следует   оборотов,   уже   буксует.   Становится   очевидным,   что   количественные показатели (увеличение числа компьютеров, других средств мультимедиа в школе, электронных   учебных   пособий   и   т.   п.)   никак   пока   не   влияют   на   качество образовательного   процесса.   Дело   не   только   и   не   столько   в   компьютерной неграмотности учителя, о чём принято чаще всего говорить. Это целый комплекс причин.   И   одна   из   наиболее   существенных   ­   отсутствие   целостной   методики использования   информационно­коммуникационных   технологий     в образовательном   процессе.   На   уровне   интуиции   учитель   чувствует,   что   ему необходим совершенно другой алгоритм проведения урока с использованием ИКТ. Однако реализация идей, как правило, вызывает большие сложности. Разработчики подобных уроков не знакомы с особенностями совершенно новых форм проведения уроков. Освоив чисто технические приемы, учителя далеко не всегда задумываются о дидактической составляющей урока. Нет сомнения, что подготовить качественный, эффективный мультимедийный урок, а затем и провести его намного сложнее, чем урок в бескомпьютерном исполнении. Этому надо учиться. Предлагаемая работа возникла из потребности найти и систематизировать материал по вопросам подготовки и проведения мультимедийного урока, методике, которая только зарождается; из авторских поисков, разработок собственных мультимедийных уроков, их внедрения и анализа эффективности. (ИКТ) Цель   работы  –   определить   место   информационно­коммуникационных технологий в решении обновленных образовательных задач. Задачи творческой работы:  1. Обобщить и систематизировать материал по использованию информационно­ коммуникационных технологий.  2.   Предложить   вариант   подготовки   и   проведения   мультимедийного   урока   личностного   потенциала литературы   как   средства   саморазвития,   раскрытия   учащихся. 4 1. Понятие мультимедиа Слово «мультимедиа» стало популярным с 90­х годов 20­го столетия. Multimedia   ­   (Англ.)   многокомпонентная   среда,   позволяющая   использовать текст,   графику,   видео   и   мультипликацию.   «Мультимедиа»   означает   возможность работы   с   информацией   в   различных   видах,   а   не   только   в   цифровом   виде,   как   у обычных   компьютеров.   Мультимедиа­компьютеры   позволяют   воспроизводить звуковую   (музыка,   речь   и   др.),   а   также   видеоинформацию   (видеоролики, анимационные фильмы и др.). Видеоэффекты   могут   быть   представлены   показом   сменных   компьютерных слайдов,   мультфильмов,   видеоклипов,   перемещением   изображений   и   текстов, изменением   цвета   и   масштаба   изображения,   его   мерцанием   и   постепенным исчезновением и др. В   мультимедийных   программах   используется   определенный   способ   передачи информации: ­Взаимодействие   различных   информационных   блоков   (текста,   графики, видеофрагментов)   посредством   гиперссылок.   Гиперссылки   представлены   в   виде специально   оформленного   текста,   или   в   виде   определенного   графического изображения. Одновременно на экране может располагаться несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут следования. ­Интерактивность, то есть диалоговым режимом работы пользователя с источником, при котором он может самостоятельно выбирать интересующую его информацию скорость и последовательность ее передачи. Использование   мультимедиа   программ   на   занятиях   предъявляет   высокие требования к компьютеру: объему памяти, звуковоспроизводящему оборудованию, скоростному   режиму   дисковода   для   CD­ROM   или   DVD­ROM.   В   состав мультимедийного компьютера для обучения входит дополнительное оборудование: дисковод   для   компакт­дисков,   головные   телефоны,   звуковые   колонки.   Для демонстраций в аудитории необходим специальный проектор и экран. Можно указать, по крайней мере, на три важных причины, вследствие которых   в   условиях многие   учителя   приходят   к   проведению   мультимедиауроков   5 информационного  общества (на них ссылается Г.О.Аствацатуров в книге «Дизайн современного урока»). Во­первых, изменилось время, общество и визуальная среда, в которой растёт дошкольник.   Он   приходит   в   школу   и,   независимо   от   места   проживания,   ему требуется не только аудиальный и статичный способ восприятия, но и визуальный, динамичный,   интерактивный.   Иначе   ­   скучно,   иначе   он   успевает   воспринять   и отключиться.  Он  думает   быстрее,  чем  предполагает  традиционное (классическое) преподавание. Вторая   причина   вытекает   из   первой:   если   скорость   реакций   ученика   при восприятии   растет   и   в   традиционном   уроке   не   всегда   подчинена   управлению учителем,   значит,   необходимо   предусмотреть   возможность   «ведения»   ученика самими мультимедиа­средствами.       Третья причина связана с осознанием, что в информационном пространстве, прежде   всего,   растет   объем   информации.   Ученик   не   может   справиться   с нарастающим линейным потоком данных. Стандарты 2004 года  решали эту проблему введением   концентра   и   построением   индивидуального   контента   ученика.   В современных   условиях   перехода   к   Стандартам   второго   поколения   именно мультимедийные технологии позволяют это реализовывать. 6 2.Преимущества мультимедийного урока перед традиционным. Итак, о каких преимуществах мультимедийного урока можно говорить?  1. Повышается интерес учащихся к обучению. Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества ­ это дети «экранной информации». Информация   экрана   монитора,   интерактивной   доски,   проектора,   телевизора, кинотеатра   воспринимается   ими   намного   лучше,   чем   книжная   информация.   Мы можем сожалеть и даже возмущаться, что ученики мало читают. Но это тот важный фактор, который необходимо учитывать при организации учебного процесса.  2.   Учителю   удается   добиться   усиления   обучающего   эффекта   средствами мультимедиа.   Мы   можем     использовать   не   только   наглядность,   но   анимацию, видеоизображение,  звук   для   того,  чтобы   изучаемые   события,  природные   явления, процессы, теоремы и т. д. стали более доступными, чтобы учебный процесс проходил в более комфортных для ученика условиях.  3. По  подсчетам психологов, в среднем на 30 % увеличивается плотность урока. Это достигается за счет более рациональной организации рабочего времени учителя. Вовсе не обязательно выводить на доске мелом какой­то термин, фигуру, формулу.  4. Сэкономленное время используется для увеличения объёма предъявляемой информации или для организации повторения, закрепления учебного материала.  5.   Открываются   новые   возможности   для   управления   учебным   процессом. Учитель   может   быстро   реагировать   на   изменившуюся   ситуацию,   обеспечить разноуровневые задания ученикам, постоянно следить за учебной ситуацией. Многие учителя могут вспомнить из своей практики уроки, особенно в среднем звене (5­9 классы),   когда   любая,   даже   мимолётная   потеря   визуального   контакта   с   классом влияет на рабочий ритм. Учитель поворачивается к доске, что­то пишет, а за его спиной   слышен   легкий   шум,   перешептывания   и   прочее.   Этих   нескольких   минут иногда   достаточно,   чтобы   потерять   обратную   связь   с   учениками.   И   это   вполне объяснимо,   учитывая   возрастные   особенности   ребят.   Использование   мультимедиа помогает   решить   и   данную   проблему.   Необходимая   информация   появляется   на экране   в   заранее   подготовленном   темпе   и   объеме.   Диалог   учителя   с   классом, визуальный контакт не прекращаются ни на секунду.  6.   Более   эффективно   обеспечивается   интерактивность   обучения.   У   учителя появляются   новые   возможности   по   обеспечению   обратной   связи,   по   более эффективному предъявлению разноуровневых учебных задач. Управляемое развитие школьников становится вполне досягаемой целью.  7. Мультимедийный урок позволяет использовать новые, более разнообразные формы и виды учебной деятельности. Активизируется самостоятельная, творческая, поисковая деятельность учащихся.  8.   Меняется   эстетика   урока.   Учитель   получает   мощные   инструменты   для большей привлекательности занятий. Причем для этого, как правило, не требуется 7 специальных   навыков   художника,   фотографа   или   печатника.   Достаточно   хорошо овладеть соответствующими программами.  9.   Возможность   тиражирования   мультимедийного   урока.   Обобщение педагогического опыта приобретает совершенно новые черты, когда учительскому сообществу   предлагаются   не   просто   авторские   описания,   а   технологически законченные разработки, которые могут использовать другие педагоги. И ещё одно. Некоторые учителя, регулярно проводящие мультимедийные уроки, записывают их на внешние носители и предоставляют своим ученикам. Дома дети могут повторить пройденный   материал   не   только   по   учебнику,   но   и   используя   мультимедийное сопровождение, сделанное учителем.  10.   Учитель   может   организовать   повторный   просмотр   материалов   урока   в индивидуальном режиме, учитывая способности каждого ученика. Это, безусловно, влияет на качество обучения в целом.  Таким   образом,   преимущество   мультимедийных   технологий   налицо.   Учитель может   предоставлять   информацию   по   различным   каналам   восприятия   в   любом режиме,   дозировано.   Ему   легко   управлять   подключением,   редактированием визуальных, аудиальных, печатных источников информации.  Однако   надо   учитывать,   что   мультимедийный   урок,   как   уникальная   форма педагогического   общения,   требует   максимально   серьёзного   отношения,   учёта накопившихся   современных   представлений   об   информационно­образовательном процессе.  8 3. Методика организации целостного процесса разработки, структурирования мультимедийного урока Вполне очевидно, что степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть   различными:   от   нескольких   минут   до   полного   цикла.   Это   может   быть,   к примеру,   демонстрация   какого­то   видеофрагмента,   анимаций,   иллюстрирующих какое­то явление, событие, звуковой фрагмент и т. д.  Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини­технология», то есть   как   подготовленная   учителем   разработка   с   заданными   учебными   целями   и задачами,   ориентированная   на   вполне   определённые   результаты   обучения.   Такой урок   обладает   достаточным   набором   информационной   составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя,   который   в   данном   случае   является   организатором,   координатором познавательной   деятельности   учеников.   В   данной   ситуации   роль   учителя   как источника информации уходит на задний план.  Содержание   урока   как   мини­технологии   подразумевает   наличие   «полного пакета»:  ­   Мультимедийную презентацию;  ­  Подробное сценарное описание, детализирующее постановку и пути решения учебных задач, описание технологических приёмов;    ­    Сопутствующий уроку дидактический раздаточный материал;  ­   Контрольно­измерительные   материалы,   помогающие   отследить результативность занятия.  Такой урок можно использовать и для дистанционного обучения при полном наборе   всех   его   составляющих.   Его   легко   тиражировать,   предложить   для использования другим учителям. То есть происходит этап отчуждения урока от его непосредственного создателя. Такой урок уходит в «самостоятельное плавание».  Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока, о которых пойдет речь ниже,   не   просто   новомодные   термины,   а   важная   составная   часть   подготовки   к учебному   занятию.   Проектируя   будущий   мультимедийный   урок,   учитель   должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.  9 В отличие от традиционного плана­конспекта, который понимается как заранее намеченный порядок,  последовательность   осуществления учебных задач,  сценарий урока более многогранен, более детализирован.           Сценарий неразрывно связан и с понятием режиссура урока. Это вполне естественно, когда на основе собственного сценария, творческого замысла учитель продумывает все этапы управления учебным процессом.  В единый замысел учитель объединяет свои действия на уроке с деятельностью учеников, продумывает, как гармонично включить в этот процесс мультимедийные средства обучения. Известно, что развивающим может быть тот урок, на котором сведена до минимума роль учителя как источника информации. Необходимо больше уделить внимания работе ребят на уроке, подумать о разнообразии форм их учебной деятельности, о том, как осуществлять переход от одной учебной задачи к другой. В таком   случае   сценарное   описание   может   выглядеть   как   технологическая   карта, которая,   безусловно,   может   помочь   учителю   лучше   управлять   педагогическими ситуациями, создавать их, предусматривать возможные варианты их разрешения.  При   проектировании   будущего   мультимедийного   урока   разработчик   должен задуматься   над   тем,   какие   цели   он   преследует,   какую   роль   этот   урок   играет   в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса.  Для чего предназначен мультимедийный урок:   ­ для изучения нового материала, предъявления новой информации;  ­  для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков (то есть обработки полученной информации);  ­   для   повторения,   практического   применения   полученных   знаний,   умений навыков;  ­  для обобщения, систематизации знаний?  Следует   сразу   определить:   благодаря   чему   будет   усилен   обучающий   и воспитывающий эффект урока, чтобы проведение мультимедийного урока не стало банальной   данью   новомодным   увлечениям.   Исходя   из   этого,   учитель   подбирает необходимые   формы   и   методы   проведения   урока,   образовательные   технологии, приемы педагогической техники.  Мультимедийный   урок   может   достичь   максимального   обучающего   эффекта, если   он   предстанет   осмысленным   цельным   продуктом,   а   не   случайным   набором слайдов,   то   есть   будет   «соответствовать   принципам   научности,   доступности, наглядности» (Т. И. Платонова).  Определенный комплекс устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд   в   учебный   эпизод,   то   есть   в   относительно   самостоятельную   часть   урока. Количество слайдов зависит от формы урока и должно примерно соответствовать количеству планируемых учебных эпизодов. Разработчик урока должен стремиться превратить каждый из эпизодов в самостоятельную дидактическую единицу.  10 Педагогические справочники определяют дидактическую единицу как логически самостоятельную   часть   учебного   материала,   по   своему   объему   и   структуре соответствующую   таким   компонентам   содержания   как   понятие,   теория,   закон, явление, факт, объект и т. п.  Дидактическая   единица   состоит   из   одного   или   нескольких   фреймов   (по определению Г.О.Аствацатурова)  Фрейм   ­  минимальное   описание   явления,   факта,   объекта,   при   удалении   из которого какой­либо составной части данное явление, факт или объект перестают опознаваться (классифицироваться), т. е. описание теряет смысл. Набор связанных по смыслу и логике фреймов составляет дидактическую единицу.  Таким образом, готовя учебный эпизод и рассматривая его как дидактическую единицу, учитель должен ясно представлять, какие учебные задачи он преследует данным эпизодом, какими средствами он добьется их реализации. Понятие фрейма подсказывает нам одно важное условие: минимизацию предъявляемой информации. Ни в коем случае не нужно перегружать экран излишней наглядностью, текстом и т. п.   Новыми   средствами   обучения   необходимо   разумно   пользоваться,   чтобы   умело создавать проблемные ситуации на уроке, предъявлять эпизоды урока ученикам как учебные задачи.  Цель обучения на уроке должна включать:  •  четко   очерченный   круг   деятельности:   описание   того,  что   обучаемый   будет уметь делать после изучения данного дидактического материала;  • ясные условия, при которых должна осуществляться деятельность: связанные с этой деятельностью люди, учебное окружение, а также физические, социальные и психологические факторы;  •  точные  стандарты, которые  должны  соблюдать  обучаемые:  нормы  времени, производительность, точность и т. п.    Для   учеников  учебные   цели   должны   превратиться   в   понятные   ему   учебные задачи,   где   присутствуют   глаголы,   предполагающие   законченность   учебного действия:  Напиши ­ Перечисли ­ Выдели ­ Покажи ­ Выбери ­ Сравни ­ Назови ­ и т. д.  Превращение   слайда   в   учебный   эпизод   ­   весьма   трудоёмкое   дело,   если относиться   к   этому   серьёзно,   без   «кавалерийского   наскока».   Прежде   всего,   нам необходимо обратить внимание на экран, подумать о месте «активных зон», порядке 11 размещения информации, управляющих кнопок и т. д. Зрительное восприятие экрана начинается   с   его   левой   верхней   части.   Поэтому   здесь   должна   быть   размещена начальная информация или наиболее актуальная, задающая тон всему содержанию учебного эпизода.  Одним   из   очевидных   достоинств   мультимедийного   урока   является   усиление наглядности. Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. Однако   достичь   ожидаемого   эффекта   можно   при   соблюдении   определенных требований к предъявлению наглядности.   Узнаваемость   наглядности,   которая   должна   соответствовать   предъявляемой письменной или устной информации.   Динамика   предъявления   наглядности.   Время   демонстрации   должно   быть оптимальным,   причем   соответствовать   изучаемой   в   данный   момент   учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами.   Продуманный   алгоритм   видеоряда   изображений.   Средства   мультимедиа предоставляют   учителю   возможность   представить   необходимое   изображение   с точностью   до   мгновения.   Учителю   достаточно   детально   продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим.   Оптимальный   размер   наглядности.   Причем   это   касается   не   только минимальных,   но   и   максимальных   размеров,   которые   тоже   могут   оказывать негативное   воздействие   на   учебный   процесс,   содействовать   более   быстрой утомляемости   учеников.   Учителю   следует   помнить,   что   оптимальный   размер изображения на экране монитора ни в коем случае не соответствует оптимальному размеру изображения большого экрана проектора.   Оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают учеников, не дают сосредоточиться на главном.  При подготовке учебного эпизода перед учителем обязательно станет проблема предъявления печатного текста. Необходимо обратить на следующие требования к тексту:   структура;   объем;   формат.  Текст   с   экрана   должен   выступать   как   единица   общения.   Он   носит   или подчиненный   характер,   помогающий   учителю   усилить   смысловую   нагрузку,   или является самостоятельной единицей информации, которую учитель умышленно не озвучивает. Вполне естественно, когда на экране появляются определения терминов, ключевые фразы. Часто на слайде мы видим своеобразный тезисный план урока. В таком случае, главное ­ не переусердствовать.  12 Давно   очевидно,  что   большой   объем   текста   плохо   воспринимается   с  экрана. Учитель должен стремиться по возможности заменить печатный текст наглядностью. По сути это тоже текст, но предъявленный другим языком. В энциклопедических справочниках текст определяется как последовательность графических или звуковых языковых   знаков,   ограниченная   единым   назначением   (лат.   Textus   ­   соединение). Немаловажным является и то, как будет представлен печатный текст с экрана. Так же,  как  и   наглядность,  текст  должен  появиться  в  заранее   продуманное   учителем время.   Учитель   или   комментирует   предъявленный   текст,   или   усиливает предъявленную   им   устную   информацию.   Очень   важно,   чтобы   учитель   ни   в   коем случае   не   дублировал   текст   с   экрана.   Тогда   у   учеников   не   возникнет   иллюзии лишнего звена поступающей информации.  Хотя могут быть и случаи, когда дублирование печатного текста учителем или учеником дидактически оправдано. Такой прием используется в начальной школе, когда учитель достигает комплексного подхода в обучении, подключая различные каналы   восприятия.   Совершенствуются   навыки   чтения,   устного   счета   и   т.д. Дублирование печатного текста обязательно также в любом возрасте при проведении мультимедийных   дидактических   игр.   Этим   самым   учитель   добивается   равных условий для всех учеников: как тех, кто легче воспринимает устную информацию, так и легче усваивающих информацию печатного текста.  Занимаясь   подготовкой   мультимедийного   урока,   разработчик   должен   иметь хотя бы элементарные представления о цвете, цветовой гамме, что может успешно сказаться   на   проектировании   цветового   сценария   учебного   эпизода.   Не   следует пренебрегать   рекомендациями   психологов,   дизайнеров   о   влиянии   цвета   на познавательную   деятельность   учащихся,   о   сочетании   цветов,   оптимальном количестве цветов на экране и т.д. Следует обратить внимание и на то, что цветовое восприятие   на   экране   монитора   и  на  большом   экране   значительно   отличаются,   и мультимедийный урок необходимо готовить в первую очередь с расчетом на экран проектора.  Немаловажное   значение   имеет   и   использование   на   уроке   звука.   Звук   может играть роль:   шумового эффекта;   звуковой иллюстрации;   звукового сопровождения.  В   качестве   шумового   эффекта   звук   может   использоваться   для   привлечения внимания учащихся, переключения на другой вид учебной деятельности. Наличие мультимедийной коллекции звуковых эффектов отнюдь не означает обязательное их применение. Шумовой эффект должен быть дидактически оправдан. К примеру, в случае   проведения   мультимедийной   дидактической   игры   отрывистый   шумовой эффект   может   стать   сигналом   к   началу   обсуждения   поставленного   вопроса   или, наоборот,   сигналом   к   завершению   обсуждения   и   необходимости   предъявления 13 ответа. Очень важно, чтобы ученики были приучены к этому, чтобы звук не вызывал у них излишнего возбуждения.  Важную   роль   играет   звуковая   иллюстрация   как   дополнительный   канал информации.   К   примеру,   наглядное   изображение   животных   или   птиц   может сопровождаться их рычанием, пением и т.д. Рисунок или фотография исторического деятеля ­ его записанной речью. Наконец, звук может играть роль учебного звукового сопровождения наглядного изображения, анимации, видеоролика. В данном случае учителю следует тщательно взвесить, насколько будет рационально использовать на уроке   звуковое   сопровождение.   Какова   будет   роль   учителя   в   ходе   звукового сопровождения? Более приемлемо будет использование звука как учебного текста в ходе   самостоятельной   подготовки   к   уроку.   На   самом   же   уроке   следует   свести звуковое сопровождение до минимума.  Современные   технологии,   как   известно,   позволяют   успешно   использовать   в мультимедийном уроке фрагменты видеофильмов. Использование видеоинформации и анимации может значительно усилить обучающий эффект. Именно фильм, а точнее небольшой   учебный   фрагмент,   в   наибольшей   степени   способствует   визуализации учебного   процесса,   представлению   анимационных   результатов,   имитационному моделированию   различных   процессов   в   реальном   времени   обучения.   Там,   где   в обучении   не   помогает   неподвижная   иллюстрация,   таблица,   может   помочь многомерная   подвижная   фигура,   анимация,   план,   видеосюжет   и   многое   другое. Однако   при   использовании   видеоинформации   не   следует   забывать   о   сохранении темпа урока. Видеофрагмент должен быть предельно кратким по времени, причем учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. То есть   видеоинформация   должна   сопровождаться   рядом   вопросов   развивающего характера,   вызывающих   ребят   на   диалог,   комментирование   происходящего.   Ни   в коем случае не стоит допускать превращения учеников в пассивных созерцателей. Необходимо   заменить   звуковое   сопровождение   видеофрагмента   живой   речью учителя и учеников. 14 4. Конструирование различных видов урока. На первом этапе урока учитель стремится средствами мультимедиа обеспечить мотивацию   и   принятие   учащимися   цели   учебно­познавательной   деятельности. Следующим может быть учебный эпизод актуализации опорных знаний и умений.  Учитель   должен   побеспокоиться   в   последующих   учебных   эпизодах   об обеспечении восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.  Блок   оперативного   закрепления,   повторения   пройденного   предполагает установление   правильности   и   осознанности   усвоения   нового   учебного   материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекцию. Ученики, в свою очередь,   активно   работают   с   объемом   изучения;   максимальное   использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.  Как   в   обыкновенном   уроке,   так   и   в   мультимедийном   очень   важно   не пренебрегать таким существенным элементом, как постановка домашнего задания. И вовсе не обязательно предъявлять его в завершении урока, когда ученики заметно расслабляются   и   постановка   домашнего   задания   превращается   в   обыкновенную, торопливую и скучную запись в дневнике параграфа, страниц учебники или номеров упражнений и задач.  15 С   домашнего   задания   учитель   может   начать   урок,   акцентируя   внимания   на возможные   проблемы   при   его   выполнении,   и   остальная   часть   урока   станет своеобразной консультацией учителя, как эти проблемы разрешить.  Учитель по ходу урока может прокомментировать поставленные учебные задачи домашнего задания.  Учитель   может   предъявить   одновременно   домашнее   задание   двух   или   трех уровней.  Первый уровень ­ обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику, за обучение которого вы беретесь.  Второй   уровень   задания   ­   тренировочный.   Его   выполняют   ученики,   которые желают  хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.  Третий   уровень   используется   учителем   в   зависимости   от   темы   урока, подготовленности класса. Это ­ мультимедийное творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк:  ­   частушки,   басни,   сказки,   фантастические   рассказы   по   учебным   темам, выполненные в текстовом редакторе;  ­ мультимедийные чайнворды, кроссворды и т. п.;  ­ тематическая коллекция интересных фактов, примеров и задач, найденная в Интернете;  ­ сборники аннотаций на статьи по выбранной теме;  ­ учебные мультимедийные комиксы;  ­ интерактивные плакаты ­ опорные сигналы;  ­  мультимедийные проекты.     Абсолютное большинство этих заданий ученик может выполнить на домашнем компьютере  в  виде буклета, мультимедийной   презентации  и  на  следующем уроке продемонстрировать их всему классу. Качественная подготовка данного проекта, как правило,   сопровождается   эффектом   погружения   ученика   в   выбранную   им   или предложенную   учителем   проблему.   Ученик   находит   в   школьной   или   личной медиатеке или в Интернете уникальные факты, иллюстрации и т. д. Он готовит по выбранной теме презентацию или анимированное сопровождение события, явления и т. д.  Исходя из этого, можно выстроить определённый конструктор мультимедийного урока, направленного на реализацию целей занятия по изучению нового материала.  В   предложенном   конструкторе   может   быть   больше   или   меньше   учебных эпизодов в зависимости от целей урока.  Учебный   эпизод   1.   Организационный   момент.   Мотивация   учащихся.   Цели   и задачи занятия. 16 Учебный  эпизод 2.  Актуализация опорных знаний и умений   Учебный эпизод 3.  Восприятие новой информации  Учебный эпизод 4.  Учебные задания на осмысление новой информации  Учебный эпизод 5.  Первичное запоминание, выявление связей и отношений  Учебный эпизод 6.  Оперативное закрепление, повторение пройденного       Учебный  эпизод 7.  Контроль и коррекция        Учебный  эпизод 8.  Подведение итогов. Домашнее задание     Вполне очевидно, что количество учебных эпизодов, как правило, соответствует количеству слайдов мультимедийного урока. Исключением в уроке, направленном на изучение   нового   материала   может   стать   учебный   эпизод   3   «Восприятие   новой информации», который, являясь ключевым и наибольшим по объёму, может состоять из нескольких слайдов, соответствующих нескольким подтемам.  Исходя   из   принципов   деятельностного   подхода,   очень   важно   по   каждому учебному   эпизоду   в   деталях   прописать   действия   учителя   по   предъявлении информации,   организации,   координации   познавательной   деятельности   учащихся   и действия ребят по выполнению предъявленных учебных задач, указать средства, с помощью   которых   они   выполнят   эти   задачи.   Естественно,   очень   важно предусмотреть,   как   будет   организован   контроль   за   выполнением   поставленной учебной задачи. Вполне естественно, что конструкция мультимедийного урока видоизменяется в зависимости   от   определённых   учителем   целей.   К   примеру,   А.   Б.   Драхлер, (руководитель ВМО преподавателей общественных дисциплин, научный сотрудник ИОСО РАО), исходя из собственного педагогического опыта, предлагает следующие виды и типы учебных презентаций:  1.  Конспект урока. Подразумевает обязательное наличие основных визуальных составляющих традиционного урока: название, план, ключевые понятия, домашнее задание и т. д. Иллюстративный ряд играет в данном случае явно вспомогательную и незначительную роль. Довольно часто подобные уроки в содержательной (а иногда, и в   иллюстративной   части)   ориентированы   на   базовый   учебник.   Данная   форма презентации, как правило, охотнее воспринимается так называемыми традиционными учителями.  2. Слайд­шоу. Подразумевает практически полное отсутствие текста и акцент на яркие, крупные  изображения   или  коллажи (может  демонстрироваться  в  начале, в конце   или   в   середине   урока,   ставя   своей   целью   создание   определенного эмоционального настроя; как правило, сопровождается музыкальными фрагментами). Демонстрация слайд­шоу в течение всего урока представляется малоэффективной.  3. «Только текст». Вариант, противоположный по сути представления тому, что предлагалось   в   предыдущем   пункте.   Дидактический   эффект   достигается   за   счет смены   типов   используемых   шрифтов,   размера   шрифта   и   цветовой   гаммы.   Также активно используются различные варианты подчеркиваний.  17 4. Анимированные схемы. В этом варианте презентации особый упор сделан на различных графиках и схемах. Изобразительный ряд ­ минимален. Основная сфера применения ­ занятия повторительно­обобщающего характера.  5. «Опорные сигналы».  Фактически данный подход является ИКТ ­ развитием идей   В.   Шаталова.   Естественно,   что   в   данном   случае   потребуется   эффективное владение простейшими графическими редакторами (рисование).  6.  Заполняем   таблицу.  Вариант   презентации,  рекомендуемый   при   проведении занятий,   связанных   с   систематизацией   какого­либо   материала.   Это   могут   быть тематические,   синхронистические,   хронологические   и   прочие   виды   таблиц. Используя в качестве фонового рисунка изображение, характерное для изучаемой темы, учитель последовательно выводит на слайд незаполненную таблицу, частично заполненную   таблицу   (поэтапно)   и,   наконец,   завершенный   вариант.   «Заполнение» таблицы происходит после соответствующего обсуждения в классе.  7. Анализ картины. Презентация, «героиней» которой является одна картина, плакат,   изображение   (или   их   малое   число).   В   ходе   урока   учитель   выделяет   (и обсуждает с учащимися) какие­либо фрагменты этого изображения.  8.  Тестирование.   Вариант,   который   также   может   быть   рекомендован   при проведении   повторительно­обобщающего   урока.   При   помощи   соответствующих гиперссылок ответ учащихся сопровождается определенной реакцией.  9.  Рабочая тетрадь. «Экранный вариант» рабочей тетради на печатной основе. «Заполнение»   тетради   (в   т.   ч.   и   «бегущей   строкой»)   происходит   после соответствующего обсуждения в классе.  10.  «Своя игра». Вариант «игрового» проведения повторительно­обобщающего урока. Стартовый слайд при этом визуально напоминает табло популярной телеигры. Именно со стартового слайда, в зависимости от «стоимости» выбранного задания, происходит   переход   на   слайд   с   конкретным   вопросом.   Следующий   элемент навигации ­ слайд с правильным, откомментированным ответом. Рассматривая   педагогику   как   инженерию,   многие   учёные   занимаются фактически   конструированием   некоторых   моделей   обучения   ­   написанием   книг, пособий. Их цель ­ теоретическое осмысление практики. Конструирование учителем предполагаемого урока ­ это также некое теоретическое осмысление того, что ему предстоит сделать на практике.  Вооружившись   определенными   теоретическими   знаниями,   своим   видением образовательного   пространства,   учитель   создает   проект   урока,   то   есть   возникает предварительный   замысел,   своеобразный   набросок,   где   обозначены   цели,   задачи урока; решено, какой тип урока применить, как спланировать этапы урока. На этом подготовительном   этапе   учитель   уже   предполагает,   какой   техникой   обучения воспользоваться   для   достижения   наиболее   эффективного   результата,   какие мультимедийные   средства   обучения   ему   понадобятся.   Проектирование   своей деятельности ­ это новый уровень профессионализма учителя, ориентирующий его на 18 творчество, на личностно­профессиональное самоопределение.  Затем   учитель   приступает   к   моделированию,   созданию   некоего   идеального образа урока. В данном случае такая модель ­ не копия с оригинала, а прообраз будущего   оригинала.   Создание   модели   мультимедийного   урока   требует обязательного учёта интересов и возможностей другого участника образовательного процесса   ­   ученика.   Ученик   незримо   (или   реально)   присутствует   при   создании модели, как и учитель, осознает, что должно быть построено и при каких условиях. На этом этапе подготовки к уроку происходит конкретизация целей, определяются средства обучения, возможные приёмы педагогической техники.  Наконец,   учитель   приступает   к   последнему   этапу   подготовки:   созданию конструкции   урока.   На   этом   этапе   учитывается   конкретная   учебная   ситуация, психолого­педагогические   особенности   данного   класса   и   каждого   учащегося   в отдельности.  Именно   технологические   приёмы   с   их   законченностью,   конкретностью позволяют   учителю   чётче   продумать   урок,   вывести   его   алгоритм,   провести хронометраж каждого из этапов урока, учесть специфику того или иного класса, личность   каждого   ребёнка   и   в   итоге   добиться   желаемого   результата. Предполагаемый   результат   должен   быть   соизмерим   с   затраченным   временем   и силами.   Подчас   очень   интересный   и   «красивый»   технологический   приём, предполагаемые   мультимедийные   эффекты,   средства   могут   быть   чересчур энергоёмкими и затратными по времени, не учитывающими возрастных особенностей обучаемых   и   т.   п.   В   преподавании   необходимо   максимальное   разнообразие   как содержания, так и приёмов педагогической техники, средств мультимедиа на уроке.  5. Управление мультимедийным уроком Следует затронуть и другой аспект: проведение самого мультимедийного урока. Как   бы   ни   был   разработан   урок,   многое   зависит   от   того,   насколько   гармонично мультимедийная   разработка   впишется   в   организуемое   учителем   «таинство» педагогического   общения.   Виртуозное   проведение   такого   занятия   сродни   работе шоумена в хорошем понимании этого слова. Учитель должен не только, и не столько (!) уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но вести его в хорошем темпе,   непринужденно,   постоянно   вовлекая   в   познавательный   процесс   учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный 19 эмоциональный фон урока.  ­ Ни в коем случае учитель не должен дублировать текст экрана. Заглядывать на экран нужно только в случае необходимости.  ­ Не забывать об указке! Она позволит  не загораживать экран.  ­   Появление   следующего   слайда   должно   логично   вытекать   из   содержания предыдущего. Хорошо, если учитель сначала озвучит начало следующего учебного эпизода, а затем начнётся его демонстрация. Когда учитель затягивает паузу при предъявлении следующего слайда, теряется темп урока, создаётся впечатление, что и сам учитель не знает, а что появится дальше.  ­   Не   стоит   превращать   урок   в   комментирование   слайдов,   его   отдельных объектов.  6. Экология мультимедийного урока А теперь самое главное ­  здоровьесберегающая составляющая урока. Проблема здоровьесбережения остаётся до сих пор нерешённой и недостаточно проработанной. Вполне очевидно, что принятые около 20 лет назад санитарно­гигиенические нормы устарели. По справедливому замечанию А. Л. Семёнова, «серьезных исследований, которые   выявляли   бы   риски   использования   в   школе   современных   ИКТ,   не проводилось». В нашем распоряжении принципиально новое поколение компьютеров 20 и   абсолютно   безвредных   мониторов.   Арсенал   образовательных   учреждений пополнился цифровыми мультимедийными проекторами, интерактивными досками. По   сути,   во   всех   отечественных   образовательных   учреждениях,   где   продуктивно используются   ИКТ   в   учебно­воспитательном   процессе,   постоянно   нарушаются нормативно введенные ограничения.  Нам, учителям, следует задуматься над экологией мультимедийного урока.  ­     Любой   учебный   кабинет,   где   имеется   электронное   оборудование,   это своеобразный   пылесборник.   Значит,   необходима   не   только   регулярная   влажная уборка помещения, но и протирка всех имеющихся в учебной комнате приборов;  ­ Проведение  мультимедийного   урока  отнюдь  не означает, что  все  40 минут ученики   должны   смотреть   на   экран.   Необходимо   чередовать   виды   учебной деятельности. ­     Важнейший   вопрос   ­   сохранение   зрения.   В   данном   случае   возникают   две проблемы:   одинаковое   фокусное   расстояние   от   глаз   до   экрана,   собственно светящийся экран и луч проектора (отсюда как раз и напрашивается упомянутое требование   о   чередовании   видов   учебной   деятельности).   У   многих   учителей накопился   определённый   опыт   использования   имеющихся   офтальмотренажёров, создаются их электронные аналоги. К примеру, учительница начальных классов из г. Мончегорска Л. Г. Масько создала целую серию мультимедийных физкультминуток, отличающихся динамичностью и чёткой направленностью на гимнастику для глаз (Л. Г. Масько. Коллекция физкультминуток www.it­n.ru)  ­   Мультимедиа   вносит   свои   коррективы   в   организацию   и   проведение физкультминуток.   Учителю   довольно   легко   подключить   ритмичный   музыкальный фрагмент,   снабдить   его   заранее   продуманным   видеорядом   и   провести   несколько упражнений,   снимающих   усталость,   поднимающих   тонус.   Маленькая   мультяшная заставка, весёлые фотослайды заметно украсят физкультминутку.  ­   Использование   ионизаторов   и   увлажнителей   воздуха,   комнатных   растений, выделяющих кислород, ­ еще одно условие здоровьесбережения.  ­ Надо помнить об утомляемости детей однообразной учебной деятельностью, не только   чередовать  виды  учебных  заданий,  но   и  управлять   эмоциональным   фоном урока.   Мультимедиа   предоставляет   нам   для   этого   очень   хорошие   возможности. Увлечение,   восторженное   удивление,   интерес,   улыбка   и   даже   смех   ­   лучшее лекарство от усталости на уроке.  И   в   то   же   время   мы   не   должны   забывать,   что   мультимедийные   средства обучения   могут   привести   к   перенасыщению   информацией   на   уроке,   что,   в   свою очередь, способствует повышению утомляемости детей. В. Д. Паронджанов, посвятив свою знаменитую книгу «Как улучшить работу ума» проблемам развития интеллекта в условиях информационного общества, справедливо заметил:  «Анализируя тексты, решая те или другие задачи, человек перерабатывает информацию. Завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, 21 необходимость часто принимать решения ­ все это и составляет информационную нагрузку.   Если   она   превосходит   возможности   человека   при   его   высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке».  22 7. Критерии эффективности мультимедийного урока. В   заключение   следует   сказать   о   критериях   эффективности   мультимедийного урока. Каждый учитель, занимающийся разработками собственных мультимедийных уроков,   разумеется,   хочет   оценить   качество   своего   продукта.   Г.О.Аствацатуров, прежде всего, предлагает ответить на следующие вопросы: ­   Насколько   на   данном   уроке   будет   уместно   применение   информационно­ коммуникационных технологий?  ­ Не повлияют ли они отрицательно на качество усвоения учебного материала?  ­   Каковы   особенности   использования   информационно­коммуникационных технологий для моего предмета?  ­   Смогу   ли   я   самостоятельно   выполнить   хорошую   разработку   или   лучше воспользоваться готовой?  ­     Что   именно   в   мультимедийном   уроке   повлияет   на   более   качественное усвоение учебного материала?  На ряде образовательных порталов и сайтов формируется банк мультимедийных уроков и внеклассных мероприятий фактически по всем предметным дисциплинам. Большинство методистов не видят ничего зазорного в том, чтобы воспользоваться уже   готовыми   разработками   более   опытных   в   мультимедийном   сопровождении занятий   коллег.   Тем   более   в   данном   случае,   пользуясь   готовой   мультимедийной презентацией, учитель может разработать свой сценарий урока, организуя по­своему учебно­познавательную деятельность детей. В этом случае необходима обязательная ссылка   на   заимствование   с   указанием   автора   разработки   и   источника,   откуда скопирован материал.  В любом случае учитель хочет опереться на определённые критерии качества мультимедийного урока.  Критерий  (от греч. kriterion ­ средство для суждения), признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего­либо; мерило суждения, оценки.  Разрабатываются «Технологические карты оценивания авторской разработки». Таким   образом,  внедрение   ИКТ   в   образовательный   процесс   не     модное увлечение,   а   веление   времени.   Подготовка   подобных   уроков   требует   ещё   более тщательной подготовки, чем учебного занятия без мультимедиа. Современный урок не   эффективен   и,   по   большому   счёту,   бесполезен,   если   он   не   имеет   под   собой технологической основы, если он не спроектирован, не просчитан по всем этапам с четко   выверенными   дидактическими   целями,   воспитательными   и   развивающими задачами, с учётом психолого­педагогических особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности. «Мультимедийные средства при умелой организации учителем   урока   могут   взять   на   себя   функции   ведения   урока,   которые   могут определяться или на отдельный учебный эпизод, или на весь урок, то есть  помогают ввести элементы самостоятельной учебной деятельности» (Л.В. Кочегарова).  23 Заключение Итак,   сегодня,   в   информационную   эпоху,   на   первое   место   выходит «аудиовизуальная культура». Выросло поколение, для которого компьютер включен в   бытовую   среду,   формирующую,   наряду   с   телевизором,   сознание   буквально   с рождения. Соответственно мультимедийные технологии в образовательном процессе становятся одними из главных посредников в формировании нового типа личности, готовой воспринимать и понимать аудиовизуальный язык. Они не только отвечают нуждам педагогики в развитии личности, но и расширяют спектр методов и форм проведения   занятий   с   учащимися.   Обучение   с   помощью   информационно­ коммуникационных   технологий,   в   первую   очередь,   ­   исследовательский   процесс: обеспечивается активное участие учителя и ученика в поиске, структурировании и оценке информации.  В   заключение   необходимо   отметить,   что   использование   информационно­ коммуникационных   технологий   способствует   интеллектуальному   и   творческому росту   не   только   ученика,   но   и   учителя,   дает   ему   возможность   быть   в   курсе современных   тенденций   развития   педагогической   мысли;   помогает   быстро   и адекватно реагировать на изменения приоритетов образования. Делает возможным применение современных способов интерпретации и систематизации информации при изучении   традиционных   тем   школьного   курса.   И   еще   об   одном   учитель   должен всегда помнить: быть интересным своим ученикам. Скучные уроки музыки, ничего не выражающее лицо учителя – это противоестественно. Какими будем мы, учителя музыки, таким и будет духовное состояние наших учеников 24 1)   Аствацатуров   Г.О.   Педагогический   дизайн   мультимедийного   урока.­ Список использованной литературы: Волгоград,  «Учитель», 2009  2) Выготский  Л.С. Обучение и умственное развитие в школьном возрасте. – М., 1994 3) Драхлер А. Б. К вопросу о презентациях (Электронный ресурс) // www.it­n.ru 4)  Кочегарова Л. В. Методика использования мультимедиа­средств на уроке:   httpV/it­ заметки   на   злободневную   тему   (Электронный   ресурс) n.ra/commimities.aspx?cat_no=13748&tmpl=coni.   // 5)   Макаренко   А.С.Лекции   о   воспитании.   (Электронный   ресурс) http://www.makarenko.edu.ru/biblio.htm 6) Паронджанов В. Д. Как улучшить работу ума. ­ М., 2001. 7)   Селевко  Г.К.   Педагогические   технологии   на   основе   информационно­ коммуникационных средств. – Народное образование. Москва, 2005   8) Семёнов, А. Л. Качество информатизации школьного образования.­ Вопросы образования, 2005, №3. 9) Уваров А.Ю.. Педагогический дизайн. – Информатика, №30, 2003.  25 26 27

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС

Использование мультимедийных средств обучения на уроках музыки в рамках реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2018