Реализация программы по внеурочной деятельности «Гармоника» по общекультурному направлению развития учащихся
Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
музыка
Взрослым
10.12.2018
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание.
Малиничева Е.Л. курсовая работа.docx
Государственное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования»
Факультет повышения квалификации
Кафедра гуманитарных и художественноэстетических дисциплин
Реализация программы по внеурочной деятельности
«Гармоника» по общекультурному направлению развития
учащихся
(проект)
Исполнитель:
Стародубцева Марина Владимировна,
учитель музыки
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 94»
г. кЕМЕРОВО
Консультант:
Шаталова И. Л.
методист кафедры гуманитарных и
художественноэстетических дисциплин 3
Кемерово 2016
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка…………………………………………………….4
Актуальность программы…………………………………………4
Цели и задачи………………………………………………………5
Содержание работы…………………………………………………7
Структура программы………………………………………………7
Методы работы………………………………………………………8
Этапы обучения……………………………………………………9
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности (УУД)………………………………………….9
Ожидаемый результат……………………………………………11
Методы оценки результативности программы………………….11
Критерии определения результативности программы…………12
Способы определения результативности программы…………12
Форма подведения итогов…………………………………………12
2. Учебно – тематический план 1 класс……………………………………13
3. Содержание 1 года обучения…………………………………………….13
4. Учебно – тематический план 2 класс………………………………….15
5. Содержание 2 года обучения…………………………………………….15
6. Учебно – тематический план 3 класс………………………………….17
7. Содержание 3 года обучения…………………………………………..17
8. Учебно – тематический план 4 класс………………………………........19
9. Содержание 4 года обучения…………………………………………..19
10.Методическое обеспечение………………………………………………20 11.Литература
учителя…………………………………………………..21
4
для
12.Литература для обучающихся……………………………………………21
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учитель музыки!
Искусством увлекает он детей,
Он дарит людям солнечные дали,
Учитель! Он еще и чародей!
«Музыкальная народная культура
является тем чистым источником,
из которого подрастающее
поколение, взяв лучшее из прошлого,
сделает лучшим будущее»
Проблема построения модели образовательного процесса на основе
многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного
наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в
настоящее время особенно актуальной. К сожалению, в последнее время
сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием
активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и
коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения
народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми
мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на
одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, 5
если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на
традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах.
Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно
ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры
звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают его насквозь». Ребенок
осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.
Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на
них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших
занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его
проявлениях. Желание детей играть на народных инструментах стало
мотивом для создания в общеобразовательной школе внеурочной
деятельности по программе «Гармоника».
Цель программы: обогащение духовной культуры детей через игру на
народных музыкальных инструментах.
Задачи программы:
♦ Расширять и обогащать знания детей (о быте, костюме, ремесле,
художественных промыслах, традициях, праздниках и др.)
Обучение основам техники игры на ложках и других народных
♦
инструментах, формирование необходимых умений и навыков для
дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах.
♦ Воспитание интереса, любви и потребности к занятиям музыкой.
♦ Пропаганда музыкальной культуры и искусства.
Направления работы:
♦ Знакомство с русскими народными инструментами (струнными,
духовыми, ударными и др.)
♦ Самостоятельное исполнение произведений на русских народных
инструментах.
♦ Развитие творческих способностей. 6
Принцип фасцинации (очарования детей).
Творческой направленности.
Игрового познания.
Принципы:
♦
♦
♦
♦
особенностей.
Максимальной самореализации с учетом его индивидуальных
Новизной и отличительной особенностью данной программы является
обучение игре на ложках, народных инструментах и экспериментальных
музыкальных инструментах (инструментахсамоделках) и приобщение детей к
ритмических и
творческой деятельности.
Создание с детьми
инструментальных импровизаций, танцевальных композиций, не сложных
игровых миниатюр, инсценировок, а также народных и экспериментальных
инструментов (самоделок). Коллективные творческие проекты дети
демонстрируют на народных праздниках, концертах.
Основной формой работы является групповое занятие . Расширяя
кругозор детей, знания о русском фольклоре и в целом о русской народной
культуре используются такие формы работы:
беседа;
рассматривание подлинных русских народных инструментов;
слушание народных музыкальных произведений в исполнении
приглашенных балалаечников, гармонистов, учащихся музыкальной
школы;
знакомство с русским народным костюмом;
знакомство с промыслами;
рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов;
просмотр видеофильмов и прослушивание аудиокассет;
экскурсии;
организация фотовыставок; 7
изготовление экспериментальных инструментов (инструментов
самоделок).
Программа рассчитана на 4 года обучения для детей 14 классов с
музыкальнослуховыми способностями, хорошим чувством ритма. Общее
количество часов на реализацию программы – 68 часов, 17 часов в год.
Содержание работы:
Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в
определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей. Музыкальный материал усложняется постепенно, от
занятия к занятию.
Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание
заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному
формированию исполнительских умений и навыков. Для выработки
ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения
основами техники, рекомендуется использовать на занятиях:
пальчиковые игры;
дидактические игры;
ритмические упражнения (народный фольклор – потешки, попевки,
прибаутки, песенки, частушки);
соревнования между подгруппами;
создание собственных приемов игры на народных инструментах.
Структура программы: 8
Весь образовательный цикл делится на четыре ступени исполнительского
мастерства:
1 ступень – подготовительный этап
Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с
простейшими приемами звукоизвлечения.
2 3 ступени – младшая группа ансамбля
Цель: закрепление материала, пройденного на 1 ступени: развитие
музыкального слуха и чувства ритма, координации движений. Дети
знакомятся с народной культурой, народными инструментами. Учатся
играть ансамблем, знакомятся с новыми приемами игры, осваивают
технику игры на ложках.
4 ступень – старшая группа ансамбля
Цель: знакомство с традициями народной культуры. Знакомство со всей
группой ударных и духовых народных инструментов. Игра ансамблем.
Совершенствование техники игры на 2х и 3х ложках и других народных
музыкальных инструментах. Проявление творческой инициативы.
Основные разделы программы взаимодействуют между собой и
дополняют друг друга. В пении используются музыкальные инструменты для
сопровождения. Слушая народную музыку, дети передают свое отношение к
музыке и свои чувства через движения своего тела. Игру в оркестре дети
«украшают» частушкой, речетативом, приговором и др.
Предложенная программа является вариативной, комплексной, то есть
при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и
форм занятий, времени прохождения материала.
Методы работы:
Объяснительноиллюстративный (беседа, объяснение, художественное
слово, использование фольклора).
Репродуктивный (разучивание, закрепление материала). 9
Исследовательский
(самостоятельное исполнение,
оценка,
самооценка).
Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на
прекрасное).
Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и
практической деятельности).
В работе с ансамблем использую технические средства обучения ТСО:
(музыкальный центр, ноутбук)
для отработки техники игры на ложках;
в ритмической тренировке;
при знакомстве с музыкальным инструментом или музыкальным
репертуаром;
для самооценки (дети просматривают собственное исполнение, делают
выводы, анализируют);
на праздничных утренниках, концертах и фестивалях.
Этапы обучения:
на ложках
I этап – знакомство с расписными ложками. Беседа о хохломской росписи.
II этап – постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.
III этап – знакомство детей с приемами игры на ложках. Разучивание
частушек о хохломе.
IV этап – освоение техники игры, ритмическая тренировка. Прослушивание в
грамзаписи русских народных песен. Просмотр видеокассет.
V этап – работа над музыкальным произведением.
VI этап – выступление на праздниках, концертах, развлечениях. Освоение
техники игры на трех ложках.
на русских народных инструментах 10
знакомство с инструментом – историей создания, конструктивными
особенностями;
постановка исполнительского аппарата – корпуса рук;
освоение основных приемов звукоизвлечения;
развитие исполнительского мастерства – работа над художественно
выразительным, эмоциональным, музыкальнограмотным и технически
совершенным исполнением музыкального произведения;
работа над музыкальным произведением.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности» (УУД):
Личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
уважительное отношение к культуре других народов;
эстетические потребности, ценности и чувства;
развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный
смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;
развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.
Метапредметные результаты:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии; 11
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, установления аналогий;
умение осуществлять информационную,
познавательную и
практическую деятельность с использованием различных средств
информации и коммуникации.
Предметные результаты отражают опыт учащихся в музыкально – творческой
деятельности:
основы музыкальной культуры через эмоциональное активное
восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному
искусству и музыкальной деятельности;
воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине,
гордость за достижения отечественного и мирового музыкального
искусства, уважение к истории и духовным традициям России,
музыкальной культуре её народов;
начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение,
музыкальная память и слух, певческий голос, учебнотворческие
способности в различных видах музыкальной деятельности;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере
изучаемых музыкальных произведений;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных
и музыкально – пластических композиций, в импровизациях.
Ожидаемый результат:
знают основы игры на музыкальных инструментах индивидуально и в
ансамбле, соблюдая ритм;
понимают музыкальные произведения – его основную тему;
понимают и чувствуют ответственность за правильное исполнение в
ансамбле; 12
умеют применять в ансамбле практические навыки игры на 2х ложках
и других музыкальных инструментах;
умеют петь, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном
инструменте;
умеют ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души;
делают небольшие импровизации с применением игры на музыкальных
инструментах.
Методы оценки результативности программы:
Количественный анализ
посещаемость, статистические данные;
фиксация занятий в рабочем журнале
отслеживание результатов (наблюдение, диагностика)
практический результат
с пением и движением.
ритмичность выполнения всех заданий;
в совершенстве владеть приемами игры на 2х ложках;
легко, непринужденно сочетать игру на народных музыкальных
Критерии определения результативности программы:
♦
♦
♦
инструментах
Способы определения результативности программы:
♦
♦
♦
Формой подведения итогов реализации данной дополнительной
образовательной программы являются: ансамбль внутри коллектива,
игра на 2х и 3х ложках;
игра на русских народных инструментах;
игра на экспериментальных музыкальных инструментах (самоделках).
праздничные мероприятия, фольклорные праздники, развлечения и досуги,
отчетные концерты, родительские собрания, участие в смотрах, конкурсах, фольклорных фестивалях. По окончании курса обучения вручается
свидетельство об окончании курса обучения игры на народных инструментах.
13
Учебно тематический план:
1 класс (17 часов в год)
№
тема
1. Красоту такую люди
называют
хохломой!
2. Золотая хохлома.
3. Ложки, ложечки резные…
4. Слушаем внимательно.
5. Музыкальная композиция.
6. Фольклорная завалинка.
Теория Практика
Колво
часов
1
1
1
1
1
2
9
1
2
2
2
8
1
2 14
Итого:
17
4
13
Содержание
1 год обучения
Тема 1. Красоту такую люди называют хохломой! Знакомство
с расписными ложками. Беседа о хохломской росписи. История
формирования ложек как простейшего русского народного
инструмента.
История
возникновения хохломской росписи. Простейшие приемы игры на
«Чудо филимоновских игрушек».
ложках.
Тема 2. Золотая хохлома. Знакомство детей с приемами игры на
ложках. Разучивание частушек о хохломе. Показ простейшей игры
на ложках. Правила держания ложек в руке. Постановка
исполнительского аппарата.
Тема 3. Ложки, ложечки резные… Освоение техники игры,
ритмическая тренировка. Дидактические игры. Пальчиковые игры.
Игры с палочками.
Тема 4. Слушаем внимательно. Прослушивание в грамзаписи
русских народных песен. Просмотр видеокассет.
Тема 5. Музыкальная композиция. Работа над музыкальным
произведением (на выбор).
№
тема
Колво
часов
теория практик
а 1.
Упражнение «Удар ложкой об
ложку»
Упражнение «Маятник»
Упражнение «Трещотка»
Упражнение «Подбой»
Закрепление разученных упражнений
Упражнение «Троечка»
Упражнение «Плечики».
Упражнение «Дуга».
Упражнение «Качели»
Закрепление разученных упражнений
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. Музыкальная композиция.
12. Фольклорная завалинка.
Итого:
1
1
1
1
2
1
1
1
1
3
2
2
17
1
1
2
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
15
Тема 6. Фольклорная завалинка. Выступление на праздниках,
концертах, развлечениях.
Учебно тематический план. 2 класс (17 часов в год)
№
тема
Колво
часов
теория практика
Упражнение «Удар ложкой об ложку»
Упражнение «Маятник»
Упражнение «Трещотка»
Упражнение «Подбой»
Закрепление разученных упражнений
Упражнение «Троечка»
Упражнение «Плечики».
Упражнение «Дуга».
Упражнение «Качели»
Закрепление разученных упражнений
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. Музыкальная композиция.
12.
Фольклорная завалинка.
Итого:
1
1
1
1
2
1
1
1
1
3
2
2
17
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
15 16
Содержание 2 год обучения
Тема 1. Упражнение «Удар ложкой об ложку». Для этого кладут одну
ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и ударяют по ней другой
ложкой.
Тема 2. Упражнение «Маятник». Ударяют тыльными сторонами ложек
или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать
как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;
Тема 3. Упражнение «Трещотка». Ложки ставят между коленом и
ладонью левой руки и выполняют удары.
Тема 4. Упражнение «Подбой». Левой рукой удар по ложкам снизу.
Тема 5. Закрепление разученных упражнений. «Удар ложкой обложку»,
«Маятник», «Трещотка», «Подбой».
Тема 6. Упражнение «Троечка». Три удара ложками об левую руку с паузой
на счет «4».
Тема 7. Упражнение «Плечики». Ударяют ложками, которые держат в
правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.
Тема 8. Упражнение «Дуга». На счет «один» удар ложками по колену. На
счет «два» удар ложками по локтю левой руки.
Тема 9. Упражнение «Качели». Ударяют ложками по колену и по кисти
приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном
корпуса влево, вправо. На счет «1» удар по колену; «2» полунаклон
влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «3» удар по колену;
«4» полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке.
Тема 10. Закрепление разученных упражнений. «Троечка», «Плечики»,
«Дуга», «Качели». 17
Тема 11. Музыкальная композиция. Работа над музыкальным
произведением (на выбор).
Тема 12. Фольклорная завалинка. Выступление на праздниках, концертах,
развлечениях.
Учебно тематический план
3 класс (17 часов в год)
№
1.
2.
3.
4.
тема
Повторение разученных упражнений.
Упражнение «Глиссандо»
Упражнение «Линеечка»
Упражнение «Солнышко»
Колво
часов
1
1
1
1
теория практика
1
1
1
1 1
1
3
3
3
2
17
1
1
2
18
1
1
2
2
2
2
15
5.
6.
7.
Упражнение«Круг»
Упражнения «Капельки»
Знакомство с шумовыми
инструментами
Закрепление разученных упражнений
Музыкальная композиция.
8.
9.
10. Фольклорная завалинка.
Итого:
Содержание
3 год обучения
Тема 1. Повторение разученных упражнений. «Удар ложкой обложку»,
«Маятник», «Трещотка», «Подбой», «Троечка», «Плечики», «Дуга»,
«Качели».
Тема 2. Упражнение «Глиссандо». Обе ложки держат тыльными сторонами
друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям.
Тема 3. Упражнение «Линеечка». Ударяют ложками по ладони левой руки,
колену левой ноги, пятке и полу.
Тема 4. Упражнение «Солнышко». Ударяют ложками по ладони левой руки,
постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг).
Тема 5. Упражнение«Круг». Ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки,
плечу правой руки, колену правой ноги.
Тема 6. Упражнения «Капельки». Одиночные и двойные удары по коленям, по
ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.
Тема 7. Знакомство с шумовыми инструментами. Элементарные
приемы игры на трещотках, колотушке, колокольчиках, стиральной доске,
акарине, вертушке и др.
Тема 8. Закрепление разученных упражнений. 19
Тема 9. Музыкальная композиция. Работа над музыкальным произведением
(на выбор).
Тема 10. Фольклорная завалинка. Выступление на праздниках,
концертах, развлечениях.
4 класс (17 часов в год)
№
1.
2.
3.
4.
тема
Повторение разученных упражнений.
Упражнение «Антошка»
Упражнение «Лошадка»
Упражнение «Часики»
Колво
часов
1
2
2
2
теория практика
1
1
1
1
1
1
1 1
1
3
5
17
1
1
5
20
1
1
2
4
12
5.
6.
7.
8.
Упражнение «Двоечник»
Упражнение «Отличник»
Закрепление разученных упражнений
Фольклорная завалинка.
Итого:
Содержание
4 год обучения
Тема 1. Повторение разученных упражнений. «Глиссандо», «Линеечка»,
«Солнышко», «Круг», «Капельки».
Тема 2. Упражнение «Антошка». Ехал Антошка, нос картошкой.
Тема 3. Упражнение «Лошадка». Едет лошадка, шёрстка гладка.
Тема 4. Упражнение «Часики». Висят часики на стенке, у них согнуты
е стрелки.
Тема 5. Упражнение «Двоечник». Двоечку я получил.
Тема 6. Упражнение «Отличник». Получил пятерку я!
Тема 7. Закрепление разученных упражнении. Приемы игры на трех
ложках.
Тема 8. Фольклорная завалинка. Выступление на праздниках, концертах,
развлечениях. Вручение свидетельства.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для выполнения и осуществления обучения игры на ложках и на
шумовых инструментах необходимо:
музыкальный центр;
баян;
ноутбук; ложки (деревянные, по три штуки на каждого человека);
диски с записью русских народных мелодий и песен;
шумовые инструменты(трещотка, колотушка, колокольчики, доска,
21
бубенцы, коробочка и др.);
стульчики без спинки;
народные костюмы.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
1. Новицкая, О.Л. Уроки вдохновения. /О.Л.Новицкая;– Москва,
Всерос.театр.ово, 1984. 87с. 22
2. Волошина, Т.А., Астапов, С.Н. Языческая мифология славян./
Т.А.Волошина, С.Н.Астапов; –Ростов н/Д: Издательство «Феникс»,
1996. 102с.
3. Ищук ,В.В., Нагибина, М.И. «Календарные праздники» / В.В.Ищук, М.И
Нагибина;. – Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия
Холдинг, 2000г. – 94с.
4. Устинов, Л. Сказочный театр. /Л.Устинов;– Издательство «Искусство»,
1975. 124с.
5. Энциклопедический сборник. Игры. – Челябинск: ЮжноУральское
книжное издательство, 1995.
6. Богатырев, Р.Г. Русское народное творчество. / П.Г.Богатырев и др.;–
М.: Издательство «Высшая школа», 1966. 68с.
7. Круглова, Ю.Г. «Былины»: кн. для внеклассного чтения. /
Ю.Г.Круглова;– М.: Просвещение, 1985. 64с.
8. Криничная, Н.А. «Легенды. Предания. Бывальщины.»/ Н.А.Криничная;
М.: Современник, 1989. – 76с.
9. Некрылова, А.Ф., Савушкина, Н.И. Фольклорный театр. /
А.Ф.Некрылова, Н.И.Савушкина;– М.: Современник, 1988г. – 102с.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Русские народные сказки.
1.
2. Васильев, Ю., Широков, А. «Рассказы о русских народных
инструментах». \ Ю.Васильев, А.Широков; – М.: «Советский
композитор», 1986г. – 52с.
3.
Русские былины.
Реализация программы по внеурочной деятельности «Гармоника» по общекультурному направлению развития учащихся
Реализация программы по внеурочной деятельности «Гармоника» по общекультурному направлению развития учащихся
Реализация программы по внеурочной деятельности «Гармоника» по общекультурному направлению развития учащихся
Реализация программы по внеурочной деятельности «Гармоника» по общекультурному направлению развития учащихся
Реализация программы по внеурочной деятельности «Гармоника» по общекультурному направлению развития учащихся
Реализация программы по внеурочной деятельности «Гармоника» по общекультурному направлению развития учащихся
Реализация программы по внеурочной деятельности «Гармоника» по общекультурному направлению развития учащихся
Реализация программы по внеурочной деятельности «Гармоника» по общекультурному направлению развития учащихся
Реализация программы по внеурочной деятельности «Гармоника» по общекультурному направлению развития учащихся
Реализация программы по внеурочной деятельности «Гармоника» по общекультурному направлению развития учащихся
Реализация программы по внеурочной деятельности «Гармоника» по общекультурному направлению развития учащихся
Реализация программы по внеурочной деятельности «Гармоника» по общекультурному направлению развития учащихся
Реализация программы по внеурочной деятельности «Гармоника» по общекультурному направлению развития учащихся
Реализация программы по внеурочной деятельности «Гармоника» по общекультурному направлению развития учащихся
Реализация программы по внеурочной деятельности «Гармоника» по общекультурному направлению развития учащихся
Реализация программы по внеурочной деятельности «Гармоника» по общекультурному направлению развития учащихся
Реализация программы по внеурочной деятельности «Гармоника» по общекультурному направлению развития учащихся
Реализация программы по внеурочной деятельности «Гармоника» по общекультурному направлению развития учащихся
Реализация программы по внеурочной деятельности «Гармоника» по общекультурному направлению развития учащихся
Реализация программы по внеурочной деятельности «Гармоника» по общекультурному направлению развития учащихся
Реализация программы по внеурочной деятельности «Гармоника» по общекультурному направлению развития учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.