Искусство игры на ложках как явление синкретическое
Оценка 4.7

Искусство игры на ложках как явление синкретическое

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
музыка +1
Взрослым
03.06.2019
Искусство игры на ложках как явление синкретическое
Представлена статья из опыта работы со школьными ансамблями ложкарей в общеобразовательной школе . Доступность ложек , как музыкального инструмента позволяет включать в составы ансамлей всех желающих , независимо от способностей и год за годом с детских лет их всесторонне развивать.Cтатья предназначена в помощь педагогам дополнительного образования общеобразовательных школ.
Статья 2017.docxстатья.docxстатья 2019.docx2020.docxcnСТАТЬЯ СИНКРЕТИЗМ.docx
Искусство игры на ложках как явление синкретическое  (из опыта работы со школьными ансамблями ложкарей) Макаренко И.И. педагог дополнительного  образования  МАОУ сош№2 с углубленным изучением предметов  гуманитарного профиля г. Перми  . Игра   на   музыкальных   инструментах   всегда   занимала   особое   место   в   жизни   народа: помогала в труде, сопровождала в праздники. Ни одна национальная культура мира не может сравниться с таким разнообразием самобытных музыкальных инструментов, каким обладает   русская   национальная   музыкальная   культура.   Современный   перечень   только ударных фольклорных инструментов насчитывает около тридцати наименований.   Одним из самых   колоритных музыкальных ударных инструментов русского народа   являются русские     ложки,     Деревянные   ложки   —   это   отражение   самобытности   нашей   русской культуры и ее культурных традиций. Наряду с гуслями, балалайкой и гармошкой ложки можно   считать   символом   русского   народного   музыкального   искусства,   отражающим многие стороны души русского человека. Обыкновенная деревянная ложка. Что может быть привычнее и проще? А  подержишь ее, ощутишь тепло дерева — и беда уже не беда, печаль не печаль! Она напоминает часть руки с   согнутой   ладошкой.   Есть   в   звуках   ложек   что­то   теплое   и   родное,   деревянное   и деревенское. Что­то русское, от чего внутри становится светло. Много лет назад   деревянные ложки можно было услышать лишь в узком кругу или на завалинке.   Но   пришли   новые   времена.   Мы   стали   свидетелями   фантастического   взлёта популярности деревянной ложки. Начали создаваться ансамбли ложкарей по всей России. В настоящее время этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей народных инструментов.  В 2014 году система дополнительного образования  средней  общеобразовательной школы №2   с   углубленным   изучением   предметов   гуманитарного   профиля     предоставила     мне уникальную возможность создания детского ансамбля ложкарей. Мотивацией для создания 1 ансамбля послужило: во­первых, направленность образования на возрождение народных музыкальных   традиций,   во­вторых,   отсутствие   в   нашем   городе   детских     ансамблей ложкарей.   Коллективное инструментальное музицирование  на ложках – одна из наиболее  доступных форм ознакомления ребёнка с миром музыки. Ложки – это простой ударный  музыкальный инструмент, посредством которого можно легко и свободно развивать у детей восприятие темпа,  метра и  ритма.  Кроме  этого,  игра  на ложках  помогает  развивать  координацию, музыкальную память и умение импровизировать, сочинять игровые «колена» Ансамбль   ложкарей,   как   фольклорный   жанр   исполнительства   опирается   на   народное музыкальное творчество, которое представляет собой явление синкретическое. «Понятие "синкретизм" происходит от греческого слова, обозначающего соединение, объединение, представляет собой первоначальную слитность элементов целого, которые не могут быть разъединены и рассмотрены отдельно». В произведениях музыкального фольклора средства народного   исполнительства:   песня,   пляска,   пантомима,   декламация,   инструментальная музыка, жестикуляционные и мимические действия трудно отделить друг от друга. Весь этот сплав должен быть направлен  в единое русло: на создание целостного произведения и раскрытия   его   замысла.   Синкретичная   природа   фольклора   является   доминирующей   в любом произведения народного искусства. Передо   мной,   как   руководителем,   встала   трудная   и   ответственная   задача:   овладеть навыками разных видов творчества   и обучить детей искусству владения ими . Обычно руководители   ансамблей   ложкарей,   имеющие   только   квалификацию   музыканта   и   не обладающие   специальными   знаниями,   исполнением композиций ложкарей.    ограничиваются   лишь   инструментальным Была составлена образовательная программа «Ансамбля ложкарей»  на основе программы дополнительного образования Петуховой Т.А.  Своей   целью   ставлю   приобщение   детей   к   традиционной   культуре   своего   народа   через освоение   искусства   игры   на   ложках   и   других   русских   народных   ритмических инструментах,   обогащение   их   духовной   культуры.   Основная   задача   –   открыть   детям радость общения с миром народной музыки, радость совместного творчества, предоставить каждому   ребенку   возможность   выразить   себя.   Работу   в   ансамбле   направляю   на 2 пробуждение   эмоционально­ценностного   отношения   к   народному   творчеству   и музыкальному искусству в целом. Главный результат, на который очень хочется  надеяться, заключается в усвоении детьми вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении их к добру и неприятию зла. Отличительная     особенность     образовательной   программы     «Ансамбля   ложкарей»   – интеграция разных видов творческой деятельности учащихся. Идея интеграции, заложенная в образовательную программу,   основана на синкретизме и целостности народного искусства. Музыкальный фольклор в воспитательном и обучающем аспектах выступает в союзе с народной педагогикой, существует только в устной форме и передается   от   одного   исполнителя   другому.   Характерные   свойства   музыкального фольклора: традиционность, устностъ, вариативность, коллективность.   Для     оптимизации   учебного   процесса,   наряду     с   традиционными   педагогическими технологиями  обязательно включаю в учебный процесс и этнопедагогические технологии, использую   широкую   палитру   жанров   поэтического     фольклора:   пословицы,   поговорки,   небылицы. прибаутки, этнопедагогическим базисом для освоения культурного наследия прошлого.   Каждый   из   жанров   фольклора   является   ценностным   В   работе с ансамблями ложкарей поэтическтй   фольклор во всем   его многообразии выступает как база, как главное средство развития чувства музыкального ритма у  детей. Простота инструментов, используемых в ансамбле ложкарей допускает устную передачу секретов игры на них в овладении техники игры   с помощью     традиционных приемов народной педагогики ­ подражания, подыгрывания , подхватывания, игры   «за следом», диалога и   побуждает     к самостоятельным художественным проявлениям. Поэтический фольклор   является   опосредованным   звеном,   способствующим   активизации   развития чувства музыкального ритма. Фольклор – это   главный источник знаний о принципах воспитания. Его воздействие на эмоционально ­ чувственную сферу ребенка  делает его наиболее  эффективным. Именно такое   воздействие   ­   один   из   важнейших   принципов   народной   педагогики.   Это   кладезь народной   мудрости,   своеобразная   энциклопедия   духовной   жизни   русского   народа, животворящий   родник,   способный   исцелить   и   очистить   человека   от   бездуховности,   от внутренней   пустоты.   В   народном   сознании   издревле   большое   место   занимали 3 представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На   Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета,   зависть, гнев,   воровство, скупость, немилосердие  и т.п... Каждое отдельно взятое произведение народной классики учит либо трудолюбию, терпению, великодушию, либо любви к ближнему, родному дому, своей земле, Отечеству, воспитывает доброту, благородство, мужество. Содержит в себе неизменные   человеческие   заповеди,   чувства   добра,   справедливости,   правды,   уважения человеческого достоинства В     работе   с   ансамблями   ложкарей       я   использую   широкую   палитру   жанров   русского фольклора: пословицы, поговорки, прибаутки, небылицы, хороводы. пляски, игровые песни , частушки  и др. И все это множество форм и  типов музыкально­поэтического фольклора объединяется в разнообразные музыкальные  ритмы: от простых  к сложным.  Знакомство детей  с музыкальным фольклором развивает у них аналитическое мышление, позволяет  им  верно определить «золотой фонд» музыкальной культуры, более свободно ориентироваться в довольно сложных ритмах современной музыки. Для расширения детского кругозора   о русской народной культуре провожу различные мероприятия  в следующих  формах:   беседы (о быте русского народа, о русском костюме, о народных праздниках , о русской народной песне ,  знакомлю детей  с народными промыслами )  посещение музея русской ложки в городе Нытва;  «Музыкальная   гостиная   школы   »     ­   концерты   приглашенных   балалаечников, домристов,   баянистов,     учащихся   музыкальной   школы   №2,   студентов   ПГИИК, учащихся ПМК и профессиональных народных коллективов города   исследовательская работа учащихся и самостоятельная подготовка сценариев для тематических концертов в рамках школьной филармонии «Концертино»: «Русская ложка», « Озорные скоморохи», « Зайграй ка, балалайка».    просмотр   видеофильмов   и   прослушивание   аудиокассет   выступлений   ансамблей ложкарей из других городов, видео выступлений ложкарей предыдущих составов; Таким образом cтараюсь приобщить ребят  к общечеловеческим нравственно­эстетическим ценностям.   В   русском   фольклоре   каким­то   особенным   образом   сочетаются   слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как   ласковый   говорок,   выражая   заботу,   нежность,   веру   в   благополучное   будущее.   В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются 4 недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного   народного   творчества   занимают   уважительное   отношение   к   труду,   восхищение мастерством   человеческих   рук.   Благодаря   этому,   фольклор   является   богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей На   занятиях   ансамблей   ложкарей   связь     с   национальной   культурой   осуществляется   и проявляется не только через взаимодействие с русскими народными  инструментами, с их историей, традициями, но и через репертуар. В репертуаре моих ансамблей большое количество русских народных песен и мелодий; «Светит месяц», «Русская зима», », «Я на горку шла», « Как у наших, у ворот», «Веселые гуси», «Елочки сосеночки», «Коробейники» и др. В словах народных песен содержатся ценнейшие сведения о прошлом русской земли, об условиях жизни наших предков, их мыслях и чувствах, желаниях и заботах, понимании национальной истории. Долгое   время   в   народном   быту   игра   на   ложках   была     связана   только   с   песнями.   Но постепенно в репертуаре ложкарей  стали появляться  и танцы . В репертуар  ансамблей такие   танцы,   как   «Кадриль»   В.Темнова   ,     «Полька»   А.Иванова,     .хоровод   «Березка». Народная танцевальная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности русской души. Проблема репертуара – главная в работе с ансамблем ложкарей. В отличие от хоровых и оркестровых   коллективов,   которые   имеют   готовый,   написанный   или   обработанный композиторами   музыкальный   материал,     ансамбли   ложкарей   пока   что   довольствуются лишь   собственными   находками   или   же   невольно   копируют   у   других,   подобных   себе ансамблей Композиции   для   ансамблей       придумываю   на   основе   традиций   русского   музыкального творчества.     Традиционно в   репертуаре ансамблей ложкарей присутствуют   игровые – «манерные»,   cюжетные   и оркестровые   пьесы­ композиции. В игровых – «манерных» пьесах искусство игры на ложках демонстрируется в форме состязания /соперничества/ между отдельными исполнителями, а также группами ложкарей. В таких пьесах ложкари как   бы   хотят   подчеркнуть   всю   необычность   своего   искусства,   отсюда   и   их   внешняя напыщенность.   В   сюжетных   пьесах   весь   музыкальный   материал   строится   на   основе небольшого сюжета или даже элементов, которые как бы вкрапливаются в общее полотно 5 пьесы.   Оркестровые пьесы исполняются только сидя на табуретках. Композиция пьесы строится на перекличке ложкарей и ансамбля русских народных инструментов, а также перекличке отдельных групп ложкарей. Обязательно отводится место исполнению всем составом.     ..Cочиняя   композиции   для   ложкарей   cтараюсь   выделить   ярко   выраженное игровое начало песен. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной мере могут быть внесены почти в любую пьесу. Тогда игра на ложках  может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих   игровых   и   плясовых   песнях.   Нередко   на   занятиях   ансамблей   исполнение композиций   на   ложках     перерастает   в   импровизированные   игровые   миниатюры       c включением элементов русских  танцев: хлопушек , притопов, дробушек и п.  На овладение приемами игры на ложках, трещотках, бубнах  уходит не так много времени. Гораздо   больше   приходится   работать   над   сочетанием   этих   приемов,   запоминанием   их последовательности,   слаженностью   игры,   синхронностью   рук   ,   точным   исполнением ритмических   рисунков   и,   конечно   же,   артистичностью   исполнения.   В   результате появляются оригинальные инструментальные  разработки, нарабатывается  особый стиль, как   у   юных   музыкантов,   так   и   у   меня,   как   творческого   руководителя   ансамбля.   Все музыкальные номера абсолютно различны по характеру, набору инструментов, приемов игры, движений и сюжету в целом. В одних из них солируют бубны  или рубель («Cветит месяц», «Я на горку шла»),  в других  звучат  только ложки («Ах , вы сени», «Веселые музыканты»). Иногда  добавленные  к ложкам  инструменты  просто  подыгрывают партии ложек   или   устраивают   своеобразную   перекличку,   тем   самым,   внося   новые   тембровые краски. В большинстве музыкальных номеров ребята играют сидя на специально сделанных и расписанных   под хохлому табуретках.    В   искусстве   игры   на   ложках   важное   место   занимает   орнамент   движений   рук   –   их артикуляция. Выполняя тот или иной приём, рука с ложками движется или горизонтально или вертикально. Иногда важны повороты кистей, движение руки между ударом.. Немалое место в исполнительской практике ложкарей занимают народная хореография и пантомима. Этой стороной народного творчества нужно заниматься с детьми не меньше, чем над освоением  приемов  игры и синхронным исполнением ритмических «колен».   В младших   группах     ансамблей   с   игровых   моментов   начинается   и   заканчивается   каждая 6 репетиция: дети через игру быстрее воспринимают произведение, живее и эмоциональнее реагируют, импровизируют, запоминают. Для   каждого   из   школьных   ансамблей   ложкарей     существует   целый   арсенал хореографических движений: коленец, поворотов, дробушек, проходок и т.д. Играть на ложках   и танцевать одновременно, как это делалось в старину. Для этого   очень важно научить   детей   определённому   набору   танцевальных   движений,   характерных   для исполняемой музыки. Подбор и внедрение нового репертуара для ансамбля ложкарей – это бесконечный процесс, важно   не   столько   пополнение   своего   репертуарного   багажа,   сколько   умение самостоятельно его разрабатывать. Нужно постоянно  находиться в творческом  поиске. Не бояться     экспериментировать.   Сочинять,   выдумывать.   Соединять     звучание   ложек   с другими шумовыми и музыкальными инструментами. Находить интересные движения рук, ног, туловища, с одновременным исполнением ритмических рисунков на ложках. Всегда пытаться     найти   свое   лицо.   И   если   результаты   моего     труда   влекут     к   творческому общению с учениками, если я чувствую, что могу проявить себя как личность, как педагог, как художник, то дети мне поверят и всегда будут готовы к сотворчеству. Мне радостно от осознания того, что вместе с ребятами я познаю мир, учусь вместе с ними, нахожусь в постоянных поисках и сомнениях, наслаждаюсь удивительным ощущением творчества.  Новые   приемы   игры   узнаю   из   литературы,   учусь   сама   и   знакомлю   ребят   .   Вместе   с участниками ансамблей смотрим видео выступлений ложкарей из других городов, видео выступлений   ложкарей   предыдущих   составов.   Много   интересного   ребята   узнали   об истории   деревянных   ложек   благодаря   исследовательской   работе   в   рамках   школьной филармонии «Концертино».  Участники  ансамблей 3­б и 3­а классов написали сценарий и выступили с тематическими концертами  "Русская ложка " перед ребятами , посещающими группу продленного дня и малышами шестилетками  школы развития личности. Выступления – это итоговый и самый любимый ребятами этап работы. Ансамбли  ложкарей нашей   школы     являются   постоянными   участниками   всех   традиционных   для   школы праздников:   «Осенины»,   «День   матери»,   «Меценаты   школы»,   «День   учителя»,   «День открытых   дверей»,   «Февромарт»,   «Фестиваль   искусств»     и   др..   Ежегодно   ансамбли ложкарей участвуют в краевой   конференции учителей   «Со ­ бытие»,   собраниях для родителей   и   на многочисленных школьных концертах .   Занятость детей в ансамблях 7 ложкарей     играет   большую   роль   в   социализации   личности   и   имеет   практическую направленность. Концертные выступления  детей за рамками  школы: ежегодные  выступления учащихся в госпитале   ветеранов     Великой   Отечественной   войны,   на   открытии   краевых     выставок изобразительного   творчества   детей   и   педагогов   ДШИ     в   ЦДТ   «Росток»,   участие   в волонтерских   проектах,   городских   праздниках   и   фестивалях   –   конкурсах   детского творчества, таких как «Наш Пермский край», «60 секунд успеха», «Пермь Великая », «Шаг к победе». В мае  этого года  ансамбль ложкарей «Лепота»  стал Лауреатом  I cтепени и обладателем Гран при  Международного конкурса «На творческом олимпе» в городе Сочи. Юные   артисты­ложкари   не   только   получили   огромное   удовольствие   от   собственного выступления   на   заключительном   Гала­концерте   конкурса,   но   и   познакомились   с творчеством   лучших детских музыкальных и танцевальных коллективов  как зрители. Музицирование на русских народных инструментах, в данном случае, на ложках, оказывает сильное положительное влияние на формирование национального самосознания у детей. Опыт работы с ансамблями ложкарей  буквально каждый день демонстрирует, насколько важным и обогащающим является этот процесс   для детей, и это вдохновляет меня как руководителя   для   дальнейшей   работы     и   новых   достижений.   Особенно   радует   то неравнодушие, с которым ребята проводят каждое занятие. Иногда они делают замечания тому, кто недостаточно старается, иногда звучат конструктивные предложения­подсказки, как лучше сделать тот или иной прием, советуются со мной, не боятся задавать вопросы, стремятся сделать номера  на высоком художественном уровне. Когда они выступают на сцене,  кажется, что ложки разговаривают одна с другой о чем­то необычном. Последнее "слово",   последний   аккорд.   Шквал   аплодисментов.   Поздравления.   Радостные   лица участников. Меня охватывает чувство гордости за наших ребят! И не только потому, что ансамбли   ­   лауреаты     различных   конкурсов,   главное,   что   они   являются   своего   рода хранителями исторических связей, вековых традиций и обычаев, народной мудрости. Засевая ум   детей семенами мудрости наших предков, мы воспитываем, прежде всего, добрых и порядочных людей.  Ведь если с  раннего возраста ребенку сделана прививка  на красоту, на творчество, это останется уже на всю жизнь.                                   От прадедов до сей поры, Играют песни ложкари.             Мы Вам желаем всей душой, 8 Брать счастье ложкою большой! И столько лет Вам пить и есть,  Пока на свете ложки есть! (Т.Шишкина) 9

Искусство игры на ложках как явление синкретическое

Искусство игры на ложках как явление синкретическое

Искусство игры на ложках как явление синкретическое

Искусство игры на ложках как явление синкретическое

Искусство игры на ложках как явление синкретическое

Искусство игры на ложках как явление синкретическое

Искусство игры на ложках как явление синкретическое

Искусство игры на ложках как явление синкретическое

Искусство игры на ложках как явление синкретическое

Искусство игры на ложках как явление синкретическое

Искусство игры на ложках как явление синкретическое

Искусство игры на ложках как явление синкретическое

Искусство игры на ложках как явление синкретическое

Искусство игры на ложках как явление синкретическое

Искусство игры на ложках как явление синкретическое

Искусство игры на ложках как явление синкретическое

Искусство игры на ложках как явление синкретическое

Искусство игры на ложках как явление синкретическое
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2019