« Сонатная форма. Методика работы для достижения целостности при ее исполнении.»
Оценка 4.6

« Сонатная форма. Методика работы для достижения целостности при ее исполнении.»

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
музыка +1
Взрослым
07.12.2018
« Сонатная форма. Методика работы для достижения целостности при ее исполнении.»
В данной статье рассматриваются способы достижения целостности понимания сонатной формы, описаны варианты работы с учащимися на примерах произведений известных композиторов- классиков. В статье также сказано о том, что понимание сонатной формы исполнителем- ребенком во многом зависит от умения педагога правильно преподнести данный материал, на конкретных примерах помогая ребенку освоить все механизмы построения формы и этапы ее развития.
Методика работы для достижения целостности при ее исполнении.docx
Тема: « Сонатная форма. Методика работы для достижения целостности при ее исполнении.» В методической литературе нет специального исследования, посвященного достижению целостности при исполнении сонатной формы, также в массовой педагогической практике этой проблеме не уделяется достаточного внимания. В тоже время у прогрессивной практической педагогики накоплен некоторый опыт по данному вопросу: это монографии мастеров, стенографии открытых уроков, в которых имеется ряд интересных советов по работе над сонатной формой. Конечно, проблема целостности исполнения С.Ф. требует внимания к изучению, т.к. имеют место ошибочные исполнительские действия учащихся, что возникает вследствие недостаточности методической работы над произведением, а также требуются дополнительные навыки при работе над ним: развитое музыкальное мышление, память, активная работа внутренних слуховых представлений. Произведения Гайдна, Моцарта имеют четкую, лаконичную фортепианную «инструментовку», малейшие неточности в исполнении становятся особенно заметны. Классический репертуар в программе учащихся воспитывает такие качества, как ясность и безупречная точность выполнения всех деталей текста, но не менее значительным становится вопрос целого охвата формы. Артур Шнабель говорил, что до самого исполнения нужно иметь свою идею, или заимствованную. Первым и заключительным этапом в работе над произведением является охват целого, т.е. первичный и вторичный синтез. Последний осуществляется на основе аналитической работы, самой длительной по времени стадии детального изучения произведения, в результате которой выстраивается, выверяется «эмоциональная траектория произведения». Нужно провести грамотный теоретический анализ формы, логики тональных перемещений, выявить структуру. Нейгауз считал анализ формы обязательной при работе учащихся над произведением, он сравнивает С.Ф., три ее раздела- Экспозицию, Разработку и Репризу с театральным спектаклем, где в трех актах осуществляется сквозное развитие: Экспозиция- знакомство с героями, действующими лицами, Разработка- герои начинают действовать, путешествуют по тональнастям, Реприза- герои возвращаются. Для учащихся- пианистов такой живой подход облегчит понимание сложной трактовки Сонатной формы. В работе нужно добиваться конкретных образных характеристик тем, видеть границы между ними, что не всегда легко детям. Например, у Моцарта в блоке главной партии, связующей партии и других всегда присутствует несколько индивидуализированных тем. При сопоставлении разных партий проявляется явление образной контрастности, но вместе с тем выступают черты единства, которые сам ученик не всегда в силах обнаружить. Педагоги знают, что понимание явлений контрастности, но в тоже время и ритмо- интонационное сходство различных тем способствует формированию у учащихся чувства целостности, сквозной линии. Наибольшую сложность в С.Ф.представляет Реприза. Важно осознать характер подготовки репризы- отчлененность ее от разработки или слитность , т.е. момент цезуры или «вплетения». Очень часто учащиеся допускают ошибки в исполнении П.П. в репризе, нужно обратить внимание, что меняется тональность, аппликатура, оттенки характера воплощаемого образа. Мастера советуют воспитывать с самых ранних лет одну из самых ярких эмоций для восприятия репризы- «радость узнавания».( С. Савшинский.) Очень часто в репризе Моцарт меняет краски, перенося какие- либо построения в другой регистр. Все это нужно осознавать, сравнивая партии в экспозиции и репризе. Нюансы обычно в репризе ярче, чем в экспозиции. Это одно из важных правил при исполнении С.Ф. Нужный темп не всегда можно определить по начальным фразам. Нужно представить момент с технической сложностью, своеобразием. Единый, стержневой темп должен сохраняться на протяжении всей С.Ф., не путать с сонатно- циклической. Темп не должен зависеть от частой смены фактурных приемов. Решающее значение имеет ощущение ритмически пульсирующей единицы в разных по характеру и изложению разделах С.Ф. Воспитанию архитектонического мышления, способности к целостному воспроизведению помогает работа без инструмента, с нотами и без нот, сопоставляя в памяти то, что звучало раньше с тем, что мы слышим внутренним слухом в данный момент. Часто учащиеся не осознают необходимость работы над вопрос- ответными интонациями, столь типичными для стиля Моцарта, Кулау, Клементи, Гайдна, Бетховена. Чтобы добиться выразительности в исполнении, нужно определить границы мотивов, «спрашивающие» и «отвечающие» интонации наделены определенным выражением и должны быть детально проработаны. На первый взгляд такая работа может привести к излишней дробности исполнения, «мелкому мышлению»,однако грамотно разделенный материал затем легко соединяется. Полезно проучить рядом мотивы- вопросы, минуя имеющиеся между ними мотивы- ответы, почувствовать их сходство, связь на расстоянии. Тоже нужно сделать в отношении мотивов- ответов. В результате ученик приобретает способность создавать внутренним слухом сеть интонационных арок, прослеживать развитие музыки по горизонтали. Не менее важно обострять свое интонационное мышление в «пограничных» участках. Часто помогает представление об интервале, образованном последним звуком структурно оформленного фрагмента и первым звуком следующего за ним построения, особенно при наличии пауз, фермат, преодоление широких расстояний на стыках фраз. Для целостности формы необходим точный расчет кульминационных вершин, соизмерение степени их напряженности. Играя какое- либо построение, ученик должен понимать его место в общем контексте, уметь подчинить второстепенное главному. Развитию слуха, особенно внутреннего, развитию мышления, способности к концентрации, помогают известные способы: прослеживание звучания музыки по нотам, работа с нотами без инструмента. На уроках важно использовать спец. терминологию, предлагая начать игру ученику с какого- либо места, назвать раздел С.Ф. Не стоит надеяться на разделение труда, рассчитывая на то, что ученик получит необходимые знания на теоретических предметах. Педагог по специальности должен идти параллельно с ними, давать ученику всю необходимую информацию. На занятиях учителю стоит попробовать занять позицию наблюдателя, терпеливо ждать, пока сам ученик не проделает всю необходимую работу, определит форму, общий замысел произведения и характер тем. Это поможет развить ему творческую самостоятельность и инициативу. В вопросах целостного исполнительского охвата помощь педагога должна быть квалифицированной и действенной, т.к. сам ученик с этой задачей не справится. Работа над С.Ф. является фундаментом муз- пед.процесса, она воспитывает яркое эстетическое переживание прекрасной формы произведения, обогащает мир музыкальных образов, приучает к тонкому слуховому контролю и филлигранности пианизма. Несмотря на обилие современной музыки не иссякает интерес к сонатной форме классиков, которое помогает своим искусством осознать великую ценность человеческой личности, богатство ее внутреннего мира, стойкость духа и вечное стремление к совершенству и гармонии.

« Сонатная форма. Методика работы для достижения целостности при ее исполнении.»

« Сонатная форма. Методика работы для достижения целостности при ее исполнении.»

« Сонатная форма. Методика работы для достижения целостности при ее исполнении.»

« Сонатная форма. Методика работы для достижения целостности при ее исполнении.»

« Сонатная форма. Методика работы для достижения целостности при ее исполнении.»

« Сонатная форма. Методика работы для достижения целостности при ее исполнении.»

« Сонатная форма. Методика работы для достижения целостности при ее исполнении.»

« Сонатная форма. Методика работы для достижения целостности при ее исполнении.»

« Сонатная форма. Методика работы для достижения целостности при ее исполнении.»

« Сонатная форма. Методика работы для достижения целостности при ее исполнении.»

« Сонатная форма. Методика работы для достижения целостности при ее исполнении.»

« Сонатная форма. Методика работы для достижения целостности при ее исполнении.»

« Сонатная форма. Методика работы для достижения целостности при ее исполнении.»

« Сонатная форма. Методика работы для достижения целостности при ее исполнении.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2018