Методическая разработка на тему: «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»
Оценка 4.8

Методическая разработка на тему: «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
музыка +1
Взрослым
27.11.2018
Методическая разработка на тему:  «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»
В современной музыкальной педагогике ведущей тенденцией является активное внедрение развивающего обучения на всех уровнях музыкального образования. В связи с этим главной целью обучения должна стать реализация заложенных в ребенке возможностей путем развития его индивидуальности и воспитания личности. За свою историю методика преподавания в детской школе искусств накопила обширный арсенал методических средств, приемов и методов обучения пения в эстрадной манере. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования. В области дополнительного образования, в том числе и музыкального, имеют место процессы компьютеризации и информатизации. Данные процессы во многом преобразуют составляющие системы обучения. В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования. Применение информационных технологий не только обогащает традиционные формы обучения, делая процесс образования и воспитания более интересным, но и раскрывает перед учащимися новые горизонты знаний, умений и навыков, необходимых им в повседневной жизни. Следует отметить, что у учащихся всех возрастных групп достаточно велика мотивация к освоению новых технологий, поэтому повышается интерес к предмету изучения, активизируются все психологические процессы, необходимые для успешного обучения: внимание, память, восприятие, эмоциональный отклик и др. Это является залогом более успешного обучения и воспитания учащихся школы искусств.
формированмие предметно-развивающей седы на основе использования ИКТ.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ФЕДОРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»     Методическая разработка на тему: «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно­коммуникативных технологий»                                                          Выполнила: преподаватель хора и  музыкально­теоретических дисциплин                                                                        Соболева Елена Дмиртриевна                                                                                                     п. г. т. Федоровский 2017год Пояснительная записка.  В современной музыкальной педагогике ведущей тенденцией является активное внедрение развивающего обучения на всех уровнях музыкального образования. В связи с этим главной целью обучения должна стать реализация заложенных в ребенке возможностей путем развития его индивидуальности и воспитания   личности.   За   свою   историю   методика   преподавания   в   детской школе искусств накопила обширный арсенал методических средств, приемов и методов обучения пения в эстрадной манере. Внедрение   информационных   технологий   в   образовательный   процесс занимает   одно   из   первых   мест   среди   многочисленных   новых   направлений развития образования.   В области дополнительного образования, в том числе и музыкального, имеют место процессы компьютеризации и информатизации. Данные процессы во многом преобразуют составляющие системы обучения. В результате такого преобразования   повышается   качество,   эффективность   и   доступность образования.  Применение   информационных   технологий   не   только   обогащает традиционные   формы   обучения,   делая   процесс   образования   и   воспитания более интересным, но и раскрывает перед учащимися новые горизонты знаний, умений и навыков, необходимых им в повседневной жизни. Следует отметить, что   у   учащихся   всех   возрастных   групп   достаточно   велика   мотивация   к освоению   новых   технологий,   поэтому   повышается   интерес   к   предмету изучения, активизируются все психологические процессы, необходимые для успешного обучения: внимание, память, восприятие, эмоциональный отклик и др. Это является залогом более успешного обучения и воспитания учащихся школы искусств.  Желание   каждого   педагога   –   привить   любовь   и   интерес   к   своему предмету, сделать урок современным и привлекательным для учащихся. Как этого можно достичь? Прежде   всего,   использование   в   своей   работе   современных образовательных   и   информационных   технологий.   Но   каким   бы   высоким профессионализмом   не   обладал   педагог   в   наше   время,   ему   необходимо повышать   собственную   грамотность   в   области   информационно­ коммуникативных   технологий,   знать   и   использовать   компьютерные программы на своих уроках.              Цель данной работы  – рассмотреть и проанализировать применение мультимедиа­технологий   в   музыкальном   образовании,   взяв   за   пример   их использование   в   музыкальной   школе.   Практическим   результатом   работы стало создание авторской работы с анализом личного опыта.                                   Понятие технологий Информационные   технологии  (ИТ,   от   англ. Information   technology, IT) —  широкий   класс   дисциплин   и  областей   к   деятельности,  относящихся технологиям   создания,   управления   и  обработки  данных,   в   том   числе   с применением   вычислительной   техники.   В   последнее   время   под информационными   технологиями   чаще   всего   понимают  компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.  Мультимедиа –  это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением   программного   обеспечения   с   использованием   современных технических и программных средств. Они объединяют текст, звук, графику, фото,   видео   в   одном   цифровом   представлении.   Мультимедиа   технология, объединяющая   компьютерную   информацию,   имеющее   разное   физическое представление,   представляет   собой   один   из   самых   распространенных способов применения информационных технологий в образовании. В   педагогике   существует   понятие   информационной   технологии обучения.   Это   понятие   характеризует   процесс   подготовки   и   передачи информации   обучаемому.   Средством   осуществления   данного   процесса выступают компьютерная техника и программные средства. В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, служащих для передачи учебной информации: ­ технические средства: компьютерная техника и средства связи; ­ программные средства, которые могут быть различного назначения. Для   разработки   уроков   с   применением   информационных   технологий преподаватель   должен   знать   функциональные   возможности   и   условия применения   каждого   из   данных   компонентов.   Как   технические,   так   и программные средства обладают своей спецификой и определенным образом влияют на учебный процесс.                                              Классификация программных средств Информационная   технология   обучения   предполагает   использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Программное   средство   учебного   назначения   –   это   такое   программное средство,   в   котором   воссоздается   некоторая   предметная   область,   где реализуется технология ее изучения, создаются условия для осуществления различных   видов   учебной   деятельности.   Такие   программные   средства, функционально   поддерживающие   различные   виды   учебного   процесса, получили называние педагогических программных средств.  Педагогическими программными средствами могут выступать: ­  компьютерные учебники (уроки); ­  программы­тренажеры (репетиторы); ­  контролирующие (тестовые и пр.); ­  информационно­справочные (энциклопедии); ­  демонстрационные (слайд­ или видео­ фильмы); ­  учебно­игровые и досуговые (компьютерные игры). Все без исключения программные средства направлены на оптимизацию учебного процесса, привнесение разнообразия в подачу материала, облегчение его усвоения и повышение эффективности обучения в целом. Методическое   и   педагогическое   обоснование   использования информационных технологий в образовании Методическими   возможностями  информационных   технологий принято считать: ­  визуализацию знаний; ­  индивидуализацию, дифференциацию обучения; ­ возможность   проследить   процесс   развития   объекта,   построение   последовательность   выполнения   операций   (компьютерные чертежа, демонстрации); ­  моделирование объектов, процессов и явлений; ­  разработку и применение информационных баз данных; ­ доступ   к   большому   объему   информации,   представленному   в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа; ­ развитие   умений   обрабатывать   информацию   при   работе   с компьютерными каталогами и справочниками; ­  возможность самоконтроля; ­  возможность тренировки и самоподготовки; ­  повышение мотивации обучения; ­  формирование культуры учебной деятельности; ­  экономию учебного времени. Педагогические   цели  применения   информационных   технологий заключаются в следующих направлениях: ­развитие   личности,   то   есть   в   развитии   мышления,   эстетического воспитания, деятельности, формировании информационной культуры.   развитии   умений   экспериментально­исследовательской ­выполнение   общей информационной   подготовки   пользователя  (так   называемая  «компьютерная   осуществление   социального   заказа: грамотность»), подготовки специалиста в какой­либо сфере; ­ интенсификация учебно­воспитательного процесса, что предполагает повышение   эффективности   и   качества   обучения,   обеспечение   мотивов познавательной   деятельности,   углубление   межпредметных   связей   за   счет интеграции информационной и предметной подготовки. Использование мультимедиа технологий в музыкальной школе Однако   вопрос   о   применении   технических   средств   в   музыкальном образовании   вызывал   и   до   сих   пор   вызывает   неоднозначные   суждения. Внедрение   информационных   технологий   в   музыкальное   образование затруднено   как   из­за   проблем   с   материальным   обеспечением,   так   и   из­за отсутствия обоснованной концепции их использования в практике обучения.           В чем же заключаются преимущества компьютерной технологии?  ­ в   возможности   получения   различного   рода   материалов   через   сеть Интернет;  ­ в   интегрировании   обычного   урока   с   ИКТ   позволяющего   педагогу сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным, проблемным, активность и удовлетворяющего потребности современных детей;    ориентированным   на   исследовательскую   творческим, Цели использования информационных технологий на уроке: ­ в   помощи   педагогу   лучше   оценить   способности   и   знания   ребенка, побуждении поиска новых, форм и методов обучения, стимулирующих его профессиональный   рост   и   все   дальнейшее   освоение   информационных технологий. ­ для профессиональной подготовки исполнителей; ­ для   использования   как   источника   вспомогательного   учебного материала (справочного, обучающего, редактирующего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего и т.п.). ­ сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств); ­ установить   отношения   взаимопонимания,   взаимопомощи   между преподавателем и учащимся;  ­ помочь преподавателю образно и интересно подать материал; ­ расширить кругозор ученика. Основные направления использования   технологий на уроках:  Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал).  Демонстрационный материал (упражнения, таблицы, понятия).  Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся. Материалами   новых   методов   обучения   выступают   мультимедийные образовательные  ресурсы.   К данному роду ресурсов относят электронные библиотеки,   энциклопедии,   нотные   архивы,   музыкальные   антологии, виртуальные музеи (в том числе музеи музыкальных инструментов), каталоги обучающих   музыкальных   программ,   электронные   пособия.   В   последнем случае   материал   должен   быть   грамотно   структурирован   и   организован. Преподаватель   в   этом   случае   выступает   как   консультантом,   так   и контролером усвоенных знаний. Важное значение информационно­образовательных ресурсов, а в данном   обусловлено   рядом   возможностей, случае   интернет­технологий, предоставляемых обучаемому. Например: ­ получение сведений о содержании курса, темы занятий, необходимых для изучения дисциплины; ­ получение   дополнительной   информации   по   дисциплине   из   данного ресурса или из других ресурсов интернета; ­ самопроверка знаний; ­ самообразование; ­ развитие творческих навыков и музыкальных способностей. В организации  учебной деятельности  технологии мультимедиа  имеют   позволяет большой   педагогический   потенциал.   Мультимедиа­система   создать   необходимый   музыкальный   фон   для   работы,   включить   любой   видеофрагмент, что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся. На   уроках   эстрадного   пения   активно   применяются   такие информационные технологии: 1. Различного типа видео­ и аудио­ряды (фильмы, картинки, таблицы, презентации, фонограммы, треки и пр.). 2. Музыкальные энциклопедии, справочники по истории музыки. 3. Интернет­ресурсы (обучающие игровые программы). Характеристика   компьютерных программ Далее   представляю   краткую   характеристику   наиболее   используемых мною компьютерных программ с описанием методики их применения.   «Энциклопедия  популярной  музыки Кирилла  и Мефодия»,   где собраны   сведения   практически   обо   всех   современных   группах   и исполнителях,   музыкальных   альбомах.   С   помощью   данной   энциклопедии можно узнать об истории развития какой­либо группы, о становлении рока, джаза, поп­музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под   названием   «Викторина»,   состоящий   из   различных   вопросов   и музыкальных фрагментов. В   программе «Шедевры   музыки» собраны   обзорные   материалы,   о разных направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические сведения о композиторах, описаны истории созданий известных произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и видеофрагментами. Программа   оснащена   словарем   различных   терминов   и   музыкальных инструментов,   что   существенно   облегчает   работу.   С   помощью   этой программы   можно   подготовить   сообщение,   реферат,   найти   музыкальный материал. Программа  Microsoft PowerPoint  открывает   пользователю   широкие возможности для создания впечатляющих презентаций. Создать презентацию в программе   сможет   любой,   даже   самый   неопытный   пользователь   – инструменты просты, понятны, удобны и легко применимы.  Современные   компьютерные   технологии   предоставляют   огромные возможности   для   развития   процесса   образования.   Ещё   К.Д.   Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно­познавательная. В   работе   я  использую   программу  Power   Point,  с   помощью   которой можно   подготовить   презентацию   иллюстративного   и   информационного   снабженных   необходимыми материала,   (набор   слайдов­иллюстраций, комментариями для работы на уроке). Энциклопедические   пособия,   справочники   можно   использовать   на уроках и для самостоятельной работы учащихся. Они позволяют не только слушать   музыку   в   качественной   записи,   просматривать   фрагменты видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, архитектура.  Энциклопедия на CD «Классическая музыка» иллюстрирует учебный материал   по   творчеству   63   композиторов   и   имеет   в   своем   арсенале   320 музыкальных   произведений,   многие   из   которых   представлены   на   видео,   в исполнении лучших музыкантов мира.  Учащиеся могут не только познакомиться с портретами, фотографиями,   прослушать   но и просмотреть   отрывки   из фильмов, иллюстрациями, аудиозаписи, музыкальные отрывки, а просмотр видео составит более полное представление о композиторе, его творчестве.  Зрелищность, яркость, новизна элементов урока, в сочетании с профессиональными приемами делают такой урок необычным, увлекательным и запоминающимся.         В своей практике я использую презентации на отдельных этапах работы над произведениями. На основе изобразительного ряда у детей включается образное   мышление,   запоминание,   сопоставление,   что   способствует целостному   восприятию   учебного   материала   и   повышению   интереса   при работе над произведением.  Повышает   интерес   к   изучаемым   произведениям   просмотр   видео,   где поют великие певцы, вместе с учеником слушаем те произведения, которые он поет.   После   обсуждаем   исполнение,   сравниваем   со   своей   интерпретацией. Ребенок думает, анализирует, находит свое понимание исполняемой музыки, тем самым развивается интеллектуально­творческое мышление. В   своей   работе   я   использую   сайт  YouTube  для   размещения видеофайлов, на которых записаны музыкальные выступления моих учеников. Они выступают в номинации вокал – соло и ансамбли. Ученики   понимают   значимость   обучения   эстрадного   пения, выступления   на   сцене   приносит   им   радость,   не   смотря   на   трудности, возникающие в процессе работы над произведениями.       Информационно­коммуникативные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся. Среди обилия информации в Интернете важно находить нужную и учиться обрабатывать её в виде рефератов, тестовых заданий, вопросов по теме, кроссвордов и т.п.     Исследовательская   деятельность   учащихся   способствует     развитию интеллектуальной инициативы, интереса к духовным ценностям, воспитанию эстетического   вкуса,   она   побуждает   учащихся   действовать,   принимать соответствующие   решения,   анализировать   и   отбирать   необходимую информацию, формируя в себе лучшие общекультурные качества и создавая своё собственное понимание предметного содержания обучения. В   практике   нашей   школы   используются   интерактивные   уроки   с применением   презентаций,   аудиозаписей,   слайд   шоу,   викторин.   Ученики выступают в роли и музыкантов­исполнителей, и активных слушателей.     Следует отметить, что подготовка к мультимедийному уроку занимает много   времени:   поиск   (создание)   мультимедийных   объектов,   обработка текста,   видео,   графики.   Демонстрация   слайдов   может   сопровождаться звуковой записью (дикторским текстом, музыкальным произведением). Заключение   Роль   информационных   технологий  в   образовательном   процессе значительна.   В   музыкальном   образовании   они   улучшают   формирование музыкально­исполнительских   навыков,   способны   поднять   подготовку специалистов   на   более   высокий   уровень,   и   являются   большой   помощью   в развитии   продуктивно­творческих   способностей   учащихся.   Компьютер   в школе   позволяет   ввести   в   изучение   те   музыкальные   программы,   которые позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты   произведений   видеозаписей,   но   и   дают   доступ   к   информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература. Применение   персональных   компьютеров   во   многом   упрощает разработку,   тиражирование   и   использование   дидактических   и   научных материалов,   повышает   качество   образования,   соответствует   сегодняшнему дню. Уже невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без информационных технологий.  Данная тема исследования, на мой взгляд, останется актуальной еще не один год. В своей работе я предполагаю дальнейшее изучение выбранной темы и более активное использование различных информационных технологий на уроках музыкально­теоретического цикла. Как   показывает   опыт,   применение   информационных   технологий повышает мотивацию у учащихся, делает процесс обучения разнообразным, интересным, доступным, во многом облегчает восприятие учебного материала и   применение   его   на   практике.   Все   это   очень   важно   для   повышения эффективности   обучения,   интеллектуально­творческого   развитии   личности учащихся и доступности музыкального образования.   Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы отметить, что применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие   общества   сегодня   диктует   необходимость   использовать   новые информационные технологии во всех сферах жизни. Музыкальная школа не должна   отставать   от   требований   времени,   а   значит,   современный   учитель должен использовать компьютер в своей деятельности,      Развитие   информационно­коммуникационных   технологий   в музыкальном образовании перспективно, актуально и объективно необходимо. Список используемой литературы 1. Горбунова И.Б. Компьютеры в обучении музыке. ­ М.: РГПУ, 2002 2. Интернет и музыкальное образование школьников Искусство и образование. ­ 2000. ­ №1. ­ С.45­50  3. Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2006 4. Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2006 5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/Е.С.Полат и др.­ М.: изд. центр «Академия»,2001. 6. Петренко А. И. Мультимедиа. ­ М., Бином. 1994. 7. Селевко   Г.К.   Педагогические   технологии   на   основе   информационно­ коммуникационных средств. ­ М.: НИИ школьных технологий, 2005. ­ 208с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).   Харуто   А.   В.   Музыкальная   информатика.   Компьютер   и   звук:   Учебное пособие по теоретическому курсу для студентов и аспирантов музыкального вуза. ­ М.: Московская государственная консерватория, 2000.  Интернет­источники: 8. 9. http://www.muz­urok.ru/muz_igra.htm ­ сайт «Детям о музыке» 10.http://www.kindermusic.ru/klassika_detyam.htm   сайт   «Классическая   музыка детям»   11.http://www.kindermusic.ru/muz_skazki.htm   ­   сайт   «Музыкальные   сказки   для детей»  12.http://1­rs.com/sites/category/10149 ­ сайт «Музыка детям» 13.http://100oper.nm.ru/ ­ сайт «100 опер» 14. Он­лайн игры с сайта «Детям о музыке»:  15.«Нотный стан и ноты» ­ http://www.muz­urok.ru/pianino_notyi.htm 16.«Разноцветный ксилофон» ­ http://www.muz­urok.ru/ksilofon.htm 17. «Сочиняем музыку» ­ http://www.muz­urok.ru/muzigra_podbor.htm 18.«Музыкальный тренажер» ­ http://www.muz­urok.ru/muz­igra13.htm 19.«Нотный стан и клавиатура» ­ http://www.muz­urok.ru/muz­igra13.htm 20.«Music Match» ­ http://www.muz­urok.ru/muz_igra4.htm 21.Другие он­лайн игры: «Радуга из нот» ­ http://www.flashmusicgames.com/rus/rainbow_piano.html «Проверка слуха» ­ http://igralka.com.ua/muzikalnie_igri/proverka_sluha.html «Пианист» ­ http://igralka.com.ua/muzikalnie_igri/pianist.html __________________________ подпись расшифровка подписи ____________________________ «_____»_____________________20__г.

Методическая разработка на тему: «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»

Методическая разработка на тему:  «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»

Методическая разработка на тему: «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»

Методическая разработка на тему:  «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»

Методическая разработка на тему: «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»

Методическая разработка на тему:  «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»

Методическая разработка на тему: «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»

Методическая разработка на тему:  «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»

Методическая разработка на тему: «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»

Методическая разработка на тему:  «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»

Методическая разработка на тему: «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»

Методическая разработка на тему:  «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»

Методическая разработка на тему: «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»

Методическая разработка на тему:  «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»

Методическая разработка на тему: «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»

Методическая разработка на тему:  «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»

Методическая разработка на тему: «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»

Методическая разработка на тему:  «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»

Методическая разработка на тему: «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»

Методическая разработка на тему:  «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»

Методическая разработка на тему: «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»

Методическая разработка на тему:  «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»

Методическая разработка на тему: «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»

Методическая разработка на тему:  «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»

Методическая разработка на тему: «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»

Методическая разработка на тему:  «Формирование предметной развивающей среды на основе использования информационно-коммуникативных технологий»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2018