Раздел долгосрочного плана: Основы термодинамики |
Школа: |
|
|
Дата: |
|
ФИО учителя: |
|
Класс: |
|
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
Тема урока |
Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики |
||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке |
объяснять второй закон термодинамики. |
||
Цели урока |
Все учащиеся научатся отличать обратимые процессы от необратимых. Большинство учащихся смогут дать несколько формулировок 2-го закона термодинамики. Некоторые учащихся смогут объяснить физический смысл 2-го закона термодинамики. |
||
Критерии оценивания |
Учащиеся смогут: ü отличить обратимые процессы от необратимых. ü привести примеры обратимых и необратимых процессов. ü сформулировать 2 закона термодинамики по Клаузиусу и Кельвину.
|
||
Языковые цели
|
Лексика и терминология, специфичная для предмета: обратимые и необратимые процессы, второй закон термодинамики, вечный двигатель первого и второго рода Полезные выражения для диалогов и письма: Круговым процессом, или циклом, называется такой процесс, в результате которого термодинамическое тело возвращается в исходное состояние.
https://studref.com/htm/img/33/6409/737.png Рис. 1. Круговые процессы: а — прямой; б — обратный Цикл, совершаемый идеальным газом, можно разбить на процессы расширения (1-2) и сжатия (2-1) газа. Все термодинамические процессы, в том числе и круговые, делят на две группы: обратимые и необратимые. Процесс называют обратимым, если он протекает таким образом, что после окончания процесса он может быть проведен в обратном направлении через все те же промежуточные состояния, что и прямой процесс. Процесс называется необратимым, если он протекает так, что после его окончания систему нельзя вернуть в начальное состояние через прежние промежуточные состояния. Все процессы в природе необратимы, и самые трагические из них - старение и смерть организмов. Теплота передается сама собой от тел с более высокой температурой к телам с более низкой температурой (формулировка Клаузиуса). Невозможно осуществлять периодически такой процесс, единственным результатом которого было бы получение работы за счет теплоты, взятой от одного источника. (формулировка Кельвина).
|
||
Привитие ценностей |
Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся. Привитие ценностей осуществляется посредством/через обсуждение вопросов |
||
Межпредметные связи |
Из курса учащимся знакомы понятия поглощение и выделение энергии, расширение и сжатие газа. |
||
Предварительные знания |
Первый закон термодинамики |
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
0-15 мин |
Повторение ранее изученного материала. Учащиеся должны выработать навыки решения задач по цели обучения «объяснять смысл первого закона термодинамики». Задания формативного оценивания достижений учащихся представлены в приложении 1. Они вначале самостоятельно решают задачи, затем учитель предоставляет им обратную связь.
|
Приложение 1 https://phys-ege.sdamgia.ru/test?theme=355
|
|
|
|
15-18 мин
18-20 мин
20-37 мин |
Вызов. В жаркий день хозяйка решила оставить на кухне включен холодильник (открытым), чтобы он «охлаждал кухню». Действительно в кухне станет прохладнее?
Целеполагание. Совместно с учащимися определяются цель урока: объяснять второй закон термодинамики.
Изучение новой темы Учащиеся читают параграф 15 в учебнике и отвечают на вопросы: 1. Какой процесс называется обратимым? Каковы необходимые условия протекания обратимых процессов? Приведите примеры обратимых процессов. 2. Какой процесс называется необратимым? Приведите примеры необратимых процессов 3. В чем различие обратимого от необратимого процесса? 4. Согласны ли вы с тем, что все процессы в природе необратимы? Дайте аргументированный ответ. 5. В чем физический смысл второго закона термодинамики? 6. Докажите, что процессы теплопроводность и диффузия необратимы. 7. Можно ли считать обратимым движение футбольного мяча и неупругое столкновение двух тел. 8. Какой вывод вы можете сделать изучив 2-й закон термодинамики? |
Физика 8 класс Кронгарт Б.А., Насохова Ш.Б. |
37-40 мин
|
В конце урока учащиеся проводят рефлексию: - что узнал, чему научился - что осталось непонятным - над чем необходимо работать
|
|
Приложение 1
1. Идеальный газ получил количество теплоты 300 Дж и совершил работу 100 Дж. Чему равно изменение внутренней энергия газа? Ответ дайте в джоулях.
2. Идеальный газ получил количество теплоты 300 Дж и при этом внутренняя энергия газа увеличилась на 100 Дж. Какова работа, совершенная газом? (Ответ дать в джоулях.)
3. Идеальный газ отдал количество теплоты 300 Дж и при этом внутренняя энергия газа уменьшилась на 100 Дж. Какова работа, совершенная газом? (Ответ дайте в джоулях.)
4. Идеальный газ отдал количество теплоты 300 Дж и при этом внутренняя энергия газа увеличилась на 100 Дж. Какова работа, совершенная газом? (Ответ дать в джоулях.)
5. В процессе эксперимента внутренняя энергия газа уменьшилась на 40 кДж, и он совершил работу 35 кДж. Какое количество теплоты (в кДж) газ отдал окружающей среде?
6. Каково изменение внутренней энергии газа, если ему передано количество теплоты 300 Дж, а внешние силы совершили над ним работу 500 Дж? (Ответ дайте в джоулях.)
Дескрипторы к решению задач
правильно записывает формулу 1-го закона термодинамики |
1 |
умеет различить работу газа от работы над газом |
1 |
верно подставляет числовые значения в формулу |
1 |
правильный получен ответ |
1 |
Ответы:
1. 200 Дж
2. 200 Дж
3. - 200 Дж
4. -400 Дж
5. -5 кДж
6. 800 Дж
|
|
|
|
|
|
|
|
37-40 мин |
В конце урока учащиеся проводят рефлексию: - что узнал, чему научился - что осталось непонятным - над чем необходимо работать Где возможно учащиеся могут оценить свою работу и работу своих одноклассников по определенным критериям |
|
|
Дифференциация |
Оценивание |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
|
– каким образом |
– как Вы |
|
|
Вы планируете |
планируете |
|
|
оказать больше |
проверить |
|
|
поддержки? |
уровень |
|
|
Какие задачи Вы |
усвоения |
|
|
планируете |
материала |
|
|
поставить перед |
учащимися? |
|
|
более |
|
|
|
способными учащимися? |
|
|
Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру). Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени. |
Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. |
Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.