Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики
Оценка 4.6

Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики

Оценка 4.6
docx
21.04.2020
Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики
Физика_8 класс_Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики_Разработка урока 2.docx

Раздел долгосрочного плана:

Основы термодинамики

Школа:

 

Дата:

 

ФИО учителя:

 

Класс:

 

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

объяснять второй закон термодинамики.

Цели урока

Все учащиеся научатся отличать обратимые процессы от необратимых. Большинство учащихся смогут дать несколько формулировок 2-го закона термодинамики. Некоторые учащихся смогут объяснить физический смысл 2-го закона термодинамики.

Критерии оценивания

Учащиеся смогут:

ü    отличить обратимые процессы от необратимых.

ü    привести примеры обратимых и необратимых процессов.

ü    сформулировать 2 закона термодинамики по Клаузиусу и Кельвину.

 

Языковые

цели

 

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

обратимые и необратимые процессы, второй закон термодинамики, вечный двигатель первого и второго рода

Полезные выражения для диалогов и письма:

Круговым процессом, или циклом, называется такой процесс, в результате которого термодинамическое тело возвращается в исходное состояние.

https://studref.com/htm/img/33/6409/737.png

https://studref.com/htm/img/33/6409/737.png

Рис. 1. Круговые процессы: а — прямой; б — обратный

Цикл, совершаемый идеальным газом, можно разбить на процессы расширения (1-2) и сжатия (2-1) газа.

 Все термодинамические процессы, в том числе и круговые, делят на две группы: обратимые и необратимые.

Процесс называют обратимым, если он протекает таким образом, что после окончания процесса он может быть проведен в обратном направлении через все те же промежуточные состояния, что и прямой процесс.

Процесс называется необратимым, если он протекает так, что после его окончания систему нельзя вернуть в начальное состояние через прежние промежуточные состояния. Все процессы в природе необратимы, и самые трагические из них - старение и смерть организмов. 

Теплота передается сама собой от тел с более высокой температурой к телам с более низкой температурой (формулировка Клаузиуса).

Невозможно осуществлять периодически такой процесс, единственным результатом которого было бы получение работы за счет теплоты, взятой от одного источника. (формулировка Кельвина).

 

Привитие ценностей

 Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся.

Привитие ценностей осуществляется посредством/через обсуждение вопросов

Межпредметные связи

Из курса учащимся знакомы понятия поглощение и выделение энергии, расширение и сжатие газа.

Предварительные знания

Первый закон термодинамики

 

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

 

 

0-15 мин

Повторение ранее изученного материала. Учащиеся должны выработать навыки решения задач по цели обучения «объяснять смысл первого закона термодинамики». Задания формативного оценивания достижений учащихся представлены в приложении 1. Они вначале самостоятельно решают задачи, затем учитель предоставляет им  обратную связь.

 

Приложение 1

https://phys-ege.sdamgia.ru/test?theme=355

 

 

 

 

 

15-18 мин

 

 

 

18-20 мин

 

 

 

 

 

 

 

20-37 мин

Вызов. В жаркий день хозяйка решила оставить на кухне включен холодильник (открытым), чтобы он «охлаждал кухню». Действительно в кухне станет прохладнее?

 

Целеполагание.        Совместно     с учащимися определяются цель урока: объяснять второй закон термодинамики.

 

Изучение новой темы

Учащиеся читают параграф 15 в учебнике и отвечают на вопросы:

1.            Какой процесс называется обратимым? Каковы необходимые условия протекания обратимых процессов? Приведите примеры обратимых процессов.

2.            Какой процесс называется необратимым? Приведите примеры необратимых процессов

3.                   В чем различие обратимого от необратимого процесса?

4.                   Согласны ли вы с тем, что все процессы в природе необратимы? Дайте аргументированный ответ.

5.                   В чем физический смысл второго закона термодинамики?

6.                   Докажите, что процессы теплопроводность и диффузия необратимы.

7.                   Можно ли считать обратимым движение футбольного мяча и неупругое столкновение двух тел.

8.                   Какой вывод вы можете сделать изучив 2-й закон термодинамики?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физика 8 класс Кронгарт Б.А., Насохова Ш.Б.

 

37-40 мин

 

 

В конце урока учащиеся проводят рефлексию:

-  что узнал, чему научился

-  что осталось непонятным

-  над чем необходимо работать

 

 

 

Приложение 1

 

1.       Идеальный газ получил количество теплоты 300 Дж и совершил работу 100 Дж. Чему равно изменение внутренней энергия газа? Ответ дайте в джоулях.

 

2.       Идеальный газ получил количество теплоты 300 Дж и при этом внутренняя энергия газа увеличилась на 100 Дж. Какова работа, совершенная газом? (Ответ дать в джоулях.)

 

3.       Идеальный газ отдал количество теплоты 300 Дж и при этом внутренняя энергия газа уменьшилась на 100 Дж. Какова работа, совершенная газом? (Ответ дайте в джоулях.)

 

4.       Идеальный газ отдал количество теплоты 300 Дж и при этом внутренняя энергия газа увеличилась на 100 Дж. Какова работа, совершенная газом? (Ответ дать в джоулях.)

 

5.       В процессе эксперимента внутренняя энергия газа уменьшилась на 40 кДж, и он совершил работу 35 кДж. Какое количество теплоты (в кДж) газ отдал окружающей среде?

 

6.       Каково изменение внутренней энергии газа, если ему передано количество теплоты 300 Дж, а внешние силы совершили над ним работу 500 Дж? (Ответ дайте в джоулях.)

 

Дескрипторы к решению задач

 

правильно записывает формулу 1-го закона термодинамики

1

умеет различить работу газа от работы над газом

1

верно подставляет числовые значения в формулу

1

правильный получен ответ

1

 

 

Ответы:

1.      200 Дж

2.      200 Дж

3.      - 200 Дж

4.      -400 Дж

5.      -5 кДж

6.      800 Дж


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37-40 мин

В конце урока учащиеся проводят рефлексию:

-  что узнал, чему научился

-  что осталось непонятным

-  над чем необходимо работать

Где возможно учащиеся могут оценить свою работу и работу своих одноклассников по определенным критериям

 

Дифференциация

Оценивание

Здоровье и соблюдение техники безопасности

– каким образом

– как Вы

 

Вы планируете

планируете

 

оказать больше

проверить

 

поддержки?

уровень

 

Какие задачи Вы

усвоения

 

планируете

материала

 

поставить перед

учащимися?

 

более

 

 


способными

учащимися?

 

 

Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от

конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по

Гарднеру).

Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования

времени.

Используйте данный раздел для записи методов,

которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока.

Здоровьесберегающие технологии.

Используемые физминутки и активные виды деятельности.

Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.

 

 

https://phys-oge.sdamgia.ru/test?theme=7

https://phys-oge.sdamgia.ru/test?theme=8

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Раздел долгосрочного плана:

Раздел долгосрочного плана:

Все процессы в природе необратимы, и самые трагические из них - старение и смерть организмов

Все процессы в природе необратимы, и самые трагические из них - старение и смерть организмов

В конце урока учащиеся проводят рефлексию: - что узнал, чему научился - что осталось непонятным - над чем необходимо работать

В конце урока учащиеся проводят рефлексию: - что узнал, чему научился - что осталось непонятным - над чем необходимо работать

В конце урока учащиеся проводят рефлексию: - что узнал, чему научился - что осталось непонятным - над чем необходимо работать

В конце урока учащиеся проводят рефлексию: - что узнал, чему научился - что осталось непонятным - над чем необходимо работать

Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с…

Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020