Физкультминутка, как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий, достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.
.
Физкультминутка это - кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность.
Что такое физкультминутка?
Цель проведения физкультминутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.
Основные задачи физкультминутки заключаются в:
снятии усталости и напряжения;
внесении эмоционального заряда;
совершенствовании общей моторики;
выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
Виды физкультминуток
Физические упражнения для физкультминуток подбираются с учетом содержания занятия, особенностей возраста и физической подготовленности детей. Для детей 4 летнего возраста это 1-2 упражнения, для детей 5-6 лет это 3-4 упражнения. Упражнения выполняются сидя и стоя за столом, а также с выходом из-за стола.
Физкультминутки с предметами.
Без предметные физкультминутки:
двигательно-речевые;
подражательные;
физкультурно-спортивные;
танцевально-ритмические;
артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
Значение физкультминуток
Для чего необходимо проводить физкультминутки на занятиях по «Весёлому счету»?
Снижения утомляемости детей;
Снятия статического напряжения у детей дошкольного возраста;
Предупреждения и снятия усталости;
Укрепления здоровья детей дошкольного возраста;
Полноценного физического развития детей дошкольного возраста;
В результате проведения физкультминуток
активизируется мыслительная деятельность
появляются положительные эмоции
появляется устойчивый интерес к занятиям и общему образовательному процессу
Рекомендации по проведению физкультминуток
Перед знакомством с физкультминуткой необходимо обсудить ее содержание, отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны охватывать в основном крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, подскоки, приседания в быстром темпе. В отдельных случаях, например, если дети долго держали в руках карандаш или кисть, целесообразно включить упражнение для мышц кисти pyк : сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения пальцами рук.
Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в форме физкультминутки.
Произносить тексты физкультминуток педагог должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
При повторных проведениях физкультминутки дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало или окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.
Не ставьте перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке.
Стимулируйте детей, проговаривание вместе с педагогом, «не замечайте», если они по началу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.
Физкультминутки, также как и другие стихи и игры, побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и показывать его творческие достижения другим детям, родителям.
Выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.
Никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания. Попытайтесь понять, разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте физкультминутку, подобрав подобную.
Содержание физкультминутки надо варьировать в зависимости от характера и условий проведения конкретного занятия.
Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.