МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Брянский филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
тематического классного часа, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
«Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»
Для студентов группы ИСиП-101
Разработал классный руководитель
Группы ИСиП-101
Дробикова И.Ю.
Рассмотрено и одобрено предметной
цикловой комиссией общеобразовательных,
социально-гуманитарных дисциплин
Протокол от «____» _____________2024 года №_____
Председатель ПЦК ________________Л.В. Фомичева
2024
Цель мероприятия:
Содействие формированию гражданской позиции подрастающего поколения, воспитанию духовно-нравственных качеств, чувств патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
· Способствовать формированию духовно-нравственных качеств личности, чувств патриотизма;
· Способствовать воспитанию гражданственности;
· Развивать этические и нравственные качества обучающихся;
· Прививать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны.
Дата проведения «24» января 2024 года
Место проведения: корпус №2 по ул. Спартаковская, д.112
Участники: обучающиеся группы ИСиП-101
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер, аудио и видео аппаратура.
Ход
тематического классного часа, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда
«Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»
I. Начало мероприятия:
14.00 – 14.10
Вступительное слово классного руководителя:
Сегодня мы проводим тематический классный час, посвященный 80-ой годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Это одно из трагических событий в годы Великой Отечественной войны и самых ужасных гуманитарных катастроф в истории человечества. По разным данным во время блокады погибли от 400 тысяч до полутора миллионов человек.
Сколько лет, как утих ветер битв!
И для мира пути все открыты
Только нами никто не забыт!
Только нами ничто не забыто!

II. Основная часть классного часа:
14.10- 14.40
1. Символ русского духа
Ведущий 1. Великая Отечественная война началась 22 июня. Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в ходе молниеносной войны захватить огромную территорию нашей страны - до Уральских гор. В «Плане Барбаросса» взятие Ленинграда рассматривалось как первоочередная задача перед последующим наступлением на Москву. По мнению Гитлера, сокрушение Ленинграда означало бы уничтожение одного из символов государства, что должно было подорвать «дух славянского народа». На взятие Ленинграда в планах гитлеровского командования отводилось 3 недели. Уже в сентябре немцы прорвались к Ленинграду. Но захватить город им не удалось, и они решили взять его измором. Гитлер рассчитывал, что голод, систематический артиллерийский огонь и бомбардировки с воздуха сломят сопротивление ленинградцев. Гитлер приказал сровнять город с землей и просьбы о сдаче не принимать. «В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения», - гласила директива немецкого командования.
Эти сухие строки нацистской директивы были настоящим приговором жителям Ленинграда: город и его жители должны быть уничтожены. Немцы все рассчитали с немецкой точностью. Они знали, сколько людей осталось в городе (правда, их расчеты оказались заниженными), каковы были запасы продовольствия. Крупнейшие продовольственные склады они уничтожили с воздуха. Гитлеровцы намеренно отказывались от штурма и стали ждать, когда голодные жители города пожрут друг друга и Ленинград «упадет к их ногам, как спелое яблоко». Но чего-то не учли гитлеровские стратеги... Город держался 900 дней и ночей.

2. Горький хлеб блокады
Ведущий 2. В блокадном кольце оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. Среди них около 400 тыс. детей. Их ждали невиданные трудности и страдания. Самой страшной была блокадная зима 1941-1942 г. Не было запасов продовольствия и топлива, не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей, канализация не работала. Нормы продовольствия постоянно снижались. В ноябре 1941 г. рабочие получали по 250 г хлеба в день, все остальные по - 125 г. Те знаменитые «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Из этого мизерного кусочка хлеба ленинградцы делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день.
В пригородах под огнем противника ленинградцы добывали из-под снега невыкопанную картошку и овощи. Чтобы притупить голодные мучения, люди ели касторку, вазелин, глицерин, столярный клей, охотились за собаками, кошками и птицами. Жестокий голод усугублялся наступившими сильными холодами, почти полным отсутствием топлива и электроэнергии. Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети. Артиллерийские обстрелы, начинавшиеся всегда внезапно, вызывали большие жертвы среди населения. Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. Иногда люди целые дни проводили в бомбоубежищах.

Ведущий 3. Все это резко увеличило смертность среди населения блокадного Ленинграда. Главной причиной смертности была т.н. алиментарная дистрофия, т. е. голодное истощение. Смертность приобрела настолько массовый характер, что мертвых не успевали хоронить. В домах и на улицах лежали тысячи незахороненных трупов. Многие ленинградцы в блокаду вели дневники. Весь мир содрогнулся, прочитав дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой, эта девочка записывала точные даты смерти своих близких. Таню вывезли на Большую землю, но спасти девочку так и не смогли.

За 900 дней беспримерной осады Ленинграда и во время оккупации его пригородов немецко-фашистские захватчики и их сообщники чинили чудовищные злодеяния и зверства над мирным населением. Они сбросили с самолетов 107 тыс. фугасных и зажигательных бомб и выпустили по Ленинграду 150 тыс. тяжелых артиллерийских снарядов. В результате блокады умерли от голода 641 803 человек.

3. Дорога жизни
Ведущий 1. Но ив этих нечеловеческих условиях город жил и продолжал бороться. Уходили на фронт новые бойцы, ленинградские заводы ремонтировали боевую технику, выпускали гранаты, мины, снаряды, тысячи жителей каждые сутки дежурили на крышах, тушили зажигательные бомбы, разбирали завалы, спасали людей из-под обломков рухнувших зданий. Пример ленинградцев еще раз доказал, что успешный отпор врагу зависит не только от боеспособности армии, но и от участия в борьбе всего народа. Отрезанные от Большой земли, защитники Ленинграда сражались не в одиночестве. Неразрывными нитями они были связаны со страной, со всем народом. Блокированный город знал, что к нему Устремлены внимание, любовь, вера, поддержка Родины! Связь с Большой землей проходила по Ладожскому озеру. Эту транспортную магистраль недаром назвали Дорогой жизни. В 1942 г. через Ладогу были проложены подводные трубы для подачи нефтепродуктов и электрический кабель, соединивший город с электростанциями Волховстроя. Зимой 1942 г. по ладожской ледовой Дороге жизни стало поступать продовольствие, нормы снабжения увеличились. По этой же дороге на Большую землю переправляли детей, раненых, больных. Около миллиона человек было вывезено из осажденного Ленинграда. Сломить стойкость и волю защитников города к сопротивлению, победить их голодной смертью немцам так и не удалось.
Ведущий 2. Ленинград не только выстоял, но и победил. И остался единственным среди крупных городов Европы, куда ни разу за всю его историю не вошли завоеватели.

В музее обороны и блокады Ленинграда уже много лет хранят память о жизни осажденного города. В фондах - тысячи артефактов. От продуктовых карточек и краюшки хлеба (125 граммов в сутки) до игрушек ленинградских детей, погибших при эвакуации на Ладожском озере. И люди продолжают приносить в музей свои семейные реликвии, связанные с блокадой. Например, кожаные, изрядно поношенные туфельки, принадлежавшие Вале Яковлевой. Ее папа ушел на фронт добровольцем, она с мамой и старшей сестрой осталась в осажденном городе. На шнурках узелки, завязанные неумелой детской рукой - Валя умерла в 1941 году, ей было всего четыре года. «Когда отцу на фронт сообщили, что Валечка умерла, он попросил в ответном письме сохранить туфельки Валечки. И эту просьбу пронесла через всю свою жизнь старшая сестра», - рассказала хранитель Музея обороны и блокады Ленинграда Анна Савельева.

Вот описание ранее неизвестного подвига сандружинницы Анны Зиминой из 3-го стрелкового полка.
«В бою 26 августа она оказала помощь, и вынесла с поля боя 42 раненых бойца вместе с оружием. Будучи сама трижды ранена, дружинница не ушла в тыл, пока все раненые не были эвакуированы. И такие подвиги не единичны, таких подвигов много», - поделилась информацией о подвиге Анны Зиминой главный документовед по работе со СМИ и общественностью ЦАМО РФ Виктория Каяева.
Или, например, приказ №1 командования Ленинградского фронта от 27 января 1944 года. В результате операции «Январский гром» наши войска прорвали оборону немцев на всем фронте и отбросили противника от города.
III. Заключительная часть классного часа:
14.40- 14.45
Классный руководитель: Ровно 80 лет назад под залпы салюта на улицы Ленинграда вышло все его население, даже незнакомые люди тогда обнимали друг друга. Случай уникальный - война продолжается, но городу разрешили отпраздновать свой День Победы. Он его заслужил.
Вы живые знайте, что с этой земли мы уйти не хотели, и не ушли.
Мы стояли насмерть у темной Невы, мы погибли, чтоб жили вы.

Литература
1. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. Учебное пособие. Авторы-составители Черноусова Ф.П., Яковлева Е.Ю. – М.: Центр педагогического образования, 2017. – 12с.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.